Подвижные игры для летнего лагеря.

Подвижные игры для летнего лагеря. "Себе – соседу"

Всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся именно в игре. Поэтому весь учебный процесс нужно строить так, чтобы им было просто интересно. Но также надо отметить, что и во время отдыха ребенок должен познавать мир и получать новые знания. В данной же статье хочется рассмотреть различные конкурсы в лагере для детей: веселые, подвижные, но самое главное - обучающие.

Конкурс «Кто лучше умеет считать»

Первая шуточная игра-конкурс расскажет о том, какая команда умеет лучше считать. Для этого надо создать две группы детей, в которых будет по 8 человек. Ребята выстраиваются в шеренгу, а на спину им прикрепляются номерки от 1 до 8, вразброс. Дети не знают, какой номер у них на спине, но могут видеть номер впереди стоящего игрока. Суть конкурса: как можно скорее выстроиться так, чтобы счет был верным.

Конкурс «Художник, или Как курица лапой»

Можно использовать также творческие конкурсы в лагере для детей. Вот, к примеру, отличный конкурс, который поможет раскрыть в ребенке нестандартного художника. Для этого с каждого отряда нужно взять по одному человеку. Суть игры: надо при помощи карандаша и ноги (не руки!) нарисовать рисунок (одинаковый для всех). К примеру, дом или цветок. У кого получится лучше, тот и выиграл.

Конкурс «Крокодил»

Нужно также помнить и о том, что конкурсы в лагере для детей должны быть еще и очень веселыми. Так почему бы не поиграть с детками в старого доброго «Крокодила»? Для этого нужно выбрать одного человека, который будет ведущим. Детки из разных команд садятся перед главным игроком и пытаются угадать, что тот показывает. При этом ведущий не должен использовать слов или же иных звуковых подсказок. Побеждает та команда, которая за весь конкурс наберет больше очков. Каждое угадывание члена команды - 1 балл.

Конкурс «Поварята»

Также надо помнить, что конкурсы в лагере для детей должны ребят еще и учить чему-то полезному. Именно таким и является этот конкурс. Для него дети делятся на две команды, одна из которых «варит» суп, другая - компот. То есть участники по очереди должны называть овощи или фрукты. И так, пока одна команда не будет знать, что сказать. Как вариант, это может быть конкурс капитанов, где называть овощи и фрукты будет не целая команда, а только лишь один человек.

В поиске сокровищ

Подбирая интересные конкурсы для детей в лагере, нужно не забыть организовать ребятам игру, который называется «В поиске сокровищ». Для этого надо на определенной местности спрятать клад и развесить подсказки, которые должны помогать игрокам двигаться вперед. В результате победителем становится та команда, которая раньше остальных нашла клад. Внимание: данный конкурс предполагает наличие также и взрослых. Ведь лучше всего сокровища спрятать где-то в лесу.

Животные

Какие еще бывают конкурсы для детей в лагере? Веселые! Так, можно просто подурачиться. Для этого ребята делятся на две команды. Игроки одной - мяукают, другой - хрюкают. Далее всем завязывают глаза, дети перемешиваются между собой. Цель игры: с закрытыми глазами найти всех членов своей команды, взявшись в результате за руки по цепочке.

Конкурс на внимательность

Это индивидуальный конкурс. То есть тут играет каждый сам за себя. Хотя в результате победитель также может представлять и всю команду. Так, все дети становятся в ряд. Когда ведущий говорит «море» - все должны прыгнуть вперед, «суша» - назад. Также ведущий может говорить «вода», «речка», «озеро» и так далее, то есть все, что относится к воде. И так же с сушей. Вариации: «берег», «земля», «песок». Те из детей, которые неправильно прыгнут, выбывают из игры. Остаться должен один человек, который и принесет выигрышный бал своей команде.

Портрет

Нередко бывает и так, что приходится некоторое время проводить в здании. Для этого нужно иметь про запас различные конкурсы для детей, в лагере в помещении которые можно провести без особого затруднения. Отличный конкурс в таком случае - на умение рисовать. Так, каждый игрок выбирает себе «жертву», то есть того человека, которого он рисует (из присутствующих). Далее же все остальные участники должны угадать, кто же изображен на портрете. Побеждает тот, чей рисунок узнает больше людей.

Приз

Рассматриваем далее конкурсы и игры для детей в лагере. Так, можно попросить детей поскорее достать приз. То есть на ящик или шкаф вешается большой амбарный замок. Детям же вручается связка ключей, среди которых как можно скорее надо найти нужный. Если нет возможности спрятать что-то интересное, надо просто попросить детей подобрать к замку ключик.

Юные скульпторы

Существуют еще и очень веселые конкурсы в летнем лагере для детей. К примеру, всем деткам точно понравится игра «Скульптор». Реквизит тут простые: шарики и скотч. Из надутых шаров нужно склеить мужчину или женщину так, чтобы максимально было похоже на оригинал. Далее же придется объяснить свое творение, так что самое веселое будет еще впереди.

Спортивный конкурс «Морской»

Играть в эту игру можно и в спортзале, что, к слову, будет даже лучше. Тут - каждый сам за себя. Выбирается адмирал, то есть главнокомандующий корабля. Он будет отдавать приказы, которым игроки должны подчиняться.

  • «Правый борт!» - все детки бегут к правой стене.
  • «Левый борт!» - ребята бегут к левой стене.
  • «Корма» - дети отправляются к задней стенке.
  • «Нос» - к передней.
  • «Поднять паруса!» После этой команды все должны тут же остановиться и поднять вверх руки.
  • «Драить палубу!» В данном случае все дети делают вид, что моют пол.
  • «Пушечное ядро!» После этой команды все дети приседают.
  • «Адмирал на борту!» В данном случае дети должны замереть и «отдать честь» главнокомандующему.

Из игры выходит тот человек, который неправильно выполнил команду или же последним прибежал к стене. И так пока не останется один или несколько игроков.

Завалить мамонта

Существуют еще и очень веселые и при этом спортивные конкурсы для детей в лагере. Данная же игра подойдет, скорее, младшим отрядам. Для этого нужно представить, что вся команда - это племя. Вожатый же выбирает мамонта, то есть того, кого нужно завалить на ближайшую кровать или мат. Победителей в принципе быть не может. Но можно попробовать засекать время, сколько тот или иной мамонт продержится.

Игра на меткость

Выбирать нужно те игры, конкурсы для детей в летнем лагере, которые малышам очень и очень нравятся. Так, ребята любят следующую забаву, которая еще и развивает меткость. Для этого на стульчик нужно поставить тарелку с песком или мукой. Все детки по очереди должны бросать туда, находясь на определенном расстоянии, монетку или крышку от бутылки. Побеждает та команда, в чьей миске окажется больше предметов.

Игры на бумаге

Если нет возможности отправиться на улицу и даже в спортзал, можно занять себя весьма веселой и простой игрой. Для этого всем участникам раздается по листику бумаги и ручке. Выбирается одно длинное слово, из которого участникам нужно сложить много маленьких. Победителей тут может быть двое. Один - кто сложил наибольшее количество слов. Другой - кто из длинного слова сложил наиболее длинное.

Также можно поиграть в старый добрый «Морской бой».

Если очень скучно

Какие еще могут быть конкурсы для детей в лагере дневного пребывания? Почему бы не начинать день с хорошего настроения? Для этого все детки садятся в ряд, и каждый своему товарищу говорит комплимент или желает чего-то хорошего. При этом также можно скорчить смешную рожицу.

Сделай мумию

Деткам также очень нравится игра-конкурс, цель которой - из человека сделать мумию при помощи туалетной бумаги. То есть нужно так обмотать игрока, чтобы он максимально был на нее похож. Побеждает тот, чья мумия больше понравится залу.

В качестве небольшого вывода хочется сказать, что, подбирая игры, викторины, конкурсы для детей в лагере, нужно учитывать не только возраст малышей, но еще и их интересы. Ведь с разными детками нужно работать совершенно по-разному. Кому-то больше нужно спортивных конкурсов, кому-то - веселых, а кому-то - интеллектуальных.

Летние подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День и ночь

Цель игры

Ход игры : все игроки делятся на 2 команды. Одни — команда Ночи, другие — команда Дня. На игровой площадке проводятся две линии. Каждая команда выстраивается у своей линии. По команде ведущего «Ночь!» — команда Ночи ловит игроков другой команды и забирает их к себе. По команде «День!» — право ловить переходит к другой команде. Выигрывает та команда, которая к концу игры будет больше.

Особые замечания : осаленные игроки переходят в команду соперника.

Гном и дети

Цель игры : развитие коммуникативных и творческих способностей, образного мышления.

Ход игры : все игроки — дети. Один игрок — «гном». Дети отходят от «гнома» и договариваются, что они ему будут показывать так, чтобы он не услышал. Потом подходят к «гному» и говорят:

— Здравствуй, Гном!

У тебя красивый дом,

Большая белая борода.

В гости мы пришли сюда!

— Здравствуйте, дети!

Где вы бывали-гуляли?

Что делали-видали?

— А мы тебе не скажем,

Мы тебе покажем!

После этих слов дети делают те движения, о которых договорились заранее. Когда «гном» отгадывает, он пытается поймать кого-то из детей, чтобы забрать к себе в подземное царство. Дети разбегаются.

Особые замечания : «гном» выбирает себе на замену самого ловкого и быстрого, по его мнению, игрока.

Карусель

Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей.

Ход игры : игроки становятся парами, лицом к центру, образовав 2 круга.

Расположение детей в кругах

Стоящие во внутреннем кругу берутся за руки; стоящие во внешнем кругу делают один шаг влево для того, чтобы каждый ребенок стоял напротив соединенных рук игроков внутреннего круга.

Игра начинается со слов ведущего:

— Вот на площади веселье.

При этих словах игроки, стоящие во внутреннем кругу, подняв соединенные руки вверх, отходят на 4 шага назад, а игроки внешнего круга проходят под руками к центру, тоже делая 4 шага. Ведущий продолжает:

— Запестрели карусели.

Все игроки при этих словах, делая 4 шага, возвращаются на свои места. Дети, стоящие во внутреннем кругу, берутся за руки и поднимают их вверх, пропуская под руками игроков, стоящих в наружном кругу.

И народ жужжит, как шмель,

Ах, какая карусель!

Все игроки повторяют предыдущие движения. После этого дети, стоящие в наружном кругу, поворачиваются направо и вытягивают правые руки в стороны, а левые руки кладут на правые руки игроков, стоящих во внутреннем кругу. Игроки внутреннего круга крепко держатся за руки.

После этого оба круга двигаются сначала медленно, а потом все быстрее под слова ведущего:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Все игроки двигаются по кругу. Ведущий говорит:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Игроки замедляют бег и начинают идти медленно на соответствующие слова ведущего:

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Карусель останавливается. Дети меняются местами: игроки наружного круга образуют внутренний круг и берутся за руки; игроки внутреннего круга становятся в наружный и опускают руки.

Особые замечания : слова могут произносить хором все игроки.

Цветочный сад

Цель игры: развитие внимания и двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : каждый игрок выбирает себе название какого-нибудь цветка: роза, тюльпан, маргаритка, гвоздика и т. д. У каждого игрока — свой цветок. Начинает игру «роза». Она называет любой цветок, например тюльпан. «Тюльпан» убегает от «розы». Когда «роза» его настигает, он должен успеть назвать другой цветок, и тот теперь убегает от «тюльпана».

Особые замечания : пойманный игрок меняет название своего цветка и возвращается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Пчелки в саду

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : игроки, взявшись за руки, встают в круг лицом к центру -— это «деревья». 4—6 игроков образуют внутри большого круга маленький круг — это «пчелки» в саду. Они тоже стоят лицом к центру. Одновременно все игроки произносят слова:

Кто в саду? Кто в саду?

Пчелка в розовом саду.

При этом дети-«деревья», стоящие в большом кругу, идут в одну сторону, а «пчелки» — в другую. Все говорят:

— Ползай, пчелка, с веточки на ветку, с веточки на ветку, с листика на листик.

Наружный круг останавливается, дети поднимают вверх сцепленные руки. «Пчелки», стоящие в маленьком кругу, расцепляют руки и идут змейкой в воротца, т. е. под поднятыми руками игроков-«деревьев» из наружного круга. По окончании слов каждая «пчелка» становится за одним из «деревьев». Они меняются местами, и игра продолжается.

Особые замечания: дети должны идти ровной змейкой и останавливаться только по окончании слов.

Цветы и звери

Цель игры : развитие двигательных и познавательных способностей.

Ход игры : в центре игровой площадки на расстоянии 2 м друг от друга проводятся две линии, а за ними на расстоянии 15 м — еще две. Игроки делятся на две команды —. «цветы» и «зверята», каждый игрок выбирает себе соответствующее названию команды имя. Дети встают перед внутренними линиями лицом друг к другу. Игру начинают «цветы». «Здравствуйте, зверята!» — говорят они. «Здравствуйте, цветы!» — отвечают «зверята». «Зверята, зверята, угадайте наши имена!» — говорят «цветы». «Зверята» начинают перечислять названия цветов. Как только они угадывают, «цветы» убегают за вторую линию, а «зверята» пытаются их поймать.

Особые замечания : когда большинство игроков из команды «цветов» будет поймано, игра начинается заново, только теперь угадывают «цветы».

Продавцы цветов

Цель игры : развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Часть детей изображают цветы. Они садятся по кругу на некотором расстоянии друг от друга. Другая часть детей — продавцы цветов. Они встают каждый за своим цветком. Выбирается водящий — покупатель. Он подходит к одному из «продавцов» и начинает разговор:

— Эй, дружок, продай цветок!

-— Покупай!

— Сколько денег дать тебе?

— Три отдай!

«Покупатель» 3 раза (или столько, сколько назвал «продавец», но не больше 5) касается рукой «продавца» цветка, и они начинают бежать по кругу в разные стороны. Круг обегают столько раз, сколько назвал «продавец». Кто быстрее добежит до свободного места, тот становится «продавцом», второй игрок — «покупателем».

Особые замечания: бежать можно только по кругу, не пересекая его. «Покупатель» начинает бег в любом направлении, а «хозяин» цветка — в противоположном ему.

Кузнечики-попрыгунчики

Цель игры : развитие двигательных способностей.

Атрибуты : повязки на глаза.

Ход игры : на игровой площадке проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 0,5 м друг от друга — это ров. Все игроки — «кузнечики», они делятся на 2 команды, которым надо перепрыгнуть через ров, не свалившись в воду. В начале игры все «кузнечики» встают по обе стороны рва на расстоянии 5 шагов от него. Игрокам завязываются глаза. Сказав слова: «Если хочешь быть здоров, прыгай с нами через ров!», они по очереди — один игрок -«кузнечик» от первой команды, потом игрок-«кузнечик» от второй команды — прыгают через ров.

Особые замечания : выигрывает та команда «кузнечиков», в которой больше детей смогло перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

Дедушка-садовник и дети

Цель игры : развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей, образного мышления.

Ход игры : игроки делятся на 2 команды и выстраиваются в шеренги, во главе одной стоит «дедушка-садовник», а другой — капитан команды детей. Капитан обращается к «деду-садовнику»: «Дедушка, дедушка, виноград поспел?» — «Поспеть-то поспел, да не для вас!» — «А что надо сделать, чтобы ты и нас угостил?» — «Приезжайте на поезде!» Команда детей, возглавляемая капитаном, держась за руки, изображает звуками и движениями поезд. Все они проходят под руками «садовника» и ближайшего к нему игрока из его команды.

Последний игрок, не отпуская руки «садовника», пропускает всех детей, а сам вслед за ними поворачивается, его руки перекрещиваются спереди.

Во второй раз «садовник» просит, чтобы гости приехали с песней, прискакали на лошадях, пришли строем и т. д. Каждый раз игроки команды «садовника» поворачиваются так, что их руки перекрещиваются. Так продолжается до тех пор, пока обе группы не окажутся выстроившимися в ряд с перекрещенными руками. Тогда «дед-садовник» предлагает взяться за работу. Он говорит: «Надо чистить лук. Плачьте!». Дети изображают, что плачут от лука. «Теперь смейтесь!» — приказывает «дед». Дети смеются. «А теперь ешьте виноград!» — разрешает «дед», и дети изображают, как они едят виноград.

В конце игры дети начинают тянуть друг друга за руки в противоположные стороны. Выигрывает та команда, где осталось больше детей, взявшихся за руки.

Особые замечания : в течение всей игры нельзя опускать руки и выходить из ряда. На вопросы следует отвечать дружно и выполнять задания вместе.

Казаки - разбойники

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей.

Атрибуты: черные банданы, несколько цветных ленточек.

Ход игры: игру рекомендуется проводить на открытых площадках, желательно на лесных опушках или полянах. Игроки делятся на 2 команды — «казаков» и «разбойников». В определенном месте находится застава «казаков». «Разбойники» повязывают банданы, берут цветные ленточки и убегают. «Казаки» через определенное время уходят на ловлю «разбойников». «Разбойники», убегая, цветными ленточками, завязанными на кустах или деревьях, помечают свой путь. «Казаки» ловят «разбойников» и приводят их на свою заставу. Игра продолжается, пока все или большинство «разбойников» не будет переловлено.

Особые замечания: с пойманных разбойников снимают банданы.

Король и его подданные

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, создание хорошего эмоционального настроя.

Ход игры: на игровой площадке проводятся две параллельные черты на расстоянии 20 шагов одна от другой. Один из играющих — «король», все остальные — его «подданные». «Король» встает за одной чертой, «подданные» — за другой. Идет разговор:

— Здравствуй, великий король!

— Здравствуйте, люди! Вы кто?

— Мы Ваши подданные!

— Что вы умеете делать?

— Любую работу.

Игроки изображают какую-нибудь работу, о которой договорились заранее (например, показывают, как они шьют одежду или колют дрова и т. д.). Если «король» угадает то, что делают его «подданные», игроки убегают, а «король» пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится близким помощником «короля». Игра продолжается до тех пор, пока все «подданные» не будут пойманы.

Особые замечания: «подданные» убегают только после того, как «король» угадает работу, которую они выполняют. Все проигравшие переходят на сторону «короля».

Пастух, волк и овцы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, создание положительного эмоционального настроя.

Ход игры: игроки выбирают «пастуха» и «вол ка». Все остальные — «овцы». У «волка» дом в лесу, а у «овец» — два дома на противоположных концах площадки. «Овцы» кричат:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Попастись на воле!

«Пастух» выгоняет «овец» на луг. Они ходят, щиплют травку, бегают, резвятся. Вдруг «пастух» кричит: «Волк!». Все «овцы» разбегаются по своим домам, а «волк» пытается кого-нибудь поймать. «Пастух» старается спасти «овец», загоняя их в дома.

«Овца», которую поймал «волк», остается в его логове, а игра продолжается.

Особые замечания: «овцы» должны бежать в свой дом. «Пастух» не может толкать «волка», а только отгонять его руками. «Волк» берет пойманную «овечку» за руку и ведет в свое логово.

Белки и медведь

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, быстроты реакции.

Ход игры : все игроки — «белки», один — «медведь». По краям площадки обозначают 2 дома. По площадке расставляют 2—3 стула или игровые тумбы. «Белки» выбегают из своих домиков и резвятся по всей игровой площадке. «Медведь» старается осалить их. Во время игры «белки» могут забегать в свои домики или залезать на тумбы- «деревья», где «медведь» не может их достать.

Особые замечания : если «медведь» осалил кого-то из белок, то та становится «медведем», а «медведь» занимает свое место среди «белок».

Медведи и лапти

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, быстроты реакции.

Атрибуты : 6 пар лаптей.

Ход игры : лапти ставят по кругу. 7 игроков-«медведей» под музыку двигаются по кругу.

Фрагмент игры

По сигналу ведущего музыка останавливается, и игроки как можно быстрее надевают на себя лапти. Игрок, которому лаптей не досталось, выбывает из игры. Затем одна пара лаптей убирается, и игра продолжается.

Особые замечания : игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться под музыку игроки должны по кругу за лаптями, изображая медведей.

Медведи и мяч

Цель игры : развитие двигательных способностей, ловкости и быстроты реакции.

Атрибуты : резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: на игровой площадке вычерчивается круг, в который встают участники игры — «медведи». Водящий — «охотник» — бросает мяч со словами: «Медведи, мяч!» После команды игроки убегают как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а «охотник», не сходя с места, бросает мяч в того «медведя», который стоит ближе всех к нему. «Медведь», в которого попал мяч, становится «охотником». Если же «охотник» промахивается, то остается водящим, возвращается в центр круга, бросает мяч вверх — игра продолжается.

Интересные, простые и короткие игры для летнего отдыха детей.

Игры-пятиминутки

На первый взгляд кажется, что эти игры малозначительны и не серьезны. На самом деле данный блок игр очень интересен и важен в организации детского отдыха. На улице дождь. Скучно. Что делать? И тут на помощь приходят игры-пятиминутки, которые могут затянуться и на более продолжительное время.

Ха-ха-ха

Дети встают в круг. Один из них говорит «ха». Второй должен сказать «ха-ха», третий — «ха-ха-ха» и так далее по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.

Птичка, пискни

Все садятся в круг, а один участник встает внутри круга с завязанными глазами. Он идет по кругу и садится к кому-нибудь на колени. Тот, к которому сели на колени, должен произнести звук (пискнуть), а севший на колени — угадать, кто это.

Люди — к людям

После слов ведущего: «Люди — к людям», играющие распределяются по парам и затем выполняют все команды ведущего, например: «Ухо — к плечу», «Правая нога — к левой руке» и т. п.

Как только ведущий вновь скажет: «Люди — к людям», игроки должны перераспределиться по новым парам. Цель ведущего — найти себе пару. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

Зеркало

Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается «зеркалом» и становится лицом к колонне.

Его задача — объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто или что отражается в зеркале. Далее зеркалом становится тот, кто угадывал «отражение», а изображавший зеркало переходит в конец колонны.

Шли по роще

Всем играющим присваиваются номера. Номер 1 начинает: «Шли по улице 4 крокодила». Номер 4: «А почему 4?». Номер 1: «А сколько?». Номер 4: «А 8». Номер 8: «А почему 8?» и т. д. Тот, кто замешкается или ошибется, отдает фант. Игра начинается снова. Затем все фанты разыгрываются.

Интервью по кругу

Вожатый (педагог) бросает мяч одному из участников, называя его имя. Поймавший мяч должен ответить на вопрос вожатого и бросить мяч другому игроку, назвав его имя и задав уже свой вопрос. Вопросы должны быть короткими и доброжелательными. Если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: «Нет ответа», и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли отвечающего побывали все участники.

Телепаты (игра-шутка)

Ведущие приглашают поучаствовать 3-4 человек. Участники выходят за дверь и называют первому ведущему любое слово. Всем остальным второй ведущий в это время называет ключевое слово, то, которое предстоит угадывать «телепатам», после которого первый ведущий назовет слово, которое загадал участник. Каждый раз слова нужно менять. В конце игры рассказать, в чем подвох.

Расскажи сказку

Ребята сидят в кругу. Ведущий произносит первую фразу, первое предложение, которое является началом сказки. Следующий участник говорит следующее предложение, логично продолжая начатое повествование. В результате должна получиться единая сказочная история. Почему сказочная? Потому что события могут быть нереальными, волшебными.

Коленочки

Играющие сидят вплотную. Левая рука каждого участника лежит на правой коленке соседа, а правая — на левой коленке соседа справа. Если круг не замкнут, то первый и последний кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или просто поднял руку, то он убирает «ошибившуюся» руку за спину. Для повышения интереса нужно держать высокий темп в игре.

Веселый бегемот

Участники выстраиваются зигзагом, во главе становится ведущий. За ним все повторяют движения и слова: «Бегемотик бежал-бежал, бегемотик шел-шел, беге- мотик сел, а затем решил лечь». С последними словами ведущий толкает сидящих игроков, и все падают.

Светофор

На красный —- молчим, на желтый — хлопаем, на зеленый — топаем. Ведущий старается запутать участников, называя цвета в произвольном порядке.

Напои меня водой

Двум участникам игры дают по стакану воды и столовую ложку, завязывают глаза, сажают на стулья и предлагают по команде поить друг друга водой из ложки. Выигрывает тот, кто таким образом опустошит стакан. Запрещается отворачиваться и мешать сопернику поить себя.

Колпак мой треугольный

Ребята, мы с вами споем песню, только каждое слово поочередно мы будем заменять различными движениями. Сначала разучим слова:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

А теперь на слово «колпак» — мы показываем рукой на голову, а само слово «колпак» не произносим.

Затем на слово «мой» ребята касаются рукой груди, а само слово не произносят. На слово «треугольный» ребята должны показать три пальца, вытянув руку вперед, а затем переводят ее на пояс.

Ребята, встаньте

Игра на внимание. Ведущий предлагает выполнять его команды только в том случае, если он произнесет обращение «ребята». Например: «Ребята, хлопните в ладоши», — все должны хлопнуть. «А теперь топните» — никто не должен двигаться, так как не было сказано обращение «ребята».

Перевертыш

Ведущий предлагает игру на внимание. На люоые его фразы играющие должны отвечать наоборот. Например, ведущий говорит: «Добрые», игроки — «Злые». Вот возможный текст игры. Ведущий: «Здравствуйте, ребята». Играющие: «До свидания». Ведущий: «Да, здравствуйте». Играющие: «Нет, до свидания». Ведущий: «Ну, хорошо, до свидания». Играющие: «Здравствуйте». Ведущий: «Ой, ребята, какие вы хорошие». Играющие: «Плохие». Ведущий: «Ну, плохие». Играющие: «Хорошие». Ведущий: «Вы же только что были плохими». Играющие: «Хорошими». Ведущий: «Ну ладно, ладно, хорошими». Играющие: «Плохими» и т. д.

Сердце красавицы

Ведущий предлагает всем вспомнить слова куплета песни: «Сердце красавицы склонно к измене и к перемене, как ветер мая». И предлагает спеть песню без слов всем залом. Слова заменяются по очереди. Слово «сердце» заменяем прикосновением рук к левой стороне груди. Исполняем песню, заменив первое слово на жест. После введения каждого жеста поем всю песню, пока не заменим все слова жестами. Вот что получится: Прикосновение рук к левой стороне груди — «сердце». Обводим руками контур своего лица — «красавицы». Делаем наклон корпусом — «склонно». Изображаем над головой рожки — «к измене». Все сидят нога на ногу и меняют ноги, опускают одну, закидывая другую, — «и к перемене». Дуют — «как ветер». Вытягивают ладонь с пятью пальцами — «мая».

Пою я бум

Ведущий просит повторять за ним слова и движения. «Пою я бум, чика-бум» — на первое слово — хлопок в ладоши, на второе хлопок по коленкам, потом движения повторяются. Слова.

Подвижные игры для летнего лагеря.

«Хитрая лиса»

Играть можно любой группой детей, но оптимальным количеством будет 6-10 человек. В начале игры дети стоят лицом в круг, убрав руки за спину.Взрослый или водящий из числа детей идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся водящий, тут же становится « хитрой лисой ».

После этого водящий выбирает одного из ребят и предлагает ему посмотреть на лица друзей и угадать, кто же является «хитрой лисой». Если этот игрок сразу не угадал, то все дети хором спрашивают:

Хитрая лиса, где ты?! »

и смотрят на лица друг друга, пытаясь угадать и найти плутовку.

Если лису угадали, то игра начинается сначала. Если лиса всё же сумела скрыться, то после трех заданных вопросов она отвечает:

Я тут!!!

и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. После 3 пойманных и осаленных детей игра заканчивается и всё начинается сначала.

Веселый паровозик

Отряд становится в круг. Вожатый предлагает выйти в центр мальчику и девочке - они будут водящими (веселыми паровозиками), а все ребята вокруг - вагончиками. Вожатый просит назвать водящих свои имена. По команде паровозики подбегают к любому вагончику и говорят: «Привет, я веселый паровозик, а ты кто?» «Вагончик» называет свое имя, например Денис, после чего водящий машет руками вправо и влево пять раз, произнося на каждое движение имя вагончика: «Денис, Денис, Денис!» Затем паровозик говорит: «Поехали со мной!» На что вагончик должен поднять и опустить правую руку, сказав при этом: «Ту-ту, ту-ту». После чего паровозик берет за руку вагончик, который теперь становится водящим, и они едут дальше знакомиться с ребятами. По окончании игры вожатый объявляет победителем тот веселый паровозик, который больше всех собрал вагончиков.

«Мазай»

Игроки (от 3 человек) заходят в воду. Для того, чтобы играть было удобно, нужен достаточно большой участок с глубиной примерно по грудь или чуть глубже. Очень желательно участие взрослого и обязательно его наблюдение за детьми в воде!

Вначале, как и в любых других салках, выбирается водящий . Как в обычных салках он должен догнать и осалить игроков. Но при этом действует одно существенное правило: если игрок нырнул и находится под водой, то и водящий должен нырнуть и осалить его под водой. Игрок, за которым гонится водящий, может убегать от него, уплывать и нырять. Кроме того, он может брызгаться в водящего. Но, конечно же, всем на время игры запрещается выбегать из воды на берег.

Кроме того, действуют обычные меры предосторожности для игр в воде: нельзя толкаться, топить и удерживать игроков под водой.

Осаленный водящим играющий становится водящим. Но салить бывшего водящего сразу он не может.

Сантики - Фантики - Лимпопо

Вожатый выбирает водящего и просит его выйти в центр, назвать громко свое имя (например, водящего зовут Петя). Затем вожатый просит Петю закрыть глаза и, чтоб тот не видел, молча выбирает второго водящего. Петя открывает глаза. Ребята начинают произносить одну и ту же фразу: «Сантики - Фантики - Лимпопо», при этом все немного приседают и делают движения руками, как будто они вкручивают фонарики. Второй водящий, о котором не знает Петя, но знают ребята, начинает придумывать новые движения - приседать, как на физкультуре, или прыгать, как мячик. Все остальные ребята повторяют действия за вторым водящим. Задача Пети - определить, за кем повторяет движения отряд, и показать, кто в круге заводила. Если ему это удается, то второй водящий выходит в центр, называет свое имя, закрывает глаза, а вожатый выбирает нового игрока, который будет задавать движения.

Тигр идёт

Вожатый объявляет водящего тигром и предлагает ему спрятаться в норку (выйти из круга). Когда тигр уходит, вожатый говорит отряду: «Мы пошли гулять на полянку». После этих слов все ребята изображают, как они гуляют по полянке - кувыркаются, собирают цветы, ловят бабочек. Когда веселье в полном разгаре, вожатый кричит: «Тигр идет!» Все ребята должны замереть и не двигаться. Появляется тигр. Он подходит к игрокам и своим рычанием пытается развеселить, заставить их двигаться. Трогать ребят тигру не разрешается. Ребята, которые начинают смеяться, шевелиться, выбывают из игры. А кто не сделает ни малейшего движения, объявляются победителями. Затем выбирается новый тигр.

Земля, вода, огонь, воздух

Очень забавная коллективная игра с мячом, развивает внимательность у детей.

Описание игры

Все игроки становятся в круг, в середину встает водящий. Водящий бросает мяч любому игроку, при этом произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь или воздух.

При слове "земля" тот, кому бросили мяч должен назвать какое либо животное, "вода" - какую либо рыбу, "воздух" - птицу, а при слове "огонь" - все машут руками. Игрок, который ошибся - выбывает.

Правила игры

  1. Все игроки становятся в круг, в середину встает водящий.
  2. Водящий бросает мяч любому игроку, при этом произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь или воздух.
  3. При слове земля тот, кому бросили мяч должен назвать какое либо животное, вода - какую либо рыбу, воздух - птицу, а при слове огонь - все машут руками.
  4. Игрок, который ошибся - выбывает.

Карлики и великаны

Ведущий объясняет игрокам правила игры.

Когда он произносит слово "карлики" - все должны присесть, потому что карлики маленькие. Произносить это слово он должен тоненьким голосом.

Когда он произносит слово "великаны", грубым голосом, все должны встать и поднять руки вверх.

Ведущий объявляет: "Ребята, запомните, правильные команды - это "карлики" и "великаны". На остальные команды вы не должны реагировать". И произносит вышеупомянутые команды, а еще "Встаньте", "Сядьте", "Поднимите руки вверх", все вперемешку. Те, кто выполняет неправильные команды, выбывают. Побеждает тот, кто допустит меньше всех ошибок.

« Штандер-Стоп»

С помощью считалочки выбирается водящий , остальные игроки образуют круг . Центр круга желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.

Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.

Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или просто «Стоп!» . После этого все игроки замирают , и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, осаленый игрок становится новым водящим, если он ни в кого не попал, он водит снова.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Правильно организованные подвижные игры благоприятно отража­ются на состоянии и самочувствии учеников; они продуктивнее зани­маются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших пере­менах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или кого-то из учащихся. Как правило, во всех играх дети участвуют доб­ровольно, по желанию. Для игр старших и младших школьников лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить одновременно несколь­ко игр, что дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во вре­мя перемены, должна отвечать следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой де­тям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности учащихся; быть интересной. Необходимо поощрять стремление детей, к самостоятельным играм.

Игры для I - IV классов (рис. 99)

1. «Воробьи» и «вороны»

На земле чертят 4 параллельные линии: две средние - на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайние - на расстоянии 10-15 м от них. Играющие (20-50 человек) разбиваются на 2 команды и распола­гаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги - «воробьи», игроки другой - «вороны».

Преподаватель называет одну из команд - например, «воробьи». При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игро­ков другой команды - «ворон». Ловить можно только тех, кто не добе­жал до своей крайней линии. По свистку преподавателя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманных игроков «берут в плен», то есть они переходят в команду соперников.

Преподаватель называет то одну, то другую команды в любом по­рядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а после­дний - отрывисто: «во-о-о-ро-о-ны», «во-о-о-ро-о-бьи». До тех пор, пока руководитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.

2. Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место, начертив вокруг своих ступней на земле небольшой кружок.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре дол­жен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пус­тующее место.

3. Передача мяча

Играющие делятся на 2 или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю за ней. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде. Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также про­катывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другой.

4. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться места­ми, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

5. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка; остальные-овец. Игрок, изображающий волка, становится в несколь­ких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавате­ля «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опас­ную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назна­чает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

6. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы ска­калку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

7. Кто раньше

Играющие делятся на 3 команды и становятся в колонну по одному у намеченной черты. Головные игроки держат в руках флажки. На рас­стоянии 30 м от черты против каждой колонны чертят круг диаметром 1 м. В круг ставят 4 булавы (или других предмета). По сигналу голов­ные игроки бегут к булавам , кладут их на землю и, возвращаясь к своей команде, передают флажок второму игроку. Тот вновь ставит булавы и, вернувшись, передает. флажок следующему игроку, и т. д. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Игры для V - VII классов (рис. 100)

1. Погоня по кругу

Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде препода­вателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади

одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом рань­ше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они ме­няются местами, и погоня продолжается -до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водя­щим.

2. Рыбная ловля

Для проведения игры размечается прямоугольная площадка раз­мерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника рас­полагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки (рис. вверху). По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертыва­ясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки» (рис. вни­зу). «Рыбам» разрешается разрывать цепь; при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух но-

вых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «ры­баки».

3. На одной ноге по кругу

Играющие делятся на 2 команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обе­гают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и. т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

4. Встречная эстафета

В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчиты­ваются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на 2 группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одно­му на расстоянии 30-40 м: на одной стороне - четные номера, на другой - нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т. д. Бег можно начинать толь­ко после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончив­шая эстафету.

5. Перебрасывание мяча

На площадке размечают квадрат 25 х 25 м или 30 х 30 м. В центре квадрата чертят круг диаметром 3 м. Играющие (20-40 человек) делят­ся на 4 команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу на одной из сторон квадрата (лицом к центру). Первые игроки (правофланговые) каждой команды становятся в круг (лицом к своей команде), дер­зка в руках по мячу. По сигналу преподавателя каждый из них бросает мяч игроку своей команды, стоящему с правой стороны. Как только тот поймает мяч, игрок из круга бежит к своей команде и становится в шеренгу с левой стороны. Игрок, поймавший мяч, бежит в круг и бро­сает оттуда мяч следующему игроку своей команды (стоящему спра­ва) и т. д. Выигрывает та команда, в которой первый игрок быстрее вернется в круг.

Если мяч не доброшен до игрока, бросавший поднимает его и, встав в круг, бросает вторично.

Если мяч не пойман, то за ним бежит игрок, не поймавший его.

Игры для VIII - IX классов (рис. 101)

1. Туда и сюда

Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоя­нии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигна­лу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т. д.

Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавлива­ясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается побе­дителем.

2. Перетягивание на свою сторону

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сиг­налу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего на­против соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин.

Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.

3. Вытолкни из круга

На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, тол­кая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запреща­ется). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.

4. Эстафета

Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией стар­та. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

5. Эстафета с городками

Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному (на расстоянии большого шага друг от друга). В руках у первых игроков по 2 городка. По сигналу преподавателя они поворачивают туловище направо (не отрывая ступней) и передают левой рукой горо­док сзади стоящему игроку. Затем, поворачиваясь налево, передают ему правой рукой другой городок. Вторые игроки, получив городки, передают их дальше таким же образом. Последний игрок, получив го­родки, обегает по очереди («змейкой») каждого игрока своей команды и, встав в голову колонны, снова передает городки назад, и т. д. По­беждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры для X - XI классов (рис. 102)

1. Последовательная эстафета

В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 от­резка: три по 10 м и четвертый -5м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафе­ту, вторые - третьим и т. д.

После передачи эстафеты первые - четвертые номера поворачи­ваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эста­фету.

2. Чехарда

Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колон­ны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений, указанных на рисунке. По сигналу преподавателя второй номер каж­дой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он, в свою очередь, перепрыгивает через всех, стоящих в колонне,

возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер кото­рой быстрее закончит игру.

3. Круговая эстафета

На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т. д.).

Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в заданном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам стано­вится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обе­гает круг и т. д. Последний игрок обегает круг и передает флажок пре­подавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.

4. Перетяни канат

Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внут­ри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание - марш!» все бегут к центру пло­щадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.

Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.