III. Анализ стихотворения «Дума»

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всем творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употребленные Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «…его грядущее — иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно («…в бездействии состарится оно», «…и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», «…ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы», «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шепоте затверженных речей,
мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчеркивает бесчувственность и черствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: » …о, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» («И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
(«В наш век изнеженный…»).
Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал свое поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…». Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», - таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
(« В наш век изнеженный…»).
Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

.

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом».

Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).
Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы октября для 9 класса.

В лирике М. Ю. Лермонтова

Цели урока: обучение анализу стихотворения; анализ стихотворения «Дума»; рекомендации по подготовке к сочинению.

Словарная работа : аллегория, гражданский пафос.

Ход урока

Печально я гляжу на наше поколенье...

Лермонтов

I. Работа с опорной схемой

II. Реализация домашнего задания

- «Расшифруйте» аллегорию, содержащуюся в стихотворении «Поэт».

За что критикует поэта (характерно, что себя лирический герой не отождествляет себя с таким «поэтом») лирический герой стихотворения «Не верь себе»?

III. Анализ стихотворения «Дума»

Задание : составить цитатную характеристику поколения:

«Богаты... ошибками отцов»;

«К добру и злу постыдно равнодушны»;

«Перед опасностью... малодушны»;

«Перед властию... рабы»;

«Иссушили ум наукою бесплодной»;

«И ненавидим мы, и любим мы случайно»

Информация для учителя

«Дума» (1838) мрачное стихотворение. В ней будто бы даже и нет поэта, который противостоит своему поколению. Автор не отделяет себя от современников, не пишет «мы», принимая и на собственный счет все перечисляемые пороки и потери: бесцельное усвоение опыта «отцов» (их ошибки и «поздний ум» - это и общечеловеческая закономерность, то, что люди с возрастом «остепеняются», теряют задор молодости, и конкретно-историческая ситуация, общественная апатия после гражданского энтузиазма времен декабристов), бессмысленную работу ума, усталость от бездеятельной жизни, равнодушие к добру и злу (здесь оно у Лермонтова «постыдно»), отсутствие мужества и гордости (снятие при первой публикации строки «Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию - презренные рабы»), вынужденную скрытность (современники таят «завистливо от ближних и друзей! Надежды лучшие и голос благородный! Неверном осмеянных страстей», как таит их в «Герое нашего времени» Печорин, в лучшие чувства которого окружающие не верили), быструю растрату «юных сил», способности к радостям, отсутствие «восторга» в отношении к искусству, не нужное сбережение «в груди остатка чувства» с чисто случайными ею проявлениями («И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви дисгармоническую противоречивость внутреннего мира («И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови», т. е. любое «воспламенение» заранее готово погаснуть).



Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому, считает автор «Думы» оно и не оставит векам «гением начатого труда». Это тем печальное, что имеются в виду молодые люди. «В начале поприща мы вянем без борьбы». А жизнь без борьбы (хоть с той же бурей) для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский. Так что автор в «Думе» - и представитель своего поколения, и противостоящий «толпе угрюмой» обличитель ее. «Поэт» кончался вопросом, «Дума» - утверждением, апелляцией к умному и справедливому, но обделенному потомку, «обманутому сыну»: «И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, / Потомок оскорбит презрительным стихом... Фактически Лермонтов не дожидается суда потомков, как в «Смерти поэта» и других гражданских стихах не дожидался суда небесного или какого-либо еще, а судит сам, выносит приговор своим стихом.

Вопросы:

Какую жизнь ведет такое поколенье?

Относит ли себя лирический герой к этому поколению?

Вывод: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

IV. Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...»

Такой анализ может проводиться в сильных классах или индивидуально наиболее подготовленными учениками.

Информация для учителя

Итак, в стихотворении «Дума» Поэт не дожидаясь суда, судит сам, выносит приговор своим стихом. Отчетливее, прямее это противостояние выражено в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840), также заканчивающемся упоминанием стиха, определенного эпитетом «железный». Поэта духовно поддерживали воспоминания о лучшем лично для него. Стихотворение построено на антитезе светского ритуализованного, бездушного развлечения, когда «затверженные речи» производят впечатление дикого шепота, а изящные танцы - шумной пляски , и воспоминаний забывшегося автора о детстве в родных местах, на лоне природы, куда он летит «вольной, вольной птицей» (слово повторено, хотя птица и так ассоциируется с вольностью). На маскарадном балу, предполагающем раскованное поведение, тем не менее господствует поведение условное, искусственное, несвободное. Изображение его занимает два шестистишия, составляющих одно длинное сложноподчиненное предложение, в котором «образы бездушные людей, / Приличьем стянутые маски» действительно «мелькают». Фигуры видятся «как будто бы сквозь сон». Воспоминаниям отведено вдвое больше стихов, четыре строфы, и в них предстают вполне конкретные картины. Но они включают и мечту в мечте. «Странная тоска» зародилась еще тогда, давно, когда к юному герою пришла мечта о чудесном создании. «Так царства дивного всесильный господин - / Я долгие часы просиживал один...» Мальчиком и юношей Лермонтов грезил далеко не только о прекрасной девушке. В «Отрывке» (1831) он признавался, что «в себе одном / Нашел спасенье целому народу». Теперь, однако, и куда менее амбициозная мечта оказывается живее и достойное реальности, к которой героя возвращает последняя, седьмая строфа. Здесь сразу два «обмана»: самообман автора, надолго погрузившегося в прошлое, и обманная жизнь света, которая перед глазами. Этот второй «обман», ложную веселость поэту и хочется смутить своим стихом, «облитым горечью и злостью!..». Традиционно низкое в поэзии слово «злость» в самом ответственном месте стихотворения, концовке, уместно, ведь автору не до светского условного жаргона. Миражная атмосфера оправдывает запутанный, не везде правильный синтаксис (так, по речевой норме следовало бы после упоминания «толпы людской» употребить местоимения «ее», «ей», а не «их», «им»: «дерзко бросить им в глаза...»), блуждающее, «рваное сознание делает естественными формальные несоответствия.



V. Подготовка к классному сочинению-рассуждению

Тема для сочинения может быть предложена следующая: «Идеальная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино« (1837), «Дума» (1838)».

Учащимся может быть предложен план для обсуждения:

1. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения - сквозная тема в лирике М. Ю. Лермонтова.

2. В стихотворении «Дума» и «Бородино» выражена общая мысль - упрек поколению 30-х годов ХIХ в.

3. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом; позорное малодушие перед опасностью поколения 1830-х годов.

4. Единодушие и сплоченность героев 1812 г.; полная разобщенность поколения 1830-х годов.

5. Герои 1812 г. навсегда останутся в памяти народной; поколение 1830-х годов «потомок оскорбит презрительным стихом».

6. Гражданская направленность рассматриваемых стихотворений: эти два стихотворения выразили жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел (Белинский).

Вопросы:

Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения?

Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения?

Домашнее задание

Составить черновой вариант работы.

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.

Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее - иль пусто, иль темно…», - потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию - презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,

мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», - таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.

Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»

(« В наш век изнеженный…»).

Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.