Молитва в день рождества пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы: все о празднике, традициях его встречи и явлениях Девы Марии Введение во храм Пресвятой Богородицы

Молитва в день рождества пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы: все о празднике, традициях его встречи и явлениях Девы Марии Введение во храм Пресвятой Богородицы

Что говорит Писание

Для верующих людей день физической смерти человека – точка лишь в земной его жизни, а вовсе не «окончательный финал всего». Далее следует продолжение – переход в иной мир. Светлая земная женщина, ставшая матерью Спасителя, прожила жизнь яркую и светлую, но и непростую. Ей пришлось выстрадать и страшные мучения своего сына, и пережить его мученическую смерть, и восхититься вместе со всеми его воскрешением и Вознесением. Кстати, в Библии нет упоминания такого слова, по сути, термина – «Богородица». Мария везде называется просто по имени, а Иисус называл ее Женщиной, Матерью – лишь однажды, поручая заботы о ней Иоанну Богослову.

В тему

С именем Богородицы связаны многие праздники. Из двунадесятых это Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Благовещение (7 апреля), а также Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Кроме того, отмечаются день Памяти святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (22 сентября), Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии (22 декабря), Успение праведной Анны (7 августа), Собор Пресвятой Богородицы (8 января), Покров Святой Богородицы (14 октября), Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля) и Положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября).

После Вознесения Иисуса Богоматерь, дева Мария, жила в доме Иоанна Богослова. В Библии рассказывается, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды, гуляя по Гефсиманскому саду, Марии было явление: появившийся перед ней архангел Гавриил возвестил Приснодеве, что через три дня состоится ее переход в вечную жизнь. Смерть телесная не будет иметь над Богоматерью власти – она умрет, будто заснет, и вскоре пробудится. Иными словами, ей было предречено Успение, в понимании Церкви обозначающее не смерть, а сон. Вот 28 августа и празднуют ее Успение, в результате которого произошел чудесный переход девы Марии на Небеса, где «она встретилась с Сыном, Отцом и духом Святым».

Богородица молилась оставшиеся дни земной жизни, и по ее молитве в Иерусалим начали съезжаться апостолы – ученики ее сына. Наступил третий час дня, шла общая молитва. И тут пробил час кончины девы Марии – комнату залил яркий свет, собравшиеся увидели самого Иисуса Христа в окружении ангелов, который и принял светлую, чистую душу Марии.

Тело Богоматери возложили на одр, и апостолы пронесли его через Иерусалим. Процессия направилась в Гефсиманию. Небо наполнилось звуками музыки, над процессией возникло облако света. По рукам некого Афония, первосвященника, решившего остановить процессию, прошелся огненный меч одного из ангелов – раскаявшийся Афония получил исцеление и в дальнейшем был истовым проповедником учения Христа.

Положив тело Богородицы в гроб, апостолы закрыли вход в пещеру с гробом большим камнем.

А через три дня в Иерусалим пришел запоздавший апостол – Фома. Он горько оплакивал Богородицу и так страдал, что не смог проститься с ней, что апостолы убрали камень от входа и решили разрешить Фоме приложиться к телу Богоматери. Однако оно исчезло: в пещере были лишь погребальные пелены – ткани, в которые по традиции заворачивали тело. Для апостолов это означало лишь одно: Богоматерь была взята на небо в теле.

Сомнения апостолов, если они и были, развеялись тем же вечером. Во время трапезы им явилась Богоматерь и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!» Это событие легло в основу чина панагии – возношения части хлеба в честь Богоматери, поскольку трапезничавшие во время ее явления апостолы преломили хлеб, подняли часть его и обратились к Богоматери с просьбой помогать им в дальнейшем. И с тех пор все верующие обращаются к Марии с благодарностью за рожденного ею Спасителя, просят ее о помощи и ощущают ее материнскую заботу и незримое присутствие.


Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Смысл и значение праздника

В день Успения церковь прославляет Богоматерь. Она, земная женщина, покровительствует всему человеческому роду и ходатайствует по молитве за людей пред самим Господом. Успение Марии – это ода вечной жизни, которая дается верующим, по Христову слову живущим людям. В том мире, где обретают покой чистые души, не бывает страданий и боли, болезней и слез, и переход в него из нашего мира – временный сон, длящийся до момента воскрешения души.

Как встречать этот праздник

Конечно, самое лучшее и правильное, что нужно сделать в этот день, – это посетить церковь и побывать на богослужении, которое в этот день проходит очень торжественно. Перед службой поставьте свечу, помолитесь и вспомните добрыми словами и мыслями всех родственников и близких. День Успения принято встречать с радостью в сердце и помыслах.

Что можно просить у Богородицы

Считается, что в этот день Богородица по-особому слышит молитвы о детях, особенно материнские молитвы. Так что по традиции в этот день Богородицу молят о здоровье для детей, просят для них хорошей судьбы, отведения от них мирских соблазнов. Если у детей возникли проблемы, то об их разрешении тоже советуют молиться в этот день. Покидая храм, не забудьте одарить нуждающихся милостыней.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Как известно, у каждого иконописного образа Богородицы есть своя история, свое значение и смысл. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» почитается особо: в ней заключен очень важный смысл для каждого человека - это иллюстрация того, что смерть не конец жизни.

Икона «Успение» изображает переход Божьей Матери из мира живых на Небеса. Икона изобилует подробностями: на ней запечатлены по сути все моменты, которые так или иначе связаны с рассказом об Успении Приснодевы. Важны и любопытны и детали изображения. Так, например, багряный цвет покрова одра и пурпурный цвет сандалий Богородицы – это знак царского достоинства и величия Богоматери. Иконы могут быть написаны несколько по-разному, многое зависит от размеры образа, и в зависимости от этого вы можете увидеть разное количество фигур. Однако несколько основных присутствуют всегда. Это Петр, в руках которого кадильница, он окуривает одр, Иоанн, оплакивающий Богородицу. Иногда рядом изображается отрубленное запястье (запястья) и человек с покалеченными руками – это Афония, о котором мы уже рассказали. За ложем изображается Иисус, а на руках его младенец – олицетворение души Богородицы. Иногда в верхней части образа есть свободное пространство, покрытое облаками, на которых видны некие фигуры – это символическое изображение апостолов, которые по тем или иным причинам не успели прибыть в Иерусалим к Успению. Изначально образ не был так насыщен деталями.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Когда и как молятся иконе

Молитвы перед образом совершаются в любой день – это не то что не возбраняется, а приветствуется. Молящиеся перед иконой получают уверенность в своих каждодневных делах, а кроме того, избавляются от страха физической смерти. Перед образом просят об избавлении от физических страданий, болезней, а также исповедуются. Считается также, что икона оберегает дом от всяческого негатива и проблем.

Основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы» звучит так:

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не попусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Явления Богородицы миру

Сказав апостолам, что она всегда будет с людьми, Богородица не изменила слову. Ее явления, как правило, совпадают с какими-то грядущими событиями, катастрофами, тяжелыми событиями – Святая дева предупреждает людей о беде. Примеров тому существует множество. Конечно, эти чудеса не раз подвергались критике и сомнениям, но несколько стали воистину историческими событиями.

– Общеизвестно, например, что в Латинской Америке самый почитаемый образ – это нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской. Ее считают покровительницей и Южной, и Северной Америк. В 1531 году Богородица явилась 17-летнему Хуану Диего, и являлась ему еще несколько раз, обращаясь через юношу с просьбой, чтобы на месте ее явления построили храм в честь Иисуса Христа. Индейцу не поверили – в то время вообще считалось, что души у индейцев нет, а значит, и явиться никто индейцу не может. Однако Дева Мария велела юноше подняться на холм и собрать на нем цветы в знак доказательства ее присутствия. Он знал, что на камнях не растет ничего, и был страшно удивлен, увидев на вершине куст роз, растущих прямо на камнях. Он сорвал розы, завернул их в свою накидку и явился перед лицом католического епископа. Описав увиденное, он развернул накидку: роз там не оказалось, зато с накидки смотрел... образ Девы Марии. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство.

– Знаменитая и ныне известная всему миру история произошла и в Лурде, во Франции. в 1858 году Бернадетта Субиру, девочка 14 лет, увидела Богоматерь 18 раз. Сначала Бернадетта увидела женщину с розами у ног, причем другие дети, бывшие рядом, ничего подобного не видели. Девочка собирала хворост; решив, что ей привиделся призрак недавно умершей селянки, она испугалась, но место манило ее, и она стала приходить туда снова и снова. Богородица передала через Бернадетту просьбу поставить в этом месте часовню. Передав в точности слова Девы Марии, Бернадетта доказала, что и правда общается с ней, указала на открытый Марией источник, возле которого начали происходить исцеления, сама стала монахиней и в 1933 году была причислена к лику святых. Мощи Бернадетты нетленны.

– Известно также Фатимское чудо – серия явлений Богородицы в 1917 году в португальском городе Фатима. Общались с Богородицей исключительно дети, но белое облачко, опустившееся на них, видели тысячи паломников. Явлению сопутствовал и странный танец солнца – казалось, оно кружится, как колесо, разбрызгивает искры; между тем Дева Мария оставила детям несколько предсказаний: первое – относительно грядущей Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней, затем – относительно России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы после периода хаоса наступили мир и покой, а третье предсказание касалось покушения на Папу Римского в 1981 году и, возможно, содержало еще какие-то детали относительно католической церкви, которые пока держатся в секрете.

– После вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр принял затворничество и уединился в подземелье для моления иконе Божьей Матери. Он не ел, не пил, три дня провел в молениях, и Божья Матерь явилась ему. Она сказала, что в стране должны быть открыты все храмы, священники должны начать службы, Ленинград нельзя сдавать врагу, а город нужно обнести чудотворной иконой Казанской Божьей матери. Как ни странно, но Сталин внял этим словам. Кстати, мало кто знает, но и Сталинградская битва началась с молебна...

– Массовая сдача немцев в плен во время боев под Кенигсбергом 1944 году тоже была связана с явлением: пленные немцы говорили, что «перед русским штурмом в небе появилась Мадонна, видимая все немецкой армии». В этот момент у всех отказало оружие.

– Удивительная история произошла и в Чернобыле. Об это рассказывал настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин. Многие видели в небе над городом силуэт женщины, спускающейся с облака... В руках ее была сухая трава – чернобыль... Она бросала ее на землю как предупреждение, сделанное за двадцать лет до известных трагических событий.


Фото: Павел Волков, "Вечерняя Москва"

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме .

Святогорская икона Божией Матери

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству . В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа .

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя .

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы , а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией . В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании . После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (5 декабря);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (22 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (8 января);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
  • Успение праведной Анны (7 августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в нашей Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (14 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

Рождество Пресвятой Богородицы – это большой праздник, который является первым в числе великих двунадесятых непереходящих праздников. Церковью он был установлен в IV веке. В этот день празднуется рождение Той, через Которую придет Христос Спаситель. Отмечается этот праздник – 8 (21) сентября, как день всемирной радости.
Другие названия праздника - (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Согласно преданию, родителями Девы Марии были праведные Иоаким, который происходил из города Назарета в Галилее (северная часть Палестины), из царского рода Давида, из мессианского "колена" Иуды, и Анна - из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священнического "колена" Левия.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.
С первых дней рождения Марии, Иоаким и Анна старались обогреть теплотой и добром Ее детскую душу, и всем тем, что говорило Ее душе о Боге. Когда же Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна принесли Ее в Иерусалимский храм, исполнения обета, который дали Господу Богу. В этот то и день, Церковь празднует праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы. Во многих деревнях на этот день приходились престольные праздники. Кроме того, почти по всей России в это время праздновали «оспожинки» - праздник сбора урожая: ходили друг к другу в гости, тесть и теща должны были принимать у себя молодоженов. В южно– русских губерниях было принято в этот день устраивать «осенины»: девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень», устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли. Это была вторая встреча осени, первая приходилась на Второй Спас. Специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни "богородичных праздников" - Рождество Богородицы, Введение, Благовещение и Успение Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее: Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 декабря / 8 января); Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2 / 15 июля); Положение честного пояса Пресвятой Богородицы - в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сентября); Покров Богородицы. В русской традиции особенно выражены празднования дней памяти прославленных чудотворных икон Богородицы - Владимирской (23 июня / 6 июля); Тихвинской (26 июня / 9 июля); Казанской (8 / 22 июля; октября / 4 ноября); Смоленской (28 июля / 10 августа); Донской (19 августа / 1 сентября); Иверской (12 / 25 февраля) и др.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - светлый день, наполненный благодатью. Сегодня нельзя злиться, ругаться с близкими. Нельзя заниматься тяжелой работой. Это один из великих двунадесятых праздников (двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

Сегодня мы возносим искренние молитвы Пресвятой Богородице, а она дарит надежду на лучшую жизнь. В этот день нужно произносить молитвы не только с просьбами, но и с благодарностью за все посланные милости. Когда-то день Рождества Богородицы считался Новым годом, это был день окончания сбора урожая. Сегодня всё начинается с чистого листа - так верили древние люди.

Этот великий праздник - великое утешение для всех бездетных супругов. Христиане верят, что сегодня Богородица услышит их молитвы и обязательно подарит ребеночка.

Рождество Богородицы - 2018

О рождении Богородицы в Библии не сказано ни слова. Про родителей Богородицы мы знаем из священного предания, и пусть это не смущает верующего читателя. Они же были евреи, а у евреев не забываются родственные связи. В памяти ортодоксального еврея хранятся знания о многих-многих предках, вплоть до родоначальников еврейских колен. Так что имена родителей Богородицы известны: звали их Иоаким и Анна.

Это были престарелые и испытавшие крест бездетности люди. Крест бездетности - нечто совершенно непонятное современному человеку. Ведь ныне живущие не чувствуют на себе ответственности исполнить заповедь «Плодитесь и размножайтесь».

Иоаким и Анна не имели деток, а хотели этого, и это жуткая боль, это распятие и крест для любой еврейской семьи, мечтающей поучаствовать в приближении Мессии.

Этими скорбями Господь выжигал из душ Анны и Иоакима гордость и тщеславие, и к концу жизни они смирились. Они достигли праведности, и вот тогда, когда ничего греховного они уже не могли передать своему потомству, они родили дочку.

Самый драгоценный ребенок - это первенец, как правило, рожденный в юности. Он самый первый, самый любимый, но он же и является жертвой наших жизненных ошибок и страстей, нашей неопытности…

А вот рожденные поздно дети бывают по-особенному нежны и чутки, их по-особому любят, и они сами по себе особые. Такой и была отроковица Мариам, будущая Богородица , рожденная от праведников преклонных лет.

В этот день родилась та, которая стала дверью, через нее Всевышний смог спуститься на Землю и стать человеком. Вот что мы сегодня празднуем.

Сегодня стоит подумать об обязанностях супругов, о семейности, о том духе взаимопонимания и согласия, который должен царить в каждой семье. Ведь мы страдаем от разводов, от отсутствия тепла и любви, от неумения жертвовать собой в отношениях, от вселенского холода, который витает в наших домах.

В нынешней церковной службе едва ли сохранились песнопения древних времен. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Ныне используется тропарь Рождества Богородицы , который принадлежит сравнительно древним векам.

Расскажи о древних традициях, связанных с праздником Рождества Богородицы, которые соблюдались в твоей семье. Нам будет очень интересно прочесть комментарии! В моей семье традиционно соблюдался пост: в этот день нельзя было есть мясо, яйца, молочные продукты, запрещалось употреблять алкоголь.

Даже если ты не привык соблюдать пост, не волнуйся. Гораздо важнее
быть добрым к окружающим тебя людям и прощать их слабости и недостатки. Поделись нашей статьей со своими друзьями! Поздравь их с этим великим днем.

делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7 : Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4 : Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник — Сретенье Господне — в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.

Предпразднство — это дни, подготавливающие праздник, попразднство — продолжение праздника и отдание — это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

В структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник — тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Клирос храма

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов, которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения «Достойно есть» поется особый Задостойник (т.е. «за» (вместо) «Достойно…»), который также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания, которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые

На детском утреннике в храме — будущий клирос

Клирос храма

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ она опускается.

ТРОПАРИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
и, разруши́в клятву, даде́ благословение,
и упразднив смерть, дарова́ нам живот вечный.

Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.

Спаси, Господи, люди Твоя,
И благослови достояние Твое,
Победы на сопроти́вныя да́руя,
И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Днесь благоволения Божия предображе́ние
и человеков спасения пропове́дание;
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает.

Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зижди́телева исполнение.

Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии звездою уча́хуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.

Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи,
тро́ическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя Сына именуя,
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение.

Явле́йся, Христе Боже,
и мир просвеще́й, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.

Радуйся, благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш,
просвеща́яй сущия во тьме;
веселися и ты, старче праведный,
прие́мый во объятия Свободителя душ наших,
да́рующаго нам воскресение.

Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.

Днесь спасения нашего глави́зна,

и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовеству́ет.

Тем же и мы с ним Богородице возопии́м:
радуйся, благодатная,
Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (воскресенье перед Пасхой)

Общее воскресение

прежде Твоея́ страсти уверяя,
из ме́ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко о́троцы, победы зна́мение носяще,
Тебе, Победителю смерти, вопие́м:
осанна в вышних,
благословен гряды́й во имя Господне.

Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (40-й день по Пасхе, четверг)

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извеще́нным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Изба́витель мира.

Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (50-й день после Пасхи)

Благословен еси, Христе Боже наш,
иже премудры ловцы явле́й,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловле́й вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям.

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показа́вый учеником Твоим славу Твою,
якоже можа́ху; да возсияет и нам грешным
свет Твой присносу́щный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе.

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преста́вилася еси к животу, Мати су́щи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти

Тропари Великих недвунадесятых праздников

(тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)

Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престоле огнезрачнем /
в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, /
сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. /
Слава всеблагому Твоему совету, /
слава смотрению Твоему, /
слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие /
светло празднуем, /
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/
и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
спасти души наша.

Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:

Пророче и Предтече пришествия Христова, /
достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися /
славным и честным твоим рождеством, /
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:

Память праведнаго с похвалами, /
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.