Тест на выявление психологической совместимости. Как узнать время по часам

Тест на выявление психологической совместимости. Как узнать время по часам

Цифра шесть

Большинство непредупрежденных людей в ответ на вопрос; этой задачи рисуют одно из начертаний: 6 или VI.


Это показывает, что можно видеть вещь 100 тысяч раз и все-таки не знать ее. Дело в том, что обычно на циферблате (мужских часов) цифры шесть вовсе нет, потому что на ее месте помещается секундник.

Трое часов

Через 720 суток. За это время вторые часы отстанут на 720 минут, то есть ровно на 12 часов; третьи часы на столько же уйдут вперед. Тогда все трое часов будут показывать то же, что и 1 января, то есть верное время.

Двое часов

Будильник уходит в течение часа на 3 минуты по сравнению со стенными часами. На 1 час, то есть на 60 минут, он уходит в течение 20 часов. Но за эти 20 часов будильник ушел вперед по сравнению с верным временем на 20 минут. Значит, стрелки были поставлены верно 19 часов 20 минут назад, то есть в 11 часов 40 минут.

Который час?

Между 3 и 6 часами 180 минут. Нетрудно сообразить, что число минут, остающихся до 6 часов, найдется, если 180-50, то есть 130, разделим на такие две части, из которых одна в четыре раза больше другой. Значит, надо найти пятую часть от 130. Итак, было без 26 минут шесть.


Действительно, 50 минут назад оставалось до 6 часов 26 + 50 - 76 минут, и, значит, после 3 часов прошло 180-76 = 104 минуты; это вчетверо больше числа минут, остающихся теперь до шести.

Когда стрелки встречаются?

Начнем наблюдать за движением стрелок в 12 часов. В этот момент обе стрелки друг друга покрывают. Так как часовая стрелка движется в 12 раз медленнее, чем минутная (она описывает полный круг в 12 часов, а минутная в 1 час), то в течение ближайшего часа стрелки, конечно, встретиться не могут. Но вот прошел час; часовая стрелка стоит у цифры 1, сделав 1/12 долю полного оборота; минутная же сделала полный оборот и стоит снова у 12 - на 1/12 долю круга позади часовой. Теперь условия состязания иные, чем раньше: часовая стрелка движется медленнее минутной, но она впереди, и минутная должна ее догнать. Если бы состязание длилось целый час, то за это время минутная стрелка прошла бы полный круг, а часовая 1/12 круга, то есть минутная сделала бы на 11/12 круга больше. Но, чтобы догнать часовую стрелку, минутной нужно пройти больше, чем часовой, только на ту 1/12 долю круга, которая их отделяет. Для этого потребуется времени не целый час, а меньше во столько раз, во сколько раз 1/12 меньше 11/12, то есть в 11 раз. Значит, стрелки встретятся через 1/11 часа, то есть через 60/11 = 5 5/11 минуты.


Итак, встреча стрелок случится спустя 5 5/11 минуты после того, как пройдет 1 час, то есть в 5 5/11 минуты второго.


Когда же произойдет следующая встреча?


Нетрудно сообразить, что это случится спустя 1 час 5 5/11 минуты, то есть в 2 часа 10 10/11минуты. Следующая - спустя еще 1 час 5 5/11 минуты, то есть в 3 часа 16 4/11 минуты, и т. д. Всех встреч, как легко видеть, будет 11; 11-я наступит через 1 1/11 -12 часов после первой, то есть в 12 часов; другими словами, она совпадает с первой встречей, и дальнейшие встречи повторятся снова в прежние моменты.


Вот все моменты встреч:


1-я встреча- в1час5 5/11минуты


2-я«- «2 часа10 10/11«


3-я«- «3 часа16 4/11«


4-я«- «4 часа21 9/11«


5-я«- «5 часов27 3/11«


6-я«- «6 часов32 8/11«


7-я«- «7 часов38 2/11«


8-я«- «8 часов43 7/11«


9-я«- «9 часов49 1/11«


10-я«- «10 часов54 6/11«


11-я«- «12 часов

Когда стрелки направлены врозь?

Эта задача решается весьма сходно с предыдущей. Начнем опять с 12 часов, когда обе стрелки совпадают. Нужно вычислить, сколько времени потребуется для того, чтобы минутная стрелка обогнала часовую ровно на полкруга,- тогда обе стрелки и будут направлены как раз в противоположные стороны. Мы уже знаем (см. предыдущую задачу), что в течение целого часа минутная стрелка обгоняет часовую на 11/12 полного круга; чтобы обогнать ее всего на 1/2 круга, понадобится меньше времени, чем целый час,- меньше во столько раз, во сколько 1/2 меньше 11/12, то есть потребуется всего 6/11 часа. Значит, после 12 часов стрелки в первый раз располагаются одна против другой спустя 6/11 часа, или 32 8/11 минуты. Взгляните на часы в 32 8/11 минуты первого, и вы убедитесь, что стрелки направлены в противоположные стороны.


Единственный ли это момент, когда стрелки так расположены? Конечно, нет. Такое положение стрелки занимают спустя 32 8/11 минуты после каждой встречи. А мы уже знаем, что встреч бывает 11 в течение 12 часов; значит, и располагаются стрелки врозь тоже 11 раз в течение 12 часов. Найти эти моменты нетрудно:


12 час. + 32 8/11 мин.= 12 час. 32 8/11 мин.


1 час 5 5/11 мин. + 32 8/11 мин. = 1 час 38 2/11 мин.


2 часа 10 10/11 мин. + 32 8/11 мин. = 2 часа 43 7/11 мин.


3 часа 16 4/11 мин. + 32 8/11 мин. = 3 часа 49 1/11 мин., и т. д.


Вычислить остальные моменты предоставляю вам самим.

По обе стороны шести

Задача эта решается так же, как и предыдущая. Вообразим, что обе стрелки стояли у 12, и затем часовая отошла от 12 на некоторую часть полного оборота, которую мы обозначим буквой х. Минутная стрелка за то же время успела повернуться на 12 х;. Если времени прошло не больше одного часа, то для удовлетворения требования нашей задачи необходимо, чтобы минутная стрелка отстояла от конца целого круга на столько же, на сколько часовая стрелка успела отойти от начала; другими словами:


1 - 12 х = х


Отсюда 1 = 13 х (потому что 13 x- 12 х - х). Следовательно, х = 1/13 доле целого оборота. Такую долю оборота часовая стрелка проходит в 12/13 часа, то есть показывает 55 5/13 минуты первого. Минутная стрелка в то же время прошла в 12 раз больше, то есть 12/13 полного оборота; обе стрелки, как видите, отстоят от 12 одинаково, а следовательно, одинаково отодвинуты и от 6 по разные стороны.


Мы нашли одно положение стрелок - именно то, которое наступает в течение первого часа. В течение второго часа подобное положение наступит еще раз; мы найдем его, рассуждая по предыдущему, из равенства


1 - (12х - 1) = х, или 2- 12х = х,


откуда 2 = 13х (потому что 13х - 12х = х), и, следовательно, х = 2/13 полного оборота. В таком положении стрелки будут в 1 11/13 часа, то есть в 50 10/13 минуты второго.


В третий раз стрелки займут требуемое положение, когда часовая стрелка отойдет от 12 на 3/13 полного круга, то есть 2 10/13 часа, и т. д. Всех положений 11, причем после 6 часов стрелки меняются местами: часовая стрелка занимает те места, в которых была раньше минутная, а минутная становится на места часовой.

В котором часу?

Если начать следить за стрелками ровно в 12 часов, то в течение первого часа мы искомого расположения не заметим. Почему? Потому что часовая стрелка проходит 1/12 того, что проходит минутная, и, следовательно, отстает от нее гораздо больше, чем требуется для искомого расположения. На какой бы угол ни отошла от 12 минутная стрелка, часовая повернется на 1/12 этого угла, а не на 1/2, как нам требуется. Но вот прошел час; теперь минутная стрелка стоит у 12, часовая - у 1, на 1/12 полного оборота впереди минутной. Посмотрим, не может ли такое расположение стрелок наступить в течение второго часа. Допустим, что момент этот наступил тогда, когда часовая стрелка отошла от цифры 12 на долю оборота, которую мы обозначаем через х. Минутная стрелка успела за то же время пройти в 12 раз больше, то есть 12х. Если вычесть отсюда один полный оборот, то остаток 12х - 1 должен быть вдвое больше, чем х, то есть равняться 2х. Мы видим, следовательно, что 12х - 1 = 2х,откуда следует, что один целый оборот равен 10х (действительно, 12х -10х = 2х).


Но если 10х равны целому обороту, то 1х = 1/10 части оборота. Вот и решение задачи: часовая стрелка отошла от цифры 12 на 1/10 полного оборота, на что требуется 12/10 часа или 1 час. 12 минут. Минутная стрелка при этом будет вдвое дальше от 12, то есть на расстоянии 1/5 оборота; это отвечает 60/5 = 12 минутам, как и должно быть.


Мы нашли одно решение задачи. Но есть и другие: стрелки в течение 12 часов располагаются таким же образом не один раз, а несколько. Попытаемся найти остальные решения.


Для этого дождемся 2 часов; минутная стрелка стоит у 12, а часовая - у 2. Рассуждая по предыдущему, получаем равенство:



откуда два целых оборота равны 10х, и, значит, x = 1/5 целого оборота. Это соответствует моменту 12/5 = 2 часам 24 минутам.


Дальнейшие моменты вы легко вычислите сами. Тогда вы найдете, что стрелки располагаются согласно требованию задачи в следующих 10 моментах:


в 1 час 12 мин.в 7 час.12 мин.


« 2 часа 24«« 8«24«


« 3«36«« 9«36«


« 4«48«« 10«48«


« 6 часов«12«


Ответы: «в 6 часов» и «в 12 часов» могут показаться неверными, но только с первого взгляда. Действительно: в 6 часов часовая стрелка стоит у 6, минутная же - у 12,то есть ровно вдвое дальше. В 12 же часов часовая стрелка удалена от 12 «на нуль», а минутная, если хотите, на «два нуля» (потому что двойной нуль то же, что и нуль); значит, и этот случай, в сущности, удовлетворяет условию задачи.

Наоборот

После предыдущих разъяснений решить эту задачу уже нетрудно. Легко сообразить, рассуждая, как прежде, что в первый раз требуемое расположение стрелок будет в тот момент, который определяется равенством:



откуда 1 = 11 ½ х, или х = 2/23 целого оборота, то есть через 1 1/23 часа после 12. Значит, в 1 час 21 4/23 минуты стрелки будут расположены требуемым образом. Действительно, минутная стрелка должна стоять посередине между 12 и 1 1/23 часами, то есть на 12/23 часа, что как раз и составляет 1/23 полного оборота (часовая стрелка пройдет 2/23 целого оборота). Второй раз стрелкирасположатся требуемымобразом в момент, который определится из равенства:



откуда 2 = 11 1/2 х и х = 4/23; искомый момент - 2 часа 5 5/23 минуты.


Третий искомый момент - 3 часа 7 19/23 минуты, и т. д.

Три и семь

Обычно отвечают: «7 секунд». Но такой ответ, как сейчас увидим, неверен.


Когда часы бьют три, мы наблюдаем два промежутка:


1) между первым и вторым ударом;


2) между вторым и третьим ударом.


Оба промежутка длятся 3 секунды; значит, каждый продолжается вдвое меньше - именно 1 1/2 секунды.


Когда же часы бьют семь, то таких же промежутков бывает шесть. Шесть раз по 1 1/2 секунды составляет 9 секунд. Следовательно, часы «бьют семь» (то есть делают семь ударов) в 9 секунд.

Тикание часов

Загадочные перерывы в тикании часов происходят просто от утомления слуха. Наш слух, утомляясь, притупляется на несколько секунд - и в эти промежутки мы не слышим тикания. Спустя короткое время утомление проходит, и прежняя чуткость восстанавливается - тогда мы снова слышим ход часов. Затем наступает опять утомление, и т. д.

Цифра шесть Спросите кого-нибудь из ваших знакомых постарше, как давно обладает он карманными часами. Положим, окажется, что часы у него уже 15 лет. Продолжайте тогда разговор примерно в таком духе: - А по скольку раз в день взглядываете вы на свои часы? . - Раз 20, вероятно, или около того,- последует ответ. - …

Недавно победитель последнего сезона шоу «Битва экстрасенсов» Александр Шепс рассказал о старинной примете, которая связана с часами. Очень многие люди хотя бы раз в жизни сталкивались с такой проблемой, как остановка часов. А вы когда нибудь задумывались о том, что бы это могло означать?

Как объяснил Александр Шепс, если у вас в доме остановились часы, то стоит обратить свое внимание на то время, что они отображают. Согласно народной примете, те цифры, на которых застыли стрелки, могут указывать на события, что произойдут с вами в скором будущем.

Чтобы понять почему остановились часы, можно воспользоваться двумя значениями этого народного суеверия. Первый вариант будет заключать в себе ангельскую нумерологию , исходя из которой вам стоит запомнить отразившееся время, поскольку именно в эти часы в будущем Судьба уготовила для вас неожиданный поворот событий. А согласно второму варианту, вы можете воспользоваться старинным толкованием этой народной приметы, которое укажет вам на конкретные события в вашей жизни, исходя из обозначенного временного промежутка.

Если часы остановились: значение приметы

Итак, давайте обратимся ко второму толкованию этого поверья и узнаем, что может произойти в жизни человека, если остановились часы.

  • Если часы остановились между 12 и 1 часом, то, по словам Александра Шепса, это может означать, что в скором будущем все ваши дела завершатся успехом.
  • Если стрелки часов застыли между 1 и 2 часами, то, согласно народной примете, вам следует проявить осторожность в общении с малознакомыми людьми. Велика вероятность, что в ближайшее время кто-то захочет воспользоваться вами в собственных интересах.
  • Если часы остановились между цифрами 3 и 4, то вам стоит быть внимательнее с собственными суждениями относительно окружающих. В любых ситуациях прежде чем принимать решение, постарайтесь как следует все обдумать.
  • Если наручные часы остановились на времени между 4 и 5 часами, то вам следует проявлять больше доброты и понимания к собственным недоброжелателям или к людям, которые вам неприятны. Возможно, вы напрасно думаете о ком-то плохо.
  • Если стрелки застыли между 5 и 6 часами, то в этом случае Александр Шепс говорит, что в скором будущем исполнятся ваши самые сокровенные желания, и вы будете счастливы.
  • Часы остановились между 6 и 7 часами? Вас ожидает приятное известие от близкого человека.
  • Если часы указывают на время с 7 до 8, то все ваши неприятности в скором времени прекратятся, и в жизни наступит белая полоса.
  • Остановившиеся стрелки указывают на время между 8 и 9 часами? Согласно народной примете, кто-то очень сильно влюблен в вас и в ближайшем будущем откроет вам свои чувства.
  • Время с 9 до 10 часов говорит о том, что ваши ожидания и планы не оправдаются. Не рискуйте понапрасну.
  • С 10 до 11 — вы получите плохие новости.
  • С 11 до 12 — вам следует больше внимания уделять своей работе. Возможно, именно благодаря этому ваша жизнь скоро наладится.

Почему останавливаются часы: другие толкования суеверия

Помимо этого, Александр Шепс говорит, что причиной для того, чтобы, к примеру, остановились наручные часы, может послужить сильное влияние чужой энергетики на человека. В большинстве случаев, наручные часы останавливаются, теряются или разбиваются, когда кто-то пытается сглазить человека или навести на него проклятие.

Существует и другое мнение, согласно которому часы останавливаются тогда, когда умирает близкий человек. Согласно этой народной примете, если часы остановились, то это может предвещать смерть кого-либо из ваших родственников или друзей. Александр Шепс объясняет это тем фактом, что когда человек умирает, его душа в виде энергии может повлиять на временной механизм, что и приведет к его сбою или полной остановке.

А верите ли вы этой народной примете? Может в вашей жизни происходили какие-либо интересные случаи, которые можно было связать с остановкой часов? Ждем ваших комментариев и не забудьте нажать на кнопки и

Просмотры: 0

Большинство современных часов, имеющих циферблат – это древние солнечные часы, вернее, их прообраз. Историки утверждают, что появлением солнечных часов мы обязаны Древнему Египту, где их созданию способствовали уровень развития цивилизации и климатические условия.

Египтяне были первыми людьми, кто смог найти связь между движущимися тенями от разных предметов и Солнцем. Первые солнечные часы не имели ничего сверхразумного в своей конструкции – это был обычный столб (гномон), установленный перпендикулярно к земле, и деления вокруг него. При перемещении Солнца на запад, тень на часах передвигалась слева направо, показывая на ту или иную отметку времени. Кстати, изначально такие отметки делали после длительного наблюдения за передвижением Солнца.

С развитием цивилизации египтяне пришли к тому, что нужно использовать разные шкалы с отметками для разных месяцев – это позволит измерять время более точно. Такой метод измерения времени (по солнцу) использовался еще на протяжении нескольких сотен лет. Башни многих замков того времени украшались вертикальными солнечными часами. А Рим до сих пор украшает самый большой сохранившийся гномон (около 34 метров), привезенный императором Августом.

После того, как были изобретены механические часы, стрелка вращалась слева направо. Ведь люди тогда еще ничего не знали о существовании Южного полушария, где Солнце передвигалось справа налево, двигая тени от горных склонов в противоположном направлении. Что касается изобретения первых механических часов, так это произошло во Франции, где-то в средине 13-го века. Часы отличались своими большими габаритами. Поначалу в конструкции использовалась всего лишь одна часовая стрелка.

Так продолжалось вплоть до 16-го века – тогда появилась вторая стрелка для определения минут. И, естественно, обе стрелки перемещались слева направо.

Исходя из исследований, можно с уверенностью говорить о том, что люди раньше уже несколько раз пытались внести свои изменения в ход часового дела. А именно, поменять направление хода стрелки. Результаты таких экспериментов вы можете увидеть на Еврейской ратуше или же в Праге. Ратуша оснащена небольшой башней с обычными часами, под которыми располагаются другая, «измененная» модель.

Циферблат украшен красивыми древнееврейскими символами, обозначающими цифры. А поскольку на иврите читать нужно справа налево, то и часовые стрелки двигаются в таком же направлении. Существует также легенда, которая гласит о наступлении конца света. А часы на ратуше отсчитывают время до его начала. Таким образом, объясняется их обратный ход.

В современном мире часы с обратным движением стрелок пользуются большой популярностью. Особенно среди молодежи, которая считает такой аксессуар признаком оригинальности и креатива. Существует даже название для них – античасы. В основном изготавливаются только настенные варианты античасов, украшающие элитные офисные кабинеты. Однако все чаще стали появляться и наручные их версии, что прекрасно может подойти в качестве подарка для друга или коллеги.

(на основе теста Рэймонда КЭТТЕЛА)

Многофакторный опросник личности Рэймонда КЭТТЕЛА универсален, практичен, дает многогранную инфор­мацию об индивидуальности. Вопросы в нем отражают обычные жизненные ситуации. Опросник диагности­рует черты личности (факторы). Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знать индивидуально­психологические особенности человека. Поэтому в нашем случае этот тест является незаменимым помощником при формировании пары «наставник - молодой специалист» (в то же время мы предлагаем не ограниваться только этим методом психодиагностики, данный тест - всего лишь пример подобного рода деятельности).

Сокращенный вариант опросника содержит 105 вопросов. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью ключа. Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результа­те значение фактора. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.

Выделены следующие блоки факторов:

  • интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1;
  • эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4;
  • коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, N, L, Q2. Инструкция. Отвечая на каждый вопрос, необходимо выбрать один из трех предлагаемых ответов. Для этого в соответствующей клеточке на бланке ответов следует поставить крестик (левая клетка соответствует ответу «а», средняя - ответу «в», клетка справа - ответу «с»).

Текст опросника

  1. Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше
  1. трудно сказать
  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей
  1. иногда
  1. Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника
  1. бандитом
  2. святым
  3. тучей
  1. Когда я ложусь спать, я
  1. засыпаю быстро
  2. нечто среднее
  3. засыпаю с трудом
  1. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы
  1. пропустить вперед большинство машин
  2. не знаю
  3. обогнать все идущие впереди машины
  1. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории
  1. иногда
  1. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка
  1. верно
  2. трудно сказать
  3. неверно
  1. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть
  1. иногда
  1. Я бы скорее занимался
  1. фехтованием и танцами
  2. затрудняюсь ответить
  3. борьбой и баскетболом
  1. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом
  1. иногда
  1. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями
  1. всегда
  2. иногда
  3. редко
  1. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Мне больше нравится придумывать новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи
  1. верно
  2. иногда
  1. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей
  1. верно
  2. затрудняюсь ответить
  3. неверно
  1. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родите­лям
  1. не знаю
  1. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли
  1. моим хорошим друзьям
  2. не знаю
  3. в своем дневнике
  1. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», - это
  1. небрежный
  2. тщательный
  3. приблизительный
  1. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо
  1. трудно сказать
  1. Меня больше раздражают люди, которые
  1. своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
  2. затрудняюсь ответить
  3. создают неудобства, опаздывая на условленную встречу
  1. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Я думаю, что
  1. не все надо делать одинаково тщательно
  2. затрудняюсь сказать
  3. любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
  1. Мне всегда приходится преодолевать смущение
  1. возможно
  1. Мои друзья чаще
  1. советуются со мной
  2. делают то и другое поровну
  3. дают мне советы
  1. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разо­блачить его
  1. иногда
  1. Я предпочитаю
  1. друзей, чьи интересы имеют деловой и практический характер
  2. не знаю
  3. друзей, отличающихся глубоко продуманными взглядами на жизнь
  1. Я не могу спокойно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю
  1. верно
  2. затрудняюсь ответить
  3. неверно
  1. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки
  1. не знаю
  1. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я бы предпочел
  1. играть в шахматы
  2. трудно сказать
  3. играть в городки
  1. Мне нравятся общительные, компанейские люди
  1. не знаю
  1. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми
  1. трудно сказать
  1. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо
  1. иногда
  1. Мне бывает трудно признать, что я не прав
  1. иногда
  1. На предприятии мне было бы интереснее
  1. работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
  2. трудно сказать
  3. беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
  1. Какое слово не связано с двумя другими?
  1. кошка
  2. близко
  3. солнце
  1. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание
  1. раздражает меня
  2. нечто среднее
  3. не беспокоит меня совершенно
  1. Если бы у меня было много денег, то я
  1. позаботился бы, чтобы не вызвать к себе зависти
  2. не знаю
  3. жил бы, не стесняя себя ни в чем
  1. Худшее наказание для меня - это
  1. тяжелая работа
  2. не знаю
  3. быть запертым в одиночестве
  1. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали
  1. иногда
  1. Мне говорили, что ребенком я был
  1. спокойным и любил оставаться один
  2. не знаю
  3. живым и подвижным
  1. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами
  1. не знаю
  1. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них
  1. трудно сказать
  1. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми
  1. верно
  2. затрудняюсь ответить
  3. неверно
  1. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Я никогда не бываю так несчастен, что хочется плакать
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. В музыке я наслаждаюсь
  1. маршами в исполнении военных оркестров
  2. не знаю
  3. скрипичными соло
  1. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца
  1. в деревне с одним или двумя друзьями
  2. затрудняюсь ответить
  3. возглавляя группу в туристском лагере
  1. Усилия, затраченные на составление планов
  1. никогда не лишние
  2. трудно сказать
  3. не стоят этого
  1. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими
  1. всегда
  2. иногда
  3. редко
  1. Я предпочел бы скорее работать
  1. в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
  2. затрудняюсь ответить
  3. архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
  1. Дом так относится к комнате, как дерево
  1. к лесу
  2. к растению
  3. к листу
  1. То, что я делаю, у меня не получается
  1. редко
  2. иногда
  3. часто
  1. В большинстве дел я
  1. предпочитаю рискнуть
  2. не знаю
  3. предпочитаю действовать наверняка
  1. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю
  1. скорее, это так
  2. не знаю
  3. думаю, что нет
  1. Мне больше нравится человек
  1. больших знаний и эрудиции, будь он даже ненадежен и непостоянен
  2. трудно сказать
  3. со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
  1. Я принимаю решения
  1. быстрее, чем многие люди
  2. не знаю
  3. медленнее, чем большинство людей
  1. На меня большое впечатление производят
  1. мастерство и изящество
  2. трудно сказать
  3. сила и мощь
  1. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству
  1. нечто среднее
  1. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными
  1. не знаю
  1. Я предпочитаю
  1. решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
  2. затрудняюсь ответить
  3. советоваться с моими друзьями
  1. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что сказал глупость
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. В школьные годы я больше всего получил знаний
  1. на уроках
  2. трудно сказать
  3. читая книги
  1. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности
  1. верно
  2. иногда
  3. неверно
  1. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь
  1. заняться другим вопросом
  2. затрудняюсь ответить
  3. еще раз попытаться решить этот вопрос
  1. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., - казалось бы, без определенной причины.
  1. иногда
  1. Иногда я соображаю хуже, чем обычно
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня
  1. иногда
  1. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, ..., будет
  1. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины
  1. не знаю
  1. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство
  1. иногда
  1. Я живу сегодняшним днем больше, чем другие люди
  1. верно
  2. трудно сказать
  3. неверно
  1. На вечеринке мне нравится
  1. принимать участие в интересной беседе
  2. затрудняюсь ответить
  3. смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать самому
  1. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать
  1. иногда
  1. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться
  1. с Колумбом
  2. не знаю
  3. с Пушкиным
  1. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы улаживать чужие дела
  1. иногда
  1. Работая в магазине, я предпочел бы
  1. оформлять витрины
  2. не знаю
  3. быть кассиром
  1. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их и продолжаю поступать так, как считаю нужным
  1. трудно сказать
  1. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно
  1. сразу же думаю: «У него плохое настроение»
  2. не знаю
  3. беспокоюсь о том, что я совершил неверный поступок
  1. Все несчастья происходят из-за людей
  1. которые стараются во все внести изменения, хотя существуют способы решения этих вопросов
  2. не знаю
  3. отвергающих новые, многообещающие предложения
  1. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости
  1. иногда
  1. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной
  1. верно
  2. иногда
  3. неверно
  1. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей
  1. верно
  2. не знаю
  3. неверно
  1. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной
  1. верно
  2. иногда
  3. неверно
  1. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать
  1. часто
  2. иногда
  3. никогда
  1. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы
  1. отстают
  2. идут правильно
  3. спешат
  1. Мне бывает скучно
  1. часто
  2. иногда
  3. редко
  1. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом
  1. верно
  2. иногда
  3. неверно
  1. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны
  1. иногда
  1. Дома в свободное время я
  1. болтаю и отдыхаю
  2. затрудняюсь ответить
  3. занимаюсь интересующими меня делами
  1. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми
  1. иногда
  1. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой
  1. иногда
  1. Я подозреваю, что люди, с которыми я дружу, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной
  1. да, в большинстве случаев
  2. иногда
  3. нет, редко
  1. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов
  1. иногда
  1. Я думаю, что было бы интереснее быть
  1. натуралистом и работать с растениями
  2. не знаю
  3. страховым агентом
  1. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например к опреде­ленным животным, местам и т. п.
  1. иногда
  1. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир
  1. трудно сказать
  1. Я предпочитаю игры
  1. где надо играть в команде или иметь партнера
  2. не знаю
  3. где каждый играет за себя
  1. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны
  1. иногда
  1. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх
  1. иногда
  1. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся
  1. иногда
  1. Какое слово не относится к двум другим?
  1. думать
  2. видеть
  3. слышать
  1. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
  1. двоюродным братом
  2. племянником
  3. дядей

Ключ к опроснику Р.Б. Кэттела

Номера вопросов, типы ответов, баллы

Интерпретация факторов

Фактор А. Замкнутость - общительность.

При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по от­ношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откро­венным.

При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственна естествен­ность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.

Фактор В. Интеллект.

При низких оценках человеку свойственны конкретность, ригидность и некоторая дез­организация мышления.

При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Фактор С. Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость. При низких оценках выражены низкая толерантность, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности на­строения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках - человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Ему без труда удается следовать требованиям коллектива, он характеризуется постоянством интересов. Ему не свойственно нервное утомление.

Фактор Е. Подчиненность - доминантность.

При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность вплоть до полной пассивности.

При высоких оценках - человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он неза­висим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфлик­тах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает авторитарный стиль руководства, но борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.

Фактор F. Сдержанность - экспрессивность.

При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность и пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энерги­чен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он искренен в межличностных отношениях, часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.

Фактор G. Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения.

При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не прилагает усилий для выполнения групповых тре­бований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в до­стижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

Фактор Н. Робость - смелость.

При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих планах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает общество одного-двух друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с не­знакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно.

Фактор I. Жесткость - чувствительность.

При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуве­ренность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

При высоких оценках наблюдаются мягкость, устойчивость, зависимость, стремление обрести покровитель­ство, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественное восприятие мира. Фактор L. Доверчивость - подозрительность. При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью. Человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

При высоких оценках - человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свой­ственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Фактор М. Практичность - развитое воображение.

При низких оценках - человек практичный, добросовест­ный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственны некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.

При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.

Фактор N. Прямолинейность - дипломатичность.

При низких оценках человеку свойственны прямолиней­ность, наивность, естественность, непосредственность поведения.

При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и несенти­ментальным подходом к событиям и окружающим людям.

Фактор О. Уверенность в себе - тревожность.

При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спо­коен, уверен в себе.

При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Фактор Q1. Консерватизм - радикализм. При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на не­состоятельность каких-то принципов, не ищет новых. Он с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям, противится переменам и не интересуется аналитическими интеллектуальными соображениями.

При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится обо всем получать информацию в полном объеме. Более склонен к экспе­риментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, ничего не принимает на веру.

Фактор Q2. Конформизм - нонконформизм.

При низких оценках человек зависим от группы, следует за обще­ственным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него часто отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им са­мим пути, сам принимает решения и сам действует. Имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Он не нуждается в одобрении и поддержке других людей.

Фактор Q3. Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль.

При низких оценках наблюдаются недисци­плинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. Человек не обеспокоен выполнением социальных требований.

При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интегрированность личности.

Фактор Q4. Расслабленность - напряженность.

При низких оценках человеку свойственны расслабление, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокая оценка свидетельствует о напряженности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Фактор MD. Адекватность самооценки. Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.