Преподобный иоанн печерский, многострадальный. Иоанн многострадальный

Преподобный иоанн печерский, многострадальный. Иоанн многострадальный

Иоанн Многострадальный

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), - сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.

Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совершенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен преподобный отец наш Антоний († 1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затвориться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже тридцатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С наступлением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Человеколюбец, избави мя от поглощения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего». Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: «Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь - смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке». Я же, поклонившись, сказал: «Господи, почто мя оставил еси зле мучима быти?» Отвечал мне голос: «По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым - легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти телесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сотворил и может помогать страждущим страстью сей». Я же стал взывать: «Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего». И вот пришел на меня неизреченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно приходящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осветившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многострадальном житии.

Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподобного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вожделение плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаблении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами пригвождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и страсти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покаяния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропасти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечистоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помолившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе - блаженный и брат - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.

Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный также закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЁРТАЯ. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦЫ - МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ И ИОНА. После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ Само имя Иов означает, «истерзанный». Возможно, впрочем, что то было прозвище, потому что оно больше подходило этому человеку тогда, когда он уже претерпел все муки, выпавшие на его долю.Вряд ли можно было назвать его истерзанным в пору его

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 44 Иже во святых отцы – многострадальный Иов и Иона После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень богобоязненный

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Иоанн. Иоанн Богослов. Он же Иоанн Зеведеев. Он же Воанергес. Рыбак. Апостол. Был обращён Иисусом в числе первых. Его евангелие должно быть самым достоверным. Начинаем.«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»…Очень просто, предельно понятно. Сразу видно -

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОАНН (Стефан Митропольский), еп. (1836–1914), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Калуге; окончил МДА (1862); будучи студентом принял монашество. В 1870 хиротонисан во еп.Алеутского и Аляскинского. Окончил служение еп.Аксайским (Донская епархия). С 1910 на покое. И. принадлежит ряд

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский (+ ок. 1160) Память его празднуется 18 июля в день преставления,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поставместе с Соборам всех прпп. отцевСкорбно было

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ Св. Иоанн Богослов был учеником св. Иоанна Предтечи. Именно в Евангелии от Иоанна апостолом–самовидцем повествуется, как двое из учеников Иоанна стояли вместе с Предтечей. По обычаю евангелиста, назван только один, Андрей,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иоанн В некоторых книгах Ветхого Завета есть апокалиптические пассажи, например, в Книге пророка Исайи содержится «малый апокалипсис», а последняя половина Книги пророка Даниила - апокалиптическая. Однако ни одна книга Ветхого Завета не является полностью

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Праведный ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ 6/19 мая Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии – местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына – первенца Нахора, брата Авраамова (см.: Быт. 22,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. и праведный Иов Многострадальный (О христианском терпении) I. Праведный Иов, великое терпение которого прославляется в сегодняшних церковных песнопениях и чтениях, жил в Аравии за 1900 лет до Р.Х. Был он человек богатый и славный. У него было семь сыновей и

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Иоанн Многострадальный, преподобный (+1160) Иоанн Многострадальный (? – 18 июля 1160) – монах Киево-Печерской лавры. Почитается в Православной церкви в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 18 июля и 28 сентября (в составе Собора преподобных отцов

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ИОАНН, многострадальный, преподобный Печерский Мощи его почивают в пещере преподобного Антония; в Патерике день кончины его показан июля 18; год его преставления неизвестен; но по некоторым обстоятельствам жития Иоаннова, в Патерике описанного, явствует, что инок сей жил


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО,

В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.

Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши
в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совер-шенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен препо-добный отец наш Антоний (+1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: “Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затво-риться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь помо-жет тебе молитвами преподобных Своих”. Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже трид-цатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страс-ть-ми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуре-ваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С нас-туплением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: “Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Чело-веколюбец, избави мя от погло-щения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего”. Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: “Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь — смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке”. Я же, поклонившись, сказал: “Госпо-ди, почто мя оставил еси зле мучима быти?” Отвечал мне голос: “По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым — легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти те-лесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сот-ворил и может помогать страждущим страстью сей”. Я же стал взывать: “Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего”. И вот пришел на меня неизре-ченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно прихо-дящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осве-тившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многостра-дальном житии.

Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподоб-ного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вож-деление плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаб-лении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами приг-вождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и стра-сти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покая-ния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропа-сти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечис-тоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помо-лившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе — блаженный и брат — воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.

Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный так-же закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Іоанна многострадальнаго.
18-го іюля.

П реподобный Іоаннъ многострадальный, возлюбленный ученикъ Пресвятой Богородицы обители Печерской, Россійскій дѣвственникъ, поистинѣ много принялъ скорби ради подвига дѣвства, будучи обрученъ небесному Жениху. Самъ преподобный, уже не задолго до смерти, и написалъ свое многострадальное житіе.

/с. 117/ М ного разъ приходилъ къ преподобному Іоанну, затворившемуся въ пещерѣ преподобнаго Антонія, нѣкто отъ братіи, боримый навѣтомъ дьявольскимъ на вожделѣніе плотское и молилъ святого, дабы помолился онъ ко Господу объ ослабленіи его. Преподобный Іоаннъ говорилъ ему: «Братъ, мужайся и да крѣпится сердце твое, потерпи Господа и сохрани пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ нашихъ и не предастъ въ ловиту зубомъ ихъ». Но тотъ отвѣчалъ: «Отче! повѣрь мнѣ, что если не поможешь мнѣ, то я не почію, переходя съ мѣста на мѣсто». Преподобный же сказалъ ему: «Зачѣмъ хочешь ты предать себя врагу въ снѣдь и уподобиться мужу, стоящему на краю пропасти; ибо врагъ придя къ тебѣ, свергнетъ тебя долу и тогда будетъ лютое паденіе и уже не встать будетъ тебѣ Если же пробудешь здѣсь, во святомъ монастырѣ, то будешь подобенъ мужу, стоящему далеко отъ пропасти и уже врагъ не въ силахъ будетъ низринуть тебя. Такъ Господь за терпѣніе твое изведетъ тебя отъ рова страстей и отъ бренія нечистоты». Затѣмъ преподобный Іоаннъ самъ повѣдалъ этому брату свое житіе.

«К огда пришелъ я - говорилъ преподобный - въ сей св. Печерскій монастырь и началъ трудиться по чину святаго ангельскаго - иноческаго образа, то много пострадалъ, томимъ на блудъ, и не знаю, что не претерпѣлъ ради моего спасенія. По два и по три дня, а иногда и цѣлую недѣлю я не вкушалъ никакой пиши и, томимый жаждою, бодрствовалъ въ продолженіе всей ночи. Въ такомъ злостраданіи я, пробывъ до трехъ лѣтъ, не нашелъ себѣ покоя. Тогда, уйдя въ пещеру, гдѣ положенъ преподобный отецъ нашъ Антоній, пребывалъ въ ней день и ночь у гроба его, молясь, и вотъ услышалъ гласъ преподобнаго: «Іоанне, Іоанне! подобаетъ тебѣ здѣсь затвориться въ пещерѣ, да невидѣніемъ и молчаніемъ упразднится брань, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ Своихъ. Тогда я затворился въ этомъ - тѣсномъ и скорбномъ - мѣстѣ и вотъ пребываю здѣсь уже тридцатое лѣто и только недавно обрѣлъ покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами тѣлесными, удручая тѣло свое постомъ и бдѣніемъ. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, какъ изгнать ихъ, я рѣшилъ, снявъ одежды, наложить на тѣло мое тяжкія брони и съ того времени и донынѣ измождаю себя стужею и желѣзомъ. Когда же этого стало недовольно, то я поступалъ такъ: съ наступленіемъ великаго поста выкопалъ глубокую яму и, войдя въ нее, засыпалъ себя пескомъ, оставивъ свободными только руки и голову. И такъ, угнетаемый землей, пробылъ весь постъ, не двигая /с. 118/ ни единымъ составомъ. Много творилъ мнѣ пакостей дьяволъ, желая изгнать меня изъ ямы. Онъ поразилъ страшною болѣзнью ноги мои, такъ что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразилъ члены мои. Но, не думая и не печалясь объ этой болѣзни, я радовался душею, соблюдая ее чистою отъ скверны и желалъ лучше сгорѣть въ огнѣ томъ, нежели выйти изъ ямы, поруганный бѣсомъ. И вотъ въ то же время я увидѣлъ страшнаго и лютаго змія, дышащаго пламенемъ и искрами и хотѣвшаго пожрать меня. И это продолжалось нѣсколько дней. Въ свѣтоносную же ночь Воскресенія Христова вдругъ напалъ на меня тотъ страшный змій и, вложивъ голову мою и руки въ свою пасть, опалилъ мнѣ волосы на головѣ и бородѣ, какъ видишь меня теперь. Я же, находясь въ гортани того змія, возопилъ изъ глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! вскую оставилъ мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси единъ человѣколюбецъ; спаси мя грѣшнаго, Едине безгрѣшне, избави мя отъ скверны беззаконія моего, да не увязну въ сѣти лукаваго во вѣки, избави мя отъ поглощенія врага сего: се бо, яко левъ, рыкаетъ онъ, хотя мя поглотити: воздвигни силу Твою и пріиди во еже спасти мя, блесни молніи Твоя и прожени его, да исчезнетъ отъ лица Твоего».

К огда окончилъ я молитву, вдругъ свѣтъ божественный блеснулъ какъ молнія, и лютый змѣй тотъ исчезъ, и я не вижу его, благодатіею Божіею, и донынѣ. Слышалъ я тогда и голосъ Божій ко мнѣ: «Іоанне, Іоанне! вотъ была тебѣ помощь; смотри же, будь внимателенъ къ себѣ, дабы не случилось что-либо худшее въ будущемъ вѣкѣ». Я же, поклонившись, сказалъ: «Господи, почто мя оставилъ еси злѣ мучима быти?» Отвѣчалъ мнѣ Господь, говоря: «По силѣ терпѣнія твоего Я испыталъ тебя, дабы искушенный огнемъ, явился чистымъ, какъ золото Ибо выше силы Богъ не попускаетъ человѣку искушеній, дабы не былъ онъ поруганъ зміемъ лукавымъ; но какъ премудрый господинъ вручаетъ крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ великія и тяжкія дѣла, немощнымъ и слабымъ - легкія. Ты же, чтобы избавиться отъ брани похоти тѣлесныя, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчитъ тебя отъ страсти блудныя, ибо онъ болѣе Іосифа сотворилъ и можетъ помогать страждущимъ страстью сею». Я же сталъ взывать: «Господи! помилуй меня молитвами преподобнаго сего». И вотъ пришелъ на меня неизреченный свѣтъ, который и нынѣ есть, не требуя свѣчи ночью и днемъ. И всѣ достойно приходящіе ко мнѣ насыщаются такого свѣта, освѣтившаго меня въ ночь Воскресенія Господня, ради будущаго вѣчнаго свѣта. Такъ окончивъ свое мно/с. 119/ гострадальное житіе, преподобный Іоаннъ обратился къ одержимому страстями брату, говоря: «Брате! мы сами пригвождаемъ умъ нашъ къ плотолюбію, поэтому Господь праведнымъ судомъ своимъ попускаетъ на насъ и страсти; ибо мы никогда не творимъ плодовъ достойныхъ покаянія, но я говорю тебѣ, братъ, помолись сему преподобному Моисею и онъ поможетъ тебѣ». Затѣмъ, помолившись вмѣстѣ съ братомъ и, взявъ одну изъ костей отъ мощей преподобнаго Моисея, блаженный Іоаннъ далъ ее ему, говоря: «Приложи это къ своему тѣлу». Тотъ поступилъ такъ, и тотчасъ же ощутилъ, разженіе угасло и всѣ страсти блудныя въ плоти омертвѣли. Тогда вмѣстѣ - блаженный и братъ - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса. Преподобный Іоаннъ многострадальный скончался 18 іюля; св. мощи его, неоскудно точащія исцѣленія, какъ столпъ крѣпости отъ лица вражія стоятъ непоколебимо и донынѣ тамъ, гдѣ самъ онъ закопалъ себя до рамень. Молитвами многострадальнаго сего затворника отца нашего Іоанна буди и намъ наставленнымъ быти къ достиженію небеснаго царствія, во славу единаго въ Троицѣ славимаго Бога, Ему же честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), – сказал Апостол Павел .

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

– "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби " (Откр.1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемы похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 1 и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей 2 , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу 3 , чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь преподобного Иоанна Многострадального Киево-Печерского.

Мир и благословение Божие да пребывает вместе с вами. Радости вам и мира о Духе Святом.

Преподобный Иоанн Многострадальный подвизался в Киево-Печерской лавре. Подвижник рассказывал, что от самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее - ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных». С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной и жестокой была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть. Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца: «Господи, Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнией и прогони его». Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался голос: «Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, - был ответ, - навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым - легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа (Прекрасного)». Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.

Недавно был разговор с молодым человеком, который пришел с желанием потрудиться в служении милосердия и помощи бездомным. В таком служении всегда очень важна изначальная мотивация: от того, как он себе представляет цель этого движения, зависит, насколько его хватит. Потому что с бездомными людьми очень даже непросто, ведь они, если можно так сказать, объективно гадкие люди. Но волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного, и такое тяжелейшее испытание смирением (далеко не каждый человек согласится есть из помойки) попускается Богом как сильнодействующее лекарство от тяжелых духовных и душевных болезней - как правило, за гордость. И если этот вопрос исследовать, то среди бездомных действительно очень много гордых людей, которым, с точки зрения Божьего Промысла, такое лечение позором, презрением, голодом, холодом, нищетой может принести пользу для души. Они на самом деле духовно поврежденные: в них очень много хитрости, лукавства, изворотливости и подлости, жестокости, даже не двоедушия, а пятидушия (там не двойное дно, а гораздо больше). И полюбить их по-человечески, напряженно собравшись с целью филантропии и человеколюбия, - невозможно. Тем более что процесс реабилитации, ресоциализации (возвращения к социальной жизни) фактически отсутствует. Очень сложно человеку вернуться к нормальной жизни после нескольких месяцев, проведенных на улице, и усилия в этом направлении разбиваются о стену предательства, ненадежности, лжи, изворотливости. Но надо понимать, что мотивация не в том, чтобы накормить всех подряд, одеть, спасти, - это ложная установка. Опору нужно искать совсем в другом.

Мы стали разбираться, и как потом оказалось, пришедший человек, желающий послужить, делает первые шаги в Церкви, до этого была жизнь вне Бога, пройден жизненный путь больше тридцати лет, много пережито за это время, а значит необходимо исправление, следует принести покаянные труды. « Принесите плоды покаяния», - говорил Иоанн Креститель, потому что признать свои ошибки (по книжечке или по бумажке прочитать батюшке свои грехи) для исцеления души недостаточно.

Преподобный авва Дорофей говорит, что путь к приобретению благодати Божией, то есть к смирению, лежит через следующие шаги. Во-первых, считать себя хуже всех. Это величайшее искусство! Наша гордынька всецело этому сопротивляется, мы все время оглядываемся и успокаиваемся: я не хуже всех, есть люди гораздо хуже, значит - я на их фоне неплохой человек. Как-то легче, когда кого-нибудь ругают вместе с тобой; когда кто-то получает «двойку», сразу ободряешься, что не один ты двоечник. Считать себя хуже всех - искусство, которое ведет к смирению. Во-вторых, следует за все благодарить Бога, а добродетели не себе приписывать, а Богу. Тогда можно уклониться от самообольщения и самодовольства. И третье, о чем говорит авва Дорофей, - это физические труды, «совершаемые в разуме». Это очень важное духовное упражнение: внешние действия, в том числе и служение милосердия, совершать в разуме, то есть с мыслью, что этот труд дан как покаянная епитимья, не как великое свершение, чтобы всех сейчас спасти, а как покаяние, как возможность искупить и исправить, уврачевать раны души, нанесенные в безбожной жизни.

Вот когда у человека такое отношение к послушанию, будь то сестры милосердия, руководитель или имеющий иное какое-то дело в жизни («я ничего высокого не совершаю, просто искупаю собственное беззаконие»), тогда лукавому негде найти зацепочки: ни в тщеславии, ни в самодовольстве. Тогда человек за свое хорошее не будет себя превозносить, а за порицание себя не будет впадать в печаль, в уныние: я раб ничего не стоящий и делаю только то, что должен был сделать.

Отец Димитрий Смирнов рассуждает: «В больницу идти или к бездомным или что-то другое делать - это не играет никакой роли. Все бездомные, для которых мы с вами построим дом, все равно умрут. Все больные, которых мы с вами вылечим, умрут. Все голодные, которых мы с вами накормим, тоже умрут. Не умрет только мое сердце, которое в результате того, что я этого кормил, а этого одел, приобретет те самые свойства, которые необходимы, чтобы жить с Богом. Поэтому когда я кому-то помогаю, я делаю на самом деле не ему, а себе. Делаю я, казалось бы, временное: покормил человека - а он через шесть часов опять захочет есть; то есть с этой точки зрения я делаю бессмыслицу. Но я сею временное, а жну-то вечное! Вкладываю земную труху, а получаю небесное - то, что со мной пойдет на небеса! Тут прямая выгода для человека. А чем он служит этому миру, что делает: читает ли книжки детям, кормит ли голодных, раздает яблоки из своего сада или просто обнимает всех, гладит по голове и говорит: "Радуйся! Христос воскресе!" - неважно. Лишь бы он служил».

Лишь бы человек служил! И в этом смысле служение бездомным - это концентрация нескольких служений Христу. «Я был голоден - ты меня накормил, я был болен - ты меня посетил, я был наг - ты меня одел, я жаждал - ты напоил меня, я был в темнице - ты пришел ко мне» - все эти категории сходятся в одном служении бездомному: он и в темнице, он и болен, он и наг, и голоден. И когда человек понимает по своей вере, что он, служа бездомному, служит Самому Христу, ради Христа служит человеку, тогда особенности личности бездомного как бы отходят на второй план, потому что не ради достоинства человека мы понуждаем себя к служению милосердия, а ради Христа. Это очень сильное служение, очень жертвенное, поэтому оно всегда призывает и объединяет многих людей доброй воли - добровольцев. И, конечно, у кого возникнет желание потрудиться ради Христа в помощи бездомным, ждем с удовольствием в качестве добровольцев, собеседование с которыми проходит каждое воскресенье в 13.00 в соборе Успения Божией Матери, что в микрорайоне ВИЗ.

Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро