В каких науках применяется сенсуализм. Сенсуализм - это что, в чем его смысл? Представители сенсуализма

В каких науках применяется сенсуализм. Сенсуализм - это что, в чем его смысл? Представители сенсуализма

Сенсуализм – это одно из направлений в изучении теории познания, в основе которого лежит понятие того, что достоверные знания заложены в чувствах .

В переводе с лат. sensus – ощущение, чувство.

Сенсуализм тесно связан с эмпиризмом (изучает теорию познания и предполагает, что содержание знания сводится к чувственному опыту) и оценивает соотношение разумно-дискурсивного и чувственного познания, при этом противоречит рационализму (метод познания, в основе которого источником действий является разум).

Существует принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувстве». Он подтверждает, что сенсуализм – это форма познания через чувства, ощущения, восприятия и представления. Этот принцип остался со времен античности и применяется в философии сегодня. Он противопоставлен учению об априорности знания (знание до опыта).

Среди представителей этого направления можно выделить таких философов и мыслителей, как Дж. Локк, Этьен Бонно де Кондильяк, Эпикур, Протагор, Гессенди, Беркли, Юм, Гоббс, Дидро и др.

Употреблять же термин «сенсуализм» стали благодаря Кузену, именно он ввел его в философию, но этот термин так и не закрепился. Сегодня сенсуализм – это направление в гносеологии, которое противопоставляется интеллектуализму и рационализму.

Основные положения

Врожденные идеи отрицаются . Иными словами, признается только производное значение разума, а не первичное. Знания сведены к ощущению – знания получают из ощущений, а ощущения из опыта.

Исходя из этого, окружающий мир является и источником знания, и аспектом. В этом и заключается одновременно сходство и различие двух направлений: сенсуализма и материализма, поскольку представители этих направлений по-разному понимаю окружающий мир.

Кто такие сенсуалисты?

Сенсуалистами принято называть приверженцев данного философского направления. Сенсуалисты считают, что главная форма познания – это ощущения.

Крупными философами-сенсуалистами являются:

  • Этье Бонно де Кондильяк;
  • Протагор;
  • Джон Локк.

В своих трудах Кондильяк выдвигал теорию, что из ощущения выводятся: память, внимание и мышление. Из чего можно сделать вывод – законов мысли нет . Также он показал создание иллюзии самостоятельных духовных процессов, никак не зависящих от ощущения. Он считал, что необходимость мыслить – это привычка , которая из-за своего постоянства стала неразрывной, а источник знания – это критерий истины, имеющий границы и характер. Поскольку ощущение зависимо от впечатлений, а опыт можно назвать случайным (иррациональным), то такой же случайный характер можно приписать и знанию.

В теории сенсуализма древнегреческий философ Протагор ярко выражает идеализм. В чувственной деятельности идеализированный социализм видит самостоятельную сферу сознания. Протагор утверждал, что чувственное восприятие – источник человеческих знаний, при этом чувственность передает некие данные из определенных состояний, но никак не о внешних вещах, которые являются причинами этих состояний.

Мнение Дж. Локка четко выражено в философии Нового времени. Важную роль в развитии сенсуализма сыграло его мнение о том, что источника познания два – это ощущение и рефлексия , при этом более подробно он рассматривал значимость ощущения, о чем писал в своем труде «Опыт о человеческом разумении».

Предмет на основе убеждений сенсуализма

Джон Стюарт Милль , исходя из психических факторов, определяет, что предмет (материя) – это возможность чувств. Утверждения Кондильяка напоминают подобную теорию. Исходя из его утверждений, предмет – соединенные представления о нем (величина, твердость, плотность и т.д.), получаемые благодаря чувствительности (например, осязания). Таким образом, получить понятие о предмете можно при помощи чувств .

Сенсуализм и критика

Важно отметить, что благодаря сенсуализму в философии был произведен психологический анализ факторов ощущения и восприятия представителями данного направления. В своих попытках определить значимость этих факторов, ученые принимали немалые усилия. Особенно заслуживает внимания мнение Кондильяка . Однако этот анализ имеет и недостатки. Он имеет предвзятое отношение: в ощущение вкладывается совсем не то, что свойственно ему, так как память создает мышление, воображение и сознание, а не ощущение. Деятельность сознания, в свою очередь, проявляется благодаря данным формам и проработанному материалу этих форм.

Представители сенсуализма судят о деятельности сознания в целом, механизируют ее, из-за чего эти неправильные выводы приводят к неправильному психологическому анализу . Критики считают, что данное направление ограничивает знания и формирует ложные выводы.

Взаимосвязь с другими направлениями

Это утверждение противоположно тому, что в деятельности разума может присутствовать сущность духа (Фихте старший). Если говорить об эмпиризме, то с сенсуализмом у этого направления есть некая схожесть: одинаковый взгляд на значимость опыта в познании .

  • Стоицизм и эпикуреизм.

Еще в древности сенсуализм применялся в системах Эпикура и стоиков. Эпикур считал, что критерий истины заложен в ощущении – и его формирование происходит от образа, отделяющегося от предмета. Образ попадает в систему ощущений и воспринимается этой системой искусственно.

Стоики считают, что душа материальна, только в данном материализме используются элементы пантеизма. Благодаря этим элементам можно судить о душе. По их мнению, душа активна. Стоики соглашаются с эпикурейцами: ощущение – источник. При этом добавляют, что душа проявляет деятельность в ощущении.

Философия Нового времени

Новейшее время в философии – это время с 1918 года. Если говорить о сенсуализме после революции, то данное направление продолжал защищать Тольбе . Данный мыслитель в своих трудах снова совершает переворот – от феноменализма к материализму . В ХХ веке сформировалась такая разновидность сенсуализма, как эмпириокритицизм . Данное направление разработали Р. Авенариус и Э. Мах. Мыслители Нового времени считали, что ощущения заложены в чувствах, проявлении воли и настроении.

Сенсуализм и сенсуалисты

Сенсуализм - это одно из направлений, выделяющихся в Согласно ему, восприятия и ощущения являются основной формой достоверного знания. Сенсуализм - это направление, противоположное рационализму. Главный принцип его состоит в том, что в разуме нет ничего того, чего нельзя отыскать в чувствах. Таким образом, сенсуализм - форма познания. Кроме восприятия и ощущения, в нее входит также представление.

Представители сенсуализма многочисленны, однако среди них можно выделить следующих крупных философов: древнегреческого мыслителя Протагора (на фото выше), Эпикура, Дж. Локка, а также Этьена Бонно де Кондильяка.

Понятие "сенсуализм"

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин "сенсуализм". Он противопоставил его идеализму. Таким образом, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сегодня мы называем материализмом. Однако данное значение термина не закрепилось. Сегодня сенсуализм - это направление в гносеологии, противоположное рационализму и интеллектуализму.

Основные положения, сенсуализм и материализм

Основные положения интересующего нас направления следующие. Прежде всего отрицается существование врожденных идей. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким образом, сенсуализм и рационализм в философии противоположны. Все знание представители сенсуализма сводят к ощущению. Все свое содержание разум получает именно из ощущений, а последние - из опыта. Следовательно, внешний мир - и критерий, и В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом. Представители обоих этих направлений утверждают, что внешний мир является источником нашего познания. Однако сам он понимается ими различно. Представители материализма верят в то, что имеется частичное или полное тождество ощущений с качествами того или иного предмета. С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мнение Кондильяка

В своем труде "Трактат об ощущениях" Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности - это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник - критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт - это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии - это направление, которое исторически проявлялось в различные времена и весьма разнообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, субъективным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при этом чуждых ему элементов. Материалистический сенсуализм парадоксален, поскольку уже возможность ощущения сама по себе (и это прекрасно понимал Кондильяк) неизбежно исключает материализм. Ведь она предполагает наличие способности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким образом, трудно однозначно определить. А как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по себе является формой субъективного идеализма, которая противоположна направлению, где сущность духа видится в деятельности человеческого разума (один из представителей - Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм схож в нем в использовании психологического анализа. Кроме того, оба эти направления имеют одинаковый взгляд на то, какое значение в познании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По мнению последнего, ощущения формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших ощущений и затем насильно воспринимаются ими. Эпикур считал, что любое ощущение является истинным. Именно в нем находится критерий истины. Все то, что не согласуется с ним, ложно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Тем не менее у них есть много общего. По мнению стоиков, душа материальна. Однако материализм этот содержит в себе элементы пантеизма. Именно они позволяют говорить о единстве души, а также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека. Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она деятельна. Стоики в своем учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они говорят о том, что все появляется из ощущений (так же, как и эпикурейцы), однако в них душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного образуется все общее. Из ощущений появляются все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

В распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд "Опыт о человеческом разумении", безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания - рефлексии и ощущений - более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли - форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии . И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.


Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математическогомировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы: рационалисты и эмпиристы.

Рационали́зм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

Крупные философы-сенсуалисты:Протагор - древнегреческий философ, один из старших софистов;Эпикур;Джон Локк; Этьен Бонно де Кондильяк.Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержаще получает из ощущений, a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.

Эмпири́зм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познани. Но единичное можно понимать как: 1)субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте; 2)восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.


19)Осн овные идеи философии Просвещения

Идея Просвещения – это идея развития человечества на основе расширяющегося применения разума и связанного с ним нравственного порядка. Просвещение учит человека быть хозяином своих действий, опираться на собственный разум. Вносит перспективную идею: идеалы – не позади, а впереди. Идеал – регулятивная идея. Разрываются бытие и ценность (ценность – идея, ее еще нет). Светлое будущее начинает обожествляться, вытесняя Бога (ценностная альтернатива религии). Бог уже не столь необходим. Становится возможным атеизм. Отсюда – энциклопедизм : словари, журналы, брошюры, нравоучительные романы.
Основные черты просвещения: В философии просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс , который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума.
Идея прогресса человеческого рода как ценностная альтернатива религии делает возможным материализм (Дидро, Гольбах, Ламитри, Гельвеций). Церковь (как институт) воспринимается как защитница неразумного, помеха Просвещению: антиклерикализм . Атеизм (Дидро) либо деизм (Вольтер, Руссо).
Теория разумного эгоизма : если человек будет разумно отстаивать свои интересы, то он тем самым будет способствовать прогрессу человеческого рода.
Идея историзма и исторического оптимизма, основанных на убеждении в том, что разум – благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, ко всеобщему счастью. Будущее однообразно для всего человечества, поскольку принципы разума считаются абсолютными, едиными для всех.
Эволюционизм , когда идея развития начинает применяться, к объяснению природы.
Два этапа в эпохе просвещения:
1) Деистическая наиболее систематично разработана Вольтером. В ней соединились материалистические и антиклериканские идеи Французской ф. 16-17 вв. с достижениями англ. философии и естествознания: эмпиризмом Бэкона, сенсуализмом Локка, физикой Ньютона. Философы-деисты внесли крупный вклад в разработку гносеологических и социально-политич. Проблем

2) Со 2-й пол. 40-х гг. 18 в. ведущую роль во Ф. ф. начинает играть атеистический материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха («великих франц. материалистов», по словам Энгельса), явившийся высшей формой развития домарксовского материализма в странах Зап. Европы. С наибольшей полнотой он изложен в «Системе природы» (1770) Гольбаха. Пройдя через деизм как стадию своего филос. развития, великие франц. материалисты отвергли не только теизм, но также пантеизм и деизм. Они выявили наличие двух антагонистич. направлений в истории философии - материализма и идеализма (спиритуализма), связав их истоки с именами Демокрита и Платона, и внесли решающий вклад в конститупрование материализма как цельного атеистич. мировоззрения, противостоящего теологии и идеализму.

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют: материалистическая мировоззренческая ориентация; идеалистическая мировоззренческая ориентация; атеистические взгляды; деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Термины Киносемиотики

СЕНСУАЛИЗМ

учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Словарь Ефремовой

Сенсуализм

м.
Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Словарь Ожегова

СЕНСУАЛИ ЗМ, а, м. Философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

| прил. сенсуалистический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Сенсуализм

сенсуали зм [сэ], сенсуализма, мн. нет, муж. (от лат. sensualis - чувственный) (филос. ). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Энциклопедический словарь

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного знания, и, в силу этого, противостоит рационализму, поскольку исповедует принцип «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Локк). Этого придерживались также такие мыслители и философы, как Гассенди, Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Беркли, Юм.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сенсуализм

Сенсуализм

♦ Sensualisme

Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три критерия истинности – ощущения, предвосхищения и претерпевания чувства – сводятся к первой группе (Диоген Лаэртий, Х, 31–34), таким образом, чувства, как подчеркивает Лукреций, суть источник, основание и гарантия всякого истинного познания («О природе вещей», IV, 479–521). Не нужно только превращать сенсуализм в глупость. Ни Эпикур, ни Лукреций никогда не утверждали, что можно «почувствовать» истину как таковую, что для понимания чего бы то ни было достаточно простого взгляда. Мало того, они вполне отчетливо заявляли обратное: что глазами нельзя познать природу вещей («О природе вещей», IV, 385), что ни один орган чувств не способен воспринимать атомы или пустоту, которые между тем являются единственно реальной вещью. Пусть это парадоксальный сенсуализм, но это все-таки сенсуализм, ибо он утверждает: ни одна истина не доступна восприятию, но всякая истина основана на ощущениях. Чтобы знать, мало чувствовать. Значит, сенсуализм Эпикура является также и рационализмом (в широком толковании термина). Но никакое познание невозможно без ощущений. Поэтому рационализм Эпикура является в первую очередь сенсуализмом. Познание значит больше, чем чувство, но само это «больше» (разум, предвосхищение и т. д.) исходит из ощущений и зависит от них (Диоген Лаэртий, Х, 32; «О природе вещей», IV, 484). Следовательно, это рационалистический сенсуализм, основанный на сенсуалистической теории разума.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сенсуализм

Термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Histori é géné rale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l"origine des connaissance h u maines", I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое содержаще получает из ощущений ("Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu"), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Кондильяк в своем "Trait é des sensations" (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"ê tre"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным ("Tr. d. S.", 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, С. отнюдь не ведет к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит С. с субъективным идеализмом (напр., Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. ("La sensation enveloppe toutes les facult és de l"ame" - "Traite des Sens.", I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: "juger, c"est sentir". Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Trait é des Sens.", рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создается иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывною. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, дает следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология С. В заслугу С. можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику, вкладывает в ощущение все то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создает сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному ее обнаружению хочет судить обо всей деятельности. Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его (напр., характера математического знания), неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю С., не внеся в нее чуждых элементов. Соединение С. с материализмом есть соnt r adictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сам по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (напр., Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души. В утверждении стоиков, что все представления возникают из ощущений, что все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в φαντασίαι καταληπτικαί и в толковании, которое они дают этому критерию, ясны принципы С., с которым учение о деятельности разума не вполне справилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовал С. Из двух источников познания - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределенностью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам о человеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa, что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, и т. д. Последовательный С. мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его "Essai sur l"origine des connaissances humaines", " Traité des sensations" и "Trait é des systè mes". Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция "De l"esprit" не прибавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге "Trait é des sensations et des passions en géné ral". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так назыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из ее представителей полемизируют, другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе, в сочинениях "Neue Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant und Hegel" (1865) и "Grundz ü ge einer extensionalen Erkenntnisstheorie" (посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр., сочинение A. Mayer"а "Die Lehre von d. Erkenntniss", Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг. См. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I, "Psychologie", Б., 1878, II: "Logik", 1887); Picaret, "Les id é ologues" (П., 1891), Cousin, "Hist oire géné rale de la philosophie" (П., 1861).