Ботик Петра Первого

Ботик Петра Первого "Св.Николай". Строительство копии-новодела

«Деревья и кустарники зимой» - Летний Зимний. Богатство лесов охраняй, карауль Внимательный, зоркий детский патруль! В лесу растут: ОСИНА. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: СМОРОДИНА. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса. Что нового мы узнаем на уроке? Практическая работа. Весенний Осенний.

«Станки по дереву» - Станки по дереву. В данной группе оборудования представлены циркулярные и торцовочные станки. Фрезерные станки по дереву. Круглопильные станки. Копировальное устройство позволяет изготавливать большое количество одинаковых деталей. Презентация по технологии. Токарные станки по дереву. Ленточные пилы по дереву.

«Космический корабль спутник» - Последней в космосе за три недели до старта Юрия Гагарина побывала Звездочка. В катастрофе погибли собаки Чайка и Лисичка. 3 ноября 1957г. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. 20 августа 1960. 2011г. Запуск прошел успешно. Собачка умерла от жары. Человек в космосе. Космический корабль состоял из двух отсеков.

«Деревья кустарники травы» - Растения живут повсюду: на лугах, в лесах, степях, в горах, в морях и океанах. В лесу растения располагаются ярусами: деревья, кустарники, травы. Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Разнообразно влияние растений на человека. У кустарников несколько довольно тонких одревесневших стеблей – стволиков.

«Деревья зимой» - Береза. На концах веток висят большие, длинные шишки. Клен легко отличить от других растений по крылаткам-пропеллерам. Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками. Дуб. Дерево с чёрным, чуть морщинистым стволом и крепкими толстыми ветвями. Липа. Клен. Сосна. Ель. Мы узнали, что в Петропавловском парке растут.

«Деревья в лесу» - Не ломайте кусты! Какой лес шумит, а какой шелестит? И высок я, и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит под горой. Викторина. Смешанный. Из древесины какого дерева делают карандаш? Не сыпьте на землю всякую гадость, Полный сказок и чудес! Какое хвойное дерево осенью теряет иголки?

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Первый «корабль» из гибких прутьев, обшитый корой, а затем кожей, предназначался для небольших путешествий и, по мнению ученых, издревле был знаком восточным славянам. На смену плетеной корзине быстро приходит более удобный для плавания челн-однодеревка. На Руси его строили так. Срубленному огромному дереву, чаще всего осине, дубу или липе, придавалась вытянутая форма. Чтобы окончательно скорректировать обводы судна, получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями.

Иногда сердцевину колоды предварительно стесывали на треть толщины. Существовал и другой способ изготовления колоды. Корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно, год за годом, вбивая в нее клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась.

Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги - примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда - обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну. На кропотливую работу над корпусом челна иногда уходило до пяти лет!

Первый русский челн-однодеревка был найден в 1878-1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен - около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями.

Челн-однодеревка

Обшивка вгладь - способ обшивки деревянных судов, при котором стыки между досками были гладкими.

Третьим по времени типом судна Древней Руси была «набойная лодья» - преемница челна, созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов. По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта. К бортам крепились стойки, а к ним, в свою очередь, прибивалось несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры ладьи, и главное - ее грузоподъемность и остойчивость. Легкое судно длиной не более двадцати метров могло взять на борт ни много ни мало 15 тонн груза. После достройки «набойные лодьи» снаряжались веслами (для гребли и рулевыми), якорями, мачтой с небольшим прямым парусом и простым такелажем. Пороги Днепра, через которые ладьи перетаскивались волоком, не позволяли мастерам-корабелам ощутимо увеличить длину этих судов. Несмотря на это ладьи русских, вдоль и поперек бороздившие воды Черного моря, были отлично приспособлены для далеких плаваний.

Русская ладья

В IX в. русские торговцы становятся частыми гостями на Константинопольском рынке. Законы конкуренции, судя по всему, действовали и тогда. Весной 860г. в Константинополе были схвачены несколько русских купцов. История с заложниками быстро получила дальнейшее развитие. Собрав мощную флотилию из 250 различных кораблей, русские немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: шли долгие годы, а торговля русских купцов с Востоком и Западом оставалась беспошлинной.

В набиравшей силу Киевской Руси XII в. повсеместное распространение получают крупные палубные ладьи. В отличие от других типов славянских судов они имели сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. На одинаково заостренных оконечностях находилось по рулевому веслу - потеси, что позволяло, не разворачивая ладьи, быстро изменить ее курс. В древних летописях русское судно такого типа именовалось не только «лодьей», но и кораблем, скедией, наседой. Конечно, двадцать метров в длину, три в ширину и сорок человек команды - совсем немного для корабля, и все-таки это был настоящий корабль.Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвигается «Господин Великий Новгород». И неудивительно: именно через него проходил славный путь «из варяг в греки» (из

Балтийских вод по системе рек в Черное - арабы называли его Русским - море). Мета и Тверца связывали великий город с Волгой и Каспием, Шелонь - с Псковом, а Свирь и водные пути Онежского озера - с северо-восточными странами. В середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на враждовавшие между собой княжества, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. С этого момента новгородское судостроение начинает развиваться самостоятельно, независимо от Киева.

Новгородское судно

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота, хотя славяне и не отличались агрессивностью, свойственной многим северным народам. Так, на протяжении всего X в. военные действия славян на море заняли в общей сложности не более 9-10 лет. Но вот в середине XII столетия шведскому королю Эрику, завоевавшему Финляндию, удается проникнуть в устье Волхова и осадить город Ладогу.

Недолго продолжались бесчинства захватчиков. Князь Святослав с подоспевшей морской дружиной разбил шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. Впоследствии новгородцы жестоко отомстили чужакам за этот дерзкий набег. Через проток Стокзунд, у которого позднее вырос Стокгольм, они, войдя в озеро Меллар, напали на богатый прибрежный город Сигтуну. Знаменитый сигтунский трофей - роскошные бронзовые ворота - и сегодня стоят в Новгороде, у юго-западного фасада Софийского собора.

Кочмара

Новгородцы, долгое время державшие в руках ключевые выходы к Белому морю, вынуждены были плавать в экстремальных условиях, защищая от соперников свои морские пути и промыслы. Постепенно формируется новый тип сколоченных из досок судов, удобных к перемещению волоком из одной реки в другую. Ими стали плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Молва о речных ушкуях пошла с XIII в., когда новгородская вольница начала баловаться частыми набегами на соседей-славян.

Это были легкие мелкосидящие гребные плоскодонки, способные вместить до 30 воинов. Морской ушкуй длиной до 14 метров строился более основательно. Набор и обшивка судна выполнялись из прочной сосновой древесины. Брусковый киль корабелы вытесывали из одного ствола дерева. Судно имело штевни - прямые вертикальные или с небольшим уклоном наружу (форштевень был выше ахтерштевня). Шпангоуты составлялись из двух-трех ветвей, стесанных по плоскости прилегания к обшивке. В носу и корме переборками были выгорожены трюмы с люками, где хранилось продовольствие и ценная кладь. Средняя часть ушкуя оставлялась открытой для гребцов.

Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей.

Поморский карбас

Прямой парус - парус, который при помощи реев укреплен поперек судна.

Косой парус - парус, который крепится вдоль судна.

Постепенно поморы становятся такими же хозяевами Балтики, как и норманны. Начиная с XII в. поморы, промышлявшие песцами, доходили до Груманта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии. Суровый Север диктовал корабелам свои условия, и поморы начинают строить новые, не похожие на другие, суда: осиновки, раныпины, кочмары, шняки. У рыбацких шняков не было общей палубы. К носу от поперечной переборки ставилась мачта высотой около 6м с прямым или шпринтовым парусом.

Самые большие (около 12м) шняки несли на корме низкую вторую мачту с гафельным парусом. Судно оснащалось навесным рулем с длинным румпелем. Быстрые лодки-осиновки, снаряжаемые экипажем шняков, перевозили богатый улов на побережье. Наибольшей популярностью среди мелких судов пользовались парусно-гребные карбасы. Карбас мог иметь палубу, а мог и обходиться без нее, но обязательным атрибутом этого судна всегда оставались полозья, крепившиеся по обеим сторонам днища параллельно килю. С помощью полозьев корабль легко передвигался по льду.

В изобретении ветромета, старинного прибора для определения курса корабля, историки отдают пальму первенства поморам. Устройство ветромета было несложным: в деревянный диск вставлялись стержни - один в середине и 32 по окружности. Главные румбы назывались сродни четырем сторонам света. Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу знаки, поморы определяли курс судна. При отсутствии ориентиров курс устанавливали в полдень по солнцу, а ночью - по Полярной звезде.

Коч поморский

Шпринтовый парус - четырехугольный парус, растягиваемый по диагонали реем - шпринтовом.

Гафельный парус - косой парус, крепившийся к гафелю.

ли варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна имела округлую форму, нос и корма были несколько приподняты. Благодаря обтекаемой форме, коч, попавший в ледяные тиски, как бы «выдавливался» на поверхность, оставаясь при этом невредимым. Якорь поднимался с помощью ворота, установленного на палубе. В корме устраивали казенку - маленькую каюту для капитана и приказчика. Команда судна, состоявшая всего из 10- 15 человек, не считая промысловиков, размещалась в трюме. Незамысловатое парусное вооружение включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кож, а затем - холщовый. Весла, парус и попутный ветер позволяли кочу достичь скорости 6-7 узлов. Для связи с берегом на кочах всегда имелись одна-две небольшие лодки.

Поморское судно

Поморские кочи, много веков остававшиеся «в строю», заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда, в XVIII в. окончательно покорившие водное пространство вдоль северных берегов Европы и Азии, стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре I. Значительную роль сыграли они и в географических открытиях XVI-XVII вв. (вспомним хотя бы СИ. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи).

Но самым быстрым судном, плававшим на дальние расстояния в северных водах, специалисты считают морскую (в летописях XIII в. «заморскую») ладью, вооруженную тремя мачтами. Первые две из них несли прямые рейковые паруса, а последняя - гафельный. Попутный ветер, надувавший почти полтысячи кв. метров парусного снаряжения морской ладьи, заставлял ее проходить до 300 км в сутки. При этом она могла унести на себе до 200 тонн груза. (Кстати, по водоизмещению и грузоподъемности славянские морские ладьи значительно превосходили другие северные суда. Так, «Сан-Антонио» знаменитого Ф. Магеллана мог принять на борт всего 120 тонн.)

В длину ладья достигала 18-25м, а в ширину - 5-8м. «Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В носовом отсеке обитала команда. Здесь же стояла кирпичная печь для приготовления пищи. Кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого. Посредине между носом и кормой размещался грузовой трюм. Набор корпуса крепился нагелями или гвоздями, после чего обшивался досками вгладь.

Ладья поморская

Транцевая корма - корма в виде плоского среза.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминающая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля. Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Как все-таки сложна конструкция старинного парусного корабля. Корпус, обшивка, палубы, резные украшения, рангоут… Сотни узлов и деталей! И для каждой из них необходимо правильно подобрать древесину. Вы еще только планируете новую модель, а проблема выбора и приобретения нужного материала уже грозно маячит на горизонте. Этот вопрос не может не волновать вас, даже если вы сторонник классической модельной школы и собираетесь строго следовать в окраске реальному паруснику-прототипу. Что уж говорить о приверженцах традиционной русской и французской школ, которые привыкли имитировать окраску судна путем подбора цветов древесины!..

Для начала определимся с основными критериями выбора пород дерева для моделизма:

  • Текстура древесины. Она должна быть мелкой, неброской, чтобы создавалось впечатление масштабности любой деревянной детали на корабле. Рисунок, годовые кольца не должны сильно выделяться - лучше, если они будут практически незаметны.
  • Цвет. Древесина может сильно различаться по цветовой гамме, а ее основные цвета - белый, желтый, красный, коричневый - представлены массой оттенков. Желательно подбирать породы дерева, цвет которых хотя бы примерно соответствует используемым материалам и окраске деталей на реальном паруснике.
  • Твердость (прочность). Для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей лучше отдать предпочтение твердым породам древесины, так как их поверхность меньше повреждается в процессе работы над моделью, практически не имеет ворса и легко шлифуется.
  • Сочетаемость и контрастность. Для изготовления соседствующих друг с другом деталей и узлов модели (как-то: палуба - борт, палуба - деталировка, обшивка борта - декор) придется выбирать не только сочетающиеся по цвету и рисунку древесные породы, но и играть на контрасте их цветов. Так, например, если палуба модели не очень светлая, то чуть более темная деталировка просто потеряется на ней. Напротив, при светлой палубе темная деталировка будет выглядеть холодно и подчеркнуто контрастно, но этот эффект можно приглушить теплым цветом обшивки внутри бортов.

Это всего лишь общие принципы. Но именно на них основаны все мои дальнейшие рекомендации по выбору древесины для отдельных узлов и элементов конструкции модели.

Корпус. Существует множество технологий изготовления корпуса модели, но лишь некоторые из них связаны с обработкой древесины. Для корпусов, выдолбленных из цельного или склеенного бруса, в качестве материала лучше использовать мягкие породы - липу, белоствольную березу, молодой клен или ольху. Древесина липы с мелкой однородной текстурой - материал практически безотходный! - применяется также для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, обшивки (в основном - первичной) корпуса и палубного настила. На липе легко выгнать точные обводы корпуса, так как она хорошо шлифуется. Светлый цвет липы, от почти белого до светло-сливочного, чаще всего предполагает какую-то финишную отделку поверхности (пропитку и лакирование). Кроме того, надо учесть, что липа, хотя и прекрасно ведет себя в обработке, зачастую оказывается чересчур непрочной и мягкой. На ней легко будут появляться вмятинки и царапины, тонкие борта корпуса рискуют оказаться слишком хрупкими, а при сверлении и распиливании края могут попросту осыпаться. Чтобы сохранить ровные грани при работе с липой, необходима особая аккуратность. Гнется липа относительно легко, но лучше делать это под воздействием пара, опять же из-за непрочности древесины.

Древесина березы, клена или ольхи, конечно, прочнее, однако к выбору заготовки надо подходить с осторожностью - старая, более темная береза или ольха слишком плотна и придется немало попотеть, прежде чем вы выстругаете и выдолбите изнутри корпус модели.

Но, оказывается, не всякое мягкое дерево хорошо для корпуса модели! Если вы рискнете взять сосну, при шлифовке болванки начнут выступать более твердые годовые кольца и вывести обводы будет весьма проблематично. Да и колкость этого дерева очень высока.

Палубный настил. Не секрет, что палуба старинного парусника всегда тщательно драилась матросами, а потому для палубного настила рекомендуется выбирать светлые породы древесины. Для микромоделей подойдет заболонь сирени: ее фактура лучше всего соответствует мелким масштабам. Сирень имеет очень твердую, плотную и прочную древесину (сопоставимую по твердости с самшитом) цвета кофе с молоком и красивой белой заболонью. Правда, обрабатывается и режется этот материал с трудом. К тому же сирень плохо тонируется, что ограничивает ее применение в моделизме "палубными" работами.

Клен и береза традиционно считаются лучшими вариантами для настила палубы, и не без оснований. Их плюсы - отсутствие биений по оттенку и прямая текстура древесины. Заболонь березы сливочно-белая с шелковистым отливом, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Клен имеет еще более светлый, ровный тон (практически белый). Оба эти материала довольно прочные и гибкие (особенно клен), легко обрабатываются и шлифуются, имеют ровные края при резьбе. Попробуйте поработать с кленом хоть раз - и вы уже не сможете отказаться от этого материала. Не удивлюсь, если впоследствии вы найдете клену еще какое-нибудь полезное применение - например, изготовите из него шпангоутный набор, обшивку подводной части или рангоут.
А вот светлую грушу или ее белую заболонь для изготовления палубного настила использовать не советую. Со временем, через 2-3 года, древесина естественным образом потемнеет, причем некоторые дощечки неравномерно - и вместо палубы вы получите… "зебру"!

Обшивка борта. Если корпус модели не окрашивается, то желательно выбрать материал для наружной обшивки борта более темный, чем для внутренней обшивки. И здесь поистине незаменим южный орех с его твердой плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков - от темно-коричневого до светлого желто-коричневого. Однако при раскрое заготовки придется делать выборку, так как древесина ореха, как правило, имеет ярко выраженные годовые кольца. Удачная выборка легко обрабатывается и шлифуется, и, вместе с тем, не подвержена деформации или раскалыванию. При резке и резьбе орех ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить качественные мелкие детали. Зато тонкие ореховые доски обшивки прочны, не щепятся и прекрасно гнутся при нагреве. Тщательно отобранная структура ореха может использоваться и для изготовления крупных элементов конструкции - например, шпангоутов, киля и руля.

Древесина ореха

Более традиционные материалы при обшивке борта - древесина горной груши, яблони, сливы, абрикоса. Гибкая, весьма популярная среди моделистов яблоня, хорошо тонируется, легко поддается морению, но требует очень тщательной полировки поверхности.

Деталировка. При изготовлении деталировки, находящейся на палубе, стоит придерживаться одного главного принципа. Все узлы и детали должны быть одного цвета, незначительные различия допускаются лишь по тону. Если, к примеру, для лафетов орудий вы выберете темно-вишневую манилу, а рустерные решетки и битенги изготовите из светлой яблони, то пострадает внешний вид модели - ее стилистика будет нарушена, нужные акценты потеряются. Древесину для деталировки нужно подбирать особенно тщательно, так как зачастую размер деталей в выбранном масштабе не превышает нескольких миллиметров. Лучше всего подойдут сорта дерева с очень мелким рисунком и высокой плотностью - это, в первую очередь, груша, яблоня, слива, орех и целый ряд экзотических пород (манила, мербау, венге и пр.)

Древесина груши

Груша, как правило, однородна по цвету, имеет красивую, густоволокнистую древесину с очень мелкой текстурой. Древесина груши может пробегать гамму оттенков от сливочного до розовато-коричневого с белой заболонью. Груша легко поддается токарной обработке, отлично шлифуется, гнется под воздействием пара. Древесина груши режется с ровными аккуратными краями, поэтому ее удобно использовать не только для деталей палубы, но и для изготовления мельчайших блоков и юферсов. Не менее хороша она и для обшивки, рангоута и резьбы.

Манила - великолепный аналог красного дерева, но с более мелкой текстурой. Ее плотная древесина по прочности приближается к самшиту, что позволяет распускать манилу на тонкие доски (до 0.5 мм). Такой "погонаж" незаменим при изготовлении рустерных решеток, трапов, люков, пушечных лафетов. Богатый цвет и шелковистая неявная текстура делают манилу весьма привлекательной для моделизма. Разумеется, в небольших объемах, так как это весьма дорогостоящий материал.

Рамы кормовых окон. Для их изготовления отлично подойдет бамбук, из которого вручную, путем раскалывания и протяжки, легко получить аккуратные тончайшие рейки (до 0,3 мм). Это свойство бамбука оказывается полезным и при изготовлении другой мелкой деталировки - например, нагелей или гвоздиков диаметром до 0.5 мм, используемых для крепления планок.

Образцы самшита

Резные украшения должны изготавливаться из плотной, пластичной и, главное, не колкой древесины. Важность последнего требования вы особенно ощутите, когда приметесь за прорезные украшения, например, растительные завитки размером в 2-3 мм. Король среди материалов для "тонкой" резьбы - это, конечно же, самшит. Он достаточно дорог и редок. Имеет прекрасную, очень плотную древесину с неявной однородной текстурой и очень выразительным, индивидуальным цветом от сливочного к ярко-желтому. Самшит относительно трудно резать даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Это дерево великолепно ведет себя при обработке, не колется, сохраняет острые грани даже на самых мелких деталях, что позволяет хорошо проработать сложную резьбу вне зависимости от масштаба. Кроме резьбы, самшит может использоваться для изготовления блоков, юферсов, нагелей и уток. В этом случае его приходится тонировать.

Если же вы предпочитаете резать по мягкому материалу, стоит обратить взор на яблоню или грушу, хотя последняя зачастую легко раскалывается.

Буер: резьба из груши

Рангоут. Для деталей рангоута в любом масштабе великолепно подойдет горная груша, имеющая любимый мной цвет вареной сгущенки и очень мелкую однородную фактуру. При изготовлении рангоута можно также использовать клен, американский орех, кедр или мелкослойную ель (более 10 годовых колец на 1 см сечения) - но только для крупных масштабов! Естественно, весь комплект рангоута на модель должен быть изготовлен из одной древесной породы, причем заготовки для мачт и реев самым тщательным образом подбираются друг к другу по цвету и тону. Другое дело, когда элементы рангоута изначально имеют различную окраску. Если, к примеру, вы взялись за постройку российского корабля XIX века, то колонны его мачт можно изготовить из белого клена, стеньги и брам-стеньги - из груши, а реи - из той же, но предварительно тонированной груши или эбена.

Рангоут (мачты - груша, реи - эбен)

Вместо заключения

Итак, с выбором древесины для модели мы определились. Остается вопрос, где ее взять, особенно редкие и ценные породы. Думаю, вам не придется распиливать на дрова бабушкин антикварный рояль или приносить в жертву любимую яблоньку из дачного сада. Сегодня дерево (в том числе экзотику) в избытке предлагают модельные магазины, салоны паркета и даже некоторые магазины от мебельных фабрик.

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт [email protected]

Мой блог находят по следующим фразам

«Варяг» - это уникальное (если не единственное) в своем роде предприятие, здесь занимаются проектированием и строительством деревянных судов - морских круизных парусных яхт и учебных парусников, туристских катеров, промысловых ботов, морских шлюпок и многих др.


1. Одним из основных направлений является строительство судов-реплик, стилизованных под старинные парусные и паровые корабли. В процессе постройки используются:
– традиционные и современные технологии и материалы;
– комплектация судов отечественным и импортным оборудованием ведущих производителей;
– авторский дизайн отделки внутренних помещений и наружного декора.


2. При входе в ангар я сразу увидел резчика по дереву, который вытачивал вот такую голову - носовое украшения корабля.


3. Долго вспоминать не пришлось, где я видел очень похожее.


4. Это носовое украшение на драккаре викингов в Выборге. Драккары (от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.


5. За 20 лет деятельности верфи построено несколько десятков моторных и парусно-моторных судов и несколько сотен шлюпок и лодок, в том числе:
– копии исторических парусников XIV - XVIII веков;
– русские морские и речные ладьи и струги XI-XV веков;
– копии ботиков Петра I и Екатерины Великой для музеев Царского села и Переславля- Залесского;
– копии судов викингов для г. Выборга;
– плавающие модели старинных парусников и гребные суда для съемок английского сериала «Хорнблауэр» и российского фильма «Пассажирка» режиссера Станислава Говорухина.


6. На стапелях верфи находится очередной корабль. Заказов у верфи хватает, без работы не сидят. Суда делаются не только для заказчиков из России, но и из-за рубежа, поэтому их можно встретить в Англии, Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии, в Карибском море и на Канарских островах.


7. Верфь деревянного судостроения «Варяг» - одно из немногих предприятий, где бережно сохраняют и развивают традиции отечественного деревянного судостроения.


8.


9. Качество сборки вызывает уважение.


10. Ряды заклепок, тщательно подогнанные детали.


11. Красота.


12. Тут же мастер вытачивает под нее весла.


13.


14. Руль.


15.


16. Ял-6, конструктивный чертеж корпуса.


17.


18. Справа с оранжевыми бортами - туристский катер проекта «Грумант-30Т». Предназначен для любителей дальних морских путешествий и отдыха на воде.


19.


20. Парусно-моторное судно проекта «Аскольд-65» предназначено для использования в качестве прогулочного на внутренних водоемах.


21. Внешний облик судна представляет собой попытку реконструкции русской речной ладьи XV века. Именно на таком судне тверской купец Афанасий Никитин мог начать свое знаменитое путешествие «за три моря».


22.


23. Рядом с аскольдом идет сборка еще одного судна.


24.


25. В офисе «Варяга» нам рассказали о уже реализованных проектах. Многие частные заказчики, которые просят построить реплику какого-нибудь исторического корабля, всегда подбирают под него легенду, например, для заманивания туристов))


26. Что еще порадовало в офисе - так это офисная мебель, вся хэндмейд из массива по индивидуальным размерам)


27. На столе проект нового судна.


28. Вдохновение черпают отовсюду.


29.


30. Корабли украшают вот такими досками, на которых резчик наносит целую историю. Вот рыбаки отправляются на рыбалку.


31. Вот гигантская щука, которую они повстречали.


32. Вот они ее поймали, сварили из нее суп, а зубы видимо пошли на украшения. Ниже история разворачивается про ветер на море и змея плывущего по волнам.


33. Вот такая вот экскурсия получилась.