И все таки она вертится кто танцует. А все-таки она вертится

И все таки она вертится кто танцует. А все-таки она вертится

Зачастую, используя цитаты, мы забываем о людях, которым эти слова принадлежат. А между тем, у каждой фразы, ставшей крылатым выражением, есть не только автор, но и история ее возникновения. Кто сказал "И все-таки она фраза также имеют свою историю и своего автора, хотя большинство из нас об этом не знает.

Крылатая фраза "И все-таки она вертится" - о чем речь?

Со времен древней Греции единственно правильной моделью мироздания была геоцентрическая модель. Проще говоря, Земля являлась центром вселенной, а Солнце, луна, звезды и другие небесные тела вращались вокруг нее. Считалось, что Землю от падения удерживает некая опора - кто-то из древних ученых предполагал, что наша планета покоится на трех огромных слонах, которые в свою очередь стоят на гигантской черепахе, кто-то считал, что такой опорой является мировой океан или сжатый воздух. В любом случае, независимо от типа опоры и формы Земли, именно эта теория принималась католической церковью, как соответствующая Священному Писанию.

В период первой научной революции, происходившей в эпоху Возрождения, широкое распространение получила гелиоцентрическая теория мироздания, согласно которой, в центре вселенной находится Солнце, а все остальные объекты вращаются вокруг него. Строго говоря, гелиоцентрическая модель появилась гораздо раньше - о таком порядке движения небесных тел высказывались еще античные мыслители.

Откуда пошло это изречение?

В средние века католическая церковь рьяно контролировала все научные труды и гипотезы, и ученые, высказывавшие мысли, отличные от церковных представлений о мироздании, подвергались гонениям. Когда астрономы начали говорить о том, что Земля не является центром вселенной, а всего лишь вращается вокруг Солнца, священнослужители не приняли новую версию структуры вселенной.

Согласно распространенной легенде, ученый, утверждавший, что центром вселенной является Солнце, а все остальные небесные тела (и Земля в том числе) вращаются вокруг него, был приговорен святой инквизицией к сожжению на костре за еретические взгляды. И перед исполнением приговора он топнул ногой о помост и сказал: "И все-таки она вертится!". Кто на самом деле является ученым в этой легенде? Таинственным образом в ней смешались сразу три великих личности того времени - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно.

Николай Коперник

Николай Коперник - польский астроном, который положил начало новым взглядам на строение и порядок движения тел во вселенной. Именно он считается автором гелиоцентрической ставшей одним из толчков к научной революции эпохи Возрождения. И хотя Коперник был тем ученым, который способствовал широкому распространению нового видения мироздания, при жизни гонениям церкви он не подвергался, и умер в своей постели от тяжелой болезни в возрасте 70 лет. Более того, сам ученый был священнослужителем. И только в 1616 году, спустя 73 года, католическая церковь издала официальный запрет на защиту и поддержку гелиоцентрической теории Коперника. Основанием такого запрета было решение инквизиции о том, что взгляды Коперника противоречат Священному Писанию и ошибочны в вере.

Таким образом, Николай Коперник не мог быть автором знаменитого изречения - при жизни его не судили за еретические теории.

Галилео Галилей

Галилео Галилей - итальянский физик, который являлся активным сторонником гелиоцентрической теории Коперника. Действительно, в итоге поддержка этих идей привела Галилео к инквизиционному процессу, в результате которого он был вынужден покаяться и отречься от гелиоцентрической системы мироздания. Однако он был приговорен к пожизненному заключению, которое впоследствии было заменено домашним арестом и постоянным надзором святой инквизиции.

Этот судебный процесс стал символом противостояния науки и церкви, но вопреки распространенному мнению, нет никаких подтверждений, что именно Галилео Галилей "А все-таки она вертится" сказал и был автором этих слов. Даже в биографии великого физика, написанной его учеником и последователем, нет ни одного упоминания об этом крылатом выражении.

Джордано Бруно

Джордано Бруно - единственный из трех ученых, которого сожгли на костре, хотя произошло это в 1600 году - на 16 лет раньше появления запрета гелиоцентрической теории. Более того, ученого признали еретиком по совершенно другим причинам. Несмотря на сан священнослужителя, Бруно придерживался идей, о том, например, что Христос был магом. Именно по этой причине Джордано Бруно сначала был заключен под стражу, а спустя несколько лет, так и не признав свои убеждения ошибочными, был отлучен от церкви как непреклонный еретик и приговорен к сожжению. В сохранившихся до нашего времени сведениях о суде над Бруно указано, что в приговоре вообще не упоминается наука.

Таким образом, Джордано Бруно не только не имеет никакого отношения к знаменитому выражению, он был осужден за мысли, не имеющие ничего общего ни с теорией Коперника, ни с наукой в целом. Поэтому часть легенды о церкви, борющейся с неугодными учеными с помощью таких радикальных методов, тоже является вымыслом.

Кто сказал "И все-таки она вертится!"?

К чему мы пришли? Кому же на самом деле принадлежат эти знаменитые слова, если Галилей не кричал "А все-таки она вертится"? Считается, что эта фраза начала приписываться Галилею вскоре после его смерти. На самом деле, испанский художник Мурильо является тем, кто сказал "И все-таки она вертится". Точнее даже не сказал, а нарисовал. В 1646 году один из его учеников написал портрет Галилея, на котором ученый изображен в темнице. И лишь спустя почти 2,5 века искусствоведы обнаружили за широкой рамой сокрытую часть картины. На фрагменте под рамой были изображены эскизы планет, вращающихся вокруг Солнца, а также фраза, ставшая знаменитой на весь мир и сохранившаяся сквозь века: "Eppus si muove!".

Все уже наверное в курсе этого заблуждения, но все же давай по порядку. Первым человеком, внесшим серьезный вклад в школьный учебник астрономии, был Николай Коперник. Он жил в XVI веке, часто глядел в небо и однажды понял, что Земля вертится вокруг Солнца. Умер он своей смертью в 70 лет, потому что не кричал на площадях: «Земля вертится, пацаны!» – а тихо выводил в блокнотике никому не понятные формулы.

А вот поэта и мистика Джордано Бруно, который был следующим, как раз сожгли. Из трудов Коперника он понял лишь, что Земля – мелкая планетка, каких во Вселенной множество, и эта идея хорошо легла на придуманное им религиозное учение. В 1584 году Бруно начал гастролировать по городам с проповедями, и его сожгли за еретизм через 16 лет.

Галилей был третьим.

Молодой флорентиец Галилео Галилей, учившийся в Пизанском университете, обратил на себя внимание профессоров не только умными рассуждениями, но и оригинальными изобретениями. Увы, одаренного студента отчислили с третьего курса - у отца не было денег на его учебу. Но у юноши нашелся покровитель, богач маркиз Гвидобальдо дель Мойте, увлекавшийся науками. Он поддержал 22-летнего Галилея. Благодаря маркизу в мир вошел человек, который проявил свой гений в математике, физике, астрономии. Еще при жизни его сравнивали с Архимедом. Он первым заявил, что Вселенная бесконечна.

Бесспорно, такой одаренный молодой человек и без маркиза пробился бы в жизни. Галилео обладал настойчивым характером, умел отстаивать свое мнение и не боялся опровергать общепризнанные авторитеты. В своем даровании он был универсален - самозабвенно любил музыку, унаследовав способности от отца, известного флорентийского композитора, проявил себя литератором, поэтом, овладел медицинскими навыками. Но, познакомившись с физикой, математикой и астрономией, понял, что его путь - наука.

Его первый трактат «О движении» всколыхнул ученый мир того времени. В нем Галилей доказал, что свободное падение разных тел происходит с одинаковым ускорением. И это ускорение не зависит от веса падающего тела. Его вывод противоречил представлениям аристотелевской, схоластической физики, но Галилей доказал это экспериментальным путем. Рассказывают, что он забирался на Пизанскую башню и с верхнего этажа сбрасывал чугунные шары разного веса…

Галилео Галилей родился в Пизе, но детство и юность его прошли во Флоренции. Вначале он учился в монастыре Валломброза, хотел стать священником, изучал труды церкви. Но отец, обнаруживший в нем большие способности, был против и отправил его в университет Пизы для изучения медицины. Именнов университете Галилей, отличавшийся необыкновенной любознательностью, стал посещать лекции по геометрии. Среди преподавателей он быстро завоевал репутацию спорщика, который высказывал собственное мнение по различным научным вопросам.

В 1592 году Галилею предложили кафедру математики в Падунском университете, руководителем которой он оставался 18 лет. Это был наиболее продуктивный период его преподавательской и научной деятельности. Тогда он открыл закон инерции, согласно которому тело находится в состоянии покоя, если на него не действуют никакие силы. И оно может двигаться прямолинейно и равномерно сколько угодно времени под действием внешней силы, если на него не воздействуют другие силы. Узнав, что в Голландии появилась увеличительная труба, с помощью которой можно наблюдать звезды на небе, он изготовил телескоп с 32-кратным увеличением. Он одним из первых обнаружил на Луне кратеры, горные хребты, разглядел на Солнце пятна. Свои наблюдения он изложил в книге «Звездный вестник », которая вышла в 1610 году.

Наблюдая за небесными светилами, Галилей, как и Коперник, пришел к гелиоцентрической системе, убедился в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но этот научно доказанный взгляд противоречил догматам церкви. Галилео был католиком, верующим, он не собирался отказываться от идеи Бога, но не мог и не сказать об очевидном, и законы физики подтверждали его наблюдения.

Галилей перед Святым Судилищем. Художник Ж. -Н. Робер-Флёри. 1847 г.

Эта его позиция возмутила церковников. На Галилея поступил донос, где его обвинили в ереси. В 1615 году он отправился в Рим для оправданий перед инквизицией. Сочинения Коперника тогда были уже занесены в список запрещенных. Галилею пришлось очень осторожно говорить о своих научных открытиях. Его предупредили и отпустили. А в 1633 году состоялся знаменитый процесс, на котором ему пришлось публично покаяться и отказаться от своих «заблуждений». По легенде, Галилей уже после приговора произнес ставшую знаменитой фразу: «А все-таки она вертится».

Оказавшись узником инквизиции, он 8 лет уединенно жил в Риме, затем под Флоренцией. Ему запретили публиковать свои работы, производить эксперименты. Но несмотря на все ограничения, запреты и начавшуюся слепоту, Галилей продолжал работать. Он полностью ослеп в 1637 году и через 5 лет умер в заточении. Его прах через сто лет был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с Микеланджело.

В 1992 году Папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Судя по свидетельствам друзей и письмам самого Галилея, его взгляды после показного покаяния не изменились, он по-прежнему был убеждён во вращении Земли. Однако не существует доказательств того, что Галилей говорил данную фразу. Биография Галилея, написанная в 1655–1656 гг. его учеником и последователем Винченцо Вивиани, не содержит никаких упоминаний этой фразы.

Впервые в печати эти слова были приписаны Галилею в 1757 году (то есть через 124 года после его отречения) итальянским журналистом Джузеппе Баретти в его книге The Italian Library . Миф стал широко известен в 1761 году, после перевода книги Баретти на французский. В частности, в книге Querelles Litteraires («Литературные распри»), вышедшей в Париже в 1761 г., Огюапен Симон Трэл написал: «уверяют, что Галилей, отпущенный уже на свободу, мучимый угрызениями совести, однажды всё-таки сказал, топнув ногой: „А всё-таки она вертится!“, - имея в виду Землю»

Или еще вариант: она благодаря знаменитому художнику Мурильо, которому после смерти Галилея был заказан его портрет. Заказ был выполнен одним из учеников Мурильо в 1646 году. И только через 250 лет искусствоведы установили, что широкая рама искусно скрывает «еретическую» часть картины, на которой видны астрономические эскизы, показывающие вращение Земли вокруг Солнца, и знаменитые слова: «Eppus si muove!». Здесь-то вероятно и скрываются корни возникновения легенды.

Позже немецкий поэт и драматург Карл Гуцков (1811 - 1878) вложил эти слова в уста Уриеля Акосты, героя его трагедии «Уриель Акоста» (действ. 4, явл. 11). Эта пьеса часто ставилась в России в конце XIX - начале XX в., что способствовало распространению этого выражения в русском обществе.

Прототип героя этой трагедии - Уриель Акоста (ок. 1585-1640), голландский мыслитель-вольнодумец еврейского происхождения. За выступления против догм иудаизма, против веры в, загробную жизнь подвергался преследованиям со стороны ортодоксов. Покончил жизнь самоубийством.

Фраза - символ уверенности человека в своей правоте, как бы и кто бы ни стремился эту уверенность поколебать.

Вот еще несколько интересных вопросов и ответов: вот например , а уверены ли вы . Вот может вы не знаете или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Со школьной скамьи мы знаем, что Галилео Галилей доказал вращение Земли вокруг Солнца, был принужден инквизицией отречься от этой идеи, однако в конце суда упрямо произнес: «И все‑таки она вертится!» Arzamas объясняет, почему у этой легенды нет никаких фактических доказательств

Подготовила Кася Денисевич

Иллюстрация из книги Джона Джозефа Фэйхи «Галилей, его жизнь
и труды». Лондон, 1903 год
The Internet Archive

Тосканский мыслитель и ученый Галилео Галилей (1564-1642) вошел в исто-рию как мученик науки (как и Джордано Бруно). По легенде, после изнуритель-ного суда, пыток и томления в ватиканских казематах инквизиция вынудила его отказаться от гелиоцентризма, которому он нашел доказательства, наблю-дая звездное небо в изобретенный им телескоп. Прочитав на коленях текст отречения, семидесятилетний старик якобы прошептал: «Eppur si muove!» («И все-таки она вертится!») — имея в виду, что наша планета все же вращается вокруг Солнца и, таким образом, не является центром мироздания. Эта фраза стала символом непреклонности науки перед религией, ученого перед священ-ником — «Я извиняюсь, но в глубине ничуть не изменяюсь» эпохи барокко.

На самом деле непосредственно о физике и астрономии на этом процессе не спорили: защищать коперниковcкую теорию Галилею было запрещено еще семнадцатью годами раньше, в Риме же он лишь пытался доказать, что ему не возбранялось обсуждать это еретическое учение. Пыткой Галилею, скорее всего, угрожали — но большинство исследователей считают, что до физи-ческого насилия дело не дошло (тут надо сказать, что интерес к этому вопросу особенно характерен для советской историографии, в итальянских и англо-язычных источниках он практически не обсуждается за отсутствием каких-либо свидетельств).

Рисунок Оттавио Леони. 1624 год Wikimedia Commons

В камере ему тоже побывать не пришлось: большую часть времени в Риме он прожил в резиденции тосканского посла. В период самых частых допросов он провел две недели в палаццо делла Минерва, где прохо-дили суды инквизиции, — там ему предоставили несколько комнат и слугу. После суда Галилей отправился под домашний арест в свою виллу Арчетри близ Флоренции, где продол-жил работу над книгой о механике, которую успел опубликовать. Все это, впрочем, не отменяет унизительности приговора и тяжести процесса: ученый к тому времени был уже стар и сильно болен, что засвидетельствовал даже флорентийский врач инквизиции — он дал заключение, что на суд в Рим обвиняемый может ехать только с угрозой для жизни.

Одно можно сказать точно: фраза «Eppur si muove» не встречается
ни в одном из современных Галилею источников — ни в протоколах суда, ни в последующих работах и переписке ученого. Ее не зафиксировал и последний ученик и первый биограф Галилея Винченцо Вивиани.

Впервые она появляется в хрестоматии «Italian library», составленной литератором Джузеппе Баретти и опубликованной в Лондоне в 1757 году, то есть спустя 124 года после суда. Баретти пишет: «Как только Галилей был отпущен на свободу, он поднял глаза к небу, затем опустил их на землю, сделал шаг и в задумчивости произнес: „Eppur si muove“».

Некоторые исследователи, в том числе Стиллмен Дрейк и Стивен Хокинг, считают, что вполне в характере Галилея, страстного и нетерпимого к перечащим спорщика, было бы поставить таким образом точку в тяжбе с инквизицией. Он мог сделать это — но, конечно, не в зале суда, где неосторожная фраза обесценила бы все его оправдания и ужесточила приговор, а по пути в резиденцию своего друга и единомышленника архиепископа Асканио Пикколомини. Впрочем, здесь заканчивается наука и начинаются праздные домыслы — по сути, кроме анализа характера ученого, других аргументов в пользу этой теории нет.

Есть, однако, одно доказательство более раннего происхождения легенды о «Eppur si muove». Антонио Фаваро, исследователь конца XIX — начала XX века и куратор титанического труда по публикации всего письменного наследия Галилея, описывает следующую историю. В частной коллекции в Бельгии хранилась картина Бартоломе Эстебана Мурильо или кого-то из художников его школы, изображающая Галилея в тюрьме. В 1911 году полотно было отдано на реставрацию и оказалось, что часть его скрывалась под рамой; там,
на стене за спиной ученого, была обнаружена надпись «Eppur si muove». Картина датирована 1643 или 1645 годом — то есть была создана вскоре после смерти Галилея.

Современный биограф Галилея Джон Хейлброн предполагает, что картина была заказана генералом Оттавио Пикколомини, братом архиепископа Асканио Пикколомини — так что, возможно, именно ему принадлежит фраза, ставшая крылатой.

Источники

  • Stillman D. Galileo at Work: His Scientific Biography.
  • Finocchiaro M. A. The Galileo Affair: A Documentary History.
  • Heilbron J. L. Galileo.
  • McMullin E. The Church and Galileo.

    В Ватикане обратились к прошлому, а точнее к одному из самых громких дел в истории инквизиции — суду над Галилео Галилеем, которого в 1633 году заподозрили в ереси и заставили отречься от собственной теории о вращении Земли вокруг Солнца.

    Конструктора первого телескопа чуть было не приговорили к сожжению. Остаток жизни Галилей провел под домашним арестом. Четыре века спустя Католическая церковь собирается реабилитировать великого итальянца, а в качестве извинения установить в садах Ватикана памятник ученому-революционеру.

    Корреспондент НТВ Андрей Шилов заглянул в архивы.

    Еретик Галилей, осужденный Ватиканом на домашний арест, на самом деле помог верующим лучше понять и созерцать с благоговением творения Божии. Это признал Папа Римский Бенедикт XVI. В Ватикане уже показывают проект статуи Галилея с книгой природы в одной руке и со священным писанием в другой.

    Мэльшор Санчес, заместитель президента Папского совета по культуре: «Конфликт Галилея с понтификом был скорее личным, чем теологическим. Яблоком раздора стал его главный астрономический труд, и тогда Церковь запретила эту книгу. Сейчас мы признаем, что это была величайшая ошибка. Ведь давно доказано, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Просто в те времена это было недоказуемо — Галилей опередил время».

    2009 год — всемирный год астрономии. 400 лет назад в небо впервые посмотрели в телескоп. А догадался сделать это именно Галилей. Физик, астроном, математик, философ — он уже сотни лет в ряду великих ученых. Во все языки вошла его фраза после вынужденного отречения от своей теории: «И все-таки она вертится!»

    Если бы Галилей действительно говорил эту фразу, он бы сказал ее именно у церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Ведь именно здесь оглашали приговор по делу диссидента. На самом деле фразу придумали потом. Но осужденный со следствием особо не сотрудничал, книжек о том, что земля стоит на месте, не писал, то есть на путь исправления не встал.

    Скорее исправился сам Ватикан. Хоть и медленно, но верно. Своя обсерватория у него появилась еще в XIX веке. Сегодня ее только на экскурсиях показывают, потому что во времена радиотелескопов классическая галилеевская труба мало на что годится. Но 4 века назад простой телескопик в полтора метра помог Галилею открыть горы на Луне, спутники Юпитера, разглядеть фазы освещения Венеры и далекие звезды. А судили его не за научный прогресс, подчеркивают в Ватикане.

    Хуан Казановас, астроном Ватиканской обсерватории: «Проблема заключалась в интерпретации святого писания. Ведь там четко написано: „Солнце встает“. Понимаете? Там ничего не написано про Землю, которая повернулась. Таких утверждений там немало, идеи Галилея им полностью противоречили, но только потому, что в те времена Библию воспринимали буквально».

    Реабилитировать великого ученого предложил еще Иоанн Павел II. Спецкомиссия изучила 12 томов галилеевского досье и собирается его издать ( о пытках там нет). Обвинители сами издают труды осужденного — чем не символ признания ошибок?

    Вилла Медичи, где жил Галилей во время судебного процесса, стоит в Риме с шикарным видом на Ватикан. Легко представить, как Галилей смотрел туда с мыслью: «Папа, ты не прав!»

    Невиль Роули, историк: «Я увере: Галилей думал, что его реабилитируют гораздо раньше, чем в начале XXI века. Как говорится, лучше поздно, чем никогда».

    Признание несправедливых репрессий уже и не долгожданное — слишком много веков прошло. Похоже, Церкви эта реабилитация важнее, чем науке.

    «Термин "лженаука" уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "А Земля всё-таки вертится"…». Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

    На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

    Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

    Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

    Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

    Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

    Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000).

    Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

    Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор: «Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс).

    Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

    Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

    Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании.

    Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955).

    Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.