ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
И. С. Тургенев
Идейно-художественные особенности лирики Тургенева
“Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход.
Жанр этот по своей сути синтетический, так как объединяет в себе произведения, имеющие черты басен (“Дурак”), притч (“Восточная легенда”, “Два богача”), лирических отрывков (“Как хороши, как свежи были розы…”), описаний (“Русский язык”) и т. д.
(No Ratings Yet)
- С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ “БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ” ДАНТЕ Произведение Данте “Божественная комедия” – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к...
- КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
- Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
- Нет и не может быть у Некрасова стихов без “кипенья человеческой крови и слез”, с которыми он сталкивается повсюду. Это действительно так, но нельзя не утверждать, что любовная лирика Некрасова...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие повестей Повести “Ася” и “Первая любовь” принято объединять общим условным названием “повести о первой любви” (вместе с повестью “Вешние воды”)....
- Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в...
- Сюжет рассказа “Бежин луг” И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провел в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился...
- Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к...
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, НАПИСАННЫЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ Роман “Что делать?” замечателен правдивым воспроизведением общественного конфликта между людьми старого, отживающего мира и людьми новыми, из демократических кругов, сторонниками нового материалистического и...
- Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
- К середине 1850-х годов Тургенев стал известен благодаря своим рассказам и повестям. Пытаясь оставить “старую манеру”, он решает развить свое Творчество и переходит к большим эпическим формам. Опираясь на опыт...
- РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
- Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
- Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна....
- ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” 1 вариант В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны...
- Русская литература 2-й половины XIX века “Без страстей и противоречий нет жизни…” (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Факт противостояния в романе И. С. Тургенева...
- И. С. Тургенев был характерным представителем классической русской литературной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками...
- Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия...
- Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
- МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью... В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена,...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. А. Гончаров Идейно-художественное своеобразие романов И. А. Гончарова Романы Гончарова (в первую очередь “Обыкновенная история” и “Обломов”) представляют нам не только типы, характерные для...
- Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного...
Идейно-художественные особенности лирики Тургенева
Сочинение по произведению на тему: Художественные особенности лирики Блока
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить! Александр Блок
Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в. лицах есть.
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений - символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях "Прекрасная Дама", "Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в "Незнакомке" перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "и бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета - "синий плащ". Его не просто надевает любимая - в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", - уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
("На поле Куликовом")
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока - не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
("Ты - как отзвук забытого гимна...")
Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
Отложила молодица Зимнюю кудель...
Поглядеть, как веселится В улице апрель!
Раскрутился над рекою Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.
(Из цикла "Ненужная весна")
Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией.
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
("На железной дороге")
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), "зеленые" (вагоны }