Формирование структуры предложения у детей с зпр. Стоит ли верить легенде о лебединой верности

Формирование структуры предложения у детей с зпр. Стоит ли верить легенде о лебединой верности

Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди»

2 класс

Цели:

1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.

2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.

3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.

4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.

5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА:

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?

Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)

Какой текст получится по этим картинкам? Почему?

Проверим, согласен ли с вами компьютер…

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.

Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)

Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)

Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)

Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)

А что нам поможет определить последовательность? (картинки)

Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)

Составьте текст (у себя на парте).

Проверим. (По слайдам)

Прочитай 1 часть.

Прочитай 2 часть.

Прочитай 3 часть.

Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

Кто заметил ошибки? Исправьте.

Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)

Положите пустую полоску в конец.

Как будет называться эта часть текста? (заключительная)

А какие части уже есть? (вводная и основная)

Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).

3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)

Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)

Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).

Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)

Как можно назвать этот рассказ?

    Помощь лебедям (птицам)

    Как спасли птиц (лебедей)

    Спасение лебедей (птиц)

Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

Что вызвало затруднение?

Что понравилось?

Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;






Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения


«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.


Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»


Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.


Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

















II этап. 4.«Существительное +глагол + существительное + существительное» - «Мама гладит платье утюгом». 5. «Существительное +глагол + существительное + предлог + существительное» - «Мальчик ловит рыбу в реке». 6. «Существительное + глагол + наречие» – «Солнце светит ярко». 7. «Существительное + глагол + прилагательное + существительное» – «Таня купила красивую открытку». 8. «Существительное + глагол + предлог + существительное + прилагательное + существительное» – «Таня повязала на шею новую косынку». 9. «Существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Цветы распустились на весеннем лугу». 10. «Прилагательное + существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Красивые цветы распустились на весеннем лугу».


III этап. С противительным союзом «а – но» 11. «Существительное + глагол «а» существительное + глагол» «Света читает, а Катя рисует». 12. «Существит. + прилагательное «но» существит. + прилагательное» «Яблоко сладкое, но виноград слаще». С однородными членами 13. «Существительное + существительное +глагол» «Яблоки, сливы, груши, растут……» 14. «Существительное +глагол + глагол» «Собака лает, грызет…..» 15. С придаточными союзами «если», «когда», «потому что» «Я беру с собой зонтик, когда на улице начинается дождь». «Я пойду в магазин, если мама меня возьмет с собой».

В рамках развивающего обучения необходимо уделять пристальное внимание развитию письменной речи учащихся. Этому способствуют уроки развития речи разных видов:

  1. Cоставление рассказа по картинке и записью предложений.
  2. Письменные ответы на вопросы к прочитанному тексту
  3. Составление рассказов по картинкам и соотнесение его с авторским текстом. Сравнение текстов.
  4. Продолжение текста.
  5. Составление рассказа по картинке и готовому плану.
  6. Составление рассказа по картинке на заданную тему.
  7. Работа с деформированным текстом по картинке.

Уже во 2 классе (1-4) дети учатся восстанавливать деформированные тексты с их продолжением.

Вашему вниманию предлагается пример такого урока.

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

Цели:

  1. Учить устанавливать последовательность частей в тексте и продолжать его с учетом развития действия.
  2. Учить употреблять красную строку при записи текста.
  3. Развивать коммуникативные навыки общения при работе в паре, группе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Ход урока

1. Присоединение.

Я рада видеть Вас и наших гостей сегодня на уроке. Мы поговорим об очень важных вещах в жизни человека. Об его отношении к тому, что нас окружает.

2. Введение в тему. Работа в группе, паре.

На столах конверты, в них словосочетания. Попробуйте из них составить предложение. И объясните, что, по вашему мнению, это значит.

1 Вариант. Охранять Родину значит охранять природу.

2 Вариант. Охранять природу значит охранять Родину.

Какое предложение вы составили?

Что оно означает по вашему мнению?

А у кого другое предложение?

Ребята, все вы объяснили правильно. Эти слова о природе и Родине были сказаны замечательным писателем М.М.Пришвиным.

Вывешивается портрет и слова:

Эти слова были обращены к детям человеком, который любил природу, умел просто и увлекательно рассказать об этом.

3. Ресурсный круг.

Что, значит, любить природу?

Как проявляется любовь к природе у настоящего человека?

Обобщение: Важно не говорить о любви к природе, а поступками доказывать свое отношение. Делать добро.

Об одном из таких добрых дел мы сегодня с вами узнаем.

4. Работа с текстом и картинками. (Т.Г.Рамзаева Русский Язык 2 класс)

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Рассмотрите картинки.

О ком рассказали картинки

Подберите к каждой картинке предложения из текста

1. Прочитайте весь текст

2. Определите, какая часть относится к каждой картинке

3. Прочитайте предложения к 1,2,3 картинке

4. прочитайте весь текст

5. Озаглавьте его

Как можно продолжить рассказ?

Еще раз посмотрите на 3 картинку

Как стали жить птицы? Что для них делал Вася?

Посмотрите на лебедей. Они боятся людей? Они доверчивы.

Они с Васей.

Такая забота о птицах помогла вылечить больное крыло. Быстро ли наступило выздоровление?

Могли ли птицы остаться у людей?

(Да, но они )

(обращение к словам М.Пришвина)

Жалко Васе было расставаться с птицами?

Какие люди дядя Миша и Вася?

Какие качества есть у этих людей?

5. Самостоятельная работа.

Запишите 4 часть текста. Используйте опорные слова на доске.

6. Итог урока.

Прочитайте 4 часть текста.

А закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

На память дарю лебедей детям и гостям. Дети приклеивают лебедей в тетрадь и раскрашивают их.

Cлайд 1

Cлайд 2

Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:

Cлайд 3

Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;

Cлайд 4

вопрос взрослого: - «Что дети собирали в лесу?». - «Дети собирали в лесу малину». -«Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». (Ошибки: «дети делали – они собирали в лесу малину»).

Cлайд 5

составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему: Например: «Кошка лакает молоко». «Собака грызет кость». «Лошадь жует сено».

Cлайд 6

Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения

Cлайд 7

«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Cлайд 8

Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»

Cлайд 9

Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.

Cлайд 10

Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

Cлайд 11

Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты: Мальчик дала девочке гриба. Медведь спит под берлогой.

Cлайд 12

По теме, заданной взрослым «Одежда» У меня новая одежда. Мама постирала мою одежду. Папа пришёл с работы в грязной одежде. Одежда продается в магазине. Одежду шьют на фабрике. По предмету или предметной картинке III. Творческие упражнения

Cлайд 13

По опорным словам или картинкам В машине везут бегемота. Бегемот не влез в машину. Камаз едет за бегемотом. Бегемот похож на большой Камаз. Бегемот меньше, чем Камаз.

Cлайд 14

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению: «Золотые руки» У моей мамы золотые руки. Мне сказали, что у меня золотые руки. Золотые руки у людей, которые всё умеют делать.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Модели предложений I этап. «Существительное +глагол» – «Мама гладит». «Папа читает».

Cлайд 18