Байрашев Виталий
Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)
В отличие от федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ), федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ) предоставляет преимущества при осуществлении закупок не только учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства (далее - СМП), но и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО). При этом участие СОНКО в закупках предполагает предоставление им тех же преимуществ, какие закон предоставляет СМП.
Согласно п.2.1 ч.2 ст.2 федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - 7-ФЗ), социально ориентированные некоммерческие организации - это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ.
К видам деятельности, предусмотренным п.1 ст.31.1 7-ФЗ, относятся:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.
Несмотря на то, что СОНКО имеет достаточно широкое определение в 7-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок, в соответствии с ч.2 ст.30 44-ФЗ, предоставляются только тем СОНКО, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ, и учредителями которых не являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.
Важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ является отсутствие в положениях 44-ФЗ ссылки на перечень товаров, работ и услуг, определенная доля которых должна закупаться у СМП и СОНКО. 44-ФЗ определяет, что заказчики должны осуществлять у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренных планом-графиком, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей (в рамках 94-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта не должна была превышать 15 миллионов рублей).
Одновременно с этим п.1 ч.3 ст.112 44-ФЗ устанавливает, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного ч.1 ст.30, ч.ч.1,2 ст.38, ч.2 ст.72, п.4,5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков. Это означает, что в 2014 и 2015 годах закупки у СМП и СОНКО должны рассчитываться заказчиками от общего объема средств, выделяемых на закупки.
Расчет совокупного годового объема закупок может вызвать определенные вопросы у заказчика, поскольку на практике под совокупным объемом закупок можно понимать доведенные лимиты бюджетных обязательств либо объем предоставленных субсидий (для бюджетных учреждений) за вычетом налогов и заработной платы, сумму заключенных контрактов, сумму исполненных контрактов. В частности, не совсем понятно, какими показателями будут руководствоваться контрольные органы при проведении проверок. В случае расчета объемов закупок у СМП и СОНКО эта задача облегчается тем, что в 44-ФЗ отсутствует максимально допустимый объем закупок у СМП и СОНКО - заказчику во избежание лишних вопросов со стороны контролирующих органов достаточно выбрать наибольшую из предполагаемых величин совокупного объема закупок и посчитать долю от этой величины. При желании заказчик может закупать у СМП и СОНКО почти весь объем необходимых ему товаров, работ, услуг.
В то же время необходимо отметить, что закупленные у СМП и СОНКО товары, работы, услуги учитываются в расчетах только в том случае, если закупка была осуществлена путем проведения конкурентных процедур, к которым относятся конкурс, включая двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. То есть закупка у единственного поставщика, являющегося СМП или СОНКО, не должна приниматься во внимание при расчетах. По закупкам у СМП и СОНКО заказчикам предстоит вести специальную отчетность, в которой будет отражена информация о заключенных контрактах с СМП и СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНКО.
Требование о закупках товаров, работ, услуг у СМП и СОНКО не распространяется на закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии. Но заказчик вправе осуществлять подобные закупки у СМП и СОНКО.
Довольно интересным представляется другое нововведение 44-ФЗ, предоставляющее заказчику право на установление в извещении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Таким образом, заказчик теоретически сможет сократить до нуля долю процедур, объявляемых среди СМП и СОНКО, если будет активно реализовывать это право при осуществлении закупок, в которых не будет ограничений, связанных с принадлежностью участника закупки к СМП и СОНКО. Недостатком активного применения такого подхода может стать снижение привлекательности проводимых заказчиком закупок и, как следствие, увеличение доли процедур, по результатам проведения которых не будут заключены контракты (договоры), поскольку далеко не все участники закупки хотят привлекать субподрядчиков (соисполнителей), увеличивая риски неисполнения контракта. Практику реализации данного права можно будет увидеть только после вступления в силу 44-ФЗ. Кроме того, типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов таких субподрядчиков и соисполнителей, могут устанавливаться правительством Российской Федерации. Соответствующий нормативный акт пока не принят - требование о привлечении в качестве субподрядчиков (соисполнителей) СМП и СОНКО, скорее всего, не будет устанавливаться заказчиками до принятия данного нормативного акта.
Заказчики при проведении закупок у СМП и СОНКО обязаны устанавливать ограничение, предусматривающее, что участники закупки должны являться СМП или СОНКО. Участники закупки в этом случае должны продекларировать, что они являются СМП или СОНКО. В противном случае заявка участника закупки, в которой не декларируется принадлежность участника закупки к СМП и СОНКО, подлежит отклонению. В то же время пока остается неразрешенным вопрос, будет ли осуществляться проверка принадлежности участника закупки к СМП и СОНКО. В том случае, если эта информация не будет проверяться, то действие данной нормы будет малоэффективным, так как любой участник закупки сможет заявить, что он является СМП или СОНКО, и участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не являясь фактически СМП или СОНКО.
Подводя итоги, стоит отметить, что требование об осуществлении у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок почти всегда исполняется автоматически у всех заказчиков уже сейчас, если рассматривать заключенные контракты. Ведь у многих заказчиков в силу небольших бюджетов доля крупных контрактов невелика, а все небольшие контракты заключаются с СМП просто потому, что небольшие закупки не интересны крупному бизнесу с большими оборотами. Это требование имеет определенный политический смысл, связанный с необходимостью поддерживать СМП и СОНКО в различных формах, в том числе через механизм государственных (муниципальных) закупок. С экономической точки зрения эта мера имеет смысл только для заказчиков с большими бюджетами, принуждая данных заказчиков разбивать некоторые крупные закупки на более мелкие с целью повышения участия в своих закупках СМП и СОНКО. Для заказчиков с небольшими бюджетами это требование является еще одним обременением, так как оно устанавливает необходимость ведения дополнительной отчетности, которая не позволит во многих случаях правильно понимать ситуацию с участием СМП и СОНКО в государственных (муниципальных) закупках у того или иного заказчика.
В случае, если в соответствии с указанием в Извещении о проведении электронного аукциона и «Информационной карте электронного аукциона» проводится электронный аукцион у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, участниками такого аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. К социально ориентированным некоммерческим организациям, относятся юридические лица, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования).
1.9.3. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, указанном в части 1 статьи 30, и включаются в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Федерального закон № 44-ФЗ
Основания отстранения от участия в закупке
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или аукционная комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5 ст.66 Федерального закона о контрактной системе настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ АУКЦИОНЕ.
Документация об аукционе раскрывает, конкретизирует и дополняет информацию, опубликованную в Извещении о проведении электронного аукциона; в случае любых противоречий между ними документация об электронном аукционе имеет приоритет.
2.1.2. Документация об электронном аукционе доступна для ознакомления без взимания платы.
2.1.3. Предполагается, что участник электронного аукциона изучит всю документацию об электронном аукционе, включая изменения, дополнения к документации об электронном аукционе, и разъяснения к документации об аукционе, выпущенные заказчиком в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 настоящей Инструкции. Неполное предоставление информации, запрашиваемой в документации об аукционе, или же предоставление заявки на участие в аукционе, не отвечающей всем требованиям документации об аукционе, может привести к отклонению заявки на участие в аукционе на этапе ее рассмотрения.
Запрет переговоров
2.2.1. При проведении электронного аукциона проведение переговоров заказчика, уполномоченного органа с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.
Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.
Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.
Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.
Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.
Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.
К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.
Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:
сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;
сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;
сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .
Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.
Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .
Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:
открытый конкурс;
конкурс с ограниченным участием;
двухэтапный конкурс;
электронный аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений.
При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.
Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.
При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.
В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.
В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.
Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).
Преимущества:
деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;
договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).
Конкурсы и аукционы:
при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;
при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.
Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).
Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).
Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП с 01.01.2020 сокращен с 30 дней до 15 дней. По аналогии с закупками у СМП в рамках 44-ФЗ.
Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.
В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.
Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.
Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.
Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.
Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.
По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.
По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)
До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.
Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.
Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.
Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.
Сделать это удобнее по следующей формуле:
Годовой объем закупок у СМП и СОНКО | = | - | × | 15% |
В 15-процентной норме необходимо учитывать закупки, в которых СМП и СОНКО:
При расчете годового объема для закупок у СОНКО и СМП нельзя учесть закупки:
Однако, если эти закупки, кроме предоставления кредитов и закупок у единственного поставщика, проведены у СОНКО и СМП (по ч. 1.2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), их объем все же нужно . То есть сумму этих закупок при расчете из совокупного годового объема не надо отнимать. Их также нужно включить , который заказчик составляет по итогам года и в котором отражает количество их закупок.
Такой порядок приведен в частях 1.1, 1.2, 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2015 г. № Д28и-1455.
А вот если рассчитанный объем закупок у СМП И СОНКО составил 0 руб., то проводить закупки у них не обязательно. Такое возможно, если, к примеру, заказчик проводит все свои закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-643, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-413, от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2891.
Внимание! Если заказчик будет проводить закупки товаров (работ, услуг) у СМП и СОНКО в меньшем размере, чем установлено Законом № 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность. Так, на должностных лиц (контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы) могут наложить административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590).
Пример расчета и последующего пересчета нормы закупок у СМП и СОНКО
В 2016 году учреждение планирует заключение контрактов:
В конце 2015 года контрактов с исполнением в 2016 году учреждение не заключало.
Контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Он составил:
(2 000 000 руб. + (600 000 руб. - 80 000 руб.) + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. - 50 000 руб.)) × 15% = 745 500 руб.
В 2016 году нормативный объем закупок у таких поставщиков должен быть не менее 745 500 руб.
В рамках рассчитанного объема контрактный управляющий принял решение провести закупку компьютерной техники на сумму 520 000 руб. путем открытого конкурса среди СМП и СОНКО. Информацию о предоставлении преимущества и ограничения участия поставщиков, не являющихся СОНКО и СМП, он указал в извещении о закупке и конкурсной документации.
В процессе проведения этого конкурса была подана только одна заявка, которая соответствует требованиям. Конкурс был признан несостоявшимся. Контрактный управляющий направил обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с участником, который подал единственную заявку, как с единственным поставщиком. Спустя 10 рабочих дней согласование было получено и контракт заключен.
Так как контракт был заключен с единственным поставщиком, контрактный управляющий пересчитал годовой объем закупок у СМП и СОНКО. Он исключил из расчета закупку на сумму 520 000 руб.
Сделал он это так:
(2 000 000 руб. - 80 000 руб. - 520 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. - 50 000 руб.)) × 15% = 577 500 руб.
Таким образом, годовой объем закупок у СМП и СОНКО на 2016 год изменился и составил 577 500 руб.
В таком случае начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники, в свою очередь, обязаны в заявках свою принадлежность к данным категориям.
Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях 3, 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Что делать заказчику, если закупка по Закону № 44-ФЗ только среди СМП и СОНКО не состоялась?
Заказчику имеет смысл отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке .
В этом случае цену контракта в у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не нужно учитывать. То есть в входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.
Дополнительное условие контракта - требование к победителю закупки, чтобы он привлекал к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.
Стоит отметить, что если победителем такой закупки станет СМП (СОНКО), то на него данное условие не распространяется. Так считает Минэкономразвития России в письме от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. При этом специалисты все же рекомендуют прописать это в проекте контракта.
Условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, необходимо включить в контракт. В том числе нужно прописать:
Пример формулировки условия о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО
«Застройщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от стоимости настоящего контракта.
Застройщик несет перед Заказчиком ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
Такой порядок установлен в пункте 2 части 1, частях 5, 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837, от 10 марта 2015 г. № Д28и-590, от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740.
Совет: В проекте контракта (и в самом контракте) стоит установить условие о его расторжении в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом выполнит условие. И тогда, если контрагент в соответствии с условиями не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, заказчик сможет расторгнуть контракт (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).
По итогам года заказчики отчитываются об объеме закупок у СМП и СОНКО. Для этого контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы составляет и размещает в ЕИС специальный отчет. Срок сдачи - до 1 апреля года , следующего за отчетным.
Форма отчета и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.
Отчет должен содержать сведения:
В то же время не нужно включать в отчет закупку, когда в , а победителем закупки стал собственно субъект малого предпринимательства (или СОНКО).
И, конечно, не нужно включать в отчет сведения о закупке, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть когда конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок) у СМП и СОНКО оказалась недействительна.
Такие правила установлены в частях 4, 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173, от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.
17.03.2017
спикер: Татьяна Леонтьева
Форма отчета содержится в Постановлении Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
Заказчики по 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ.
Считаются только те закупки, которые осуществляются путем проведения конкурентных процедур:
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
Для того чтобы грамотно проводить такие закупки, необходимо понимать, какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства. Новые критерии отнесения к СМП установлены законом от 29.06.20145 №156-ФЗ. Итак, такие компании должны одновременно отвечать следующим условиям:
Определение социально ориентированной некоммерческой организации прописано в п. 2.1 ч. 2 ст. 2 закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
СОНО - это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ
В августе 2016 года появился Реестр субъектов малого предпринимательства, составление которого регламентировано Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ведение реестра осуществляется Федерального налоговой службой, его формирование происходит ежегодно 10 августа. Актуализация реестра (внесение данных о вновь зарегистрированных организациях и исключение из реестра) осуществляется ежемесячно. Сведения размещаются на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными. Таким образом, декларацию, которую предоставляет участник закупки, можно проверить с помощью Реестра СМП.
Сведения, вносимые в Реестр СМП:
Подтверждение отнесения себя к субъектам МСП участники закупок осуществляют с помощью декларации, поэтому заказчики не обязаны проверять такие декларации. Декларации, содержащей все необходимые сведения, на данный момент достаточно для того, чтобы допустить предоставившего ее участника к закупке, которая имеет пометку «для субъектов малого и среднего предпринимательства».
Ситуация с Реестром субъектов МСП неоднозначна. Бывает так, что организация, фактически являющаяся субъектом МСП, по каким-то причинам не внесена в Реестр, и отклонять заявку такой компании бывает чревато.
Следует обратить внимание, что при закупке у СМП и СОНКО в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (их отдельных этапов) в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке.
В 2016 году норма претерпела изменения.
П. 1 ч. 15 ст. 95 закона №44-ФЗ:
заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) несоответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
Суть изменений состоит в том, что были утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Важно!
Данные условия обязательны только в случае установления заказчиком в извещении требования к поставщику, который не является СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП (ч. 5 чт. 30 закона №44-ФЗ).
Согласно типовым условиям контракта, утвержденным Постановлением, появились дополнительные обязанности и у поставщиков:
Дополнительные обязанности поставщика:
Производить оплату по контракту с субподрядчиком в течение 30 дней с даты подписания поставщиком документа о приемке товара, работы, услуги или отдельных этапов исполнения договора.
Дополнительная ответственность поставщика:
Гражданско-правовая ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, в том числе:
за предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Дополнительные права поставщика:
Поставщик имеет право заменить субподрядчика, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя, в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором.
Все вышесказанное относительно типовых условий контрактов относятся к тому механизму привлечения СМП и СОНКО, когда заказчики проставляют процент привлечения субподрядчиков. Эти типовые условия не могут быть изменены в объеме, а также должны включаться в проект контракта в полном объеме.
Сам отчет утвержден ПП РФ №238 от 17.03.2015. В типовую форму отчета неоднократно вносились изменения: последнее было в феврале 2016 года.
Отчет составляется и размещается в Единой информационной системе ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, последний день размещения отчета за предыдущий год - 31 марта текущего.
Ответственность за подготовку и размещение отчета несут контрактный управляющий либо уполномоченный сотрудник контрактной службы.
Форма подачи отчета: размещается в электронной форме в Единой информационной системе. В связи с нестабильностью работы ЕИС рекомендуется размещать отчет заранее, не дожидаясь последних дней марта, чтобы избежать рисков, связанных со сбоями в работе системы.
Изменения 2016 года
Последние изменения в ПП РФ № 238 были внесены 19 ноября 2016 года и касались распространения его действия на унитарные предприятия.
До 2016 года большинство унитарных предприятий работало по 223-ФЗ. Соответственно, такие заказчики не должны были выполнять требования 44-ФЗ, в частности, не проводили закупки у СМП и СОНКО. Однако поскольку с 1 января 2017 года унитарные предприятия подпадают под действие 44-ФЗ, они должны разместить отчеты за 2016 год с нулевыми показателями.
Изменения формы отчета
Основные изменения формы отчета в 2016 году коснулись Раздела II отчета:
Отчет содержит три раздела:
Раздел I. Сведения о заказчике
В первом разделе указываются организационно-правовая форма, место нахождения (адрес), телефон, адрес электронной почты, ИНН, КПП. Далее в этом разделе заполняются коды заказчика по: Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (определяется по месту государственной регистрации заказчика) (ОКТМО).
Раздел II. Информация об объеме закупок
В основном вопросы возникают при заполнении второго и третьего разделов.
Важно!
Отчет составляется в тысячах рублей.
В позиции 1 раздела II указывается совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 закона № 44-ФЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.
СГОЗ - это объем финансового обеспечения (ассигнований) для осуществления заказчиком закупок (этот вопрос разъяснен в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28И2868).
По информации Минэкономразвития России СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Минэкономразвития также разработало простую и удобную формулу расчета.
«СГОЗ = а + б + в», где:
а. Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.
б. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году.
в. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.
Если есть объем закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, необходимо вычесть данный объем из СГОЗ.
Например, школа заключает контракт на поставку продуктов питания с сентября по май. Это не совпадает с календарным годом, соответственно, то, что школа оплатит с сентября по декабрь, войдет в СГОЗ этого года, с января по май - в СГОЗ следующего года.
СГОЗ равен плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения за минусом средств, которые уходят на налоги и заработную плату.
В позиции 2 раздела II необходимо выявить контракты, которые были заключены согласно ч. 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, содержащие государственную тайну.
Рассчитывается данная графа как сумма значений, предусмотренных абзацами 2-6 указанной позиции:
Второй абзац - объем закупок на оборону.
Третий абзац - кредиты.
Четвертый абзац - все, что закупалось у единственного поставщика: все пункты, входящие в часть 1 статьи 93 закона №44-ФЗ.
Пятый абзац - атомная энергия.
Шестой абзац - закрытые способы.
Не допускается повторный учет сведений об объемах финансового обеспечения для оплаты в отчетном году. Если, например, контракт подпадает и под единственного поставщика, и под кредиты, то сведения заносятся только один раз - либо в единственного поставщика, либо в кредиты.
При этом указывать необходимо фактические оплаты по контрактам. Особое внимание следует обратить на коммунальные услуги, поскольку зачастую контракт заключается на одну сумму, а выходит другая, так как четко предусмотреть сколько будет выбрано коммунальных услуг, невозможно. Контракт в процессе исполнения корректируется, и по факту оплаты сумма может отличаться от первоначальной. Вносить следует именно ту сумму, которую фактически оплатили по данному контракту за отчетный год. То же самое касается всех остальных закупок.
Как рассчитывается норма закупок у СМП, которую заказчик должен соблюсти в соответствии с 44-ФЗ?
После того как заказчик рассчитал СГОЗ, ему нужно вычесть сумму, предусмотренную на оплату товаров, работ и услуг, указанных в ч. 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ (пункт 2), и получившуюся сумму внести в позицию 3 раздела II.
Далее, чтобы заполнить пункт 4, нужно рассчитать 15 % от полученного результата. Это и будет объем закупок, которые заказчик должен провести у СМП и СОНКО в данном отчетном году. Эта сумма вносится в позицию 4 раздела II.
В позиции 5 указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам состоявшихся процедур определения поставщика, в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников, которыми могли быть только СМП и СОНКО. То есть это закупки, проведенные только среди СМП и СОНКО.
В позиции 6 вносятся те же самые данные, только относительно субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (закупки, в которых заказчик устанавливал процент привлечения к субподряду СМП и СОНКО). Проставляется не вся сумма, а именно этот предусмотренный процент.
Поэтапная оплата и кредиторская задолженность
В случае если оплата контракта осуществляется поэтапно в различные финансовые годы, то стоимость каждого этапа учитывается в СГОЗ того года, когда осуществляется оплата (письмо МЭР РФ от 31.12.2014 №Д28И-2898).
Суммы контрактов, заключенных в предыдущем финансовом году, по которым образовалась кредиторская задолженность, учитываются при определении закупок у СМП и СОНКО (письмо МЭР РФ от 14.12.2015 №Д28И-3625). Например, если часть оплат, по контракту, заключенному в 2015 году, перешла на 2016, эти суммы учитываются при расчете СГОЗ за 2016 год. Соответственно, если часть оплат по контрактам 2016 года перешла на 2017 год, то эта кредиторская задолженность не учитывается при расчете СГОЗ за 2016 год.
В позицию 7 включается сумма значений объемов, указанных в позициях 5 и 6, то есть закупки, фактически осуществленные учреждением с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.
Позиция 8 - это доля закупок, которая рассчитывается как процентная доля объема закупок, указанного в позиции 7, по отношению к позиции 3, то есть процент закупок, фактически осуществленных с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.
В позиции 9 указывается общая сумма НМЦК несостоявшихся процедур конкурентных закупок, в которых было установлено ограничение в отношении участников закупки, и по результатам проведения которых контракт не заключен либо заключен по основаниям, предусмотренным п. 25 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ. Это единственная позиция в которой указываются не фактические суммы, а НМЦК. Например, если заказчик объявил аукцион с пометкой, что он проводится только среди СМП и СОНКО, но данная процедура не состоялась (не было подано ни одной заявки или подана только одна заявка), то он может заключить контракт по п. 25 ч. 1 статьи 93 (как несостоявшийся аукцион). Данный контракт не попадает в объем заключенных контрактов с СМП и СОНКО, а попадает в графу 9 раздела II.
Раздел III. Информация о заключенных контрактах
Данный раздел заполняется по уникальным номерам реестровых записей контрактов, которые заключены с СМП и СОНКО. Подтягиваются эти записи из реестров контрактов.
В позиции 1 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с СМП и СОНКО, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.
В позиции 2 - то же самое, но по контрактам, содержащим условия о привлечении субподрядчиков.
В позиции 3 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Внимание!
Если вы не находите контракты в реестре, попробуйте убрать все галочки при выборе контракта, так как при регистрации контракта многие не указывают статус поставщика, а при осуществлении поиска галочка «СМП и СОНКО» проставляется автоматически.
Важно знать:
Штраф за несоблюдение нормы закупок у СМП и СОНКО - 50000 рублей на контрактного управляющего (п. 11 ст. 7.30 КоАП).
Неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (в том числе отчета, даже если он нулевой), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50000 рублей, на юридических лиц - 500000 рублей (ч.3 ст. 7.30 КоАП).
Размещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 статьи 7.30 КоАП (например, не учтена кредиторская задолженность или внесены не все реестровые записи контрактов), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 15000 рублей, на юридических лиц - 50000 рублей.