Игры для изучения китайского языка детей. Активные методы обучения, ролевые имитационные игры на уроках китайского языка

Игры для изучения китайского языка детей. Активные методы обучения, ролевые имитационные игры на уроках китайского языка

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

для УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КИТАЙСКИЙ язык

«СОКРОВИЩА КИТАЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЖФ»

Дидактические игры на уроках иностранного языка несут преимущественно познавательную нагрузку. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает ученикам начальной школы заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Использование учителем дидактических игр способствует объединению детей для выполнения новой учебной задачи и для закрепления пройденного на уроке материала.

Цель игры - проверить пройденный на уроках китайского языка материал.

Задачи игры:

Закрепить пройденный материал;

Способствовать сотрудничеству учеников и общению со сверстниками (работа в команде);

Научить работать по правилам, установленным учителем;

Помочь учителю определить наличие трудностей у детей в освоении материала;

Создать благоприятные условия и заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения китайского языка.

Игра рассчитана на участие нескольких команд. Оптимальное количество игроков в команде от 4 до 6. Планируя игру, учитель должен психологически подготовить детей к совместной деятельности. Игра «Сокровища китайского

императора ЖФ» - командная, поэтому ученики должны хорошо понимать, что результат зависит от поведения и сплоченности всех игроков. Желательно, чтобы в командах не было капитанов и все были в равной степени ответственны за результат.

Чем младше дети, тем активнее должен быть учитель на всех этапах игры, помогая, но не подавляя активность детей.

Учитель знакомит команды с правилами игры, причем необходимо объяснить, что правила игры должны соблюдаться. Здесь учитель может провести параллель, что как в любом государстве есть законы, так и в любой игре есть свои правила. Также необходимо объяснить ученикам, что выиграть и добиться первенства нечестным путем нельзя.

Игра начинается с рассказа учителем легенды-истории и демонстрации карты, по которой можно найти заветные сокровища.

От учителя требуется артистизм и сказочность образа Мастера, который хранил карту до момента, когда вырастут настоящие китаисты, способные найти сокровища китайского императора. Это важный момент включения учеников в игру, способ воздействовать на их воображение.

«В развалинах Старого города найдена карта сокровищ, которую когда-то спрятал первый китайский император ЖФ (кит. Huangdi, хуанди). Но пройти по дороге к сокровищам нелегко, так как на пути встречаются препятствия, преодолеть которые под силу не каждому. Пройти эти

Ключевые слова: китайский язык для детей, играем на уроках китайского языка, дидактические игры на уроках китайского языка, китайский язык в начальной школе.

испытания могут только те, кто хорошо знает китайский язык. За выполнением заданий и прохождением препятствий следит Мастер^Ш (кит. Laoshi, лаоши), который вот уже 2500 тысячи лет ждет самых умных и храбрых китаистов».

После того как на уроке создана атмосфера загадочности, и воображение учеников разыгралось, начинается формирование команд. Чтобы никому не было обидно, состав команды определяется жеребьевкой. Участники должны придумать название командам.

следующим, пожалуй, самым важным этапом является объявление правил игры.

1. В игре участвуют две команды (может быть любое количество команд).

2. Каждая команда получает карту, которая ведет к сокровищам МФ (кит. Huangdi, хуанди).

3. За каждое задание, выполненное правильно, команда может получить определенное количество баллов.

4. За выполнением задания следит Мастер^Ш (кит. Laoshi, лаоши). После преодоления препятствия Мастер записывает в специальную таблицу количество баллов, набранных командой.

5. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, сможет открыть сундук с сокровищами.

6. Команды должны выполнять задания так, чтобы соперники не смогли подслушать или подсмотреть ответы.

7. Игроки должны советоваться только между собой, спрашивать Мастера запрещено.

8. За нарушение дисциплины или плохое поведение во время игры команда лишается баллов. За каждое замечание Мастер снимает 3 балла.

9. По просьбе команды Мастер может удалить игрока, который мешает проходить испытания.

Переходим к прохождению испытаний. (Испытания составляются учителем в зависимости от пройденного на уроках материала.)

Испытания:

1. Командам раздаются карточки с иероглифами, но слова и фразы поделены на две части. (лексика подбирается учителем на основе учебной програм-

мы). Участники должны собрать слова и фразы и записать перевод. За каждое правильное слово или фразу команда получает 1 балл.

2. Команды получают карточку с цифрами на китайском языке. При соединении цифр по порядку получается картинка. Цифры соединяются маркером или фломастером, чтобы Мастер мог проследить количество ошибок у команды. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов.

3. Команды получают карточки с цепочками слов. Участникам необходимо определить лишнее слово и перевести его. Правильно выполненное задание оценивается в 4 балла.

1. Ш, Ш, Ш, Ш, Ш (рус. Я, ты, он, кошка*, она.)

2. вв, шш, шш (рус.

младший брат, старший брат, старшая сестра, папа*, младшая сестра.)

3. ^Ш, ШШ, ШШ, ^ (рус. папа, учитель*, младшая сестра, мама, старший брат.)

4. т±№ ШШ! ШШШ (рус. доброе утро, добрый вечер, здравствуйте, у меня все хорошо*.)

" лишнее слово в ряду

4. Участникам выдаются картинки с частями тела и карточка с перечнем слов:

1. ^ (кит. tou, рус. голова*)

2. M (кит. lian, рус. лицо)

3. (кит. gebo, рус. рука)

4. № (кит. tui, рус. нога)

5. ^ (кит. shou, рус. кисть)

6. И (кит. jiao, рус. стопа)

7. 1±Т(кит. duzi, рус. живот)

8. ШМ (кит. yanjing, рус. глаз)

9. Ш^ (кит. meimao, рус. бровь)

10. Щ (кит. zui, рус. рот)

11. (кит. shetou, рус. язык)

12. ^^ (кит. erduo, рус. ухо)

13. (кит. toufa, рус. волосы)

14. (кит. Bizi, рус. нос)

* перевод слов учащимся не дается

Слова могут быть написаны как иероглифами, так и на pinyin (транскрипция). Все зависит от подготовки учащихся. Участники должны собрать из частей тела человека и проставить цифры на картинке, согласно карточке со словами.

5. Участники попадают в сказочный лес. Лес очень красивый, но он заколдован, и пройти через него невозможно. Участникам необходимо расколдовать его, заполнив пропуски в иероглифах, изображенных на деревьях. Команда получает 5 баллов за правильно выполненное задание.

1. (кит. nimen hao! рус. Здравствуйте! (мн. число))

2. ^ШШ! (кит. laoshi hao! рус. Здравствуйте, учитель!)

3. (кит. wo (men) hen hao, рус. у меня (нас) все хорошо.)

4. (кит. zaoshang hao! рус.

Доброе утро!)

6. Мастер задает командам несколько заданий. Каждый участник записывает свой вариант ответа. Когда задания выполнены, Мастер собирает ответы у каждого члена команды, проверяет и суммирует баллы, набранные командой.

Мастер произносит буквы: S, d, h, j, г, e, q, x, ch, zh, sh, игрокам необходимо записать эти буквы pinyin (транскрипция). (11 баллов)

Мастер говорит слово по-китайски, участники записывают перевод.

(кит. laoshi, рус. учитель) ШШ (кит. meimei, рус. младшая сестра) ШШ(кит. nihao, рус. Здравствуйте) ffîOtfft&fé^? (кит. ni jiao shenme ming zi? рус. Как тебя зовут?)

(кит. bu keqi, рус. пожалуйста) ^^ (кит. erduo, рус. ухо) ШМ (кит. yanjing, рус. глаз) Щ (кит. zui, рус. рот)

(кит. duzi, рус. живот) (9 баллов)

Мастер произносит цифры на китайском языке, участникам необходимо написать перевод, транскрипцию и иероглиф (4, 6, 3, 78, 90, 3, 1, 12, 25, 11). (10 баллов)

Мастер произносит фразу по-китайски, на которую необходим ответ, участники записывают ответ.

учитель говорит: (кит.

ni mama jiao shenme? рус. Как зовут твою маму?)

ученики должны записать ШШШ^* Ирина Валерьевна.**

учитель: ЩЩ (кит. xiexie, рус. Спасибо!) ученик: ^ДШ (кит. bu yongxie, рус. Не за что.)

учитель: (кит. Ni duo da? рус.

Сколько тебе лет?)

ученик: *** (кит. wo shi sui, рус.

Мне 10 лет.)

учитель: (кит. dui bu qi! рус.

Извините!)

* Ученики могут писать ответ как иероглифами, так и транскрипцией. Все зависит от уровня подготовки учащихся.

** Каждый ученик записывает имя своей мамы.

*** Возраст каждый ученик указывает свой.

ученик: (кит. mei guan xi! рус.

Ничего страшного!)

учитель: ШШЩ? (кит. ni hao ma? рус. Как дела?)

ученик: ШШШ. (кит. wo hen hao, рус. У меня все хорошо.) (5 баллов)

7. Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Командам необходимо разгадать кроссворд и записать ответы транскрипцией с указанием тона.* (7 баллов). кроссворд

1. То, что под meimao.

2. Домашнее животное.

3. Вы (мн. ч.).

4. То, что у нас в голове.

5. Любит грызть кости.

6. Говорят, когда уходят.

7. Что у нас под носом?

1. yanjing (рус. глаз);

2. mao (рус. кошка);

3. nimen (рус. вы (мн. число);

4. nao (рус. мозг);

5. gou (рус. собака);

6. zaijian (рус. До свидания!);

7. zui (рус. рот, губы).

8. Команды получают текст стихотворения на китайском языке, участникам необходимо выучить слова и дружно хором рассказать стихотворение. Мастер при оценке обращает внимание на активность игроков, четкость, ясность и правильность произношения. (5 баллов)

й тж, й тж,

Zhao pengyou, zhao pengyou,

Xing ge li, wo wo shou.

ШШ Ш M Li Mingming Nihao wo shi Li Ming ming,

й м --t ш тж

Zhao dao yi ge hao pengyou.

9. Командам дается задание нарисовать семью сказочного зверя. Каждый участник рисует какой-то сюжет или члена семьи зверя. Команды должны придумать сказку про жизнь этого зверя, заменяя известные слова китайскими. (Сюжет сказки может быть любым.) Главная задача игроков использовать как можно больше слов, пройденных на уроках. Каждое используемое слово оценивается в 1 балл (за повторяющиеся слова балл не начисляется).

10. Лабиринт - соедини и переведи. Участники получают лабиринты. Необходимо пройти по лабиринту и найти перевод слова. Участники должны написать иероглиф или транскрипцию найденного слова. (5 баллов)

* В китайским языке слог характеризуется не только определенным звуковым составом, но и определенным тоном. В китайском языке их четы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Процессы глобализации способствуют популяризации китайского языка. Предлагаем список сайтов, которые помогут вам выучить китайский язык или повторить материал. Сайты проверены и рекомендованы дипломированными педагогами, не содержат ошибок и пригодны к учебе.

1. melnyks.com . Англоязычный сайт, регистрация на сайте бесплатная, есть учебная программа для новичков, поддержка клиента и раздел отзывов. Всего 273 аудио подкастов, к каждому из них есть PDF - страница. Разработчик курса рекомендует слушать уроки как можно чаще, делать распечатку нужного текста, и таким образом изучать иероглифы параллельно с произношением слов и фраз. PDF включает советы, как учить иероглифы и грамматические правила, в конце каждого урока есть ответы на задания. Уроки разработаны для 2 вариантов языка: китайский язык КНР, Сингапура и китайский язык Тайваня, Гонконга. Существует платный контент, который открывает дополнительные функции: учебник для изучения письма, скайп-уроки, видео уроки.

2. real_chinese . BBC курс по изучению китайского языка самостоятельно. Курс рассчитан на начинающих учить язык, всего 10 топиков, видео, игр, нарезками из ТВ программ, мини-руководством и т.д. На сайте вы можете смотреть BBC-новости, проскроллить блоги и репортажи на китайском языке.

3. chinese_basic. Англоязычное приложение, разработанное Лингвистическим центром Кембриджского университета, пригодится для «нулевиков» и начинающих учеников. Курс обучает воспринимать китайский язык на слух, чтению, письму, фонетике. Есть разные тренировочные задания для тренировки умения общаться в устном и письменном китайском языке.

4. chtsai.net . Англоязычный курс письменного китайского языка, включают 10 уроков, подходят как для самостоятельной работы, так и для занятий на уроке в группе, которые дают базовую информацию об иероглифе - перевод, описание, показывают элементы иероглифа и порядок написания их. Приводятся слова-синонимы и тренировочные упражнения на закрепление.

5. home.abcsofchinese.com . Англоязычный курс для изучения иероглифического письма Китая (4 видео уроки и текстовый контент). Авторы курса предлагаю свой метод - выучить составляющие элементы китайского иероглифа (400 шт), запомнив которые вы сможете без труда воспроизводить их соединения в разных словах. Чтобы процесс запоминания был интереснее и легче, уроки показывают визуальное сходство между китайским знаком и объектом или явлением природы. Есть учебный план, класс интеграции и платный контент.

6. archchinese.com . Англоязычный сайт рабочая тетрадь PDF-формата для практики в написании 7000 элементов и 30 000 слов. Обязательна регистрация. На тренировочных листах вы записываете так же целые фразы и предложения. Есть виртуальные флеш-карты, которые показывают элементы, передают звучание, подают значение и синонимы, есть таблица ключей и т.д.

7. kitaist.info . Русскоязычный сайт по изучению китайского языка: уроки для самостоятельной работы над фонетикой, письмом, каллиграфией, лексикой и чтением. Есть разделы о культуре и современной жизни КНР.

8. www.shibushi.ru . Русскоязычный портал, содержит комплексный бесплатный и платный курс китайского языка: грамматика, иероглифика, аудирование, фонетика. Разнообразные тренировочные упражнения - аудио и видео, тесты, флеш-карты и т.д.

Китайский язык - не самый простой. Процесс изучения требует немалых усилий. Раньше в этом помогали курсы и выполнения домашних заданий, на которые приходилось тратить много времени, ведь поиск иероглифов в словарях, сопоставление слогов и тонов дело не самое легкое. Но с развитием технологией и появлением языковых приложений, учеба упростилась, стала более комфортной и эффективной. Что это за чудо приложения, читайте в нашем обзоре.

Курсы Онлайн собрал десяток бесплатных программ и приложений для Iphone или Android, которые помогут в изучении китайского языка.

Memrise: изучай языки

Memrise – одно из самых популярных языковых приложений во всем мире. Программа одинаково развивает и дополняет сразу 88 языков мира. Среди них есть и китайский.

Уроки китайского помогут изучить грамматику, лексику, произношение. Вся учеба построена на мнемоническом подходе. Пользователю предлагается постигать язык через концептуальные картинки.

AnkiApp Flashcards

С японского языка Anki переводится как «запоминание». Приложение ориентировано на запоминание слов, выражений, словосочетаний с помощью интервальных повторений. В данном случае используются флеш-карточки.

Обучение строится по системе SRS (Spaced Repetition). Это значит, что каждое новое слово вам предлагается оценить по сложности: легко – знаю – помню – не помню. От поставленной вами оценки зависит частота появления слова. Если трудно – программа повторит карточку через несколько часов, легко – через несколько дней.

Pinyin Chart

Научиться воспринимать китайский язык на слух поможет данное приложение. В языке количество слогов ограничено – примерно 400. В бесплатной версии доступны часть звуков, которые будут полезны новичкам. Здесь также можно пройти тесты. Но за весь контент, необходимо будет заплатить.

Chinese Writer

Приложение больше напоминает обучающую игру, суть которой - успеть написать иероглиф, пока он падает сверху вниз. Принцип чем-то схож с тетрисом. Он помогает тренировать порядок написания иероглифов, запоминать их и максимально быстро и правильно записывать. На выбор есть списки слов. В такой ненавязчивой и интересной форме пользователь учит лексику и грамматику. Метод эффективный. У приложения есть бесплатная и платная версия.

Pleco

Учить языки без словарей не возможно. Pleco – это китайский словарь с рисованием иероглифов. Программа предлагает нарисовать иероглиф, который вы не знаете, и получить мгновенный перевод. Единственный минус – перевод дается на английском языке. Зато это отличная возможность практиковать сразу два языка. Базовый словарь бесплатный, а вот за специализированную лексику придется заплатить.

FluentU

ChineseSkill

Данное приложение актуально для тех, кто только приступает к изучению китайского языка. Здесь можно прослушать аудирование, практиковать чтение, письмо и говорение. Есть система повторений, автоматическая оценка произношения и правильное написания иероглифов. Уроки подаются в виде игр, тестов. Программа работает без подключения к сети и содержит более 50 методик, 150 грамматический правил, 1000 слов и фраз, 200 конструкций предложений.

Hanping Chinese Dictionary Lite

Оффлайн приложение, которое представляет собой словарь китайского языка с поддержкой пиньинь. Изученные слова можно добавлять в избранные и возвращаться к ним для повторения. Слова можно также прослушивать (их наговаривают носители языка), что помогает изучать не только лексику, но и ставить произношение.

6 000 Слов

Приложение поможет выучить китайский язык в легкой игровой форме. Для этого есть 7 веселых словарных игр: Словарь, Найди изображение, Выбери слово, Слушай и выбирай, Подбери слова, Слушай и пиши, Пиши слова. Есть три уровня сложности: для новичков, средних и продвинутых учеников китайского языка. Выбирайте свой и включайтесь в игру. Приложение не требует подключения к интернету, так что изучать китайский можно будет в любое время и в любом месте.

Китайский язык для начинающих. Слова бегом

Легкий и быстрый способ учить китайский язык – установить приложение «Слова бегом». Программа содержит 40 аудиокурсов, разговорник китайского, 16 наборов слов и популярных фраз, тренажер произношения, словарь изученных слов. Приложение подойдет и тем, кто только приступает к изучению китайского языка, и тем, кто уже достаточно продвинулся в этом деле. Эффективность программы проверили более 100 000 пользователей.

Выбирайте понравившейся приложение, а лучше скачивайте сразу несколько, так можно более продуктивно и эффективно вовлечь себя в изучение китайского языка. Выполняйте задания, слушайте правильную речь, играйте, тестируйте свои знания - все это поможет овладеть новым языком без денежных затрат.

Если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит школа не выполнила своей задачи. В.А. Сухомлинский Свою задачу вижу в том, чтобы добиться положительной мотивации китайского языка через развитие интереса к нему.


Специалисты пришли к выводу, что модель, в которой воспитывающий взрослый (педагог, родитель) – субъект педагогического процесса, а ребенок – объект, неизбежно приводит к невротизации, психопатии детей, формированию у них «двойной морали» (для «себя» и «для дяди») и к устойчивому неприятию взрослых, контролирующих овладение образовательной парадигмой «знания-умения-навыки» (ЗУМ). Образование может выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, а для этого необходимо паритетное общение. По мнению М.И.Лисиной, у человека существует самостоятельная потребность в общении, т.е. не сводимая к другим потребностям (например, к потребности в пище и тепле, во впечатлениях и активности) - … потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.


Ролевые имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевший место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% - из того, что он видит и 90% - из того, что он делает. «Образование осуществляется играми бессознательно, хотя и эффективно, - считает А.Чеккини, - что в любом случае не означает «без труда»: в игре вы потеете, стараетесь вовсю, переносите стресс; но эти усилия были выбраны свободно: нельзя заставить играть, так же, как заставить учиться».


Игра позволяет заинтересовать учащихся творческой деятельностью, которая в дальнейшем обернется интересом к изучению китайского языка. Описание игр, которые могут послужить для пополнения разнообразия учительского арсенала активных средств обучения. Уже в начале первого года обучения включаю в урок игру «Такси».



Цель игры: проверка пройденного материала. На листе бумаги пишу буквы (или слова). Хорошо, чтобы они были расположены хаотично и их было не менее 10 – 12. В каком-то месте листа рисую гараж. Буквы (слова) – это адреса. Пассажир (один из учеников) говорит адрес (называет букву или слово), а таксист (ученик у доски) едет по указанному адресу – проводит линию от гаража до буквы или слова. Побывав по всем адресам, таксист еще должен вернуться в гараж. «Такси» можно трансформировать в «Аэропорт».





Для этого необходимо превратиться в кошку или мышку (сказать: « » « »). Ученики надевают на голову шапочку, изображающую кошку или мышку и «превращаются» в животных. Сначала сама подаю команды, а затем учащиеся подают команды. «Дети – животные» их выполняют: и т.д. Или другая игра «Будем честными». Отдаю команды, и все ученики выполняют их: и т.д. При введении нового лексического материала и его закреплении использую игрушки и предметные картинки. Приношу на урок игрушку, например, обезьянку, и прошу учащихся похлопать в ладоши и посчитать столько, сколько попросит обезьянка (и т.д.)








Сообщаю учащимся, что в зоопарке кто-то поменял таблички с названиями животных, находящихся в клетках. Необходимо установить таблички правильно. Названия предметов одежды лучше запоминаются, когда ученики сами одевают куклу и проговаривают эти слова (использую куклу из картона с комплектом одежды). При изучении темы «Части тела», предлагаю учащимся нарисовать мышку, клоуна и т.д. Дети рисуют и при этом проговаривают слова и т.д. «Укрась елочку» У доски искусственная елочка. Предлагаю украсить ее разноцветными шарами. Учащиеся поочередно вешают на елочку разноцветные шары. При этом проговаривают цвет шара. Эту игру включаю при изучении темы «Название цвета».








В играх такого типа мы имеем дело с двумя – тремя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала, такая игра - не что иное, как словесные упражнения, но превращая обычные словесные упражнения в игру, мы избегаем скуки, рассеивания внимания, создаем эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению языка. С другой стороны, ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, мы создаем возможность повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению. Игра, таким образом, способствует снятию тревожности и готовит учащихся к речевому общению. В игровой форме можно провести речевую разминку.




Игра «Память» Учащимся раздаются карточки с числами (например, от 4 до 10), но у одних числа написаны иероглифами, а у других – цифрами Задача учеников – найти свою пару. Те, кто нашел первым друг друга, - выигрывает. Второй вариант. Ученики группы делятся на 2 команды. На доске две колонны чисел:


Каждая команда пишет иероглифы наперегонки рядом с этими числами. Затем команды проверяют друг у друга правильность написания. Выигрывает команда, допустившая меньше всего ошибок. Уверена, что если на уроке учитель даст возможность учащимся двигаться, улыбаться и не будет тащить их за собой, то они будут сами стараться, будут учить язык. Активные методы обучения приносят удовольствие от процесса познания.