Основные виды спецтехники. Спецтехника виды, типы, категории, классификация, какая бывает спецтехника

Основные виды спецтехники. Спецтехника виды, типы, категории, классификация, какая бывает спецтехника

Человек способен многие строительные работы сделать своими руками, однако, не все. И, в случае, если самостоятельно справится с определенным видом работ не получается, на помощь приходит специализированная техника. Современные инженеры, разрабатывая технику, не в состоянии создать машину, которая была бы универсальной.

Поэтому имеется некоторая классификация техники:

Основное предназначение;

Род выполняемых работ;

Сферы человеческой деятельности, в которых она используется.

Таким образом, спецтехника, подразделяясь на 5 основных разновидностей может быть: автомобильной, строительной, коммунальной, дорожной и сельскохозяйственной. Прежде чем ets-group.com.ua , необходимо разобраться с этим вопросом более детально.

Классификация строительной спецтехники

Исходя из самого названия понятно, в каких целях используется этот вид техники. С ее помощью можно оптимизировать и ускорить строительный процесс, а также улучшить его качество. Так как строительная сфера довольно обширна, как и спектр выполняемых работ, спецтехники для нее также существует немало.

Строительная техника бывает нескольких видов:

Подъемная техника – механизмы популярные и требовательные. Такую технику можно встретить на каждой строительной площадке. Подъемные краны, используемые в этой категории, могут быть автомобильные, козловые и мостовые. Автомобильный манипулятор – самая маленькая техника, которая относится к подъемной. С помощью подъемных кранов можно решить самые сложные и трудоемкие задачи. Автовышка – также распространенный вариант подъемной техники, который используется для работ на высоте;

Самосвалы - техника, которая используется с целью перевозки тяжелых материалов на короткие дистанции;

Экскаваторы и погрузчики. Используя эту технику можно выполнять несколько задач: рыть котлованы, уплотнять грунт, погружать, разгружать и другое. Также частый гость строительных площадок.

Дорожная техника

Перечень следующий:

бульдозер. В основном применяется для транспортировки больших объемов грунта;

Грейдер. Применяется с целью выравнивания почвы и дорожного строительства;

Каток. С помощью этой машины можно асфальтировать площадки и автомобильные дороги.

Автомобильная техника

Чаще всего это автомобили, цель которых – перевозка различных грузов. Также к этой категории относят: цистерны, автобетономешалки, панелевозы, рефрижераторы и другие.

Коммунальная техника

Такая техника необходима для того, чтобы выполнять задания по уборке и облагораживанию территории. К такой технике относятся подметальные и поливочные машины, техника для уборки снега, машины, очищающие канавы и так далее.

Сельскохозяйственная техника

По классификации такие машины используют с целью сбора зерна, обработки земли, посева и т.д.

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался со спецтехникой в быту или на работе, но не все разбираются в ее классификации и видах. Глубочайшее заблуждение думать, что ее применение ограничивается только строительной или транспортной сферой. Зачастую из-за незнания существующего разнообразия мы теряем драгоценное время и силы на работу которую можно доверить машине.

Группы спецтехники:

  • подъемная, а именно гидролифты, гидроборта, автовышки, гидроманипуляторы, погрузчики различных типов и краны - манипуляторы. Основное применение осуществляется в процессах связанных с погрузочными, подъемными работами при транспортировке грузов. Для логистических, транспортных компаний, на складских территориях такая техника незаменима.
  • автомобильная спецтехника в виде полуприцепов для перевозки грузов и грузовых автомобилей - обязательные атрибуты транспортных компаний. Лесовозы, бензовозы, ломовозы, автоцистерны и пр. используют для конкретных целей, поэтому их конструкция адаптирована под узкий профиль работ.
  • коммунальная спецтехника отвечает за уборку улиц от мусора и осадков в виде снега. Илососные, каналопромывочные, подметально - уборочные,поливомоечные и пескоразбрасывающие машины являются большим подспорьем ручному труду.
  • строительная спецтехника - самосвалы, экскаваторы, в том числе с так называемой “шар - бабой” для сноса зданий, бульдозеры и другая профильная техника которая призвана помогать человеку на строй площадках и выполнять тяжелую работу.
  • дорожная спецтехника в виде виброкатков, грейдеров, ресайклеров, асфальтоукладчиков, включая постоянно появляющиеся новые модификации активно используется при ремонте/строительстве дорог.

Ознакомится с понятием спецтехника, что к ней относится необходимо тем, кто идет в ногу с прогрессом и дорожит своим временем. Помимо существующих групп спецтехники, не стоит забывать о том, что для ее управления необходимо иметь соответствующие права. Купить удостоверение с нужной категорией можно через посредников. В таком случае вы значительно упростите себе процедуру получения.

Какого бы типа не была спецтехника, ее эксплуатация требует определенных знаний подтвержденных официальными правами. Учитывайте этот фактор при приобретении или аренде транспорта, иначе это грозит аварией и что не менее печально штрафом.

В нынешнее время не обойтись без полуприцепов-цистерн и автоцистерн. Они используются на бензозаправках, в составах автопоездов и т. д. Кроме данных видов автотранспорта есть еще несколько видов грузового транспорта особого назначения.
Грузовой автотранспорт делиться на 2 типа, это специализированная техника и специальная. Несмотря на внешнюю схожесть в названиях, эти 2 типа автотранспорта не похожи.
Специальная техника - к ним относятся автокраны, пожарные машины, бетономешалки, и прочие установки на шасси грузового автомобиля.
Специализированная техника - автотранспорт рассчитанный на перевозку различного рода грузов. Давайте рассмотрим этот вид техники.

Специализированная техника. Типы Авто спецтехники.

Бортовой тентованный полуприцеп.

Основным типом кузова грузового автотранспорта является бортовая платформа. Наиболее популярный вид кузова - бортовой тентованный полуприцеп . Данный вид кузова удобен прежде всего тем, что позволяет загружать практически все виды грузов. Грузоподъемность данного полуприцепа достигает 20 тонн, а при снятии тента получается бортовая платформа, бока и зад платформы имеют откидные борты, что существенно упрощают погрузку и разгрузку груза.

Для негабаритных и тяжелых грузов чаще всего используются низкорамные платформы (низкорамники) . Длина низкорамника достигает 12 метров, грузоподъемность - до 60 тонн.
Особая черта низкорамников это небольшая высота платформы, что позволяет ей провозить под мостами и линиями электропередач.

Панелевозы, лесовозы и автовозы имеют открытую платформу, располагающуюся сзади кабины водителя.

Платформа панелевоза оснащена металлическими конструкциями по бортам, они служат ограничителями для перевозимых грузов. Платформа панелевоза достигает 8 метров в длину и грузоподъемность её составляет до 25 тонн, грузы крепятся лебедками и страховочными цепями. Панелевозы используются для перевозки плит, ригелей, колонн и прочих строительных материалов.

Автовоз существенно отличается от панелевоза и имеет 2-х яросную платформу. Автовозы спроектированы с условием максимального сохранения груза и оснащены опорными, противооткатными устройствами. Платформа автовоза способна погрузить на себя до 10 легковых автомобилей, длинна автовоза доходит до 20 метров, грузоподъемность до 25 тонн.


Лесовозы – это спецтранспорт предназначенный для перевозки древесины, так же их называют сортиментовозами, (сотриментовоз – прицеп для перевозки сортиментов т.е. заготовок из древесины). Различные типы сортиментовозов перевозят различные объёмы древесины, стандартная грузоподъемность прицепа лесовоза 10-20 тонн, но есть сортиментвозы и повышенной грузоподъемности. Сортиментовоз имеет надежные упоры и ровную площадку для погрузки. Некоторые сортиментовозы оборудованы кранами-манипуляторами для более быстрой погрузки древесины.

Описанная выше авто спецтехника – сортиментовозы-лесовозы , панелевозы и автовозы имеют узкую специализацию, для остальных работ используют другие типы специального автотранспорта – самосвалы , фургоны и т.д.

, данный вид спецтехники используется ежедневно и повсеместно, с помощью самосвалов доставляют щебенку, вывозят строительный мусор и т.д. Благодаря своим размерам, самосвал в отличии от того же самого сортиментовоза более маневрен, что позволяет его использовать в населенных пунктах. При движении по трассе самосвал способен достигать скорости 80 километров в час, грузоподъемность самосвала достигает 40 тонн.

Фургоны.

Фургоны - специализированная техника, перевозимые грузы располагаются в цельнометаллических кузовах или полуприцепах. Кузов фургона позволяет максимально загрузить его грузом, например коробками с оргтехникой или фруктами, благодаря цельному кузову доставка груза произойдет максимально безопасно.

Фургоны бывают двух типов: промтоварным и изотермическим .

Промтоварный фургон – используется при перевозке грузов не требующих определенных условий доставки, например определенной температуры в кузове. Грузоподъемность промтоварного фургона напрямую зависит от количества осей и самого кузова. Фургон устанавливаемый на кузов автотранспорта обычно имеет грузоподъемность до 5 тонн, а фургоны-полуприцепы достигают грузоподъемности 16 тонн, так же фургоны снабжают гидробортом, что существенно облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

Изотермический фургон .

Изотермический фургон – используется для перевозки груза требующих определенную температуру окружающей среды, к данным грузам относятся продукты питания, растения и медикаменты. Изотермический фургон внутри обшит пенополиуретаном (теплоизолирующим слоем), данная теплоизоляция сохраняет внутри фургона постоянную температуру и влажность воздуха. К данному виду спецтехники предъявляются особые требования герметичности, так как, при перепаде температуры перевозимый груз может испортится.

Фургон-рефрижератор – так же, относится к типу авто спецтехники, кроме фургонов встречаются полуприцепы-рефрижераторы. Принцип устройства фургона-рефрижератора схож с устройством изотермического фургона, однако у фургона рефрижератора есть еще и собственная холодильная установка, именно она позволяет точно регулировать температуру внутри фургона и сохранять её на все время перевозки груза. Температура внутри фургона-рефрижератора может достигать -20 °С, не зависимо от температуры за бортом автомобиля. Именно фургоны-рефрижераторы чаще всего используют для транспортировки продуктов питания, так как изотермические фургоны не в состоянии на долго удержать температуру внутри кузова в летнюю жару. Грузоподъемность фургона-рефрижератора достигает 20-25 тонн.

Спецтехника - это одна из разновидностей машин, которая повсеместно используется при выполнении самых разнообразных видов работ, практически во всех основных отраслях экономики. Для повышения эффективности, увеличения КПД и расширения возможностей, специально проектируется и изготавливается современная техника особого назначения. Как правило, инженеры разрабатывают те или иные виды спецтехники с учетом выполнения предстоящих работ. От этого зависит и конструкция машин и технические характеристики, габаритные размеры и другие показатели.

Основные виды спецтехники

Различают специальную технику по основному предназначению, виду выполняемых работ, —

Наиболее распространенные виды спецтехники:

  • строительная специальная техника;
  • дорожные машины;
  • коммунальная;
  • сельскохозяйственная;
  • используемая в лесозаготовительных работах
  • шахтная и геологоразведывательная.

Выше перечислены основные группы машин по их предназначению. Фактически, существует еще достаточно много других категорий специальной техники.

Основные виды техники, применяемые в строительстве

Строительные работы ведутся повсеместно и практически непрерывно. Самих видов работ в строительном секторе достаточно много, и для их выполнения разработано и используется достаточно много различных машин, механизмов и специальной техники. В зависимости от типа выполняемых работ в строительстве, могут быть применены следующие виды спецтехники:

  • Машины, предназначенные для выполнения земляных работ. В данную категорию входят бульдозеры и экскаваторы (как на колесном, так и на гусеничном ходу), скреперы разных размеров, формы и массы.
  • Техника и оборудование, с помощью которого производится подъем и опускание грузов или строительных материалов. Это краны разной модификации и грузоподъемности, кран-балки и домкраты, погрузчики и т.д.
  • Буровые машины, выполняющие работу по изготовлению скважин и отверстий в почве.
  • Машины, с помощью которых осуществляется забивание свай в грунт или почву.

Дорожные специальные машины

Строительство и ремонт автодорог ведется достаточно активно. Появляются новые автодороги, трассы и магистрали, каждую весну десятки тысяч различных машин выходят на дороги для восстановления дорожного полотна и выполнения целого комплекса других мероприятий. Без применения современных, мощный, высокотехнологичных специальных машин с соответствующим оборудованием (в том числе - навесным) невозможно было бы выполнить многие работы и поддерживать дорожную сеть в исправном состоянии.

Для выполнения каждого отдельного этапа работ, созданы и успешно применяются различные виды спецтехники. При формировании профиля дороги используется грейдер. Эта машина от бульдозера отличается наличием подвижного ножа с отвалом, что позволяет перемещать грунт в заданном направлении, обустраивать дорожные откосы и т.п. Укатка асфальта осуществляется с помощью катков разной массы и габаритных размеров, а также асфальтоукладчиков. Вспомогательные функции выполняют самосвалы, асфальтовозы и т.п.

Коммунальная техника

Техника, используемая для уборки дворов и улиц, автомобильных дорого и тротуаров, уборке снега (пожалуй, отдельная подгруппа), относится к категории дорожно-коммунальной техники. Основное предназначение этих машин — поддержание закрепленной территории в чистоте и порядке. Своевременная уборка, вывоз мусора и выполнение вспомогательных работ. Наиболее распространенными транспортными средствами в данной категории являются:

  • моечные и поливальные машины;
  • снегоочистители разного типа - щеточные, роторные и т.п.;
  • снегоуборочные машины;
  • вспомогательная техника для нанесения реагентов, песка на дорожное полотно;
  • мусоровозы;
  • подъемники.

Все большей популярностью и повышенным спросом пользуются разнообразные компактные спецмашины, относящиеся к категории вакуумных уборщиков. Компактные размеры, экономичность, многофункциональность и высокий КПД - вот основные достоинства таких машин, которые комплектуются самым разным дополнительным оборудованием для сбора мусора и его компактного складирования в специальном контейнере.

Техника для сельского хозяйства

Еще одна категория, достаточно большая и активно развивающаяся - это специально разработанная техника для выполнения работ в сельском хозяйстве. Помимо тракторов, грузовиков и элеваторов, применяются машины при работе в поле, во время обработки и сбора урожая. Это комбайны и косилки, доильные машины и молоковозы, трактора и т.д. Все виды спецтехники , применяемой в сельском хозяйстве, условно можно разделить на следующие группы:

  • для обработки почвы полей перед посевом;
  • сеялки;
  • для ухода за посевом;
  • уборочная техника;
  • техника первичной переработки
  • для водоснабжения полей и пр.

Лесозаготовительная техника

Важнейшая характеристика, которой должна отвечать техника, предназначенная для производства лесозаготовки - повышенная мощность, проходимость, способность выполнять сложную работу с тяжелыми грузами в условиях бездорожья и постоянно возрастающих нагрузок. Современное тяжелое машиностроение разработало насколько разных видов техники специального назначения:

  • форвадеры;
  • харвстеры;
  • мульчеры;
  • бульдозеры и экскаваторы повышенной проходимости со специальным навесным оборудованием;
  • самосвалы шарнирно-сочлененные и пр.

Современные образцы специальной техники отличаются улучшенными техническими характеристиками, многофункциональностью и высоким КПД. Использование транспортных средств специального назначения позволяет повышать эффективность выполнения работы во многих отраслях экономики, в сфере ЖКХ, строительстве, сельском хозяйстве.

В настоящее время на рынке представлен достаточно широкий модельный ряд различных видов спецтехники, как отечественного, так и импортного производства. Наибольшей популярностью пользуются корейские, японские, ряд европейских и американские спец. машины.

Современный рынок спецтехники находится на этапе активного развития. Появилась возможность использовать разнообразные виды техники для выполнения строительно-дорожных работа. Перед строительными компаниями стоит задача выбора соответствующего оборудования. Сегодня много машин автоматизированы, поэтому работы проводятся с экономией человеческих ресурсов и времени.

Строительно-дорожные машины (виды техники) бывают разными. Важно обеспечить бригаду полным циклом машин. Ведь на начальном этапе необходимо подготовить территорию, и лишь потом заниматься прокладкой дороги. Большое значение имеет завершающий этап строения дороги. Итак, какую же технику необходимо выбрать?

Что это?

Дорожно-строительная техника (Строительно-дорожные машины) - устойчивое название группы машин, предназначенных для проведения строительных работ, а также для эксплуатации и содержания дорог. Несмотря на широкое употребление, термин «строительно-дорожные машины» не является устоявшимся.

Употребляется также термин «дорожно-строительные машины». В отношении данного класса машин применяются аббревиатуры СДМ и ДСМ.

Стоит знать! Классификация строительных машин - это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей.

Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы:

  1. Класс - подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.
  2. Подкласс - подразделение машин для определенного вида работ.
  3. Группа - подразделение машин, сходных по принципу действия.
  4. Подгруппа - подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.
  5. Вид - разновидность данной подгруппы.
  6. Подвид - разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
  7. Индекс - конкретное обозначение модели машины данного подвида.

Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на машины строительные и машины дорожные. К дорожным относятся грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы. Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. е. механизированный инструмент. Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.

Виды строительно-дорожных машин

Средства механизации — совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов, применяемых на строительстве или эксплуатации автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и комплексов линейных зданий.

Машины для подготовительных работ

Машины для подготовительных работ. Сюда относят машины для предварительной подготовки площадки к проведению строительных работ:

  • кусторезы - предназначены для расчистки строительных площадок от кустарника и мелколесья;
  • корчеватели - машины, предназначенные для корчевания пней, очистки площадок от камней-валунов, уборки стволов и кустарника, срезанных кусторезами;
  • рыхлители - предназначены для предварительного рыхления слежавшихся и мёрзлых грунтов; рыхлитель часто выполняют на базе той же машины, что и бульдозер, и такую машину называют бульдозер-рыхлитель.

Землеройные машины

Землеройные машины:

  • бульдозеры предназначены для резания и перемещения грунта, а также для планировки поверхности строительной площадки;
  • экскаваторы - машины, предназначенные для копания и перемещения грунта на малые расстояния (до 10-15 м);
  • грейдеры и автогрейдеры - машины, применяемые в дорожном строительстве для планировки дорожного основания и возведения земляного полотна;
  • скреперы предназначены для послойного срезания и перемещения грунта на расстояние до 5 км.

Машины для укладки и обслуживания дорожных покрытий

Машины для уплотнения грунтов: катки (машины для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта и т. д.). Каток — представитель так называемой крупной уплотнительной техники (хотя они бывают и “малыми”), предназначен для уплотнения покрытий из любых типов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей, оснований из грунтов, гравийно-песчаных смесей, укрепленных вяжущими материалами, и жестких цементобетонных смесей.

По типу рабочего органа катки делятся на вальцовые, пневмоколесные и комбинированные. В последние годы производители оснащают свои вальцовые катки практически только вибровальцами, то есть содержащими внутри вибратор. Его применение позволяет увеличить степень уплотнения дорожного полотна без увеличения массы машины.

Интересно знать! Бывают также прицепные (полуприцепные) катки – они, как правило, используются в паре с трактором. Такие катки состоят из рамы, на которой расположен валец, а рама обычно соединяется с трактором посредством дышла со сцепкой шарового типа.

К малой уплотнительной технике относятся разнообразные (виброуплотнители). Они предназначены для уплотнения грунта, щебня, асфальта и других материалов в общестроительных работах и при ямочном ремонте дорожных покрытий. Виброплиты особенно удобно использовать в узких местах — около зданий, в траншеях, на тротуарах и т.д.

Основные рабочие характеристики виброплит: масса (чем больше, тем лучше), и вынуждающая сила. В стесненных городских условиях виброплиты постепенно вытесняют легкие (до 4 т) катки, хотя при толщине слоя свыше 0,5 м качество укладки хуже, чем при использовании катка.


Заливщик швов — оборудование для санации швов, трещин и мелкого ремонта асфальтобетонных покрытий, нередко с возможностью подключения пневматического инструмента. Типичный заливщик швов представляет собой тракторный одноосный прицеп с установленной на нем термоизолированной емкостью, которая заполняется расплавленным битумом. Его температура постоянно поддерживается в пределах 130-140 град.

Битум на трещину подается специальным насосом по рукавам высокого давления. Перед заливкой трещины необходима ее продувка сжатым воздухом, для чего на прицеп устанавливается компрессор.

Продувка рукавов и рабочих органов после рабочей смены производится также сжатым воздухом при помощи продувочного шланга.

Для ремонта дорог также важна машина для ямочного ремонта с применением битумных эмульсий и щебня различных фракций. ”Первичная” подача щебня происходит из самосвала. В яму на дороге щебень может подаваться как из питателя машины, так и с помощью трубопровода, а битумная эмульсия поступает из бака под давлением сжатого воздуха от компрессора двигателя. Распыляющее устройство обычно подвешивает на портале.

Ознакомиться с характеристиками осфальтоукладчика можно здесь « ».

Машины для производства и транспортирования бетонных смесей

Машины для производства и транспортирования бетонных смесей:

  • бетоносмесители - машины для приготовления бетонных смесей;
  • автобетоносмесители - грузовые автомобили, оборудованные вращающейся ёмкостью для перевозки бетона;
  • автоцементовозы - машины для перевозки цемента на небольшие и средние расстояния (до 300 км);
  • - машины, предназначенные для приёма свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки.

Дробильно-сортировочное оборудование

Дробильно-сортировочное оборудование:

  • дробильные машины (дробилки), предназначенные для дробления горных пород с целью получения нерудных строительных материалов, применяемых для приготовления бетона, асфальтобетона, а также балластных слоёв;
  • сортировочные машины (грохоты), предназначенные для сортировки раздробленных горных пород (гравия, щебня и др.) на классы по крупности.


Машины для строительства искусственных сооружений

Оборудование для свайных работ:

  1. Паровые молоты.
  2. Дизель-молоты.
  3. Вибромолоты предназначены для погружения в грунт металлических свай, труб и шпунта с помощью как вибрации, так и с помощью ударных нагрузок. Вибромолоты применяют также для погружения железобетонных свай в водонасыщенные грунты;
  4. Вибропогружатели - машины, предназначенные для погружения труб, свай и шпунта в песчаные водонасыщенные грунты.

Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов

Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов:

  1. Погрузчики для
  2. Машины непрерывного транспорта для карьеров.
  3. Машины для промывки каменных материалов.
  4. Машины для сортировки (грохочения) каменных материалов.
  5. Машины для дробления каменных материалов.

Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т.п.).

Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т.п. Они могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и других работ.

Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности – легкие (0,5-2 т), средние (2-4 т), тяжелые (4-10 т) и большегрузные (более 10 т); по виду базового шасси – на тракторах, тягачах и специальном шасси; по виду ходовых устройств – колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша – с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) загрузкой.

Стоит знать! В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.

Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог

Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог Оснащены отвалом и щёткой. Виды:

  1. Тротуароуборочные машины.

Для очистки путей от снега используют:

  • многовагонные снегоуборочные поезда:
    • прицепные - перемещаются локомотивом;
    • самоходные - у головной машины которых одна из тележек приводная, с двумя тяговыми электродвигателями;
  • одновагонные самоходные снегоуборщики.


На многовагонных снегоуборочных машинах в передней части головной машины находится щёточный барабан (ротор-питатель) или подрезной нож, расположенный поперек пути. Снег подаётся на загрузочный конвейер, который транспортирует его в промежуточные полувагоны, стоящие за головной машиной, или в бункер, установленный на головной машине.

В обоих случаях снег поступает на пластинчатый конвейер-накопитель, лента которого движется со скоростью в 10-20 раз меньшей, чем скорость ленты загрузочного конвейера, в результате чего толщина слоя снега на конвейере-накопителе в 10-20 раз больше, чем на загрузочном конвейере и достигает двух метров.

Разрыхлённый лёд или снег при втором проходе снегоуборочной машины забирается рабочим органом. Для увеличения ширины захвата впереди машины с обеих сторон рамы в вертикальной плоскости шарнирно крепятся крылья, в рабочем положении расположенные под острым углом к оси пути и сдвигающие снег с междупутий в колею. В транспортном положении крылья поднимаются вверх, поворачиваются и складываются вдоль рамы машины в пределах габарита.

Для улучшения очистки междупутий головные машины оснащены боковыми щётками, расположенными в рабочем положении также под острым углом к направлению движения машины. Если боковые щётки находятся в середине машины, для очистки пути необходимы два рабочих прохода: при первом снег щётками забрасывается с междупутья в колею, при втором - снег забирается рабочим органом.

Важно! На ряде машин боковые щётки вместе с приводом крепятся на задней стороне каждого крыла, и машина очищает путь за один проход.

В концевом полувагоне имеются лопастной рыхлитель и поворотный ленточный конвейер, который при очистке пути размещается под фермой машины, а для разгрузки поворачивается перпендикулярно ферме. Рыхлитель, вращаясь, подаёт снег на ленту поворотного конвейера, с которого снег отбрасывается в сторону на 6-10 метров.

В одновагонных снегоуборочных машинах рабочие органы (такие же, как у многовагонных), а также разгрузочные устройства находятся в одном большегрузном полувагоне. Такие снегоуборочные машины имеют небольшую длину, хорошую манёвренность и используются главным образом для очистки стрелок и окологорочных путей.

Разгрузку осуществляет выбросной ротор, который вращается вокруг оси, параллельной продольной оси машины, и снег, подаваемый наклонным скребковым конвейером с пластинчатого конвейера, отбрасывается ротором в сторону на 20-30 метров.

Есть небольшие снегоуборочные машины для дома. Выбрать подходящий вариант можно здесь « »

Машины для устройства снежно-ледяных покрытий

В настоящее время основным видом специализированных зимних дорог являются дороги сплошного обледенения. Для создания таких дорог используют различные поливочные машины. На строительство 1 км дороги при ширине проезжей части 5 м и оптимальной толщине снежно-ледяного покрытия 30 см расходуется 800-1000 м3 воды.


Грузоподъёмные машины

Грузоподъёмные машины:

  • подъёмные краны;
  • подъёмные установки;
Есть несколько видов погрузчиков. Узнать о параметрах одного из них можно из статьи « ».

Машины непрерывного транспорта

Машины непрерывного транспорта:

  • конвейеры;
  • гидравлические транспортирующие установки;
  • пневматические транспортирующие установки.

Цепной конвейер применяется для перемещения сыпучих грузов в наклонном или горизонтальном направлении. Тяговое усилие передается с помощью двух цепей. Рабочий орган металлический скребок с мягкой вставкой.

Пневматическими установками перемещают сыпучие грузы по трубам с помощью сжатого или разреженного воздуха. Их применяют для погрузки, разгрузки и перемещения цемента, песка, извести, опилок и т.п. По принципу действия различают установки всасывающего и нагнетательного действия.

В установках всасывающего действия транспортируемый материал поступает во всасывающий трубопровод вследствие разрежения в нем воздуха, создаваемого вакуум-насосом. С помощью сопел возможен забор материала одновременно из нескольких мест.

Из всасывающего трубопровода смесь воздуха с транспортируемым материалом поступает в осадительную камеру, где, вследствие резкого снижения скорости потока из-за расширения выходного сечения, более тяжелые частицы материала оседают и через шлюзовой затвор высыпаются в бункер, а частично очищенный воздух поступает в фильтр, работающий по тому же принципу осадительной камеры, где он очищается дополнительно и, пройдя через вакуум-насос, по трубопроводу выбрасывается в атмосферу.

Вакуумный эффект в таких установках снижается по мере удаления от вакуум-насоса. Перепад давлений на участке сопло-насос составляет 40-80кПа,.в связи с чем установки всасывающего действия способны транспортировать материалы на небольшие расстояния при малом перепаде высоты.

Важно! Существенным недостатком таких установок является небольшая долговечность вакуум-насоса, внутренние полости которого подвергаются абразивному изнашиванию при недостаточной очистке выбрасываемого в атмосферу воздуха.

Всасывающая и нагнетательная системы могут быть объединены в одну пневмотранспортную установку, например, при разгрузке вагонов с последующим транспортированием материала на дальние расстояния.

Соединительным элементом в этом случае может быть конвейер любого типа, например, ленточный, на который материал разгружается из бункера всасывающей части установки и которым он загружается в загрузочное устройство нагнетательной части.

Техника отечественного производства

К сожалению, даже сегодня объема выпускаемой в России дорожно-строительной техники по-прежнему не хватает для обеспечения ею отрасли. Тем не менее есть отдельные положительные примеры.

Безусловным лидером дорожно-строительного машиностроения в России на данный момент является ОАО «Тверской экскаватор», которому удалось не только восстановить объемы выпуска экскаваторов, но и существенно расширить линейку продукции.

Кроме того, примером успешного становления на машиностроительном рынке может служить российская финансово-промышленная группа LEX. За базовую модель ее специалисты, организовавшие завод в Челябинске, взяли трактор Липецкого тракторного завода.

После проведения модернизации машины на нее были установлены усиленные бортовые задние передачи и стрела новой конструкции. Трактор также оснастили гидравликой санкт-петербургского Обуховского завода и установили на него галогенную оптику, которая позволяет вести работы в условиях плохой видимости, полностью обеспечили комфорт водителя, разработав и внедрив новую конструкцию кабины. Теперь LEX выпускает современные, надежные экскаваторы ЭО-2626 и ЭО-2621 с объемом ковша от 0,28 до 0,4 кубометра.

Есть и другие удачные примеры, и становится понятно, что отечественный производитель уже вышел на достойный уровень. К наиболее известным и прогрессивным производителям можно отнести: ТД «Интердон», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Брянский Арсенал», а также - Дмитровский, Воронежский и Ковровский экскаваторные заводы.