Женщины в жизни тараса шевченко. День рождения Тараса Шевченко: женщины культового украинского поэта

Женщины в жизни тараса шевченко. День рождения Тараса Шевченко: женщины культового украинского поэта

Несмотря на свою популярность в советские времена, «Кобзарь» остаётся одним из национальных героев и для современной «декоммунизированной» Украины. Эксперты утверждают, что Шевченко уже давно стал мифом, и поэтому украинские учёные стараются не акцентировать внимание общественности на его личной жизни и качестве его произведений. О крутых поворотах в жизни крепостного, ставшего национальной легендой Украины, - в материале RT.

4 мая 1838 года, благодаря стараниям художников, поэтов и российской императорской семьи обрёл личную свободу молодой крепостной, которому впоследствии было суждено стать одним из символов украинской нации - Тарас Шевченко.

Отблагодарил своих освободителей бывший крепостной оригинально: о царской семье написал пасквиль и призвал утопить её в крови, а у хлопотавшего о нем друга-художника Ивана Сошенко соблазнил невесту. Несмотря на специфические личные качества и экстравагантное поведение, Шевченко долгие годы благополучно издавался в Санкт-Петербурге и уже при своей жизни стал чрезвычайно популярен, а после смерти и вовсе превратился в «икону» украинства.

«Я пас ягнята за селом»

Будущий поэт родился в 1814 году в селе Моринцы, под Звенигородом, в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко , принадлежавшего племяннику Григория Потемкина - Василию Энгельгардту. Согласно семейной легенде, предки Шевченко были казаками. Когда Тарасу исполнилось два года, его родители переехали в село Кирилловка. В 1823 году умерла мать, а в 1825-ом - отец юного Тараса. Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать себе на пропитание. Он пас овец, прислуживал дьячку-учителю и дьячкам-малярам, выучившись при этом грамоте и основам рисования. Об этом периоде в своей жизни поэт писал: «Мені тринадцятий минало. Я пас ягнята за селом».

В 1829 году Шевченко стал личным слугой Павла Энгельгардта - сына графа Василия Энгельгардта, вместе с которым переехал жить в Вильно, а затем в Санкт-Петербург. Заметив у своего слуги способность к рисованию, полковник Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и стал отдавать его в подмастерья художникам.

В 1836 году, рисуя в Летнем саду, Шевченко случайно познакомился с художником Иваном Сошенко. Тот пожалел талантливого крепостного и решил принять участие в его судьбе, представив Тараса живописцу Карлу Брюллову , поэту Василию Жуковскому и другим известным людям искусства.

По свидетельствам современников, в это время Шевченко написал портрет генерала, обладавшего весьма непривлекательной внешностью. Военный, увидев, что художник не стал скрадывать его недостатки, картину выкупать отказался. Тогда Шевченко забрал портрет и отдал его в качестве вывески в парикмахерскую. Генерал узнал об этом, впал в ярость и обратился к Энгельгардту с предложением продать ему Тараса.

Шевченко такая перспектива испугала, и он попросил Брюллова помочь ему с освобождением. Брюллов обратился за помощью к Жуковскому, а тот, в свою очередь, - к жене Николая I Александре Федоровне.

В это время императрица как раз просила Брюллова написать портрет Жуковского. Было принято решение, что художник выполнит просьбу императрицы, и картину разыграют в лотерею между членами царской семьи. Так и произошло.

Императрица выделила на участие в розыгрыше портрета Жуковского 400 рублей, а её сын Александр и великая княгиня Елена Павловна - по 300. Еще 1400 рублей собрали гости. За эту колоссальную сумму (обычный крепостной стоил в первой половине XIX века от 100 до 200 рублей) и был выкуплен Шевченко, получивший, наконец, свободу.

Богемная жизнь

Став свободным человеком, Шевченко, по его собственным воспоминаниям, два месяца кутил, а затем стал учиться живописи уже на профессиональной основе. В 1843 году бывший крепостной получил степень свободного художника.

Стоит отметить, что молодой художник был весьма любвеобилен. На протяжении всей своей жизни он постоянно влюблялся, разочаровывался и снова влюблялся. Шевченко посвящал женщинам стихи и поэмы, писал их портреты и клялся в любви.

В 1838 году произошла одна некрасивая история между Тарасом и инициатором его освобождения Иваном Сошенко. Однажды в мастерской своего друга Шевченко увидел молодую натурщицу-немку (а по некоторым данным - невесту художника) Амалию Клоберг. Девушка приходилась племянницей квартирным хозяевам Сошенко, и тот собирался на ней жениться. Шевченко же, живя у друга, соблазнил 15-летнюю Амалию, что рассорило друзей и вынудило Шевченко съехать из квартиры.

© spadok.org.ua // Амалия Клоберг

Параллельно с живописью Шевченко начал делать первые литературные пробы. В 1840 году друзья издали «Кобзарь» - сборник его стихов на малороссийском наречии. В 1842-ом он написал поэму «Гайдамаки», наполненную натуралистичными описаниями сцен насилия, совершаемых крестьянскими и казацкими повстанцами в ХVIII веке.

В 1840-е Шевченко много путешествовал по Украине и работал художником в археографической комиссии при Киевском университете.

В 1846 году Тарас Шевченко сблизился с участниками так называемого Кирилло-Мефодиевского братства - тайной революционной организации, в состав которой входили филолог Пантелеймон Кулиш, историк Николай Костомаров , журналист Василий Белозерский и другие радикально настроенные представители малороссийской интеллигенции.

Политические взгляды Шевченко в «кирилло-мефодиевский период» его жизни оцениваются историками неоднозначно. Если советскими учеными делался акцент на социалистических мотивах в политических воззрениях Шевченко, то исследователи из числа представителей украинской диаспоры в США и Канаде, а также историки независимой Украины обычно представляют Шевченко и других «кирилломефодиевцев» националистами.

Украинский журналист Андрей Самарский, исследующий политическое наследие Шевченко, не склонен видеть в нём ни социалиста, ни националиста, усматривая в идеях поэта стремление к справедливости, местечковый патриотизм и казацкий романтизм.

Достаточно жесткие оценки идеологическим исканиям Шевченко дает известный украинский политолог Ростислав Ищенко . «Он не был социалистом. Просто Шевченко, подобно многим другим людям, хотел иметь больше, чем у него было, жить лучше. Попав крепостным холопом в Санкт-Петербург, он ходил по его улицам и завидовал окружающим. Вот эта зависть, вызванная ощущением социальной неполноценности, которую иногда пытаются выдавать за социалистические взгляды, и стала важным мотивом во многих его делах», - считает эксперт.

В 1847 году один из студентов, случайно попавший на заседание Кирилло-Мефодиевского братства, донёс о деятельности организации в правоохранительные органы , и она была разгромлена.

Шевченко к этому времени успел написать сатирическую поэму «Сон», в которой позволил себе личные оскорбительные выпады против царя, едко высмеял внешность царицы и высказался по поводу того, что всю императорскую семью неплохо было бы утопить в крови. Несмотря на это, Тарас не был приговорен ни к тюремному заключению, ни к каторге. Поэта отправили служить рядовым солдатом в Орскую крепость в Казахстане, еще и с правом выслужиться в офицеры - царь не воспринял всерьёз шевченковские вирши.

Национальный герой

По словам историков, служба Шевченко (сначала в Орской крепости, а затем - в Новопетровском) была не слишком обременительной.

Для командиров он был известным художником и поэтом из столицы, имеющим, к тому же, потенциальное право на офицерское звание. Поэтому относились к нему практически как к равному. Несмотря на то, что формально Шевченко было запрещено во время службы писать и рисовать, запрет этот постоянно нарушался. Кроме того, поэт регулярно участвовал в офицерских застольях, регулярно обедал у представителей командования дома, ходил на охоту, становился участником любовных интриг.

Однако военной карьеры Шевченко категорически не желал, и самим фактом пребывания в армии, да ещё и на далеких границах, тяготился.

В 1850-е годы он стал просить своих петербургских покровителей похлопотать о его увольнении. В 1857-ом, благодаря усилиям вице-президента Академии Художеств Федора Толстого , Шевченко был освобождён и вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил литературную деятельность и разработал учебник «южнорусского» языка для детей.

В Санкт-Петербурге Шевченко пытался найти невесту и жениться, но в семейных делах так и не преуспел. Женщины неоднократно отвечали ему отказом, а крепостная служанка Лукерья, которой по просьбе Шевченко дали вольную его друзья, принимала от поэта дорогие подарки, а потом изменила ему с нанятым для неё же репетитором.

В 1861 году, в возрасте 47 лет, поэт умер. Причиной его смерти стала водянка, вызванная, по мнению некоторых историков, злоупотреблением алкоголем. Его похоронили в Санкт-Петербурге, однако затем, согласно завещанию, прах поэта перевезли на Украину, под Канев.

Национальная легенда как результат пропаганды

При жизни Тарас Шевченко был достаточно популярен - на фоне интереса российского общества к малороссийском тематике - однако критики, в частности, Виссарион Белинский, реагировали на него прохладно, видя в его поэзии узкий провинционализм.

«У Шевченко были средние стихи, средние картины, у него не было склонности к философии. Даже попытки использовать народный язык в литературных целях у других писателей и поэтов были более удачные - например, у Котляровского», - отметил Ростислав Ищенко.
«Тарас Шевченко способствовал становлению литературного украинского языка. Однако, когда мы говорим, что он украинский поэт, мы часто забываем о том, что он ещё и русский писатель. Вся его проза написана именно на русском языке. Более того, судя по дневнику и письмам, Шевченко на русском языке даже мыслил. Правда, проза Шевченко на русском языке - среднего уровня. Что же касается поэзии, то нужно понимать, с чем мы её сравниваем. Для украинской литературы своего времени это была вершина. Однако до произведений русской литературы тех же лет она всё же недотягивает», - подчеркнул в беседе с RT доктор филологических наук, академик Академии Российской словесности Александр Ужанков.

С началом революционных событий на Украине в 1917 году интерес к личности Шевченко резко вырос. Сначала популяризацией его творчества занялись в Украинской Народной Республике, затем, в рамках политики украинизации, - в Советском Союзе. За «революционные» мотивы в творчестве Шевченко ценил даже Владимир Ленин.

Украинский поэт стал одной из первых исторических личностей, удостоенных памятника в послереволюционной России - в 1918 году его скульптура была установлена на Трубной площади в Москве.

В советское время к 1985 году совокупный тираж только «Кобзарей» Шевченко составил свыше 8 млн экземпляров.

Сегодня названные в часть Шевченко улицы и площади есть практически в каждом населенном пункте Украины, ему установлено свыше тысячи памятников во всём мире.

© Wikimedia // Памятник Тарасу Шевченко в Москве

«Шевченко для Украины сегодня - икона и национальная легенда. Но это во многом результат пропаганды. Его в лицо все знают, но лишь немногие могут процитировать хотя бы два - три его стихотворения. Творчество Шевченко стараются даже не изучать слишком глубоко, чтобы не признавать, что оно не столь выдающееся, как это обычно принято говорить», - резюмировал Ищенко.

Большинство людей, читая художественные произведения, редко задумываются о судьбе автора. А зря, ведь порой биография писателя, поэта или прозаика способна затмить эпичностью и драматичностью (или комичностью) его произведения. Яркий пример подобного утверждения – Тарас Григорьевич Шевченко.

Детство и юность

Родился будущий поэт и художник 25 февраля 1814 года. Произошло это событие в селе Моринцы, расположенном в Киевской губернии.

Родители Тараса - простые крепостные крестьяне у племянника князя Потёмкина, сенатора Василия Энгельгардта. Григорий Иванович Шевченко, отец мальчика, часто не бывал дома из-за того, что чумаковал – возил продавать панскую пшеницу в города вроде Киева и Одессы. Мать Тараса, Катерина Якимовна Бойко, дни напролёт работала на панских полях. Именно поэтому воспитанием будущего поэта занимались дед и старшая сестра Екатерина.

В 1816 году семья Шевченко перебирается в Кирилловку – село, которое спустя годы назовут в честь поэта. В Кирилловке Тарас проводит своё детство и встречает первую любовь Оксану Коваленко.


В 1823 году из-за повышенных нагрузок Катерина Якимовна умирает. В том же году отец Тараса женится второй раз на вдове Оксане Терещенко и она вместе с тремя своими детьми перебирается в дом Шевченко. Мачеха сразу же невзлюбила Тараса, поэтому мальчик искал защиты у своей старшей сестры, а после смерти отца в 1825 году принимает решение совсем уйти из дома.

С 1826 по 1829 год Тарас бродяжничает и подрабатывает где только можно. Первым местом серьёзной работы становится приходская школа дьяка Павла Рубана. Именно в ней Шевченко знакомится с основами чтения и письма. Следующим местом работы становится община дьяков-иконописцев – у них Тарас узнаёт основы рисования. Помимо подобной работы, Шевченко приходится иногда пасти овец, собирать урожай и помогать старикам с дровами для печи.


В 1829 году устраивается в качестве прислуги к новому помещику – Павлу Васильевичу Энгельгардту. Первое время работает поваром, а потом становится личным помощником Софии Григорьевны Энгельгардт, которая преподаёт Тарасу французский язык. В свободное от работы время мальчик продолжает рисовать.

Однажды София Энгельгардт увидела эти рисунки и тут же показала мужу. Тот оценил талант мальчика, прикинул, что из него может получиться неплохой личный живописец и отправил Тараса в Виленский университет. Наставником мальчика становится популярный портретист Ян Рустем.


Через полтора года Энгельгардт отправляет Шевченко в Петербург – для расширения кругозора и обучения у тамошних мастеров. В 1831 году под руководством Василия Ширяева Тарас принимает участие в росписи Большого театра.

Пять лет спустя, в Летнем саду происходит знаковое для Шевченко событие – знакомство с земляком педагогом Иваном Сошенко, который выводит Тараса в свет, познакомив с поэтом , художником и одним из руководителей Императорской Академии художеств Василием Григоровичем. Они симпатизируют юноше и признают его художественный талант, поэтому всячески стараются помочь решить вопрос с выкупом Тараса у Энгельгардта.


Но помещик не хочет просто так отпускать Шевченко, ведь он уже столько денег вложил в этого парнишку. Переговоры затягиваются надолго и уже начинает казаться, что выкуп невозможен, но в голову Сошенко приходит гениальная идея. Суть идеи заключается в том, чтобы устроить лотерею, в которой будет разыгран портрет Жуковского, написанный Брюлловым. Победитель получает портрет, а все вырученные деньги пойдут на выкуп Шевченко.

Лотерея прошла в Аничковом дворце. Организовать это мероприятие помог граф Михаил Вельгурский. Желающих выиграть портрет набралось довольно много, всего было выручено 2500 рублей. Вся эта сумма была передана 22 апреля 1838 года Энгельгардту. Шевченко больше не был крепостным. Первым его решением становится поступление в Академию художеств.

«Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит», - пишет в своём дневнике Шевченко о тех временах.

Литература

Период с момента поступления в Императорскую Академию художеств и до ареста в 1847 году является наиболее плодовитым для Шевченко в литературном плане. В 1840 году выходит культовый сборник его поэтических произведений «Кобзарь», который ещё при жизни поэта не единожды переиздаётся. В 1842 году Тарас публикует свою историко-героическую поэму «Гайдамаки».


Книга Тараса Шевченко "Кобзарь"

На следующий год Шевченко решает отправиться в путешествие по Украине, чтобы повидаться со старыми знакомыми и найти вдохновение для нового творчества. Его музами тех времён становятся Анна Закревская и Варвара Репнина-Волконская – первая была женой помещика, у которого гостил Тарас, а вторая была княжной. После этой поездки Шевченко написал стихотворение «Тополя» и поэмы «Катерина» и «Еретик».

На родине произведения поэта встретили довольно тепло, однако реакция столичных критиков было полностью противоположной – они осуждали поэзию Шевченко за провинциальную простоту (все произведения были написаны на украинском языке).


В 1845 году Тарас вновь отправляется на Украину, чтобы погостить в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) у старого знакомого врача Андрея Козачковского. По неподтверждённой информации, поэт ездил поправить своё здоровье. В пользу этой теории свидетельствует написанное в том году «Завещание» Шевченко. В этом же году выходят его поэмы «Наёмница» и «Кавказ».

Погостив у Козачковского, Тарас устраивается художником Археографической комиссии, прямо там же в Переяславле. Его главная задача на тот момент – делать зарисовки археологических и исторических памятников города (Покровский собор, каменный крест Святого Бориса и прочее).


Картина Тараса Шевченко "Собор св. Александра"

В 1846 году поэт перебирается в Киев, куда его пригласил другой давний знакомый – историк и публицист Николай Костомаров. Костомаров вербует Шевченко в новообразовавшееся Кирилло-Мефодиевское братство. Поэт не сразу понимает, что оказывается втянут в тайную политическую организацию. Осознание приходит тогда, когда начинаются аресты участников общества.

Доказать прямую привязанность Тараса к братству не удаётся, но настырный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии князь находит стих Шевченко «Сон», в котором видит высмеивание правительственного режима и призыв к бунту. В качестве наказания 30 мая 1847 года поэта отправляют в отдельный Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности. Также Шевченко запрещают писать и рисовать, что становится для Шевченко серьёзным ударом.


Всячески помочь Тарасу пытаются поэт Жуковский, граф и княжна Варвара Репнина - Волконская. Единственное, чего им удаётся добиться, это разрешение Тарасу писать письма. В письме Козачковскому Шевченко пересылает стих «Ляхам» («Полякам»), написанный о служащих с ним выходцах из Польши.

Вернуться к художественной деятельности, пусть и ненадолго, удаётся во время экспедиции к Аральскому морю (1848-1849). Генерал Владимир Афанасьевич Обручев тайно разрешает сделать Шевченко рисунки аральского побережья (для отчёта об экспедиции). Но кто-то узнаёт об этом и докладывает руководству. В результате генерал получает серьёзнейший выговор, а Шевченко отправляют на новое место, которым становится военное Новопетровское укрепление (ныне город Форт-Шевченко в Казахстане).


Здесь также действует запрет на рисование, поэтому Тарас пробует лепить из глины и снимать фото (дагерротипы). С глиной не сложилось, а фотосъёмка в то время была слишком дорогим удовольствием. Шевченко опять начинает писать, но на этот раз уже прозаические произведения на русском языке – «Художник», «Близнецы» и другие. Исключение – стих «Хохлы» (1851).

В 1857 году, после очередного ходатайства графа Фёдора Петровича Толстого поэта отпускают на волю – император отменяет наказание, назначенное его отцом .

Личная жизнь

Выйдя на свободу, Шевченко задумывается о создании семьи. Первой попыткой жениться считается предложение, которое в письменном виде поэт предоставил Екатерине Пиуновой. До этого поэт продвигал эту молодую актрису театра и надеялся, что она согласится, но ошибся. О второй попытке практически ничего неизвестно, кроме того, что девушку звали Харита и она была крепостной.


Третья невеста Шевченко тоже была крепостной. Звали её Лукерья Полусмакова. Поэт вложил много денег в её образование, снимал девушке квартиру, покупал еду, одежду и книги. Тарас хотел выкупить её у помещика, но отказался от этой идеи после того, как застал её в постели с одним из репетиторов. Больше Тарас Шевченко о женитьбе не думал, вместо этого вновь ударившись в творчество, результатом которого стал «Букварь южнорусский» - первый из запланированных им учебников.


Возвращаясь к личной жизни поэта, стоит также упомянуть о его более ранних романах. Первой любовью поэта стала девушка из села Кирилловка Оксана Коваленко. В сороковые годы любовницами поэта были Анна Закревская (именно ей посвящён стих «Если б встретились мы снова») и Варвара Репнина-Волконская.


В годы службы в Новопетровском укреплении Шевченко тайно встречался с Агатой Усковой, которая была женой местного коменданта. Имеется информация и о других романах поэта, но достоверных подтверждений нет.

Смерть

Умер поэт в Санкт-Петербурге, где и был первично похоронен. Произошло это в 1861 году, на следующий день после дня рождения Тараса Григорьевича. Причина смерти – асцит (брюшная водянка). Считается, что виной этому заболеванию было чрезмерное употребление алкогольных напитков, к которым поэт пристрастился ещё в молодые годы – поговаривают, что именно он организовал клуб «Мочемурдия», члены которого напивались и заводили душевные беседы о жизни, а в конце гулянки выбирали «Его Всепьянейшество».


Первым местом захоронения поэта стало Смоленское православное кладбище, однако позже перезахоронили на Чернечьей горе, согласно новому завещанию. В память о поэте переименованы многие населённые пункты, улица с его именем и памятник поэту есть практически в каждом населённом пункте Украины. Его имя носит даже небольшой кратер на Меркурии.

Библиография

  • 1838 – «Катерина»
  • 1839 – «К Основьяненке»
  • 1840 – «Кобзарь»
  • 1842 – «Гайдамаки»
  • 1845 – «Дума»
  • 1845 – «Завещание»
  • 1845 – «Наёмница»
  • 1847 – «Ляхам»
  • 1851 – «Хохлы»
  • 1855 – «Близнецы»
  • 1856 – «Художник»
  • 1860 – «Букварь южнорусский»

Будучи эмоциональной и чувствительной натурой, Т.Шевченко, как и каждый поэт, влюблялся часто. Но злая судьба преследовала его всю жизнь, лишая его счастья жить в браке, в любви с женой, о которой мечтал, особенно в последние годы своей жизни.

Женщины не могли оценить ни поэтического, ни художественного гения великого поэта.Вот как он он пишет о женитьбе.

Не женися на багатій,

Бо вижене з хати,

Не женися на убогій,

Бо не будеш спати.

Оженись на вольній волі,

На козацькій долі,

Яка буде, така й буде,

Чи гола, то й гола.

Та ніхто не докучає

І не розважає —

Чого болить і де болить,

Ніхто не питає.

Удвох, кажуть, і плакати

Мов легше неначе;

Не потурай: легше плакать,

Як ніхто не бачить.
(Т.Г.Шевченко)

М ногие сведения в этой статье не проверены документально.Но я приведу для справедливости и положительные и отрицательные стороны жизни известного поэта. Вам решать,верить или нет.

Оксана Коваленко.

Первым увлечением Тараса была Оксана Коваленко, на три года моложе его.Они жили по соседству. Их матери, глядя на забавы своих детей, думали, что они когда-то поженятся. Но детская симпатия и подростковая влюбленность не переросли в настоящее и глубокое чувство. 15-летний крепостной «казачок» Тарас в свите Павла Энгельгардта должен был поехать в Вильно (ныне - Вильнюс). Разлука была неожиданная и долгая.

Об этом увлечении он написал в стихотворении.

Мені тринадцятий минало.

Я пас ягнята за селом.

Чи то так сонечко сіяло,

Чи так мені чого було?

Обернувся я на хати —

Нема в мене хати!

Не дав мені Бог нічого!..

І хлинули сльози,

Тяжкі сльози!.. А дівчина

При самій дорозі

Недалеко коло мене

Плоскінь вибирала,

Та й почула, що я плачу.

Прийшла, привітала,

Утирала мої сльози

І поцілувала...

Неначе сонце засіяло,

Неначе все на світі стало

Моє... лани, гаї, сади!..

І ми, жартуючи, погнали

Чужі ягнята до води.

В родную Кирилловку Шевченко приехал лишь через четырнадцать лет - уже как свободный человек, подающий надежд ы столичный художник и поэт. К тому времени Оксана уже три года была замужем и нянчила двух дочерей, рожденных от крепостного из села Педиковки…

Т.Шевченко Женщина в кровати.1841г

В жизни Шевченко большую роль сыграл Иван Максимович Сошенко:Именно он перывым поднял вопрос об освобождении поэта от крепостной зависимости,приютил получившего свободу друга у себя в комнате.

Шевченко начал ухаживать за его невестой Машей,уговорил 17 летнюю девушку позировать ему в качестве натурщицы и совратил её.Иван Максимович был потрясён.Он прогнал Шевченко.Судьба девушки неизвестна.

ВАРВАРА РЕПНИНА.

Городок Яготин Полтавской губернии лежит неподалеку от Мосивки и Березовой Рудки, где бывал Шевченко летом 1843 года, свободно путешествуя по Украине как поэт и художник.

Он приехал сюда впервые в июле, а с октября 43-го по октябрь 44-го года с перерывами проживал в семействе Николая Григорьевича Репнина-Волконского — князя, генерала, старшего брата декабриста С.Волконского

Варвара Николаевна Волконская Репнина.

Дочь князя, 35-летняя Варвара была восхищена талантом и поэзией Шевченко и влюбилась в него на всю жизнь. Поскольку любовь не была взаимной, то княжна решила, что ей Богом предназначено стать ангелом-хранителем поэта, и всеми силами своей души боролась со страстным чувством.

В письмах к наставнику, французу Ш.Эйнару она откровенно писала о своих душевных муках: «Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти».

Поэт с величайшим уважением отнесся к трепетному чувству Варвары, но не мог заставить сердце ответить на искреннюю любовь.

В конце концов между ними завязалась теплая доверительная дружба, не прерывавшаяся почти до последних лет жизни Т.Шевченко.Он посвятил ей стихи.

Тризна

На память 9-го ноября 1843 года.
Княжне Варваре Николаевне Репниной


ПОСВЯЩЕНИЕ
Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать;
И дар господний, вдохновенье,
Должно слезами поливать.
Для вас понятно это слово!..
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихостройными речами
Мечты о рае пробудил.

В 1858 году, возвращаясь из ссылки, Тарас Григорьевич несколько раз посетил княгиню, которая к тому времени жила в Москве и «счастливо изменилась, стала полнее и моложе», как отмечал Шевченко. Последняя их встреча состоялась 24 марта.


АННА ЗАКРЕВСКАЯ.

В Берёзовой Рудке под Киевом гостил Шевченко в1840 году,в семье помещика Платона Закревского.

И вспыхнула здесь любовь между 29-летним Тарасом и 21-летней женой Платона красавицей Анной Закревской .
Это было сильное и взаимное чувство, разрывавшее их молодые души не один год.

Т. Шевченко. Портрет Анны Закревской. Масло. 1843

21-летняя супруга полковника пробудила в Тарасе большое чувств о . Любовь и нежность к Анне Закревской Тарас Шевченко пронёс через всю жизнь. Ей он посвятил два стихотворения: «Г.З.» («Немає гірше як в неволі…») и написанное поэтом в середине 1850-х годов в ссылке «Як би зустрілися ми знову»:

«Якби зустрілися ми знову,
Чи ти злякалася б, чи ні?
Якеє тихеє ти слово
Тоді б промовила мені?
Ніякого. І не впізнала б.
А може б, потім нагадала,
Сказавши: «снилося дурній».
А я зрадів би, моє диво!
Моя ти доле чорнобрива!
Якби побачив, нагадав
Веселеє та молодеє
Колишнє лишенько лихеє.
Я заридав би, заридав!
І помоливсь, що не правдивим,
А сном лукавим розійшлось,
Слізьми-водою розлилось
Колишнєє святеє диво!»

... Но встретиться со своей пассией ему не пришлось - она умерла в 35-летнем возрасте в тот год , когда поэт получил освобождение от 10-летней солдатчины.

СВАТАНЬЕ К ПОПОВНЕ.

Во время своей первой поездки в Украину Шевченко приехал в Кириловцы.Здесь ему приглянулась дочка местного священника Григория Кошицы-Феодосия.Получив должность в киевском университете,Шевченко приехал на храмовый праздник свататься.Но получил отказ от родителей поповны.

Девушка не посмела перечить воле родителей.Через некоторое время сошла с ума.

АННА УСКОВА.

Бытует мнение, что в ссылку в Оренбургскую губернию Шевченко попал из-за того, что… обидел женщину. К тому же саму императрицу. Именно ей достался знаменитый портрет Жуковского кисти Брюллова, благодаря которому Шевченко выкупили их крепостной неволи.

В скандально й в то время поэме "Сон" Тарас позволил себе сравнить императрицу Александру с засушенным опенком, мол, такая она "тонкая, длинноногая". И оскорбленный таким сравнением российский император строго наказал поэта.

Десять лет солдатского быта окончательно искалечили личную жизнь поэта.

Возвышенным, чистым, платоническим чувством называл Шевченко свою любовь к жене коменданта Новопетровской крепости Ускова Анне Емельяновне. К сожалению, грязные сплетни прервали их дружеские беседы, но Ускова на долгие годы осталась искренним другом Шевченко.

АКТРИСА ЕКАТЕРИНА ПИУНОВА:

Шевченко шел уже сорок четвёрт ый год, когда новый император подписал указ о помиловании, а он уже чувствовал себя стариком. Тарас Григорьевич к тому же отпустил себе лохматую бороду, с которой действительно напоминал старика. Но, как это бывает, мечтал о молоденьк ой жен е , «из простых», рядом с которой хотел вернуть свою былую молод ость .

Возвращаясь в Петербург, Шевченко оставался под пилицейским надзором и на несколько месяцев «завис » в Нижнем Новгороде. И здесь вполне почувствовал свою популярность. Женщины из местного общества наперебой заказывали ему свои портреты, а художник оценивал их придирчивым глазом.

Екатерина Пиунова.

И жаждущий любви поэт нашел в Нижнем Новгороде девушку своей мечты. Впервые он увидел ее на театральной сцене 13 октября 1857. 16-летняя начинающая актриса Катя Пиунова казалась ему идеалом женской красоты.

Ради ее театральной карьеры он вызвал в Нижний знаменитого актера Михаила Щепкина, и тот в течение трех дней играл в спектаклях вместе с ней. О ее актерск ой игр е Шевченко написал восторженную заметку в местную газету, которую впоследствии перепечатала московская пресса. Он упросил директора Харьковского театра согласиться на условия актрисы и зачислить ее в сво ю трупп у.

Но молодая актриса оказалась слишком неблагодарн ой, а может, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше ее. В конце концов она уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгоф ом и вышла за него замуж.

Из воспоминаний Пиуновой:

"Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз...

Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

МАРИЯ МАКСИМОВИЧ.

По пути из Нижнего до Петербурга Шевченко на несколько дней задержался в Москве, где посетил семью Максимовичей. Михаил Алексеевич Максимович, давний знакомый Тараса Григорьевича, — украинский ученый, природовед, историк, фольклорист и языковед, был первым ректором Киевского университета (1834—1835 гг.), — в честь поэта устроил обед.

Там Шевченко и познакомился с его молодой женой Марией, которой в тот же вечер подарил автограф одного из лучших своих лирических стихов «Садок вишневий коло хати», написанный еще в каземате Петропавловки перед ссылкой.

В дневнике появилась запись: «Заехали к Максимовичу... Хозяйки его не застали дома... Вскоре явилась и она, и мрачная обитель ученого просветлела. Какое милое, прекрасное создание.

Но что в ней очаровательней всего — это чистый, непосредственный тип моей землячки. Она проиграла для нас на фортепьяно несколько наших песен. Так чисто, безманерно, как ни одна великая артистка играть не умеет. И где он, старый антикварий, выкопал такое свежее и чистое добро? И грустно и завидно...»

Г.Максимовичу на тот момент было 50 лет, а сколько было его жене Марии Васильевне — неизвестно, но если судить по написанному Шевченко в 1859 году портрету, то, видимо, где-то около 20 и не больше 25-ти. Там, в Москве, она якобы пообещала помочь поэту найти в Украине невесту.

Тарас Шевченко и Мария Максимович переписывались. Поэт в одном из писем даже выслал ей свое первое фото. Вот несколько фраз из письма Тараса Григорьевича к Марии Васильевне.

«Спасибі вам, моє серденько, що ви мене згадуєте і не забуваєте моєї просьби».

«...як Бог та ви поможете, то, може, й одружуся».

«Мій любий, мій єдиний друже! Спасибі вам, моє серденько, за ваше щире, ласкавеє письмо... Утекти хіба нищечком до вас та одружитись у вас (? — Ю.К. ) і заховаться"

Хотя, если внимательно присмотреться к портрету Максимович, написанному Тарасом Григорьевичем за этот довольно короткий визит, то можно сделать вывод, что ранее он никого из женщин не писал с таким вдохновением, с такой душевностью.

Ее необычайно мечтательные глаза, по-особому сияющее выражение лица, дымчатый ореол вокруг головы — все свидетельствует о том, что образ создан влюбленным художником, обожествлявшим свою модель.

Предполагают, что Тарас Григорьевич сблизился с Марией Максимович, поскольку через девять месяцев после визита поэта у нее родился сын. До того детей у Максимовичей не было. Другие исследователи жизни поэта отвергают эту версию, ссылаясь на то, что порядочность Шевченко не позволила бы ему переступить грань, за которой начинается предательство друга, а задушевные и нежные разговоры с Марией Максимович касались лишь выбора невесты.

Кстати, одной из претенденток на брак с поэтом была служанка его троюродного брата Варфоломея, Харита Довгополенко. Но 19-летняя крестьянка по считала Тараса слишком большим господином и потому не согласилась на брак. И вышла замуж за молодого писаря.

О ПОСЛЕДНЕЙ САМОЙ ЯРКОЙ ЛЮБВИ ПОЭТА К ЛУКЕРИИ ПОЛУСМАК В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ.

Источники:

Будучи эмоциональной и чувствительной натурой, Т.Шевченко, как и каждый поэт, влюблялся часто. Но злая судьба преследовала его всю жизнь, лишая его счастья жить в браке, в любви с женой, о которой мечтал, особенно в последние годы своей жизни.

Женщины не могли оценить ни поэтического, ни художественного гения великого поэта.Вот как он он пишет о женитьбе.

Не женися на багатій,

Бо вижене з хати,

Не женися на убогій,

Бо не будеш спати.

Оженись на вольній волі,

На козацькій долі,

Яка буде, така й буде,

Чи гола, то й гола.

Та ніхто не докучає

І не розважає —

Чого болить і де болить,

Ніхто не питає.

Удвох, кажуть, і плакати

Мов легше неначе;

Не потурай: легше плакать,

Як ніхто не бачить.
(Т.Г.Шевченко)

М ногие сведения в этой статье не проверены документально.Но я приведу для справедливости и положительные и отрицательные стороны жизни известного поэта. Вам решать,верить или нет.

Оксана Коваленко.

Первым увлечением Тараса была Оксана Коваленко, на три года моложе его.Они жили по соседству. Их матери, глядя на забавы своих детей, думали, что они когда-то поженятся. Но детская симпатия и подростковая влюбленность не переросли в настоящее и глубокое чувство. 15-летний крепостной «казачок» Тарас в свите Павла Энгельгардта должен был поехать в Вильно (ныне - Вильнюс). Разлука была неожиданная и долгая.

Об этом увлечении он написал в стихотворении.

Мені тринадцятий минало.

Я пас ягнята за селом.

Чи то так сонечко сіяло,

Чи так мені чого було?

Обернувся я на хати —

Нема в мене хати!

Не дав мені Бог нічого!..

І хлинули сльози,

Тяжкі сльози!.. А дівчина

При самій дорозі

Недалеко коло мене

Плоскінь вибирала,

Та й почула, що я плачу.

Прийшла, привітала,

Утирала мої сльози

І поцілувала...

Неначе сонце засіяло,

Неначе все на світі стало

Моє... лани, гаї, сади!..

І ми, жартуючи, погнали

Чужі ягнята до води.

В родную Кирилловку Шевченко приехал лишь через четырнадцать лет - уже как свободный человек, подающий надежд ы столичный художник и поэт. К тому времени Оксана уже три года была замужем и нянчила двух дочерей, рожденных от крепостного из села Педиковки… Т.Шевченко Женщина в кровати.1841г

В жизни Шевченко большую роль сыграл Иван Максимович Сошенко: именно он первым поднял вопрос об освобождении таланта от крепостной зависимости, приютил получившего свободу друга у себя в комнате…
Шевченко начал ухаживать за его невестой Машей, уговорил 17-летнюю девушку позировать ему в качестве натурщицы и, в конце концов, совратил ее. Иван Максимович был потрясен. Он прогнал будущего Кобзаря.Судьба девушки неизвестна.

ВАРВАРА РЕПНИНА.

Городок Яготин Полтавской губернии лежит неподалеку от Мосивки и Березовой Рудки, где бывал Шевченко летом 1843 года, свободно путешествуя по Украине как поэт и художник.

Он приехал сюда впервые в июле, а с октября 43-го по октябрь 44-го года с перерывами проживал в семействе Николая Григорьевича Репнина-Волконского — князя, генерала, старшего брата декабриста С.Волконского

Варвара Николаевна Волконская Репнина.

Дочь князя, 35-летняя Варвара была восхищена талантом и поэзией Шевченко и влюбилась в него на всю жизнь. Поскольку любовь не была взаимной, то княжна решила, что ей Богом предназначено стать ангелом-хранителем поэта, и всеми силами своей души боролась со страстным чувством.

В письмах к наставнику, французу Ш.Эйнару она откровенно писала о своих душевных муках: «Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти».

Поэт с величайшим уважением отнесся к трепетному чувству Варвары, но не мог заставить сердце ответить на искреннюю любовь.

В конце концов между ними завязалась теплая доверительная дружба, не прерывавшаяся почти до последних лет жизни Т.Шевченко.Он посвятил ей стихи.

Тризна

На память 9-го ноября 1843 года.
Княжне Варваре Николаевне Репниной


ПОСВЯЩЕНИЕ
Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать;
И дар господний, вдохновенье,
Должно слезами поливать.
Для вас понятно это слово!..
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихостройными речами
Мечты о рае пробудил.

В 1858 году, возвращаясь из ссылки, Тарас Григорьевич несколько раз посетил княгиню, которая к тому времени жила в Москве и «счастливо изменилась, стала полнее и моложе», как отмечал Шевченко. Последняя их встреча состоялась 24 марта.


АННА ЗАКРЕВСКАЯ.

В Берёзовой Рудке под Киевом гостил Шевченко в1840 году,в семье помещика Платона Закревского.

И вспыхнула здесь любовь между 29-летним Тарасом и 21-летней женой Платона красавицей Анной Закревской .
Это было сильное и взаимное чувство, разрывавшее их молодые души не один год.

Т. Шевченко. Портрет Анны Закревской. Масло. 1843

21-летняя супруга полковника пробудила в Тарасе большое чувств о . Любовь и нежность к Анне Закревской Тарас Шевченко пронёс через всю жизнь. Ей он посвятил два стихотворения: «Г.З.» («Немає гірше як в неволі…») и написанное поэтом в середине 1850-х годов в ссылке «Як би зустрілися ми знову»:

«Якби зустрілися ми знову,
Чи ти злякалася б, чи ні?
Якеє тихеє ти слово
Тоді б промовила мені?
Ніякого. І не впізнала б.
А може б, потім нагадала,
Сказавши: «снилося дурній».
А я зрадів би, моє диво!
Моя ти доле чорнобрива!
Якби побачив, нагадав
Веселеє та молодеє
Колишнє лишенько лихеє.
Я заридав би, заридав!
І помоливсь, що не правдивим,
А сном лукавим розійшлось,
Слізьми-водою розлилось
Колишнєє святеє диво!»

... Но встретиться со своей пассией ему не пришлось - она умерла в 35-летнем возрасте в тот год , когда поэт получил освобождение от 10-летней солдатчины.

СВАТАНЬЕ К ПОПОВНЕ.

Во время перв о й по е здки в Украину Шевченко приехал в Кириловцы, и ему приглянулась дочка местного священника Григория Кошицы – Феодосия.

Получив должность в Киевском университете, Шевченко поехал на храмовый праздник свататься. Но получил отказ от родителей поповны категорический отказ. Девушка не посмела перечить воле родителей и вскоре сошла с ума.

АННА УСКОВА.

Бытует мнение, что в ссылку в Оренбургскую губернию Шевченко попал из-за того, что… обидел женщину. К тому же саму императрицу. Именно ей достался знаменитый портрет Жуковского кисти Брюллова, благодаря которому Шевченко выкупили их крепостной неволи.

В скандально й в то время поэме "Сон" Тарас позволил себе сравнить императрицу Александру с засушенным опенком, мол, такая она "тонкая, длинноногая". И оскорбленный таким сравнением российский император строго наказал поэта.

Десять лет солдатского быта окончательно искалечили личную жизнь поэта.

Возвышенным, чистым, платоническим чувством называл Шевченко свою любовь к жене коменданта Новопетровской крепости Ускова Анне Емельяновне. К сожалению, грязные сплетни прервали их дружеские беседы, но Ускова на долгие годы осталась искренним другом Шевченко.

АКТРИСА ЕКАТЕРИНА ПИУНОВА:

Шевченко шел уже сорок четвёрт ый год, когда новый император подписал указ о помиловании, а он уже чувствовал себя стариком. Тарас Григорьевич к тому же отпустил себе лохматую бороду, с которой действительно напоминал старика. Но, как это бывает, мечтал о молоденьк ой жен е , «из простых», рядом с которой хотел вернуть свою былую молод ость .

Возвращаясь в Петербург, Шевченко оставался под пилицейским надзором и на несколько месяцев «завис » в Нижнем Новгороде. И здесь вполне почувствовал свою популярность. Женщины из местного общества наперебой заказывали ему свои портреты, а художник оценивал их придирчивым глазом.

Екатерина Пиунова.

И жаждущий любви поэт нашел в Нижнем Новгороде девушку своей мечты. Впервые он увидел ее на театральной сцене 13 октября 1857. 16-летняя начинающая актриса Катя Пиунова казалась ему идеалом женской красоты.

Ради ее театральной карьеры он вызвал в Нижний знаменитого актера Михаила Щепкина, и тот в течение трех дней играл в спектаклях вместе с ней. О ее актерск ой игр е Шевченко написал восторженную заметку в местную газету, которую впоследствии перепечатала московская пресса. Он упросил директора Харьковского театра согласиться на условия актрисы и зачислить ее в сво ю трупп у.

Но молодая актриса оказалась слишком неблагодарн ой, а может, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше ее. В конце концов она уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгоф ом и вышла за него замуж.

Из воспоминаний Пиуновой:

"Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз...

Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

МАРИЯ МАКСИМОВИЧ.

По пути из Нижнего до Петербурга Шевченко на несколько дней задержался в Москве, где посетил семью Максимовичей. Михаил Алексеевич Максимович, давний знакомый Тараса Григорьевича, — украинский ученый, природовед, историк, фольклорист и языковед, был первым ректором Киевского университета (1834—1835 гг.), — в честь поэта устроил обед.

Там Шевченко и познакомился с его молодой женой Марией, которой в тот же вечер подарил автограф одного из лучших своих лирических стихов «Садок вишневий коло хати», написанный еще в каземате Петропавловки перед ссылкой.

В дневнике появилась запись: «Заехали к Максимовичу... Хозяйки его не застали дома... Вскоре явилась и она, и мрачная обитель ученого просветлела. Какое милое, прекрасное создание.

Но что в ней очаровательней всего — это чистый, непосредственный тип моей землячки. Она проиграла для нас на фортепьяно несколько наших песен. Так чисто, безманерно, как ни одна великая артистка играть не умеет. И где он, старый антикварий, выкопал такое свежее и чистое добро? И грустно и завидно...»

Г.Максимовичу на тот момент было 50 лет, а сколько было его жене Марии Васильевне — неизвестно, но если судить по написанному Шевченко в 1859 году портрету, то, видимо, где-то около 20 и не больше 25-ти. Там, в Москве, она якобы пообещала помочь поэту найти в Украине невесту.

Тарас Шевченко и Мария Максимович переписывались. Поэт в одном из писем даже выслал ей свое первое фото. Вот несколько фраз из письма Тараса Григорьевича к Марии Васильевне.

«Спасибі вам, моє серденько, що ви мене згадуєте і не забуваєте моєї просьби».

«...як Бог та ви поможете, то, може, й одружуся».

«Мій любий, мій єдиний друже! Спасибі вам, моє серденько, за ваше щире, ласкавеє письмо... Утекти хіба нищечком до вас та одружитись у вас (? — Ю.К. ) і заховаться"

Хотя, если внимательно присмотреться к портрету Максимович, написанному Тарасом Григорьевичем за этот довольно короткий визит, то можно сделать вывод, что ранее он никого из женщин не писал с таким вдохновением, с такой душевностью.

Ее необычайно мечтательные глаза, по-особому сияющее выражение лица, дымчатый ореол вокруг головы — все свидетельствует о том, что образ создан влюбленным художником, обожествлявшим свою модель.

Предполагают, что Тарас Григорьевич сблизился с Марией Максимович, поскольку через девять месяцев после визита поэта у нее родился сын. До того детей у Максимовичей не было. Другие исследователи жизни поэта отвергают эту версию, ссылаясь на то, что порядочность Шевченко не позволила бы ему переступить грань, за которой начинается предательство друга, а задушевные и нежные разговоры с Марией Максимович касались лишь выбора невесты.

Кстати, одной из претенденток на брак с поэтом была служанка его троюродного брата Варфоломея, Харита Довгополенко. Но 19-летняя крестьянка по считала Тараса слишком большим господином и потому не согласилась на брак. И вышла замуж за молодого писаря.

О ПОСЛЕДНЕЙ САМОЙ ЯРКОЙ ЛЮБВИ ПОЭТА К ЛУКЕРИИ ПОЛУСМАК В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ.

Источники:

В конце семидесятых один молодой человек, работавший со мной, к сожалению, недолго, дал мне почитать 2 книги польских литературоведов о Тарасе Шевченко, но не просто как о великом поэте, а как о личности в тогдашней светской жизни Российской империи, в основном о тех высокородных женщинах, которые окружали его, вернее, почитали и восхищались Тарасом как обаятельнейшим мужчиной, его страстной натурой и умением вести себя в дамском обществе. Не знаю, насколько достоверны были эти исследования, собственно, не много интересовалась трудами современных шевченковедов (правда и тех, которых читала, не упоминают в вики), но ему приписывали довольно много романтических приключений, в этаком байроническом духе, во всяком случае, в книгах было множество портретов, причем исключительно титулованных особ. Было понятно, почему об этом писали поляки - большинство этих благородных дам имело польские корни.


Так что образ какого-то старца в кожухе, так сказать, революцьонного демократа, несколько, мягко говоря, не соответствует действительности.
Неплохо бы помнить, что Тарас, особенно по меркам сегодняшнего времени, считался бы молодым человеком - ведь он прожил всего 47 лет.
Думаю, ни на одного глупца, пишущего о Тарасе Григорьевиче в совковой манере, вроде неназываемого и неприкасаемого, - женщины, вздыхающие о взаимной любви удивительного поэта и романтика, даже и косого взгляда не бросили.
Подозреваю, что они бы этих ничтожных существ в панталонах голохвостого не заметили в упор, не про них такие чудесные и прекрасные дамы: эти восхитительные лица, таинственные полуулыбки, тонкость обращения и понимания - редкое сочетание человеческих качеств и женской прелести.

Да и сам Тарас, имея нрав горячий и отчаянный, недолго терпел бы таких дуремаров, чье единственное назначение в этом мире - иметь дело исключительно с жабами, которым никогда не бывать принцессами...

И мне захотелось поставить подборку женских портретов и набросков Шевченко - это, конечно, совсем другие женщины (хотя есть и некоторые известные нам личности), но нежность и неподражаемая милость женских лиц у художника особенная.

Портрет Маєвської. Полотно, олія (41,5 × 35,7). [Н. р. V] 1843.
Зліва над плечем олійною фарбою підпис автора і дата: Т. Шевченко || 1843

"За карії оченята,
За чорнiї брови
Серце рвалося, смiялось,
Виливало мову.
Виливало як умiло."..

127. Портрет невідомої в блакитному вбранні. Папір, акварель. .
Оригінал акварелі Т. Шевченка не знайдено. Опис та репродукцію дано за альбомом «Малюнки Т. Шевченка», вип. II, вид. «Об-ва имени Т. Г. Шевченка», Пб., 1914, табл. XXIX.
Портрет намальований під час перебування Шевченка на Україні 1845 - 1847 рp. За характером виконання близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого Шевченком 1845 р. та до «Портрета невідомої в бузковій сукні» (№ 128), а також до портретів, виконаних Шевченком в 1846 р. - портрети родини Катериничів

87. Портрет Ганни Іванівни Закревської. Полотно, олія (51 × 39,6). [Березова Рудка]. 1843. /35/
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1843 || Т. Шевченко.
Портрет вмонтовано в овал.
Г. І. Закревська (народ. 1822 р.) - дружина П. О. Закревського.
У листі до В. О. Закревського від 10.XI 1843 р. з Яготина Шевченко пише: «А Ганні вродливій скажи, що як тільки очуняю та кожух пошию, то зараз і прибуду з пензлями і фарбами на цілий тиждень...»

153. Портрет Єлизавети Василівни Кейкуатової. Полотно, олія (66,7 × 56,5). [Бігач]. [Кінець III - 4.IV] 1847.
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1847. Т. Шевченко.
Дата уточнюється часом перебування Шевченка в с. Бігач. Про своє перебування в с. Бігач, Чернігівського пов. (нині Березнянського р-ну, Чернігівської обл.), Шевченко згадував у листі до А. І. Лизогуба від 16.VIІ 1852 р.
Єлизавета Василівна Кейкуатова, нар. 1813 p., походить з родини Лукашевичів (див. В. Л. Модзалевский, Малороссийский Родословник, т. III, K., 1908, стор. 209). Про неї також згадує В. Рєпніна в листі до Ш. Ейнара (див. «Русские пропилен», т. II, М., 1916, стор. 211, 221).
В літературі портретована невірно визначається як Наталія Дмитрівна Кейкуатова. Вперше названа як Є. Кейкуатова у книзі С. Є. Раєвського «Життя і творчість художника Тараса Шевченка» (X., 1939, стор. 37).

І станом гнучим, і красою
Пренепорочно-молодою
Старії очі веселю.
Дивлюся іноді, дивлюсь,
І чудно, мов перед святою,
Перед тобою помолюсь.

3. Голова жінки. Папір, акварель (11,6 × 9,1). [Пб.]. 1834.
Зліва внизу аквареллю підпис автора і дата: Шевченко 1834. На звороті паспарту чорнилом напис: Рисунок Тараса Григорьевича Шевченко (1814 - 1861).
1934 р. в Галереї картин Т. Г. Шевченка у Харкові цей портрет експонувався під назвою «Жіноча голівка» (Каталог, стор. 14, № 8). В літературі зустрічається під назвою «Портрет невідомої жінки».

Портрет А.О.Ускової. 1853-1854. Папір, сепія.

Заворожи мені, волхве,
Друже сивоусий!
Ти вже серце запечатав,
А я ще боюся.
Боюся ще погорілу
Пустку руйнувати,
Боюся ще, мій голубе,
Серце поховати.
Може, вернеться надія
З тією водою
Зцілющою й живущою,
Дрібною сльозою -
Може, вернеться з-за світа
В пустку зимувати,
Хоч всередині обілить
Горілую хату.
І витопить, і нагріє,
І світло засвітить...
Може, ще раз прокинуться
Мої думи-діти.

Портрет М.С. Кржисевич 1858 рік

37. Портрет невідомої біля фортепіано. [Акварель]. [Пб.]. 1842.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1842. Т. Шевченко.
Оригінал не знайдено. Публікується за фотографією, що зберігається в ДМШ - Київський державний музей Т. Г. Шевченка АН УРСР

141. Портрет Тетяни Пантелеймонівни Катеринич. Папір, акварель (30 × 22,3). [Марківці]. 1846.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1846 Шевченко.
Т. П. Катеринич (уроджена Афендик) - дружина Петра Андрійовича Катеринича

І жаль мені, старому, стане
Твоєї божої краси.
Де з нею дінешся єси?
Хто коло тебе в світі стане
Святим хранителем твоїм?
І хто заступить? хто укриє
Од зла людського в час лихий?
Хто серце чистеє нагріє
Огнем любові, хто такий?

10. Портрет Катерини Абази (?). Брістольський картон, акварель (22,5 × 18,1). [Пб.]. 1837.
Зліва олівцем дата і підпис автора: 1837 || Шевченко. На звороті олівцем рукою І. Айзенштока на підставі свідчень колишніх власників портрета зроблено напис: Екатерина Абаза урожд. Нахимова.
Твір був придбаний Інститутом Тараса Шевченка в Харкові у 1929 р. як портрет невідомої жінки. Під прізвищем Абази вперше експонувався в Галереї картин Т. Г. Шевченка (Харків, 1934); до цього ж часу належить і напис на звороті.
В повісті «Близнецы» Шевченко згадує власника хутора на Переяславщині Абазу

128. Портрет невідомої в бузковій сукні. Папір, акварель (28,3 × 21,7). .
Справа вгорі чорнилом позначено: № 68.
За характером виконання портрет близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого 1845 р. і портретів членів родини Катериничів, датованих 1846 р.
В ж. «Зеркало» (1911, № 9, стор. 4) цей портрет репродуковано з зображенням пейзажного фону, чого немає в репродукованому тут оригіналі.

Папір, акварель (26,5 X 9,5). [Оренбург]. .
На звороті тією ж рукою, що й інвентарний номер, олівцем зроблено напис: Шевченко 1814-1861. Портрет А. Є. Усковой.
В 1911 р. цей твір експонувався на шевченківській виставці в Нижньому Новгороді як портрет Розанової ("Нижегородский листок", 21.III 1911). Під цією ж назвою в 1924 р. він надійшов до Горьковського художнього музею від художника В. А. Лікіна.
Тоді ж з"явився напис про те, що це портрет А. О. Ускової.
В 1958 р. твір був опублікований як портрет А. О. Ускової (В. К о с я н, Малоизвестный портрет работы Шевченко, "Т. Г. Шевченко в Нижнем Новгороде", Горький, 1958, стор. 203-206).
Однак достатніх підстав для твердження, що це портрет Ускової, немає. Певна подібність з відомими портретами Ускової може пояснюватись особливостями творчої манери художника. Більше підстав має свідчення власників, які експонували його як портрет О. О. Розанової. Під час перебування в Оренбурзі Шевченко, безсумнівно, міг бути знайомим з сім"єю Розанових і виконати портрет Олександри Олексіївни Розанової - молодої дівчини, яка в 1848 р. закінчила Неплюївське дівоче училище. О. М. Розанов - протоієрей оренбурзького Преображенського собору - був кореспондентом Російського географічного товариства і у зв"язку з цим, напевно, зустрічався з учасниками Аральської експедиції після повернення їх з плавання. Син О. М. Розанова був художником і 1849 р. вступив до Петербурзької Академії художеств (Державний архів Оренбурзької обл., ф. 173, оп. 9, од. зб. 257). Однак для остаточного визначення портретованої особи необхідні дальші дослідження.

І широкую долину,
І високую могилу,
І вечернюю годину,
І що снилось-говорилось,
Не забуду я.

Та що з того? Не побрались,
Розійшлися, мов не знались.
А тим часом дорогії
Літа тії молодії
Марне пронеслись.

Помарніли ми обоє -
Я в неволі, ти вдовою,
Не живем, а тілько ходим
Та згадуєм тії годи,
Як жили колись.

49. Тонований папір, акварель (27,9 X Х22). [Оренбург]. .
О. С. Бларамберг - дружина підполковника І. Ф. Бларамберга, квартирмей-стра військ в Оренбурзькому краї. Датується часом перебування Шевченка в Оренбурзі після повернення з Аральської експедиції.

Тонований папір, італійський олівець (27,5X17,8). [Новопетровське укріплення]. .
На звороті посередині напис олівцем: Екатерина Агафангелловна Бажанова. Работа Тараса Григорьевича Шевченко въ форте Александровскомъ (бывш. Ново-Пет-ровске) на Мангишлаке въ 1854 г., въ бытность Николая Ефремовича Бажанова плацъ-адъютантомъ Ново-Петровска.

Зацвіла в долині
Червона калина,
Ніби засміялась
Дівчина-дитина.
Любо, любо стало,
Пташечка зраділа
І защебетала.
Почула дівчина
І в білій свитині
З біленької хати
Вийшла погуляти
У гай на долину.
І вийшов до неї
З зеленого гаю
Козак молоденький;
Цілує, вітає,
І йдуть по долині,
І йдучи співають.
Як діточок двоє,
Під тую калину
Прийшли, посідали
І поцілувались.

44. Портрет М.В.Максимович
Тонований папір, італійський олі вець, крейда (34 X 26,5). [Прохорівка]. 22.VI 1859.
Справа внизу крейдою дата і підпис автора: 1859\\Т. Шевченко\\22 іюня. М. В. Максимович - дружина Шевченкового знайомого М. О. Максимовича (див. примітку до № 43). В щоденнику Шевченко називає її "милая очаровательная землячка"

110. Портрет невідомої в коричневому вбранні

Брістольський папір, акварель (28,3X22,3). 1845.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1845. Т. Шевченко.
У списку Честахівського до цього портрета, зареєстрованого під № 59, та до портретів під № 57, 58 і 61 зроблена приписка про те, що виконав їх Шевченко у Києві до заслання і що протягом 10 років вони були у III відділі

13. Портрет дівчини з собакою. Брістольський картон, акварель (24,6 × 19,4). [Пб.]. 1838.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1838 || Шевченко.
За свідченням колишнього власника цього твору В. Бацманова, це портрет дочки лейб-медика Федорова («Образотворче мистецтво», К., 1940, № 2, стор. 25).

А я так мало, небагато
Благав у бога.
Тілько хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку? щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили;
Дивитись, думати, гадать:
Коли-то їх понасипали?
Кого там люде поховали?
І вдвох тихенько заспівать
Ту думу сумную, днедавну,
Про лицаря того гетьмана,
Що на огні ляхи спекли.
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир божий не засне,
Поки з вечерньою зорьою
Не зійде місяць над горою,
Туман на лан не прожене.
Ми б подивились, помолились
І, розмовляючи, пішли б
Вечеряти в свою хатину.

Портрет Ликери Полусмакової

Тонований папір, італійський олівець (34 X 23,3). [Пб.]. [Літо 1860]. На звороті малюнка вгорі чорнилом рукою Б. Мікешина напис: Симъ свидетельствую, что этотъ рисунокъ рисованъ поэтомъ Шевченкомъ и подаренъ моему отцу Академику М. Микешину въ бытность его въ Академии художествъ вместе съ Шевченко. 17 сентября 1900 г. С.-Петербург. Б. Микешин.
Портрет датується часом знайомства Шевченка з Ликерою. Це знайомство відбулося влітку 1860 р. на дачі Н. М. Забіли-Білозерської в Стрєльні під Петербургом, де Карташевські залишили Ликеру на час свого від"їзду за кордон. Про це пише дочка Н. М. Забіли-Білозерської -Н. М. Кибальчич: "Родные мои летом жили на даче в Стрельне с Лукерьей" (Н. М. Кибальчич, Воспоминание о Шевченко, "Киевская старина", 1890, кн. II, стор. 177). З листа Шевченка до Н. М. Забіли-Білозерської від 18 вересня 1860 р. видно, що дружні відносини між Шевченком і Ликерою на той час уже порвалися (див. т. VI, стор. 219).
Напис на звороті портрета підтверджує, що це є той самий малюнок, про який писав М. Й. Мікешин у своїх спогадах. "Он [Шевченко]... хотел изорвать очень мило набросанный им портрет своей неверной "любы"; но я портрет этот у него отнял и храню его доселе" ("Кобзарь з додатком споминок про Шевченка Костомарова и Микешина", Прага, 1876, стор. XXII).
1930 р. експонувався на шевченківській виставці в Харкові.

20. Жінка в ліжку. Папір, акварель (23,1 × 19,1). [Пб.]. .
Справа внизу аквареллю підпис Шевченка: Чевченко.
Датується за зіставленням манери письма в акварелях 1839 - 1840 pp

59. Натурщица
Одалиска

Папір, офорт 23 X 22,5; 31 X 27,4; (43,7 X 34,1). [Пб.]. 1860.
Справа внизу на зображенні травленим штрихом авторський підпис і дата: Т. Шевченко. 1860.
Ескізи до цього офорта див. № 119, 120.
В літературі зустрічається під назвами: "Одаліска" ("Киевская старина", 1899, кн. X, стор. 184-185), "Спящая одалиска, почти совсем нагая" (Д. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., СПБ, 1895, т. II, стор. 1177, № 23), "Спляча жінка" (О. Новицький, Тарас Шевченко як маляр, Львів- Москва, 1914, стор. 80, № 26).

Вітер в гаї не гуляє -
Вночі спочиває;
Прокинеться - тихесенько
В осоки питає:
«Хто се, хто се по сім боці
Чеше косу? хто се?..
Хто се, хто се по тім боці
Рве на собі коси?..
Хто се, хто се?» - тихесенько
Спитає-повіє
Та й задріма, поки неба
Край зачервоніє.

37. Русалки

Папір, сепія, білило (30,3 X 45,4). [Пб.]. [Н. р. III 1859].
На звороті внизу чорнилом напис: "Русалки на Днепре". рисунокъ Т. Г. Шевченка, перешелъ отъ Петра Аркадьевича Кочубея къ Петру Никитичу и отъ него ко мне проф. Адріану Прахову.\\1898 г. апрель 25\\С.П.Б.
Підставою для датування є спогади М. Білозерського про початок роботи Шевченка над цим малюнком: "Около половины марта 1859 г. Кочубей заказал Шевченку написать четыре картины масляными красками, за что назначил 4 т. руб. сер. Помню два сюжета для этих картин: один - "Як русалки місяць ловлять", а другой про Сомка Мушкета" (Н. Белозерский, Тарас Григорьевич Шевченко по воспоминаниям разных лиц (1831 -1861), "Киевская старина", К., 1882, кн. X, стор. 74). 12 квітня 1860 р. Шевченко в листі до М. Я. Макарова згадував про цей малюнок: "Попросіть у Петра Аркадьевича [Кочубея] до осени мой рисунок "Русалки". Я хочу дещо поправить і выгравировать к выставке. Если можно, то подателю сего и вручите рисунок..."

З літературних джерел відомо, що цей малюнок, виконаний за замовленням П. А. Кочубея, і є нібито ескізом до нездійснених Шевченком розписів стін і плафону в будинку замовця.
Натурщиками для композиції "Русалки" були О. Соколенке (див. примітку до № 157) та Б. Г.
Суханов-Подколзін (див. Б. Суханов-Подколзин, Воспоминание о Т. Г. Шевченко его случайного ученика, М. Г. Б у р а ч е к, Великий народний художник, Харків, 1939, стор. 44).
Малюнок зустрічається також під назвою "Дніпрові русалки" ("Пчела", 1876, № 16).
З цього малюнка відома гравюра Шаблера (див. "Пчела", 1876. Приложение к № 16).
В статті Є. Середи "Основні хронологічні дати життя і творчості Т. Г. Шевченка" ("Літературна критика", 1939, № 2-3, стор. 204) невірно зазначено, що малюнок є копією з роботи К. Брюллова, а також помилково зараховано його до гравюр, поданих до Ради Академії художеств на здобуття звання академіка.

30. Сама собі у своїй господі
Папір, сепія (26,5X35,8). [Пб.]. [Н. p. 21.V] 1858.
Справа внизу дата і підпис автора: 1858 \\Т . Шевченко. На звороті зліва внизу чорнилом напис: Михайли Матвиивичу Лазаревскому Большая Морская Домъ Графа Уварова, що є адресою квартири М. Лазаревського, у якого проживав Шевченко, повернувшись із заслання.
Наявність адреси Лазаревського на звороті малюнка дає підставу вважати, що він виконаний після того, як Шевченко залишив квартиру Лазаревського, тобто не раніше 21.V 1858 р. Це і є підставою для уточнення дати.
Назва встановлена на підставі авторського підпису під однойменним офортом

В літературі відомий під назвами: "Сама собі господиня в хаті" (В. Г., Картины, рисунки и офорты Шевченка, "Киевская старина", К., 1888, кн. VI, стор. 83), "Блудниця" ("Каталог малярської творчості Т. Г. Шевченка, експонованої в Галереї", X., 1934, стор. 34), "Спящая женщина" (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, "Литературное наследство", М., 1935, № 19-20, стор. 461).

Над Дніпровою сагою
Стоїть явор меж лозою,
Меж лозою з ялиною,
З червоною калиною.

Дніпро берег риє-риє,
Яворові корінь миє.
Стоїть старий, похилився,
Мов козак той зажурився.

Що без долі, без родини
Та без вірної дружини,
І дружини, і надії
В самотині посивіє!

Явор каже: «Похилюся
Та в Дніпрові скупаюся».
Козак каже: «Погуляю
Та любую пошукаю».

А калина з ялиною
Та гнучкою лозиною,
Мов дівчаточка, із гаю
Виходжаючи, співають;

Повбирані, заквітчані
Та з таланом заручені,
Думки-гадоньки не мають,
В"ються-гнуться та співають.

74. В гаремі. Брістольський папір, акварель (24,7 × 20). 1843.
Внизу зліва червоною фарбою дата і підпис автора: 1843. Т. Шевченко. На звороті чорнилом напис: В гаремі.
У ленінградському виданні повісті Т. Г. Шевченка «Художник» вміщено репродукцію цієї акварелі з помилковим визначенням: «Копия с карт. К. П. Брюллова. /29/ 1841 - 1843 гг. Масло» (Т. Г. Шевченко, Художник, Л., 1939, між стор. 96 і 97).

32. Циганка-ворожка. Папір, акварель (26,5 × 20,7). [Пб.]. [Н. п. IX] 1841.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1841. Шевченко.
Внизу на паспарту витиснено бронзованими буквами: Т. Schevchenko.
26 вересня 1841 р. рада Академії художеств втретє нагородила срібною медаллю другого ступеня «За успехи в художестве, доказанные представленными работами по живописи исторической и портретной» Тараса Шевченка за картину, изо-/17/бражающую цыганку...» («Т. Г. Шевченко в документах і матеріалах», К., 1950. стор. 71, № 16).
В 1841 p. ця картина була на академічній виставці в Петербурзі, про що згадує в листі до Шевченка Г. Ф. Квітка-Основ’яненко: «...читав у Литературной газете, що ваша дівчина, що через тин ворожила у циганки, продалась, та й зрадовався, бо я так і надіявся» (лист від 22 листопада 1841 p., «Киевская старина», К., 1900, сентябрь, стор. 298).
В. Толбін зазначає, що картину Шевченка, яку він називає «Цыганенок», придбав з виставки тодішній комендант Петропавловської кріпості І. М. Скобелєв.
Оцінка робіт Шевченка, представлених на річній академічній виставці 1841 p., дана Ромуальдом Подбереським («Tygodnik Petersburski», СПб., 1842, № 36).
В літературі зустрічається під назвами «Цыганенок» (В. В. Толбин, Ученики Брюллова, «Иллюстрация», 1861, № 180, стор. 75), «Цыганка» (А. Я. Конисский, Жизнь украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, Одесса, 1898, стор. 169 та ін.), «Циганка, що ворожить руській дівчині» (В. Щурат, З життя і творчості Шевченка, Львів, 1914, стор. 8), «Цыганка, гадающая малороссиянке» (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, «Литературное наследство», М., 1935, № 19 - 20, стор. 429), «Циганка гадає дівчині» (М. Г. Бурачек, Великий народний художник, Х., 1939, стор. 16 та ін.) та «Девушка гадает у цыганки» (І. Балясний, «Живописная Украина», Альманах Шевченкові, Одеса, 1940, стор. 162).

Ой стрічечка до стрічечки,
Мережаю три ніченьки,
Мережаю, вишиваю,
У неділю погуляю.
Ой плахотка-червчаточка
Дивуйтеся, дівчаточка,
Дивуйтеся, парубки,
Запорозькі козаки.

Ой дивуйтесь, лицяйтеся,
А з іншими вінчайтеся,
Подавані рушники...
Отаке-то, козаки!

40. Мангишлацький сад

Кольоровий папір, акварель (18,7X27,3). [Літо 1854]. Справа внизу червоною фарбою позначено: Z, трохи нижче олівцем напис: Ново-Петровскъ 54 Шевченко.