Караимское кладбище «Балта-Тиймез» под Бахчисараем. Балта-Тиймез — караимское кладбище возле Чуфут-Кале Необъяснимое рядом с нами

Караимское кладбище «Балта-Тиймез» под Бахчисараем. Балта-Тиймез — караимское кладбище возле Чуфут-Кале Необъяснимое рядом с нами

Окрестности Чуфут-Кале восхищают величественными скалами с вырубленными в них пещерами, удивляют подземными лабиринтами не так давно открытого колодца и вызывают лёгкий холодок на душе древними могилами на старинном караимском кладбище. Конечно же, любое кладбище не вызывает особо радостных эмоций, но оказавшись среди этого угрюмого места, раскинувшегося в Иосафатовой долине, невольно начинаешь верить в мистику и в то, что здесь по ночам могут бродить духи.

Кладбище очень древнее, здесь можно даже увидеть надгробия, датированные ещё 1 в.н.э. И если пещерный город кажется вечным, то здесь сильно заметно влияние времени. Путников, пришедших к этому караимскому некрополю, встречает полуразрушенная ограда и входная арка, за которой руины древней сторожки и полузаросшая лесом и засыпанная ветками аллея в это мрачноватое царство мёртвых.

Многие надгробия частично разрушились, иные — совсем уже скрылись под землёй, на некоторых почти затёрты надписи, хотя, встречаются и такие, что ещё не сдались натиску безжалостного времени. Здесь можно заметить надгробные плиты самых различных форм: и вертикальные обелиски, и обычные прямоугольные плиты, и похожие на склепы саркофаги. Есть на этом кладбище и кенотафы — условные захоронения, т.е. установленные памятники караимам, которые в силу каких-либо причин были захоронены в иных местах. На территории караимского кладбища, которое охватывает площадь в 4 га, располагается почти 5 тысяч надгробий.

Ныне запущенное, полуразрушенное, поросшее кустарниками и травой древнее караимское кладбище когда-то было особо почитаемым караимами местом. Сюда привозили умерших караимов, живших даже за пределами Крыма. Сегодня здесь виднеются немногочисленные дубы – всё, что осталось от священной дубовой рощи караимов. Дуб был для них священным деревом, да и сами караимы называли свой некрополь «Балта Тиймэз» («топор не затронет»). Говорят, караимы верили в свою священную связь с этими деревьями. Странно, но сейчас в роще почти не осталось тех величественных дубов. Почти не осталось в мире и представителей этого народа. Может, и впрямь есть в этом какая-то связь?

Даже не смотря на то, что здесь часто бывают туристы, создаётся такое впечатление, что место это заброшенное и всеми забытое, словно затерянное во времени и пространстве.
Необычная тишина, поросшие мхом полуразрушенные надгробные плиты – всё это навевает даже не грусть, а некий мрак, создавая атмосферу угнетающего настроения. Поговаривают, что многие испытывают ощущение необъяснимого страха, даже не зная ещё, что приближаются к территории караимского кладбища.

Дойти до караимского кладбища можно, пройдя примерно полкилометра от Восточных ворот крепости Чуфут-Кале через Иосафатовую долину. Не смотря на то, что место это довольно мрачное, оно всё же привлекает к себе внимание любознательных туристов, ведь здесь можно долго ходить вдоль нагромождения плит и рассматривать таинственные надписи, которыми украшены эти многообразные надгробия.

Данная путевая заметка посвящена поездке по окрестностям .

Это не путешествие, это скорее, как писали в советское время, маршрут выходного дня.

В Крыму огромное количество памятников седой старины. Каждая тропинка, отесанный камень в горах могут поведать нам о таврах, греках, римлянах и многих других народах обитавших здесь.

Одним из немногочисленных, но оставившим глубокий след в истории России и , являются караимы .

На восточной окраине Бахчисарая, над неприступными обрывами и за стенами находится древняя

крепость-городище Чуфут-Кале .

Первое укрепление здесь, как считают историки, было основано в раннем средневековье при . Но христианских памятников той эпохи уже не осталось. Когда золотоордынцы в XIII веке впервые напали на Крым, укрепление они назвали довольно странно "Кырк-Ор" - сорок укреплений. Тогда же в этих местах поселились караимы.

Мы его описывали в репортаже . Эту поездку специально приурочили ко дню осеннего равноденствия, когда свершается маленькое чудо. При восходе солнца сквозь окно в гроте (маленькая светлая точка на противоположном склоне) первый луч падает на менгир (рукотворный камень на переднем плане).

Подъем в потемках, фотоаппараты и горячий чай в руках.

Всё готово к съёмке.

Однако какой пассаж - в последний момент тучка закрывает Солнце. Обидно. Но ведь это не последняя поездка?

Древняя столица Крыма – весьма популярное у туристов место. Сюда приезжают посмотреть прославленный Пушкиным выдающийся с его фонтаном, окрестные , необычные пейзажи, известные многим по приключенческим советским фильмам. Но есть здесь и достопримечательности, о которых слышали немногие из числа тех, кто приезжает в Бахчисарай. Караимское кладбище Балта-Тиймез в долине с библейским названием Иосафат – одна из них.

Где находится Балта-Тиймез в Бахчисарае?

Найти его несложно – оно связано с очень известным местным объектом, городом в пещерах . Оттуда к кладбищу проложена в скалах дорога, видная до сих пор. Ее протяженность – примерно полкилометра. Некрополь открыт для посещения, его охраняют только совесть визитеров да многовековые караимские дубы.

Караимское на карте Крыма

Открыть карту

Из истории возникновения близ Чуфут-Кале

Похоронены здесь в основном караимы – представители весьма загадочного народа. Основная их масса называет своей родиной Крым, но они также есть и Западной Европе, и в Египте. Национальность эта тюркская по происхождению, но исповедует иудаизм в весьма древней его форме.

Сами караимы не потрудились обзавестись толковыми летописями, что прояснили бы их происхождение. Иногда говорят, что они – потомки населения Иудеи, переселившегося в Крым еще до нашей эры. Таким образом, декларируется их «алиби» в опасном религиозном «преступлении» — евангелическом распятии Христа, что служило поводом для преследования христианами иудеев в течение многих веков.

Более мотивированная версия гласит, что они – потомки хазар, тех самых, с которыми враждовал вещий Олег. Хазарские памятники на полуострове встречаются часто, есть свидетельства тому, что ведущей религией каганата был иудаизм (хазары в принципе были веротерпимы и воевали с соседями из других соображений). В Российской империи караимов признавали «не совсем евреями», незадолго до революции они были уравнены в правах с православными.

Теоретически не признали их евреями и нацисты Гитлера, что не помешало на практике уничтожать представителей этого народа тысячами. Уничтожение караимской национальности – главное обвинение, предъявлявшееся после войны крымским татарам и ставшее поводом для их депортации. Впрочем, если были среди татар убийцы, то находились и честные, храбрые люди, героически спасавшие соседей-караимов, «грести всех под одну гребенку» никак нельзя.

На Караимском кладбище можно убедиться, что традиции этой народности отличаются от еврейских. Первым на это обратил внимание А.С. Фиркович. обследовавший его незадолго до революции. Формы надгробий, язык надписей, изображения не соответствовали классическому иудаизму – и это при условии, что еще в XIX веке здесь, как на почетном месте, хоронили уважаемых крымских евреев.

Трудно установить, когда появился некрополь Балта-Тиймез – он очень древний. Некоторые утверждают, что на нем встречаются захоронения Х века нашей эры. Большинство специалистов более скромны, полагая, что хоронить здесь начали в XIII столетии, упокоевая жителей города Чуфут-Кале. Караимское кладбище в Иосафатской долине действовало активно до XIX века, когда жители оставили это поселение, но и после проводились захоронения и ставились кенотафы – памятники уважаемым караимам, похороненным в чужих краях.

«Топор не коснется» – таким словосочетанием именуют Караимское кладбище татары, имея в виду дубы, украшающие территорию. У караимов они неофициально почитаются священными, рубить их запрещено. Деревьев этих осталось немного, в основном могилы заросли молодым лесом. Но все же несколько гигантов растут возле входа, один из них служит постаментом для таблички, характеризующей историю .

Балта-Тиймез занимает 4 га, на нем не менее 5000 (некоторые говорят, что более 10000) могил. Они имеют ориентацию север-юг, что типично для караимов, но необычно для евреев. Большинство памятников имеют изображения (солярные и сакральные знаки), а также эпитафии, выполненные с помощью иудейского алфавита, но на караимском языке. Как можно увидеть на фото, они сильно разнятся по исполнению. Зачастую встречаются камни с двумя «рогами», похожие на детскую колыбель.
Историки полагают, что они символизируют седло, которое кочевники имели обычай класть на могилу погибшего всадника. Есть и обелиски, и горизонтальные стелы, и другие облики. Все это объясняется древностью – форма надгробий менялась одновременно с традициями.

Отдана здесь дань и памяти известных караимов. Правда, чаще это не могилы, а кенотафы, так как похоронены эти люди в других местах. Один камень напоминает о Б.Я. Кокинае, филологе и фольклористе. Во время Великой Отечественной войны ученый пытался спасать соотечественников, представив оккупантам доказательства тюркского происхождения народа.

Есть здесь и герои, какими может похвастаться разве что . Во время битвы за Порт-Артур в 1904 г. Марк Тапшасар в одиночку захватил японскую позицию. Он был убит, но рядом с ним озадаченные японцы обнаружили 16 своих погибших – это не считая тех, кто вовремя убрался в тыл. Самураи умели ценить мужество и воинское умение врага – Тапшасара похоронили с почестями. С его сабли сняли копию и поместили в императорский музей, а оригинал вернули российскому командованию. Не зря, видно, у Крыма хорошо складываются отношения с Китаем – дух Марка Тапшасара надежно связал долину под Бахчисараем и Порт-Артур, ныне китайскую гавань Далянь.

Туристу на заметку

  • Адрес: Бахчисарайский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.737288, 33.929288.

И для историка, и для простого туриста это очень интересный город – Бахчисарай. Караимское кладбище – его пока неоцененная достопримечательность, заслуживающая большего внимания и уважения. Смотрите в завершении небольшое видео о ней.

Пожалуй, караимское кладбище на Чуфут-Кале это самое мрачное, но в то же время и удивительно притягательное место. Днем, когда лучи солнца, пронизывают заросли орешника, и играют на глянцевых листьях плюща, ничего пугающего не приходит в голову путнику, случайному забредшему на кладбище. Наоборот, умиротворение и покой заполняют его душу. Можно часами ходить по этому месту, разглядывая живописные нагромождения плит известняка разбросанных землетрясением, и разбирать таинственные письмена покрывающие их.

Вечером, с заходом солнца, картина меняется. Странный, ничем не объяснимый страх возникает у путника оказавшегося у кладбища с наступлением темноты. Этот страх становится все сильнее по мере приближения к границам кладбища. Будто невидимая стена ужаса становится все плотнее и плотнее. В какой-то момент человек вынужден повернуть назад, и уйти от границы кладбища.

Интересно то, что ощущение страха возникает даже тогда, когда человек не знает, что приближается к территории караимского кладбища. Однажды, я с товарищем сам был застигнут сумерками на дороге огибающей кладбище. Тогда, мы еще не знали, что наш путь проходит совсем близко от него. Из-за густой растительности не было видно ни стен, ни надгробий. Я вдруг ощутил непреодолимое желание уйти с этой дороги как можно быстрее, я украдкой посмотрел на своего спутника, его лицо было необычно напряжено. Мы, не сговариваясь, ускорили шаг. Потом почти побежали. Постепенно ощущение страха начало ослабевать, и вскоре совсем прошло. Позже я расспросил моего друга о пережитых ощущениях. Его состояние было очень похоже на мое. Это показалось нам очень странным, ведь мы несколько ночей провели в местных пещерах во время сильной грозы, и ничего подобного не испытали!

Истории о подобном воздействии на людей караимского кладбища на Чуфут-Кале не единичны. Был случай, когда большая "команда" панков решила заночевать прямо на кладбище. После наступления темноты все они, под действием сильнейшего страха убежали с кладбища, бросив свои пожитки, которые осмелились забрать только утром. А панки, как известно, народ неприхотливый, и в "бабушкины сказки" верить не склонный!

С караимским кладбищем связано немало других интересных историй. Говорят, что именно там Фиркович подделывал надписи о дате смерти на надгробных камнях. Делал он это с целью реабилитировать свой народ в глазах царского правительства России, отмежевавшись от евреев, на которых распространялись дискриминационные законы. А отмежеваться было вроде бы просто - доказать, что караимы поселились на Чуфут-Кале до времени описываемых в Библии событий распятия Иисуса. Таким образом, караимы, как не принимавшие участия в этих событиях, не будут виновны в смерти Христа, следовательно, они невиновны в глазах потомков! Задачу Фирковича облегчало то, что известняк, из которого были вытесаны надгробия, легко окисляется на воздухе. Надпись, выбитую недавно, природа быстро состарит так, что она будет, не отличим от выбитой сотни лет назад. Радиоуглеродного метода датировки исторических артефактов тогда еще не изобрели. Основным критерием датировки были надписи на самих этих артефактах - в данном случае - на надгробиях.

После революции вопрос о причастности или не причастности караимов к распятию Христа отпал сам собой. Однако когда археологи попытались по останкам определить реальную давность захоронений, в дело опять вмешались почти мистические события.

История примерно такова: приехавшие на раскопки археологи наняли группу людей для земляной работы - раскапывать могилы. Понятно, что на такую работу нанимаются обычно не самые интеллигентные представители местного населения. И вот, занимаясь земляными работами "на веселе", они поминали и Фирковича и его жену, и караимов "не злым, тихим словом" - как это нередко бывает в подобной обстановке среди подобных людей. Но интересно то, что их "беседы" были кем-то записаны на магнитофон, а пленка попала "куда следует". Раскопки на кладбище, понятное дело, запретили, как акт кощунства и вандализма. Что в принципе и правильно, но загадка точного времени появления караимов на Чуфут-Кале осталась.

Пресса так описывала произошедшие события:

"Скандал в городе мертвых.

К месту подтянулось несколько десятков человек, кое-кто из них с дубинками и ножами. Ситуация накалялась, вновь посыпались антисемитские высказывания, угрозы. Прибывшая чуть позже милиция предпочла роль наблюдателей, и ученые к вечеру вынуждены были вернуться в Симферополь несолоно хлебавши...

Почему фотографирование надгробий приравнивается к осквернению святынь?

Почему иудеи-караимы не пустили иудеев-израильтян на Чуфут-Кале?

Кто прав: комитет по охране памятников или Ассоциация крымских караимов?"

Ходит легенда и о том, что Фиркович, будучи великим мистификатором, распорядился так, что на его могиле, расположенная рядом с могилой жены лежит плита супруги, а ее могила - соответственно покрыта его плитой. Правда, это или нет - не знаю. Но легенда об этом есть.

Во время моего очередного посещения Чуфут-Кале, я со своими спутниками стал свидетелем еще одного интересного явления связанного с караимским кладбищем. Как-то гуляя по кладбищу (дело было в конце августа), мы заметили на самом его краю странное место. Это была площадка на склоне оврага, между деревьями, неправильной круглой формы, около 7-10 метров в диаметре, ограниченная лежащими на земле ветками. С виду, площадка абсолютно ничем не выделяется, но на ней нет ни одного упавшего листа или ветки! В то время как земля вокруг них просто усыпана. Выглядит так, будто ее только что тщательно подмели. Но так подмести землю с многолетней опавшей листвой просто невозможно! Мы приходили к площадке еще несколько дней. На этом месте не появился ни один упавший лист или маленькая ветка. Место на склоне оврага, ветром туда наверняка должно было насыпать листьев или другой лесной сор. Рационального объяснения мы этому не нашли. В качестве места для стоянки площадка не пригодна - крутой склон, почти посреди кладбища, нет следов огня, мусора, и прочих "туристских отметин". Да и зачем убирать листья и мелкие веточки с такой тщательностью? К тому же, неподалеку была ровная полянка гораздо более подходящая для лагеря.

Увиденное мной в этой поездке, так и осталось загадкой. Одной из многих загадок этого странного места.

Новость отредактировал New World - 17-08-2011, 16:07

И опять меня забросила судьба в Крым. Путешествие началось необычно - с древнего караимского кладбища, которое находится недалеко от Бахчисарая. Атмосфера кладбища была очень мистической, и при этом величественной и спокойной. Было ощущение, что души караимов все еще здесь, и хотят поведать какие-то тайны...

Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма,

На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - пещерный город Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Называется так он с первой половины XVII в., когда преобладающим населением в крепости стали караимы - иудеи, последователи Ветхозаветной Библии . В непосредственной близости от Чуфут-Кале, за восточной стеной, располагается еще один уникальный памятник истории - Иософатова долина с древним караимским кладбищем.

Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю. В прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.






Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Характерная ориентировка могил - с севера на юг.

На кладбище сохранилось множество памятников. Согласно последним исследованиям общее количество сохранившихся надгробий - около 7 тыс. (что чрезвычайно близко к оценке Фирковича, сделанной в 1847 г.), и из них около 3400 имеют эпитафии. Надписи, зачастую с цитатами из Библии, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.

Изготовлены надгробия в основном из местного известняка, но есть и привозной материал - мрамор, лабрадорит, габбро... Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна - она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, но встречаются и плиты лежащие горизонтально или стоящие вертикально, обелески, столо - и гробообразные памятники.


Чаще всего встречаются седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие - седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника.

Надмогильные памятники - интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода [Крымскотатарская символика]); кипарис (дерево печали, величия [Мифы...]); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии, образ человека, на Востоке символ пересечения активного и пассивного начала, неба и земли, ада и рая, т.е. противоположности в единстве [Мифы...; Крымскотатарская символика]; многогранники в окружности (универсальная схема, подчеркивает единство разных сфер бытия); многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия [Гольдштейн]); линии, ломаные линии, плетёнки, звезды в окружностях, мелкие цветы . Некоторые надмогильные памятники имеют вид прямоугольных стел с полусферическим экраном и похожи на армянские хачкары (напомним, что в Чуфут-кале была армянская община). Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в западной Европе в XV - XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий .






Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале - их называют кенотафы или Йолджи -таш («йолджи» - путник, «таш» - камень) или Тикмэ-таш («тик» - прямо стоящий)- камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально - «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.





После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено, а, напротив, приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось особенно почетным. В это время в основном появляются памятники из дорогих пород камня, украшенные орнаментом в восточном вкусе нередко с повторением символов смерти и воскресения - кипарис, розетка и т.д.