Порядок совершения пятничного намаза в мечети. Пятничная молитва - джума намаз

Порядок совершения пятничного намаза в мечети. Пятничная молитва - джума намаз

Название пятничного намаза «джума» объясняется тем, что мусульмане должны собираться в одно место для совершения этого намаза. Однако известно и другое мнение, что намаз называется так потому, что этот день вбирает в себя множество благ.

До прихода Ислама арабы называли пятницу «Аруба». Сообщается, что когда мекканские курайшиты стали собираться в этот день, Ка’б ибн Луейй назвал этот день «джума».

Мусульмане до переселения в Медину джума намаз не совершали. Как передает Даракутни, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) послал Мус’аба ибн Умайра (умер в 3/626 хиджры) в Медину призывать людей к Исламу. Потом письмом сообщил Мус’абу, чтобы он собирал в пятницу людей, и чтобы они все вместе совершали два ракаата намаза. После этого мусульмане собрались на земле, принадлежащей Ас’аду бин Зурару (умер в 1/622 году), которая находилась за пределами Медины, и стали совершать джума намаз.

По словам ибн Сирина, жители Медины совершали этот намаз еще до прибытия туда Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда ему еще не было дано откровение по поводу джума намаза. И именно те мусульмане (жители Медины) назвали этот день «джума». Однажды они собрались и решили так: «Иудеи имеют свой день для поклонения. Такой же день есть у христиан. Давайте и мы выберем себе день для поминания Аллаха и коллективного совершения намаза. Пусть этим днем будет “Аруба”».

Если принять во внимание, что аят, в котором повелевалась обязательность намаза джума, был ниспослан в Медине, а Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) руководил намазом джума в долине, принадлежащей Бани Салим бин Ауф, то получается, что намаз джума, совершенный Мус’абом бин Ас’адом был выполнен еще до того, как этот намаз был предписан как фард.

В книгах по истории сообщается, что сотворение вселенной было начато в пятницу, и конец этого мира будет в пятницу, поэтому этот день занимает большое место в вероучении Ислама. В других божественных религиях пятница также считалась особым днем, но для поклонения в них выделены другие дни.

Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) сообщил слова Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Мы – самые последние, кому дана Книга (небесная), но в Судный день мы будем первыми. Среди них (последователей других религии) возникли противоречия относительно пятницы, которую Аллах предписал им. А Аллах этот день (священность этого дня) показал нам. Другие люди последовали за нами. Следующий день (суббота) принадлежит иудеям, а следующий день (воскресенье) – христианам» .

Также Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) сообщил такие слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Когда у Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросили, почему день называется «джума», он ответил:

«Нет сомнений, что ваш отец (праотец) Адам был сотворен в этот день. Судный день наступит в этот день, воскрешение будет происходить в этот день, и люди будут подвергнуты допросу в этот день. В последние три часа пятницы есть такое мгновение, что сделанная ду’а (молитва) будет обязательно принята» .

А — Доказательства, на которых основана обязательность намаза джума

Обязательность намаза джума исходит из предписаний Книги, сунны и доказательств иджмы.

  1. Доказательство из Корана.

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» .

Слово «зикр» (поминание) позднее было растолковано как «намаз джума» и «хутба» (проповедь).

  1. Доказательства из сунны.

В отношении условий выполнения намаза джума, достоинств его совершения, а также в отношении тех, кто не совершает этот намаз, известно много хадисов. Некоторые из них будут приведены в соответствующих главах. Здесь мы ограничимся хадисом, приведенным Абдуллахом бин Умаром: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелел:

«Для услышавшего азан к намазу джума совершение намаза джума является фардом» .

  1. Доказательства из иджмы.

Все ученые единогласны в том, что совершение намаза джума является фардом, однако расходятся в условиях и форме выполнения этого намаза.

Теперь рассмотрим подробнее условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума. Больше внимания уделим вопросам места выполнения этого намаза, его действительности, количества людей. По этим вопросам и возникают разногласия.

Б — Условия для фарда намаза джума

Намаз джума, как и термины «намаз», «пост», «хадж», «закят», с точки зрения «усулюль-фикх» (методики), является термином, имеющим свойства «муджмал» (неполное, скрытое пояснение). Поэтому возникла необходимость толкования аятов, хадисов и пояснений сподвижников относительно формы и условий выполнения этого намаза, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Выполняйте намаз так, как выполняю я! »

В хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллахом, эти условия определены следующим образом:

«Для тех, кто верует в Аллаха и в Судный день, совершение намаза джума является фардом. Исключение составляют лишь путники, невольники, дети, женщины и больные» .

Всем мужчинам, не имеющим уважительной причины, посещение пятничной молитвы обязательно. Исходя из этого, для действительности намаза джума существуют следующие условия:

Обязателен мужчинам. Совершение намаза джума для женщин не является фардом. Но если они совершили коллективный намаз (намаз джума), то намаз зухр им можно не выполнять.

Быть свободным. Невольникам и пленникам, а также тем, кто находится в местах лишения свободы, достаточно вместо намаза джума совершить намаз зухр.

Быть «мукым» (постоянно проживать в определенной местности). Для путника совершение намаза джума не является фардом, так как путешествие связано со значительными трудностями. Например, трудно найти место, куда можно сложить вещи, или имеется вероятность отстать от спутников. Поэтому для путников существуют правила, по которым выполнение религиозных предписаний облегчается.

Быть здоровым и не иметь недугов. Тем людям, у которых, посещение мечети для намаза джума может вызвать ухудшение состояния или отдалить выздоровление, джума не является фардом. Также позволяется не посещать намаз джума ухаживающим за больными, пожилым людям, незрячим, инвалидам, страдающим чесоткой (и другими кожными заболеваниями), а также дежурным полиции и пожарной службы. Им достаточно совершить вместо джума намаз зухр. Если у таких людей есть возможность присоединиться к джамаату, то им разрешается пойти в мечеть для совершения намаза джума.

В — Условия, соблюдение которых необходимо для действительности намаза джума

Чтобы намаз джума был действительным, должны иметь место следующие обстоятельства:

  1. Место, где совершается намаз джума, должно находиться в черте города, или же этот населенный пункт должен иметь статус города.

Данное требование исходит из некоторых сообщений и практических действий сподвижников. Передают следующие слова Али (радиаЛлаху ‘анху): «Намаз джума, такбиру ташрик, праздничные намазы Рамадан и Курбан совершаются только в многолюдных городах или в “касаба” (небольшой городок)». Ибн Хазм (умер в 456/1063 году) утверждал, что этот хадис носит достоверный характер. Этот же хадис со слов Али (радиаЛлаху ‘анху) через Абу Абдуррахмана ас-Сулями сообщил Абдурраззак. Мусульманские правоведы считают эти слова Али (радиаЛлаху ‘анху) достаточными для принятия во внимание и руководства.

Выражение «многолюдный город», употребленное в этом хадисе, исламские правоведы толкуют следующим образом.

По мнению Абу Ханифы (умер в 150/767 году), «многолюдным городом» считается населенный пункт, у которого есть правитель, судья, в котором есть улицы, рынок и кварталы, где проживают люди. Тогда как Абу Юсуф (умер 182/798 году) высказал мнение, что городом называется местность, в которой проживает столько людей, что самая большая мечеть не может вместить их всех. Имам Мухаммад (умер в 189/805 году) считал, что городом называется та местность, которую признали городом правители.

Имам Шафии (умер в 204/819 году) и Ахмад бин Ханбал (умер в 241/855 году) в качестве критерия принимают количество людей. Они считают, что местность, где проживает около 40 людей, находящихся в здравом уме, достигших совершеннолетия, свободных и постоянно проживающих там, является городом, поэтому ее жителям выполнение намаза джума обязательно, то есть фард.

Имам Малик (умер в 179/795) утверждал, что каждый населенный пункт, в котором есть мечеть и рынок, считается городом. Город и село – это слова-синонимы. При этом количество и плотность населения не имеет значения.

Ученые, считающие, что намаз джума можно совершать в небольших населенных пунктах, в качестве доказательства приводят следующие факты:

1. Абу Хурайра (радиаЛлаху ‘анху) (умер в 58/677), будучи наместником в Бахрейне, спросил у Умара (радиаЛлаху ‘анху) о намазе джума. Тот ответил: «Где бы вы ни находились, совершайте намаз джума».

2. Умар бин Абдульазиз (умер в 101/720) в своем письме командующему армией Ади бин Ади писал: «Что касается деревень, жители которых не проживают в шатрах, то назначь туда ответственных лиц, которые руководили бы намазом джума».

3. Имам Малик сообщил, что сподвижники совершали намаз джума на берегу рек, расположенных между Меккой и Мединой, хотя в тех местах никогда не было городов.

4. Ибн Аббас говорил, что после Мечети Пророка в Медине первый намаз джума совершили в Бахрейне, в селе Джуваса.

Ученые, считающие, что намаз джума совершают лишь в больших населенных пунктах, приводят следующие доводы:

1. Так как Умар (радиаЛлаху ‘анху) знал, что сподвижники не станут совершать намаз джума в пустыне и степи, то приказал: «В каком бы вы (городе) ни находились, совершайте намаз джума».

2. Мнение Умара бин Абдульазиза является персональным, поэтому ученые не принимают его слова в качестве доказательства.

3. Место «Айле», где совершили намаз джума, представляет собой порт на Красном море, а Джуваса – это важный форпост в Бахрейне, принадлежащий Абдулькайсу. И хотя эти места являются «каръя» (поселками), но, так как здесь были силовые структуры и проживали правители, они считались городами. А то, что ибн Аббас назвал Джувасу деревней, не мешает считать ее городом того времени, ибо на их наречии слово «каръя» означало как деревню, так и город. И в Коране слово «каръя» использовано в этом смысле:

«Еще они сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан какому-либо важному мужу из двух известных селений?» .

Два «каръя» – это города Мекка и Таиф. С другой стороны, Мекку называют еще «Уммуль-кура» (мать деревень), а в том, что Мекка была городом, нет никаких сомнений. А раз Джуваса была крепостью, значит, в ней были правители, судьи и ученые. Поэтому ас-Сарахси (умер в 490/1097) в отношении Джувасы использует наименование «мыср» (город). Абдурраззак отмечает, что Али (радиаЛлаху ‘анху) считал «мысром» (городом) Басру, Куфу, Медину, Бахрейн, Мысыр, Шам, Джазиру и, возможно, Ямаму в Йемене.

Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370/980) говорил: «Если бы выполнение намаза джума было дозволено в деревнях, как это разрешается в городах, то в силу необходимости, об этом бы сообщили». И он добавлял, что по сообщению Хасана, наместник Хадджадж, не совершая намаз джума, постоянно жил в селе.

Ибн Умар (умер в 74/693) говорил: «Места, близкие к городу, считаются городом», тогда как Анас бин Малик (умер в 91/717), находясь в Ираке, проживал в деревне, расположенной в 4 фарсахах от Басры. Иногда он приходил на намаз джума, а иногда – нет. Этот факт свидетельствует о том, что совершение намаза джума дозволено только в центре, в самих городах.

Примеры из практики

1. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) при жизни совершал намаз джума только в центре Медины. Мусульмане, проживающие в окрестности города, приходили сюда.

Досточтимая Айша (умерла 57/676) рассказывала: «При жизни Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мусульмане приходили с «мензиля» и «авали» в Медину для совершения намаза джума поочередно».

«Мензиль» переводится как «окрестности города вместе с домами и садами», а «авали» – это маленькие населенные пункты, расположенные недалеко от Медины на расстоянии 2-8 миль, в стороне Неджда. И так как сподвижники приходили оттуда на намаз джума поочередно, следовательно, намаз джума не был для них фардом. В противном случае, им было бы приказано совершать намаз джума коллективно в местах проживания или же всем вместе приходить в Медину. С другой стороны, известно, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повелел жителям Куба (расположенной в 2-х милях от Медины) присутствовать в Медине для совершения намаза джума.

2. Когда в период правления «хулафаур-рашидин» (четыре праведных халифа) было завоевано множество стран, джума выполняли только в центре города. Это свидетельствует о том, что они считали совершение джума в городе (большом населенном пункте) одним из обязательных условий для действительности намаза. Намаз зухр является фардом, поэтому его невыполнение может быть только на основе твердого «насса» (предписаний аятов и хадисов). Четкое определение «насса» предписы- вает выполнение намаза джума. Этот намаз является самым главным символом Ислама, а осуществление этого возможно лишь в прекрасных городах.

В свете приведенных в исторических источниках сведений данный вопрос можно рассмотреть в следующих аспектах:

а) Города и поселки

Каждый населенный пункт, в котором есть управляющий, муфтий и органы правопорядка, обладающие полномочиями и возможностями для контроля над соблюдением законов и сохранением порядка в обществе, является городом. Позднее в произведениях исламских правоведов не придавалось особого значения наличию дорог, рынков и базаров, так как в любом городе или поселке все это есть. В мечетях и местах отправления религиозных ритуалов таких населенных пунктов разрешено выполнение намазов джума. Все ученые единодушны в этом вопросе. По этому определению, областные центры считаются городами. Их можно сравнить с Меккой и Мединой, относительно которых нет сомнений, что они являются городами.

б) Места, считающиеся городами

Населенный пункт, в котором проживает столько людей, обязанных совершать намаз джума, что, несмотря на то, что там имеется большая мечеть, она не вмещает всех желающих, также считается городом. Данное определение в духе Абу Юсуфа. Большинство исламских правоведов, живших в более поздние времена, издавали фетву, исходя именно из этого. Если в населенном пункте есть представители власти, то, по мнению Имама Мухаммада, это место также считается городом. По этому критерию, районные центры и многие поселки считаются городом.

  1. Наличие разрешения, выданного государственными органами

Вопрос о «наличии разрешения, выданного представителем власти», чтобы намаз джума считался действительным, издавна был предметом спора между исламскими правоведами. Некоторые из них утверждали, что разрешение обязательно, но были и такие, которые не считали это нужным. Мы хотим привести доводы оппонентов и затем дать им оценку.

a) Взгляды ханафитов

По мнению правоведов-ханафитов, для совершения намаз джума обязательно иметь разрешение. В своем выводе они опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром:

«Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя (справедливого или тирана), не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела» .

В этом хадисе, чтобы джума был фардом, ставится необходимое условие о наличии правителя. При этом не имеет никакого значения: справедливый он или несправедливый.

Так как намаз джума совершается при большом стечении народа и хатыб (проповедник) выступает перед ними с речью, большое значение имеет сохранение общественного порядка. Если не принимать разрешения гос-органов как необходимое требование для совершения намаза джума, среди народа могут возникнуть волнения. Кроме того, руководство намазом и чтение хутбы представляет собой почетную обязанность, поэтому среди религиозных служащих может возникнуть соперничество. Также может помешать совершению намаза личная неприязнь или корыстные интересы отдельных лиц. Желание каждой группы руководить намазом сводит к нулю всю пользу от намаза джума. Если одна группа решит совершить намаз, а другая откажется, главная цель не будет достигнута. Одним словом, учитывая «психологию толпы» и другие причины, выполнение намаза джума должно происходить под контролем властей.

Но если власти проявят равнодушие к этому или без особой причины решат воспрепятствовать совершению намаза джума, мусульманам можно собраться и совершать намаз под руководством одного из имамов. По этому вопросу Имам Мухаммад приводит следующее доказательство:

«Когда Усман (радиаЛлаху ‘анху) находился в Медине под осадой, остальные сподвижники собрались и совершили намаз джума под руководством Али (радиаЛлаху ‘анху)» .

Бильмен отмечает, что в «даруль- харб» дозволено так поступать.

Нужно ли, чтобы глава государства или областные и районные руководители лично возглавляли намаз джума?

По этому вопросу ибн уль-Мунзир сказал: «Издавна было заведено, чтобы намазом джума руководили главы государств или назначенные ими лица. Но если их нет, люди совершали намаз зухр».

Однако позже подобная практика канула в лету и эту обязанность взяли на себя имамы и хатыбы. В своде законов фикха «аль-Фатаваи хиндия» сказано:

«Нынешнее положение дел таково, что начальник полиции, губернатор или кады (прокурор) не могут возглавлять намаз джума, так как (государством) на них эта обязанность не возложена. Исключением является тот случай, если руководство намазом джума вменено им в обязанность в инструкции или в приказе назначения на должность».

Когда Усман (радиаЛлаху ‘анху) был избран халифом, на первом после вступления на пост намазе джума во время хутбы он от волнения потерял дар речи. Когда он оправился от волнения, то дал понять, что в дальнейшем хутбу могут читать хатыбы с правильной дикцией. Ясно, что если главой государства является женщина, принцип руководства намазом джума может не осуществляться. В таких случаях намазом руководит лицо, назначенное главой государства.

б) Взгляды большинства

По мнению Имама Шафии, Малика и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума разрешение властей не является обязательным условием. Это мустахаб или проявление такта и уважения. Высказывая это мнение, они опираются на принцип «кыяс», то есть сравнивают намаз джума с обязательным намазом. Как для совершения пятикратного обязательного намаза джамаатом не требуется разрешение властей, так и не требуется для намаза джума. Другим доказательством является случай из истории, когда мятежники заключили Усмана дома, и Али (радиаЛлаху ‘анхума) без разрешения халифа возглавил намаз джума.

Ханафиты утверждают, что Али (радиаЛлаху ‘анху) принял решение возглавить намаз по той причине, что народ собрался на намаз, а для получения разрешения у халифа не было возможности. Поэтому поведение Али (радиаЛлаху ‘анху) не доказывает, что можно каждый раз совершать намаз джума без разрешения властей.

В итоге можно сказать, что ханафиты придавали большое значение сохранению порядка в обществе.

  1. Численность джамаата

Взгляды правовых школ также различаются по вопросу численности джамаата, необходимого для действительности намаза джума.

Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие двоих мужчин. Доказательством является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма:

«Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха» .

Абу Ханифа считал, что множественное число употребляется в отношении трех человек, а его ученики считали, что в отношении двух.

По известному мнению Имама Шафии и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума должно быть сорок мужчин, умственно полноценных, свободных, достигших совершеннолетия и проживающих в определенной местности. Что касается местности, где нет столько мужчин, то там намаз джума не совершается. В качестве довода они приводят историю совершения мусульманами первого намаза джума в местечке под названием Бани Баяда Харра, где в намазе участвовало 40 человек.

Имам Малик не указывает на какое-либо число участников. По его мнению, джамаат по численности может быть гораздо меньше сорока человек, например, из 12 человек. Доказательство следующее: «Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) читал хутбу, находясь на минбаре. В это время стояла засуха. И тут пришла весть, что в Медину прибыл караван. Люди, узнав об этом, покинули мечеть, и там осталось всего 12 человек. Аят об обязательности совершения джума был ниспослан именно в этот момент».

Так как во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его сподвижников намаз джума совершали с участием различного количества людей, то лучше не ставить условие об участии определенного количества людей, а, как ханафиты, ограничиться понятием «джамаат», так как указание в хадисах на конкретное количество людей может быть чистой случайностью.

  1. Одновременное совершение намаза джума в нескольких местах в одном городе

Причиной разногласий, возникших по этому вопросу, является то, что во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его сподвижников намаз джума совершали только в центре города и в одной мечети.

Абу Ханифа и Имам Мухаммад считают, что можно совершать намаз джума сразу в нескольких местах города. В книге «аль-Фатаваи хиндия» сказано, что это наиболее достоверное мнение ханафитов, но в тоже время ее авторы приводят и совершенно противоположное мнение. Абу Юсуф говорил, что в случае необходимости в одном районе можно совершать намаз джума только в двух мечетях.

Сначала Имам Шафии утверждал, что в одном районе намаз джума можно совершать только в одной мечети, но, когда увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, промолчал.

Ученые, утверждающие, что в одном городе можно совершать намаз в нескольких мечетях, приводят следующие доводы: пока Усман находился в окружении мятежников, Али (радиаЛлаху ‘анхума) руководил намазом джума. Кроме того, он возглавил праздничный намаз за пределами Медины, в пустыне. А пожилые и слабые люди совершили намаз в центре города. Правила совершения праздничного намаза такие же, как намаза джума. С другой стороны, хадис: «Намаз джума совершают лишь в многолюдном городе» имеет абстрактный характер и не указывается, что в таком городе намаз совершают только в одной мечети. Ведь если город большой, то очень сложно вместить всех людей в одну мечеть.

В аятах Корана говорится:

«Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу».

«И не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения».

  1. Вакт (время)

Время выполнения намаза джума – это время совершения намаза зухр. Анас ибн Малик говорил: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу». Еще до хижры, отправляя Муса’ба ибн Умайра проповедником в Медину, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщил ему, чтобы он совершал намаз джума в то время, как солнце начнет склоняться к закату. Если намаз джума не совершили, то делают када намаза зухр. Ахмад бин Ханбаль утверждал, что намаз джума можно выполнять до наступления времени намаза зухр, тогда как Имам Малик добавлял, что можно и после окончания времени.

  1. Хутба (проповедь)

Выражение в аяте «спешите к поминанию Аллаха» означает «намаз джума» и «хутба» (проповедь). Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не совершал намаз джума без хутбы. Если хутба не представляла бы собой необходимое условие, он бы не всегда читал ее, показывая, что хутба не является фардом. Со слов ибн Умара и досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анхума) известно, что из-за хутбы намаз джума совершали в 2 ракаата. Поэтому после наступления времени намаза перед джамаатом необходимо прочитать хутбу. Если кто-то не будет присутствовать на хутбе, а придет позже, то его намаз считается недействительным.

Необязательно слышать хутбу, достаточно присутствовать. По мнению Абу Ханифы, рукн (условие) хутбы – поминание Аллаха. Поэтому достаточно, если сказать «Альхамдулиллях» или «Субханаллах», или «Ля иляха иляллах» с намерением прочитать хутбу, ибо в аяте «спешите к поминанию Аллаха» не указывается количество зикра. Усман (радиаЛлаху ‘анху), только став халифом, на первом намазе джума произнес лишь «Альхамдулиллях» и потом от волнения потерял дар речи, после чего сошел с минбара и совершил намаз джума.

Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают, что достаточно произнести длинный зикр, который можно назвать хутбой. Например, размером с «ат-Тахийят», хамд, салават и молитву за всех мусульман.

Ваджибы хутбы:

б) Быть в состоянии ритуальной чистоты;

в) Аурат должен быть прикрытым.

Сунны хутбы:

Разделить хутбу на две части, чтобы между промежутками можно было прочитать один тасбих или три аята. Поэтому считается, что две хутбы.

В каждой хутбе нужно произнести «хамд», «шахаду», «салават».

Кроме того, в первой хутбе необходимо прочитать аят и небольшое наставление.

Во второй хутбе вознести молитву за мусульман.

Во время чтения второй хутбы хатыб должен немного понизить голос.

Слишком не затягивать хутбу.

Чтение сур из «Тывали муфассал», то есть от суры «аль-Хужурат» до суры «аль-Бурудж», является макрух. Этого нужно избегать, особенно в зимнее время, чтобы не утомлять джамаат.

Как только хатыб восходит на минбар, муаззин должен прочитать азан. Так делали во времена Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Сайб бин Йазид (радиаЛлаху ‘анху) говорил: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу Бакра и Умара (радиаЛлаху ‘анхума) в пятницу читали один азан. Но когда халифом стал Усман, из-за роста числа населения он приказал читать второй азан на рынке Медины в местности Зарва. Рядом с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) азан читал один и тот же человек».

Как только прочитают второй (внутренний) азан, хатыб должен встать, про себя прочитать «А’узу» и вслух произнести восхваления (хамд) Аллаху, затем прочитать хутбу мусульманам. В странах, захваченных в результате военных действий, хатыб при чтении хутбы должен держать в руке меч. Это символизирует силу и мощь Ислама, показывает силу, на которую опираются муджахиды. Как только заканчивают чтение хутбы, муаззин должен произнести икамат. Это тоже является сунной хутбы.

Г — Некоторые вопросы, связанные с намазом джума

С давних времен было разрешено совершать намаз джума в некоторых селах. Если в пятничный день житель пригородного села приедет в город с намерением оставаться в обеденное время, совершение джума становится для него фардом. Если у него есть намерение уехать до обеда, то джума не становится фардом. Также джума не становится фардом, если у него есть намерения выехать из города во время намаза джума. Препятствующей намазу причиной может быть движение транспорта по расписанию в направление села или же отсутствие попутного транспорта. В подобных случаях можно не ждать начала совершения намаза джума, а совершить намаз зухр.

Дозволено выходить в путь в пятницу с утра. Но неодобрительно (макрух) выходить в путь после отклонения солнца от зенита, не совершив намаз.

Лицам, имеющим уважительные причины или находящимся в заключении, совершение намаза зухр джамаатом до или после намаза джума является макрух. Для таких лиц мустахаб – совершение намаза зухр после выполнения джума.

Если кто-то без веской причины, в пятницу, до совершения намаза джума (в мечети), выполнит дома намаз зухр, его намаз будет считаться действительным, но за пренебрежение намазом джума он будет грешником. Если он направится после этого в мечеть для совершения намаза джума, но не успеет присоединиться к джамаату, то, по мнению Абу Ханифы, его намаз зухр перейдет в разряд нафиль. Если он не успеет на джума, ему необходимо заново совершить намаз зухр. Но Абу Юсуф и Имам Мухаммад считают, что, пока этот человек не начнет намаз джума, совершенный им намаз зухр не будет батыл. Тем не менее, Абу Ханифа и оба имама единодушны в том, что если человек направился в мечеть для совершения намаза джума после завершения намаза джума имамом, его ранее выполненный намаз зухр не становится батыл.

Произнесение такбира в пятницу, омовение всего тела, использование благовоний, мисвака и облачение в чистую одежду является мустахаб. Как только с минарета прочитают азан, все, кто не имеет уважительных причин, и те, кто обязан совершать намаз, оставив свои дела, должны спешить в мечеть для намаза джума, ибо это является ваджиб.

Пораньше прийти в мечеть, совершить два ракаата намаза тахийятуль- масджид, читать суру «аль-Кахф» является мандуб.

На пути в мечеть нельзя причинять неудобства другим. Если в мечети хатыб не начал чтение проповеди, нужно постараться сесть поближе к минбару. Если впереди нет места, нужно сесть на свободное место.

Как только хатыб поднимется на минбар, все должны замолчать, ни с кем не здороваться и не совершать намазы нафиль. Если начали совершать первую сунну намаза джума, нужно постараться не затягивать. При этом нужно соблюдать ваджибы. Когда при чтении хутбы упоминают досточтимого Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), не стоит произносить салаваты, лучше всего молча послушать, однако Абу Юсуф считает, что можно салаваты произносить про себя.

Будет лучше, если намазом джума руководит тот человек, который прочитал проповедь. Тот, кто присоединился к джамаату до окончания намаза, завершает намаз сам. Если человек присоединился к джамаату в тот момент, когда имам находился в ташаххуде или при совершении сажда саху, то считается, что он успел к намазу джума. По мнению Имама Мухаммада, тот, кто присоединился к джамаату после руку’ 2-го ракаата, завершает не намаз джума, а намаз зухр.

Д — Намаз зухр ахир

Это намаз зухр, выполняемый сразу после намаза джума. Также это означает «последний намаз зухр», который совершается в том случае, если намаз джума не соответствует требованиям, и зухр ахир выполняется как намаз када.

Данная проблема имеет место в тех случаях, когда, исходя из мнения ученых о недопустимости совершения намаза джума одновременно в нескольких местах, считают, что действительным стал намаз джума только в той мечети, где первым произнесли такбир, а в остальных мечетях намаз недействителен. Поэтому, чтобы избежать подобных сомнений и разногласий, после последних четырех ракаатов сунны намаза джума совершают дополнительно четыре ракаата «зухр ахир». К этому намазу делают следующее намерение: «Намереваюсь совершить зухр ахир, который не успел совершить вовремя, но который я обязан выполнить». Выполняется этот намаз так же, как и 4 ракаата фард намаза зухр или сунны. Если этот намаз совершается как сунна, то нет ничего плохого, если в последних ракаатах добавить к суре «аль-Фатиха» небольшие суры или аяты.

По преобладающему мнению, которое ханафиты берут за основу, чтобы не затруднять положение людей, в одном городе можно совершать намаз сразу в нескольких мечетях, ибо в больших городах невозможно вместить всех людей в одну мечеть. В противном случае это порождает такие значительные трудности, как отдаленность мечети, сложность достижения места, где совершают намаз. Лучше всего в каждом городе намаз джума совершать только в нескольких мечетях.

В силу причин, разъясненных выше, многие ученые одобряют совершение намаза «зухр ахир». Это мнение поддерживают даже многие факихи-шафииты, так как Имам Шафии считал, что в одном районе действителен тот намаз, который начали совершать раньше. Из всего этого следует, что люди, начавшие совершать намаз позже, чем в других мечетях, должны совершить намаз зухр. Что касается Имама Малика, то он считает действительными намазы джума, совершенные в старинных мечетях, где их постоянно совершали, а намазы, совершенные в других мечетях, он считает недействительными.

Так как этот вопрос опирается на иджтихад (суждение), известно также, что Имам Шафии как-то увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, и ничего не сказал по этому поводу.

Видя, что по вопросу дозволенности совершения намаза в нескольких мечетях нет твердых доказательств, Ибн Рушд заметил, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ни в коем случае не обошел бы столь важный вопрос молчанием и обязательно сделал бы соответствующие разъяснения. В качестве доказательства Ибн Рушд привел следующие аяты Корана:

«тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям» ,

«Мы ниспослали тебе Писание именно для разъяснения того, в чем не соглашаются друг с другом [неверные], а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» .

Е — Намазы сунны при совершении намаза джума

Так же как при выполнении намаза зухр, до и после намаза джума совершается по 4 ракаата нафиль намаза. Первые 4 ракаата совершаются так же, как и сунна намаза зухр. Для этого делается намерение: «Намереваюсь совершить начальную сунну намаза джума». После азана, который читают внутри мечети и после хутбы, читают икамат и затем совершают два ракаата намаза джума. После фарда так же, как 4 ракаата сунны намаза зухр, совершают завершающие 4 ракаата сунны намаза джума. Затем, как объяснялось выше, совершают 4 ракаата «зухр ахир». Потом, с намерением совершить «сунну установленного времени», совершают 2 ракаата намаза, как сунну намаза субх.

Джума-намаз (араб. صلاة الجمعة‎ - пятничная молитва) - обязательная коллективная молитва для мужчин. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали…» (Сура 62 Джума, аят 9)

В хадисе от Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного» . (Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321)

Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной молитвы) . Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому после совершения пятничной молитвы нельзя совершать и зухр.

Время пятничной молитвы (джума намаз)

Обычное время пятничной молитвы - время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророкﷺ начинал пятничную молитву и раньше этого времени.

Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.

Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.

Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела

В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы » (Абу Дауд).

Доказательства обязательности пятничного намаза

Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.

Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.

В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела » (сура «аль-Джуму’а», аят 9).

Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:

В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного » («Сунану Аби Давуда», № 901).

Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров! » («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).

«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности » (Муслим, Рияд ас-Салихин).

По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.

Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз

Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

Достоинства дня джум’а и его порядок

День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».

«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).

Облачение в чистые одежды и умащение благовониями

Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями ».

«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди » (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Отправление на пятничный намаз заранее и пешком

После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).

«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

Применение мисвака

Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:

«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз » (Ахмад, Хаким).

«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа » (Ахмад).

«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом » (Ахмад).

Внимательность при хутбе

Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим » (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).

«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).

Час принятия всех молитв

В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом » (Бухари, Муслим).

«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих » (Муслим).

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников - Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту , чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа :

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит . В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы - солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как . Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию - 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума . Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются богословы . На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных , молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Пятница — день обязательного посещения мечети

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).