Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
«Игра в вопросы» - это довольно занимательное развлечение, которое поможет узнать любого человека, как говорится, изнутри. Это отличный способ начать общение с незнакомцем и хорошая возможность раскрыть с неожиданной стороны давнего друга. После игры вам будет казаться, что вы буквально прочитали этого человека и знакомы с ним уже сто лет.
Мы в сайт предлагаем взять интересных вам людей «на слабо» и сыграть с ними в эту игру.
Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.
17.Волшебное слово
Цель - развитие внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.
18. Шерлок Холмс
Цель – развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.
19 Цифровая таблица
Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок
1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8
20 «Пуговица»
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
21 Маленький жук
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
22 Выполни по образцу
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
23 «Девочки».
Цель - тренировка концентрации внимания.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.
24.«Человечки»
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
25. «Переплетенные линии».
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.
26. «Четыре стихии».
Цель - развитие внимания, координации слухового и двига¬тельного анализаторов.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют дви¬жения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг¬равшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол¬жны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус¬тавах. Кто ошибается - считается проигравшим».
27. «Испорченный телефон».
Цель - развитие слухового внимания
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про¬износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой¬ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне¬го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред¬ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после¬днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле¬фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере¬дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после¬днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на¬путал - «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за¬нимает место последнего. Давайте поиграем».
28. Подбери пару к слову
Цель - развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт.
29. Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
30. Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ - М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.
Игра «Отгадай, на чем играют»
Задача : обратить внимание детей на разные «голоса» музыкальных инструментов, научить отличать их друг от друга.
Оборудование : детские музыкальные инструменты: гармошка, металлофон, детские пианино, барабан, погремушки, деревянные ложки, бубен, дудочка, колокольчик.
Описание . Можно играть вдвоем со взрослым или с группой детей. Предварительно взрослый показывает детям инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат.
В дальнейшем взрослый ставит между собой и детьми ширму, производит за ней звуки различными инструментами, а дети прослушивают их и отгадывают.
Игра «Узнай настроение»
Задача : развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание . Каждый ребенок водит по очереди - изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.
Игра «Узнай, что звучит»
Задача : научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами.
Оборудование : деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, книга, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик.
Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети вместе со взрослым рассматривают различные звучащие предметы, разложенные на столе. Играющие садятся спиной к взрослому, который издает звуки различными знакомыми предметами, а дети должны отгадать звук и ответить полным предложением. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т. д.
Игра «Прислушайся»
Задача : развить остроту слуха.
Описание . Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.
Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.
Игра «Слушай и выполняй»
Задача : научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.
Оборудование : различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание . Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».
Игра «Хлопни в ладоши»
Задача : тренировать детей в порядковом счете до 10, выполнять действия по словесной инструкции взрослого.
Описание . Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 10 и как только он произнесет число десять (или другое условленное число), все должны сделать один хлопок. На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 10, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими.
3-4 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 10 или условленного числа) быстро приближает ладони, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.
Игра «Живые звуки»
Задача : наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание . Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
Игра «Хлопни, как услышишь звук»
Задача : научить детей выделять среди других заданный звук.
Оборудование : слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.
Описание . Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-либо определенный звук.
Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [А].
Звуки : О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д.
Слоги : ОН, АК, AT, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д.
Слова : Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д.
Игра «Назови последний звук в слове»
Задача : научить детей выделять конечный звук в слове, сначала согласный, затем гласный.
Описание . Взрослый называет простые по звуковому составу слова, выделяя голосом и интонацией последний звук.
Если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова, если гласный - специально долго протянуть его в конце слова.
Например, кот - последний звук [т], дом - [м], рыба - [а], ведро - [о], шары - [ы], мальчики - [и] и т. д.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача : научить детей выделять начальный звук в слове, сначала гласный (так как его можно долго протянуть и ребенку проще его услышать), затем согласный.
Описание . Взрослый называет простые по звуковому составу слова, выделяя голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением и специально долго тянуться. Если первый звук - согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.
Например: аист - звук [а], утка - звук [у], муха - звук [м], Оля - звук [о], нос - звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога «му-», «но-», из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].
Игра «Придумай слово на звук»
Оборудование : пары картинок с предметами в единственном и множественном числе.
Описание . Взрослый показывает и называет картинку с предметом в единственном числе , а ребенок находит и называет те же предметы во множественном числе. Например, «У меня один стол», - говорит взрослый. «А у меня много столов», - отвечает ребенок.
Взрослый следит, чтобы ребенок правильно употреблял окончания в словах во множественном числе.
Игра «Разложи правильно»
Задача : научить детей различать существительные мужского и женского рода .
Оборудование : предметные картинки со знакомыми ребенку предметами мужского и женского рода, фишки.
Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.
Игра «К чему относится?»
Задача : закрепить в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование : мяч.
Описание . Дети стоят в кругу. Взрослый называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например, лук - овощ, яблоко - фрукт, брюки - одежда, тарелка - посуда, ботинок - обувь, поезд - транспорт, телевизор - бытовой прибор и т. д.
Игра «Шары»
Задача : закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование : стихотворение, шары разных цветов.
Описание . Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.
Для увлекательной игры
Надуваю я шары,
Буду с ними я играть,
Белый лег на шкаф поспать,
Со шкафа теперь его не достать.
Зеленый шар попал на кровать,
С кровати его очень просто нам взять.
Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла.
На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.
Игра «Какое слово лишнее?»
Задача : научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.
Описание . Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок должен запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать свой ответ. Например, огурец, лук, яблоко, перец - лишнее яблоко, так как это фрукт, а огурец, лук, перец - это овощи.
Игра «Что подходит?»
Задача : усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.
Описание . Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.
/ вариант . Взрослый называет детям слово-предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например, кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д.
После подбора подходящих действий к нескольким предметам взрослый называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы.
Например, летает - утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.
II вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-действию.
Игра «Расставим картинки по порядку»
Задача : развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование : сюжетные картины с изображением времен года, предметные картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.
Описание . Взрослый дает задание ребенку:
/ вариант . Разложить времена года друг за другом по порядку.
// вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.
После того как все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы: Кто здесь самый младший? Сколько дочек у мамы? Покажи старшего (среднего) брата. Кто старше: бабушка или мама (дедушка или папа)? Сколько всего детей в семье?
Игра «Доскажи словечко»
Задача : научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.
Оборудование : стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.
Описание . Взрослый четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому ребенок должен подобрать рифму-отгадку.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса)
С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые. ..(снежинки).
Игра «Угадай на ощупь»
Задача : научить детей узнавать предметы, не видя их, а ощупывая, расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки согласования существительных и местоимений с прилагательными.
Оборудование : игрушки, игрушечная мебель, посуда, фрукты и овощи, по 2-3 предмета.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для игры. Затем водящему завязывают глаза и дают ощупать какой-нибудь предмет, угадать и назвать его.
Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный, резиновый, упругий» к г. д.
Игра «Что из чего сделано?»
Задача : научить детей использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование : обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.
Описание . Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.
Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.
Игра «Приготовим сок»
Задача : научить детей образовывать новые слова, например, названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную речь детей.
Оборудование : предметные картинки с изображением отдельных овощей и фруктов.
Описание . Взрослый дает ребенку образец речи на примере какого-либо овоща или фрукта.
Например, «Я приготовлю из яблок - яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему правильно образовать слово.
Игра «Чьи это вещи?»
Задача : тренировать детей в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом - ИН-, которые отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Оборудование : отдельные предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван, клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы, букварь , тапочки и т. д.), сюжетная картина с изображением семьи.
Описание . Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к каждому относятся, сопровождая свои действия объяснением.
Например, бабушкины очки, папина газета, мамин плащ и т. д.
Игра «Отгадай предмет по признакам»
Задача : упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование : предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Описание . Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
Игра «С какого дерева лист?»
Задача : тренировать детей в образовании и употреблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от существительных (названий деревьев).
Оборудование : предметные картинки с изображением деревьев и отдельно их листьев.
Описание . Взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением деревьев и называет их. Затем отдает ребенку смешанные между собой картинки с изображением листьев, которые он должен подобрать к соответствующему дереву, пользуясь подсказками в углу карточек или помощью взрослого.
Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их назвать, образуя слова - прилагательные от существительных - названий деревьев. Например, лист дуба - дубовый, ветка сосны - сосновая и т. д.
Игра «Ты - Вы»
Задача : научить детей использовать в речи глаголы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».
Оборудование : кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и столовые приборы (скатерть, посуда, салфетки, плита).
Описание . I вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. Затем по мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.
// вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит у ребенка какой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно употребляя глаголы.
Например, «Дай мне игрушечный стол» - «Возьмите стол»; «Дай мне скатерть» - «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки» - «Накрывайте на стол тарелки и ложки» и т. д.
Игра «Выполни действие»
Задача : научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении.
Описание . Взрослый отдает ребенку подряд противоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. Например, «Возьми мяч» - «Подойди к столу» - «Положи мяч под стол» - «Отойди от стола» - «Надень куртку» - «Прыгни 3 раза» - «Сними куртку» и т. д.
По мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями или играют двое детей без участия взрослого.
Игра «Выполни - выполните»
Задача : научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе.
Описание . Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Сережа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне».
По мере тренировки обращения опускаются, и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.
Игра «Сейчас - раньше»
Задача : научить детей изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.
Оборудование : предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Описание . Взрослый показывает ребенку картинку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.
Игра «Сосчитай и подбери»
Задача : тренировать детей в прямом количественном счете до 10 и обратно, научить различать изображения цифр, соотносить определенное количество предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительными.
Оборудование : пары картинок или пазлов, на одной из которых число, на другой - предметы (животные, одежда, посуда и т. д.), соответствующие этому числу и связанные с ним цветом, расположением элементов.
Описание . Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого из чисел, считая их или обращая внимание на окраску.
Например, пять зебр - цифра 5, она тоже полосатая.
Игра «Утро, день, вечер»
Задача :
Оборудование : сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.
Описание . Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» - как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы:
«Когда девочка проснулась?»,
«Когда она гуляла?»,
«Когда девочка ужинает?».
Игра «Что было вчера -
что происходит сегодня
- что будет завтра»
Задача : закрепить в речи детей слова - наречия времени.
Оборудование : мяч.
Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».
Игра «Покажи полоску»
Задача : научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование : короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Описание . I вариант . Взрослый показывает ребенку полоски и объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная - предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску.
Например, кукла, мальчик, утро - короткие полоски.
Наступило лето. Мальчик катает машину - длинные полоски.
II вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из коротких полосок.
Например:
Собака лает - 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика - 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу - 4 короткие полоски.
Игра «Я - Ты - Мы»
Задача : научить детей изменять глаголы по лицам.
Оборудование : игрушки, предметы обихода.
Описание . Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.
Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого мишку».
По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди выполняя роли продавца и покупателя.
Игра «Посчитай слова»
Задача : закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.
Оборудование : книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.
Описание . Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать самим по одному - два слова.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их сосчитать.
Игра «Перепутаница»
Задача : научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.
Оборудование : заготовленные взрослым неправильные фразы.
Описание . Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.
Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.
Примеры, деформированных фраз:
Мяч ловит Катю.
Аня встал и пошел умываться.
Дима проснулась рано утром.
Заяц догоняет лису.
Дети гуляет в парке.
Маша любят рисовать.
Рыба ловит рыбака.
Картина рисует мальчика.
Газета читает папу.
На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.
Игра «Почему и потому»
Задача : научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».
Оборудование : сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.
Описание . Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.
Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».
Игра «Договори слово в предложении»
Задача : тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.
Оборудование : предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого из предложений.
Описание . Взрослый начинает произносить предложение и предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например. В вазе на столе стоят... (цветы). На лугу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарекает... (петух). По дороге едут и гудят... (машины).
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.