Вегетативные органы растения. Задания по биологии в формате ЕГЭ

Вегетативные органы растения. Задания по биологии в формате ЕГЭ

БОТАНИКА. ЕГЭ 2017

1. (ЕГЭ 3) Если белую хризантему поставить в раствор красного красителя, то через некоторое время лепестки станут розовыми. Это произойдёт из-за работы ткани:

__________________________________

2. (ЕГЭ 7) Все приведённые ниже названия, кроме двух, характерны для ветроопыляемых растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цветение до распускания листьев.

2) Цветки с сильным ароматом.

3) Пыльца легкая, мелкая, образуется ее много.

4) Рыльца пестиков имеют большую поверхность, часто длинные и ветвистые.

5) Пыльца крупная, съедобная.

6) Растут обычно группами.

5. (ЕГЭ 8) Установите соответствие между структурой, отмеченной на рисунке и его функцией:

А) проведение растворов минеральных веществ от корня к листьям

Б) проведение продуктов ассимиляции

В) обеспечивает механическую защиту и газообмен

Г) проведение органических веществ из корня к почкам, перед их распусканием ранней весной

Д) отсутствует в корне

Е) запас питательных веществ

(1) Растение может достигать высоты до 120 см. (2) Листья растения бледно-зеленого цвета, продолговатой формы, отличаются параллельным жилкованием листа. (3) Разветвлениями своих корней она проникает под кору и в древесину дерева-хозяина, образуя в ней многочисленные присоски. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Омела белая – растение двудомное, жизненная форма - кустарник. (6) Цветёт омела белая в марте - апреле; плоды созревают в августе - сентябре

7. (ЕГЭ 16) Установите соответствие между признаками и способом опыления растений:

А) Цветки с ярким околоцветником. 1) ВЕТРООПЫЛЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ

Б) Цветки собраны в соцветия. 2) НАСЕКОМООПЫЛЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ

В) Цветки мелкие, без околоцветника

или он очень маленький.

Г) Цветки с нектарниками.

Д) Цветение до распускания листьев.

Е) Пыльца крупная, съедобная.

8. (ЕГЭ 18) Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

А) осуществление минерального питания 1) КОРЕНЬ

Б) поглощение воды 2) ЛИСТ

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) транспирация

Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений

Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

9. (ЕГЭ 20) Проанализируйте таблицу «Ткани растений». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка

Название ткани

Расположение

Проводящая

Проведение продуктов ассимиляции (органических веществ)

Основная (хлоренхима)

Опорная, придающая прочность органам растений

Древесина

1) образовательная

2) механическая

3) фотосинтез

6) древесина

7) транспирация

8) минеральное питание

10. Подтвердите или опровергните утверждение «Плоды с одного и того же плодового растения могут быть разные по вкусу». Аргументируйте свою точку зрения.

Тело высшего растения состоит из корня и побега.

Корень

  • поглощает из почвы воду с минеральными солями (эту функцию обеспечивает зона всасывания, содержащая корневые волоски);
  • закрепляет растение в почве.

А также: может запасать вещества (георгин); вступает в симбиоз с грибами (микориза).

Корнеплод – это орган, состоящий наполовину из корня и наполовину из стебля, выполняет запасающую функцию (свекла, репа, морковь).

Побег

Состоит из стебля, листьев и почек.


Примеры видоизмененных побегов:

  • столон (картофель) - подземный побег, на его конце образуется клубень
  • клубень (топинамбур) - имеет почки (глазкú)
  • луковица (тюльпан) - имеет стебель (донце), мясистые листья (чешуи) и почки
  • корневище (пырей) - подземный побег, имеет стебель, остатки листьев (чешуи) и почки

Стебель

  • держит на себе все остальные органы растения
  • проводит воду с растворенными в ней веществами
    • по ксилеме (древесине) проводится вода с минеральными солями снизу вверх
    • по флоэме (лубу) проводится вода с сахарами сверху вниз

А также: может фотосинтезировать (картофель), запасать вещества (кактус).

  • фотосинтезируют (на свету в хлоропластах за счет хлорофилла из углекислого газа и воды делают глюкозу и кислород).
  • испаряют воду (транспирация), за счет этого происходит
    • охлаждение листа
    • движение воды по ксилеме (это одна из двух причин, вторая - корневое давление)

А также: могут превращаться в колючки (кактус), зацепки (горох), могут запасать вещества (алоэ).

Почки

Это зачаточные побеги. Внутри почек содержатся зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки. Почки бывают:

  • верхушечные
  • пазушные (в пазухе листа)
  • придаточные (на стебле, листьях, корнях).

Окучивание растений приводит к тому, что из придаточных почек на стебле образуются придаточные корни.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Подземный побег отличается от корня наличием у него
1) почек
2) зоны роста
3) сосудов
4) коры

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. К видоизмененным подземным побегам относят
1) корневища пырея
2) корнеплоды моркови
3) корневые отпрыски малины
4) придаточные корни пшеницы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Почка растения представляет собой
1) зачаточный побег
2) семязачаток будущего растения
3) видоизмененные листья или их части
4) верхушечную зону побега и корня

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
1) удаляет верхушки главного побега
2) окучивает растения
3) проводит перекрестное опыление
4) прикрывает всходы укрывным материалом

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
1) образование органических веществ в растении
2) испарение воды листьями
3) отток органических веществ в другие органы
4) поглощение корнями минеральных веществ

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по
1) лубу
2) древесине
3) сердцевине
4) пробке

Ответ


1. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: 1) корень, 2) лист. Напишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Ответ


2. Установите соответствие между функциями органов растения и органами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) транспирация
Б) поглощение воды и минеральных веществ
В) синтез глюкозы
Г) выделение молекулярного кислорода
Д) фиксация неорганического углерода
Е) закрепление в почве

Ответ


Установите соответствие между функциями и частями листа: 1) листовая пластинка, 2) черешок. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) опорная
Б) транспирация
В) фотосинтез
Г) проводящая
Д) газообмен

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Клубень картофеля, в отличие от его плода ягоды,
1) содержит пластиды
2) запасает органические вещества
3) имеет клеточное строение
4) образуется на подземном побеге

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение лета окучивать для
1) ускорения созревания плодов
2) сокращения численности вредителей
3) развития придаточных корней и столонов
4) улучшения питания корней органическими веществами

Вариант 1.

Часть 1.

Выберите один верный ответ.

1 . Какую функцию НЕ выполняет корень?

1) транспортную 3) функцию генеративного размножения

2) выделительную 4) функцию вегетативного размножения

2 . Чем по своему строению являются корневые волоски?

1) придаточными корнями 3) боковыми корнями

2) микроворсинками клетки 4) крупными выростами клеток

3 . Какой физиологический процесс обеспечивается корневым давлением?

1) продвижение органических веществ от стебля к корню 3) всасывание воды

2) всасывание минеральных солей 4) продвижение воды и солей от корня к стеблю

4 . В чем значение рыхления почвы для культурных растений?

1) уменьшает испарение воды почвой 3) увеличивает поглощение корнями солей

2) стимулирует рост корней 4) уменьшает потребность растений в кислороде

5 . Что можно сказать о скорости поглощения воды корнем при понижении температуры?

1) не изменяется 2) уменьшается 3) увеличивается 4) сначала увеличивается, потом уменьшается

6 . Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?

1) придаточный корень 3) боковой корень

2) главный корень 4) корневой волосок

7 . Какую функцию не выполняет лист:

1) фотосинтез 2) газообмен 3) запас питательных веществ 4) испарение воды

8 . Какой тканью образована жилка листа:

9 . Устьице-это:

1) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними

2) расстояние между клетками

3) клетки образовательной ткани

4) мёртвые клетки с толстыми стенками

10 . Почему изображённое на рисунке растение, к корням которого не поступает воздух, имеет угнетённый вид?

1) испытывает недостаток кислорода

2) испытывает недостаток углекислого газа

3) испытывает недостаток света

4) затруднено передвижение веществ

11 . Верхняя часть основной ткани листа называется:

1) столбчатой тканью 2) губчатой тканью 3) проводящей тканью 4) межклетниками

12 . Световой лист, в отличие от теневого:

1) имеет более светлую окраску 3) содержит меньше хлорофилла

2) имеет несколько слоев столбчатых клеток 4) все утверждения верны

11 . Назовите часть стебля, из которой путем деления образуются клетки древесины

1) кора 2) древесина 3) камбий 4) сердцевина

12 . Прирост какой ткани называют годичным кольцом?

1) только древесина 2) только древесина и луб 3) древесина, луб и пробки 4) пробка

13 . На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какая часть растения обозначена цифрой 4?

1) кожица 2) древесина 3) сердцевина 4) луб

15 . Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют трубочки, через которые вода и растворенные в ней минеральные вещества поднимаются из корней в надземные органы. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание:

16 . Ландыш майский имеет видоизмененный стебель:

1) корневище 2) луковицу 3) усики 4) клубень

17 . Между какими структурами в стебле древесных растений располагается камбий?

1) луб и древесина 2) кора и луб 3) древесина и сердцевина 4) пробка и луб

18 . Чечевички пропускают внутрь кислород, наружу – углекислый газ, выполняют функцию дыхания. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание:

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

19 . Лубяные волокна, состоящие из мертвых клеток, придают стеблю прочность, находятся в

1) коре 2) камбии 3) сердцевине 4) древесине

20 . По ситовидным трубкам, состоящим из живых клеток, растворы органических веществ проходят в другие органы: 1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

21 . Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.

Функция: Орган растения:

А) осуществление минерального питания 1) корень

Б) поглощение воды 2) лист

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) транспирация

Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений

Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Часть 2.

Сформулируйте развернутый ответ.

22 . Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

23 . Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

24 . В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

25. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Тест по теме: «Вегетативные органы растения»

Вариант 2.

Выберите один верный ответ.

1. Какой корень не входит в состав стержневой корневой системы?

1) главный 2) воздушный 3) придаточный 4) нет правильного ответа

2. Назовите зону корня цветкового растения, которая расположена первой относительно корневого чехлика.

1) зона всасывания 2) зона деления 3) зона проведения 4) зона роста

3 . Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

4 . Что из перечисленного ниже характерно для сосудов корня?

2) имеют поперечные перегородки между соседними клетками, расположенными друг над другом

3) имеют отверстия в боковых клеточных стенках

4) переносят органические вещества из листьев в корень

5. У бенгальского фикуса (баньяна) на крупных горизонтальных ветвях растения образуются врастающие в землю структуры. Что представляют собой эти структуры по своему строению и происхождению?

1) главные корни 2) корневище 3) придаточные корни 4) боковые корни

6. Вспомните видоизменения разных органов цветковых и определите признак, по которому все перечисленные ниже структуры, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите лишнюю среди них структуру.

1) корнеклубни у георгина 3) корни-прицепки у плюща

2) корневище у крапивы 4) корни-подпорки у баньяна

7 . У сидячих листьев нет: 1) листовой пластинки 2) черешка 3) жилок 4) устьиц

8 . Кожица листа образована тканью:

1) покровной 2) образовательной 3) всасывающей 4) проводящей

9 . На рисунке изображена схема строения побега. Какой буквой на нём обозначена пазуха листа? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

10 . Воздух поступает в растение, благодаря:

1) прозрачным клеткам кожицы 3) наличию хлоропластов

2) наличию устьиц 4) наличию проводящих пучков

11 . В состав жилки листа не входят:

1) сосуды 2) ситовидные трубки 3) механические волокна 4) устьица

12 . Теневой лист, в отличие от светового:

1) имеет более тёмную окраску 3) содержит больше хлорофилла

2) имеет один слой столбчатых клеток 4) все утверждения верны

13. Назовите структуру (часть) стебля, состоящую из отмерших клеток.

1) камбий 2) луб 3) древесина 4) сердцевина

14 . Назовите в стебле ткань, в сторону которой камбий откладывает клеток больше, чем в другую.

1) луб 2) пробка 3) образовательная ткань конуса нарастания 4) древесина

15 . На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какой цифрой на нём обозначен камбий?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

16 . В состав какой части цветкового растения входят сосуды?

1) кора 2) луб 3) камбий 4) древесина

17. Каким термином называют луб многолетних ветвей и стволов древесных растений?

1) паренхима 2) флоэма 3) ксилема 4) феллема

18 . Клетки луба с толстой оболочкой, придающей прочность, входят в состав сосудисто-волокнистых лучей. К какому слою в строении стебля относится данное описание?

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

19 . На поперечном срезе ствола хорошо видны годичные кольца

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

20 . По какому слою передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли:

1) по коре 2) по сердцевине 3) по древесине 4) по лубу

21 . Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен.

ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ МЕСТООБИТАНИЕ

А) листья видоизменены в колючки 1) засушливое

Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей 2) влажное

В) листья крупные с тонкой кожицей

Г) листья крупные, сочные с цельной лис товой пластинкой

Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа

Е) листья видоизменены в иголки

Часть 2.

Сформулируйте развернутый ответ .

22 . Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

23 . Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?

24 . Докажите что корневище ландыша видоизмененный побег.

25 . Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?


Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий А1–А14 выберите один правильный ответ.

А1. В самостоятельное царство бактерии выделяют потому, что:

1) их клетки не имеют оформленного ядра;
2) их клетки не имеют цитоплазмы;
3) они представляют собой неклеточные организмы;
4) они питаются готовыми органическими веществами.

А2. Наименьшая единица в систематике растений:

1) вид;
2) род;
3) семейство;
4) класс.

А3. Основной признак, по наличию которого цветковые растения относят к группе высших растений:

1) многоклеточность;
2) тело расчленено на органы;
3) имеется цветок;
4) половое размножение.

А4. Такие органы цветкового растения, как цветки, плоды и семена, называют термином:

1) соматические;
2) вегетативные;
3) репродуктивные (генеративные);
4) регенеративные.

А5. Группа организмов, представителей которой относят к низшим растениям:

1) моховидные;
2) зеленые водоросли;
3) папоротниковидные;
4) грибы;
5) бактерии.

А6. Две главные части цветка:

1) венчик и чашечка;
2) пестик(и) и тычинки;
3) цветоножка и цветоложе.

А7. Зачаточным побегом является:

1) корень;
2) почка;
3) лист;
4) стебель;
5) семя.

А8. Цветковые растения размножаются:

1) только семенами;
2) только вегетативно;
3) и семенами, и вегетативно.

А9. Двудомными называют растения, у которых:

1) цветки собраны в соцветия;
2) пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи;
3) пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях.

А10. Структуры в проводящих пучках листа, в которых имеются поперечные перегородки с многочисленными отверстиями, – это:

1) волокна;
2) ситовидные трубки;
3) сосуды.

Статья опубликована при поддержке компании "Уют на заказ". Компания занимается производством мебели под заказ в Санкт-Петербурге. Работа без посредников, бесплатный выезд дизайнера, персональный подход, доступные цены, выполнение заказов точно в срок, гарантия от двух лет. Узнать подробнее о компании, посмотреть примеры выполненных работ, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: www.yutnazakaz.ru .

А11. Замыкающих клеток в устьице листа цветковых растений обычно:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5–6.

А12. Видоизменениями побегов являются:

1) придаточные корни;
2) корнеплоды;
3) цветки;
4) корнеклубни.

А13. Оплодотворенная яйцеклетка – это:

1) яйцо;
2) зигота;
3) семя;
4) плод.

А14. Картофель и перец относят к семейству:
1) крестоцветных;
2) розоцветных;
3) пасленовых;
4) астровых.

Часть 2

В1. Функции листа:

1) газообмен;
2) накопление питательных веществ;
3) всасывание растворов;
4) фотосинтез;
5) транспирация.

В2. Представители семейства бобовых:

1) редька;
2) горох;
3) акация;
4) клевер;
5) каштан.

В3. Придаточные корни могут отходить от:

1) главного корня;
2) боковых корней;
3) стебля;
4) корневища;
5) листа.

В4. Установите соответствие между органами, функциями и принадлежностью их к определенному виду органов.

Вариант 2

Часть 1
При выполнении заданий А1–А14 выберите один правильный ответ.

А1. Корневые волоски у растений формируются в зоне:

1) роста;
2) проведения;
3) деления;
4) поглощения.

А2. Простой околоцветник может состоять из:

1) только чашечки;
2) только венчика;
3) только чашечки или только венчика;
4) сросшихся чашечки и венчика.

А3. Процесс удаления кончика главного корня для усиления роста боковых корней называется:

1) пикировкой;
2) прививкой;
3) гуттацией;
4) ампутацией.

А4. На нижней стороне заростка папоротниковидных:

1) развито корневище;
2) есть придаточные корни;
3) есть антеридии и архегонии;
4) ничего не образуется.

А5. К ядовитым шляпочным грибам относятся:
1) бледная поганка;
2) лисички;
3) осенние опята;
4) все эти грибы.

А6. Эндосперм у цветковых растений развивается после оплодотворения из:

1) яйцеклетки;
2) центральной клетки;
3) вегетативной клетки;
4) генеративной клетки.

А7. Листорасположение, при котором листья растут по два в узле – один лист напротив другого, называют:

1) двойным;
2) противоположным;
3) супротивным;
4) парным.

А8. Часть цветкового растения, из которой путем деления образуются клетки древесины:

1) кора;
2) древесина;
3) камбий;
4) сердцевина.

А9. Растение с сетчатым жилкованием листьев – это:

1) кукуруза;
2) лук;
3) яблоня;
4) ландыш.

А10. Часть цветка, внутри которой находятся семязачатки (семяпочки), – это:

1) пыльник;
2) цветоложе;
3) завязь;
4) околоцветник.

А11. Растение, имеющее сложные листья, – это:

1) береза;
2) липа;
3) земляника;
4) черемуха.

А12. Структуры, через которые из листа при испарении выходит вода, – это:

1) чечевички;
2) ситовидные трубки;
3) сосуды;
4) устьица.

А13. Семена у сосны обыкновенной созревают в течение примерно:

1) 1–2 месяцев;
2) 5–6 месяцев;
3) 11–12 месяцев;
4) 2 лет.

А14. Томаты и баклажаны относят к семейству:

1) крестоцветных;
2) розоцветных;
3) пасленовых;
4) астровых.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. Пример видоизменений стебля:

1) клубни картофеля;
2) клубни георгина;
3) луковица лилии;
4) корневище ландыша;
5) корнеплод моркови.

В2. Приспособление к перекрестному опылению:

1) крупные яркие цветки;
2) мелкая легкая пыльца;
3) опыление до распускания цветка;
4) наличие нектарников;
5) нижняя завязь.

В3. К двудольным растениям относятся семейства:

1) Крестоцветные;
2) Пасленовые;
3) Злаки;
4) Мотыльковые;
5) Лилейные.

В4. Установите соответствие между признаком и отделом растений, для которого он характерен.

Вариант 1

А1 – 1; А2 – 1; А3 – 2; А4 – 3; А5 – 2; А6 – 2; А7 – 2; А8 – 3; А9 – 3; А10 – 2; А11 – 2; А12 – 4; А13 – 2; А14 – 3.

В1 – 1, 4, 5; В2 – 2, 3, 4; В3 – 3, 4, 5. В4 – 1–А, 2–Б, 3–А, 4–Б, 5–А, 6–Б.

Вариант 2

А1 – 4; А2 – 3; А3 – 1; А4 – 3; А5 – 1; А6 – 2; А7 – 3; А8 – 3; А9 – 3; А10 – 3; А11 – 3; А12 – 4; А13 – 4; А14 – 3.