Разработка открытого урока религиоведения. Урок религиоведения «Понятие о религии

Разработка открытого урока религиоведения. Урок религиоведения «Понятие о религии

Тема урока

Христианство. Возникновение христианства.

Школа

сш им. Мухаммед Хайдар Дулати п. Берлик Шуского района Жамбылской области

Ф.И. учителя

Шевченко С.М.

Дата

Класс

9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели урока:

Сформировать знания учащихся об основных предпосылках возникновения христианства;

выяснить первоначальный состав христианского общества;

продолжить воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;

развивать умение видеть причинно-следственные связи, выделять главное, делать обобщение, сравнение.

Языковые цели

Делать записи своих исследований относительно того, почему в Палестине возникло христианство, и какие социальные слои составили основу христианского общества.

Ожидаемые результаты

Ученик может:

Назвать основные мировые религии, определить предпосылки возникновения христианства, роль религии в государственной политике, умеет составлять рассказ, делать выводы.

Предыдущее обучение

Основные ветви буддизма.

План

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

Источники

Начало урока

15 минут

Игра на развития коммуникативных навыков «Почему человек стал верить в сверхъестественные силы…?»

Работа в паре

Задание 1. Составь мини-рассказ по картинкам (слайд №1)

Работа со слайдами.

Задание 2. Назовите течения буддизма (слайд №2).

Задание 3. Сравните карты и проанализируйте текст.(слайд №3)

Задание 4. Составление постеров «Ветви буддизма» и их защита.

Задание 5. Тесты к теме «Буддизм» (Взаимопроверка ответов)

Слайды презентации

Середина урока

25 минут

1. Работа с презентацией по теме «Христианство. Возникновение христианства». /Приложение 1/

2. Работа с понятиями / Приложение 2/

3. Групповая работа. Стратегия «Карусель»

Слайды презентации.

Материалы из учебника

Конец урока

5 минут

1. Рефлексия:

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

2. «Вершина знаний»

4.Домашнее задание: Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве»

Задание 4. Проверка знаний учащихся. Критерий А.

Тестовые задания к теме « Буддизм»* ( http://kargoo.gov.kz/loader/fromorg/93/1112)

1.В каком веке возник буддизм?

А) Х III до н.э.

Б) VIII до н.э.

В) VI до н.э.

Г) IV до н.э.

Д) II до н.э.

2.В каком веке буддизм был провозглашен государственной религией в Индии?

А) III до н.э.

Б) II до н.э.

В) V до н.э.

Г) IV до н.э.

д) I дон.э

3.Кто является основателем буддизма?

А) Махавира Вардхамана

Б) Шуддходана

В) Сирвата Сиддхартха Гаутама

Г) Кришна

Д) Майтрея

4.Главная книга буддистов?

А) Рамаяна

Б) Авеста

В) Трипитака

Г) Махабхарата

Д) Артхашастра

5. Что является основным вопросом в буддизме?

А) о сансаре

Б) о самосозерцании

В) о спасении

Г) о нирване

Д) о карме.

6. Какое положение брахманизма вошло в учение буддизм?

А) учение о переселении душ

Б) учение о карме

В) учение о нирване

Г) учение о слиянии души человека с мировой душой

Д) учение о благом восьмеричном пути

7. Где возник буддизм?

А) юго-восточная Индия

Б) юго-западная Индия

В) северо- восточная Индия

Г) северо- западная Индия

Д) южная Индия

8.Что означает название главной книги буддизма - Трипитака?

А) три драгоценности

Б) три бриллианта

В) три корзины

Г) три храма

Д) три веры

9.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?

А) был отцом Будды

Б) в годы его правления зародился буддизм

В) он сделал буддизм государственной религией

Г) создал первый буддийский храм

Д) нет правильного ответа.

10.Дополните правильным ответом фразу, сказанную Буддой: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус- вкус соленый, так и мое учение имеет лишь один вкус-…»:

А) вкус познания

Б) вкус спасения

В) вкус нирваны

Г) вкус самопознания

Д) вкус победы.

11.Главная задача человека, по мнению буддистов?

А) познать окружающий мир

Б) постичь тайну нирваны

В) познать самого себя

Г) спастись от уз окружающего мира

Д) победить страх смерти

12.Какой из элементов не входит в благой восьмеричный путь?

А) праведное воззрение

Б) праведная истина

В) праведное стремление

Г) праведная речь

Д) праведное действие

13.В какой из названных стран буддизм не является государственной религией?

А) Шри-Ланка

Б) Афганистан

В) Бирма

Г) Тайланд

Д) Лаос

14.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?

А) 1050

Б) 550

В) 400

Г) 350

Д) 200

15.Что такое ламаизм?

А) самостоятельная религия бурят и тувинцев

Б) одна из поздних форм буддизма

В) самая ранняя форма буддизма

Г) самостоятельная религия тибетцев

Д) нет верного ответа

16.Каково примерное число буддистов в мире?

А) 780 млн

Б) 1 млрд

В) 200 млн

Г) 1,5 млрд

Д) 500 млн.

Дескрипторы по религиоведению 9 класс

«Тестовые задания по теме «Буддизм»

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

( max 6 )

1

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (1-2)

2

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (3-4)

3

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (5-7)

4

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (8-9)

5

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (10-14)

6

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (15-16)

«5» - 16-15 вопросов – 6 баллов

«4» - 14-10 вопросов – 5 баллов

«3» - 9-3 вопроса – 4-2 балла

«2» - 2-1 вопроса – 1 балл

Изучение новой темы.

При изучении новой темы обратить внимание на то, что христианство возникает на гребне антиримских настроений.. Присоединение Иудеи и Самарии к Римской империи (6 г. н.э.) взорвало духовную и политическую обстановку в Палестине.

Вопрос по карте: Какие события способствовали возникновению христианства на территории Палестины?

Ответ: Завоевание в 36 г. до н.э. Иудейского царства армией римского полководца Гнея Помпея. Иудея стала одной из провинций империи, управляемой из Рима. Совет жрецов и знати – синедрион был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.. Местное население поняло, что лишилось политической власти. В этом процессе сыграли определенную роль хасиды, саддукеи, фарисеи, зелоты и появившиеся многочисленные проповедники, возвещавшие скорый приход Мессии.

Запись в тетради. Учащиеся отмечают в тетради следующие факты:

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

Синедрион – совет жрецов и знати – ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

- I в. н.э. – на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло христианство.

Христианство шло на смену старым языческим религиям и иудаизму.

Переходя к спору о личности основателя христианства, выделяем две основные школы – мифологическую и историческую. Затем определяют характерные черты личности Иисуса Христа.

В ходе беседы предлагается учащимся вспомнить, какие слои населения объединило христианство; что давало новое учение каждому человеку. В процессе обсуждения дополняются ответы учащихся: первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения – нищие, рабы, бедняки. Христианство давало надежду на возвращение свободы индивиду, давало рабу утешение и надежду на спасение – воскресение праведных.

Уделяем внимание деятельности Константина Великого на придание этой новой религии государственного статуса (325 г.). Учащиеся приходят к выводу: этим судьбоносным актом мировая империя дополнилась мировой религией.

Задание. Учащиеся делятся на группы и формулируют проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Затем по сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Подведение итогов урока. Каждый учащийся группы определяет свое место на «вершине знаний».

Рефлексия.

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

4.Домашнее задание:§8, стр.59-62. Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве».

Дифференциация – каким образом я планирую оказать поддержку учащимся? Какие задачи я планирую поставить перед более способными учащимися?

Как я планирую проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность.

Перед более способными детьми я ставлю задачу найти дополнительный материал по теме и ознакомить других учащихся класса.

Работа в группе: обсуждение, размышление – способствует поддержке учащихся, которые нуждаются в ней. Работая в группе, все учащиеся задействованы в усвоении материала.

Формативное оценивание при помощи смайликов ответов учащихся при высказывании своей точки зрения.

Взаимооценивание знаний учащихся при решении тестовых заданий.

Учебный материал взаимосвязан с материалом по географии, искусству, литературе.

Самооценивание урока

(Что было положительного/ отрицательного)

Приложение. 1Презентация «Христианство. Возникновение христианства».

1. Основные даты, послужившие предпосылками создания христианства:

140 г. до н.э. – Иудеей правили набожные цари династии Маккавеев (хас мо ней). Высший орган Иудеи – совет знати и жрецов – возглавлялся главным жрецом.

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

2. Дайте характеристику личности Иисуса Христа.

3. «Жизнь Иисуса Христа».

4. I в. н.э. – возникновение христианства на юге Римской империи, на территории современной Палестины.

5. Первоначальный состав христиан

6. Определите отношение данных личностей к новому учению – христианству.

7. Распространение христианства.

Приложение 2 . Работа с терминами .

Ад – царство мертвых до Страшного суда и место наказания после Страшного суда.

Аминь – от евр. «истинно; так оно и есть; да будет так.

Анафема – в позднем христианстве- проклятие отлучения от церкви.

Антихрист – противник Христа в последнем столкновении перед концом света.

Апостолы – «посланники», ученики Христа.

Библия – от греч. «библиа»- «книги».

Бог – основное понятие религии, абсолютное духовное существо.

резиденция Папы римского

Вера - признание чего-то истинным исходя из субъективных оснований.

Вознесение Христа - вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения на

арестован Иисус.

Искушение – соблазн греха, испытание человека.

Канон – библейские книги, признанные церковью как Священное писание.

Мессия – от евр. «машиах»- «помазанник».

Нагорная проповедь – высказывания Иисуса о царстве небесном, произнесенные на горе.

Обет – обещание человека, данное Богу.

Папа римский - глава католической церкви и Ватикана.

Религия – форма мировоззрения, опирающаяся на веру в сверхъестественное.

Тайная вечеря - последний ужин Христа с учениками перед его арестом.

Троица – три лица, три ипостаси Бога: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Духа Святого
Христианство – одна из трех мировых религий, возникла в 1 веке.

Тема 10: Христианство. Возникновение христианства.

1. Вставь пропущенные слова:

А) В ………. до н.э. Иудейское царство было

завоевано армией римского полководца Гнея ………….

В) Высший орган Иудеи, возглавляемый главным жрецом, - совет жрецов и знати - ……………………… был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

С) В I веке н.э. на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло …………………………

D ) Первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения - ………………………………………………………………………………

Е) В …………. Году император Теодосиус объявил христианство ……………….

………………………….

2. В чем отличие христианства от языческих религий и иудаизма?

…………………………………………………………………………………..

3. Какие идеи по преданиям проповедовал Иисус?

……………………………………………………………………………………

4. Почему Римская империя была заинтересована в утверждении христианства государственной религией? …………………………………..

………………………………………………………………………………………..

5. Соотнеси термины и их значение:

А) «Христос» 1. Совет жрецов и знати

Б) Синедрион 2. Ученик Иисуса

В) Апостол 3. Спаситель

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : «Религия как одна из форм культуры»

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

Образовательные : дать учащимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Сформировать представление о видах религий

Развивающие : формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства

Воспитывающие: Воспитание толерантности к различным культурам и верам Формирование активной жизненной позиции.

Основные понятия : религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Оборудование: презентация « Религия» дидактические материалы: индивидуальные карточки, Конституция РФ.

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и целей урока

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного

    Итог урока

Ход урока

    I. Организационный момент . (Проверка общей готовности к уроку).

    Сообщение темы и целей урока

Здраствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о морали как регуляторе общественных отношений. Знаменитый (354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Аврелий Августин говорил «Воля в нас всегда свободная,да не всегда добрая.» Сегодня эпигрпфом к уроку я взяла слова этого же человека. Будем же верить если уразуметь не можем

Итак, тема нашего урока « Религия»

Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.

Основные понятия которые мы разберем на уроке: религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Религия как мировоззрение и образ жизни.

2.Компоненты религии

3.Функции религии

4.Виды религий

6.Государство и церковь

Вступительное слово учителя:

Религия – лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия – специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил.

Религия – взаимоотношения между Богом и человеком.

Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.

Религия – особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, сверхъестественное

Божество , как считают верующие люди, обладает особыми качествами и способностями:

а) всемогущество;

б) всезнание;

в) постоянное невидимое присутствие повсюду;

г) контроль за поведением личности или общества;

д) воздаяние или возмездие;

е) способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Религиозная жизнь всегда опирается на религиозную веру.

– Что это такое, по вашему мнению?

Религиозная вера – интуитивная умственная и эмоциональная убежденность в наличии божественных качеств и действий.

Религиозное вероучение – зафиксированное в культуре мировоззрение данной религии в виде священного текста или предания, свод догматических правил, веры, религиозной символики, канонов богослужения и т. Д

Какие религии вы знаете?

Неделю назад 1 ученику было опережающее домашнее задание подготовить презентацию « Религии мира »давайте посмотрим,его работу.(показ презентации)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Давайте поговорим о Компонентах религии

Любая религия включает в себя: веру, вероучение, культ, организацию.

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая.

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте Нужна ли религия человеческому обществу?

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряются с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».

В чем ее положительные и отрицательные стороны?

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

4. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу.

Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Секты.

Наряду с мировыми и национальными (иудаизм, индуизм) религиями в мире распространены сотни сект – обособленных религиозных групп. В 20в. получили распространение «тоталитарные секты», основанные на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации. Противоправные действия таких организаций (изуверские обряды, психологическое давление) преследуются законом.

Основатель секты Аум Синрикё – Сёко Асахара – имел десятки тысяч приверженцев в России. На протяжении многих лет секта действовала легально. Асахара отдал приказ боевикам Аум Синрикё провести зариновую атаку в токийском метро, а также приказы о совершении других преступлений (убийства отступников, людей, препятствовавших деятельности секты и т. п.). В 1995 арестован и отдан под суд, приговорён к смертной казни.

Определен список самых опасных сект у вас на столах правила безопасного поведения как не попасть в беду. Но если вдруг с вами или с близкими случилась беда вы можете позвонить по телефону доверия

Работа с диаграммами.

Сейчас мы посмотрим на итоги социологического опроса проведенного вами к уроку религия были опрошены учащиеся школы с 5 по 11 класс. Были заданы 2 вопроса

1. Представлен в круговой диаграмме известно ли вам о существовании сект? Прошу вас сделать выводы на основе приведенных данных.(Большинство школьников знают о существовании сект.)

2.Какие вы знаете религиозные организации?(Большинство учащихся с 5 по11 класс знают о существовании православной церкви.)(Больше всех о сектах знают учащиеся 9-11классов.)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.)

(работа с Конституцией РФ)

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

В соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением.

Свет истинной религии в том, что она поощряет и вдохновляет людей на добро. Истинная религия - это религия милосердия. Фуллер Томас.

Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико инеобходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.

III. Закрепление изученного.

Задание 1. К каким религиям относятся данные объекты.

Задание 2. Соотнесите понятия и определения.

Задание 3.Вам поручено подготовить рассказ

План-конспект урока в 9 классе по теме «Религия»

Тема урока : «Религия»

Тип урока : комбинированный урок

Цели урока:

    Сформировать представление у ребят о религии, её видах, особенностях, истории происхождения и роли в жизни общества

    Продолжить развивать умение составлять терминологический словарь, способность анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с таблицами и схемами, развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

    Воспитывать у детей терпимость и уважение к различным религиям, стремление к осознанному восприятию многообразия вероисповеданий

Задачи урока:

    Повторить предыдущий материал по теме «Формы культуры»

    Раскрыть понятие религии и историческое значение этого слова

    Нарисовать таблицу «Виды религии», проанализировать данные, записанные в ней

    Выявить особенности каждого вида архаичных религий, заполнить обобщающую таблицу

    Раскрыть понятия «культ « и «религиозный культ», выяснить какие культы перешли из архаичных религий в мировые.

    Выявить начало мировых религий и основное отличие от архаичных религий древности

    Закрепить полученный материал с помощью игры

    Подвести итоги урока, дать домашнее задание.

Основные понятия : религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ

Обеспечение урока : учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», распечатанные глоссарии (приложение №1), ПК, проектор, доска.

Оформление доски: дата, тема урока, план урока, цели урока, сравнительная таблица «Виды религий»

Ход урока: План:
    Организационный этап Проверка домашнего задания, опрос Изучение нового материала Закрепление знаний Итоги урока Объявление оценок, информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Молодежь составляет свою своеобразную субкультуру. В качестве чего-то самостоятельного она появилась недавно, в ср.50-х гг ХХ века, прежде всего в США. До этого момента понятие «тинэйджеры» просто не существовало. До этого молодежь одевалась так же как взрослые, танцевали и отдыхали там же, где и старшие, поклонялись тем же певцам, что и их родители, но однажды кто-то догадался, что раз все деньги подростков уходят на досуг, а остальным их обеспечивают родители. Так почему бы не создать культуру досуга, основанную на современной моде и новым тенденциям, отсюда и пошёл шоу-бизнес, модная индустрия. Но даже внутри своей субкультуры есть определённая классовая принадлежность. Социологи установили, что молодёжь из высшего, среднего и низшего классов отличается манерой одеваться, проводить досуг и образом жизни. Молодежная культура входит в субкультуру, а субкультура является разновидностью массовой культуры. На самом деле многие из Вас были правы. Слайд №2. Слово религия имеет 2 значения:1. Особая духовная связь земного и небесного миров. 2. Это набожность, святыня, предмет культа. Но религию мы будем понимать в других основных значениях. Откройте стр.154 вашего учебника и прочитайте 8 вариантов понятия «религия», которые предлагает вам автор и выберите 2 наиболее, на ваш взгляд емкие и правильные и запишите их в глоссарий. Или же скомпонуйте понятия так, чтобы у вас получилось своё собственное определение религии. Слайд №3 Религия подразделяется на несколько видов. Слайд №4. Кроме трёх перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих она наиболее крупная религия в мире (в Индии 95% верующих индуисты). Архаичные религии более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии более молодые и их основа – религиозная вера. Давайте порисуем нашу таблицу: Основа: верование + миф = мифология Основа : религиозная вера Теперь давайте разберёмся, что для вас есть верование, а что миф? И выводы сформулируем в понятие и запишем в глоссарий. Слайд №5 Итак, мы развели понятия верования и мифа, теперь же вспомним, какую же роль играла мифология в сознании людей?

Архаичные религии, кроме верований, мифов и мифологии, включали так же особые обряды и ритуалы, а комбинация тех и других даёт 3 разных типа древней религии. Слайд №6. Особенности тотемизма:

    Основан на веру в сверхъестественную связь с тотемом Каждый народ носил имя своего тотема Тотем нельзя было убивать или есть После смерти каждый член племени обращался в тотем (животное или растение, реже неодушевлённый предмет, явление природы) Тотему поклонялись, охраняли и обожествляли Каждый жизненный цикл (рождение, юношество, свадьба, смерть) сопровождался обрядом посвящения
Особенности фетишизма:
    Религиозное поклонение предметам Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека (необычный камень, зуб животного, пень) Фетишизм сохранился и до наших дней в амулетах и счастливых предметах, которые мы берём с собой в определённые моменты (на экзамен, в дорогу и т.д.) Разновидностью фетишизма является идолопоклонство – поклонение материальному предмету, которому придана форма человека или животного (божества или духа). Поклонение иконам и святым мощам – это пережиток фетишизма и идолопоклонства.
Особенности анимизма:
    Вера в существование духов и душ, которые могут существовать отдельно от человека Может выглядеть как бесконечная субстанция или как конкретный человек, но не материальный, а умерший. Высшей формой анимизма является вера в самостоятельное существование души (переселения, путешествия)
В итоге, можно сказать, что возвеличивание чего-либо или кого-либо превращается в сложную систему преклонения, иными словами – религиозный культ . Давайте запишем в глоссарий определение этому понятию. Слайд №7. Культ – это элемент религии (телодвижение, чтения, пение, молитва), цель которого дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь божественную силу. Многие обряды и культы перешли из архаических религий в современные :
    Очистительные обряды (крещение, когда человек освобождается от грехов и приобщается к истине) Жертвоприношения (чтобы отвратить гнев, увести от беды, поблагодарить за ч.-л.) Культ предков (институт покровительства мёртвых над живыми)
Конец мифологической эпохи означал наступление новой – эпохи мировых религий, а значит произошёл переход от верований к религиозной вере. Так что же такое религиозная вера?

Давайте вместе сформируем это понятие: религиозная вера – это культурный феномен, соединяющий в себе интеллектуальность, вдохновенность, смирение, осознание своей тварности и в тоже время гордость за приобщённость к этому надстоящему миру. От слова «вера» происходит и другое слово « вероучение » - систематическое учение, в основе которого лежит вера в сверхъестественный мир, божество. IV . Закрепление знаний Ученикам предлагается сыграть в небольшую игру. Ученики закрывают учебники и тетради, на каждый ряд даётся по одному чистому листу. Каждый ученик должен записать по одному понятию из новой темы и передать листок следующему ученику в своём ряду. Лист передается до тех пор, пока терминологический запас не иссякнет. Слова на листе не должны повторяться. V . Итоги урока Слайд №8 Сегодня на уроке мы осилили большую и очень важную тему для подготовки к предстоящим экзаменам. Какие моменты запомнились вам лучше? В какой форме материал лучше для вашего понимания был усвоен? Какие моменты следует повторить и закрепить на следующем уроке? VI . Объявление оценок, информация о домашнем задании Сегодня многие ребята хорошо поработали, молодцы. Некоторым следует подумать о своей успеваемости. Домашнее задание:

    Пар.20 Вопросы после параграфа №2,4,5. Подготовиться к понятийному диктанту по пар.20
Спасибо за работу, до свидания! Ученики слушают

Ученики читают учебник и заполняют словарь.

Ученики смотрят слайд и перерисовывают схему в тетрадь.

Ученики вместе с учителем доделывают часть таблицы у себя в тетрадях.

Ученики предлагают свои варианты и записывают в словарь.

Первобытные люди не просто придумывали какие-то сверхъестественные силы и заставляли себя в них поверить, они создали целостную систему мировоззрения, объясняющую земной порядок: почему солнце встаёт, почему есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти и т.д.

Ученики слушают и записывают в тетрадь по пунктам

Ученики записывают понятие в глоссарий.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Ученики слушают учителя

Ученики играют в игру, тем самым закрепляя полученные на уроки знания и укрепляя понятийный аппарат.

Ответы учеников

Ребята слушают учителя и записывают задание на дом.



Домашнее задание:
Приложение №1 Глоссарий религия

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

План – конспект

Открытого учебного занятия

По теме:

«Религия как феномен культуры. Мировые религии.»

преподаватель высшей квалификационной категории

Зиброва Светлана Константиновна

Краснодар

2016

Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии»

Дата____________ Группа_______________

Предмет: «Обществознание»

Учебник: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник для студентов СПО. Москва, 2015 г.

Цели урока:

  1. Образовательные –

формировать знания обучающихся (на основе имеющихся) о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий;

обозначить роль религии в современном мире.

  1. Воспитательные –

формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем;

приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям, выработанным человечеством;

побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.

  1. Развивающие –

Развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.

  1. Методические –

Применение идей педагогической философии конструктивизма: создание благоприятных условий для самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение обучающихся в процессе обучения; формирование познавательной активности обучающихся при изучении нового материала.

Тип урока:

Комбинированное занятие.

Вопросы урока:

1.Что такое религия?

2.Какую роль и функции она выполняет?

3.Какие виды религий известны человечеству?

4.Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?

Основные понятия:

Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Используемые технологии:

  1. Проектно – исследовательская технология.
  2. Информационно- коммуникационная технология.
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Технология создания благоприятной атмосферы.

Межпредметные связи:

обществознание, история.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебные тексты, раздаточный материал, таблица, схема, мультимедийное оборудование, наглядные пособия (предметы, относящиеся к разным религиям).

Ход урока:

Эпиграф урока:

«К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники» В.Набоков

I. Введение

1. Преподаватель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.

Слайды №1, 2 Презентации .

2. Вводное слово преподавателя.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.

Слайды № 3, 4.

II. Основная часть

1. Этап. Повторение изученного.

Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.

  • Какие основные функции имеет религия?
  • На какие виды подразделяются религии?
  • Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?

Слайды № 5. 6, 7. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

Слайды № 8, 9. (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

Слайд № 10, 11. (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. (АНИМИЗМ)

  • Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
  • Что вам известно о религиях в современном мире?

2 этап . Изучение материалов урока.

Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию.
См. варианты презентаций студентов Буддизм , Христианство , Ислам .

По ходу сообщений группа заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в рабочую тетрадь.
(см. Приложение 1 , таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).

3 этап . Работа с документами

Группа делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 .) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.

Пояснения к отрывку из Библии:

Слово – ЛОГОС (греч. logos ), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).

Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.

Валеопауза

Гимнастика для глаз:

Посмотрите на самую дальнюю от вас точку

На ближнюю точку

Влево

Вправо

Закройте глаза

4 этап : Закрепление и обобщение:

После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.

  1. Почему данные религии названы мировыми?
    2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
    3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
    4. Каковы между ними различия?
    5. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

III. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Валеологическая минутка:

Предлагаю поменяться местами тем студентам, кто:
- узнал сегодня что – либо новое;
- кто не усвоил сегодняшний урок;

Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на 3 ряд. Если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.

Технологическая карта урока.

Этапы

Формы и методы

Время

1.Вовлечение студентов в учебную деятельность

Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока.

2 мин.

2. Получение новых знаний в ходе лекции беседы

Организация деятельности по изучению нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Сущность религий.
  2. Многообразие религий. Мировые религии.
  1. Буддизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  1. О религии. Думаем, анализируем, размышляем…
  2. Роль религий в современном мире.

По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятие в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»». Предполагается 5 минутная физическая минутка.

45 мин.

5 мин.

3.Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1) Ознакомление с видео и слайд – отчетами студентов о мировых религиях. 2) Подведение итогов конкурса творческих работ.

15 мин.

4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме

Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа в парах «Сильный - слабый» (Работа группы над заполнением таблицы.) 2) индивидуальное выполнение заданий (Работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы) с использованием теста Excel. 3) анализ некоторых работ.

15 мин.

5. Подведение итогов занятия домашнего задания.

1) Заключительная беседа.

2) Выставление оценок

3) Домашнее задание. Комментирование.

8 мин.

Домашнее задание :

Подготовить сообщение