Кто ты: художник или мыслитель? Диагностическая методика

Кто ты: художник или мыслитель? Диагностическая методика "художник или мыслитель" Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться

Главная > Инструкция

Тест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

    У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д. 2. П больше Л означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и пи этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. Тест 2 «Художник или мыслитель» Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ. А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат. Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Если предмет сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то ведущий – левый глаз и наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. В. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат. Интерпретация результатов. ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпелив и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. ПЛЛЛ – этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Интерпретация: сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП – мыслительному. Остальные сочетания отражают многообразие психологических структур. Тест оценки общих умственных способностей (КОТ) (краткий отборочный тест) Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно – не верно». Если ПТ оптанта равен или выше нормы, то испытуемому можно рекомендовать обучение (если не требуется более тонкой диагностики по тестам специальных способностей), которое связано в первую очередь не только с отработкой практических навыков, но и с развитием потенциального интеллекта. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15-20 минутами. Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15-20 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. ВОПРОСЫ. 1. Одиннадцатый месяц года – это: 1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль 2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий; 2 – строгий; 3 – мягкий; 4 – жесткий; 5 – неподатливый 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 – определенный; 2 – сомнительный; 3 – уверенный; 4 – доверие; 5 – верный 4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)? 1 – да; 2 – нет 5. Какое из следующих слов отлично от других? 1 – звонить; 2 – болтать; 3 – слушать; 4 – говорить; 5 – нет отличающихся слов 6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный; 2 – непристойный; 3 – неподкупный; 4 – невинный; 5 – классический 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1 – сладкий; 2 – язык; 3 – запах; 4 – зубы; 5 – чистый 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Fielder E.H. Filder E.N. Connor M.C. Conner M.G. Woesher O.W. Woerner O.W. Soderguist P.E. Soderguist B.E. 9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 – очевидный; 2 – явный; 3 – недвусмысленный; 4 – отчетливый; 5 – тусклый 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины? 13. Сколько из следующих шести пар чисел являются полностью одинаковыми: 5296 5296 66986 69686 834426 834426 7354256 7354256 61197172 61197172 83238324 83238234 14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1 – дружеский; 2 – приятельский; 3 – чужой; 4 – родной; 5 – иной 15. Какое число является наименьшим? 1) 6; 2) 0,7; 3) 9; 4) 36; 5) 0, 31; 6) 5 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение: ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ 17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 1 2 3 4 5 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ 21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1) держать нос по ветру; 2) пустой мешок не стоит; 3) трое докторов не лучше одного; 4) не все то золото, что блестит; 5) у семи нянек дитя без глаза 22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ? 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне; 2) марте; 3) мае; 4) ноябре 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключение будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Все передовые люди – образованные. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые образованные люди занимают крупные посты. 25. Поезд проходит 75 см за ¼ сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени. 27. Пять полукиллограмовых пачек мясного фарша стоят 20 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 рублей? 28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. 5 4 6 3 7 2 8 1 13 11 9 14 12 10 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей. 31. Автомобиль «Жигули»,стоимостью 2400 долларов, был уценен во время сезонной распродажи на 33,33%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция? 1 2 3 4 5 . 33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней. 35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину. 37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 39. Если полкило картошки стоит 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно купить за 50 центов? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? 1/4 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/6 41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м? 43. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью. 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? ¼ 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14 46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 рублей, К. -35000 рублей, П. – 20000 рублей. Если прибыль составит 24000 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 47. Какие из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл? 1. Куй железо, пока горячо. 2. Один в поле не воин. 3. Лес рубят, щепки летят. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Не по виду суди, а по делам гляди. 48. Значения следующих двух фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь. 49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие? 1 2 3 4 5 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом? Обработка результатов. Обработка производится при помощи ключа правильных ответов. Подсчитывается общее число совпавших с ключом ответов. КЛЮЧ

ответ

Ответ

ответ

ответ

Ответ

ТАБЛИЦА НОРМ

Выборка

Норма

Уровень

Стандартные отклонения

Школьники 7 – 9 классов

Школьники 10 – 11 классов

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:
  1. Тесты по обществознанию. Введение

    Тесты

    ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.

  2. Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?

    Документ

    Профессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,

  3. Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3

    Документ

    Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

  4. Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.

    Книга

    Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,

  5. Внутри вас

    Документ

Частенько проживая собственную жизнь, обрастая друзьями и знакомыми, выводя мнения о разных областях, предметах и явлениях в жизни, мы чувствуем достаточную компетентность. Но не менее часто самыми неизвестными нам людьми на Земле оказываемся мы сами. Как правило, проявляется это в каких-то критических либо просто важных ситуациях.

Например, мы уложили речь в своей голове, но собеседник не стал ведомым, а перешел в ведущие, и мы уже лихорадочно ищем уверенность в тех словах, которые мы ему даем в ответ и чувствуем свою растерянность, понимая, что все - мы неубедительны и дело "пахнет керосином".

Или, неся по жизни маску спокойного и благоразумного человека, в неожиданной ситуации мы переживаем нервный срыв, ставя не только его свидетелей в неприятную ситуацию, но и самого себя в приличный тупик:)

Существует множество способов узнать себя поближе. Хочу сразу сказать, что так распространенные сейчас психологические тесты не несут смысловой нагрузки и не приближают ни на йоту к пониманию хотя бы части себя.

Дело в том, что существует так называемая "социальная желательность". Это маска, которая прирастает к человеку и заставляет его делать, думать и поступать, как принято в данном социуме. Улыбаться голливудски, порицать, поощрять и т.д. Искренностью здесь и не пахнет, но мы привыкаем к ношению этих масок, потому как путь "белой вороны" подходит только тем, кто его выбирает сознательно :)

В профессиональные же тесты всегда вставляется шкала лжи, представляющая несколько вопросов совершенно невинного характера и поэтому не замечаемая людьми. Люди с высокой социальной желательностью, как правило, тесты не проходят - баллы, собранные по этой шкале, слишком высоки. А если баллов много, это значит, человек врет (пардон за грубость:). В отделе кадров он потом удивляется и может даже возмущаться, но на определенные должности его просто не возьмут. И весьма обоснованно. Психологи, посчитав шкалу лжи, даже не будут обрабатывать такой тест:)

Поэтому психологическое развлекалово не только не дает хотя бы приблизительно верного результата, но и вредит, если человек принимает полученные данные всерьез - он уходит еще дальше от самого себя:)

Есть некоторые биологические признаки, по которым можно приблизиться к тому, кто в Вас обосновался - художник или мыслитель. Поскольку это биология, то социальной желательности здесь нет и можно надеяться на более-менее практический результат. Итак, экспресс-анализ.

1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (записывайте Л) или правой (пишите П).

2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если Вы закрываете правый глаз или левый? Л или П запишите к результату, полученному в пункте 1.

3. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите Л или П.

4. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху? Запишите.

У Вас получились четыре буквы. Смотрим.

ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический; при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип. Но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Соответственно, если у Вас получилось больше П - значит, преобладают функции левого полушария (логическое мышление - мыслитель). Ну, а если Л - образное мышление правого полушария делает Вас художником:)

Ясных мыслей Вам и творчества совместно с маем!

Тест 1 «Художник или мыслитель»

Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный.

Для художественного типа, т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции , логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов , он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Диагностика интеллектуальных способностей ориентирована на учет двух показателей индивидуального интеллекта: интеллектуальную продуктивность и своеобразие интеллектуальной деятельности.

Диагностируемые психологические качества (с указанием соответствующих процедур).

Показатели интеллектуальной продуктивности

I. Уровневые свойства интеллекта:

1) объем кратковременной слуховой и зрительной памяти (методики «Воспроизведение рядов цифр», «Воспроизведение геометрических фигур»);

2) сравнительные возможности эффективности механического и логически-смыслового запоминания (методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»);

3) основные свойства внимания (методики «Корректурная проба», «Отыскание чисел», «Перепутанные линии»);

4) уровень развития пространственных представлений (методика «Сложение фигур», «Магическая фигура»);

5) уровень вербального понимания (методики «Сложные ассоциации», «Выявление существенных связей между понятиями»).

II. Процессуальные свойства интеллекта:

1) гибкость мыслительного процесса, связанная со способностью переходить от одного способа решения к другому (методики «Решение серии арифметических задач», «Текст с противоречием»);

2) индивидуальные стили кодирования информации (методика «Пиктограмма»).

Показатели своеобразия интеллектуальной деятельности

Выраженность основных познавательных стилей. Преобладание полезависимого – поленезависимого стиля интеллектуальной деятельности (методика «Включенные фигуры»).

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти.

Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:

Обработка результатов. После завершения работы учитель обсуждает с учениками успешность выполнения задания и определяет объем кратковременной памяти. Чем больше рядов запомнит ученик, тем больше объем его кратковременной памяти.

Методика «Воспроизведение геометрических фигур»

Инструкция. В течение 10 сек. учащийся должен внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде попытаться нарисовать их в том же порядке.

Оборудование. Плакат со стимульным материалом, бланк, ручка.

Стимульный материал


Обработка результатов. Подсчитайте продуктивность В (%):

число правильных фигур

В = х 100%

От 70 до 100% - высокий показа;

от 30 до 70% - средний показа;

от 0 до 30% - низкий показа

Методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»

Работа проводится в два этапа. На первом этапе предлагается запомнить пары слов, не связанных по смыслу, на втором – пары слов, связанных по смыслу.

Инструкция. Прочитайте и запомните пары слов.

1 этап

1) жук – щетка;

2) очки – грибы;

3) ромашка – зарядка;

4) дождь – сердце;

5) мухомор – диван;

6) гребенка – ветер;

7) сапоги – циркуль;

8) топор – кисель;

9) муравей – экскаватор;

10) стол – дым

Учитель предлагает записать слова. Он называет первое слово, а учение записывает второе слово пары.

Как правило, школьники воспроизводят 3 – 8 пар слов.

2 этап

1) сарай – дрова;

2) стул – кресло;

3) зерно – булочка;

4) дерево – лист;

5) котенок – тигр;

6) кухня – кастрюля;

7) муха – бабочка;

8) солнце – свет;

9) молния – гром;

10) пластилин – стекло

На этом этапе количество воспроизведенных пар слов значительно выше, чем в первом случае, что является показателем большей продуктивности смыслового запоминания по сравнению с механическим.

Методика Бурдона «Корректурная проба»

Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просмотрите их слева направо. Буквы «а» подчеркнуть, а буквы «о» зачеркнуть. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркнуть, а «о» подчеркнуть.

При работе по первому способу через минуту следует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через минуту следует команда: «Черта, первый способ!». Поставьте черту и начинайте работать первым способом и т. д.

Время работы – 5 мин.

носмкалверлкевссвмлормраекнрековнлмрслаоскемрвкнсонеалкрамен

окрнрвмланрклоенмрвклсклмлоеараслвмрнаеонлармссвавсекенавасз

мнсккраовлменрслаосрвкеннлаеомралсвмвоеасрнлсоеоамлывкмронв

аквориесамекворменокравсемалнлмркесовмлнкесрнеовмвакасосмнлл

ломеснкавоковмнесалквемрнаовскамрнрсомлкралеснрвлкевалмнеско

лнмсосалкавмвоенрсекнлнвосекрмнлнаксвоанрмевкласенмвоковакнсе

квнорнквнлмаоеослнрсаеовмвслармеоалннекврсоалсрнемлвоарккснм

савоанекесвавссмралноевнрмвлсарреаолмколкврмнеолкрналмврнрко

немарклаеноенкврнексоалсрмлнвокереароморлмвссвеклревлакмсона

сонакмевлклрсвемвсорлромкеарокелнвсрмоалексвсврмснкенокламраен

рковрналмкрнеолрмнлквлксолмраелсармвевнлномравссчваеконсавгез

смнркквоаемлсрноалврспекелнмеолармвсеоврсаслноеолмаквнормквн

вкарноасекемровномркосвамелнлкрмоселмвекннрсвоеавмалксослмн

молнсевакоконмвасевклрмеоанкстрмасрнлмоаркселврнекллавенмокс

онмсаквлреклвессмврлмороеарккеволнрмлсоаксмеррнкосенларкмане

конрврлмнакролнермквсллклмоерасавлрмвноеелнрасмвсваесеканвоса

нмксркоалветнлсоарсквнелноамерслмвоваерслносоеманклврмнокв

каоврнсемакеовмрнекоарсвмелаенрмексосмвнлекрсенвовмкаасосмслн

олемнсаковаквменосклеврманвоксманрсрмокралернсрврклвеланмсоке

неармалконекнсмрвскелаомрсвнлекораекморлросвмевсрлклвемканос

Обработка результатов.

1. По завершении работы учитель просматривает бланк испытуемого, подсчитывая по заранее подготовленному ключу число ошибок: за каждую ошибку, пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60 знаков.

2. Подсчитывается общее число просмотренных букв.

3. Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет число ошибок.

Оценка результатов

Ошибка в баллах

Количество посмотренных знаков (минус ошибки)

От 920 до 1075 – выше среднего;

от 670 до 920 – средний;

от 0 до 670 – ниже среднего.

Методика «Отыскание чисел»

Инструкция. На бланке таблица с 25 клетками, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40. Необходимо как можно быстрее записать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке. Если какое-либо число будет пропущено, ничего исправлять не надо, так как исправление равноценно ошибке. Работа продолжается.

Обработка результатов. Время работы – 1,5 мин.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Ошибка в баллах

Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления)

От 7 до 9 баллов – выше среднего (1);

от 4 до 6 баллов – средний (2);

от 1 до 3 баллов – ниже среднего (3).

Методика «Перепутанные линии»

Инструкция. На рисунке 25 перепутанных линий. Необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинать следует с линии, обозначенной слева 1, найти, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем перейти к линии 2 и т. д.

Ответы следует записывать по порядку на отдельном листе бумаги, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание надо только путем зрительного контроля, не ведя вдоль карандашом или пальцем.





Начало линий Конец линий




1 1

2 2


3 3

4 4

5 5


7 7


8 8


14 14

16 16

17 17

19 19

Обработка результатов. Правильные ответы: 1 – 22, 2 – 1, 3 – 8, 4 – 23, 5 – 6, 6 – 13, 7 – 21, 8 – 14, 9 – 3, 10 – 4, 11 – 11, 12 – 2, 13 – 10, 14 – 15, 15 – 19, 16 – 12, 17 – 16, 18 – 9, 19 – 7, 20 – 25, 21 – 24, 22 – 17, 23 – 20, 24 – 18, 25 – 5.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

Методика «Сложение фигур»

Инструкция. Необходимо мысленно составить целые геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, крест) из отдельных элементов, расположенных на бланках. Необходимые для составления фигуры элементы следует отметить крестиком.

Материал для решения каждого задания состоит не только их необходимых частей, но и из лишних.

Время работы – 15 мин. Работайте быстро и точно.

Обработка результатов. Обработка осуществляется по формуле Р – В, где Р – число отработанных заданий, В – число ошибок, Т – время выполнения заданий. Т

Больше 1,5 – выше среднего;

от 1,0 до 1,5 – средний;

меньше 1,0 – ниже среднего.

Задание

Ответ

Рис. 1. Пример сложения треугольника, квадрата, круга и креста из различных фигур.

Задания



Ответы

Методика «Магическая фигура»

Следует рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

2. Сколько равнобедренных треугольников?

3. Сколько прямоугольных треугольников?

4. Сколько прямоугольников?

5. Сколько ромбов?

Ответы: 1) 68; 2) 32; 3)36; 4) 18; 5) 13

Методика «Сложные ассоциации»

Представленные пары слов находятся в логической связи, шесть пар из них отмечены шифром-буквой, а двадцать пар – шифром-числом. Необходимо к двадцати парам слов по аналогии (по ассоциации) подобрать пары слов, отмеченные буквой. В таблице в графе «Ответы» необходимо поставить соответствующую букву или число и букву. Например, первая пара слов: испуг – бегство. Отношение между ними: испуг – причина, бегство – следствие. Этому соответствует шифр «Д» (отравление – смерть). Значит, в ответе пишут «Д» или «1Д».

Пара слов

Шифр-буква

Овца – стадо

Малина – ягода

Море – океан

Свет – темнота

Отравление – смерть

Враг - неприятель

Пара слов

Шифр-буква

Ответ

Испуг – бегство

Физика – наука

Правильно – верно

Грядка – огород

Пара – две

Слово – фраза

Бодрый – вялый

Свобода – воля

Страна – город

Похвала – брань

Месть – поджог

Десять – число

Плакать – реветь

Глава – роман

Покой – движение

Смелость - геройство

Прохлада – мороз

Обман – недоверие

Пение – искусство

Тумбочка – шкаф

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приводятся в таблице.

Оценка в баллах

от 7 до 20 баллов – выше среднего;

от 10 до 15 баллов – средний;

от 6 до 9 баллов – ниже среднего

Методика «Выявление существенных связей между понятиями»

Инструкция. Даны двадцать обобщающих слов, к каждому из них – набор по пять слов, на которых два более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, периметр, шестиугольник).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круг, печать).

8. Чтение (глаза, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).

10. Игра (картина, игроки, штрафы, наказание, правила).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приведены в таблице.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

от 18 до 20 баллов – выше среднего;

от 14 до 17 баллов – средний;

от 9 до 13 баллов – ниже среднего

Тест «Решение серии арифметических задач»

В данном тесте, предложенном А. Лачинсом, ригидность измеряется с помощью последовательного решения 12 арифметических задач. Операционально ригидность моделируется как «склонность к неадекватному применению старого способа действия в новых условиях». Задачи 1 – 5 выполняют роль установочной серии; задачи 6 – 9 – контрольные и допускают простое решение; 10 – 12 – критические и могут быть решены только простым способом. Переход на новый способ в задачах 6 – 9 спонтанный, в задачах 10 – 12 – вынужденный.

При выполнении теста в групповой форме учащимся дается устная инструкция.

Инструкция. Следует решить 12 арифметических задач. У них общее условие – тремя сосудами разной вместимости отмерить заданный объем жидкости. Например: даны три сосуда емкостью 15, 5 и 2 литра. Как отмерить ровно 6 литров?

Возможный вариант решения. Наполним водой сосуд объемом 15 литров, отольем из него 5 литров и два раза по 2 литра. Оставшееся количество жидкости составляет как раз 6 литров. Запись решения: 15 – 5 – 2 – 2 = 6.

По команде «Начали!» учащиеся начинают как можно быстрее решать задачи и записывать решения в виде равенства (как в указанном примере). Все расчеты производить в уме. По окончании работы школьники поднимают руку для регистрации времени.

Образец бланка

№ п/п

Дано

Надо

Решение

15 – 5 – 2 = 6

Интерпретация результатов. Показателем ригидности является номер пробы, на которой учащийся перешел от старого, громоздкого к новому, адекватному способу решения. Чем больше номер, тем сильнее проявляется ригидность.

Методика «Текст с противоречием»

Получив отрицательные ответы, учитель предлагает учащимся перечитать текст. Если и на этот раз ребята не находят правильного ответа, учитель указывает на места с противоречиями в тексте. Образец текста – отрывок из книги К. Ферри «Золотоискатели».

Лодка была медленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку, как будто и лодка, и пассажиры не имели ни веса, ни каких бы то ни было возможностей противостоять этому всесильному потоку. Во время крутых спусков берега проносились мимо испуганных путешественников со страшной скоростью, прибрежные камни и редкие деревья мелькали, сливаясь в пеструю ленту, вызывающую головокружение. На подъемах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела. Река была подобна живому существу – так же легко и радостно спускалась с горы и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъемах.

Мальчики приходили в себя, оторопело смотрели друг на друга, но не успевали они вдоволь посмеяться над своим испуганным видом, как поток срывался с завоеванной вершины, и опять начиналось стремительное мелькание, томительное ожидание следующей передышки.

Методика «Пиктограмма»

Инструкция. Предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень большой и с первого раза его трудно запомнить. Для облегчения запоминания можно, сразу после того как названо слово, выполнить в качестве «узелка на память» то или иное изображение, которое затем поможет воспроизвести названное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения: этот рисунок выполняется для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру называемого слова.

После ознакомления с инструкцией учащимся читают поочередно слова с интервалом не более 30 сек. Перед каждым словом (словосочетанием) называют его порядковый номер. Слово выговаривают четко, один раз.

Воспроизведение названных слов проводят через некоторое время, например в конце урока.

Слова и словосочетания для пиктограмм

1-й вариант 2-й вариант

1. Веселый праздник. 1. Трудная работа.

2. Развитие. 2. Разлука.

3. Богатство. 3. Сомнение.

4. Ядовитый вопрос. 4. Смелый поступок

5. Глухая старуха. 5. Слепой мальчик.

6. Печаль. 6. Болезнь.

7. Дружба. 7. Война.

8. Беззубый дед. 8. Темная ночь.

9. Сердитая учительница. 9. Мальчик-трус.

10. Надежда. 10. Страх.

11. Любовь. 11. Зависть.

12. Мысль. 12. Власть.

Обработка результатов. Учащиеся воспроизводят зашифрованные в рисунках слова. Учитель повторно читает перечень, учащиеся проверяют правильность воспроизведения. Можно выделить три группы,

1-я группа: высокая продуктивность памяти, вербальный материал воспроизведен полностью и без ошибок;

2-я группа: материал воспроизведен полностью, но с искажениями, например, вместо «мальчик-трус» - «трусливый мальчик», вместо «глухая старуха» - «глухая бабушка»;

3-я группа: материал воспроизведен не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа рисунков-пиктограмм можно выделить группы по типу используемых изображений.

Группа А – используются преимущественно абстрактные и знаково-символические формы (линии, стрелки, геометрические фигуры и т. п.). Эту группу можно условно назвать «мыслители».

Группа В – преобладают конкретные изображения (различные предметы: часы, автомобиль). Условно эту группу можно назвать «реалистичные».

Группа С – преобладают сюжетные и метафорические изображения (человек в выразительной позе, ситуация с несколькими участниками, взаимосвязанные предметы, иносказательные изображения. Например, «дружба» - пиктограмма в виде тройки коней и т. п.). Условно эту группу можно назвать «художники».

Методика «Включенные фигуры»

Тестирование проводится в индивидуальной и групповой формах. В первом случае учащиеся с помощью учителя знакомятся с заданием и выполняют тренировочный образец на первой странице тестового материала методики.

Во втором случае после тренировочной серии учитель знакомит учащихся с инструкцией и при помощи секундомера фиксирует время выполнения задания в минутах (секунды округляются до минут).

Инструкция. По команде «Начали!» каждый учащийся должен на бланке рядом с номером карточки написать букву, обозначающую элемент, включенный в фигуру. Каждому потребуется разное время на выполнение задания. Поэтому, дав последний ответ, учащийся поднимает руку, чтобы можно было точно зафиксировать время окончания работы. Не следует долго задерживаться на каждой фигуре. Если нет ответа, то на листе ответов ставят прочерк и переходят к следующей фигуре.

Пример задания

Буквами А – Д обозначены элементы, один из которых обязательно присутствует в приведенных далее изображениях. Напишите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке.

1 (А) 2 (Г) 3 (В)

Пример работы с включенными фигурами: а – задание, б – ответ

Свою принадлежность к художественному или мыслительному типу можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.

1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

3. Станьте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

4. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основные черты - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Если результаты тестирования разных людей совпадают, это говорит о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Как вы заметили, сочетание ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.

МЫСЛИТЕЛЬ ИЛИ ХУДОЖНИК?

Инструкция.
Рядом с утверждением поставьте цифру, соответствующую степени проявления у вас качеств или состояний, отраженных в высказываниях. Оценки ставятся по следующей системе:
«Не согласен» - 0;
«Редко случается» - 1;
«Случается со средней частотой» - 2;
«Качество проявляется часто» - 3;
Качество проявляется постоянно» - 4.
Оценивать нужно каждое высказывание. Отвечайте быстро, но вместе с тем так, чтобы правильно понять смысл высказывания и верно определить частоту или степень проявления у вас качеств или состояния, зафиксированных в них.
Отвечайте правдиво, ведь это не оценка, а самооценка (анализировать ответы вы будете сами)
  • 1. Я склонен к анализу (расчленению объектов или явлений при их изучении).
  • 2. Мои суждения конкретны (не люблю абстрактных рассуждений).
  • 3. Знание о чем-либо я предпочитаю получать в результате умозаключений, почерпнутых из книг, а не из непосредственных впечатлений (наблюдений).
  • 4. У меня яркое (образное) мышление (воображение).
  • 5. Я умею делать выводы на будущее из своего опыта.
  • 6. Я сообразительный и находчивый человек.
  • 7. Мне удается достаточно точно оценивать длительность событий.
  • 8. Я плохо запоминаю слова (песен, стихов, иностранных языков).
  • 9. У меня обостренное восприятие речи (слышу, даже если говорят шепотом).
  • 10. Я практичен (хорошо ориентируюсь в конкретных ситуациях и добиваюсь успеха)
  • 11. У меня плохой музыкальный слух (пою фальшиво, не могу правильно воспроизвести мелодии, путаю их).
  • 12. Я воспринимаю явления мира в целом, со всеми подробностями.
  • 13. У меня хорошая память на учебный материал (помню почти все школьные премудрости).
  • 14. Я предпочитаю судить обо всем по личным впечатлениям.
  • 15. Мне удается нащупать (вскрыть, обнаружить, понять) связи между объектами, явлениями или процессами.
  • 16. Мне удается вычленять нужные сведения на фоне шумов и помех.
  • 17. У меня хриплый, глуховатый голос.
  • 18. Я воспринимаю искусство очень эмоционально (обостренно).
  • 19. В компании с равными начинаю разговор первым.
  • 20. Мне легко давались гуманитарные предметы.
  • 19. Мои мысли опережают речь на столько, что я захлебываюсь словами.
  • 21. Мои мысли опережают речь настолько, что я захлебываюсь словами.
  • 22. Я умею подражать (имитировать, передразнивать, пародировать голоса, манеры, привычки людей).
  • 23. Я хорошо улавливаю музыкальные (и другие) ритмы.
  • 24. Для меня характерно пессимистическое настроение.
  • 25. Когда кто-либо выдвигает новую идею, у меня сразу же возникает желание спорить, я требую доказательств в пользу высказанной идеи.
  • 26. Я бываю настороженным (бдительным, подозрительным).
  • 27. У меня преобладает пессимистическое настроение.
  • 28. Бывает, я быстро (мгновенно) нахожу решения.
  • 29. Меня раздражают (мне мешают) жесты (мимика), которыми человек сопровождает свою речь.
  • 30. Бывает, что мои чувства (интуиция) подсказывают мне выход из затруднительного положения.
  • 31. Я склонен к систематизации того материала, с которым мне приходится работать.
  • 32. Одинаковые (или почти одинаковые фразы) я воспринимаю то как угрозу, то как совет, то как выражение дружеского расположения.
  • 33. Я хорошо считаю.
  • 34. Мне легко давались произношение и интонации при изучении иностранного языка.
  • 35. Я люблю классифицировать то, с чем мне приходится иметь дело.
  • 36. Я воспринимаю спектакли по радио и рассказы очевидцев как образные картины.
  • 37. Я плохо запоминаю лица.
  • 38. Я хорошо слышу такие звуки, как звон разбитого стекла, бульканье воды, тиканье часов, хлопанье дверей, чихание, храпение.
  • 39. Моим действиям предшествуют размышления об этих действиях.
  • 40. Глядя на что-либо, я, прежде всего, воспринимаю форму объекта.
  • 41. Я склонен обобщать накопленный опыт.
  • 42. Я запоминаю новые мелодии быстро и могу повторить их правильно.
  • 43. Что угодно может стать для меня предметом обсуждения (я люблю поговорить).
  • 44. Знания, полученные во время во время учебы, недолго удерживаются у меня в памяти.
  • 45. Я не замечаю такие звуки (шумы), как ход часов, плеск воды, лай собак, смех и др.
  • 46. Я помню запахи, звуки, цвета моего детства или юности.
  • 47. Я считаю, что интонации и чувства в разговоре – лишь помеха. Главное - смысл.
  • 48. Я не склонен инициировать разговор даже в компании с равными.
  • 49. Мне легко давалась алгебра.
  • 50. Я умею мысленно в живых картинах сопоставлять (соотносить) образы объектов (или их элементов).