Современный период и перспективы развития нефтяной промышленности. Факторы и особенности размещения электроэнергетики

Современный период и перспективы развития нефтяной промышленности. Факторы и особенности размещения электроэнергетики

План

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны…………..3

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности…………………….4

3. Система нефтепроводов России………………………………………………5

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России………………………………6

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготов1ой месторождения к разработке.

Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.

Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо. Топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта . Без топлива немыслима жизнь людей.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны . На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли : нефтяная, газовая и угольная. Отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты. Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет более 4,5 трлн. долл. США.

Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Вместе с другими ведущими поставщиками нефти она пытается решить вопрос о том, как бороться с сокращением объемов производства.

Точно так же как Венесуэла и Мексика, Россия крайне зависит от нефти – она обеспечивает правительству более двух третей дохода и составляет 30% валового внутреннего продукта, пишет Christian Science Monitor (полный тест на сайте Inopressa.ru ).

В условиях становления рынка крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Они преобразуются в акционерные общества или входят на правах дочерних фирм в состав акционерных кампаний с сохранением контрольного пакета акций у государства. В настоящее время добычей нефти занимаются такие нефтяные акционерные компании, как: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и т.д.

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно - Сибирский (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печерской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтеперерабатывающем районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стане территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России – шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

3. Система нефтепроводов России

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В РФ создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехя, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России

На размещение нефтедобывающей промышленности влияет много факторов, но основным является сырьевой. Сырьевой фактор характеризуется рядом показателей, которые и определяют первоочередность вовлечения месторождения в эксплуатацию, а также обусловливают факторы особенности размещения нефтеперерабатывающих предприятий.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредоточивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.

Нефтеперерабатывающие предприятия сооружены в центральных регионах (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши), в Поволжье (Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград), на Урале (Пермь, Орск), в Сибири (Омск, Ангарск, Ачинск) на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар, Туапсе).

Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратко превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.

В настоящее время разрабатывается предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.

Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений.

В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе (правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему происходят аварии.

Продолжительность эксплуатации нефтепроводной системы России

Причины отказов на российских магистральных нефтепроводах

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными

загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов

добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и

балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области

жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше

здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс-кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита-телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу-мевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти-ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере-возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при-роде.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю-бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни-ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру-жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз-можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Список используемой литературы

1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.

2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.

3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.

4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Справочная система Интернет

Основные проблемы нефтяной промышленности РФ выявил кризис 2009 г. По итогам начала года значительные сокращения произошли среди работ, нацеленных на перспективное развитие. В первую очередь это касается сейсмики и разведочного бурения. Ряд нефтяных компаний не только сократил программу сейсмических исследований, но и отказался от заключенных контрактов. Падение физических объемов рынка сейсмики в 2009 г. оценивается в 20 - 25%. Подобные проблемы возникли не только у небольших компаний, но и у крупных, например - у «Татнефти». Объемы разведочного бурения сократились почти наполовину, поддержали его в основном две компании - «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Но, при поддержке государства следует ожидать некоторой стабилизации ситуации, улучшения должны произойти за счет государственного заказа.

Основным регионом нефтедобычи по-прежнему остается Западная Сибирь, где основные работы нацелены на поддержание объемов добычи. Сходная ситуация и в Урало-Поволжье, где снижение добычи началось еще до кризиса. Не исключено, что проекты по разработке тяжелых высоковязких нефтей из-за высокой себестоимости, скорее всего, будут заморожены.

Процессы в Восточной Сибири идут особенно болезненно, поскольку там только начинается становление добывающего района, идет период капитальных вложений. Бурение там дороже, чем в Западной Сибири, инфраструктура слабо развита. Главная надежда на «Газпром», который владеет тендером по разведке в Якутии.

Ситуация в Тимано-Печорском регионе определяется тем, что регион обладает значительным потенциалом для развития, имеет удобные выходы к экспортным путям. Однако основные запасы углеводородов находятся в труднодоступных районах, в том числе в прибрежной зоне или на шельфе. Многие месторождения требуют деятельной доразведки и подготовки к работе.

Кризис помешал планам бурного развития, компании нефтяной промышленности столкнувшись с проблемой нехватки средств. Им пришлось в разы сократить мощности и отказатся от программ модернизации и расширения. Основным фактором выживания в кризисный период стало сохранение базовых мощностей и компетенций, диверсификация линейки услуг, а также возможность в небольших пределах снижать цены при сохранении качества работ и услуг.

К основным проблемам современного развития относятся:

1. Нерациональное недропользование (низкий уровень извлечения запасов нефти) и неудовлетворительная деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Воспроизводство минерально-сырьевой базы не соответствует задачам развития добычи нефти.

2. Замедление темпов роста и падение добычи нефти. В 2006-2008 гг. впервые за последние годы проявились тенденции к снижению уровней добычи нефти.

3. Неудовлетворительное решение проблем утилизации и квалифицированного использования нефтяного попутного газа (НПГ). Ежегодный объем сжигания НПГ в России составляет около 20 млрд. м3. В период с 2000 по 2008 г. ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании НПГ увеличился в 2,2 раза, составив в 2008 г. 12 % от общего годового объема выбросов загрязняющих веществ в стране.

4. Высокая степень износа основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности и низкое качество нефтепродуктов. У большинства российских НПЗ высокая степень износа основных фондов (до 80 %). Как уже было сказано выше за последние 20 лет в России не было построено ни одного нового крупного современного НПЗ (за исключением реконструкции ОАО «ТАИФ-НК»). На НПЗ используются устаревшие, энергоемкие и экологически несовершенные технологий, в технологической схеме переработки нефти низкая доля углубляющих процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование) и низкий уровнь конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки.

5. Низкие темпы применения новых технологий и инноваций. Значимость их использования определяется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкие нефти, природные битумы) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, необходимостью освоения шельфовых месторождений и глубокозалегающих горизонтов в зрелых нефтегазовых провинциях.

На современном этапе, даже не смотря на выше отмеченные проблемы, может обеспечить выпуск удовлетворительно качественных нефтепродуктов, пока заметно уступающие лучшим мировым образцам.

Одной из острейших на НПЗ России является проблема быстрейшего обновления и модернизации устаревшего оборудования, машин и отдельных процессов с доведением их до современного мирового уровня. Необходимы новые технологии и новая техника, замена физически и морально устаревших технологических процессов на более совершенные в технических и более чистые в экологическом отношениях безотходные процессы глубокой и комплексной переработки нефтяного сырья.

С учетом ключевых проблем отечественной нефтепереработки необходимо решение следующих основных задач:

— существенное углубление переработки нефти на основе внедрения малоотходных технологических процессов производства высококачественных экологически чистых моторных топлив из тяжелых нефтяных остатков как наиболее эффективного средства сокращения ее расхода;

— дальнейшее повышение и оптимизация качества нефтепродуктов;

— дальнейшее повышение эффективности технологических процессов и НПЗ за счет технического перевооружения производств, совершенствования технологических схем, разработки и внедрения высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, активных и селективных катализаторов;

— опережающее развитие производства сырьевой базы и продукции нефтехимии;

— освоение технологии и увеличение объема переработки газовых конденсатов, природных газов и других альтернативных источников углеводородного сырья и моторных топлив.

Будет реализовываться на основе укрупнения единичных мощностей, энерготехнологичного комбинирования процессов и комплексной автоматизации с применением ЭВМ с обеспечением требуемой экологической безопасности производств. Эти направления являются генеральной линией технологической политики нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в стране.

Немаловажными факторами при разработке стратегии развития нефтяной отрасли является транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России. К ним отнсятся:

— появление новых центров добычи нефти в Каспийском регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф ос¬трова Сахалин) при снижении добы¬чи в традиционных районах добычи европейской части страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

— целесообразность формирования новых экспортных маршрутов рос¬сийской нефти и нефтепродуктов;

— необходимость увеличения мощнос¬ти нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт;

— необходимость иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по рос¬сийской системе трубопроводов.

Нефтяная промышленность в настоящее время, производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений. Но за последний период отмечается резкое ухудшение ресурсной базы РФ. В стране возросла доля трудноизвлекаемых запасов, что привело к снижению объемов добычи. Главными причинами ухудшения состояния сырьевой базы является естественное истощение недр и резкое сокращение объема инвестиций, направляемых в эту сферу деятельности. Ухудшение и снижение добычи нефти прогнозируется и в дальнейшем. Это связано с тем, что большинство скважин находится в завершающей стадии, а новые скважины имеют небольшие объемы месторождений. В связи с этим, энергетическая стратегия, разработанная правительством РФ направлена на увеличение объемов инвестиций в нефтяную отрасль. Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы, но их современная возрастная структура неперспективна, поскольку более 50% общей протяженности магистральных нефтепроводов имеют возраст более 20 лет. Отсутствует централизованного финансирования и дефицит собственных средств организаций по транспорту нефти и нефтепродуктов обуславливают резкое сокращение темпов развития системы и объемов работ по технической реконструкции основных фондов. Но важно, что предполагаемая программа по строительству новых трубопроводов направлена не только на формирование потоков экспорта нефти и нефтепродуктов для решения стратегических целей России, но и формирование и развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов.

Нефтяная промышленность России (фото находятся ниже) является крупнейшим источником финансовых поступлений в бюджет страны. Это и не удивительно, поскольку «чёрное золото» считается одним из самых дорогих отечественных природных ресурсов. По объёму его добычи наше государство занимает лидирующей позиции на планете. Здесь его доля, согласно аналитическим данным, составляет порядка 13 %.

Открытие первых месторождений

Большинство исследователей утверждают, что история нефтяной промышленности России берёт своё начало ещё в пятнадцатом веке. Именно тогда в Ухте впервые были обнаружены запасы «чёрного золота». Первое же производство по его добыче основано жителем Архангельска Ф. С. Прядуновым в 1745 году. На протяжении целого века добыча нефти являлась очень убыточным занятием, что объяснялось узкой сферой её применения. Лишь после изобретения керосиновой лампы в 1853 году спрос на это полезное ископаемое вырос многократно.

Начало добычи

Нефтяная промышленность России начала активно развиваться с появлением первой разведочной нефтяной скважины, которая была пробурена на Апшерском полуострове в 1847 году, а ещё через семнадцать лет на реке Кудако (Кубань) началась промышленная добыча. В 1879 году в городе Баку начало функционировать «Товарищество производства нефти братьев Нобель», которое специализировалось не только на добыче сырья, но и на его переработке. Предприятие создало свою сеть по перевозке и реализации «чёрного золота», в которую вошли нефтепроводы, вагоны, нефтебазы с подходом железнодорожных путей и танкеры. Стремительное развитие нефтяной промышленности России привело к тому, что уже в конце девятнадцатого века в ней появились первые зарубежные инвесторы, которыми стали Ротшильды и Рокфеллер.

Революционный период

Революционные события, которые происходили в стране в начале прошлого века, привели к кризису во всех отраслях экономики. Не стала исключением и добыча углеводородного сырья. Государственный переворот привёл к оттоку зарубежных инвестиций и сокращению объёма добычи нефти сразу в несколько раз. Проблемы нефтяной промышленности России в это время связаны и с тем, что на участие в революционных процессах было отвлечено большинство из работников отрасли. Лишь после стабилизации в двадцатых годах государственной политической системы развитие добычи и переработки «чёрного золота» начало постепенно возвращаться в прежнее русло. Во времена советской власти оно постоянно развивалось.

Общее состояние отрасли в наше время

Как уже было отмечено выше, по состоянию на сегодняшний день, наиболее прибыльной отраслью экономики является нефтяная промышленность России. Карта, на которой отмечены крупнейшие месторождения этого полезного ископаемого, представлена ниже.

Западная Сибирь стала главным центром отрасли. За счёт внедрения современных технологий здесь объём добычи сырья в последнее время существенно вырос и сейчас составляет около 117 миллионов тонн в год (61 % от показателя всей страны). Вместе с этим, в связи с постоянной разработкой других месторождений, её доля в добыче постепенно сокращается. Самыми значительными районами в европейской части страны, на которую припадает третья часть отрасли, здесь считаются Поволжье, Урал и Северный Кавказ.

Крупнейшие добывающие предприятия

По состоянию на сегодняшний день, добычей нефти на территории государства занимаются примерно 320 компаний. Следует отметить, что около 180 из них являются независимыми предприятиями. В то же время оставшаяся часть операторов входит в интегрированную вертикально структуру нефтегазовых компаний. Нефтяная и газовая промышленность России сильно зависит от таких предприятий, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Группа Газпром», «ТНК-ВР», «Лукойл», «Татнефть», «Русс Нефть» и «Башнефть». Дело в том, что на эти восемь компаний приходится около 90 % добычи углеводородного сырья. Крупнейшим производителем нефти не только в нашей стране, но и во всём мире является компания «Роснефть», контролирующая более 37 % отечественного рынка и ежегодно добывающая примерно 195 миллионов тонн «чёрного золота».

Нефтепереработка

По объёму первичной переработки нефти Российская Федерация уступает лишь США и Китаю. Суммарные мощности нашей страны в этой отрасли составляют в среднем 280 миллионов тонн в год. Нельзя не акцентировать внимание на том, что сейчас наблюдается тенденция некоторого сокращения этого направления деятельности. Это можно объяснить тем, что вся нефтяная промышленность России сейчас переживает период активной модернизации существующих установок. Её результатом должен стать вывод производства топлива на уровень не ниже «Евро-3». Необходимость усовершенствования вызвана постоянным ростом спроса на авиационный керосин и автомобильный бензин, а также с повышением требований к ним в плане качества. Как бы там ни было, в 2012 году был достигнут максимальный за всю историю отрасли объём первичной переработки «чёрного золота». При этом задействованные в ней установки работали с загрузкой в 95 %.

Структура выпуска нефтепродуктов

Говоря о структуре производства нефтепродуктов, следует отметить, что сейчас среди них доминирует выпуск средних и тяжёлых фракций. На топочный мазут приходится примерно 37 % рынка, на нефтяные топлива и масла - 35 %, автомобильный бензин - 19 %, прочее - 9 %. Интересная особенность заключается в том, что доля высокооктановых марок бензина (А-92 и А-95) в изготовлении этого вида топлива составляет почти 93 %.

Экспорт

Как уже было отмечено выше, развитие нефтяной промышленности России является залогом стремительного экономического роста государства, поскольку на неё приходится значительная доля финансовых поступлений в казну. Это связано с большими суммарными объёмами экспорта сырья и готовой продукции, которые, согласно статистическим данным, составляют около 240 миллионов тонн в год. При этом около 12 % продукции транспортируется в соседние государства, а 88 % - в страны дальнего зарубежья. Интересная особенность в структуре экспорта нефти и нефтепродуктов заключается в том, что почти 80 % из них приходится на государства Атлантического региона, в то время как Тихоокеанский район получает лишь 20 %. Перерабатывать дизельное топливо и мазут в странах-реципиентах гораздо выгоднее, чем постоянно наращивать показатели глубокой переработки нефти у нас. Поскольку бензин отечественного производства по качеству уступает европейской продукции, основная его часть поставляется на собственный рынок. В то же время, более 78 % мазута и дизельного топлива продаются за границу.

Главные проблемы нефтяной отрасли

По разным данным, суммарный запас «чёрного золота» в отечественных недрах находится в пределах от 20 до 35 миллиардов тонн. В общем, в последние годы нефтяная промышленность России характеризуется постепенным ухудшением сырьевой базы. Это связано не только с сокращением запасов, но и с ухудшением качества добываемого сырья. Дело в том, что процент трудно извлекаемой нефти всё время растёт. Да и объём финансовых инвестиций в отрасль не является достаточным для того, чтоб справится с текущими и предстоящими задачами. Если аналогичная тенденция сохранится, то в ближайшие несколько десятилетий страна совсем может остаться без готовых участков для добычи полезных ископаемых. В этом и заключаются основные проблемы нефтяной промышленности России. О их наличии свидетельствует целый ряд признаков. Среди них можно отметить уменьшение объёма разведанных запасов (в абсолютном исчислении), замедление темпов ввода в эксплуатацию новых скважин, сокращение количества буровых работ, увеличение фонда бездействующих скважин, а также сильный износ основных фондов.

Перспективы развития

Итак, каковы же перспективы развития нефтяной промышленности России? Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что добыча сырья в ближайшие десять лет, согласно подсчётам учёных, сократится почти на 20 %. Даже разработка на шельфе и в Восточной Сибири не сможет существенно повлиять на такую ситуацию. Вместе с этим, уменьшение добычи происходит на фоне огромной обеспеченности отечественных перерабатывающих компаний ресурсами. К примеру, баланса запасов у компании «ТНК-ВР» хватит на 50 лет, а у «Лукойла» - на 40 лет. Некоторые из аналитиков весьма оптимистично оценивают перспективы развития нефтяной промышленности России. Согласно прогнозам отечественного Министерства энергетики, вполне реально к 2030 году выйти на показатель добычи «чёрного золота» в 530 миллионов тонн. Он должен быть достигнут за счёт новых месторождений, разработка которых ведётся сейчас в Восточной Сибири, Якутии и на Ямале. Большие надежды возлагаются также и на проекты, что должны быть реализованы на шельфе Печорского, Карского, Черного, Охотского и Баренцева моря.

Роль в экономике

Согласно статистическим данным, по состоянию на 2001 год, нефтяники обеспечивали одну десятую часть от всей производственной мощности нашей страны. В связи с высокой конкурентоспособностью продукции, даже во время мирового экономического кризиса падение объёмов производства отечественных компаний, функционирующих в отрасли, был намного меньшим, по сравнению с другими областями экономики. Нефтяная промышленность России и сейчас остаётся основным поставщиком средств в бюджет, где её доля достигла отметки в 13 %. Согласно данным Министерства финансов, по результатам прошлого года, нефти и нефтепродуктов было продано на общую сумму, превысившую 194 миллиарда американских долларов.

Заключение

Исходя из прогнозов учёных, запасы «чёрного золота» иссякнут в недрах Земли примерно через сорок лет. С этим согласны далеко не все эксперты. Многие утверждают, что огромное количество месторождений с неизвестным запасом этого полезного ископаемого до сих пор остаются не открытыми. Как бы там ни было, российское правительство не планирует сокращать экспорт нефти в ближайшее время. Более того, перед нефтяниками стоит цель увеличения объёма добычи. Таким образом, остаётся лишь надеяться, что реальных запасов сырья хватит как минимум до того времени, пока не только в России, но и во всём мире на первый план не выйдут другие источники получения энергии и топлива.

Запасы нефти в России оцениваются, по различным источникам, от 20 до 35 млрд. тонн. Такой разброс свидетельствует о приблизительности и неточности расчетов, что связано с резким сокращением геологоразведочных работ или намеренным искажением информации о запасах для привлечения инвесторов. В целом нефтяная отрасль России характеризуется ухудшением состояния сырьевой базы в количественном отношении, что выражается в сокращении объемов запасов и добычи, и в качественном отношении, что связано с ростом доли трудно извлекаемых запасов. Основными причинами такого состояния являются:

  • 1. Сокращение объема буровых работ, включая разведочное бурение. Так, в 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. объем эксплуатационного бурения составил соответственно 10003 тыс., 8302 тыс., 8549 тыс. и 8413 тыс. м, разведочного -соответственно 1261 тыс., 766 тыс., 699 тыс. и 585 тыс. м.
  • 2. Замедление темпов ввода новых скважин. В 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. в эксплуатацию было введено соответственно 4977, 3895, 3606 и 3529 скважин.
  • 3. Продолжающаяся тенденция снижения нефтеотдачи - основного показателя эффективности рационального использования нефтяных запасов недр и потенциала нефтедобычи.
  • 4. Увеличение бездействующего фонда скважин до максимального уровня с 1996 г. (по сравнению с 2001 г. увеличение составило 15,2%) и низкий уровень объемов текущего и капитального ремонта скважин.

Высокая степень износа основных фондов в ТЭК, которая в целом превышает 50%, а в нефтепереработке - 80%, и, как следствие увеличение рисков роста аварийности оборудования и производственного травматизма

И если ситуация будет развиваться так и дальше, то через десять лет в России «неожиданно» обнаружится новая проблема мы останемся без готовых участков добычи полезных ископаемых. Уровень инвестиционных вложений в нефтегазовый комплекс недостаточен для решения как текущих, так и перспективных задач развития этого сектора. Проблема заключается в том, что возможности преимущественно не капиталоемкого (то есть за счет прошлых инвестиционных заделов, в частности, геологоразведки и формирования здесь производственного аппарата) развития нефтяного сектора в 90-е г. XX века оказались практически исчерпаемыми. За 1991-2000 гг. разведанные в России запасы нефти сократились почти на 14%, при том что ежегодные темпы роста мировых разведанных запасов нефти и газа составляют в среднем 1,2-2%.

В последнее время объемы разведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти в 6,5 раз. Крупные месторождения, если и открываются, то в сложных геолого-географических условиях, в основном в шельфовых зонах.

В России и других нефтедобывающих странах мира увеличивается доля трудно извлекаемых запасов. Негативные изменения структуры сырьевой базы, связанные, прежде всего с увеличением доли трудно извлекаемых запасов, резко снизят добычу нефти в ближайшей перспективе и соответственно обусловят весьма значительные капиталовложения для обеспечения запланированных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» объемов добычи нефти.

Стратегической целью развития комплекса является обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны путем государственного контроля над разработкой стратегически значимых месторождений углеводородов, организации глубокой переработки нефти и газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, а также надёжных поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на внутренний рынок. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

  • - рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение устойчивого воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
  • - ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;
  • - углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворённых компонентов;
  • - формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин и в перспективе - на шельфах южных и арктических морей, Берингова моря, на Западно-Камчатском и Магаданском шельфах Охотского моря;
  • - развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификации по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
  • - расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, как в сегменте добычи, так и переработки и транспортировки - участие в производственных, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активах за рубежом;
  • - усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе и совершенствование налогового законодательства в сфере недропользования..

Перспективные уровни добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться в основном внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами её воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений.

При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий добыча нефти в России в 2010 г. может составить 514 млн. т и возрасти к 2020 г. до 590 млн. т. Далее добыча нефти достигнет максимума в 2021 - 2025 гг. и несколько снизится к 2030 г. Оптимистичный и благоприятный сценарии могут быть реализованы только при последовательной и грамотной политике государства в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличении объёмов геологоразведочных работ.

В поисках нового равновесия

Анализ «Делойт МаркетПойнт»

Нефтегазовая отрасль переживает непростые времена. Кризис на нефтяных рынках приобрел крупные масштабы, что привело к падению цен на нефть и значительным сокращениям капитальных расходов. Что же ждет нефтяную отрасль? Несмотря на то что внушительные сокращения капитальных и операционных бюджетов могут существенно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, в своем анализе «Делойт МаркетПойнт» пытается найти положительные моменты в сложившейся ситуации. В отчете представлены перспективы развития нефтяной отрасли на ближайшие пять лет - от источников покрытия дефицита производства до влияния сегодняшнего спроса и предложения на нефтяные цены в будущем.

Нефтяные рынки в ближайшие пять лет

Начиная с середины 2014 года цикл развития рынков сырой нефти вошел в стадию снижения, что привело к падению цен, масштабному сокращению капитальных расходов и потере нефтегазовой отраслью былой стабильности. Не так давно рыночные цены временно опускались ниже отметки в 30 долларов за баррель. При этом одни аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен, другие же, напротив, говорят об их умеренном росте - как минимум в краткосрочной перспективе. Сегодняшний спад вызван рядом факторов, среди которых в том числе сланцевая революция в США, новая стратегия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), возглавляемой Саудовской Аравией, предусматривающая защиту доли рынка вместо обеспечения его сбалансированности, снятие санкций с Ирана, рост запасов сырой нефти и продуктов нефтепереработки по всему миру, а также ожидания относительно замедления роста мирового спроса на нефть в связи со мировым экономическим спадом.

В феврале 2015 года «Делойт МаркетПойнт» и выпустили отчет, содержащий анализ текущего состояния рынков нефти . В отчете рассматривались факторы, приведшие к падению нефтяных цен. В данной работе «Делойт МаркетПойнт» анализирует последние опубликованные рыночные данные и изменение динамики спроса и предложения на рынке нефти в связи с ожиданиями более низких цен. Мы также анализируем чистое влияние более низких цен на нефть в пятилетней перспективе на основании нашей модели MarketBuilder World Oil Model и инструмента Reference Case.

В настоящем отчете мы рассматриваем следующие темы:

  • Расширение перечня отмененных проектов разработки
  • Продолжающийся ввод в эксплуатацию новых мощностей по добыче
  • Увеличение производства в Иране в результате снятия санкций
  • Прогноз текущего и будущего спроса
  • Сравнение прогнозов «Делойт МаркетПойнт», полученных при помощи инструмента Reference Case, с форвардной кривой

Анализ будущего нефтяной отрасли от компании «Делойт МаркетПойнт»

Тогда как текущие цены на нефтяных рынках отражают по большей части печальную ситуацию в отрасли, ощутимые сокращения капитальных вложений и операционных бюджетов за последний год будут иметь долгосрочные последствия. По данным нашего анализа, существующий объем отмененных или отложенных капитальных инвестиций, перенос инвестиционных проектов и исчерпание запасов в хранилищах приведет к дефициту предложения в размере свыше 1 млн баррелей в день уже в 2018 году. В результате в ближайшей перспективе произойдет так необходимый рост цены на нефть до примерно 58 долларов США, однако возврата к ценам выше 100 долларов за баррель ожидать не приходится.

На основе нашего анализа можно предположить, что такие страны, как США с их крупными месторождениями сланцевой нефти, Иран, Ирак и, возможно, Россия смогут потенциально покрыть первые два года дефицита добычи при цене 58 долларов США за баррель. После 2019 года продолжение роста спроса и падение производства потребуют дальнейшего увеличения цены для полного покрытия затрат производителей с высокими издержками, например, работающих с канадскими нефтяными песками и глубоководными морскими месторождениями.