Ученый ибн мубарак и византийский воин. Абдуллах ибн Мубарак: "Игнорирующий сунну не сможет достойным образом выполнить обязательное" Его поклонение и благочестие

У одного знатного хорасанца был раб по имени аль-Мубарак, работавший у него садовником. Как-то хозяин повелел ему принести гранат, но сорванный плод оказался кислым. Было велено принести другой, сладкий. Садовник принёс ещё один гранат, но и этот оказался кислым. Хозяин рассердился: «Разве ты не можешь отличить сладкие плоды от кислых?» – «Нет». – «Как же так? Ведь ты столько времени работаешь садовником!» – «Но я никогда не ел их. Ведь ты не давал мне разрешения на это».

Хозяин сада был очень удивлён благочестием этого раба, и с тех пор аль-Мубарак снискал в его сердце большое уважение.

У того хорасанца была красивая дочь. Многие сватались к ней, но отец никак не мог решить, за кого же её выдать. И тогда он решил посоветоваться с аль-Мубараком. Тот сказал: «До Ислама арабы смотрели на род, иудеи смотрят на богатство, христиане – на красоту, последователи Ислама смотрят на религию человека». Хозяин был удивлён мудростью раба, а придя домой, сказал жене: «Я не вижу более достойного мужа для нашей дочери, чем аль-Мубарак», – и выдал за него дочь.

Наверное, в то время многие не поняли его поступка. Ведь его дочь сватали знатные и богатые люди, он же отдал её за раба, у которого не было ни рода, ни денег, ни известности. Но он избрал религию Аллаха, а кто может дать больше, чем даёт Аллах?! И Всевышний одарил его внуком – Абдуллой, который стал знаменит на весь исламский мир благодаря своему знанию, благочестию, мужеству, щедрости и многим другим благородным качествам. Вот о нём мы и расскажем.

Абдуллах ибн аль-Мубарак родился в 118 году по Хиджре в городе Мерв, что находится на территории современного Ирана. Благодаря праведным родителям он рос в атмосфере благочестия, любви к религии и религиозным знаниям. Обладал удивительной памятью, и это очень помогало ему в приобретении знаний по разным наукам.

Один из его сверстников рассказывал, что как-то в детстве они слушали проповедь учёного – довольно длинную. После того как она закончилась, Абдуллах ибн Мубарак сказал, что он запомнил её всю. Кто-то из присутствующих решил проверить его, и ибн аль-Мубарак слово в слово пересказал всю проповедь.

Когда у ибн аль-Мубарака спросили, как он запоминает, тот ответил, что открывает книгу и просто читает. Что нужно запомнить, запоминает без каких-то усилий или многократных повторений и т. д. Он обладал, как бы выразились в наше время, фотографической памятью.

Учёный Востока и Запада

В 141 году по Хиджре, в 23 года, Абдуллах ибн аль-Мубарак покинул Мерв и отправился в Ирак в поисках знаний. Много лет он провёл в странствиях, приобретая знания у известных учёных, исламского мира. Посетил множество городов и обучался у крупнейших учёных того времени, таких как Абу Ханифа, Суфян ас-Саври, имам Малик и многих других.

Ибн аль-Мубарак говорил: «Я получил знания у четырёх тысяч учёных и передавал от тысячи из них».

Имам Ахмад говорил про него: «Во времена ибн аль-Мубарака не было никого, кто бы так стремился к знаниям, как он».

Рассказывают, что он провёл целый месяц в путешествии для того, чтобы услышать одно высказывание, передаваемое от Хасана аль-Басри. Вот оно: «Не приобретай дружбы тысячи человек враждой хотя бы одного человека». Услышав эти слова, ибн аль-Мубарак сказал: «Сюда я пришёл ради этого», – и сразу же отправился в обратный путь.

Ибн аль-Мубарак любил уединение. Его спросили, не бывает ли ему одиноко, на что он ответил: «Как же мне может быть одиноко, если я нахожусь с Посланником Аллаха и его сподвижниками?».

Также передают, что однажды его упрекнули в том, что он после молитвы в мечети не остаётся с людьми, а сразу же уединяется дома. Ибн аль-Мубарак ответил: «Я присаживаюсь к сподвижникам и табиинам и читаю их истории, а что мне делать с вами? Вы заняты обсуждением людей».

Как-то халиф Харун ар-Рашид прибыл в один из городов. Но вдруг начал стекаться народ, поднялась сильная пыль. Одна из прислужниц халифа выглянула из окна и удивлённо спросила, что происходит. Ей ответили, что учёный Хорасана, то есть ибн аль-Мубарак, прибыл в город. На что она воскликнула: «Вот это, клянусь Аллахом, власть! А не власть Харуна ар-Рашида, для которого собирают народ лишь с помощью солдат и слуг».

Суфьяну ас-Саври как-то задали вопрос. Он поинтересовался, откуда спрашивающий. Тот ответил: «С Востока». На что Суфьян сказал: «Разве не у вас находится наиболее знающий из людей Востока?» – «Кто же это?» – спросил чужеземец. – «Абдулла бин аль-Мубарак», – ответил ас-Саври. – «Разве он наиболее знающий из людей Востока?» – переспросил чужеземец. – «Да! И из числа людей Запада тоже», – ответил ас-Саври.

Суфьян ас-Саври, несмотря на то, что был крупнейшим учёным исламского мира и учителем ибн аль-Мубарака, говорил: «Взамен всей своей жизни я хотел бы прожить хотя бы один год, подобный году жизни ибн аль-Мубарака. Но я не в состоянии даже три дня быть похожим на него».

Поклонение и благочестие

Касим ибн Мухаммад рассказывал, что во время путешествий с ибн аль-Мубараком, глядя на него, он часто задавал себе вопрос: «Чем же он превзошёл нас? Почему он обладает такой известностью и славой? Если дело в молитвах, то и мы совершаем молитвы, если дело в постах, то и мы держим посты, если дело в джихаде, то и мы участвуем в джихаде, если дело в хадже, то и мы совершаем хадж». Как-то ночью они сели ужинать, и в это время погас светильник. И когда, наконец, светильник зажгли, Касим посмотрел на ибн аль-Мубарака, борода того была мокрой от пролитых слёз. И он подумал: «Богобоязненность возвысила его над нами. Наверное, когда погас светильник и стало темно, он вспомнил про Судный день и не смог сдержать слёз».

Как-то, будучи в Сирии, ибн аль-Мубарак позаимствовал у кого-то перо. По приезду в Мерв он обнаружил, что оно осталось у него. И он отправился обратно в Сирию только для того, чтобы вернуть перо хозяину.

Ибн аль-Мубарак говорил: «Мне приятнее отказаться от сомнительного дирхама, чем раздать сто тысяч дирхамов, и ещё сто тысяч, и ещё сто тысяч…» – и продолжал перечислять, пока не дошёл до шестисот тысяч.

Ибн аль-Мубарак простаивал ночи в поклонении и весь год держал пост – и в путешествиях, и в джихадах, кроме нескольких дней в году, когда пост держать запрещёно.

Джихад на Пути Аллаха

Ибн аль-Мубарак проводил много времени на границах исламского мира, защищая мусульман от вражеских нападений. Он участвовал во многих джихадах. В один год он совершал хадж, а другой проводил в джихаде. Как и во всём другом, в воинском искусстве не было подобных ему. Следующий случай, произошедший в одном из сражений, свидетельствует о его доблести и воинском искусстве.

Перед одной из битв из стана противника вышел воин и вызвал на поединок воина из мусульман. Ответивший на вызов воин был сражён. Второго настигла та же участь… И так продолжалось, пока не было убито шесть мусульманских воинов. Никто больше не решался выйти на поединок. Тогда ибн аль-Мубарак повернулся к своему товарищу Абдулле ибн Синану и стал давать ему наставления на случай, если его убьют, а потом вышел на поединок. Он сразил того воина, потом второго, третьего… И так продолжалось, пока не сразил шестерых. И уже никто из стана врагов не решался сразиться с ним.

Щедрость

Ибн аль-Мубарак занимался торговлей и был очень успешным торговцем. Передают, что он имел около 400 тысяч динаров. В то время это были очень большие деньги. За один динар можно было купить три овцы. Он получал огромную прибыль, но мирское не волновало его. Всю прибыль с торговли он раздавал на Пути Аллаха. Ибн аль-Мубарак говорил: «Любовь к мирскому не должна касаться сердца истинного учёного».

Однажды к ибн аль-Мубараку пришли жители Мерва и сказали, что хотят отправиться в хадж с ним. Он согласился, но попросил деньги, которые те собирались взять с собой в путь, дать ему. Взяв их, положил в сундук и запер его на ключ. В пути он расходовал только свои средства и кормил их лучшей едой. Приехав в Медину, поинтересовался у каждого, что их родня попросила привезти, и купил им всё, что они пожелали. В Мекке по завершении хаджа проделал то же самое. На обратном пути он не прекращал расходовать на них свои средства. За несколько дней до прибытия отправил вперёд доверенных людей, чтобы они выяснили, каково состояние жилища каждого из его спутников, и поручил им произвести ремонт в случае необходимости. Через три дня после возвращения он приготовил угощение и пригласил их к себе. После того как они наелись, он велел принести сундук и возвратил каждому его деньги.

Вот ещё одна история, свидетельствующая о его щедрости. Однажды по пути в хадж ибн аль-Мубарак увидел женщину, подбирающую мертвечину. Ибн аль-Мубарак напомнил ей, что её нельзя употреблять в пищу. На что та ответила, что ей это дозволено, так как она нищая и ей не на что кормить детей. После этого ибн аль-Мубарак повелел слуге отдать ей все деньги, которые у них были, а себе оставил, чтобы хватило на обратный путь. И, не совершив в тот год паломничества, вернулся обратно. Но ехавшие с хаджа люди заходили к нему и поздравляли с возвращением. Он отвечал, что в этом году у него не получилось совершить хадж. В ответ они удивлялись: «Как же так? Ведь мы видели тебя и в местности горы Арафат, и возле Каабы, и в долине Мина!»

Ибн аль-Мубарак был очень удивлён этим. Через некоторое время он увидел во сне Пророка. Тот сказал ему: «О Абдуллах, не удивляйся! Ты помог находящемуся в беде, и я попросил Аллаха, чтобы Он создал похожего на тебя ангела, который совершит хадж за тебя».

Передают, что однажды, когда ибн аль-Мубарак держал путь из Багдада в крепость Масисия для защиты рубежей исламского мира, к нему присоединилась группа суфиев. Он сказал им: «Вы будете стесняться расходовать средства на себя, поэтому принесите мне поднос». Положил сверху платок и повелел, чтобы каждый из них бросил под него свои деньги. Кто-то бросил десять дирхамов, кто-то двадцать и т.д. И, пока не дошли до Масисия, на их нужды он расходовал свои средства. Когда же дошли, сказал: «Это опасные земли, и теперь лучше будет разделить оставшееся имущество». Но вместо дирхамов он возвращал уже динары. Одному – двадцать динаров, на что тот возразил, что клал лишь двадцать дирхамов. Ибн аль-Мубарак на это сказал: «Разве ты не согласен с тем, что Аллах наделяет баракатом средства того, кто вышел на Путь Аллаха?»

Ибн аль-Мубарак покинул этот мир в 181 году по Хиджре, в месяце Рамазан. Ему было 63 года. Когда халиф Харун ар-Рашид узнал о его смерти, то объявил (людям): «Сегодня умер господин учёных», – и сел принимать их соболезнования, будто умер кто-то из его родни.

Ибрахим ибн Исмаил аль-Масиси рассказывает, что увидел во сне Хариса ибн Атията и спросил его, как поступил с ним Аллах. Тот ответил, что Аллах простил его. «А ибн аль-Мубарак?» – спросил он. Харис воскликнул: «Он в илийин (то есть на высочайших ступенях Рая) среди тех, кто входит к Господу дважды в день!»

Закария бин Адий передаёт, что увидел во сне ибн аль-Мубарака и спросил, что Аллах сделал с ним. Тот ответил, что Аллах простил его за его путешествия, в которые он отправлялся лишь для того, чтобы собирать хадисы.

Однажды Сахль бин Абдуллах, бравший уроки у Абдуллах бин Мубарака, пришел к учителю и сказал:

«Я не буду больше посещать твои занятия! Потому что сегодня, когда я шел к тебе на урок, твои девушки, поднявшись на крышу дома, стали кричать наперебой:

“Сахль мой!”, “Сахль мой!”. Ты что – не занимаешься их воспитанием?» Ночью Абдуллах бин Мубарак собрал всех своих учеников и сказал: «Пойдемте на джаназа намаз к Сахлю!».

И каково же было удивление его учеников, когда они обнаружили Сахля мертвым. На вопрос о том, откуда учителю было ведомо о смерти его ученика, Ибни Мубарак ответил:

«А у меня нет наложниц. Днем на крыше он увидел гурий из райской обители, звавших его туда!» О набожности и страхе переступить грань дозволенного Абдуллаха бин Мубарака свидетельствует следующий случай из его жизни, о котором он поведал сам:

«Однажды мы работали вместе с огнепоклонником. Когда пришло время намаза, я взял с него обещание, что тот не навредит мне, пока я буду занят молитвой. Таким образом, свободно прочел намаз и вновь занялся работой. Затем пришло время молитвы огнепоклонника, я пообещал ему, что не трону его. Но, как только он совершил земной поклон огню, я накинулся на него. Однако, услышав голос:

«Дав слово, держи обещание до конца!», отпустил его, дав возможность завершить человеку молитву. Удивленный огнепоклонник спросил меня: – Почему, в начале напав на меня, позже ты передумал? Я ответил ему:

– Я теряю терпение, когда кто-то поклоняется чему или кому-либо, кроме Всемогущего Аллаха, поэтому я накинулся на тебя, желая убить. Но я услышал голос, который сказал мне:

«Дав слово, держи обещание до конца!», и я отрекся от задуманного. Тогда огнепоклонник ответил мне:

– Твой Господь – истинный Бог! Ибо ради своего врага может упрекнуть своего друга. Поэтому я при тебе принимаю Ислам. И с этими словами произнес заветные слова шахады». Абдуллах бин Мубарак предостерегал своих учеников от нарушений и ущемлений прав других людей. «Лучше дать тысячу дирхемов милостыни, нежели заплатить один дирхем за нарушение прав кого-либо», – говорил он.

Он всегда предупреждал о бренности этого мира и необходимости уделять серьезное внимание религиозным предписаниям: «Легко относящийся к исполнению мустахаба не будет заботится о должном исполнении сунны. Игнорирующий же сунну не сможет достойным образом исполнить фарз (обязательное).

Легко относящийся ко всему не сможет познать истины и достичь довольства Аллаха». «Заблудший из людей тот, кто делает религию инструментом для достижения мирских целей». Когда Абдуллах бин Мубарак почувствовал скорую кончину, он раздал все свое имущество бедным и нуждающимся. На что один из его учеников, прислуживающих ему, сказал:

– Учитель, ведь у вас трое своих детей, неужели вы им ничего не оставите? На что великий ученый ответил:

– Я доверяю их Аллаху, Он лучший попечитель! И если они праведные, то Всемогущий дарует им пропитание оттуда, откуда они вовсе не ждут. А если же они заблудшие, то я не желаю передавать нажитое плохим людям. Во время кончины он открыл глаза, улыбнулся и прочитал аят «Ради такого пусть трудятся труженики!» (сура Саффат, аят 61).

Абдуллах бин Мубарак оставил после себя богатое наследие не только ввиде великих учеников, вписавших свои имена золотыми буквами в страницы истории, но и ценные труды, основными из которых являются: «Китабуль-Джихад» (один из первых его трудов, написанный во время военных походов), «Китабу-Зухд ва ракаик», «Китабу-суннан филь фикх», «Китабу-тафсир», «Аль-Арбаин».

В одном из переданных Абдуллах бин Мубараком хадисов, по преданию, от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Мне поведали о первых трех, кто попадет в рай, и первых трех, кто попадет в ад. Первыми в рай попадут:

Павший на пути Аллаха;

Совершающий полноценное поклонение Господу и послушный для своего хозяина раб;

Человек, обладающий большой семьей, но при этом остерегающийся дурных слов и дел. В ад первыми попадут:

Деспотичный правитель;

Богач имеющий имущество, но не выплачивающий с него закят;

Бедняк, воспротивившийся воле Аллаха».

Абдуллах бин Мубарак скончался в 796 году в родном Хоросане, где и был похоронен.

Из войска византийцев вышел сильный человек и начал вызывать мусульман на поединок. Мусульманин вышел, но спустя небольшое время византиец сразил его. Византиец продолжал вызывать и вышел ещё один мусульманин, но и он был сражён. Таким образом, число павших шахидами, Инша Аллах, от рук этого византийца достигло семи человек. Войско мусульман дрогнуло! Византиец продолжал высокомерно вызывать на поединок. Всё это время в задних рядах присутствовал Абдуллах ибн Мубарак… Давайте для начала, коротко узнаем об этом человеке.
Абдуллах ибн Мубарак — великий учёный, родился 118 г.х. в г. Мерф. Через его цепочку передавали огромное количество хадисов такие имамы, как аль-Бухари, Муслим и другие. Ибн Хиббан сказал про Абдуллаха ибн Мубарака: «Он обладал такими прекрасными свойствами, которые никто не смог собрать в себе воедино из его современников». И это несмотря на то, что он жил в одно время с такими учёными, как Суфьян ас-Саури, Фудайль ибн ‘Ийяд, Малик ибн Анас и другими великими имамами. Суфьян ас-Саури говорил: «Я сомневаюсь в достоверности хадиса, если этот хадис не знает Абдуллах ибн Мубарак». Он брал уроки у 4 тысяч имамов и отличался тем, что имел огромное состояние в 400 тысяч динаров (на эту сумму можно было купить около 1 600 000 овец) и каждый год имел доход 200 тысяч динаров, которые он раздавал беднякам. В общем, Абдуллах ибн Мубарак был одним из богатейших людей своего времени, но при этом успевал совмещать торговлю с учёбой и борьбой на пути Аллаха.
Итак, византиец после того, как сразил семь воинов мусульман, продолжал вызывать на поединок. В это время Абдуллах ибн Мубарак повернулся к своему слуге и сказал: «Сейчас, если я умру, ты сделаешь с моим имуществом то, что я скажу», и коротко объяснил ему, как распределить своё имущество в случае его смерти.
Абдуллах ибн Мубарак, замотал голову чалмой, оставив место только для глаз, и вышел на поединок. И никто не мог узнать его. Взоры всех устремились на этого воина. Абдуллах ибн Мубарак и византиец сошлись в бою и Абдуллах ибн Мубарак сразил его. Он победил его и продолжил вызывать на поединок. Из рядов византийцев вышел ещё воин, но и он был сражён. Абдуллах ибн Мубарак не успокоился, пока не довёл количество побед в поединках до восьми. И после этого войско византийцев утихло и больше никто не решился выйти против него. Абдуллах ибн Мубарак вернулся в ряды мусульман. Он повернулся к своему слуге и сказал: «Клянусь Аллахом, я не буду с тобой разговаривать, если ты хоть кому-то скажешь, что это был я». Прислуга рассказал об этой истории только после смерти Абдуллаха ибн Мубарака, да помилует его Аллах.
По материалам книги имама Шамсуддина аз-Захаби «Ат-Тазкия