Когда изобрели стол. История появления столов

Когда изобрели стол. История появления столов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История мебели Презентацию приготовила: педагог первой кв.кат. Мархинина О.А.

Первые упоминания о мебели пришли к нам из Древнего Египта. там применялись табуреты, ларцы, сундуки, украшенные слоновой костью и натуральным камнем.

Позже появились кровати и своеобразные стулья В качестве материала применялась древесина

Простые сундуки в домах выполняли три функции: своеобразных шкафов для хранения одежды и утвари, сидений днём и кроватей ночью.

Помимо древесины применялись бронза и цветной мрамор: столешницы, оформленные мозаикой, и массивные скамьи из натурального камня говорили о достатке их хозяев

Мебель для простого люда была менее дорогой, но при этом вполне удобной.

Настоящим прорывом для изготовления мебели стало изобретение двуручной пилы, позволяющей получать тонкие доски

В результате появились легкие и прочные изделия – столы на четырёх ножках, сундуки-лари

Кровати с балдахином

в замках европейской знати появилась первая мягкая мебель. Сначала стулья и диваны просто обтягивали тканью, затем в качестве набивки стали использовать конский волос, овечью шерсть и даже лебяжий пух

Со временем появились новые стили в архитектуре,появились мягкие пуфы и диван без спинки – софа.

Простые шкафы видоизменились в зависимости от их основного назначения, так появились секретеры

Серванты (шкаф для посуды)

Стелажи (ряд полок в несколько ярусов)

Российская мебель была простой и функциональной. Обязательным атрибутом любой русской избы были сундуки, табуреты и, конечно же, лавки – широкие длинные скамьи без спинок. Днём они использовались для сидения, ночью – для сна, вместо кроватей

в царских резиденциях мебель была гораздо изящнее, но вместе с тем в ней отсутствовали излишняя роскошь и вычурность

В качестве древесины применялся дуб или карельская берёза, для обивки использовали шелк.

Высокие книжные шкафы имели дверцы со стеклянными вставками, за которыми хорошобыли видны и книги

Буфеты со стеклянными вставками где видна была изящная посуда

Спасибо за внимание.


Каждый раз, присаживаясь за стол, мы с привычным ощущением удобства, которого практически не замечаем, начинаем работать (часто - ложкой). Знакомый из детства Самуил Яковлевич Маршак задался вопросом, увековечив историю стола в своих стихах: "Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?"

Непременно, стол, как письменный, так и обеденный в равной степени заслужил перед человечеством памятника, вот только памятника удостоили стула, и то - 12-ого стула, за которым охотился Остап Бендер. Давайте хотя бы попробуем выяснить, как давно известен стол, где и когда это до гениальности простое изобретение появилось впервые.

Первые столы, вероятнее всего, появились с развитием прямохождения у человека. Когда он выпрямил спину и встал на пару нижних конечностей, наклоняться за пищей показалось ему не благородным занятием, а вскоре возникли и первые столы - этакие доски, водруженные на праобраз современных ножек - какие-нибудь кОзлы. Но это мы - выдумщики высказали наше собственное предположение, которое ни в коем случае не навязываем, хотя не исключаем, что так оно и было на самом деле. Возможно, происхождение стола связано с религиозными верованиями разных народов, где в качестве стола для жертвенных подношений богам люди использовали алтари. По-сути, это те же столы, только в профиль, например, из каменной глыбы (такие были у древней цивилизации майя, жившей еще задолго до египтян). Потом, вероятно, жрецы или шаманы (все они, шуллеры, таки-заставили себя уважать за свое искусство шарлатанства), возомнили себя достойными бережного обращения, этаким передаточным звеном между божествами и людьми, и позволили себе более не наклоняться, не брать подножный корм, а возлагать пищу на возвышенный алтарь, который (из боязни вызвать гнев и негодование простолюдин и божеств), назвали более обыденно (или обеденно) столом. Простой народ перенял добрую и рациональную инициативу и тоже перестал есть с пола.

Документальное подтверждение первым обеденным столам находят у древних египтян (что и не удивительно, ибо они - первая цивилизация, наученная документировать, благодаря появлению более-менее членораздельной письменности и оптимального сортимента иероглифов). Хотя сам термин "стол", как убеждают своим умением экстраполировать историки и лингвисты, является заслугой латинского слова, означающего нечто вроде современных понятий "доска, плоскость". Но если потрудиться и заглянуть в английскую википедию, то народ пишет в ней схожее предположение - стол как пъедестал для еды могли придумать еще древние египтяне.

На Руси стол был большим (так как были большими семьи) и традиционно занимал почетное место в светлице. Даль в своем словаре толкует происхождение слова стол от древнерусского глагола "стлать". По старинным словесным оборотам "своего стола не держит", означающим, что человек не обедает дома, первоначальная миссия стола - служить кухонной утварью, точнее - кухонной мебелью, потому-то и произошло название помещения "столовая", в которой "столоваются" - садятся кушать. А если проследить значение слова столица - оно происходит все от того же стола: слово "стол" являлось синонимом престола, княжения, власти, а столица в древности это стольный город, в котором самые пышные застолья с честными гостями есть показатель, достойный лишь правительственной особы.

До сих пор столы собирают на праздники гостей и родственников, а в будние дни в трапезы - домашних. У всех теперь разные столы - есть откидные и складные, есть маленькие и большие, в зависимости от площади комнат и членов семьи. Любопытно, что складными столы стали не у наших современников. Столы со съемными столешницами появились еще в средние века - во время массовых светских собраний после застолья они разбирались, чтобы освободить место для танцевальных развлечений. Раздвижные столы появились в середине XVII столетия. Первые конструкции имели почти 3 метровую длину, но со временем тенденции моды изменились: более поздний столовый этикет не позволял усаживать гостей за одним столом по разным причинам, поэтому появились маленькие столы. Раздвижные столы преобразились к XVIII веку - необходимость в проногах, соединяющих ножки, отпала, появились столы с откидной крышкой. Вышло из моды держать неприбранный (разложенный) большой стол в обычной комнате, даже если площадь помещения позволяла. Большие столы сохранились лишь в специальных помещениях - столовых.

Любопытно, что конструкция стола во все времена мало чем отличалась от современных - откидные "крышки" или раздвижные створки-вкладки продолжают существовать не только в кухонных столах, но и в столах-книжках, приспособленных для гостиных и спален. Не смотря на всевозможные модификации, стол остается главным предметом мебели в истории человечества: все знаковые для народа события решались управленцами ранее у алтаря, а сегодня за большими, круглыми и не очень, а чаще - обеденными столами.

В жизни человека стол играет исключительную роль. С давних времен столы считаются основным предметом интерьера. На них разделывали дичь и совершали жертвоприношения в древние времена. Их использовали для совершения величайших научных открытий современности. Поэтому стол – первое, что мастерили наши предки в своем жилище. Да и сегодня домохозяйки, при новоселье, задумываются, где купить стол от производителя недорого.

Безусловно, сегодня процесс приобретения стола облегчился. Можно просто заказать его в одном из мебельных интернет-магазинов, например в АЛФАВИТ-МЕБЕЛЬ.

_____________________________________________________________

АЛФАВИТ-МЕБЕЛЬ – купить стол от производителя недорого в Москве

____________________________________________________________

История возникновения стола интересна и многогранна. Сегодня сложно сказать, где впервые появился прародитель современных столов. До нас дошли сведения, что разделение столов на обеденные и рабочие, существовало уже в Древнем Египте. Обеденные столы были более массивными и внушительными. Их изготавливали из камня, бронзы, мрамора или дерева, украшали замысловатой резьбой и даже инкрустацией.

К внешнему виду рабочих столов предъявлялись не такие жесткие требования. Они были попроще и полегче. Да и сегодня для рабочих нужд мы стремимся купить стол от производителя недорого. Такие столы удобны в эксплуатации, легко разбираются, переносятся и передвигаются.

Эпоха Средневековья также поучаствовала в эволюции стола. В это время столы изготавливались из натурального дерева. Они имели массивную столешницу и ножки. Такая мебель была добротной, но грубоватой. Однако служила она верой и правдой нескольким поколениям.

Эпоха Возрождения придала столам изящные формы и замысловатые изгибы. Эти столы стали настоящим украшением домов. Изготавливали их из ценных пород дерева, украшая резьбой и инкрустируя перламутром. Именно в этот период начали появляться кофейные, сервировочные столики, жардиньерки. Каждая уважающая себя дама имела элегантный туалетный столик с зеркалом, заставленный хрустальными флакончиками духов и разнообразными женскими мелочами.

Сегодня разнообразие форм и конструкций столов просто поражает. Их изготавливают из традиционного дерева, ДСП, пластика, лозы, стекла, алюминия и многих других материалов. И мы можем выбирать, изготавливать для своего дома мебель на заказ либо купить стол от производителя недорого. В любом случае, стол, словно добрый сосед, должен быть уютным, удобным и поддерживать своего хозяина во всех его начинаниях.

Читайте интересное по этой теме:

Каринэ Кротова
Интегрированное занятие «История возникновения мебели»

Тема : «История возникновения мебели »

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель : закрепить знания о мебели , различных материалах, из которых изготавливают мебель ; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели ; развивать воображение, наблюдательность.

Задачи :

Образовательные : рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла , стула, кровати, дивана, стола); понимать и объяснить назначение различных предметов мебели ; обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера .

Развивающие : развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы; развивать ретроспективный взгляд на предметы; активизировать познавательную деятельность; закрепить навыки словообразования.

Воспитательные : формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии , инициативности и самостоятельности; воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанными, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Информационные ресурсы :

1. Интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211»

2. Информационная сеть интернет

Предварительная работа : экскурсия в краеведческий музей по теме «История возникновения мебели » ;

Материалы и оборудование : интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211», презентация «Предметы быта» ; ватман, карандаши, иллюстрации.

Персонажи : Незнайка, злой волшебник

1. Организационный момент.

Дети играют в игровой комнате. К ним приходит воспитатель с гостем Незнайкой.

Воспитатель : Ребята, вы знаете что Незнайка принес нам интересный механизм .

Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Незнайка : Это «машина времени» , с помощью этой машины мы можем передвигаться во времени. Сегодня я хочу пригласить вас в нашу историю . А вы знаете, что это такое история ? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире .

Стихотворение :

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли,

На нём стали пищу варить.

А ели они руками

И воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Незнайка : Отправляемся. Крутим колесо «машины времени» . (Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение отправляются в прошлое)

Слайд 1 «Когда-то очень давно…»

Воспитатель : Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.

Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)

На чем они спали? (ответы детей)

На чем готовили еду? (ответы детей)

А сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)

Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна) . И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.

Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень) .

Воспитатель : Шли века, менялся человек, менялось и его жилище. Незнайка крутит колесо «машины времени» и дети попадают в новый век.

Слайд 3 «Русская изба»

Незнайка : Что нового появилось в быту человека (Ответы детей) .

Воспитатель : Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать, спать, есть. И так люди придумали : кровать, стол, шкаф и т. д.

Как назвать предметы одним словом? (мебель )

Слайд 4, 5, 6 «Мебель »

Физкультминутка

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы – ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Незнайка : Ребята давайте поиграем в игру?

Игра «Большой – маленький» .

Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть и искать маленький стульчик.

У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка) .

У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик) .

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик) .

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик) .

Воспитатель : Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель . Сейчас у каждого в доме есть мебель . Сегодня человек уже не может обходиться без мебели . Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов : дерева, металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели ? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими свойствами обладает деревянная мебель ? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А пластмассовая мебель чем хороша ? (Легкая, яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели ? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель , которая ему больше нравится.

– Ребята, какая мебель есть у вас дома ? (ответы детей)

– Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)

Незнайка : Ребята, мне пора отправляться домой? (В группу вбегает злой волшебник и забирает «машину времени» .)

Волшебник : Ага без меня решили путешествовать. Я заберу вашу «машину времени» и не отдам пока вы не выполните мои задания. Убегает.

Воспитатель : Ну что дети нам надо выполнить задании. Ведь мы хотим вернуться домой.

Задание 1

Отгадывание загадок.

Незнайка : Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит :

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю.

(Стол.)

На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рождения,

Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответь ты поскорей.

(Диван.)

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный… (табурет) .

Михаил Потапыч спать

Лёг в большущую… (кровать) .

Задание 2

Сравнение предметов.

– Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель . Но мы не можем выбрать, что лучше : стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле, и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и стул, и кресло – это мебель .)

– А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.)

– А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)

– А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)

Задание 3

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре

(Удар кулачками друг о друга,

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой по кругу) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку

(Загибать пальчики по одному,

начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился

(Загибать пальчики по одному, начиная

с большого пальца,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали

(Удар кулачками друг о друга) .

Задание 4

Игра «Расставь мебель » .

Незнайка : Посмотрите внимательно, что оставил нам злой волшебник. Листы бумаги н а них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он стоит и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень мало мебели . Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью . Вы должны будете выбрать только ту мебель , которую можно поставить в гостиную.

(Дети выполняют групповую работу. Вбегает злой волшебник, благодарит детей, забирает работу и отдает детям «машину времени» и убегает.

Незнайка : Вот теперь мы можем оправиться назад. (Крутит колесо «машины времени» , дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение возвращаются назад. Незнайка прощается с детьми и уходит.)

9. Рефлексия.

Воспитатель :

Ну вот мы и вернулись.

На чем мы сегодня путешествовали?

Кто с нами путешествовал?

Что мы сегодня сравнивали?

Что мы поставили в комнату мальчика?

Как назвать это одним словом?

Анализ работы детей на занятии :

Дети научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели , которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. Пытались самостоятельно высказывать предложения в решении проблемных ситуаций. У детей наблюдалась активность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности.