Семья и здоровье ребенка. Тренинг с родителями

Семья и здоровье ребенка. Тренинг с родителями "Школа, семья и психическое здоровье ребёнка"

Конфликты между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых . Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека

Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.

Гипоопека

Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать и . У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.


Двигательные нарушения

Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.

Кожные реакции

Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ

Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции

При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.

Нарушения речи

У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем

Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье

Яценкова Татьяна Владиславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

«Росинка», г. Саратова

Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

здоровому

человеку

больному

здоровье».

Определение

здоровья,

Всемирной

организацией

здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

допускает возможность управлять им.

Основываясь

определении

выделить

следующие

компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

здоровье.

Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

гармония

физиологических

процессов

максимальная

адаптация к различным факторам внешней среды.

Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

социальную

активность;

благополучные

отношения

окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

других людей).

Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

поведения

человека

обществе,

этические

поведения,

духовность,

связанная

общечеловеческими

истинами

милосердия, красоты.

И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

душевного

благополучия,

характеризующееся

отсутствием

болезненных

психических

проявлений

обеспечивающее

адекватную

условиям

окружающей

действительности

регуляцию

поведения».

Овчарова

предлагает

использовать

психического

здоровья

следующие

критерии:

осознание

непрерывности,

постоянства

идентичности

своего физического и психического «Я»;

адекватность

психических

средовых

воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность

самоуправлению

поведением

соответствии

социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

своей деятельности, ее результатам;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

эти планы.

Известный

российский

психолог

Дубровина

«психологическое

здоровье».

«психологическое

здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

составляющих

психологического

здоровья

«стремление

человека

развитию

потенциала

самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

утрачивает

традиционные

становясь

институтом

эмоционального

контакта,

своеобразным

«психологическим

убежищем».

Отечественные

психологи

подчеркивают

возрастание

эмоциональных

факторов

функционировании

Психологический

климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

устойчивый

эмоциональный

является

следствием семейной коммуникации.

Психологический

определяет

устойчиво сть

внутрисемейных

отношений,

оказывает

развитие

взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

благоприятным или неблагоприятным.

благоприятного

психологического

характерны

следующие

признаки:

сплоченность

возможность

всестороннего

развития

личности

доброжелательная

требовательность

защищенности

эмоциональной

удовлетворенности,

гордость

принадлежность

ответственность.

показателями

благоприятного

психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

возникающих

конфликтов,

стрессовых

состояний,

повышению

собственной

социальной

значимости

реализации

личностного

потенциала каждого члена семьи.

Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

тревожность,

эмоциональный

дискомфорт,

напряженность,

отчуждение,

правомерно

говорить

неблагоприятном

психологическом

климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

психотерапевтической,

усталости,

также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

положение

существование

становится

проблематичным.

Характер

внутрисемейных

отношений,

нравственно-психологический

климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

Усваивая

поведения

отношений

родителей,

начинают

соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

учителей.

единства

воспитании

нарушаются

педагогические

принципы

уважения

требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

характера

человека.

Эксперты

результатов

многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

потребность

безопасности,

познании

взрослых

окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

окружающими людьми, личностные особенности.

Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

чувствовать

безопасности в этом мире.

Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

выбор, их решение;

Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

неприятности

переживаются

атмосфера.

реагируют

по-разному,

некоторые

закономерности:

девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

раздражительность;

мальчиков

характерны

очевидные

нарушения

поведения,

носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

служат одной цели - привлечь внимание.

Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

снижением

успеваемости.

Традиционно

поведение

обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

крик о помощи.

мальчики

нарушением

психологического

здоровья

неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

скудность

духовной

приводит

повышению

тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами

воспитания

являются

внимание

поощрение,

строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

лишенный

недвусмысленных

доказательств

родительской

самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

устойчивый

положительный

Изучение

взрослых,

страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

невротическими

расстройствами,

трудностями

умственной

деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

Недоброжелательность

невнимание

родителей

вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

проявляться

отношению

родителям,

Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

жизненно

значение.

непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

улице, связавшись с негативными компаниями.

благополучные

внутренне

оказываются

негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

преднамеренные

воспитательные

воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

подобные модели поведения.

В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

личностью

контролировать

поведение,

управлять

любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

ничего на смену не пришло.

единственный

единственная

возможность

личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Литература

1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

ТЦ «Сфера», 2000.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003.

Руководство

практического

психолога:

психическое

здоровье

подростков

контексте

психологической

Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

Рождение нового человека – это, пожалуй, самое большое чудо природы. Испытать его стремятся практически все женщины, а почувствовать радость отцовства – большинство мужчин.


Здоровье родителей издоровье будущего ребенка прямолинейно связаны. К появлению ребенка в семье готовиться надо не на девятом месяце беременности, а задолго до того момента, когда тест покажет две заветные полоски. К сожалению, большинство молодых пар мало задумываются об этом.

Здоровье будущего ребенка, его нормальное развитие, счастье родителей во многом зависят от того, будет ли малыш желанным, а его появление на свет — заранее продуманным, запланированным. Лучше, конечно, если ребенок родится, когда семья достигнет определенной материальной независимости и стабильности. Но главное условие рождения полноценного ребенка — здоровье родителей перед зачатием, во время него, а женщины — и при вынашивании плода.

Сегодня существуют центры планирования семьи, где будущим родителям помогают правильно подготовиться к зачатию и рождению наследников. Тут же можно пройти диагностику организма вплоть до генетических исследований. Такие анализы помогут выявить и вылечить скрытые заболевания мочеполовой системы, предупредить возможные генетические отклонения в развитии плода, определить оптимальный период для зачатия и многое другое.

Здоровье будущего ребёнка зависит от многих факторов. Одним из них является наследственность. Это наша генетическая информация, содержащаяся в ДНК. Мы здесь мало что можем сделать. Но помните, что проявления наследственной болезни зависит от двух факторов: генетическая предрасположенность и влияние окружающей среды. Если эти факторы сработали против нас и эмбрион сформировался с генетической ошибкой, то наш организм распознает неперспективную беременность и происходит самопроизвольный аборт. Более 60% самопроизвольных абортов в первом триместре обусловлено наследственными болезнями.

Не менее важный фактор - медицинская история родителей. Если перед зачатием родители подверглись воздействию химических веществ (вредная работа, долгосрочное лечение медикаментами, прием наркотиков и т.д.) – это может являться причиной многих случаев уродства детей. Дети могут рождаться с отсутствующими или деформированными частями тела.

Духовно-эмоциональное состояние родителей - это состояние, которое влияет на личность будущего человека. Чем более гармоничными будут отношения между будущими родителями, тем более гармоничным будет ребенок. Он будет обладать лучшими чертами обоих родителей. В противном случае ребенок родится, утративший гармонию и несущий в себе отпечаток эмоциональной подавленности родителей или сильного эмоционального конфликта.

Во время беременности различные возбудители инфекций и медикаменты оказывают повреждающее действие на ребенка. Они приводят к формированию грубых пороков развития: пороки развития нервной системы, врожденные пороки сердца, расщелина губы и другие.

Повреждающие факторы, которых следует избегать во время беременности: лекарственные средства и химические вещества. Каждая беременная женщина принимает около 4 наименований медикаментов часто необоснованно. Одним из важных факторов являются такие заболевания, как краснуха, грипп, вирус папилломы человека и другие. Вредные привычки у беременной: алкоголизм, курение, тревожность мамы или раздумья по поводу прерывания беременности вредят здоровью ребёнка.

Все больше научных данных свидетельствуют о связи между врожденными патологиями у детей и состоянием здоровья и образа жизни их отцов. Дефекты детского организма являются результатом генетических изменений, которые могут передаваться от поколения к поколению.

Мы знаем, что гормональные факторы и психологическое состояние женщины во время беременности влияют на здоровье ребенка, что тоже справедливо и в отношении отца. Возраст и образ жизни мужчины сказываются на молекулах, контролирующих функции генов.

Например, у новорожденного может быть констатирован фетальный алкогольный синдром, хотя мать ребенка вообще не употребляла спиртного. У 75% детей с врожденным алкогольным синдромом отцы — алкоголики.

На сегодняшний день установлены зависимости между возрастными изменениями у отца и вероятностью шизофрении, аутизма и врожденных уродств у ребенка.

Есть и хорошая новость: здоровое питание мальчика в подростковом возрасте (будущего отца) тесно связано с уменьшением риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у его детей и внуков.

А вот ожирение отца может спровоцировать у ребенка нарушение метаболизма, диабет и даже рак мозга. Если мужчина подвержен стрессам, это повышает риск психических нарушений у его потомства. Пристрастие отца к алкоголю, как правило, приводит к снижению веса новорожденного, уменьшению объема его мозга и ухудшению умственных способностей.

Исходя из этого, мужчины должны сделать для себя необходимые выводы.

Молодые люди должны помнить: здоровье их потомства полностью зависит от них. Поэтому, если решение обзавестись ребенком твердо и непоколебимо, необходимо придерживаться нескольких простых, но действенных правил.

Правило №1: Здоровый образ жизни.

Никаких сигарет, алкоголя и наркотиков! Даже если Вы бросите курить,

узнав о беременности, вредные вещества в организме еще будут

присутствовать некоторое время, а значит, в стороне от них не останется и ребенок. К тому же, никотин и Если мама постоянно нервничает из-за измен, пьянства или агрессии папы, ребенок будет это чувствовать. Дети, рожденные в семьях, где были постоянные скандалы, уже в первые дни жизни проявляют повышенную плаксивость, нервозность или, напротив, апатию, что не может не вызвать тревогу. Стрессы могут также привести к прерыванию беременности. Поэтому прежде, чем решиться на рождение малыша, убедитесь, что вы оба хотите этого, а вашей любви хватит не только друг для друга, но и для крохотного родного существа, которое сделает семью настоящей и полноценной.

Таким образом, мы должны быть крайне внимательны и осторожны с приемом лекарственных препаратов, избегать приема алкоголя и курения, стараться не заболевать инфекционными и вирусными заболеваниями (поднимать иммунитет, меньше бывать в общественных местах), всегда оставаться в хорошем расположении духа и любить своего будущего малыша.

Помните, для вашего крохи вы целая вселенная!

Заведующий женской консультацией Филонова Наталья Тимофеевна

Веселый и здоровый ребенок – его видно сразу, он любознателен, активен, жизнерадостен и доброжелателен. К сожалению, из-за неблагоприятных экологических условий и многих других факторов очень много детей рождается с какими-либо нарушениями здоровья, а абсолютно беспроблемных детей – единицы.

Что такое здоровый ребенок?

Одно из определений здоровья – это психическое, физическое и социальное благополучие индивида. По мнению врача-нейропсихиатра Ю.Ф. Змановского, здоровый ребенок – это растущий организм, устойчивый к сложным, экстремальным и патологическим воздействиям. Такой малыш даже если и заболевает – то нетяжело и нечасто, в настроении ребенка преобладает позитив, он настроен на познание чего-то нового.

Физическое и психическое здоровье детей во многом зависит от:

  • семьи – здоровья родителей, материального положения, атмосферы в доме, условий жизни, привычек, которые закладываются в семье;
  • здравоохранения – доступности и качества лечения;
  • детского коллектива, который оказывает значительное влияние на социальное и интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое здоровье детей

Ответ на вопрос что значит здоровый ребенок в физическом плане – это малыш, который редко болеет, гармонично развивается, ловкий, крепкий, сильный, без лишних жировых отложений. Родители очень подвижных малышей часто сетуют на то, что сильно устают от непоседливости чада, однако насторожиться скорее следует родителям малоактивных и вялых детей, которым мало что интересно, а единственное их удовольствие – это еда.


Один из распространенных детских диагнозов современности – гиподинамия, что означает нарушение множества функций организма (дыхания, пищеварения, кровообращения, опорно-двигательного аппарата) при недостаточной двигательной активности. Если ребенок мало двигается, это напрямую отрицательно воздействует на его здоровье:

  • снижается работоспособность;
  • нарушается ;
  • плохо развиваются мышцы;
  • снижаются обменные процессы;
  • развивается ;
  • такие дети чаще болеют, дольше не выздоравливают и страдают от осложнений.

Психическое здоровье детей

Термин «психологическое здоровье детей» находится на стыке медицины и психологии, его используют при объяснении психосоматических проблем со здоровьем – изменение в психологическом состоянии может стать толчком в развитии соматического заболевания, например, при психологическом дискомфорте в детском саду ребенок может заболевать, чтобы оставаться дома. Иногда картина развивается обратная – физический недуг вызывает психологические и даже психические проблемы. Эту взаимосвязь знали даже предки, выразив ее в поговорке «В здоровом теле – здоровый дух» .

Психическое здоровье ребенка можно понимать как отсутствие отклонений психического развития. У многих детей под влиянием различных ситуаций возникают нарушения поведения или эмоциональной сферы – нарушения сна, страхи. Дети, которые ощущают поддержку и любовь родителей, часто успешно справляются со сложными ситуациями, у других малышей может развиться социальная дезадаптация, невроз, что рассматривается уже как психическое расстройство. Помимо этого, вероятность рождения здорового ребенка значительно снижается, если в семье наблюдаются психические заболевания.


Как узнать, здоров ли ребенок?

Забота о здоровье детей – это первоочередная обязанность его родителей, но в некоторых случаях на проблему со здоровьем может обратить внимание воспитатель, учитель или медик детского сада или школы. Точно определить, здоров ребенок или нет, может только квалифицированный врач, поэтому необходимо посещать его по рекомендованному графику для медицинского осмотра.

Здоровый ребенок – законы роста и развития

Сегодня любое государство очень волнует здоровье детей, актуальность проблемы обусловлена тем, что нездоровое население – это угроза нации. По статистике полностью здоровых детей рождается все меньше, а две трети проблем со здоровьем взрослых закладываются в юном возрасте. Совместно с семьей, укреплением здоровья детей и профилактикой заболеваний занимаются дошкольные и школьные учреждения, поликлиники.

Зачатие здорового ребенка

О зачатии здорового ребенка думает любая ответственная женщина. Давно известна истина: здоровая мать – здоровый ребенок.

Поэтому женщине следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Зачатие здорового ребенка более благоприятно в период от 18 до 35 лет, в этом возрасте организм женщины максимально готов к материнству, а риск патологий минимален.
  2. Лучшие месяцы для зачатия – конец лета и начало осени, когда питание максимально разнообразно, а организм окреп за лето.
  3. Планируя беременность, женщине необходимо посетить врачей – гинеколога, стоматолога, терапевта, чтобы минимизировать вероятность осложнений во время беременности.
  4. До беременности нужно сдать анализы на герпес, токсоплазмоз, которые крайне опасны для плода.
  5. Желательно вместе с мужем побывать на приеме и у генетика, который определит, есть ли риск генетических нарушений у ребенка.
  6. За 2-3 месяца до зачатия ребенка необходимо начать прием фолиевой кислоты, недостаток которой может вызвать серьезные патологии в развитии плода.
  7. Здоровый ребенок может родиться только у женщины, отказавшейся от вредных привычек.

Рождение здорового ребенка

Доношенный здоровый ребенок рождается в период от 38 до 42 недель, когда все системы и органы уже развиты. Для профилактики женщине нельзя носить тяжести, носить обувь на каблуках и сильно утягивающую одежду, вести активную половую жизнь, мало отдыхать. Во время родов женщина должна слушать инструкции акушерки и гинеколога и тщательно их выполнять. Рожать ребенка вне больницы, в домашних условиях – опасно для жизни и матери, и малыша.

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар – это универсальная система, понятная врачам. Каждый малыш получает две оценки – через минуту после рождения и через пять минут. Здоровый ребенок по получает оценки 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – эти показатели говорят о том, что сердце малыша бьется, он самостоятельно дышит, в норме также мышечный тонус, рефлексы и цвет кожного покрова.

Здоровье детей до года

Ребенок до года не способен рассказать родителям о том, что его беспокоит, единственный доступный для малыша способ показать это – плач. Часто полноценный ребенок плачет из-за каких-либо неудобств: ему сыро, холодно, голодно или скучно. Некоторые проблемы со здоровьем – боль в животике или деснах, сыпь, проблемы с засыпанием – это лишь свидетельство того, что организм ребенка приспосабливается к новым для него условиям и растет.

Насторожить родителей должно:

  • плохой набор веса;
  • частые ;
  • постоянный сон или недостаток сна;
  • крик, сопровождающийся дрожанием, судорогами;
  • излишняя возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • повышенный или пониженный тонус мышц.

Здоровье детей дошкольного возраста

Организм младших дошкольников крайне уязвим, поскольку формирование органов еще не завершено. Здоровье детей в детском саду может быть очень слабым – они часто болеют простудными заболеваниями, бывают плаксивы или .

Что делать, чтобы ребенок не болел часто:

  1. Позаботиться о получении полного набора питательных веществ и привить ребенку навыки правильного питания, ограничить сладкое, мучное, фастфуд.
  2. Организовать ребенку физическую нагрузку – делать утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках, велосипеде.
  3. Проводить закаливание – гулять босиком по траве, купаться в открытом водоеме, принимать воздушные ванны.
  4. Обеспечить спокойную и комфортную обстановку дома, уделять ребенку внимание, ласкать его.
  5. Не игнорировать профилактические посещения врача.
  6. Научить ребенка правилам безопасности – не открывать окна, не пробовать содержимое бутылочек в кухне или ванной, не брать лекарства, а со своей стороны – убрать все потенциально опасные предметы, поставить заглушки на розетки.
  7. Приучить ребенка жить по режиму дня.

Здоровье детей школьного возраста

Школа – это социальная среда, в которой ребенок проводит много времени. Здоровье детей и подростков в школе во многом зависит от интенсивности учебного процесса, рациональности его организации и соответствии подготовки школьника к нагрузкам. Школьное здоровьесберегающее сопровождение включает создание безопасного образовательного пространства и условий для успешного развития и самореализации ребенка.

Здоровье детей в школе не страдает, если ребенок:

  • не переутомляется;
  • правильно, полноценно и своевременно питается;
  • соблюдает режим;
  • чередует виды деятельности (физические и интеллектуальные);
  • вовлечен в социальную жизнь класса и не конфликтует с учителями и одноклассниками.

На вопрос что делать, чтобы ребенок не болел, родителям часто дают совет – укреплять иммунитет. Но при этом не все родители понимают – как это нужно делать.

Что укрепляет иммунитет ребенка:

  1. Здоровое питание для детей это питание, в котором сбалансировано содержание белков, жиров и углеводов, основа рациона – сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба, кисломолочные продукты, вредные продукты ограничены (фастфуд, чипсы, жирные продукты, сладости, мучное), еда подвергается тепловой обработке щадящими способами (на пару, варка, тушение), употребление сахара сведено к минимуму.
  2. Закаливание – обливания ножек, хождение босиком, купание в открытом водоеме, прогулки.
  3. Свежий воздух – не менее 2,5 часов в день, проветривание комнат.
  4. Режим дня – ребенок учится и полноценно отдыхает, вовремя ест и ложится спать.
  5. Физическая активность – ребенок должен заниматься физкультурой, гулять.

Здоровый образ жизни для детей

Здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье и активность до старости. Формирование здорового образа жизни у детей начинается с родителей, которые должны быть хорошим примером для своих детей. Если ребенок видит положительные образцы поведения, то и сам поступает так же – правильно питается, занимается спортом, делает осознанный выбор, отказываясь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек.


Воспитание здорового ребенка

Старая истина – здоровые дети в здоровой семье. Здоровая семья – это не только люди, ведущие здоровый образ жизни, это – понимание и поддержка, здоровый психологический климат, духовная культура и материальное благополучие. Ребенок учится на примере взрослых и не только сам растет с этими принципами, но и свою семью строит, исходя из представлений, полученных от своих родителей. Так люди влияют не только на своих детей, но и строят основу благополучия внуков и последующих поколений.