Реорганизация смена организационно правовой формы. Компания сменила организационно-правовую форму

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Заключен договор от контрагента поступило уведомление об изменении организационно-правовой формы? Обязательно ли заключение доп.соглашение о закреплении изменений преамбулы договора. Спасибо

Ответ

Не обязательно вносить изменения в заключенный договор путем подписания дополнительного соглашения в практике распространено простое письменное уведомление о смене реквизитов. Но стороны могут подписать дополнительное соглашение по своему усмотрению.

«По закону не нужно, но стороны могут это сделать по своему усмотрению.

Закон устанавливает, что организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:

  • в правоустанавливающие документы;
  • в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Если ООО реорганизованного лица - единственный правопреемник, и перехода контроля деятельности не происходит, то налицо реорганизация с целью изменения организационно-правовой формы.

Для чего изменять организационно-правовую форму?

Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:

    Общества с дополнительной ответственностью;

    Закрытые акционерные общества.

Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?

Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.

На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?

    Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;

    Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;

    Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация - один из эффективных инструментов;

    На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;

    Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение - изменение ОПФ.

Как реорганизовать АО в ООО?

Как поменять ОПФ юридического лица? Изменения можно внести с помощью преобразования - это один из способов реорганизации, при котором создаётся другое юридическое лицо с иной ОПФ, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Чтобы правильно перевести ЗАО или ОАО в общество с ограниченной ответственностью, придётся пройти сложный путь из ряда последовательных шагов, присущих любому типу реорганизации. С 1 сентября 2014 года изменить ОПФ стало проще. Поскольку на правах и обязанностях кредиторов процесс не отразится, не нужно:

    Уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры;

    Составлять передаточный акт;

    Публиковать сообщения в СМИ;

    Досрочно удовлетворять требования кредиторов и уведомлять их о начале самого процесса.

Специфика преобразования МУП

Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП - коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ - способ приватизации госимущества.

Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.

Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:

    Количеству работников;

    Прибыли за последние три года;

    Остаточной стоимости фондов.

Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:

    Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;

    Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;

    Оценивается имущество;

    Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;

    Определяется размер уставного капитала;

    Уведомляются кредиторы;

    Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;

    Регистрируется новое общество.

Особенности преобразования ООО в другие организационно-правовые формы

Гражданским законодательством предусмотрен закрытый список ОПФ, в которые могут переоформляться общества с ограниченной ответственностью. К таким относятся:

    Акционерные общества;

    Хозяйственные товарищества;

    Производственные кооперативы.

На основании этой нормы не получится переоформить общество в АНО или иную некоммерческую организацию.

Процесс реорганизации требует аккуратности. Процедуру могут признать несостоявшейся, если установленные законом нормы не будут соблюдены. Важно не только корректно оформить документы, но и выполнить шаги в чёткой последовательности.

В компании «РИГБИ» работают высококвалифицированные юристы, специализирующиеся на регистрации, реорганизации и ликвидации фирм. Доверьте работу профессионалам, и вы не потеряете время на переоформление документов, исправление ошибок.

Варианты изменения организационно-правовой формы предприятия

В соответствии с действующим законодательством и статистическими данными наиболее актуальными для коммерческих организаций Российской Федерации являются два варианта изменения организационно-правовой формы предприятия:

  • Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное;
  • Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью.

Соответствующие процедуры регулируются Федеральными законами №14-ФЗ «Об общества х с ограниченной ответственностью» и №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Изменение организационно-правовой формы предприятия представляет собой сложный законодательно регулируемый процесс со множеством тонкостей. В первую очередь при проведении преобразований необходимо учитывать требования, которые закон предъявляет к вновь образуемым организационно-правовым формам.

Замечание 1

Требования к уставному капитала общества с ограниченной ответственностью отличаются от соответствующих требований к открытому акционерному обществу. При преобразовании общества с ограниченной ответственностью в ОАО минимальная сумма уставного капитала увеличивается до 100000 рублей.

Решение об изменении организационно-правовой формы предприятия принимается добровольно, участниками общества, или принудительно, на основе требований законодательства.

Замечание 2

В соответствии с требованиями законодательства РФ при превышении числа в 50 участников общество с ограниченной ответственностью должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью может быть осуществлено на основе решения акционеров или уполномоченного органа. Вопрос о преобразовании ставится на голосование общего собрания акционеров на основе предложения совета директоров общества. В рамках принятия решения о реорганизации определяется порядок обмена акций на доли участников общества и утверждаются новые учредительные документы.

После принятия соответствующего решения акционерное общество, являющееся публичной компанией, обязано, помимо уведомления налоговых и социальных органов, опубликовать объявление о своей реорганизации и уведомить кредиторов.

В процессе реорганизации акционерного общества после проведения обмена акций на доли в уставном капитале вновь образованного ООО акции аннулируются.

Замечание 3

Проведение преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество проводится в соответствии с аналогичной процедурой, при этом перед началом процедуры реорганизации общество должно обеспечить соответствие всем требованиям законодательства вновь создаваемой организации.

Преобразование открытого акционерного общества в закрытое АО

Как и в случае предыдущего варианта преобразования акционерного общества, решение об изменении организационно-правовой формы принимается на общем собрании акционеров открытого акционерного общества. Однако в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью, преобразование в закрытое акционерное общество не требует создания нового юридического лица.

Для преобразования после принятия соответствующего решения организации необходимо внести изменения в устав общества, подать необходимые документы в регистрирующий орган и зарегистрировать новую редакцию устава, что и станет окончанием процесса изменения организационно-правовой формы. При этом реорганизованное общество должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством к закрытым акционерным обществам.

Изменение организационно правовой формы – это процесс, необходимый в случае:

  1. уменьшения или расширения количества участников вашего общества;
  2. при расширении его деятельности с целью поглощения одного общества другим;
  3. при уменьшении структурных единиц вашего бизнеса с целью ликвидации определенной его части и т.п.

Такая процедура имеет общее название «реорганизация». Обычно под ней имеют в виду такие отдельные мероприятия процедуры как: разделение предприятия, выделение из предприятия отдельного отдела, присоединение одной компании к другой, слияние двух фирм, преобразование предприятия из одной формы собственности в другую.

Например, если вам необходимо преобразовать акционерное общество (АО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО), то для этого следует проводить полную процедуру изменения организационно-правовой формы предприятия.

В целом, для активно работающих и развивающихся фирм, реорганизация является заурядной рабочей процедурой. Обычно, проходит она по единому алгоритму. Наш опыт позволяет выделить следующие ключевые этапы реорганизации :

  1. участники/владельцы принимают решение о реорганизации общества;
  2. привлекается юрист для составления плана и подготовки процесса реорганизации;
  3. о принятом решении информируются соответствующие органы государственной власти;
  4. в соответствующее средство массовой информации подается объявление о прекращении юридического лица;
  5. с соответствующими государственными структурами согласовывается ход действий по прекращению юридического лица;
  6. поиск кредиторов и работа с ними;
  7. составление передаточного акта или разделительного баланса;
  8. перерегистрация;
  9. регистрация или аннулирование обращения акций путем подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (касается только акционерных обществ).

Конечно, в каждом отдельном случае эти пункты могут меняться, однако в целом эти этапы являются действительными для 90% предприятий.

Реорганизация предприятия — какие могут быть проблемы?

Процедура реорганизации бизнеса, будь то слияние компаний, выделение, присоединение и т.д., с юридической точки зрения сама по себе очень сложна. Поэтому она требует внимания, тщательности в подготовке документов и общего юридического сопровождения. Любая ошибка может не только затянуть процесс реорганизации, но и привести к негативным последствиям. В частности это касается вопроса работы с кредиторами, взаимоотношения с которыми обычно очень быстро переходят в судебные залы. Другим моментом является возможность полного прекращения работы предприятия в случае, если документы на реорганизацию оформлены с ошибками.

Необходимые документы для реорганизации предприятия:

  • выписка;
  • учредительные документы предприятия (оригинал в последней редакции)
  • справка о пребывании на учете в ГФС (налоговая) 4-ОПП;
  • заверенная нотариусом доверенность на сотрудников юридической компании, которая будет проводить реорганизацию;
  • информация о должностных лицах органов управления в обществах, которые образуются в момент реорганизации (должно быть указано ФИО, должность, копия паспорта, идентификационный код).

Заметим, что каждый случай в процедуре реорганизации — индивидуальный. При слиянии компаний нужно одно, при выделении отдельного подразделения — другое и так далее. Поэтому необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, будет уточняться уже во время подготовки и в ходе самого процесса реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Как известно, юридические лица могут быть созданы двумя способами:
а) путем учреждения нового юридического лица;
б) путем реорганизации существующего юридического лица.
Способ создания юридического лица указывается в первых положениях устава юридического лица. В зависимости от способа создания приобретение и регистрация прав на недвижимое имущество имеют следующие особенности.
Учреждение юридического лица. Передача учредителем (участником, членом) недвижимости в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал осуществляется на основании учредительного договора или иного договора о создании юридического лица.
Так, договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества, но он определяет размер уставного капитала общества, размер и порядок оплаты акций, размещаемых среди учредителей общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО).
Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав (ст. 12 Закона об ООО)*(100). Учредители ООО заключают в письменной форме договор об учреждении ООО, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества (п. 5 ст. 11 Закона об ООО). Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен договором об учреждении и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 16 Закона об ООО).
Особенности вкладов (взносов) в имущество юридических лиц иных организационно-правовых форм (полных и коммандитных товариществ, обществ с дополнительной ответственностью, кооперативов, фондов, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций) установлены гл. 4 ГК и федеральными законами, определяющими правовое положение и порядок создания данных юридических лиц.
Таким образом, регистрация права вновь созданного юридического лица на переданное ему в качестве вклада или в оплату акций недвижимое имущество осуществляется на основании документа об учреждении (создании), содержащего обязательства учредителя (участника) по передаче имущества. Разумеется, что в случае передачи недвижимости в качестве вклада (взноса) документ об учреждении должен соответствовать п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав и содержать описание недвижимого имущества и наименование юридического лица. Обязательным условием регистрации является предварительная регистрация права собственности учредителя (участника) на передаваемую ему недвижимость. Необходимо также подтверждение исполнения учредителем (участником) своих обязательств по оплате вклада (взноса) или акций - документ о фактической передаче имущества, подписанный учредителем и созданным юридическим лицом, например передаточный акт. Поскольку в данном случае права возникают на основании сделки, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации заявления о регистрации перехода права подаются от имени учредителя и учрежденного им юридического лица.
Если общество создается одним учредителем, то основанием для регистрации является единоличное решение об учреждении общества, утверждении его устава и денежной оценке имущества, вносимого в оплату акций или в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 9 Закона об АО, п. 2 ст. 11 Закона об ООО).
Права на недвижимое имущество, переданное в качестве вклада (взноса), созданного путем учреждения нового юридического лица возникают в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК по общему правилу - с момента государственной регистрации права (п. 12 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22). До регистрации перехода права имущество остается собственностью учредителя.
Регистрация права собственности учрежденного акционерного общества на внесенное учредителем недвижимое имущество необходима для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций. Так, согласно п. 3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесено недвижимое имущество, в регистрирующий орган представляется копия документа, подтверждающего право собственности эмитента на это имущество.
Реорганизация существующего юридического лица. Реорганизация означает прекращение реорганизуемого юридического лица (правопредшественника)*(102) и переход его прав и обязанностей в порядке правопреемства к вновь созданному юридическому лицу (правопреемнику). Именно правопреемство отличает реорганизацию от ликвидации - другого способа прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей (п. 1 ст. 61 ГК).
Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (изменения организационно-правовой формы). Порядок реорганизации и особенности правопреемства определены ст. 57-60 ГК и законами об организациях различного вида. Иногда неверно полагают, что реорганизованное юридическое лицо является учредителем вновь созданной организации-правопреемницы. Нельзя путать различные способы создания юридических лиц - реорганизацию существующего и учреждение нового юридического лица. У созданного путем реорганизации юридического лица есть не учредители, а участники, акционеры, члены - в зависимости от его организационно-правовой формы.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц наряду с наследованием является одним из способов приобретения права собственности (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК). Но если при наследовании правопреемство универсальное (полное), то при реорганизации в форме разделения, выделения правопреемство частичное (сингулярное). При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности правопредшественника переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом, а при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК).
Право у вновь созданных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения - с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). Как и при наследовании, право у правопреемника возникает с момента прекращения правопредшественника (кроме реорганизации в форме выделения).
Основанием для государственной регистрации права юридического лица - правопреемника являются передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от формы реорганизации), которые должны быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица - правопредшественника или его уполномоченным органом, принявшим решение о реорганизации. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав в указанных документах должно содержаться описание объекта недвижимости и его адрес (место нахождения). Необходимым условием регистрации является подтверждение возникшего до реорганизации права собственности правопредшественника. Если это право не было до реорганизации зарегистрировано в ЕГРП, то необходимо представление правоустанавливающих документов правопредшественника (о возникшем до 31 января 1998 г. праве). Осуществить регистрацию ранее возникшего права юридического лица после реорганизации невозможно ввиду его прекращения (кроме случая выделения). Еще раз отметим, что при реорганизации права приобретаются в порядке правопреемства, а не на основании сделки, как при учреждении нового юридического лица. Поэтому требования об обязательной "перерегистрации" ранее возникшего права по аналогии с "первичной регистрацией" перед сделкой неправомерны.
Как указано в п. 11 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Изменение организационно-правовой формы юридического лица - одна из форм реорганизации, при которой возникает новое юридическое лицо. Например, при преобразовании ООО в ЗАО даже в случае сохранения наименования должна быть осуществлена регистрация права вновь возникшего юридического лица на основании передаточного акта, а не внесение изменений в ЕГРП.
Изменение типа организационно-правовой формы. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального бюджетного или казенного учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Аналогично, ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"*(103) предусмотрено создание казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений (ч. 1, 4), при этом со дня создания казенного учреждения имущество, закрепленное до этого за бюджетным учреждением, признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (ч. 10).
Необходимо подчеркнуть, что создание учреждения путем изменения типа существующего учреждения не является созданием нового юридического лица.
Изменение типа государственного, муниципального учреждения не является реорганизацией (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ч. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях), равно как и изменение типа акционерного общества - ЗАО в ОАО (ст. 7, 20 Закона об АО). Следовательно, не происходит перехода прав на недвижимость.
В этих случаях, если до изменения типа организационно-правовой формы было зарегистрировано право юридического лица на недвижимость, в ЕГРП вносятся изменения - в наименование субъекта права на основании новой редакции устава или на основании изменений, внесенных в устав (п. 67 Правил ведения ЕГРП).
Если до изменения типа существующего бюджетного или казенного учреждения его право оперативного управления не было зарегистрировано, то регистрация проводится на основании решения уполномоченного органа о создании автономного учреждения, содержащего сведения о закрепляемом имуществе (ч. 11 ст. 3, ч. 9 ст. 5 Закона об автономных учреждениях).