Что сделал митрополит иона в 1448. Святитель иона, митрополит московский и всея россии чудотворец

Что сделал митрополит иона в 1448. Святитель иона, митрополит московский и всея россии чудотворец

Святитель Иона - первый глава независимой Русской Церкви, избранный собором епископов на митрополичью кафедру в 1448 году. О жизни митрополита Ионы написано достаточно, однако многие факты его судьбы до сих пор неизвестны или являются спорными.

Сведения о жизни святителя Ионы до рукоположения в епископы в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией 1547 года по указанию тогдашнего главы Церкви митрополита Московского и всея Руси святителя Макария. Со второй половины XIX столетия историки обычно выделяют три редакции (основных вида) Жития, помимо которых существуют еще и особые житийные варианты.

Сын вотчинника

Согласно Житию, Иона происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в галичских землях. Точное время рождения святителя Ионы неизвестно. Предположительно, это событие произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIV века. Не много можно сказать и о детских годах святителя. В Житии содержится довольно этикетное для агиографии указание на его раннее — «от юности» — стремление к служению Христу.

Иноческий постриг святитель принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли» , откуда через непродолжительное время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель постригся в двенадцатилетнем возрасте, но и это указание вполне может отражать общее место, характерное для житий русских подвижников. Интересно включенное в состав Жития предсказание митрополита Киевского и всея Руси Фотия о том, что монах Иона «будет велик святитель во странах земли Рускиа» .

В годы пребывания Ионы в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительных и келлиотских принципов иноческой жизни. Иона, который тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует преподобный , занял сторону приверженцев общежительного устава.

Из Симонова монастыря Иона рукополагается в сан епископа Рязанского и Муромского, однако дата хиротонии неизвестна. Духовная грамота святителя Ионы указывает, что он был поставлен во владыки от митрополита «господина и отца кир Фотия», а это значит между 22 апреля 1410-го и 2 июля 1431 года. Согласно русской канонической практике начала XV века, архиерейская хиротония могла совершиться только над человеком, достигшем возраста сорока лет.

По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол великого князя Московского Василия Темного (февраль 1425 года) Иона еще находился в Симоновом монастыре. Из ряда документов известно о некоем Ионе, архимандрите Симонова монастыря в первой половине XV века, а в Супрасльской летописи под 1426 годом упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, причем из какого монастыря, не указано. Вопрос в том, относятся ли данные сведения к будущему митрополиту. Если это так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, после 1426 года.

Примечательно, что ближайший предшественник святителя Ионы на кафедре епископов Рязанских и Муромских владыка Сергий Азаков также являлся выходцем из Симонова монастыря. Эта обитель была одним из нескольких основных духовных центров Руси, наиболее часто поставлявших кандидатов для замещения высших постов в русской церковной иерархии.

Епископ и Местоблюститель

В годы епископского служения на кафедре Рязанской и Муромской Иона деятельно занимался миссионерством и «многи неверныя к Богу обрати». В 1430 году он присутствовал в Вильно на съезде, созванном , в качестве посланника великого князя Рязанского Ивана Федоровича, который с 1427 года признавал себя «служилым князем» Витовта и обещал ему «служити безъхитростно».

После смерти митрополита Фотия Иона избирается местоблюстителем престола митрополитов Киевских и всея Руси. Дата его наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во второй половине 1432 года. По крайней мере уже 11 марта 1433 года датируется грамота епископа Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в Нижегородский Печерский монастырь.

О деятельности Ионы как «нареченного» на митрополию свидетельствует и грамота И. В. Минина на село Аксиньинское в Звенигородском уезде, в которой Иона также назван «нареченным». Сюда же следует добавить официальное представление Ионе в августе 1433 года завещания князя Василия Васильевича Галицкого, владения которого не имели никакого отношения к Рязанской епископии, зато располагались в пределах митрополичьей области; очевидно, что завещание предъявлялось Ионе для его заверения именно как местоблюстителю митрополичьего престола.

Через какое-то время после наречения Иона отправился в Константинополь, чтобы получить рукоположение в митрополиты всея Руси от патриарха. В исследовательской литературе выдвигались разные предположения о времени этой поездки. Высказывалась даже гипотеза, что святитель ездил в Византию дважды: первый раз сразу после наречения, второй — в конце 1435-го или начале 1436 года. Если митрополит Герасим, сожженный в Литве в 1435 году, действительно являлся митрополитом «всея Руси», а не только возглавлял западно-русские епархии, то поездка святителя Ионы именно после его убийства представляется наиболее допустимой. Но добиться рукоположения ему не удалось.

О деятельности святителя Ионы между поездкой в Константинополь и 1446 годом источники сообщают только то, что он присутствовал на архиерейском соборе Русской Церкви 1441 года, который осудил митрополита Исидора за принятие Флорентийской унии, заключенной Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью. Причем Иона упоминается на нем не в качестве местоблюстителя престола, а только как епископ Рязанский, стоящий на третьем месте в перечне архиереев-участников собора.

Это обстоятельство, а также кажущаяся противоречивость сведений, которые содержатся в некоторых источниках, освещающих события 1430-х годов, дали основание ряду исследователей считать, что наречения Ионы в 30-е годы XV века не было вовсе, и сама фигура епископа Рязанского в качестве кандидата в митрополиты появилась лишь во второй половине 1440-х. Однако в настоящее время такая точка зрения может считаться полностью опровергнутой.

В 1446 году галичский князь Дмитрий Шемяка, занявший московский великокняжеский престол, обратился к святителю Ионе с предложением привезти из Мурома, который входил в состав Рязанской епархии, детей плененного Василия Темного. По сведениям одних источников, Дмитрий Шемяка обещал Ионе митрополию, по сведениям других — святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве». Святитель Иона в сопровождении епископа Коломенского Варлаама отправился в Муром, где уговорил верных Василию Темному бояр передать ему «на епитрахиль» великокняжеских детей. По приказанию Дмитрия Шемяки, дети были отправлены к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. Святитель сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе.

Согласно официальному московскому летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Дмитрий Шемяка обещал не причинять зла детям и дать им с отцом вотчину, но нарушил крестоцелование. За это он удостоился порицания святителя Ионы, которое сыграло определяющую роль в решении Дмитрия Шемяки выпустить Василия Темного из заточения и передать ему во владение Вологду.

Святитель Иона был одним из владык, участвовавших в архиерейском соборе и направивших Дмитрию Шемяке послание с призывом покориться Василию Темному 29 декабря 1447 года. В послании, во-первых, обличаются действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивается с Каином и со Святополком), а во-вторых, епископы угрожали Шемяке отлучением, если он не откажется от враждебных действий против великого князя.

15 декабря 1448 года святитель Иона по инициативе Василия Темного, но без санкции Константинополя, был рукоположен в Москве собором русских епископов и духовенства в митрополиты Киевские и всея Руси. Важнейшим основанием для этого была необходимость прекращения «вдовства» митрополичьей кафедры, пагубно отражавшаяся на состоянии Церкви и политических делах, при нежелании принимать хиротонию от патриарха, который придерживался Флорентийской унии.

В одном из посланий святитель Иона писал, что «не х кому было посылать: царь не таков, и ни патриарх не таков, иномудръствующу, к латином приближающуся» . Кроме того, приводя доводы, обосновывающие законность собственного поставления в митрополиты архиерейским собором, святитель Иона указывал на данное ему еще во время визита в Константинополь патриаршее «благословение», а также на то, что его избрание состоялось «по думе» великого князя, «не хотением нашего смирения, но волею великого самодръжъства» .

Более подробно доводы раскрывались святителем в грамоте князю Киевскому Александру (Олельку) Владимировичу, где, в частности, он указывал, что случаи самостоятельного рукоположения митрополитов на Руси бывали и раньше, причем из-за «русских господарей со цареградскими цари негладости ради» . Некоторые из приведенных доводов содержатся также в духовной грамоте святителя Ионы.

С избранием святителя Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в положении фактической автокефалии.

Ставший святым

Почитание святителя Ионы, ушедшего из жизни 31 марта 1461 года, развивалось стремительно. Уже 29 мая 1472-го во время строительных работ по возведению нового состоялось обретение его нетленных мощей, сопровождавшееся благоуханием.

Вскоре от них произошло два чуда исцеления: шестилетнего сына священника и некоего Селивача Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи святителя были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных» строящегося собора, а великая княгиня Мария Ярославна заказала известнейшему книжнику эпохи Пахомию Сербу канон на обретение мощей.

В Московском великокняжеском своде конца XV века избавление Руси от нашествия хана Ахмата летом того же 1472 года было осмыслено и как заступничество Ионы, названного среди «святых чюдотворцев русскых, пресвященных митрополит». 15 августа 1473 года зафиксировано третье чудо от мощей святителя — исцеление 18-летнего отрока из Переславля Рязанского.

Запись чудес Ионы, вероятно, специально велась при митрополичьей кафедре. Преподобный Иосиф Волоцкий высоко ценил Иону. На соборе 1547 года святитель Иона был канонизирован, причем стал одним из четырех угодников, причисленных клику святых как «великие чудотворцы». Специально под канонизацию было написано его Житие.

Память святителя совершается 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня, 5 октября (память святителей Московских).

Митрополит ИОНА МОСКОВСКИЙ. Житие. Был родом из Костромской губернии. Родился он в деревне Одноушево, Солигаличского уезда. Родился Иона от благочестивого отца, по имени Феодор Одноуш, Феодор был поселянин, земледелец; но человек благочестивый, сумевший дать начатки христианских понятий своему сыну. В житии говориться, что Иона в 12 лет был уже монахом в одном из монастырей Галичской страны; столь раннее поступление в монастырь предполагает в нем и грамотность и сознательное религиозное влечение, которое зародилось ещё в родительском доме.

В Солигаличе в это время был в цветущем состоянии Воскресенский монастырь, основанный в 1332 году и положивший начало заселению и христианскому просвещению солигаличской местности. Это был ближайший монастырь от его родины, в котором он с родителями, бывал и молился не раз. Лишь достигнув совершеннолетия, св. Иона перешел в Москву, в Симонов монастырь, где долго трудился в монастырских послушаниях.

Митрополит Иона Московский. Икона из иконостаса Спасо-Преображенского храма г.Солигалича

В то время в Москве митрополитом был Фотий. Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал также видеть монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах, будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения.

Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Через несколько лет, в 1432 году по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных. В пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части и нынешних Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: Мордвы, Мещеры, Муромы державшихся идолопоклонства; из этих неверных святый Иона и привел многих к истинному Богу.

Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, Великий князь Василий Васильевич (1425-1434г.) созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской митрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский: все знали его как мужа добродетельного и святого.

Митрополит Иона Московский. Икона.

Он отправился с посланием великого князя в Царьград (Константинополь) к царю Иоанну Палеологу и к святейшему патриарху Иосифу – принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград, зломудренный Исидор, из Фессалоник родом, уже принял посвящение на митрополию и был отпущен из Царьграда в Россию.

По отъезде его, прибыл в Царьград и святый Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

— «Что мы можем теперь сделать тебе? – ты опоздал своим приходом к нам; мы уже поставили на Российскую митрополию Исидора и не можем изменить этого: Исидор уже теперь митрополит Российский. Возвратись на свою кафедру и жди, что устроит Бог о Исидоре. Когда он умрет, или по какому-либо случаю его станут заменять, тогда, по благословению от святого Константинопольского престола, ты будешь поставлен митрополитом Киева и всея России». И так они отпустили святаго Иону домой.

Исидор же сначала прибыл в Киев; потом он отправился в Москву, чтобы распространять свое отступническое учение (ибо был сторонником сближения с католической церковью).

Великий же князь Василий Васильевич, узнав о его отступничестве, созвал для рассмотрения сего архиереев и весь духовный чин Российской митрополии. Сошедшись и рассмотрев святые правила, они увидели, что Исидор принес с Флорентийского собора чуждое и противное православию учение и не захотели его иметь своим митрополитом. А великий князь повелел ему жить в одном монастыре, пока не донесет об этом в Царьград святейшему патриарху.

Исидор, видя, что его отпадение раскрыто, устыдился и, не дожидаясь ничего, тайно бежал в Рим, где был принят и обласкан папою.

А, на Российскую митрополию был избран опять святый Иона.

По благословению святого патриарха Цареградского Григория Мелиссины он был посвящен своими архиереями в Москве в соборной церкви. Итак, он был первый митрополит, посвященный архиереями российскими, по благословению от апостольского константинопольского престола.

Поставление святаго Ионы на кафедру русской митрополии было приговорено великим собором из епископов, архимандритов, игуменов и из всего священства. Самое поставление совершено 15 дек. 1448г., о чем 2-я Софийская летопись говорит:

«совершается приношение божественныя службы и возлагается на плечо его

(т.е. святого Ионы) честный омофор и посох великий митрополичий дается в руки его, и тако с благобоязнеством совершает (и) благословляет народ».

Россия, только что сбросившая монгольское иго и начавшая заменять удельную систему единодержавием, не была ещё свободна от многих старых недугов удельного времени. Русская церковь вела усиленную борьбу с западом, стремившимся навязать ей Флорентийскую унию. В то время, при полном отсутствии просвещения, остатки язычества и суеверий в народе встречались на каждом шагу. Поэтому появление на горизонте жизни государственной и церковной таких личностей как св. Иона, нужно приписать особому промыслу Божию о России.

Митрополит Иона Московсий. Шитье.

Вступив на престол Российской митрополии, святый Иона еще более усилил свои подвиги, прилагая труды к трудам и главное, заботясь о том, чтобы повсюду утвердить благочестие; одушевленный этой целью, он непрестанно поучал пасомых, посылая послания; как истинный пастырь, он утверждал православную веру, что особенно ясно видно из его посланий; вообще он имел великую заботу о том, чтобы соблюсти невредимою, врученную ему Богом, паству.

Святый Иона сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.

Так, молитвою своею, он воздвиг от одра болезни дочь великого князя, бывшую при смерти. Видя это чудо, один неверный, по наущению диавольскому, стал говорить святому, что великая княжна исцелилась от болезни не по его молитве, — а что болезнь прошла сама по себе. Тогда блаженный Иона, призвав человека того, поучал не хулить благодати Святаго Духа и говорил ему:

— «Сын мой! Не сомневайся ни в чем, ибо невозможная у человек, возможна суть от Бога; Бог даровал жизнь отроковице по вере, а главное, — надежде ея державных родителей».

Но тот не поверил святому и начал произносить еще более хульные слова.

Тогда святый Иона сказал ему:

— «Пусть свяжется язык твой, пусть заградятся хульные уста твои; вместо той девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!»

И тотчас богохульник упал на землю безгласным: отнялся язык его, он только поводил глазами и через несколько времени испустил дух свой, за то, что осмелился хулить дар Святаго Духа, находящийся в том великом святителе.

У святаго митрополита был один инок по имени Пимен, заведовавший погребом, которому было поручено поить приходящих немощных нищих.

Однажды пришла к нему убогая вдова и просила дать ей немного меду, вследствие её болезни. Но инок тот со злобою сказал ей:

— «Уйди, теперь еще не время давать пить».

Вдова ушла со скорбью.

Узнав о том, святитель Божий призвал Пимена и сказал ему:

— «Брат! Не знаешь, какую оскорбил ты вдову; она – угодница Божия; за это Бог наказывает тебя смертью; пойди, покайся в грехах своих, так как настало время тебе умереть».

И повелел святый Иона духовнику своему постричь Пимена в схиму, и в самый день пострижения он скончался, по слову святителя Божия.

В другой раз, святитель дал одному из послушников своих много денег для раздачи бедным; но тот часть денег роздал, а часть утаил себе.

Случилось, что однажды пришла к святому бедная вдова с жалобою на послушника и говорила:

— «Святитель Божий! Твой послушник ничего не дал мне из завещанных тобою денег».

Святитель, призвав послушника, спросил его:

— «Зачем ты оскорбил эту вдову и не дал ей ничего?»

Он отвечал:

— «Я дал ей много; но она бесстыдно просит большего».

Вдова же отрицала то и настойчиво утверждала, что не получала от него ничего».

Послушник воскликнул с гневом:

— «Уходи! Ты умрешь, потому что лжешь!»

Тогда святой сказал ему:

— «Не будет так: вдова эта говорит правду, а ты крадешь и лжешь; она будет жива, а ты умрешь».

Тотчас же послушник заболел горячкою и умер.

Один боярин по имени Василий, а по прозванию «Кутуз», не имел веры в чудотворную силу святого Ионы, никогда не приходил к нему и не хотел принимать от него благословения. Однажды он заболел сильною зубною болью, от которой очень страдал и не мог никак излечиться. Случилось боярину тому, у которого болели зубы, быть в соборной церкви, когда в ней совершал божественную литургию святитель Божий Иона; по окончании литургии святой, подозвав к себе того боярина, благословил его, дал ему просфору и, преподав ему назидание от Божественного Писания, внезапно ударил рукою своею ему по щеке так, что многим был слышен звук удара.

Василий сильно закричал:

— «Ой, больно мне: ты выбил мне последние зубы!»

И тотчас больной почувствовал облегчение, и зубная боль его прошла. Он отправился домой, радуясь, благодаря Бога, и восхваляя угодника Его святителя Иону.

В 1451-м году за грехи предков наших, по попущению Божию, произошло нашествие безбожных агарян на русскую землю. Один ордынский князь со множеством татар неожиданно подступил к Москве, пожег окрестности и начал со всех сторон наступать на город.

Блаженный митрополит Иона, со всем клиром своим, пошел с крестным ходом и с пением молебных песней по стенам города, со многими слезами вознося горячую молитву к Богу о граде и людях.

Увидав одного престарелого старца, инока Чудова монастыря, по имени Антоний, который отличался добродетельным житием и которого он знал, святый Иона обратился к нему с такими словами:

— «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан от безбожных агарян».

Антоний сказал ему:

— «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь, крепкую и скорую помощницу нашу: услышала Она молитвы твои и умолила Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, да спасен будет, ради тебя город сей и вся православные христиане. Враги агаряне скоро будут побеждены и прогнаны невидимою силою; только мне одному суждено от Господа быть убитому до смерти врагами».

Едва старец сказал это, вдруг прострелила его пущенная татарами стрела, от которой он вскоре умер, после чего он с честью был погребен митрополитом Ионою со всем собором.

Когда же наступил праздник положения ризы Пресвятой Богородицы, июля 2-го дня, — произошло смятение у татар: внезапно напал на них страх и ужас, и они обратились в бегство, будучи гонимы от города невидимою силою.

Святый митрополит Иона повелел как можно скорее соорудить на своем дворе церковь положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления, по Её молитвам от агарян, ибо в тот день они сняли осаду с города.

Потом, по прошествии многих лет, достигнув до глубокой старости, святый Иона перед честною своею кончиною сподобился следующего откровения о ней от Бога.

Церковный сторож соборной церкви, по имени Максим, обходя в одну ночь, по долгу службы своей, вокруг церкви, нашел ее отпертой и увидал, что в ней горят свечи и поют священники. Он очень испугался и побежал сказать о том ключарю, иерею Иакову.

Тот поспешно отправился, но нашел церковь запертою, как и была, но изнутри был виден свет. Он отпер двери, вошел в храм, но не нашел там никого, но свечи горели. Он устрашился и услыхал голос из алтаря, говорящий:

— «Иаков! Пойди скажи рабу моему, митрополиту Ионе, что, так как он просит у меня ради своего душевного спасения болезни телесной, — я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет; пусть, ввиду скорого преставления, не медлит окончить дела, возлагаемые обязанностью архипастыря. Услыхав этот голос, Иаков исполнился страха и ужаса, недоумевал и никому не рассказывал своего видения, даже самому святителю Ионе.

Утром, на рассвете дня, святый Иона, призвав к себе Иакова, спросил его:

— «Где ты был ночью Иаков? Что ты видел и слышал? Почему ты не возвестил мне того, что было тебе открыто обо мне?» Иаков устрашился, упал к ногам святителя и сказал:

— «Владыко, прости меня! Я не смел сказать тебе об этом, но я вижу, что тебе открыл об этом Святый Дух».

Святитель сказал:

— «Бог да простит тебе, сын мой; но, скажу тебе, что Бог отнимет у тебя супругу твою. Пойди же позаботься поскорее о душе её, чтобы скончаться ей в покаянии».

До этого времени жена ключаря была совершенно здорова. Когда же он возвратился домой, то нашел ее уже больною, а через три дня она умерла, исполнив, как подобает, свой христианский долг покаяния и причащением Святых Христовых Тайн.

Митрополит Иона Московсий. Икона

Не долго пожил после того и сам великий святитель Иона. Исполненный благодати Святаго Духа и добрых дел и совершив святыню в страхе Божии, он в преклонных летах сподобился блаженной кончины. Святитель заболел язвою на ноге и, ослабев телом, не ослабел духом, продолжая и в болезни посещать церковь Божию.

Готовясь предать душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь народ и, с молитвою на устах, отошел ко Господу в 1461-м году, марта в 31-й день ; он пас церковь Божию двенадцать с половиною лет.

Через несколько лет по смерти святого Ионы, скончался и великий князь Василий Васильевич; ему наследовал сын его великий князь Иоанн Васильевич, самодержец земли Российской. По изволению Божию и по благословению преосвященного митрополита Геронтия, он пожелал построить новую соборную церковь (которая существует и теперь), вместо прежней ветхой.

Взявши честные мощи святителя и чудотворца Петра митрополита, перенесли их на время в другую церковь.

И вот, когда была разобрана старая церковь, и стали копать рвы для закладки новой великой церкви, найдены были мощи прочих митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, а также и святаго чудотворца Ионы.

Когда во время обретения сих честных мощей стали совершать соборные панихиды, был принесен туда один семилетний отрок, по имени Симеон, расслабленный со дня рождения своего. Он был сын священника Петра, служившего при храме святаго Иоанна Лествичника, что в колокольне. Соборный пресвитер Алексий, подняв на руки того расслабленного отрока, поставил на ноги у раки святителя Ионы и, держа его, велел ему молиться.

Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко:

— «Дождь идет!»

День был ведренный, на небе не было ни одного облака; тотчас тот отрок сделался здоровым, и уже без посторонней помощи пошел сам домой.

Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону.

Когда окончена была постройка, соборной церкви Успения пресвятой Богородицы в 1479-м году, она была торжественно освящена, и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святаго чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы. А так как мощи его оказались целыми и нетленными, то их положили в раку и поставили открыто в соборной церкви, как они почивают и теперь и сподобляют многих верующих, приходящих к ним с молитвою, просимой благодати.

Один человек, по имени Иоанн, будучи немым и не могущим ничего говорить, пришел однажды к раке святаго и приложился к честным его мощам, поцеловал его святую руку. Не известно как ему, Божиим смотрением, показалось, что святитель протянул руку свою, схватил за язык и крепко держал. Он начал громко кричать. Священники и народ, бывшие тогда в церкви, поспешили к нему на крик и недоумевали, почему кричит немой. Увидав, что святый выпустил из рук язык и перестав кричать, Иоанн начал тотчас ясно говорить и рассказывать всем о том, как чудесно разрешился от немоты язык его. Все, бывшие там, пришли в ужас от того дивного чуда и, прославляя дела Божии, величали и великого чудотворца святителя Иону.

Много и других чудес происходило и ныне происходит от честных мощей святаго митрополита Московского Ионы всем, приходящим к ним с верою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

В нашем районе Симонов монастырь был одним из владельцев многих земель. Наряду с ним, землей в нашем районе владел еще и Троице-Сергиев монастырь, который ныне именуют лаврой.

С 1425-1434 г .

Святый Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополию русскую» от 11 марта 1433 г.

До настоящего времени известны следующие учительные грамоты святаго Ионы: две на Вятку, две в Новгород и одна в Псков.

Евангелие от Луки гл. 18 ст. 27

2 Кор. 7,1.

1-я Софийская летопись так говорит о преставлении святаго Ионы: «в лето 6969, месяца марта в 31-й день преставился преосвященный Иона митрополит Киевский и всея Руси; бе же тогда зрети лице его не яко же бе обычай мертвым, но яко спящу показуяся за великое и преславное его житие, яко же слышахом о нем, еже от юности, якоже древнии святые отцы».

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

Родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.


Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген, Тихон, Макарий и Иов.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416–1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445–1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.


Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.


Тропарь святителю Ионе, глас 4

О т ю́ности твоея́ ве́сь сам себе́ Го́сподеви возложи́в,/ в моли́твах, и труде́х, и в посте́х о́браз быв доброде́тели,/ отону́дуже ви́дев Бог твое́ благо́е произволе́ние,/ архиере́я тя и па́стыря Це́ркви Свое́й устроя́ет./ Те́мже и по преставле́нии честно́е те́ло твое́/ це́ло и нетле́нно соблюде́ся,/ Ио́но святи́телю,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак святителю Ионе, глас 8

Я́ ко от младе́нства Го́сподеви порабо́тив себе́, му́дре,/ посто́м и бде́нием те́ло твое́ удруча́я,/ те́мже сосу́д чист и дом Ду́ху Пресвято́му яви́лся еси́,/ сего́ ра́ди и Це́ркви Свое́й тебе́ архиере́я и па́стыря устроя́ет,/ ю́же до́бре упа́с, ко Го́споду отхо́диши, Его́же возлюби́л еси́./ Тем мо́лим тя: помина́й нас, ве́рою чту́щих святу́ю па́мять твою́,/ да вси зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Ио́но, святи́телю всечестны́й.


28 Июня 2019

У каждого христианина есть свой святой покровитель. По традиции и для каждого русского города выбирался небесный покровитель - тот, кто будет молиться за его жителей пред Богом. Один из покровителей столицы - святитель Иона, чьи мощи покоятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Родился будущий московский митрополит не в Москве, а в Галиче (бывшая Костромская губерния). В двенадцать лет принял монашеский постриг в одном из монастырей недалеко от дома, а потом перешел в московский Симонов монастырь. Так что москвичом Иона стал уже будучи монахом.

На новом месте не обошлось без приключений. Иона был послушным и трудолюбивым иноком и нередко работал из последних сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. И надо же было так случиться, что именно в это время в обитель приехал московский митрополит Фотий.

Пропустить приезд митрополита - дело серьезное. Что было делать с уснувшим Ионой - наказать за сон или похвалить за трудолюбие? Иона спал так крепко, что не проснулся даже когда митрополит зашел в пекарню. А Фотий, взглянув на спящего монаха, заметил, что его правая рука была согнута так, будто он ею благословлял. Епископ прозрел в этом знак свыше и велел не будить Иону, благословил его и предсказал, что молодой монах станет святителем и многих наставит на путь спасения.

Затем Иона на время покинул Москву - он был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало славного пути.

Был ли восьмой Вселенский собор?

Вселенских соборов было семь. С 1054 г. христианская Церковь перестала быть единой и содержала в себе две ветви - Восточную и Западную. Поскольку существовало разделение, проводить вселенский - т.е. общий для всех христиан - собор было невозможно. Проводились только соборы поместные.

В XV веке была попытка созвать восьмой Вселенский собор. В этот исторический период Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи. Турки захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы - Константинополя.

Греки прекрасно понимали, что после завоевания Константинополя магометане не потерпят на своей земле неверных, и первыми, кого постигнет кара, будут православные христиане.

Положение Византии было катастрофическим, но неожиданно военную помощь предложил Папа римский. Правда, с условием, что восточные христиане заключат с западными союз - унию. Церковь вновь станет единой, во главе ее будет стоять Папа, а объединенные войска прогонят мусульман. Восточные и западные христиане решили созвать вселенский собор - принять решение возможно или нет объединение Церквей...

Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию Восточного епископа Марка и представителя Западной Церкви доминиканца Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию.

Существовал еще один довод за прекращение затянувшегося собора: расходы по содержанию его участников целиком взяла на себя Католическая Церковь, но долго так продолжаться не могло, и в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание.

Наконец многие клирики со стороны греков подписались под договором унии. Категорически отказался от этого Марк Ефесский. Договор был составлен на греческом и латинском языках, однако к желаемому результату не привел. На первой же литургии греки отказались причащаться по обрядам латинян, а латиняне - по правилам греков. Мало того, после возвращения в Византию многие клирики объявили себя виновными в том, что подписали договор, и немало из них отказались от сана.

Собор был признан несостоявшимся. Военная помощь грекам предоставлена не была, и через несколько лет, в 1453 году, Византийская империя пала.

Как московская Церковь стала независимой

Описанные события имеют непосредственное отношение к истории Русской Церкви и к митрополиту Ионе. Со времен Крещения Русская Церковь была подчинена Греческой. Московский митрополит мог быть назначен только с ведома Византии, и, как правило, сначала на эту должность назначались греки. Постепенно на эту должность стали назначать и русских, но для поставления они все равно отправлялись в Константинополь.

Когда умер московский митрополит Герасим, великий князь Василий (Темный) с согласия других князей, русского духовенства и народа отправил Иону в Константинополь для поставления. Однако в столице Византии выяснилось, что митрополитом уже был назначен болгарин Исидор, а Ионе московскую кафедру обещали отдать после его смерти.

Осведомленный о положении Византии, князь Василий возлагал на Исидора большие надежды. Московский князь продолжал дело своих предков по укреплению власти и авторитета московских князей и собиранию земель вокруг Москвы. С точки зрения политики Русская земля была независима, а вот по церковной линии она подчинялась Византии. Православие играло важнейшую роль и в жизни народа, и в политике, и влияние греков в определенной мере ограничивало действия московского князя на международной арене. Неудивительно, что Василий хотел, чтобы Русская Церковь стала независимой.

Митрополит Исидор был участником флорентийского Собора и поддерживал идею унии. По пути в Италию он даже заходил не в православные храмы, а в католические костелы, демонстрируя расположение к римскому Папе.

Окончательно симпатии Исидора стали понятны, когда после собора, в 1441 году, он вернулся в Москву. На литургии в Успенском соборе Московского Кремля он произнес имя Папы, а не Патриарха. А после он прочел грамоту, в которой говорилось, что митрополит Исидор ныне является кардиналом и легатом от ребра Апостольского для всех северных стран. А князь московский - всего лишь помощником митрополиту Исидору. Ни слова о независимости Русской Церкви в грамоте сказано не было.

Князь Василий не мог этого потерпеть. Он стал обличать папского приспешника, назвал его лжепастырем и еретиком и велел заточить в Чудов монастырь. Исидор бежал из Москвы, а князь Василий собрал духовенство для рассмотрения Флорентийской грамоты.

Постановления этого собора были признаны еретическими, в Москве говорили о том, что в Византии отступили от истинной веры по дьявольскому научению. Сам собой напрашивался вывод: разве могут отошедшие от истинного православия византийцы назначать московского митрополита?

Князь Василий написал Константинопольскому Патриарху письмо. Он дипломатично не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры, зато сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления митрополиту неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий велел заточить. Заметим однако, что Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы.

С тех пор московские митрополиты ставились в Москве без участия патриарха, кандидатов же выбирал князь. Так Московская Церковь обрела независимость - стала автокефальной. И первым из назначенных на московскую кафедру митрополитов стал Иона.

Митрополит Московский

Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года.

По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай.

У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. "Ты выбил мне последние зубы!" - вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону.

Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о городе и его жителях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов - самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах татар произошло смятение, и они ушли.

Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу.

Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой.

Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы "за него" должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был.

Митрополит (ск. 31.03.1461), первый из предстоятелей Русской Церкви, избранный Собором епископов совершенно независимо от Константинопольского патриарха. Уроженец г. Солигалича (Костромского), он еще в двенадцатилетнем возрасте принял монашеский… … Русская история

Святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался Киевский и всея Руси).† 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18… …

Иона св., митрополит московский, родился близ Солигалича, на 12 м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов монастырь в Москву. Здесь он являлся строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергался гонениям. В 1437 г. он … Биографический словарь

Иона, епископ Рязанский, митрополит Московский - Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. И. – первый русский митрополит, назначенный без утверждения константинопольским патриархом. И. был впоследствии канонизирован, и более… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Святой, митрополит московский, род. в с. Одноушеве близ Солигалича; умер 31 марта 1461 г. Он принял монашество в одном из галицких монастырей, имея всего 12 лет от роду, затем он был иноком в московском Симонове монастыре и здесь обратил на себя… … Большая биографическая энциклопедия

Святитель, епископ Великопермский, Устъвымский.† 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля ив 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского… … Большая биографическая энциклопедия

Иона, св. митрополит московский† 1461 г. 31 марта.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896 1918 … Большая биографическая энциклопедия

Московский академический театр сатиры - 1 октября 1924 года в Москве в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке был открыт Московский театр сатиры. Возглавил новый театр режиссер Давид Гутман. В создании первого спектакля обозрения Москва с точки зрения принимали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Лиса и Заяц. Графический роман , Олейников Игорь Юльевич. О книге`Почему такие сильные и большие животные как Медведь и Бык и такое смелое животное как Собака испугались одной Лисы? И почему Лиса в свою очередь испугалась маленького Петуха? В этой…
  • Улица Герцена, 13 , Ю. А. Федосюк. Книга посвящена Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Описывается история ее здания иона сама как один из ведущих центров подготовки музыкальных кадров и…