Кто построил корабль ковчег. Ноев ковчег - правда или вымысел - факты и гипотезы

Кто построил корабль ковчег. Ноев ковчег - правда или вымысел - факты и гипотезы

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы — Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля…

Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока.

Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: «…ковчег остановился на Араратских горах». Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.
Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы — в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат.

гора Арарат, Кликабельно

Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника.

На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри». В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда говорится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей длиной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой».

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта «защита» проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины.

Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Аэрофотосъемка странного объекта на горе Арарат.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи.

Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: «…корабль, который в Армении опустился на грунт», и, кроме того, упоминал: «…смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты». Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении… там люди набирают смолу для изготовления амулетов». В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами.

Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны» делает такое интересное замечание: «Армяне называют это место «причалом», где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира», называл гору Барис: «…в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».

Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло» имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: «…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам, которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас в монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследователь Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему…»

Первые свидетельства об обнаружении Ноева ковчега появились задолго до Рождества Христова. В эпоху христианства об этом писал историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности». В 1840 году турецкая экспедиция обнаружила на горе Арарат выступающий из ледника деревянный каркас. Несмотря на трудности, исследователи приблизились к нему и увидели гигантское судно, размеры которого совпадали с теми, что указаны в библейском тексте – 300 локтей длины, 50 ширины и 30 высоты, т. е. 150 на 25 на 15 метров.

Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению, они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…

В 1893 году архидиакон Несторианской Церкви Нурри после восхождения на Арарат заявил, что он видел Ноев ковчег. По его словам, корабль сделан из толстых досок темно-коричневого цвета. Обмерив судно, Нурри пришел к выводу, что его размеры вполне соответствуют указанным в Библии. Возвратившись в Америку, он организовал общество по сбору средств для экспедиции, после которой Ковчег как библейскую святыню должны были доставить в Чикаго. Но правительство Турции не дало разрешения на вывоз судна из страны. Его свидетельство осталось неподтвержденным.

В 1916 году группа русских авиаторов базировалась на временном аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат. В один из обычных августовских дней в воздух был поднят самолет номер семь, специально переоборудованный для высотных испытаний, провести которые поручили капитану Владимиру Росковицкому и его напарнику. Во время облета вершины они увидели гигантские очертания корабля. Была видна даже одна из створок двери. Размеры судна просто поразили: с городской квартал! О находке сообщили на базу, но в ответ авиаторы услышали громкий и продолжительный смех. Затем был повторный полет, после которого информацию отправили правительству в Санкт-Петербург. Царь Николай II, будучи человеком набожным, снарядил два отряда солдат с приказанием подняться на гору. Пятьдесят человек атаковали один склон, а по другому взбиралась группа из ста. Потребовались две недели тяжкого труда, чтобы преодолеть ущелья у основания горы, и около месяца прошло, прежде чем солдаты достигли ковчега и увидели его. Они выполнили подробные измерения, чертежи, а также сделали множество фотографий. В отчете говорилось, что все сооружение покрыто массой, похожей на воск или смолу, а дерево, из которого оно сделано, относится к семейству кипарисовых. Все материалы отправили в Россию, но там уже разразилась Февральская революция, и они бесследно исчезли в ее омуте. Часть офицеров, участвовавших в экспедиции, после 1917 года покинула страну. Несколько человек успешно обосновались в США, а сам Росковицкий стал в Штатах проповедником.

Курды, живущие в этой местности, утверждают, что в 1948 году во время землетрясения корабль буквально выдавило из-под земли. В этот момент окрестности озарил яркий свет, и корпус ковчега разделило на две части куском скалы. Сейчас сооружение якобы возвышается над поверхностью земли примерно на 2 метра. Летом 1953 года американский предприниматель Джордж Грин с вертолета сделал 6 четких фотографий большого судна, наполовину ушедшего в лед. Спустя 9 лет он умер, а все оригиналы снимков пропали.

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение». Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных.

Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным — 5000 лет!

Спустя некоторое время в печати появились фотографии, на которых ясно различимы очертания корабля.

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не нашел. Семидесятилетний «Бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни!

Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет…

История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с «сухопутными» экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС «Старс энд страйпс». Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков…

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабл’ подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете американец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: «Громадная грузовая телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высоко наверху, на горе, была хорошо заметна». Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite» (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата.

На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, «очень похожий по своей форме и размерам на ковчег». Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов.

В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего — старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега». Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Заявления о том, что Ноев ковчег найден, делаются постоянно. Только в прошлом году их было не менее 20-ти. Но это по меньшей мере странно, так как для восхождения открыт только южный склон Арарата, где по определению ничего лежать во льдах не может.

Двое из участников одной прошлогодней экспедиции (точнее, Вадим Чернобров, координатор ОНИОО «Космопоиск» и сотрудник телекомпании «Неизвестная планета»; прим. М.Т.) добрались до вершины и действительно сфотографировали то, что с высоты казалось похоже на окаменевший остов огромного корабля. Но сегодня, кроме В.Черноброва, никто не может точно сказать, что же это такое.

Многие ученые утверждают, что нужно по крупицам выстроить абсолютно точный маршрут русской экспедиции 1916 года, поскольку только от нее осталась фотография, которая является подлинным документальным свидетельством существования ковчега Ноя.

Но как же тогда быть со всеми остальными снимками, где изображено нечто, похожее на огромный корабль?
Понять, что это такое, удалось лишь месяц назад с помощью знатока древних языков Вилли Мельникова. Посмотрев множество фотографий, он сказал, что согласно библейскому описанию ковчег Ноя был похож на подводную лодку, а этот корабль – вылитая океанская яхта. Затем Мельников рассказал, что в одной из библиотек Европы ему попался текст неизвестного автора, датируемый примерно III веком до нашей эры. Сам Вилли назвал этот текст «Двуковчежьем». В нем шла речь о том, что Ной во время дрейфа по водной пучине однажды увидел большой корабль, по размерам совпадающий с его ковчегом. Он надеялся, что еще кому-то удалось спастись, но когда ступил на борт этого судна, то не обнаружил там ни единой души. По мнению Мельникова, это и есть тот самый «второй ковчег». Его-то, по всей вероятности, и удалось сфотографировать в прошлом году.

Если это предположение справедливо, то оно меняет все современное представление о потопе! Ведь о двух ковчегах в Библии ничего не говорится…
Хотя вполне возможно, что это открытие лишь дополняет Ветхий Завет, поскольку его текст несет в себе сокращенный вариант рассказов о потопе, заимствованных у древних шумеров, глиняные таблички которых проливают на эту историю куда больше света. На некоторых из них можно прочесть, что до потопа на Земле жила довольно развитая цивилизация, имевшая флот. Ее корабли курсировали между Африкой и Месопотамией. Они были очень больших размеров. В Ветхом Завете, кстати, есть упоминание о том, что наряду с обыкновенными людьми на планете в то время проживали исполины. Это именно они «стали входить к дочерям человеческим». Когда эта «цивилизация гигантов» стала угрожать юному человечеству, и был послан на Землю Вселенский потоп. Ной, как известно, был едва ли не единственным праведником, и ему суждено было спастись. Кстати, имя Ной, или Ноах, переводится примерно как «Оставляю надежду, ибо она сможет поплыть».

И опять вернемся в недалекое прошлое:

В 1959 году капитан турецкой армии Llhan Durupinar обнаружил объект необычной формы, разглядывая аэрофотоснимки. Объект, размером больше чем футбольное поле, лежал в каменистой местности на высоте 6300 футов, вблизи турецкой границы с Ираном.

Фотографии вместе с негативами были отправлены в университет штата Огайо, эксперту по аэрофотоснимкам д-ру Брандербургеру. Заключение было такое: «У меня нет сомнений в том, что этот объект является судном»

В 1960 году фотография была опубликована в журнале «LIFE» под заголовком «Noahs Ark?» В том же году группа американцев в сопровождении капитана Дурупинара (фамилия такая турецкая, чего смеетесь) посетила это место. Они ожидали найти артефакты лежащие на поверхности или что-то, что несомненно связано с кораблем. Они поковырялись пару дней, но не найдя ничего убедительного — объявили всему миру, что ковчег оказался природным образованием.

В 1977 году Рон Вайэтт (Wyatt) получил у турков официальное разрешение на раскопки и провел более тщательное исследование, продолжавшееся в течение нескольких лет. Экспедиция использовала металлоискатели того времени, подземный радар-сканер с самописцами и химический анализ – всё по науке, — и их результаты были поразительными.

Обмеры

Объект представлял из себя форму из окаменевшей древесины. Заостренный в носовой части и тупой с кормы. Расстояние от носа до кормы было 515 футов, или ровно 300 египетских локтей. Средняя ширина составляет 50 локтей.

Точно как в Библии.

На правой стороне в районе кормы видны вертикальные выступы, торчащие из глины (B). Далее они идут через равные расстояния, — они определены в качестве шпангоутов корпуса (см. ниже). Напротив них (на фото), по левому борту, одно ребро (A) выступило из грунта. Можно четко видеть его изогнутую форму на другой фотографии.

Остальные ребра в значительной степени погребены в глине, но видны при ближайшем рассмотрении.
Анализы показали, что органика древесины замещена минеральными веществами, но форма и внутренняя структура дерева сохранились. Но внешне это камень по виду – возможно именно поэтому была разочарована первая экспедиция в 60-м.

Геологи экспедиции считали, что объект сейчас находится ниже, в миле, от своего первоначального расположения — его отнесло селевым потоком. Считают, что землетрясение в 1948 отряхнуло грязь из трещин корпуса и выявило структуру. Это косвенно подтверждают местные жители, которые говорят о «чудесном» и внезапном появлении «ковчега» примерно в это время – раньше знали о его существовании, но его не замечали.

Реконструкция объекта

Предполагается, что все надстройки судна обрушились в корпус, превратившись в окаменелый со временем мусор

Почвопроникающим радаром (GPR) объект был просканирован. Была сделана карта, на которой была выявлена внутренняя структура.

Симметрия и логическое размещение линейных внутренних структур (переборок) доказывают, что это не природный объект.

Артефакты.

Обследуя открытую полость в правом борту и используя бур, Вайэттом были получены «пробы» из «трюма».

Направленные в лабораторию Galbraith Labs, что в штате Теннесси, они показали наличие в них навоза, кусочков рога и животной шерсти. При внимательном исследовании окаменелого дерева, оказалось, что некоторые образцы состоят из трехслойных, проклеенных каким-то органическим клеем, досок. Такая же технология как, скажем, при производстве фанеры. Снаружи доски были когда-то покрыты битумом.

Еще более удивительными были анализы стержней вбитых в окаменелую древесину. Можно было предположить, что там была латунь или на худой конец медь – но «гвозди» оказались из железа!

Вы думаете это всё?

Металлоискатель обнаружил странные «заклепки». Если железные гвозди оставили Вас равнодушными, то у понимающих людей от анализа «заклепок» ….

Анализ металла показал, что в нем содержится железо, алюминий и титан. Анализ для верности проводили в нескольких лабораториях с неизменным результатом. Имеется документация. Характеристика железо-алюминиевого сплава выявила, что сплав образует тонкую пленку оксида алюминия, который защищает материал от ржавчины и коррозии, а титан придает прочность.
Одним словом — технологии докаменного века. В общем, то, что лучше всего сохранилось в этом остове – это заклепки.

В нескольких километрах от местонахождения ковчега были обнаружены огромные камни, некоторые в вертикальном положении, другие лежали на земле. Камни имеют отверстия, высверленные в них. Исследователи предположили, что они служили якорями и через отверстия эти были привязаны к судну конопляной веревкой. Камни давно известны паломникам искавшим ковчег и покрыты выгравированными крестами.

Каменные якоря – общепринятая в древности практика мореплавателей. Они применялись для стабилизации и устойчивости тяжелых кораблей на волне. Якоря лежат около деревни под названием.. Казань (Kazan)

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег.

А вот он современный «Ноев ковчег»

Ну а если все таки серьезнее, то вот смотрите:

Теперь голландский подрядчик воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Он строил ковчег подобно библейскому судну насколько это возможно: 133,5 метров в длину (300 локтей), 22,25 м в ширину (50 локтей) и 13,35 м в высоту (30 локтей). Хьюберс использовал свои собственные конечности, измеряя от локтя до кончиков пальцев вытянутой руки, согласно правилам измерения.

Несоответствие с Ноевым ковчегом только в том, что современный построен не из мифического дерева «гофер» (предположительно, кедра или кипариса), а из металлических каркасов старых барж. Облицован корпус полноразмерного корабля скандинавской сосной.

На борту судна предусмотрен зверинец с животными-манекенами в натуральную величину, большой ресторан и даже два кинотеатра.

Йохан Хьюуберс строил ковчег вместе со своей командой три года. На проект ушло около 1 млн фунтов стерлингов ($1,6 млн). Сейчас здание ковчега, как классифицировали его власти, находится в тихой гавани городка Дордрехт.

Ранее, в 2004 году, миллионер и креационист уже возводил подобный ковчег, но его величина была меньше библейского в два раза.

Напомню вам еще несколько загадок, вот например или город . А вот уждолжны вас точно удивить Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Мифы, древние сказания, свидетельства древних авторов всегда воспринимались как вымысел, красивые сказки и не более того. То же самое происходило и с библейскими мифами. Все, что рассказано в Библии, отвергается современной ортодоксальной наукой, которая в своем махровом атеизме иногда не хочет замечать очевидных вещей. Другое дело, что за два с небольшим тысячелетия Библия несколько изменилась, ведь ее переписывали люди, которые могли внести что-то свое или даже просто неправильно переписать первоисточник, попросту ошибиться. Но это не значит, что нужно просто так отмахиваться от информации, полученной из любого источника. Помните, как знаменитый Генрих Шлиман просто взял в руки поэму Гомера и смог найти Трою.

Поэтому вызывает удивление, что до сих пор никто из серьезных ученых не захотел поискать известный всем христианам корабль, с помощью которого был спасен «род человеческий». Чем объяснить такую лень? Или это не лень, а нечто большее? Например, желание скрыть от населения Земли его настоящую историю. Ведь, зная историю, да еще такую давнюю, можно предвидеть будущее, тем более что оно уже предсказано и Библией, и древними майя, и шумерами... В общем, совершенно непонятная секретность и странное отсутствие любопытства со стороны археологов и историков по меньшей мере удивляют!

  • на официальном сайте.

Гора Большой Арарат, высота которой 5165 метров, находится на территории Турции, недалеко от границы с Арменией. Говоря точнее, Арарат состоит из двух вершин — Большого Арарата и Малого Арарата, высота которого 3925 метров. Расстояние между ними составляет приблизительно 20 километров. Вершины обеих гор покрыты вечными снегами и часто закрыты облаками от взглядов наблюдателей, стоящих у подножия этих величественных гор.

Название «Арарат» толкуется разными авторами по-разному. Великий путешественник Марко Поло указывал на то, что по-армянски слово «арк» означает «ковчег». Некоторые источники связывают название горы с названием корабля древних греков, приплывших в Колхиду за Золотым Руном, — «Арго». Однако скорее всего прав Моисей Хоренский, который утверждал, что название происходит от слов Арай-Арат — «гибель Арата». Арат I — армянский царь, отказавшийся жениться на ассирийской царице Семирамиде. Это очень не понравилось властной и могущественной царице Ассирии, и в IX веке до н. э. Арат I в сражении с ее воинами был убит.

Но не увлеклись ли мы географическими и историческими подробностями? Ведь читателю не терпится узнать про ковчег. Итак, начнем опять с Библии и с древних преданий. Воды потопа стали спадать, и ковчег смог пристать к берегу. Ной вышел из него и принес Богу благодарственную жертву за спасение. Но в Библии нет точного указания, к какой горе именно пристал ковчег. Однако указание на то, что «Ковчег остановился на Араратских горах», говорит о том, что он должен находится на территории древнего государства Урарту (современная Армения). Жители Армении, Турции, Ирана — стран, ближе всех расположенных к Арарату, все же считают, что Ковчег находится именно там, так как это самая высокая и самая недоступная вершина всей горной системы.

С античных времен вера в то, что на Арарате находится Ковчег, сомнению не подвергалась. Вавилонский летописец Берос в 275 году до нашей эры отмечал: «...корабль, который в Армении опустился на грунт...» — естественно, имел в виду ковчег Ноя. Иосиф Флавий в I веке нашей эры пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении». Оба они отмечают в своих книгах, что люди ходили собирать смолу с корабля для изготовления амулетов.

Существует еще одна легенда. В Араратском ущелье жил отшельником епископ по имени Яков. Желая удостовериться, что на Арарате действительно находится корабль Ноя, он предпринял попытку восхождения на Арарат. Однако, утомленный крутизной горы, остановился на отдых и заснул. Во сне ангелы отнесли его на то место, откуда он начал восхождение. Так продолжалось несколько раз. Наконец Господь смилостивился над ним и послал ангела, который явился Якову во сне и сказал, что Бог посылает ему часть Ковчега, но «идти вверх больше не пытайся». Проснувшись, Яков увидел возле себя доску и, вняв вещему сну, вернулся.

Только с 1829 года берут начало попытки научного подхода к изучению этого вопроса. Именно в этом году профессор Фридрих Парро из Дерптского университета трижды пытался со своей группой подняться на Большой Арарат. Перед восхождением они провели некоторое время в монастыре Аора на северо-западном склоне горы. Там монахи показали Парро икону и рассказали, что она написана на доске, взятой с ковчега. Однако Парро ковчега не нашел. Только ледник, открытый им, получил его имя. Что же касается монастыря и деревни Аора, то во время извержения Арарата (а Арарат — это вулкан) они погибли со всеми, кто там находился, и сейчас в этом месте зияет пропасть глубиной 280 метров.

В 1845 году другой профессор из Дерпта, Герман Абих, совершал восхождение на Арарат. Итогом его восхождения стало открытие двух ледников — Абих-1 и Абих-2.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарат была направлена турецкая экспедиция. Ее участники обнаружили торчащий из ледника каркас корабля из черного дерева. Состояние ковчега было оценено как очень хорошее, правда, уже проломились оба борта, видимо, сжатые ледником. Им даже удалось попасть внутрь ковчега, хотя основная часть корабля была заполнена снегом и льдом. В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки вновь подняться на Арарат и увидеть ковчег. Это пытались сделать и русский генерал Ходзько, и архидьякон Нури, который заявил, что видел остатки ковчега, частично закрытого ледником, и английский майор Стюарт. Однако лишь в 1883 году было опубликовано сообщение турецких властей об открытии ковчега.

В 1916 году русский летчик В. Росковицкий, пролетая над Араратом, увидел внизу замерзшее горное озеро, на краю которого виднелся каркас огромного корабля. Как и полагается офицеру, Росковицкий подал рапорт начальству, которое, в свою очередь, доложило о находке в Петербург. Несмотря на то, что шла Первая мировая война, Николай II распорядился отправить экспедицию на Арарат. В течение месяца солдаты, приданные экспедиции, расчищали подход для ученых. Члены экспедиции тщательно все обмерили, описали, сфотографировали (благо, к тому времени уже существовала фотография), собрали большое количество образцов. Материалы были отправлены в Петербург. Однако в России в это время бушевала революция. Новым вождям атеистического государства такие реликвии были совершенно не нужны. По некоторым данным, материалы были доставлены Л. Троцкому, который уничтожил и документы и курьеров.

В августе 1952 года французы Наварра и де Рикер замечают предмет странной формы, застрявший в леднике, но поскольку расстояние было слишком большим, а подойти близко им не удалось — заявить о своей находке французы не решились. Через год Наварра вновь оказывается на Арарате и ему удается снять на пленку корпус конструкции, видимой из-подо льда. Однако испортившаяся погода не позволила продолжить исследования. В 1955 году Наварре удалось привезти часть деревянной конструкции. Анализ бруса показал примерный возраст дерева (кстати, определили, что это был дуб) — более 5 тысяч лет.

В 1960 году над Араратом пролетал пилот НАТО Г. Швингхаммер, i который также увидел ковчег. Турецкие власти сразу же организовали экспедицию и их поиски увенчались успехом. Корпус корабля с помощью динамита очистили ото льда. Солдаты проникли внутрь, но кроме полуистлевшего дерева ничего не нашли. А что, собственно говоря, они должны были найти? Самого Ноя, что ли? Однако турецкие власти материалы засекретили.

В 1984 году Рон Вьят сумел взобраться на Арарат и отколоть от борта несколько окаменевших досок. Он сумел переправить все это через границу. Это дерево было доставлено в Нью-Йорк, однако анализы, видимо, не проводились.

На самом же деле еще в 1949 году самолет-разведчик ВВС США сфотографировал на горе объект, напоминающий по форме гигантский корабль.

Кстати, все эти данные были получены после того, как искатели ковчега обратились за информацией в Пентагон. Сначала им вежливо отказывали, но, в конце концов, под давлением напоминания о законе про свободу информации, военные несколько смягчились и рассекретили часть информации. Но когда энтузиасты стали запрашивать фотографии со спутника-шпиона, то в Пентагоне заявили, что это государственная тайна и получить информацию такого рода невозможно. Правда, чуть позже, в 1997 году, в газете «Вашингтон пост» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ЦРУ (без указания фамилии и должности), который собственными глазами видел и само судно, и его обшивку.

Однако реальных доказательств существования ковчега у науки по-прежнему нет.

К сожалению, опять приходится сетовать на секретность. Без данных, о которых здесь уже упоминалось, невозможно доказать реальность существования ковчега. Однако, имея на руках даже то, что известно широкой публике, можно утверждать, что библейская история Ноя и его ковчега вовсе не миф, а летопись реальных событий далекого прошлого. И Всемирный потоп действительно был. Но кто свидетель этого страшного катаклизма? Кто сумел передать потомкам информацию об этой трагедии? Чья цивилизация пострадала в этой катастрофе? Возможно, вы узнаете это, если не отложите книгу в сторону, а продолжите читать.



История Ноева ковчега , в котором люди и животные спаслись от всемирного потопа, знакома людям самых разных народов и рассказана в Библии, Коране и Торе, но так ли все было на самом деле. Современные научные методы позволяют по-другому рассмотреть эту общеизвестную легенду.

История о Ное, рассказанная в книге Бытия случилась где-то на Ближнем Востоке около 5000 лет назад. Семья Ноя состояла из трех сыновей. Ноя называют в Библии достойнейшим человеком на свете. Он сохранил добродетель в мире, где царили грех и насилие.

Ной был виноделом, поэтому с этим ремеслом связанны некоторые детали его жизни. По Библии после потопа Ной посадил первый виноградник, однако у него была одна слабость - сделав первое вино, он начинал его неумеренно пить. Однажды ночью сыновья нашли его совершенно пьяным и без одежды. Утром с похмелья Ной был возмущен на своих сыновей, что те видели его голым. У Ноя был сложный характер, но таковы многие великие люди.

Видимо Ной был хорошим верующим, ведь сам Бог возложил на него важную миссию. Он возвестил ремесленнику во сне, что покарает людей за грехи, вызвав всемирный потоп. Чтобы спасти Ноя и его семью Бог велел построить осмоленный ковчег . Он также приказал Ною соорудить в ковчеге три палубы, крышу и дверь. Кроме этого Бог указал точные размеры судна . В тексте Библии размеры приведены в локтях - ковчег имел в длину 300, а в ширину и высоту по 30 локтей. Локоть это длина мужского предплечья чуть меньше полуметра. Размеры ковчега можно сравнить с современным или . При длине почти 140 метров это было самое во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи. Как можно построить такое гигантское судно практически в одиночку? Это весьма смелое занятие.

Многие инженеры утверждают, что такое судно не могло быть построено на том этапе развития судостроения. Даже в XIX веке инженеры использовали металлические крепления, а с деревянным судном могли быть большие проблемы.

Главной проблемой для данного деревянного является его длина, ведь борта бы просто не смогли выдержать такой вес. В море у такого корабля обшивка сразу потрескается, возникнут подтеки, и судно сразу потонет как обычный камень. Разумеется, Ной мог построить ковчег, но его размеры были гораздо скромнее.

Возникает вторая проблема - как он разместил разных животных внутри корабля, причем каждого по паре. Считается что на Земле 30 миллионов видов животных, будь у Ноя целый флот ковчегов , эта задача была бы для него непосильной. В конце концов, как он смог погрузить на борт всех животных. Он должен был их ловить… или они сами приходили на судно. У Ноя было всего семь дней, чтобы найти всех животных и погрузить на ковчег . 30 миллионов видов за одну неделю - итого скорость погрузки 50 пар в секунду. Для более реалистичной скорости погрузки на это бы понадобилось около 30 лет.

Напрашивается вывод, что вся история или выдумана или имела место прямая помощь божественной силы. Но куда больше проблем создает следующая часть. По Библии дождь длился, пока весь мир не был затоплен. Такая катастрофа должна была по всей Земле оставить следы - однородные геологические пласты определенного вида. Поиски свидетельств всемирного наводнения, которое удалось пережить лишь Ною и его семье и животным были начаты полтора века назад. Различные геологи искали на всех континентах, но ничего подобного не найдено. Наоборот есть свидетельства, что такого никогда не было. Сама история потопа перечеркивает все, что известно геологам об истории Земли. Чтобы затопить планету до высоты самой высокой горной системы Гималаи, необходимо количество воды в три раза превышающее объем мирового океана. Откуда ее столько взялось. Тут Библия дает некоторые подсказки. В книге Бытия сказано, что дождь шел в течение 40 дней и 40 ночей. Но для затопления всей планеты и этого было бы не достаточно. Если это не дождь то что.

Библия дает и другой ответ на этот вопрос - истоки бездны. Мог ли великий потоп исходить из недр самой Земли. Если бы вода в таком объеме появилась из гейзеров, то это была бы не вода и не океан, а болотная жижа, по которой невозможно плыть. Даже если потоп был вызван чудом, Ною пришлось бы столкнуться с другим затруднением. Затопление всей поверхности планеты привело к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много водяного пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а повышенное давление могло привести к разрыву легких. Существует и другая угроза. Выбросы гейзеров содержат ядовитые газы недр земной поверхности. Их концентрация тоже была бы смертельной для людей.

Итак, ничто на Земле не могло вызвать всемирный потоп. Выходит причину надо искать в космосе, так как кометы содержит много льда. Однако чтобы затопить всю Землю диаметр кометы должен быть 1500 км. Если бы такая комета упала, все люди погибли бы еще до начала потопа. При приближении внеземного объекта кинетическая энергия переходит в тепловую, а это равносильно взрыву 12 миллионов мегатонн тринитротолуола. Это был бы чудовищный по силе катаклизм. Вся жизнь была бы стерта с лица Земли. Температура поднялась бы ненадолго до 7000 градусов по Цельсию. Все бы погибли так и не успев подняться на борт ковчега .

По Библии ковчег причалил к горе Арарат на востоке малой Азии. Когда вода отступила, животные и люди повторно заселили планету. Можно ли там найти остатки ковчега . Дерево - материал недолговечный перед лицом времени. На горе побывало бесчисленное множество экспедиций в поисках ковчега и на склонах этой горы не обнаружено следов его пребывания. Это позволило даже развить туристический бизнес - паломники, археологи - все хотели найти остатки древнего судна . Когда интерес к горе Арарат начал угасать она «подбросила» сенсацию. В 1949 году американцы вели аэрофотосъемку горы Арарат. Появились слухи, что летчики сфотографировали во льдах странный объект. ЦРУ засекретило эту информацию на десятки лет. Однако в 1995 году появился доступ к этой информации. На одном из склонов был замечен темный объект длиной около 140 метров, точная длина Ноев ковчега. Но геологи объявили эти снимки не убедительными из-за плохого разрешения фотографии. В 2000 году съемку произвели со спутника. На склоне было нечто похожее на корабль , но очень сомнительно. По мнению геологов в любом случае ковчег не мог оставаться в замороженном состоянии так долго. Ледник движется и сносит все находившееся на склонах вниз по склону.

...сенсация Ноев ковчег найден!

В мире достаточно много снимков Ноев ковчега , но все они вызывают сомнения. Авторов снимков найти невозможно. Все это делается с целью подтвердить библейскую легенду. Увы, история Ноев ковчега с точки зрения науки не является достоверной. Возможно, она и не должна была быть реальной.

Если историю Ноев ковчега переписать, то получиться следующее. Все началось в Шумане древнем государстве на территории нынешнего Ирака. Конкретно в городе Shuruppak - центр древней цивилизации. Именно здесь изобрели колесо и систему счета. Сам Ной вовсе не был бородатым старцем как в Библейских рассказах. Это был богатый человек (купец), о чем говорили наличие золота и другие ценности. Он также имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки зерна и скота.

Город располагался на берегах рек Тигр и Евфрат. По ним доставляли товары в другие поселения, что было гораздо дешевле, чем караванами по пустыне. Для передвижений шумеры использовали четырехметровые каноэ, но торговые суда были крупнее. Лодка была разделена на секции. Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько речных барж стягивались воедино при помощи канатов или крепежных брусьев. Поскольку судно было грузовым то легко догадаться, чем оно было загружено: зерно, животные и пиво.

Вероятнее всего наш Ной стал заложником стихии. Кое-где река Евфрат судоходна при высоком уровне воды, поэтому надо было рассчитать время отправки. Оно должно было совпасть с полноводьем. Таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в реке Евфрат. В это время протоки становятся проходимыми для судов . Но был некоторый риск. Если бы над Шуруппаком разразилась сильная буря, то полноводная река превратилась бы в неуправляемую бушующую стихию и стала бы причиной наводнения. Обычно в июле в этих местах редко бывают дожди. Подобные явления происходят здесь один раз в тысячу лет. Поэтому подобное событие обязательно отразилось бы в летописи. Семья Ноя сидела вместе за обедом. Внезапно налетел ветер, началась буря, а за тем и наводнение. Именно оно стало основой истории Ноя. Чтобы сорвать баржу Ноя с привязи за счет резкого повышения уровня воды в реке требовался настоящий тропический ливень. Последствия таких катаклизмов были катастрофичными и записи о них отражались в хрониках тех лет. Если буря совпала с периодом таяния снегов в горах, то воды Евфрата могли затопить всю Месопотамскую равнину. Дождь шел семь дней. Потеряв большую часть груза, баржа Ноя оказалась среди бушующих волн Евфрата. Если верить легенде, утром Ной и его близкие не смогли увидеть землю. Затопленная область простиралась на десятки километров. После бури, они дрейфовали на судне по течению, ожидая, когда их вынесет на речную мель. Но трудности только начинались. Поскольку люди не могли увидеть землю в течение семи дней, напрашивается заключение - потоп охватил весь мир.

Семья Ноя считала, что их судно носит по разлившимся водам реки Евфрат, но вода за бортом стала соленой. Ноев ковчег плыл уже не по реке, а в Персидском заливе. Неизвестно как долго его семья плавала по заливу, в Библии говорят год, а Вавилонские таблички о семи днях. Главной проблемой Ноя было отсутствие пресной воды. При отсутствии дождя им оставалось пить пиво, запасенное в трюмах для торговли. По Библии Ною удалось добраться и спастись на горе Арарат, но шумерские тексты гласили, что было далеко к завершению. Кредиторы начали требовать деньги у Ноя, поэтому он решил покинуть эту страну, чтобы избежать преследования. Конец жизни Ноя остается тайной.

Земля обильная пищей которой Бог одарил Ноя, где его семья могла не тратить время на работу и наслаждаться праздностью, могла быть Dilmun, в настоящее время остров Бахрейн. На острове находится тысяча небольших могильных холмов. Лишь некоторые из них раскопаны и изучены. Возможно, среди них есть могила, где покоится великий Ной. Постепенно история об этом необычном путешествии легла в основу одной из шумерских легенд. К ней добавилось множество мифических подробностей. В дальнейшем текс неоднократно копировался и переписывался. В историю вносились все новые и новые изменения. 2000 лет спустя один из этих текстов хранившийся в библиотеке Вавилона прочли евреи священники. Они нашли в ней важную мораль. Если люди нарушают богоданные законы, они платят за это страшную цену. Иллюстрацией к этой морали тогда стала одна из самых популярных в то время легенд. Но сейчас мы можем домыслить обычного человека, реальное судно и вполне реальное приключение.

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки Ной – всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно,...

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Склон Арарата: еще один ковчег?

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.

Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.)

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «... разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.
Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана – считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Вид на Арарат со стороны Еревана

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.