Как покрасить деревянную поверхность правильно. Основные этапы малярных работ

Как покрасить деревянную поверхность правильно. Основные этапы малярных работ

Подготовка деревянной поверхности — является важнейшим этапом в ходе подготовительных работ перед нанесением лака, без которых крайне тяжело добиться качественного результата. Лак придаёт изделию дополнительный шарм, который достигается за счет глянцевого блеска. К тому же, после нанесения лакокрасочного покрытия, увеличивается срок службы древесины, материал приобретает дополнительную прочность и хорошие водоотталкивающие свойства, структура становиться более привлекательной и имеет особый оттенок.

С чего начинается подготовка деревянных поверхностей

Каждый вид древесины имеет свой уникальный рисунок, который нужно подчеркнуть. Лучше всего это делать с помощью специального лака по дереву. Но перед тем, как приступить к его нанесению, поверхность следует хорошо подготовить.

Процесс подготовки зависит от того, какой состав лака будет использоваться прозрачный или непрозрачный. На подготовительный процесс также влияет выбранный способ окраски, её сложность и объем. Не лишним будет упомянуть и про свойства материалов, которые будут использоваться. От их качества напрямую будет зависеть затраченное время на организацию работ.

Непрозрачное покрытие

При непрозрачном покрытии не имеет значения, каким образом будет достигнута ровная, гладкая поверхность, все равно она потом будет закрашена. Последовательность работ выглядит следующим образом:

  1. Предварительно поверхность защищается рубанком-шлифтиком, затем при необходимости циклюется и шлифуется мелкой наждачной шкуркой.
  2. После этого поверхность необходимо загрунтовать. На всякие трещины, сколы и прочие ямки обращать внимание пока не стоит, главное, чтобы не было выпуклостей.

Для грунтовки обычно используют олифу, лак или краску (эмаль), из чего впоследствии будет окрашиваться поверхность.

В олифу, лак, краску добавляют разбавитель (уайт-спирит и т.д.) до 10 — 15% от объема. Делается это для того, чтобы жидкая грунтовка глубже проникала в поры древесины и быстрее сохла.

Важно! Не нужно допускать окончательного высыхания грунтовки. Должен быть отлип, что обеспечивает наибольшую адгезию (прилипание) шпаклевки к поверхности.

Шпаклевка по дереву

Шпаклевку не сложно изготовить своими руками, достаточно на грунтовке замесить какой-либо мелкозернистый порошок: мел, тальк, муку, крахмал, мелкие (из-под напильника) опилки дерева и т.д. Порошок замешивается с грунтовкой до консистенции густого теста и шпателем втирается в трещины и другие выемки.

Следует помнить, что шпаклевка при высыхании дает усадку, поэтому ее нужно накладывать с небольшим излишком. В случае необходимости получившуюся смесь наносят несколько раз.

Затем поверхность шкуркой. Для достижения ровной и гладкой поверхности шкурка должна быть прикреплена к деревянному бруску. После тщательной подготовки поверхности ее окрашивают за один или два раза, в зависимости от укрывистости краски или эмали.

Прозрачное покрытие

Прозрачная отделка не закрывает текстуры древесины и заключается в следующих этапах:

  1. Подготовка поверхности древесины;
  2. Покрытие поверхности древесины морилкой (бейцем);
  3. Лакирование или полировка поверхности.

Предварительная подготовка поверхности производится так же, но более тщательно.

В большинстве случаев шлифование производится в два приема: сначала сглаживают поверхность шкуркой, а потом смачивают мокрой тряпкой или поролоном, чтобы приподнять приглаженные ворсинки. После того как поверхность высохнет, ее снова шлифуют мелкой шкуркой.

Имеющиеся мелкие дефекты необходимо подмазать шпатлевкой, подобранной по цвету, при этом выравнивать шпатлевку необходимо в сыром виде. Качественная подготовка также подразумевает использование специальных шлифовальных машинок.

Мореный дуб своими руками

Существующие поры в древесине дуба необходимо затереть. Лучше всего для этого подходит тертая пемза. Ее замешивают на лаке в виде кашицы, а излишки удаляют сразу же после нанесения. После просушки поверхность шлифуют.

Если обычный дуб надо имитировать под мореный (черный), нужно взять черную нитрокраску (НЦ) и развести ее один к одному с растворителем. Полученную жиденькую краску аккуратно флейцем наносят на поверхность. Она легко проникает во все поры дуба, сохраняя их, и придает дубу неяркий блеск. Такой дуб практически не отличается от настоящего мореного.

После этого его покрывать ничем не надо. В процессе эксплуатации (через 2 - 3 года) такую поверхность надо покрыть повторно.

Нанесение лака на поверхность

Лакирование — самый распространенный способ декоративной отделки деревянной поверхности. Наилучшего качества можно добиться только с масляными лаками, которые наносятся мягкими флейцами. Ширина флейцев выбирается в зависимости от площади покрытия.

Следует помнить, что лак ложится лучше, если его слой тоньше. Покрыть лаком деревянную поверхность за один раз не удастся. Местами он останется на поверхности, а местами впитается в древесину, и образуются матовые пятна.

После высыхания первого слоя (лакировать лучше на ночь и при этом следить, чтобы не было пыли) нужно мелкой шкуркой сошлифовать возникшие бугорочки, протереть поверхность влажной тряпкой, не оставляющей ворса, и покрыть поверхность второй раз.

После высыхания второго слоя принимается решение о нанесении третьего слоя. В процессе лакирования определите, какую поверхность вы можете покрыть за одно макание кисти. Обмакнув кисть в банку с лаком, вы снимаете излишки лака о край банки, а остальное наносите на поверхность пятнами или короткими мазками.

Затем поверхность растушевывается сначала поперек, а затем вдоль - по направлению падающего естественного (оконного) света или по направлению взгляда.

Следует помнить, что не всегда глянцевая, блестящая поверхность выглядит нарядно. Все неровности отражают свет неодинаково и на глянцевой поверхности особенно заметны. Лакированный лист фанеры обязательно будет бликовать.

Если помещение внутри обшито фанерой, целесообразно сделать поверхность матовой. Для этого в масляный лак добавляют растворителя 15 — 20% от объема лака и покрывают фанеру. Проявляется вся текстура дерева, оно не будет изменять свой цвет под действием световых лучей и не будет пачкаться, как чистая фанера.

Стены, обшитые такой фанерой, будут иметь ровную матовую поверхность соломенного цвета. Если потолок в помещении белый, нащельники на стыках листов фанеры можно тоже окрасить в белый цвет. Помещение будет очень нарядным.

Нитролаки наносят только при помощи распылителя. Покрытие не должно иметь пятен, шероховатостей и других дефектов. Блеск покрытия может быть увеличен путем её полировки полировочной пастой (например, ГОИ). Такая поверхность хорошо имитирует натуральную полировку.

Покраска дерева считается довольно сложным мероприятием, которое предполагает соблюдение некоторых правил. Для работы могут использоваться различные лакокрасочные составы, но перед нанесением декоративно-защитного слоя основание необходимо качественно подготовить с помощью специальных смесей. Только комплексное выполнение всех этапов гарантирует получение красивого и долговечного покрытия.

Покраска деревянных поверхностей может осуществляться несколькими разновидностями отделочных материалов. Каждый вариант отличается по составу и внешнему виду получаемого покрытия.

Краски

Краски для дерева пользуются стабильной популярностью. Они позволяют обновить поверхность, но скрывают натуральную текстуру. При соблюдении технологии получается покрытие, которое отличается индивидуальностью и великолепным декоративным эффектом.

В работе могут применяться следующие составы:

  • Масляные. Такая разновидность на данный момент используется довольно редко. Это объясняется множеством отрицательных качеств, которыми обладает смесь. Среди них особенно выделяется резкий и токсичный запах, а также долгое высыхание. Состав применяется для окраски деревянных оснований и изделий хозяйственного назначения.

  • Алкидные эмали. Этот вариант, как и предыдущий, стал менее популярен, но востребованность остается на хорошем уровне. Это объясняется тем, что смесь отлично подходит для наружных работ по дереву. После нанесения на поверхности образуется небольшая по толщине пленка, благодаря которой удается подчеркнуть фактуру основания. К тому же эмаль имеет низкую паропроницаемость, что снижает риск деформации дерева при воздействии влаги. Отличаются недолговечностью.



Эпоксидные покрытия отличаются высокой прочностью и стойкостью к истиранию, а также воздействию различных химических веществ и растворителей

Таким образом, на вопрос: можно ли водоэмульсионной краской красить дерево, ответ будет утвердительным. Именно эта продукция считается наиболее предпочтительной. Она не только облает отличными характеристиками, но и хорошо колеруется, что позволяет реализовать дизайнерскую фантазию.

Лаки

Решая, чем можно покрасить дерево, обязательно учитывают, что краска – не единственный вариант, отличной альтернативой является лак. Он представляет собой состав на основе натуральных или синтетических смол. В качестве растворителя могут использоваться различные вещества, определяющие свойства материала. Образующаяся пленка может быть прозрачной или изменять (подчеркивать) текстуру древесины.


Для работы подходят несколько вариантов состава:

  1. Полиуретановый. Наиболее востребован, поскольку быстро высыхает и обладает отличной стойкостью. Но из-за наличия в составе растворителя имеет специфический запах.
  2. Водный. Подходит для работ на улице и внутри дома. Отличается экологичностью, но требует пропитки основания грунтовкой. На высыхание может потребоваться до 24 часов.
  3. Акриловый. Современный состав, имеющий хорошие декоративные качества. Недостатком считается высокая цена.
  4. Нитролак. Имеет низкую светостойкость, подходит для работ с недорогой мебелью.

Лак может быть самостоятельным покрытием или вспомогательным защитным при нанесении краски на деревянные поверхности. В этом случае необходимо правильно выбрать основу, чтобы добиться лучшего эффекта.

Другие варианты красителей

Это могут быть следующие вещества:


Независимо от выбранного материала поверхность покрывается бесцветным лаком.

Выбор средства для предварительной обработки

К таким смесям относят:

  • Олифа. Ее наносят для защиты основания от любых пагубных воздействий. Лучше уложить несколько слоев для достижения глубокого проникновения. Может использоваться перед масляными красками с целью снижения их расхода.

Олифа Оксоль на 55% состоит из натурального масляного компонента, на 40 – из уайт-спирита, на 5% из сиккатива, поэтому по сравнению с натуральной олифой ее стоимость ниже и сохнет она быстрее
  • Масло. Обработке подвергаются детали, которые находятся вблизи земли или погружаются в нее.

  • Специальные антисептики. Оберегают от микроорганизмов и насекомых, препятствуют гниению.

  • Огнезащитные средства. Не позволяют огню быстро распространяться.

Важно! Пропитку выполняют тщательно и заблаговременно, чтобы древесина успела вобрать в себя нужное количество состава.

Порядок выполнения работ по окрашиванию

Технология покраски деревянных изделий предполагает, что работы будут проводиться в несколько этапов:

  1. Выбор и подготовка инструментов.
  2. Подготовка и обработка основания.
  3. Покраска.
  4. Дополнительная обработка (при необходимости).

Все процессы выполняются тщательно. Следует помнить, что дерево – капризный материал и легко поддается деформации.


Инструмент

Для покраски может потребоваться:

  • Краскопульт и компрессор. Эта система позволяет обрабатывать большие участки за короткий промежуток времени. В домашних условиях альтернативой может служить механический пульверизатор.
  • Кисть. Необходима, чтобы красить труднодоступные места, а также для интерьерной росписи.
  • Валик. Лучше выбирать шубку с ворсом средней длины.
  • Удобная емкость. Если предполагается окрашивать ручными приспособлениями.
  • Ветошь. Для быстрого исправления ошибок.

Все необходимое подготавливается заблаговременно.

Подготовка деревянных поверхностей под окраску

Подготовке отводится особая роль. Если выполнить все процедуры правильно, то в последующем не возникнет никаких проблем.

Схема процесса:

  1. Если поверхности ранее уже подвергались обработке, их тщательно очищают от имеющегося покрытия. Для этого применяется механический, химический или термический метод. Главное – основание должно быть полностью чистым.
  2. Чтобы качественно подготовить место работ, нужно оценить его состояние. Если предыдущее покрытие быстро пришло в негодность, в первую очередь определяются и устраняются причины этого. Так, на деревянный фасад оказывает влияние вода, которая стекает с крыши. При отсутствии системы слива воздействие будет разрушающим.
  3. Проводится шлифовка. Эта процедура необходима и новым, и старым основаниям. Образовавшаяся пыль удаляется.
  4. Следы смолы зачищаются, участки промываются уайт-спиритом.
  5. Поверхность обрабатывают защитными средствами. Первыми наносятся антипирены и антисептики. Затем при необходимости наиболее подверженные разрушению участки покрываются маслами. Пропитка укладывается в несколько слоев валиком и кисточкой.
  6. Дальнейшие работы проводятся после полного высыхания. Имеющиеся щели и дефекты замазываются специальной шпаклевкой. После ее схватывания участки шлифуют.
  7. Наносится грунтовка. Если требуется, то необходимо обработать поверхность олифой или морилкой.

Покрытие оставляется для тщательной просушки, действовать по влажному основанию недопустимо.

Нанесение краски

Внимание! Проводить работы снаружи или изнутри необходимо при оптимальных показателях температуры и влажности, которые зависят от выбранного состава.

Покраску деревянных поверхностей выполняют следующим образом:

  1. Процесс начинается от угла при работе со стенами, фасадами, полами и потолками и от одного из концов при оформлении предметов, мебели, отдельных деревянных элементов.
  2. Нанесение масляных и алкидных красок осуществляется вертикальными мазками. Далее состав хорошо растирается, после чего движения становятся горизонтальными. Акриловые краски можно сразу укладывать горизонтально (вдоль волокон дерева).
  3. Первый слой считается базовым. Для этого раствор можно немного развести, чтобы обеспечить лучшую укладку. Второй слой (если покраска происходит в три слоя) создает надежную основу. После этого в местах дефектов поверхность шлифуется мелким абразивом. Последнее покрытие наносится наиболее тщательно.
  4. Распылительными инструментами работать значительно проще на больших площадях. Но при их использовании движения должны быть равномерными и на одинаковом удалении от основания.

Если требуется, то после высыхания сверху укладывается слой лака. Он не только защищает краску, но и придает блеск.

Технология покраски древесины лаком

Окрашивание лаком проводится после подготовки поверхности. Если используется бесцветный состав, то основание может обрабатываться морилкой для придания нужного оттенка.

Сам процесс лакирования выглядит так:

  1. Первый слой наносится равномерно. Следует избегать появления потеков.
  2. Для достижения лучшего эффекта проводится шлифовка. Она позволяет удалить незаметные недостатки.

    На заметку! Многие мастера советуют выполнять шлифовку после укладки второго слоя. Но это зависит от вязкости лака: при более жидкой консистенции первое покрытие не шлифуется.

  3. Укладывается второй слой. Главное – распределять смесь равномерно, чтобы избежать ее скопления в некоторых местах.
  4. Третий слой завершает работы.

При нанесении всех покрытий дожидаются полного высыхания предыдущего. При необходимости спустя несколько дней изделие полируется.

Декоративное окрашивание

Существуют советы, которые помогут добиться лучшего визуального эффекта своими руками:

  • Покраска под беленый дуб. Самый простой способ – это покрыть поверхность морилкой подходящего цвета. Гораздо труднее изготовить такую краску, для этого проводится сложная колеровка.
  • Чтобы получить выбеленный цвет древесины, применяется пигментный (акриловый или полиуретановый) грунт. Его разбавляют и наносят на поверхность. Подобного эффекта можно добиться использованием масла с похожим цветом. После укладки основание обрабатывают воском и затирают.
  • Для эффекта старины используется патинирование. Рекомендуется применять специальные составы: пасту, жидкую патину или фацетный лак.

При желании можно получить любой декоративный результат.

Так как технология окраски деревянных поверхностей подразумевает не только нанесение лакокрасочного слоя, но и предварительную шлифовку, а иногда и постпокрасочную полировку, то нам зачастую и приходится выполнять все перечисленные операции. Безусловно, для этого нужны определённые инструменты, различные химические составы и навыки в работе, которые вы сейчас можете получить.

Здесь же вам будет предоставлена возможность посмотреть и видео в этой статье.

Этапы малярных работ

Примечание. Предлагаю вам несколько вариантов подготовки и покраски пиломатериалов. Вы сможете выбрать то, что вам больше подойдёт в той или иной ситуации.

Выбор инструмента

Учитывая то, что малярный процесс имеет несколько этапов, вы можете выбрать инструменты и начать необходимо с подготовки:

  • в первую очередь, вам придётся решить, как подготовить деревянную поверхность к покраске. Это означает, что вам нужно будет снять старое покрытие или попросту обезжирить или отшлифовать поверхность;
  • так как убрать краску с деревянной поверхности можно разными способами, то в вашем распоряжении наждачная бумага, технический или бытовой фен, либо смывки;
  • возможно, вам также придётся выбрать, чем обезжирить деревянную поверхность перед покраской (после применения смывки или просто масляные пятна) – здесь в вашем распоряжении растворители P-5, P-646, P-647, уайт-спирит и так далее, для нанесения которых используют салфетки из натуральных тканей.

Для нанесения ЛКМ на поверхность тоже используются разные инструменты:

  • безусловно, чаще всего для покраски пиломатериалов используют малярные разных размеров – всё зависит от площади и поверхности обрабатываемого объекта;
  • но для очень больших площадей, например, для нанесения лака на стену деревянного дома, может быть использован краскопульт;
  • для гладкой поверхности стен, пола, дверей и так далее, очень удобен малярный валик, но лучше, если изготовлен он не из поролона, а из шерсти или мохера;
  • в некоторых случаях для нанесения ЛКМ, например, лака, может быть использована губка, для вытирания излишков масловоска – вафельное полотенце, а для глянцевания – мягкая салфетка.

Очистка старой краски и подготовка под покрытие ЛКМ

Для удаления старых ЛКМ покрытий очень удобно использовать различные смывки. Например, это может быть универсальный препарат Антикрас-Универсал, который, помимо пиломатериалов, используют для металлических и минеральных поверхностей (его цена составляет порядка 270-280руб/кг).

Протрите обрабатываемую поверхность растворителем, если на ней есть какие-либо жировые пятна или просто смойте пыль и грязь. Затем намажьте смывкой на 3-15 минут, пока краска не начнёт растрескиваться и вспучиваться.

Как только увидите подобную реакцию, снимите разрушенный слой стальным шпателем. Во всяком случае, не затягивайте с этим надолго – максимальное время 2,5 часа – нельзя допускать, чтобы смывка засохла на поверхности, так как возникнут сложности с её удалением. После демонтажа ЛКМ протрите поверхность каким-либо из растворителей, о которых мы говорили выше.

Как мы уже говорили, в качестве инструмента для снятия краски можно использовать строительный (желательно) или бытовой фен для сушки волос, хотя первым, конечно, вы это сделаете гораздо быстрее. Но, как бы там ни было, технология процесса всё равно останется той же.

Вам нужно нагревать слой ЛКМ двигаясь снизу вверх, так как потоки горячего восходящего воздуха будут дополнительно прогревать краску выше, то есть, при таком направлении движения вы ускоряете процесс. Сразу за феном, по горячему, проходите шпателем. При этом приготовьте салфетку, так как расплавленная краска может цепляться, оставаясь на лезвии, и вам придётся его протирать.

На старой деревянной поверхности могут быть трещины, отверстия от выпавших сучков и различные повреждения, сделанные механическим способом, которые после покраски проявятся и это будет некрасиво в эстетическом смысле. Поэтому лучший способ избежать такой неприятности, это зашпаклевать все дефекты, как на фото вверху.

Для этого в любом хозяйственном магазине можно приобрести шпатлёвку по дереву. Есть, конечно, и другие составы, но в данном случае, этот будет самым подходящим, а для нанесения можно использовать резиновый или стальной шпатель.

После снятия старой краски и шпаклёвки дефектов деревянная поверхность будет иметь различные неровности в виде маленьких сколов, заусенцев и шершавостей, которые будут проступать сквозь слой ЛКМ. Поэтому вам следует прибегнуть к шлифовке.

Сделать это можно наждачной бумагой №№160-200, которую надевают на дисковую или ленточную шлифовальную машину (для большой площади), либо всю поверхность шлифуют своими руками.

Покраска

Я не буду в подробностях рассказывать, какая нужна краска для деревянных поверхностей, так как это тема для отдельной статьи. Однако в любом случае вы можете ориентироваться по этикетке, которая есть на любой банке — там указано её предназначение.

Скажем так, изредка используют масляные краски, но чаще всего применяются акриловые составы ЛКМ, среди которых могут быть либо прозрачные (бесцветные лаки), либо цветные варианты. Кроме того, обращайте внимание на водостойкость, если вдруг вам придётся проводить эти работы для улицы.

Древесина является пористым материалом и если наносить краску непосредственно на её поверхность, то вас ждёт не просто перерасход материала, но и риск, что впоследствии покрытие начнёт отслаиваться. Потому для нанесения масляных ЛКМ пиломатериалы предварительно покрывают олифой. Для акриловых и эмалей – грунтовками, что создаёт плёнку на порах и в то же время способствует отличной адгезии.

Ещё можно сказать, что олифы лучше всего применять натуральные – льняные, конопляные. Хотя также производятся полунатуральные, комбинированные и синтетические составы.

Для акриловых и других ЛКМ используются грунтовки для дерева, которые тоже могут быть прозрачными или цветными (несколько оттенков серого, коричневые, красные, чёрные). В любом случае предварительный слой после нанесения должен полностью высохнуть. Только время здесь может очень отличаться, например, грунты ПГ сохнут в течение нескольких часов, а вот для натуральной олифы может понадобиться несколько суток.

Также следует учитывать место назначения деревянной конструкции, и если это каким-то образом связано с влагой (находится на улице или в помещении с повышенной влажностью), то её нужно дополнительно обрабатывать антисептиками. Помните, олифа, это уже антисептик, так как она превосходно обволакивает поры.

А вот в тех случаях, когда вы используете акриловые грунты, то под них не помешает нанести такой антибактериальный состав для защиты от гниения и грибковой плесени. Хотя многие грунтовки сами по себе являются фунгицидными – в них есть специальные добавки, и вы сразу защищаете поверхность от микроорганизмов.

Как я уже говорил, выбор малярного инструмента зависит от покрываемой площади, а также присутствия или отсутствия на ней рельефа. Например, для пола и филенчатых дверей хорошо использовать валик, а вот для рам или плинтусов (напольных и потолочных) удобнее применять кисть.

Кроме того, вы можете использовать несколько инструментов сразу, там, где есть простор, красить валиком, а в труднодоступных местах – кистью. Слоёв краски может быть несколько, но это вы уже решите самостоятельно.

Несколько отличается инструкция покрытия деревянных поверхностей масловоском – здесь вам не нужно применять грунтовки или олифы. Состав наносится сразу, по нескольку квадратных метров (сколько успеете за 10 минут).

Время строго ограничено, так как вам нужно будет успеть в течение 15 минут после нанесения слоя удалить излишки покрытия. Для этого можно использовать натуральную ткань без ворса, а лучше всего — вафельное полотенце.

Всё дело в том, что через 15 минут воск начинает затвердевать, и если вы не вытрете излишки, то он так и останется на поверхности. Следовательно, структура древесины будет плохо просматриваться и, к тому же, вы не добьётесь желаемого цвета.

Полное высыхание таких составов проходит за сутки, но на этом малярные работы не заканчиваются. Для придания блеска и дополнительной защиты наносят (кистью или валиком) ещё один слой, только уже бесцветный и точно также через 10 минут вытирают излишки. А ещё через сутки объект готов к эксплуатации.

Примечание. Для деревянных поверхностей не используются огнезащитные краски по металлу ПОЛИСТИЛ. Также для дерева не следует применять холодное оцинкование – это электропроводная краска ZINGA.

Заключение

Как видите, для малярных работ зачастую больше времени приходится тратить на подготовку поверхности, нежели на саму покраску конструкции, но такой процедуры не избежать, так как от этого зависит 50% качества. Возможно, вам непонятны какие-то моменты, тогда пишите об этом в комментариях.

Малярные работы являются заключительным этапом отделочных работ в строительстве. Качество отделки влияет на внешний вид, продолжительность эксплуатации помещений и зависит от правильной подготовки поверхностей. Прежде чем начать малярные работы в помещениях, необходимо закончить все строительные работы (кроме настилки линолеума на полы), электротехнические работы, монтаж и испытание центрального отопления, водопровода, канализации. Влажность оштукатуренных и бетонных поверхностей не должна превышать перед окраской 8 %, а деревянных поверхностей - 12 %.

Подготовка поверхностей под окраску включает в себя следующие операции:

Очистка поверхности, просушивание сырых мест;

Огрунтовывание;

Расшивка и заполнение трещин и раковин;

Шлифование.

Подготовка новых оштукатуренных поверхностей . Новые, не окрашенные ранее оштукатуренные поверхности в первую очередь необходимо очистить, сгладить пемзой, затем шлифовальной бумагой вручную или с применением шлифовальной машины. Очистка поверхностей заключается в том, чтобы удалить с них пыль, грязь, потеки и брызги раствора. Даже самое небольшое количество пыли уменьшает прочность сцепления краски или грунтовки с поверхностью. При незначительных загрязнениях поверхности обметают сухими щетками или кистями. При сильном загрязнении поверхность необходимо промыть водой. Потеки и брызги раствора счищают с поверхности стальными шпателями. Сглаживание производят только по сухой поверхности круговыми движениями. В процессе этой операции от штукатурного слоя отслаиваются слабодержащиеся песчинки, сглаживаются небольшие бугорки, поверхность становится ровной и гладкой.

На только что оштукатуренной поверхности могут появиться ржавые пятна и высолы. Ржавые пятна очищают и огрунтовывают нитролаком или эмалью. Высолы удаляют металлическими щетками, промывают поверхность слабым раствором соляной кислоты (1 часть 30%-й соляной кислоты на 5 частей воды) с последующей промывкой чистой водой и высушиванием.

После тщательной подготовки оштукатуренной поверхности ее огрунтовывают.

Подготовка деревянных поверхностей . Подготовка деревянных поверхностей под окраску включает в себя следующие этапы:

Исправление дефектов дерева;

Шлифование;

Удаление масляных пятен.

Сначала с помощью стамески и молотка удаляют сучки и засмолы. Сучки имеют большую плотность, по сравнению с основной древесиной, и при усыхании сучки будут буграми выступать на поверхности, а краска в этих местах потрескается. На место вырубленного сучка приклеивают кусок древесины той же породы. Направление волокон этого куска дерева должно совпадать с направлением волокон основного изделия.

Засмолы вырубают, так как смола может проникнуть в шпатлевочный слой и проступить в дальнейшем на окрашенной поверхности. Засмолы вырубают не глубоко - на глубину 2... 3 мм, поэтому эти места подмазывают густой пастой из смеси мелких опилок и дисперсии ПВА.

Затем шлифовальной бумагой удаляют мелкие заусенцы и шероховатости на поверхности. Трещины и следы от удаленных сучков и засмолов заделывают специальной шпатлевкой по дереву.

Завершающий этап - удаление масляных пятен и обеспыливание. Масляные пятна можно удалить ацетоном, очищенным бензином или керосином. Обеспыливают поверхность сухими щетками.

Подготовка металлических поверхностей . Металлические поверхности необходимо сначала тщательно осмотреть на предмет обнаружения ржавчины и окалины. Обнаруженные дефекты счищают металлическими щетками, шлифовальной бумагой вручную или с применением шлифовальных машин. Полностью удалить продукты ржавчины механическим способом практически невозможно. Поэтому в таких случаях применяют преобразователи ржавчины. Для этого используют «Автопреобразователь ржавчины», специальную пасту «Автоочиститель ржавчины», а также специальные грунтовки - преобразователи ржавчины.

Грунтовки - преобразователи ржавчины - не только преобразовывают ржавчину, но и создают на поверхности металла полимерную пленку. В их состав входит ортофосфорная кислота, которая превращает продукты коррозии в нерастворимые фосфаты железа. Грунтовку выбирают с учетом вида металла и условий эксплуатации. Для таких целей применяют универсальные грунтовки ГФ-021 и ГФ-0119. Показатели этих грунтовок приведены в таблице

Подготовка ранее окрашенных поверхностей . Подготовка поверхностей, окрашенных разными составами, различная.

Поверхности, ранее окрашенные известковыми или клеевыми составами , полностью очищают от набела - старой краски. Набел можно удалить сухим способом - соскребая его скребками или шпателями. Если краска удалилась не вся, то поверхность увлажняют, лучше всего теплой водой. Когда краска размокнет, ее легко можно счистить металлическим шпателем.

Еще один способ быстро удалить набел - промыть поверхность 1-2%-м раствором соляной кислоты. Мел, входящий в состав клеевой краски начинает разлагаться, краска вспучивается и легко удаляется.

После применения каждого из этих способов удаления набела поверхности обязательно размывают чистой водой, применяя маховую кисть или кисть-макловицу.

Подготовка поверхностей, окрашенных масляными красками, эмалями и лаками , зависит от состояния предыдущего покрытия. Если краска хорошо держится на поверхности и не потрескалась, то можно просто промыть поверхность слабым (3%-м) раствором аммиака или пищевой соды, а затем чистой водой.

Если старая краска плохо держится, потрескалась, отслаивается или вспучивается, то ее необходимо удалить. С помощью металлического шпателя можно удалить только слабо держащуюся краску, да и то не всю. Этот способ трудоемок и малоэффективен, поэтому предварительно масляную краску размягчают. Можно расплавить старую краску горячим воздухом при помощи термовоздуходувки (рис. 1). Устройство для удаления краски держат так, чтобы его наконечник находился на расстоянии примерно 25 мм от поверхности, и двигают его вдоль небольшого участка. Размягченную и вспученную краску удаляют скребком или шпателем. При этом необходимо оберегать примыкающие поверхности от повреждения. Например, снимая краску с оконных рам, нельзя направлять горячий воздух на стекло - оно может треснуть. Выжигать краску можно и паяльной лампой, но этот способ очень огнеопасен.

Рисунок 1. Снятие старой краски термовоздуходувкой

Для удаления старой краски можно воспользоваться химическими составами - смывками, например средством для размягчения и удаления старых красок с окрашенных поверхностей DUFA Abbeizer (Германия), которое состоит из дихлорметана и метанола. С его помощью удаляют водно-дисперсионные, масляные, синтетические краски и эмали, нитроэмали, паркетные лаки. Этот состав наносят на поверхность при помощи кисти. После некоторой выдержки разбухшую краску удаляют шпателем. Очищенную поверхность затем протирают тряпкой, смоченной спиртом или минеральным скипидаром, или тщательно промывают водой. При удалении нескольких слоев краски процесс повторяют. Работают с Abbeizer в резиновых перчатках, избегая контакта с кожей.

Для размягчения краски подходят также промышленные смывки БЭМ-2, АФТ-1, СД или самостоятельно приготовленные пасты.

Смывки - жидкие составы, представляющие собой смеси органических растворителей.

Смывка БЭМ-2 предназначена для удаления покрытий из масляных, глифталевых и нитроцеллюлозных эмалей. Действует она через 10... 30 мин. Смывка АФТ-1 - бесцветная жидкость. Ее применяют для снятия масляных и лаковых покрытий на основе нитрата целлюлозы. Действует она через 20 мин после нанесения кистью или распылителем.

Смывку СД применяют для удаления масляных и лаковых покрытий с металлических поверхностей. Через 3 мин после нанесения покрытие начинает набухать и сморщивается, после чего его легко удаляют шпателем.

В случае отсутствия химической смывки промышленного производства слой старой краски можно снять с помощью самостоятельно приготовленных паст:

1) смешать нашатырный спирт - 2 части, скипидар - 1 часть, мел - до требуемой консистенции;

2) смешать кальцинированную соду - 1 часть, гашеную известь - 3 части, добавить 5 частей воды;

3) смешать равные части просеянного мела и известкового теста и развести смесь до густоты шпатлевки 20%-м раствором каустической соды (из расчета 250 г соды на 1 л воды).

Пасту наносят на окрашенную поверхность шпателем и оставляют до тех пор, пока краска не размягчится (0,5... 1,5 ч). Затем ее легко можно будет удалить.

Подготовка проблемных мест . На ранее окрашенных поверхностях иногда проступают ржавые пятна, копоть и протечки. Если эти дефекты не устранить, то они проступят на новой окраске.

Удалить их можно одним из следующих способов:

Старое высохшее ржавое пятно промывают водой, высушивают и огрунтовывают нитролаком или эмалью;

Сырое пятно от протечки сначала высушивают, предварительно устранив причину появления сырости, затем грунтуют масляным составом;

Закопченную поверхность промывают сначала 2 -3%-м раствором соляной кислоты, затем водой, после чего огрунтовывают.

На поверхности штукатурки часто появляются трещины. Все трещины перед окраской необходимо заделать. Мелкие трещины расшивают - разрезают и углубляют углом шпателя или штукатурным ножом на глубину не менее 3 мм. Это предупредит расширение трещины в будущем. Затем ее очищают. Далее чистой кистью смачивают трещину и поверхность вокруг нее водой. Потом трещину заполняют шпатлевкой или гипсовым раствором, хорошо затирают и просушивают. Более крупные трещины заполняют специальными уплотнительными массами или акрилом. Сначала крупную трещину расшивают, прочищают и огрунтовывают дисперсионной грунтовкой. Уплотнители и акриловые массы выпускаются в тубах. Массу выдавливаемой из туба при помощи специального пистолета. Чтобы вставить туб в пистолет (рис. 2), надо повернуть плунжер зубьями вверх и вытянуть его до упора. Вставив туб в пистолет, надо повернуть плунжер зубьями вниз. В носике туба вырезают отверстие, через которое и будет поступать уплотнительная масса. Носик вставляют в трещину (рис. 3). При мягком нажиме на курок масса выдавливается и заполняет трещину. Затем обработанное место надо загладить шпателем и промыть влажной губкой.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на малярные работы, для подготовки поверхностей под окрашивание (подготовка деревянных поверхностей).

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОКРАСКЕ.

При лакокрасочной отделке поверхности выполняют ряд операций, которые сводятся в четыре грунты: I — подготовка поверхности; II — обработка поверхности; III — окраска поверхности; IV — отделка окрашенной поверхности.

Подготовка деревянных поверхностей столярных изделий под масляную окраску

Столярные изделия должны поступать на строительную площадку подготовленными к окраске. Перед окраской они должны быть очищены от пыли, грязи, брызг раствора и протерты сухой ветошью.

Очистка выполняется стальным шпателем. Выступившие после усушки древесины сучки и засмолы вырубаются на глубину 2…3 мм при помощи стамески. Одновременно производится зачистка поверхностей от шероховатостей. Крупные дефекты исправляются столяром. Двери и окна должны быть подогнаны и остеклены.

Подготовка деревянных дощатых полов под окраску

Поверхность пола очищается от мусора и пыли. Небольшие площади полов очищаются лещадью, пыль подметается. При больших объемах работ полы очищаются паркетошлифовальной машиной, заправленной крупнозернистой шлифовальной шкуркой. Пыль убирается пылесосом. Мыть деревянные полы для очистки не рекомендуется, так как влажные полы значительно задерживают выполнение последующих технологических процессов.

Перечень операций при отделке водными, эмульсионными и безводными малярными составами приведен в табл.1.1, 1.2. Количество выполняемых технологических операций, прежде всего, зависит от вида лакокрасочного покрытия и требований к его качеству, а также от качества поверхности и материала отделываемой конструкции. Расход малярных составов определяется видом отделочного покрытия и качеством поверхности отделываемой конструкции.

Таблица 1.1

Технологические операции, выполняемые при отделке поверхности водными и эмульсионными малярными составами внутри зданий

Технологи-

ческие операции

Покраска фасада водными составами

Покраска фасада эмульсионными составами

Известковая

Поливинилацетатная

Высокока-

По штукатурке и бетону

По кирпичу и древесине

Высокока- чествен-

Подготовка поверхности

Смачивание водой

Сглаживание поверхности

Расшивка трещин

Обработка поверхности

Первое грунтование

Частичное подмазывание с огрунтовкой

Шлифование подмазанных мест

Первое сплошное шпатлевание

Шлифование

Второе шпатлевание

Окрашивание поверхности

Первая окраска

Шлифование

Вторая окраска

Флейцевание, торцевание, накатка рисунка, набрызг и др.

При подготовке поверхности под окраску выполняются следующие операции: очистка, сглаживание, расшивка трещин, вырезка сучков и засмолов, а также (при необходимости) сушка штукатурки, бетона и древесины (табл.1.1, 1.2).

Вручную сглаживают поверхности лещадью (песчаным камнем, кирпичом), пемзой или торцом куска древесины. При механизированном сглаживании используют универсальные затирочно-шлифовальные машинки, созданные на базе пневмо- и электродрелей (рис.1).

Эти машины имеют сменное рабочее оборудование: диски с вкладышами из пемзы, дерева, лещадного или наждачного камня для сглаживания и очистки оштукатуренной или шлифовки шпатлеванной поверхности; диск с фетровыми накладками для сглаживания свеженанесенной шпатлевки; диск со стальной щеткой для очистки поверхности от ржавчины и старой краски и т.п., обеспечивающие выполнение целого ряда операций, связанных с подготовкой поверхностей под окраску.

Таблица 1.2

Технологические операции, выполняемые при отделке поверхности масляными и синтетическими составами внутри зданий

Технологические операции

Вид окраски

По древесине

Улучшенная

Высококачественная

Подготовка поверхности

Сглаживание поверхности

Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей

Расшивка трещин

Обработка поверхности

Проолифка грунтование

Частичная подмазка с грунтовкой подмазанных мест

Шлифование подмазанных мест

Сплошное шпатлевание

Шлифование

Второе сплошное шпатлевание

Шлифование

Проолифка грунтование

Окрашивание поверхности

Первая покраска фасада

Флейцевание

Шлифование

Вторая окраска

Отделка окрашенной поверхности

Флейцевание, торцевание, накатка рисунка, набрызг

Очистка поверхности. Удаление брызг, потеков раствора маляры выполняют металлическими скребком, шпателем и щеткой. Пыль с поверхности снимают волосяной щеткой (кистью) или пылесосом. Вначале подготавливают потолки, а затем стены.

Сглаживание поверхности. Маляры при помощи приспособлений, снабженных лещадным камнем, металлической сеткой, пемзой или бруском из древесины, обрабатывают отдельные участки или сплошь отделываемую поверхность. В случае использования в затирочном слое штукатурки сухих смесей и растворов на мелком песке операция по сглаживанию поверхности не выполняется.

Расшивка трещин. Маляры осматривают поверхности и видимые невооруженным глазом трещины раскрывают металлическим Шпателем или штукатурным ножом на глубину до 2 мм. Данная операция выполняется движением лезвия шпателя или ножа вдоль трещины.

Вырезка сучков и засмолов. Выпадающие сучки маляры удаляют путем высверливания или вырубки стамеской с последующей заделкой деревянной пробкой на клею. Засмолы снимают тщательно стамеской.

Сушка поверхностных слоев. Снижение влажности материала в отделываемой конструкции до требуемых значений (табл.1.3) осуществляют тепловым или тепловентиляционным способом.

Таблица 1.3

Допустимая влажность материала W, %, в поверхностных слоях отделываемых конструкций

При тепловентиляционном способе сушки воздухонагреватель размещают снаружи здания и подогретый наружный воздух подают в помещения. Воздухонагревательные установки типа УСВ имеют теплопроизводительность от 42 до 420 тыс. кДж/ч, производительность по воздуху от 250 до 4500 м/ч. В процессе сушки измеряют температуру воздуха в помещении и влажность материала отделываемой конструкции.

Свойства материалов из дерева.

Дерево как строительный материал хорошо поддается обработке, обладает высокой прочностью на растяжение, сжатие и изгиб, малым объемным весом, тепло- и звукопроводностью. Однако этот материал имеет ряд недостатков: легко подвергается возгоранию и загниванию, впитывает влагу, неоднороден по строению.

Для правильного и целесообразного применения и увеличения срока службы древесины необходимо знать ее свойства.

Основная часть дерева — ствол, нижняя часть (большего диаметра) которого называется комлем, или нижним отрубом, а верхняя — вершиной, или верхним отрубом.

Древесина — наиболее плотная и прочная часть ствола. Она состоит из ряда концентрических годичных колец особо ярко выраженных на деревьях хвойных пород. Каждый годичный слой состоит из весенней (внутренней), более светлой древесины и летней (наружной), более темной. Чем больший процент летней древесины на срезе ствола, тем более прочным считается материал.

В центре сечения ствола расположена сердцевина — наиболее ранняя часть образования ствола. В техническом отношении она значительно хуже древесины, состоит из тонкостенных клеток и представляет собой рыхлую ткань.

Различают две основные группы пород дерева: хвойные (сосна, ель, лиственница, пихта, кедр) и лиственные (дуб, бук, граб, клен, ясень, береза, ольха, каштан, липа, орех и др.).

В строительстве наиболее широко применяют хвойные породы. Лиственные же больше используют при изготовлении мебели и других деревянных изделий.

Лиственные породы. Дуб. Твердый, прочный, вязкий, стойкий к загниванию материал. Применяется в основном для изготовления подземных конструкций. Имеет красивую текстуру, хорошо обрабатывается, благодаря чему широко применяется в мебельной промышленности и для дорогой отделки в строительстве (паркет, панели, внутриквартирные лестницы и т.п.).

Бук. Имеет твердую и прочную древесину, но легко поддается загниванию. Применяется преимущественно для изготовления столярных изделий и при отделочных работах.

Граб. Древесина при сушке сильно коробится, ствол в своем сечении неправильной формы и редко бывает прямым, поэтому в строительстве почти не применяется.

Такие породы, как береза, липа, клен, ольха, орех в строительстве почти не применяются. Основное назначение — для изготовления мебели и дорогостоящей отделки. Осина применяется для изготовления гонта на кровлю.

Хвойные породы. Сосна. Наиболее распространенный в строительстве материал. Древесина ее в основном крепкая, гибкая, смолистая, хорошо сопротивляется загниванию, при интенсивной сушке коробится, но трескается мало. Благодаря малому количеству на основной части ствола веток дает возможность получить хороший пиломатериал.

Ель. Древесина менее крепкая и стойкая, чем у сосны, менее смолиста, поэтому лучше поддается склеиванию. Однако из-за большого количества крепких сучков труднее обрабатывается.

Лиственница. Более смолистая, чем сосна, прочнее ее, значительно устойчивее против загнивания. Древесина при сушке растрескивается, что ограничивает ее применение в гвоздевых конструкциях и столярных изделиях.

Пихта. Обладает легкой, мягкой и упругой древесиной. Смолистых веществ в древесине нет, что делает ее неустойчивой к загниванию. Применяется в открытых (неоштукатуренных) конструкциях, защищенных от атмосферных осадков. Применение в производстве столярных изделий ограничено.

Кедр. Имеет легкую смолистую древесину с красивой текстурой (расположение годовых слоев на продольном срезе). По прочности слабее сосны. Применяется для изготовления столярных изделий.

Пороки древесины. Во время роста, а также при валке, транспортировании, хранении и сушке у дерева нередко появляется ряд дефектов, ограничивающих его применение в строительстве.

Основными пороками древесины являются следующие.

Косослой — винтообразное размещение волокон вокруг продольной оси ствола. Встречается во всех породах. Распиловка такой древесины на доски нежелательна. При значительном косослое бревна применяют в целом виде во второстепенных конструкциях.

Свилеватость — волнообразное или путаное расположение волокон, затрудняющее обработку древесины.

Трещины различают морозобойные, сердцевинные, отлупы и воздушные. Все они способствуют преждевременному загниванию древесины и порче конструкций.

Сучки — основания ветвей дерева, находящиеся в древесине. Сучки бывают сросшиеся (здоровые) и несросшиеся (выпадающие); окрашенные, рыхлые и табачные (в зависимости от степени гниения).

Сросшиеся сучки мало влияют на качество древесины, а выпадающие ограничивают ее применение в конструкциях, работающих на растяжение и изгиб. Древесину с окрашенными, а в особенности с рыхлыми и табачными сучками до удаления места расположения сучка в строительстве не применяют. Как правило, такие сучки не только загнивают сами, но и вызывают гниение здоровой древесины.

Червоточина — повреждение древесины насекомыми-вредителями, главным образом их личинками. Наибольший вред приносят жук-короед, который портит древесину непосредственно под корой; жук-усач, повреждающий древесину на глубине более 5 см; жук-долгоносик, протачивающий в древесине большое количество ходов.

Гниение древесины есть разложение ее клеток, сопровождающееся изменением цвета, растрескиванием в продольном или поперечном направлениях и превращением древесины в бурую массу, рассыпающуюся при прикосновении в труху. Гниение вызывается грибом, поражающим древесину.

Наиболее опасные грибы, которые разрушают конструкции целых зданий, — домовой настоящий, домовой пленчатый и домовой белый.

Антисептирование и огнезащита древесины. При строительстве дома необходимо в первую очередь принять такие конструктивные и эксплуатационные меры, которые предотвращают появление и развитие гнили в деревянных конструкциях, например, устраивать изоляцию между деревянными элементами и каменной или кирпичной кладкой, а также продухи в цокольной части для проветривания подполья, ликвидировать источники увлажнения и т.п. Если указанные меры принять невозможно (в деревянных стульях фундамента, в обшивке перегородок под штукатурку, при устройстве полов на лагах непосредственно по грунту и т.п.), применяют химические меры борьбы с гниением древесины — антисептирование.

Основными химическими веществами, применяемыми при антисептировании, или антисептиками, являются фтористый натрий и хлористый цинк.

Фтористый натрий — основной антисептик, применяемый в деревянных конструкциях внутри помещений. Водный раствор его относительно легко проникает в древесину. Может применяться в комбинации с другими антисептиками.

фтористый натрий — 3,0 кг;

краситель — 0,05 кг;

вода — 97 л.

Хлористый цинк по качеству ниже фтористого натрия, легко вымывается водой. Если к древесине, пропитанной хлористым цинком, прилегают металлические изделия, то они сильно коррозируют.

Состав антисептика на 100 л раствора:

хлористый цинк — 5 кг;

краситель — 0,05 кг;

вода — 95 л.

Указанные антисептики — порошки, легко растворимые в воде. Поверхность древесины дважды опрыскивают или обмазывают раствором; повторную обработку выполняют через 2-4 ч. Расход раствора при таком антисептировании составляет 0,6-0,8 л на 1 м обрабатываемой поверхности древесины.

При антисептировании конструкций, находящихся на открытом воздухе или в грунте, лучшими являются следующие маслянистые антисептики, не растворимые в воде.

Каменноугольное креозотовое масло — жидкость темно-коричневого (почти черного) цвета со специфическим резким запахом, ограничивающим его применение во внутренних деревянных конструкциях. Применяется с растворителем (нефтяным топливом, сольвентнафтой и зеленым маслом) в соотношении 1:1.

Древесный деготь (смола) — густая жидкость темного цвета. Применяется в основном для промазки подземных конструкций и мест соприкосновения дерева с кладкой или бетоном.

Зеленое масло — применяется в основном в виде добавки к креозотовому маслу, а также самостоятельно.

Способ употребления указанных антисептиков — обмазка (лучше в подогретом виде) кистью.

Открытые деревянные конструкции (стропильная система), а также закрытые (оштукатуренные перегородки, балки перекрытий), находящиеся в непосредственной близости к отопительным печам, дымоходам, трубам и выполненные с нарушением противопожарных правил при строительстве, могут стать причиной возникновения или распространения пожара. Поэтому в первую очередь необходимо строго придерживаться конструктивных мероприятий, которые предупреждают возникновение пожара. Огнезащитные средства могут только помешать его быстрому распространению. К таким средствам относятся следующие огнезащитные покраски.

  1. Раствор для поверхностной пропитки (в %):

фосфорнокислый аммоний — 20;

сернокислый аммоний — 5;

соляровый контакт — 3;

вода — 72.

Наносится опрыскиванием или кистью два раза с перерывом от 4 до 24 ч. Расход на 1 м поверхности — 1,1 кг раствора.

  1. Силикатная краска (в г/м):

жидкое стекло (натровое) — 185;

глицерин — 10;

цинковые белила — 10;

вода — 110.

Наносится опрыскиванием или кистью два раза с перерывом не менее 12 ч. Нормальный цвет — белый. Пригодна для работы в течение 8 ч после приготовления.

  1. Суперфосфатная обмазка (в г/м):

суперфосфат — 1400;

вода — 600.

Наносится кистью два раза. Нормальный цвет — белый. Пригодна для работы в течение 6 ч после приготовления.

Строительно-технологические свойства древесины. Влажностью древесины называется отношение веса содержащейся в ней воды к массе древесины, высушенной до абсолютно сухого состояния, выраженное в процентах.

По влажности различают древесину воздушно-сухую (влажностью не более 20%), сырую (влажностью от 20 до 50%) и свежесрубленную или сплавную (влажностью более 50%).

До заданной степени влажности древесину сушат естественным путем (длительно хранят на воздухе в защищенных временной крышей штабелях) или искусственным путем (в специальных сушилках).

При высыхании древесина изменяется в объеме — усыхает, причем усушка древесины по поперечному сечению ствола происходит неравномерно.

Растрескивание древесины происходит вследствие ее неравномерной усушки в разных направлениях, а также в наружных и внутренних слоях. Трещины образуются сначала в торцах, а затем вдоль бревна или доски. При умелой сушке лесных материалов можно добиться незначительного растрескивания древесины или вовсе избежать появления трещин.

Коробление древесины происходит при ее высыхании вследствие неравномерной усушки в разных направлениях. Доски, выпиленные из сырого бревна, при высыхании коробятся в поперечном сечении таким образом, что поверхность, более удаленная от сердцевины бревна, становится вогнутой, а более близкая к сердцевине бревна — выпуклой. Доска, выпиленная из сердцевинной части бревна, становится более тонкой в кромках, чем в середине сечения.

Разбухание древесины происходит от насыщения ее влагой и сопровождается неравномерным увеличением размеров материала аналогично уменьшению размеров при усушке древесины.

Цвет является характерным признаком древесины. По цвету можно определить породу древесины, ее качество. Здоровая древесина имеет ровный цвет; пятна и полосы указывают на начало загнивания древесины. Натуральная окраска, блеск от пересечения сердцевинных лучей, своеобразное расположение волокон создают текстуру древесины данной породы. Текстура у разных пород древесины различна: гладкая (у самшита), шероховатая (у дуба), косослойная, свилеватая и т.п. Текстура древесины широко используется при производстве отделочных работ.

Запах древесины, своеобразный для каждой породы, также служит для распознавания породы и определения доброкачественности.

Теплотворная способность древесины (количество теплоты, выделяемой при горении 1 кг древесины) при влажности 15% составляет 3700 ккал, тогда как теплотворная способность лучших углей Донецкого бассейна не превышает 7500 ккал.

Древесина — сгораемый материал, поэтому в несущих и ограждающих конструкциях ее необходимо защищать от возгорания пропиткой огнезащитными составами или устройством защитных покрытий из несгораемых материалов. В последнем случае деревянные конструкции имеют значительный предел огнестойкости, который характеризуется способностью конструкций сопротивляться в течение определенного промежутка времени воздействию огня до потери прочности и устойчивости конструкций или до образования сквозных трещин. Так, междуэтажные деревянные перекрытия с накатом или подшивкой и оштукатуренные по драни или сетке при толщине штукатурки 20 мм имеют предел огнестойкости 0,75 ч; монолитные или сборные железобетонные перекрытия при толщине защитного слоя арматуры в плитах 10 мм, а в балках и ребрах — 20 мм имеют предел огнестойкости 1 ч.

Прочность разных пород древесины различна. Если прочность сосновой и еловой древесины на растяжение, изгиб, сжатие и смятие вдоль волокон принять за 100%, то прочность дуба, ясеня европейского, граба, клена, акации белой составит 130%, лиственницы — 120%, березы, бука, ясеня дальневосточного — 110%, сосны Якутии, пихты кавказской, кедра — 90%, пихты уральской, сибирской и дальневосточной, осины, тополя — 80%.

Прочность древесины зависит также от степени ее влажности и возраста:

— чем больше влажность древесины, тем меньше ее прочность;

— древесина молодых деревьев менее прочна.

В строительстве применяют пиломатериалы.

Пластины получают распиловкой бревен по оси ствола на две части (табл.1.4).

Таблица 1.4

Объем пластин, м

Диаметр пластин в тонком конце, см

Четвертины — бревна, распиленные вдоль оси ствола на четыре части.

Горбыль — отход при распиловке бревна параллельно оси ствола.

Брусья толщина 13…25 см, ширина не более двойной толщины (табл.1.5).

Таблица 1.5

Объем 10 м брусьев, м

Ширина, мм

Толщина, мм

Бруски — толщина 4… 12 см, ширина менее двойной толщины.

Рейки — толщина до 3,5 см, ширина менее 7 см.

Доски — толщина до 8 см, ширина 8…25 см (табл.5).

Таблица 1.6

Объем 100 м пиломатериала при влажности 12%, м

Ширина, мм

Толщина, мм

Широкую сторону досок и брусьев называют пластью, узкую — кромкой, а линию их пересечения — ребром. По характеру обработки доски и брусья могут быть необрезные с обзолом (необработанной кромкой), полуобрезные и обрезные.

Стандартная длина досок и брусьев 1…6,5 м с градацией в 25 см. В зависимости от качества древесины пиломатериалы подразделяются на сорта: доски и бруски изготавливают шести сортов (отборные марки С и рядовые — I, II, III, IV и V), а брусья пяти сортов.

Полуфабрикаты из лесоматериалов обычно изготавливают в виде шпунтованных досок, плинтусов, галтелей, поручней, наличников, карнизов, рустиков, вагонки, дверных и оконных коробок, паркета, фанеры и т.п. (рис.3). Шпунтованные доски применяют для устройства полов, перегородок и других конструкций, требующих продольной связи между досками.

Вагонкой обшивают потолки и стены, наличниками обрамляют оконные и дверные проемы, плинтусы и галтели используют для закрытия щелей между полом (потолком) и стенами.

Фанера бывает клееная и облицовочная. Клееную фанеру, или дикт, применяют при изготовлении внутренних дверей, оснований под паркет, легких перегородок, а облицовочную — из ценных пород дерева для мебели.

Фанеру клееную изготавливают обычно размерами 1525 х 1220 и 1525 мм толщиной 2…15 мм с количеством шпонов (слоев) 3…13. По качеству фанеру изготавливают пяти сортов.

Инструменты и приспособления для ручной и механизированной работы

При обработке и монтаже лесоматериалов, пластиковых и металлических деталей и конструкций применяются измерительные и разметочные инструменты и приспособления: складной метр, рулетка, разметочный циркуль, угольник, малка, ярунок, уровень, отвес, рейсмус.

Для разметки и измерения дуг и окружностей используют циркуль, а внешний диаметр детали определяют кронциркулем. Угольником отмеряют прямые углы (90°), а для разметки углов в 45° и 135° используют ярунок. Малкой можно измерять и размечать углы различной величины. Уровень и ватерпас служат для проверки горизонтальности и вертикальности поверхностей. Отвес — шнур с грузом в виде конуса — применяют для контроля вертикальности конструкций. Рейсмус и отволоки служат для разметки параллельных линий.

Ручной инструмент: топоры, молотки, пилы, струги, долота и стамески, бурава и дрели.

Топоры для рубки, тески, раскалывания древесины, вырубания шипов и других работ имеют рукоятку (топорище) длиной 49 см, сделанную из березы, клена, вяза, ясеня, граба или бука. После посадки рукоятки топор укрепляют металлическим или деревянным клином. Угол заострения лезвия топора 30°. Масса топора 1,1…1,75 кг.

Пилы в зависимости от назначения имеют соответствующую форму зубьев:

— для продольной распиловки — косоугольного треугольника с направлением зубьев в сторону резания,

— для поперечной распиловки — равностороннего треугольника,

для универсальной распиловки (вдоль и поперек) — прямоугольного треугольника.

Чтобы пилу в пропиле не «заедало», зубья разводят — через один отгибают в разные стороны, оставляя неразведанными один или два зуба для очистки пропила от опилок. Разводку зубьев делают на 1,3… 1,5 толщины полотна пилы, при этом используют специальные разводки и шаблоны.

Одноручные пилы: лучковая (стальное полотно пилы закреплено в деревянном станке) и ножовки (прямоугольное или трапециевидное полотно пилы с укрепленной ручкой на конце). Ножовок несколько видов: обыкновенная — дает грубый пропил, не ограниченный шириной полотна, с хребтом — пропил тонкий, но ограниченный по высоте, наградка с переставным полотном — пропил определенной глубины, узкая — применяется при криволинейных пропилах в середине доски.

Струги состоят из деревянной или металлической колодки, стального резца (железки) и клина, на колодках делают ручки. Резец струга помещается в специальном гнезде колодки (летке), нижняя часть колодки имеет прорезь (пролет) для выхода резца. Резцы должны выступать за плоскость подошвы колодки на 1 …3 мм для грубого строгания и на 0,1…0,3 мм для чистого строгания.

Для строгания плоских поверхностей древесины применяют следующие струги: медведку, шерхебель, рубанки, шлифтик, фуганок, полуфуганок, цинубель, циклю.

Медведка с железкой (резцом) шириной 50…60 мм применяется для грубого строгания бревен, брусьев и досок.

Шерхебель с железкой 30…40 мм, выступающей за плоскость подошвы на 3 мм, применяется для первоначального острогивания деталей перед обработкой поверхности рубанком.

Рубанок одинарный и двойной (имеет вторую стружколомающую железку — горбатик) применяется для выравнивания поверхности, простроганной шерхебелем, а двойной рубанок еще для зачистки задиров и застрожки торцов.

Шлифтик — укороченный двойной рубанок с увеличенным до 60° углом резания — снимает очень тонкую стружку, зачищает задиры, свилеватые места и торцы.

Фуганок — большой двойной рубанок (длина колодки 700… 900 мм, ширина 85 мм, высота 75 мм) с шириной железки 50 и 65 мм — употребляют для точной обработки больших плоскостей под линейку и выравнивания кромок досок.

Цикля — пластинка длиной 100… 150 мм, шириной 60 мм и толщиной до 1 мм (изготавливают из старых полотен ножовок, лучковых и ленточных пил) — используется для зачистки древесины твердых пород после обработки двойным рубанком.

Для фигурного строгания древесины применяются струги с фасонными колодками и железками: зензубель для выборки четвертей, шпуптубель — шпунтов, грунтубель — гребней, калевка — на рейках и кромках брусков-калевок, горбач — для строгания вогнутых и выпуклых поверхностей (рис.7).

Цинубель придает обрабатываемой поверхности шероховатость, что способствует крепкому склеиванию деревянных деталей, а также им строгают свилеватую и очень твердую древесину (вяз, бук, черное дерево). Железки строгального инструмента делают длиной 160…200 мм и затачивают на одну фаску с углом заострения 30…35%, вставляют в гнездо колодки и закрепляют клином под углом 45…60° и чтобы они выступали за плоскость подошвы колодки на 0,2…0,5 мм.

Для выдалбливания отверстий и гнезд применяют узкие и широкие долота с лезвием резца шириной 6…25 мм и углом заострения 20…30°. Зачистку выдолбленных отверстий выполняют плоскими и полукруглыми стамесками шириной 4…50 мм и углом заострения 18…25° (рис.8).

Киянка — деревянный молоток массой 1,5…2 кг — применяется при долбежных и конопатных работах.

Барс — деревянный молоток массой 3…5 кг — служит для осаживания бревен при рубке стен, забивке свай и т.д.

Набор мелких инструментов: плоскогубцы-кусачки, универсальный раздвижной ключ, отвертки (большая, средняя и малая), гвоздевая направка для забивки гвоздей ниже поверхности древесины и других материалов, напильники и др.

Рабочее место оборудуется в мастерской постоянным верстаком (длиной до 3 м, шириной 1 м и высотой 0,8 м) и на стройплощадке переносным верстаком (длиной 1,5 м, шириной поверху 0,5 м и высотой 0,8 м). Переносной верстак (рис.14) возможно перемещать непосредственно к месту производства работ, например, пригонке дверей и окон, привинчивания петель и т.д.

Таблица 1.7

Технические характеристики электрифицированного деревообрабатывающего инструмента

Инструмент

Мощность электродвигателя, кВт

Масса, кг

Назначение

Пила стационарная, диаметр пильного диска 200 мм

Для распиловки древесины и для резки паркетной доски

Пила ручная дисковая, диаметр пильного диска 200 мм

Для продольной и поперечной распиловки древесины, а также искусственных древесноволокнистых строительных материалов

Машина деревообрабатывающая

Для распиловки, сверления, строгания и фрезерования древесины

Лобзик ручной

Для устройства пропилов в древесине, плитах сухой гипсовой штукатурки, алюминия, листовой стали

Рубанок-ширина строгания 100 мм ширина строгания 75 мм ширина строгания 200 мм

Для строгания древесины при изготовлении элементов деревянных конструкций

Машина строгальная

Для строгания древесины в бытовых условиях, кроме жилых помещений

Долбежник

Для выборки в древесине отверстий и гнезд прямоугольной формы, шунтовых пазов и т.п.

Плотничные и столярные работы

Плотничные работы — устройство полов, потолков, перегородок, стропил, стен и ряжей, связанных с обработкой древесины.

Столярные работы — изготовление и установка на место оконных коробок и переплетов, коробок и полотен дверей, чистых перегородок, производство мебели, художественные паркетные полы и другая более чистая обработка дерева.

При выполнении плотничных и столярных работ бревна, брусья, доски соединяют в различных направлениях с помощью сопряжений — сращивания, наращивания, сплачивания соединений под углом. Сопряжения производят врубками и при помощи гвоздей, шпонок, болтов, хомутов, скоб, клея. Сращивание применяется при продольном соединении бревен, брусьев, досок для увеличения их длины, а наращивание — для увеличения их высоты (рис.15).

Сплачивание бревен, досок и брусьев (рис.16) делают при изготовлении больших поперечных размеров деревянных конструкций (настилке полов, обшивке стен, устройстве перегородок и т.п.).

Соединения под углом бревен и брусьев (рис.17) выполняют при изготовлении оконных и дверных коробок и полотен или переплетов, рубке стен и перегородок деревянных домов и др.

При выполнении плотничных и столярных работ производят рубку, теску, пиление, строгание, сверление и долбление древесины.

Рубку и теску древесины топором (рис.18) осуществляют в двух направлениях: сначала надрубают волокна поперек (через 40…50 см), а затем подрубают их наклонно, углубляясь к середине лесоматериала. Пиление начинают с двух-трех коротких движений пилой по линии перепиливания и после получения надреза начинают работать на полный размах без сильного нажима на пилу. Чтобы пропил был раскрыт и не зажимал пилу, необходимо положить подкладку вблизи места распила.

При перепиливании нескольких досок под различными углами применяют шаблоны, дающие направление пиле — «стусло».

Строгание требует соблюдения последовательности: сперва строгают начерно шерхебелем, после чего поверхность выравнивается одинарным и двойным рубанком, окончательно гладкая острожка производится фуганками. Фуганками снимается сплошная, непрерывающаяся стружка путем передвижения плотника-столяра с фуганком вдоль обрабатываемой детали. При торцовке (острожке торцов) во избежание откалывания края обрабатываемой детали торцовку нужно вести от края до середины детали, а затем торцевать брусок с другого края к той же средине. Долбление гнезд, проушин и пр. делают по разметке с надрезанием краев гнезда — долото ставят вертикально лезвием поперек волокон, фаской к гнезду с оставлением по сторонам гнезда некоторого запаса древесины и наносят легкие удары молотком. Долото забивают на 3…8 мм вглубь, затем вынимают и наклонно подрубают волокна древесины. Сквозные гнезда долбятся с двух сторон, и разметка наносится с обеих сторон детали. Сквозные отверстия сначала долбят до половины глубины гнезда, а затем переворачивают деталь и продолжают долбление с другой стороны. При более чистых работах гнезда и проушины после долбления зачищают стамесками.

Сверление круглых отверстий производится для постановки болтов, нагелей, шипов по разметке, шаблону, шаблону-кондуктору. Шаблоны изготавливаются из листового металла толщиной до 2,5 мм, фанеры толщиной до 5 мм или сухих досок. Диаметр отверстия должен быть на 1 мм меньше диаметра болта, нагеля или шипа.

Правила соединения элементов деревянных конструкций на нагелях, болтах и гвоздях:

— расстояние между собой нагелей и болтов, а также их от торцевого края элементов должно быть не менее 5 диаметров дубовых нагелей и 7 диаметров для стальных нагелей или болтов,

— длина гвоздя должна превышать толщину прибиваемого элемента в 2…3 раза,

— расстояние между гвоздями должно быть не менее 15…25 диаметров гвоздя,

— расстояние от крайнего гвоздя до торца доски или бруска — не менее 15 диаметров гвоздя, не забивать гвозди в торец деревянных элементов во избежание появления трещин,

— не сшивать доски толщиной менее 4 диаметров гвоздя во избежание возможности их растрескивания,

— нельзя забивать гвозди диаметром более 6 мм в древесину хвойных пород, а в древесину твердых пород (дуб, бук) — более 4 мм,

— при необходимости применения более толстых гвоздей следует предварительно рассверлить гнезда 0,9 диаметра гвоздя на глубину 0,4…0,5 длины гвоздя,

— забивать гвозди в мокрую и мерзлую древесину не рекомендуется, при необходимости такой забивки гвозди следует обильно смазывать техническим маслом,

— гвозди надо забивать только молотком перпендикулярно к поверхности соединяемых элементов,

— забивку гвоздей, чтобы они не выдергивались, следует производить наклонно в разные стороны примерно под углом 15°,

— временная прибивка гвоздями, если предполагается выдернуть их через определенное время, делается так, чтобы шляпки на 5… 10 мм выступали над поверхностью прибитого элемента,

— изогнутые при забивке гвозди должны быть выдернуты и заменены новыми.

Соединение на клею деревянных деталей производится в основном при изготовлении столярных изделий с использованием костных, мездровых, казеиновых, смоляных и специальных клеев. Поверхности склеиваемых деталей тщательно подгоняют друг к другу и прострагивают цинубелем. Склеиваемая древесина должна быть сухой, клей наносят тонким слоем только на одну поверхность из склеиваемых. Склеиваемые элементы зажимают струбцинами или ваймами. При сжимании выдавливается лишний клей и между поверхностями остается только необходимое количество клея для прочного склеивания.

Клеевой раствор из костного и мездрового клея приготавливают для 1…2 дней работы, может храниться при температуре 5…10 °С в течение 5…7 суток, не теряя своих свойств.

Сохранение основных качеств у казеиновых растворов — 4…5 ч, смоляных — 2…4 ч, специальных клеев — по инструкциям.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД ОКРАШИВАНИЕ.

Подготовка деревянных поверхностей

Состав работ. Очистка поверхности от брызг раствора. Вырезка сучков, удаление засмолов, втапливание шляпок гвоздей, расшивка щелей.

Производство работ. Требования к качеству. Деревянные изделия, подготавливаемые под окрашивание, не должны иметь дефектов столярной работы (рассохшихся филенок, расколотых досок, выпавших сучков и т.д.).

Подготавливаемые поверхности не должны иметь следов деревообрабатывающих машин, гнилостных мест. Обнаруженные при осмотре го сучки вырубают, засмолы вырезают на глубину 2 … 3 мм, мелкие дефекты столярных изделий (необрезанные волокна в местах сопряжений, заусенцы, отколы) удаляют и зачищают шлифовальной шкуркой.

В деревянных полах доски должны быть хорошо сплочены и прибиты к лагам гвоздями, шляпки гвоздей должны быть втоплены на глубину 3 … 4 мм.

Щели, образовавшиеся в местах соединения досок или по направлению волокон, необходимо расширить для удобства последующей их заделки.

Подлежащие малярным отделкам деревянные изделия и конструкции должны быть сухими (влажность не должна превышать 12%), очищенными от брызг раствора, пыли.

Технология работ. До начала подготовки поверхностей к окрашиванию необходимо проверить жесткость и прочность заделки выпавших сучков, рассохшихся филенок и пр. Крупные дефекты столярных изделий следует устранять до начала малярных работ, а не исправлять их подмазкой, так как она впоследствии выпадает.

Предварительно очищают поверхности от брызг раствора.

Новые деревянные полы очищают, но не моют, так как медленное высыхание поверхности задержит выполнение последующих процессов. Небольшие площади очищают металлическими шпателями или щетками, а также стальными скребками на удлиненной ручке, пыль удаляют волосяными щетками или ветошью; при больших объемах работ применяют паркетошлифовальные машины. Машины не только очищают поверхность, но и собирают пыль с помощью установленных на них пылесоса или вентилятора с пылесборником.

Несмотря на то, что столярные изделия (оконные переплеты, дверные полотна) чаще готовят под окрашивание в заводских условиях, при высыхании древесины могут образоваться дефекты, которые необходимо устранить до окрашивания.

Выступающие сучки и нагели (деревянные гвозди) вырезают стамеской (рис.20). Сначала стамеской отмечают границу удаления древесины, затем производят подрубку сучка или нагеля при малом диаметре с двух сторон, при большом — с трех-четырех. Вырезают сучок до годичных слоев, на глубину до 5 мм, а на его место вставляют кусок древесины той же породы. Вставленный кусок закрепляют на клею так чтобы направление волокон в нем соответствовало направлению волокон основного изделия.

Засмолы, которые могут образоваться на конструкциях и изделиях выполненных из хвойных пород древесины (сосны, ели), вырезают стамеской на глубину 2 … 3 мм (до здоровой древесины).

Мелкие дефекты — выступающие волокна, заусенцы — легкими движениями стамески подрезают вдоль волокон, не затрагивая здоровую часть древесины.

При вырезке сучков, нагелей, засмолов и т.п. стамеску следует держать под углом 35 … 40° к поверхности.

Вследствие усушки древесины происходит также образование щелей и трещин, как в местах соединения отдельных досок, так и по направлению волокон. Для того чтобы удобнее и прочнее заделать трещины и щели, необходимо их несколько расширить стамеской. Операция эта называется разрезкой или расшивкой щелей.

Если после установки столярных изделий в возводимом здании выполняли штукатурные работы, то оконные и дверные блоки, а также погонажные изделия, дверные наличники, плинтусы, кромки коробок дверных и оконных блоков, встроенных в ограждающие конструкции с образованием откосов, необходимо очистить от брызг раствора. Окрашивание без очистки поверхности от раствора ведет к браку (красочная пленка, попавшая на раствор, быстро отслаивается). Правильно очищать деревянные поверхности металлическими шпателем, щеткой или скребком.

Высыхание древесины происходит неравномерно. Так, усушка в радиальном направлении 5 %, а по касательной к годичным кольцам усушка наибольшая и достигает 10 %. В этом направлении бревна распиливают на доски, в результате чего могут выпадать сучки, а в местах скрепления столярных изделий нагелями — образоваться выступы. Малярные составы на выступах держатся плохо.

Для вырезки сучков и засмолов применяют полукруглую стамеску с шириной лезвия 12 … 15 мм и молоток.

При вырезки сучков необходимо обратить внимание на положение стамески во время работы — под углом 35 … 40° к поверхности, а также на технику вырезки. Неправильная вырезка приведет к надлому древесины и порче изделия. При подрезке заусенцев, надколов и прочих дефектов подрезку надо делать легкими движениями стамески вдоль волокна, срезая дефектные места, но не затрагивая здоровую часть древесины.