Как сделать круглый щит своими руками. Щит викингов

Как сделать круглый щит своими руками. Щит викингов

  • Доски. Часть от поддона, часть просто на даче валялась.
  • Столярный клей. Подойдет любой клей по дереву.
  • Заклепки.
  • Лист железа.

Это самое основное, понадобится еще кое-что по-мелочи, но об этом позже.

Изготовление щита

Простые пути мы не ищем, поэтому делать щит будем не из фанеры или мебельного щита (щит из щита, круто), а из досок. Вот этих:

И вы спросите меня как из кучи этих старых досок сделать что-то классное? А никак! Для начала нужно прострогать все заготовки.

В процессе часть изначальных досок я заменил. Легкая потертость временем дереву придает особый шарм, но откровенная гниль уже лишняя. Если покупать обрезную доску (можно одну длинную, а потом распилить ее на нужные части), то сильно строгать ее не придется, а если идти по сложному пути и брать старые доски, придется подгонять торцы. Это я к тому, что все заготовки должны хорошо стыковаться друг к другу. Нужно это для следующего этапа – склейка. Ах, да. Все доски должны быть толщиной не больше 10 мм. Щит должен быть легкий, исторический щит викинга мог быть в середине 8 мм, а к краям уже 5 мм. Больше, чем на 1 битву щита и не должно было хватать, только умбон живучий, но об этом позже.

Склеивал я все доски на верстаке, с трех сторон которому были прикреплены упоры в виде брусков. Склеивал я торцы столярным клеем Момент. Очень хороший клей, кстати говоря, я им и деку электрогитары, и мебель подклеивал, ну и щит. Все торцы были по очереди проклеены и состыкованы. Тогда был прикреплен третий упор на верстаке, который зажал все доски, а также сверху положены еще две доски, а на них гипсовые блоки. Это для того, чтобы все склейку не повело. Я оставил высыхать клей примерно на сутки.

После был вычерчен круг 74 см диаметром. Не самый большой или маленький, в целом данный размер я выбрал специально под себя.

Далее я начал изготовление умбона. В обще, он должен делаться из стали примерно 4 мм, но тут я решил идти по пути меньшего сопротивления. Я нашел железную тарелку толщиной чуть больше одного мм, и начал выгибать ее в полусферу.

Для этого я вкопал трубу в землю, сверху положил тарелку, нагревал ее постоянно горелкой и бил старенькой гантелей.

После по краям умбона просверлены отверстия, а также я почистил его от старой краски и закоптил на костре. Также с внутренней стороны умбона была приклеена кожа.

Теперь размечаем в центре щита отверстие под умбон и проводим сверлильно-стамесочные работы. То есть рассверливаем по краям разметки, а после выбиваем круг стамеской, те места, которые не рассверлили. А также сверлим сам умбон и щит по краям отверстия под заклепки.

Крепим умбон к щиту на заклепки. И красим щит морилкой. Я использовал смесь красного дерева и мокко. Получилось довольно интересно. При разном освещении и разном ракурсе цвет, то темно-насыщенный, то тускло-светлый.

Рукоять крепится к щиту также на заклепки и к каждой доске, чтобы укрепить щит.

Далее я нашел черную и коричневую кожу, та была нарезана на полоски и прибита к щиту на маленькие гвоздики. С оборотной стороны пришлось все кожу дополнительно прикрепить большим степлером, потому что гвоздики оказались слишком короткие. Сходить в магазин и купить гвоздики нужной длины? Не, не наш вариант.

На этом изготовление щита окончено. И да, мы пытались бить об него топором и, о чудо, он выдержал! Повторять такое лучше не стоит, даже если сделаете щит и будете в нем не уверены.

Рунный топор есть, щит есть, осталось сделать драккар и в поход!

В 1880 году в Норвегии фермеры в местечке Гокстад, что на берегу Балтийского моря, обрабатывали землю. На ней был расположен курган, который, как предполагали местные жители, мог содержать какие-либо древние захоронения. Говорят, курган даже прозвали «Королевским», но что там внутри, никто не знал. Когда же местечко попало в поле зрение археологов и начались раскопки, на месте кургана был обнаружен корабль викингов, который так и назвали — Гокстад. Драккар, датируемый 9−10 веком, прекрасно сохранился, как и некоторые вещи, найденные на нем. Так, на Гокстаде помимо рыболовецких крючков, конских сбруй, различных медальонов и даже, как говорят, игральной доски с фигурками, сохранилась одна из самых больших обнаруженных археологами коллекций щитов викингов.

Считается, что использовали щит не только для защиты, но и активно применяли для нападения: наносили удары кромкой, а также железным умбоном, расположенным в центре орудия. Тем не менее, сама конструкция щита была довольно проста.

Корабль викингов Гокстад 10 в. (dockyards.com)

Само орудие было достаточно крупным. В диаметре оно составляло около метра (если быть точнее от 90 до 100 см). В целом, как и оружие, каждый щит изготавливался адресно, то есть под конкретного воина, исходя из его габаритов. Основная цель — прикрыть большую часть тела от стрел, чтобы получить возможность приблизиться к противнику для рукопашной схватки. Собственно, размеры щитов наталкивают на мысль о том, что действительно могли применять знаменитую тактику, получившую название «стена щитов». Внешне она чем-то напоминает римскую черепаху, когда одни воины держат щиты перед собой, а другие — над головами, таким образом закрывая группу от града стрел.


Щиты. (dockyards.com)

Поле щита викингов было плоским в отличие от, например, древнегреческого гоплона (также круглый щит). Кроме того, оно состояло всего из одного слоя досок, скрепленных вместе. На том самом корабле в Гокстаде найденные щиты были сделаны из сосны. Считается, что преимущественно в изготовлении щитов викинги использовали именно мягкую древесину хвойных пород деревьев, хотя говорят, что в ходу у оружейников были и более твердые сорта деревьев. Впоследствии, в изготовлении стали использоваться не одна, а несколько пород.

Из-за внушительной площади поверхности удар оружия по щиту сглаживался, распределяясь по всему полю, и поэтому при защите воин не получал серьезных травм. Кроме того, благодаря тем самым мягким сортам древесины, как считается, оружие противника зачастую застревало, после чего защищавшийся мог воспользоваться моментом для контратаки.

Щит в музее. (dockyards.com)

Толщина щитов, например с того же Гокстада, равнялась в среднем 12 мм, при том что по краям она была вдвое меньше — 6 мм. В центре щита был железный умбон, который, как правило, составлял около 12−15 мм в диаметре при толщине 3−5 мм. Умбоны могли быть как цилиндрические, так и плоские. Ими в основном и старались встретить удар меча или топора: оружие соскальзывало, после чего воин мог атаковать в ответ. Внутренняя сторона укреплялась металлическими вставками, чтобы щит был более жестким. Металлом обрамляли в том числе и кромку щита. Снаружи же он обтягивался кожей. Ею, по сути, стягивали доски друг к другу, как можно плотнее. Изначально кожу прибивали к доскам, однако впоследствии стали использовать зажимы для того, чтобы было удобнее и быстрее чинить щит в случае повреждений.


Украшения щитов. (dockyards.com)

Подобно оружию щиты тоже украшали. Внешняя сторона обычно была раскрашена: основными цветами, ссылаясь на многочисленные европейские источники, историки называют называют красный и белый. Кстати, как отмечал отечественный исследователь А. Н. Кирпичников, найденный им скандинавский щит в Гнездове, также был окрашен в красный цвет. Как считается, наряду с ними при украшении использовали и черный, синий, а также желтый цвета. Кроме того, на внешнее поле орудия нередко наносился и какой-либо рисунок.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о том, как можно своими руками сделать щит для , или, просто в целях реконструкции старинного оружия и доспехов. Ранее мы уже рассматривали материал об и , а также плели . Теперь же настала очередь и для переднего края обороны средневекового воина - щита. Щит должен быть не только прочным и ударостойким, но и легким. Поэтому подумайте о том, какое дерево, а изготавливать щит мы будем именно из него, вы будете при этом использовать. Самым оптимальным вариантом для изготовления щита будет береза. Эта порода дерева обладает не только хорошей вязкостью и упругостью, но и легкостью, по отношению с другими альтернативными породами. Далее стоит определиться с размерами щита. Оптимальным считается щит диаметром 600-700 мм. Такой щит будет полностью защищать предплечье (от локтя до кисти) и вместе с тем не будет слишком тяжелым.

Технология изготовления средневекового щита

Доски для щита должны быть хорошо просушенными, иметь прямослойную структуру и не иметь крупных сучков. Итак, технология изготовления щита следующая. Возьмите березовую доску размером 2100х200х40, уже предварительно обструганную, и распилите ее на четыре части. У вас должно получиться два куска по 620 мм и два куска того, что останется. Тщательно остругайте и плотно подгоните друг к другу боковые грани этих досок. Из этих кусков мы склеим основу щита. Используйте пластифицированный клей ПВА. Оставьте сушиться сутки.

Теперь нам нужно остругать плоскости заготовки щита, чтобы сгладить стыковки досок, убрав ступеньки. Далее очерчиваем круг радиусом 300 мм и выпиливаем его электролобзиком.

Далее нам нужно сделать нашу заготовку щита выпуклой. Для этого с одной стороны мы стругаем рубанком, углубляясь от края к середине, а с другой стороны, наоборот, от середины к краю. В результате у нас должна получиться своеобразная деревянная линза толщиной в 15-17 мм.

Ну, вот деревянная основа самодельного средневекового щита у нас готова. Теперь примемся за металл.

В центре щита должна находиться выпуклая чаша, называемая умбоном. Умбон можно выколотить из круглой металлической пластины толщиной 1,5 - 2,5 мм, положив ее на свинцовую подушку, и, отстучав молотком от центра по расходящейся спирали, пока не получится выпуклообразный купол диаметром 150-200 мм и глубиной 50 мм. Края отогнем на наковальне шириной 15-20 мм. Так выполняется холодная ковка. Но, чтобы осадить чашку на такую глубину, нужно использовать и горячую ковку, нагревая металл газовой горелкой или в до красноты, осаживая металл в кольцевой оправке или матрице. Впрочем, если кузнечное дело для кого-то в новинку, он может заказать умбон в кузне, или купить что-то подобное в магазине.

Теперь нам необходимо оковать железом ребро нашего средневекового щита. Для этого нам опять же понадобится наковальня и молоток, чтобы изогнуть стальную полосу толщиной два миллиметра по радиусу триста миллиметров в плоскости. Кладем полосу на наковальню и начинаем плющить один ее край тяжелым молотком, периодически проверяя ее кривизну картонным шаблоном. Если ваша полоса из пластичного металла, то вам будет достаточно произвести холодную ковку. Но все же, лучше делать , нагревая полосу газовой горелкой до красноты и давая ей медленно остыть. После этого продолжаем колотить по ней молотком. Не обязательно изгибать полосу по всей окружности щита. Можно разделить ее на несколько отдельных частей. Так будет несколько проще. Хотя работа это довольно тяжелая. Подгоняем металл к щиту так, чтобы оставалась кромка для загиба на толщину щита. Загиб кромки на девяносто градусов можно осуществить на наковальне. Для этого одну из «губ» тисков, меняем на пластину, верхний край которой искривлен по радиусу 300 мм, то есть по окружности нашего щита.

Готовую окантовку ребер щита тщательно подгоняем, друг с другом и прикрепляем к щиту с помощью болтов, которые мы впоследствии заменим заклепками. Прикручиваем также к середине умбон. Теперь нам необходимо заняться остальными деталями щита. Нам необходимо из листового железа выпилить двенадцать накладок для щита, используя электролобзик. На фото прекрасно видно, какой формы они должны быть. Но вы можете проявить фантазию и сделать что-нибудь свое. Пластины можно приклепать к щиту мебельными болтами. Клепаем изнутри щита, одев на стержень болта широкие шайбы. Стержень отпиливаем так, чтобы он выставлялся над поверхностью щита на два, три миллиметра.

Теперь нам осталось изготовить элементы удержания щита. Для этого нам нужно выточить деревянную (можно использовать медную или латунную трубку) и приклепать ее изнутри щита. Ременная петля для предплечья делается из кожи шириной 70 мм в центре и 40 мм по краям. Ее мы прикрепляем к щиту тоже с помощью сквозных клепок. А вот подушку для предплечья, можно прикрутить к щиту болтиками с закругленной головкой.

Ну, вот, пожалуй, и все. Наш средневековый щит полностью готов. Можете приступать к ролевым играм, или повесить его на стену в качестве украшения рядом с другими вашими реконструированными изделиями. Удачи!

Статья является рерайтом. Фотографии взяты из книги «Реконструкция старинного оружия»

И в этой статье будет подробно описано как сделать рыцарский щит. Вы можете сделать себе щит почти любой формы какой пожелаете (историчной или нет), и по большей части методы изготовления будут те же самые. Да и к вопросу историчности: в средние века основы для щитов делали из досок, но современный фанерный щит в изготовлении быстрее и проще и по прочности не уступает дощатым. А "не историчность" фанерного щита легко прячется под холст или кожу, покрашенную аутентичными красками.

Надеюсь, мои чертежи и примеры дадут вам достаточно информации, чтобы попытаться сделать свой собственный щит.

Фото крупным планом моего щита. Я расписал этот щит, так чтобы он соответствовал моему сюрко. Так как этот щит в основном для игр, я использовал болты - поскольку они гораздо легче, чем заклепки.
Это довольно стандартный миндалевидный щит. Я разрисовал его как щит тамплиеров. Я постарался сделать этот немного более историчным, и ремни присоединяется при помощи заклепок. Кроме того, я не использовал никаких пряжек для регулировки ремней. Я это покажу детально позже.
Эти фотографии просто показывают некоторые крупные планы.
Еще несколько снимков из разных сторон щита. Здесь для регулировки ремешков использовались пряжки. Этот щит только что был прогрунтован, и готов к покраске. Я всегда сначала крашу, прежде чем прикрепить подушку-подлокотник и ремешки. Так поступать гораздо легче, чем пытаться покрасить вокруг них.

Основа фанерного щита

наверх

Первое, что вы хотите сделать для изготовления щита это определение его размеров. Они могут немного отличаться, но давайте предположим, что мы собираемся сделать наш геральдический щит 53.3 см (21 дюймов) в ширину в верхней части. Такая треугольная форма гораздо проще для рисования фигуры щита перед сгибанием ее в прессе.

Я предпочитаю, чтобы мои щиты были выгнутыми, но это в принципе необязательно. Я использую 2 части 0.63 см (1/4") фанеры, и когда они склеиваются в прессе, щит получается, что 1.25-1.3 см (1/2") толщиной. Если вы хотите просто сделать плоский щит, то вы можете просто использовать кусок 1.3 см (1/2") фанеры.

Стандартный щит разработан с использованием методом 3 к 1. Обратите внимание на фото выше, что щит 3 в пункта шириной, прямой участок с каждой стороны составляет 1 пункт и кривой создается с помощью 3 пунктов. Так что, если щит будет 53.3 см (21") шириной, то вы разделите эти измерения на 3, и вы получите 17.8 см (7"), то есть один пункт.

Выше на рисунке показан старый трюк разметки большой кривой линии. Я использую кусок фанеры 0.63 см (1/4") толщиной от 3.8 см (1 1/2") шириной доску, но почти любая доска, которая лежит под рукой будет работать. Я делаю прорезь в одном конце доски (где гвоздь пойдет), и я просверливаю в каком-то заранее определенном расстоянии на противоположном конце отверстие достаточно большое для карандаша, которым буду размечать края будущего щита.

Расстояние между точкой начала разметки и отверстием для карандаша 3 пункта, в данном случае 53.3 см (21 дюйма).

Вы будете забивать гвоздь в конце левой стороны прямой линии (которая, в нашем примере будет на расстоянии17.8 см (7"). Не забивать гвоздь слишком глубоко, достаточно, чтобы держал совсем немного. Затем вы ставите карандаш в конец линии на правой стороне и нарисуйте кривую. Повторите для другой стороны, и ваш щит готова быть склеен, спрессован и вырезан.

После высыхания заготовке щита в прессе (несколько дней), вы можете вытащить его и вырезать его с помощью лобзика или ленточной пилы.

После того, как вы вырезали будущий щит, вы ошкурить наждачной бумагой края, чтобы сделать их гладкими и исправить любые занозы и нарушения. Также можно, если хотите, немного ошкурить лицевую и внутреннюю сторону щита, просто чтобы сгладить их немного. Я также закругляю рашпилем края, немного, так чтобы края были не острые.

Покрытие кромок и передней панели щита

наверх

Мне нравится когда наружную часть щитов покрывает какой-то материал, так как это дает им больше исторический вид, добавляет прочности и делает их более удобными для росписи. Я предпочитаю использовать холст (брезент из мешковины), так как он недорогой, простой в работе и вы можете получить его в любом магазине тканей. Вы можете также использовать льняную ткань, но она не так прочна, её труднее найти и она дороже, чем холст. Вы можете также использовать кожу, причем лучше всего применить на тот щит, где вы собираетесь покрыть края лентами из сыромятной кожи. Дальнейшие инструкции предполагают, что мы используем холст.

Я начинаю резать кусок холста с расчетом на 5 см больше всех от размеров заготовки под щит. Затем я использую столярного клея чтоб приклеить его на переднюю панель. Я беру дешевую кисть и укорачиваю щетину, пока не останется 1.6 см (1/2") длинны или около того. Это делает хорошую кисть, для применения столярного клея. Далее нанесите клей на переднюю панель щита, закрыв пока около половины панели. Вам не нужно много клея, хороший ровный слой держит очень хорошо. После того как вы применили клей для половины щита и положили холст, и с вашей стороны нужно сгладить ее вниз так, чтобы он вступил в контакт с клеем. Если у вас есть клей выходи из материала и пачкал руки, то вы скорее всего нанесли слишком много клея, но это на самом деле не повредит. Повторите эти действия для остальной части щита, пока вся передняя панель не будет закрыта. Пока не беспокойтесь о покрытие краев щита, в первую очередь дождитесь когда клей застынет.

После высыхания клея на передней панели (примерно через 1 час) вы готовы, обернуть заготовку щита по краям. Если вы используете по краям обивку из сыромятной кожи, то вам не нужно оборачивать холстом по краям.

Первое, что вам нужно сделать, это разметить ткань, где и как её необходимо будет сократить. Вы, допустим, хотите чтоб холст заходил на 2.54 см (1") на обратную сторону щита (см. правый рисунок выше). Чтобы сделать ровно и сохранить форму можно использовать циркуль (картинка выше слева), чтобы разметить все вокруг холста, по краю щита. Поскольку щит толщиной 1,27 см (1/2") вы должны, чтобы всего этого материала было около 3.8 см (1 1/2") широкий.

Если бы наши щиты были квадратными, то обивать края было бы легко, надо было только раз завернуть холст и приклейте ее к краям и обратно, но так как наши щиты имеют кривые стороны, то нам необходимо перекрывать материал время от времени и держать его в таком положении.

Когда вы приклеиваете холст, убедитесь, что вы нанесите клей на край и, конечно, на тыл. Если клей растекся из-под холста, не волнуйтесь. Краска покроет его, когда вы разрисуете заднюю часть щита. Разгладьте холст пальцами (эта работа может стать немного сложной:>). Столярного клей, немного скользкий и поведет холст вниз, даже во влажном состоянии, но, как клей высохнет, вы можете вернуться и поработать над районами которые могли быть не проклеены.

Когда вы режете холст для перекрытия - не режьте все пути на заднюю панель щита, только те которые загибаются на задний край, разметка области показана линией на рисунках выше.

Хост будет образовывать пучки в углах и изгибах щит. У меня нет никакого волшебства, но только раз я смог обрезать холст так чтоб подходил настолько хорошо, насколько это возможно. Используйте достаточное количество клея здесь, чтобы приклеить холст. Потом разгладьте холст и протрите излишки клея. Затем я использую зажимы на каждом из углов, чтобы удерживать холст, пока клей высыхает. Затем я проверяю холст, который я приклеил на тыльную сторону еще один раз, приглаживая каких-либо пучки, которые могли быть ославлены немного. Вы также можете добавить немного больше клея и использовать его, чтобы сгладить пучки немного вниз.

Теперь Вы можете поставить щит в сторону и дайте ему высохнуть.

Использование кожи чтобы покрыть щит.

Если вы будете покрывать переднюю панель щита кожей то вы просто должны вырезать кожу, так чтоб она соответствовала передней панели щита и приклейте ее при помощи столярного клея. Помните, что вам нужно будет использовать сыромятной кожу, чтобы обернуть края. Подробнее об этом ниже.

Если вы чувствуете в тебе силы вы можете попытаться согнуть кожу вокруг щита, как так это бы был холст. Это нелегко, но можно сделать. Вы должны были бы иметь пропитанную водой кожу, такой кожей будет легче сформировать покрытие щита.

Добавление ремней, окантовки и подлокотника

наверх

Картинка выше показывает некоторые способы того, как вы можете прикрепить окантовку, ремешки, и мягкий подлокотник.

Окраска щита, установка ремней

наверх

Краска, я использую только стандартную латексную краску для стен. Я кладу 2 слоя на передней и заднюю часть щита. Я взял небольшой набор для живописи и мне его для росписи щита хватает. Возможно, вы захотите покрасить переднюю и заднюю панели щита перед надеванием ремней и мягкого подлокотника. Цвет это ваш выбор! Опять же, я просто использовал стандартные латексную краску для стен. Я использовал то, что называется яичной темперой для отделки, которая блестит, но опять-таки, это зависит только от вас. Исторически покраска была, вероятно, плоской. Яичная темпера будет немного жестче. Я использую это на передней и задней части щита. Если вы будете покрывать переднюю панель щита кожей, то вы должны будете использовать краску, которая совместима с кожей, наиболее подойдут акриловые краски.

Если вы ставите Умбон на ваш щит, то вам необходимо сделать это сейчас, прежде чем добавлять подлокотник и ремни. Вы можете нарисовать на передней панели щита место для умбона, в зависимости от дизайна. Опять же, проще рисовать когда Умбон есть но еще не установлен, потом вы можете уже просврлить отверстия и пока только для теста установить его.


Мягкий подлокотник

наверх

В установке подлокотника вы ограничены только размером места под площадку и ремни, размерами задней панели щита, собственными размерами, да и просто личными предпочтениями. Чтобы дать вам инструкцию, я нарисовал выше чертеж, который показывает измерения, которые я использовал на моих личных щитах. Угол наклона подлокотника около 30 градусов, но вы можете попросить кого-то держать щит в то время как вы двигаете рукой вокруг, чтобы получить удобный лично для вас угол. Имейте в виду, что все размеры являются приблизительными, и могут быть изменены по вашему усмотрению.

Далее мы хотим сделать наш подлокотник. Я использую замшу для верхней покрышки, так как она прочная, но гибкая. Вы можете использовать другие материалы, просто убедитесь, что они будут достаточно прочными. Вы могли бы использовать холст, просто убедитесь, что вы слегка загнете несколько раз край его вниз, чтобы он не распутался. Я использую 1.9 см (3/4") толщины кусок синтепона, из магазина ткани. Просто убедитесь, что вы получите синтепон но, не пенополистирол. Ваша рука будет благодарить вас позже.

Я использую небольшие гвоздики для крепления замши к задней части щита. Перед креплением необходимо попробовать и выяснить, где будет ваша рука, которая будет на щите. Вы можете использовать мои фотографии в качестве примеров. Когда я понял где я хочу, я прибиваю замшу сверху вниз, и сбоку. Я использую 1 см (3/8") гвоздики. Вы же не хотите, чтобы гвоздики торчали из передней панели – поэтому они короче чем толщина щита. После того как я прикрепляю замшу сверху и сбоку, я закладываю наполнитель под замшу. Наполнитель обрезается так, чтобы он был немного меньше, чем кусок замши. И тогда прибиваем остальные стороны замши.

Ремни

наверх

На рисунке выше показано несколько различных примеров ремней, которые могут быть использованы. Первый стандартный ремень, который использует пряжку для регулировки. Второй ремень состоит из двух скрещенных ремней. Скрещенные ремни работают лучше всего для ремешка, который вы держите в руке. Если вы заметили, мой красный и черный щит (в верхней части этой страницы) сделаны при помощи этого способа. Работает очень хорошо.

Последний ремень – кружевной ремешок, использует ряд отверстий для кожаных шнурков, которые позволяют внести изменения. Он используется на моем каплевидном щите тамплиеров (также в верхней части страницы). Его не так легко настроить, как, скажем ремень с пряжкой, но этот способ историчен.

Для справки ремни на геральдическом щите 1.9 см (3/4") шириной, на щите тамплиеров они 2.54 см (1").

Для ремней необходимо использовать толстый сорт кожи, и вы можете просто купить готовые кожаные пояса, которые поставляются в различной ширине. Вы также можете использовать старый ремень. Просто убедитесь, что он действительно кожаный, и старайтесь избегать кожаный ремень который состоит из двух частей сшитых вместе.


Теперь, когда у нас есть ремни нам нужен способ, чтобы присоединить их к щиту. Вы можете использовать болты или заклепки. Болты являются самым простым способом и позволяют легко установить ремни на другой щит в будущем (когда этот щит разобьют). Заклепки более историчны, но требуют больше навыков в их креплении. Я использую 0.63 (1/4") болты или заклепки.

На рисунке выше я показал как болты/заклепки работают. Я использую болты и заклепки, которые можно купить в любом хозяйственном магазине. В зависимости от толщины вашей кожи и наполнителя 2-2.5 см – 0,63 заклепки и болты должны работать нормально. Вы всегда должны использовать шайбы с кожей, чтобы она не выскочила. Некоторые болты будут иметь какую-то надпись на головке, которая не выглядит очень хорошо на внешней стороне нашего щита, поэтому убедитесь, при покупке что её там нет.

Я хотел дать моему щиту тамплиеров более достоверный вид и взял болты и обстучал их головки на моей наковальне чтоб избавиться от надписи, и дал им вид будто их сделал деревенский кузнец. Я затем укоротил их по длине, а затем забил их так же, как заклепки. Работа велика. Я даже забил шайбу так, чтоб она выглядела также от сельского кузнеца. (См. рисунок справа).

Я также сделал свои собственные заклепки для Умбона на щите тамплиеров. Я использовал стандартные общие гвозди. Я обстучал шляпки, чтобы сделать их более округлыми и не очень широкими. Я затем также укоротил их и использовал как обычные заклепки.

Картина на щите

наверх

(См. информацию о том, что какую краску использовать).

Тут вы можете сделать свою работу краски настолько простой или сложной как сами пожелаете. Если вы запутались, вы можете просто закрасить щит, и начать все сначала. Если вы хотите чтобы щит соответствовал сюрко или другому оборудованию, то может стоит взять щит с собой в магазин краски для оказания помощи в соответствующих цветах. Если вы действительно храбрый – вы могли бы на самом деле пропустить этот вопрос и пойти далее. Лучший способ – расспросить знающих людей....

Я рисую переднюю панель и края моих щитов в мой основной цвет. В качестве примера, я разрисовал мой тамплиеров щит сначала белым базовым цветом. Затем я использовал карандаш и линейку и слегка прочертил крест на щите. Далее я использовал несколько различных размеров кистей чтоб нарисовать крест. Я настоятельно рекомендую вам делать все это вручную. Щит расписанный ручной росписью имеет средневековый облик. Если вы ужасный художник, то может быть, вы могли бы найти кого-то, чтобы помочь вам в этом.

Если вы ставите умбон, то вы можете продолжать, если нет, то вы закончили! Хорошая работа! Существует что-то магическое когда хороший щит в одной руке и меч в другой.... это трудно объяснить.

Помните, что вы можете производить щит, который является простым или сложным, так как вы хотите. Просто сделайте один. Если вы хотите можно кусок фанеры вырезать под форму щита, не накрывая тканью или кожей, с какими-то ремнями, так по-прежнему выглядит довольно хорошо.

Окантовка краев щита

наверх

Если вы добавляете окантовку, то сейчас как раз время для этого. Использование сыромятной кожи или толстой кожи означает одни и те же шаги. Отрезать полосы в 5 см (2") шириной. Более вероятно, что вы не будете иметь один кусок достаточно большой, чтобы обойти весь щит, (от шкуры коровы разве что такой большой), поэтому вы должны будете иметь несколько частей, чтобы пройти по всему краю щита. Вам нужно будет сделать некоторые дополнительные куски сыромятной кожи, чтобы покрыть эти швы. Смотрите рисунок ниже.


Толщина полосы в 5 см (2") должна работать нормально, но вы можете её отрегулировать по мере необходимости. Если хотите, то можете пропитать кожу в воде, пока она размягчается. Затем работаем с полосами во время изгиба окантовки над щитом и притираем вниз. Продолжайте, пока не все края не будут покрыты. Теперь добавьте дополнительные части для покрытия швов, все это фиксируйте при помощи зажимов. Дайте высохнуть, прибейте гвоздиками и вы закончите.

Чертежи миндалевидного щита

наверх

Ниже приведены некоторые размеры для стандартных каплевидного щита (Kite Shield), он также известен как миндалевидный и норманнский щит, подробнее описано тут – Рыцарские щиты 11-середины 12 века . Предложенные размеры только предложения, и не стесняйтесь настроить их под свои нужды.

Щиты эпохи викингов.

Большие круглые щиты викингов изготовлялись, судя по всему, в соответствии с некой особой традицией. Наиболее известные примеры целых образчиков - те, что располагались на бортах корабля из Gokstad, Норвегия (рис 1.) - датируются 905 г.н. э. (Bonde and Christensen 1993). Они сходны со щитами из Thorsberg (Raddatz 1987).

Конструкция и размеры.

Обычный размер щитов того времени - 80-90 см в диаметре (см. Табл.1). Для сравнения – щиты, найденные в языческих англо-саксонских захоронениях (23 экз.) – от 42 до 92 см; из Thorsberg– 7 экз., римский железный век – от 65 до 104 см диаметром; Välsgarde, Швеция – 3 экз., Вендельский период – от 84 до 110 см диаметром). Поле щита было плоским; изготавливалось из одного слоя планок (досок), сбитых(скрепленных) вместе. Щиты из Gokstad сделаны из семи или восьми сосновых планок (мягкая древесина хвойных пород, судя по всему, использовалась в большинстве случаев, но не всегда) различной ширины, причем вариант с меньшим количеством более широких планок, как кажется, более практичен; например, центральная планка щита вендельской эпохи из Välsgarde была шириной 52 см. Толщина планок обычно составляла 6-10 мм (Табл. 2); к краям уменьшалась(рис.1, Табл.2). Подтверждения гипотезам о существовании многослойных конструкций пока не найдено (Hдrke 1981).

Рис.1 – щит из захоронения в Gokstad, Вестфолд, Норвегия, 905 н.э. Диаметр 94 см (Nicolaysen 1882).
а. Вид спереди. Тип умбона - Rygh 564.
b. Обратная сторона; видны отверстия для прикрепления обода (обшивки) и одна деревянная планка, служащая рукоятью – остальные элементы усиления конструкции, видные на фото, являются современными добавлениями.
с. Разрез-вид сбоку; видно утоньшение к краям.

Планки по возможности приклеивались одна к другой. Кроме того, дополнительную прочность придавали умбон, рукоять и обод (обшивка края) (см. ниже), а также покрытие из кожи. На некоторых щитах из Birka было лицевое покрытие из тонкой кожи, а некоторые ранние английские щиты были покрыты ею с обеих сторон (Arwidsson 1986; Dickinson and Hдrke 1992). Тем не менее, планки гостадских щитов были раскрашены, что говорит о том, что покрытия из кожи на них не было (Lowe 1990). Можно даже предположить, что их форма и хрупкость конструкции предполагали только лишь использование в захоронении, для чего они и были сделаны; вряд ли это были боевые щиты. Интересно отметить, что щиты из Gokstad конструктивно похожи на щит, найденный в торфяном болоте в Tirskom, Латвия (Тирском торфянике) (рис.1.1).

Рис 1.1 – Щит 1, найденный в Tirskom, Латвия. Слева – найденный, справа- реконструкция.

Щит 1 . Этот щит, датированный 9м веком, был собран из шести еловых или пихтовых планок (Yrtan 1961). Диаметр щита – 85.5 см, толщина планок – 0.6 см. С обеих сторон щит покрыт кожей, и проложен спрессованной травой, возможно в целях смягчения удара. В некоторых местах на краю кожа зафиксирована (прибита (?) или пришита (?)).

Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника сделан из дерева, хотя и идентичен по форме и размерам местным железным образцам (еще один деревянный умбон был найден на месте поселения славян в GrossRaden, Северная Германия). Умбон имеет размеры 13.1 на 10.5 см и закрывает отверстие в центре шириной 11.5 см. Приклепан 14-ю заклепками (которые не сохранились). Следы ударов на поверхности кожи и умбоне говорят о том, что щит использовался в сражении.

Щит 2. От второго щита, найденного в Tirskom, была найдена только средняя планка, а вернее, только ее часть. Она была изготовлена из какого-то вида хвойного дерева и имеет размеры 68 х 11.8 х 1.4 см. Четырехугольное отверстие для руки расположено (предположительно) в центре поля, предполагая таким образом ширину щита в 73 см. Интересно, что поле изогнуто, возможно это был выпуклый щит.

Умбон.

В центре щита делалось круглое отверстие (по крайней мере таким оно было в щитах из Gokstad; овальные, 8-и D-образные известны по материалам, относящимся к вендельскому и более ранним периодам. У второго щита из Tirskom отверстие было квадратным). Оно (отверстие) закрывалось полусферическим железным умбоном диаметр которого составлял около 15 см (вместе с полями) ; умбон прикрывал рукоять. Железо на куполе было довольно толстым (3-5 мм), хотя поля умбона были тоньше (Примечание С.К. : замеренные мною около десятка древнерусских умбонов дали толщину – ок.1,5 мм, так что 3-5 мм это явный перебор ).

Умбон был двух основных форм – ранний стиль (вариант) имел высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)(рис.2-а) Поздний стиль (вариант) – низкий купол без «шеи»(рис.2-b), хотя полного вытеснения раннего стиля поздним не произошло. Менее распространенными были низкий вариант (рис.2-c), и сфероконический (рис.2-d), иногда с выступом на верхушке.

Рис. 2 – умбоны щитов.

Единственные примеры умбонов с зубчатыми краями известны из Telemark, Норвегия (рис. 3-а); Birka, Швеция и Ile de Groix, Франция (рис. 3-е). В последнем захоронении было найдено несколько уникальных умбонов с необычно сделанными фланцами (рис. 3-d,c,d,e), возможно, западноевропейского происхождения (Mueller-Wille 1978).

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями (заклепками), острия (концы) которых были либо загнуты, либо расклепаны с обратной стороны щита (рис. 3-d, h). (Примечание С.К. : наиболее распространено именно крепление гвоздями, заклёпки встречаются, но реже ). В найденных в Birka образцах обычно по 4 гвоздя, иногда шесть (как и в Gokstad). Встречаются и случаи крепления пятью заклепками, как в Cronk Moar, Man и Groix, Франция.

Поля некоторых умбонов были расположены под углом, возможно потому, что они крепились на выпуклое поле щита. Из Birka также происходят экземпляры умбонов, поля которых были украшены накладными пластинами из цветного металла (рис. 3-f,g), а шляпки заклепок были инкрустированными(?) или лужеными (Arwidsson 1986).

Рис.3 – умбоны щитов.
a - умбон с зубчатыми краями, Telemark, Норвегия
b-e - Ile de Groix, Франция. Концы гвоздей чаще расклепаны нежели загнуты.
f – Birka, показана аппликация лужением.
g – Birka, медная окантовка на фланце.
h – Birka, на виде сбоку заметен загиб заклепок.

Рукоять.

По всей видимости была только деревянной, судя по в большинству захоронений, где остатков не так много, как в Gokstad; там тонкая планка приклепана к доскам от края до края и служит рукоятью (в месте где пересекает центральное отверстие) (см. рис.1). На более красиво сделанных щитах на деревянную сердцевину накладывалась выгнутая железная пластинка, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или серебряной инкрустацией (рис.4-а)

Рис. 4 – рукояти щитов, 10 в.
a – два фрагмента украшенной серебром железной рукояти с деревянной сердцевиной из захоронения в Hedeby, Шлезвиг-Голштейн, Германия.
b - фрагмент «лопатовидного» окончания рукояти, Gokstad.
c-d – трехконечные бронзовые крепления для рукояти в форме человеко-животных образов, захоронения Hedeby и Birka.

Рукоять была длинной, часто пересекала весь диаметр щита и была утоньшалась к концам. К окончаниям рукояти могла быть приделана «лопатовидная» накладка, которая также приклепывалась (рис.4-b); либо все крепилось различными бронзовыми креплениями (накладками) (рис. 4-c, d). Иногда заклепки, державшие умбон, проходили и через рукоять. Рукоять могла быть обмотана кожей.

Усиление края.

Большинство находок не подтверждает наличия усиления края, что возможно говорит или о его (усиления) отсутствии, или об изготовлении из материала, который сравнительно быстро портится, и, следовательно, до нашего времени не сохранился. В щитах из Gokstad были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3.5 см (рис. 1-a,b), возможно для того, чтобы крепить обод, все остальные следы которого не сохранились. Можно предположить, что по краю проходила полоса кожи, прихваченная стежками либо прибитая тонкими гвоздями.

Рис. 5 – Металлические фиксаторы от ободов щитов.
a – захоронение в Birka, Швеция. Тип А –простая U-образная скобка.
b – захоронение в Birka, Швеция. Тип В – с расширением для крепления кожаной полосы.
c – Lindholm Hшye 1112, Дания. Видны следы чеканки (?) вокруг заклепки.

В захоронениях иногда встречаются маленькие скобки,сделанные из железных или бронзовых пластинок (рис. 5). Скобки иногда украшались лужением, чеканкой или гравировкой (рис. 5-c). В Birka были найдены щиты, у которых скобки были пригнаны одна к другой непрерывно по краю (рис. 6); однако сохранились лишь фрагменты обода, что, возможно, означает умышленное (?)повреждение щита перед захоронением.

Рис. 6 – Захоронение в Birka Bj736, 10 в.
а – щиты, как они найдены при раскопках
b – реконструкция (Peter Beatson)

Иногда несколько скоб были распределены равномерно по ободу, возможно для закрепления по краю кожаной полосы, следы от которой иногда остаются. Скобы из захоронения Bj 850 были закреплены поверх каймы из кожи (рис. 7) хотя их небольшое количество и неравномерное распределение дают повод предположить, что это (крепление кожи)– не основное их предназначение. Они, например, могли укреплять стыки планок или поврежденный край.

Рис. 7 – Захоронение в Birka Bj850, 10 в.
a – щит, как от найден при раскопках (Arbman, 1943).
1 - умбон, 2 – скобки обода, 3 –окончание рукояти (возле остатков)
b – реконструкция щита (Peter Beatson)
c – разрез - участок с бронзовой скобой; показаны материал щита, кожаные облицовка и полоса по краю.