Игра «Угадай, кто ты»: с бумажками, карточками или стикерами на лбу. Дидактические игры на развитие внимания и памяти

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Игра в вопросы» - это довольно занимательное развлечение, которое поможет узнать любого человека, как говорится, изнутри. Это отличный способ начать общение с незнакомцем и хорошая возможность раскрыть с неожиданной стороны давнего друга. После игры вам будет казаться, что вы буквально прочитали этого человека и знакомы с ним уже сто лет.

Мы в сайт предлагаем взять интересных вам людей «на слабо» и сыграть с ними в эту игру.

  • Собеседники поочередно задают друг другу вопросы. Вопросы абсолютно любые: неожиданные, личные, провоцирующие, но главное, предполагающие развернутый ответ, а не просто согласие или отрицание. Вопросы можно поворачивать в любое интересное вам русло (ниже мы привели 30 примеров, с которых вы можете начать, чтобы почувствовать вкус игры).
  • Но при этом стоит помнить, что ответный ход может быть еще более неожиданным, и на совсем запретные темы тоже переходить не стоит.
  • Нельзя отвечать односложно. «Да, нет, не знаю, не помню» - не принимаются, нужно давать максимально полные ответы.
  • По предварительной договоренности можно включить опцию «пропустить вопрос», но только 1 раз.
  1. Какой твой самый большой страх?
  2. Какие самые необычные люди встречались тебе в самолетах и поездах?
  3. Существует ли отрицательный книжный или киногерой, который тебе нравится?
  4. Бывало такое, что ты однажды сильно разочаровался в человеке?
  5. Ты обладаешь каким-нибудь бесполезным талантом?
  6. Расскажи о своем самом забавном свидании.
  7. Какую жестокую правду тебе говорили прямо в лицо?
  8. Ты можешь сказать, что 5 лет назад был совершенно другим человеком?
  9. Как звучала самая нелепая произнесенная тобой шутка?
  10. Назови самое приятное воспоминание за последний год.
  11. О каком своем поступке ты жалеешь больше всего?
  12. По какому поводу ты в последний раз плакал(а)?
  13. За что тебе больше всего стыдно?
  14. Существует ли фильм, после просмотра которого тебе стало реально не по себе?
  15. Какое у тебя было прозвище в школе?
  16. Ты доволен, как родители воспитали тебя? Что бы ты поменял?
  17. Какой у тебя был самый страшный и опасный момент в жизни?
  18. На твой взгляд, кто из твоих знакомых абсолютно счастлив и почему?
  19. Какой бы совет ты дал совершенно незнакомому подростку 18 лет?
  20. Какая маленькая вещь сделала бы тебя счастливее прямо сейчас?
  21. Что тебя раздражает в поведении окружающих?
  22. Ты когда-нибудь бескорыстно помогал незнакомому человеку?
  23. Кем стали твои одноклассники?
  24. Существует ли книга, которая поменяла твои взгляды на жизнь?
  25. Был ли момент в твоей жизни настолько счастливый, что ты понимал, что тебе больше ничего не нужно?
  26. Какое у тебя было самое интересное путешествие?
  27. Какой жанр кино наиболее тебя впечатляет?
  28. Какой был самый трудный выбор в твоей жизни?
  29. Расскажи свой самый запомнившийся сон.
  30. Самый безумный поступок, который ты сделал в своей жизни.

Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.


1.Кто за кем?

Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.
2.Кто быстрее соберет?
Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: предметы различных форм.
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.
Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам. Собравший быстрее всех считается победителем.
3.Лови - не лови.
Цель – развивать умение распределять внимание.
Игровой материал: светлый мяч, темный мяч.
Процедура игры. Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.
В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.
Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.
4. Съедобное – несъедобное.
Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.
5.Карлики и великаны.
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.
6. Найди фото.
Цель – развивать концентрацию и распределение внимания, развитие зрительно-пространственой ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений
Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц)
Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.
Игра сопровождается хлопками, речевками типа: “Смотри внимательно – найдешь обязательно!” Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: “У тебя какой клоун?” (веселый, грустный и т.д.) “Как бы нам его назвать?” (Плакса, Ворчун, Хохотун и т.д.) “Куда смотрит клоун?” В поисках ответа на заданный вопрос принимают участие все играющие.
7. Будь внимателен!
Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Игровой материал: соответствующее музыкальное сопровождение.
Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.
В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команды Движение
“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца
“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом
“Раки!” Дети пятятся, как раки (спиной)
“Воробьишки!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)
“Аист!” Стоять на одной ноге
“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку
“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают
“Курочки!” Дети ходят, “ищут зёрна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”
Занятия проводились в большой комнате, на ковре при помощи музыкального руководителя.
8.Зеваки.
Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.
9.Узнай, что это?
Цель – активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.
Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цв. карандаши, листы для рисования.
Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить, часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.
10. Лабиринты.
Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль.
Игровой материал: бланки с лабиринтами, карандаши.
Процедура игры. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка, помогите найти зайке морковку, мишке - мёд.
Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.
11. Путаница.
Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (3-4 карточки на каждого ребенка)
Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т.д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.
12. Найди отличия.
Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам
13. Разведчики.
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например: «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
14. Сделай так же.
Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.
15.Найди два одинаковых рисунка.
Цель – развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: бланки методики
Процедура игры: Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только 2 признака отличия; в третьем задании их уже 3. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки.
16.Архитектор
Цель - развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: кубики.
Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

17.Волшебное слово
Цель - развитие внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

18. Шерлок Холмс
Цель – развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

19 Цифровая таблица


Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

20 «Пуговица»
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

21 Маленький жук
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

22 Выполни по образцу

Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
23 «Девочки».
Цель - тренировка концентрации внимания.

Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

24.«Человечки»
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
25. «Переплетенные линии».
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.

26. «Четыре стихии».
Цель - развитие внимания, координации слухового и двига¬тельного анализаторов.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют дви¬жения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг¬равшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол¬жны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус¬тавах. Кто ошибается - считается проигравшим».

27. «Испорченный телефон».
Цель - развитие слухового внимания
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про¬износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой¬ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне¬го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред¬ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после¬днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле¬фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере¬дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после¬днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на¬путал - «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за¬нимает место последнего. Давайте поиграем».

28. Подбери пару к слову
Цель - развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт.

29. Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
30. Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ - М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.

Игра «Отгадай, на чем играют»

Задача : обратить внимание детей на разные «го­лоса» музыкальных инструментов, научить отли­чать их друг от друга.

Оборудование : детские музыкальные инструмен­ты: гармошка, металлофон, детские пианино, бара­бан, погремушки, деревянные ложки, бубен, дудоч­ка, колокольчик.

Описание . Можно играть вдвоем со взрослым или с группой детей. Предварительно взрослый показы­вает детям инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат.

В дальнейшем взрослый ставит между собой и де­тьми ширму, производит за ней звуки различными инструментами, а дети прослушивают их и отгады­вают.

Игра «Узнай настроение»

Задача : развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внима­ние.

Описание . Каждый ребенок водит по очереди - изображает человека с разным настроением: больно­го, веселого, огорченного, злого, удивленного, приду­мывая для этого соответствующую мимику и произ­нося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

Игра «Узнай, что звучит»

Задача : научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами.

Оборудование : деревянные и металлические лож­ки, молоток, мяч, бумага, книга, пустой стакан, ста­кан с водой, ключи, погремушка, колокольчик.

Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети вместе со взрослым рассматри­вают различные звучащие предметы, разложенные на столе. Играющие садятся спиной к взрослому, ко­торый издает звуки различными знакомыми пред­метами, а дети должны отгадать звук и ответить пол­ным предложением. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т. д.

Игра «Прислушайся»

Задача : развить остроту слуха.

Описание . Игра проводится с группой из 4-5 де­тей. Дети сидят по кругу.

Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным де­тям можно давать фишки в качестве приза.

Игра «Слушай и выполняй»

Задача : научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование : различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Описание . Ведущий дает одному из детей зада­ние, например, взять куклу и положить ее в коляс­ку. Остальные дети должны сидеть тихо и не подска­зывать. Ребенок выполняет задание, а затем ком­ментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в ко­ляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложня­ются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и по­ложил его на стол (около стола)».

Игра «Хлопни в ладоши»

Задача : тренировать детей в порядковом счете до 10, выполнять действия по словесной инструкции взрослого.

Описание . Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 10 и как только он произнесет число десять (или другое условленное число), все должны сделать один хлопок. На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 10, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими.

3-4 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 10 или условленного числа) быстро приближает ладони, как будто хочет хлоп­нуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.

Игра «Живые звуки»

Задача : наглядно показать ребенку слияние зву­ков для образования слога.

Описание . Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере сли­яния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обрат­ные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выпол­нять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «глас­ный», он долго протягивает свой звук, а «соглас­ный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «по­дружились», получился слог AM. После того как де­ти усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начина­ет игру, а «гласный» идет ему навстречу.

Игра «Хлопни, как услышишь звук»

Задача : научить детей выделять среди других за­данный звук.

Оборудование : слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук дол­жен быть под ударением.

Описание . Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-либо опреде­ленный звук.

Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [А].

Звуки : О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д.

Слоги : ОН, АК, AT, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д.

Слова : Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д.

Игра «Назови последний звук в слове»

Задача : научить детей выделять конечный звук в слове, сначала согласный, затем гласный.

Описание . Взрослый называет простые по звуко­вому составу слова, выделяя голосом и интонацией последний звук.

Если конечный звук согласный, взрослый дол­жен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова, если гласный - специ­ально долго протянуть его в конце слова.

Например, кот - последний звук [т], дом - [м], рыба - [а], ведро - [о], шары - [ы], мальчики - [и] и т. д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача : научить детей выделять начальный звук в слове, сначала гласный (так как его можно долго протянуть и ребенку проще его услышать), затем со­гласный.

Описание . Взрослый называет простые по звуко­вому составу слова, выделяя голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением и специаль­но долго тянуться. Если первый звук - согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.

Например: аист - звук [а], утка - звук [у], муха - звук [м], Оля - звук [о], нос - звук [н] и т. д. Понача­лу допускается называние целого слога «му-», «но-», из которых затем с помощью взрослого выде­ляется краткий звук [м], [н].

Игра «Придумай слово на звук»

Оборудование : пары картинок с предметами в единственном и множественном числе.

Описание . Взрослый показывает и называет кар­тинку с предметом в единственном числе , а ребенок находит и называет те же предметы во множествен­ном числе. Например, «У меня один стол», - говорит взрослый. «А у меня много столов», - отвечает ребе­нок.

Взрослый следит, чтобы ребенок правильно употреблял окончания в словах во множественном числе.

Игра «Разложи правильно»

Задача : научить детей различать существитель­ные мужского и женского рода .

Оборудование : предметные картинки со знако­мыми ребенку предметами мужского и женского ро­да, фишки.

Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.

Игра «К чему относится?»

Задача : закрепить в речи детей обобщающие по­нятия.

Оборудование : мяч.

Описание . Дети стоят в кругу. Взрослый называ­ет какой-либо предмет и бросает мяч одному из де­тей.

Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и назвать обобщающее понятие, к ко­торому этот предмет относится.

Например, лук - овощ, яблоко - фрукт, брюки - одежда, тарелка - посуда, ботинок - обувь, поезд - транспорт, телевизор - бытовой прибор и т. д.

Игра «Шары»

Задача : закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Оборудование : стихотворение, шары разных цветов.

Описание . Взрослый предлагает ребенку прослу­шать стихотворение о шарах и постараться запом­нить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.

Для увлекательной игры

Надуваю я шары,

Буду с ними я играть,

Белый лег на шкаф поспать,

Со шкафа теперь его не достать.

Зеленый шар попал на кровать,

С кровати его очень просто нам взять.

Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла.

На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.

Игра «Какое слово лишнее?»

Задача : научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.

Описание . Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок должен запомнить и назвать сло­во, которое не подходит к остальным, а затем обос­новать свой ответ. Например, огурец, лук, яблоко, перец - лишнее яблоко, так как это фрукт, а огурец, лук, перец - это овощи.

Игра «Что подходит?»

Задача : усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.

Описание . Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.

/ вариант . Взрослый называет детям слово-пред­мет и предлагает им хлопками выбрать из ряда под­ходящие для него действия. Например, кошка - мя­укает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапает­ся, поет, разговаривает, лазает и т. д.

После подбора подходящих действий к несколь­ким предметам взрослый называет действие и пред­лагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы.

Например, летает - утка, самолет, корова, авто­бус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.

II вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-дей­ствию.

Игра «Расставим картинки по порядку»

Задача : развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимос­ти от их признаков.

Оборудование : сюжетные картины с изображени­ем времен года, предметные картинки с изображе­нием членов семьи, серии картин, связанных еди­ным сюжетом.

Описание . Взрослый дает задание ребенку:

/ вариант . Разложить времена года друг за дру­гом по порядку.

// вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.

После того как все картинки разложены, взрос­лый начинает задавать ребенку вопросы: Кто здесь самый младший? Сколько дочек у мамы? Покажи старшего (среднего) брата. Кто старше: бабушка или мама (дедушка или папа)? Сколько всего детей в се­мье?

Игра «Доскажи словечко»

Задача : научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Оборудование : стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.

Описание . Взрослый четко проговаривает загад­ку, выделяя голосом и интонацией слово, к которо­му ребенок должен подобрать рифму-отгадку.

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса)

С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые. ..(снежинки).

Игра «Угадай на ощупь»

Задача : научить детей узнавать предметы, не ви­дя их, а ощупывая, расширить словарный запас де­тей, совершенствовать навыки согласования суще­ствительных и местоимений с прилагательными.

Оборудование : игрушки, игрушечная мебель, по­суда, фрукты и овощи, по 2-3 предмета.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для игры. Затем водя­щему завязывают глаза и дают ощупать какой-ни­будь предмет, угадать и назвать его.

Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный, резиновый, упругий» к г. д.

Игра «Что из чего сделано?»

Задача : научить детей использовать в речи отно­сительные прилагательные.

Оборудование : обобщающая карточка, где изоб­ражен материал, из которого сделаны предметы: де­рево, стекло, железо, резина и т. д., на другой кар­точке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.

Описание . Взрослый показывает, как расклады­вать карточки в соответствующие группы, затем ре­бенок пробует делать это самостоятельно.

Если игра проводится с группой детей, то каждо­му играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяет­ся победитель.

Игра «Приготовим сок»

Задача : научить детей образовывать новые слова, например, названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную речь детей.

Оборудование : предметные картинки с изображе­нием отдельных овощей и фруктов.

Описание . Взрослый дает ребенку образец речи на примере какого-либо овоща или фрукта.

Например, «Я приготовлю из яблок - яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова са­мостоятельно. Взрослый при необходимости помога­ет ему правильно образовать слово.

Игра «Чьи это вещи?»

Задача : тренировать детей в образовании и упо­треблении притяжательных прилагательных с суф­фиксом - ИН-, которые отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Оборудование : отдельные предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван, клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы, букварь , тапочки и т. д.), сюжетная картина с изоб­ражением семьи.

Описание . Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов се­мьи, он подбирает те предметы, которые к каждому относятся, сопровождая свои действия объясне­нием.

Например, бабушкины очки, папина газета, ма­мин плащ и т. д.

Игра «Отгадай предмет по признакам»

Задача : упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование : предметные картинки с изображе­нием предметов для каждого ряда признаков.

Описание . Взрослый раскладывает на столе пред­метные картинки и называет ряды признаков, а ре­бенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревян­ный, квадратный, обеденный - стол и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый дол­жен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Игра «С какого дерева лист?»

Задача : тренировать детей в образовании и упо­треблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от существительных (названий деревьев).

Оборудование : предметные картинки с изображе­нием деревьев и отдельно их листьев.

Описание . Взрослый раскладывает перед ребен­ком ряд картинок с изображением деревьев и назы­вает их. Затем отдает ребенку смешанные между со­бой картинки с изображением листьев, которые он должен подобрать к соответствующему дереву, поль­зуясь подсказками в углу карточек или помощью взрослого.

Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их назвать, образуя слова - прилагатель­ные от существительных - названий деревьев. На­пример, лист дуба - дубовый, ветка сосны - сосновая и т. д.

Игра «Ты - Вы»

Задача : научить детей использовать в речи глаго­лы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».

Оборудование : кукла, предметы ее одежды, игру­шечные мебель и столовые приборы (скатерть, посу­да, салфетки, плита).

Описание . I вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шля­пу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туф­ли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обра­щаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. За­тем по мере тренировки ребенок и взрослый меняют­ся ролями.

// вариант. Вместо куклы и ее вещей использу­ются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрос­лый так же, как и в I варианте, просит у ребенка ка­кой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, пра­вильно употребляя глаголы.

Например, «Дай мне игрушечный стол» - «Возь­мите стол»; «Дай мне скатерть» - «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки» - «Накры­вайте на стол тарелки и ложки» и т. д.

Игра «Выполни действие»

Задача : научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклоне­нии.

Описание . Взрослый отдает ребенку подряд про­тивоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. На­пример, «Возьми мяч» - «Подойди к столу» - «По­ложи мяч под стол» - «Отойди от стола» - «Надень куртку» - «Прыгни 3 раза» - «Сними куртку» и т. д.

По мере тренировки ребенок и взрослый меняют­ся ролями или играют двое детей без участия взрос­лого.

Игра «Выполни - выполните»

Задача : научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в един­ственном и множественном числе.

Описание . Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две сторо­ны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое детей. Взрослый отдает игрокам команды, исполь­зуя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназнача­ется одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Се­режа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне».

По мере тренировки обращения опускают­ся, и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.

Игра «Сейчас - раньше»

Задача : научить детей изменять глаголы единст­венного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.

Оборудование : предметные картинки с изображе­нием животных и птиц, игрушки.

Описание . Взрослый показывает ребенку картин­ку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направ­ляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кош­ка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.

Игра «Сосчитай и подбери»

Задача : тренировать детей в прямом количест­венном счете до 10 и обратно, научить различать изо­бражения цифр, соотносить определенное количест­во предметов с соответствующими ему цифрами, со­вершенствовать навыки согласования существи­тельных с числительными.

Оборудование : пары картинок или пазлов, на од­ной из которых число, на другой - предметы (живот­ные, одежда, посуда и т. д.), соответствующие этому числу и связанные с ним цветом, расположением элементов.

Описание . Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого из чисел, считая их или обращая внимание на окраску.

Например, пять зебр - цифра 5, она тоже поло­сатая.

Игра «Утро, день, вечер»

Задача :

Оборудование : сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное вре­мя дня.

Описание . Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ря­да: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребе­нок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, пе­реоделись, позавтракали; «День» - как они занима­ются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый на­чинает задавать ребенку вопросы:

«Когда девочка проснулась?»,

«Когда она гуляла?»,

«Когда девочка ужинает?».

Игра «Что было вчера -

что происходит сегодня

- что будет завтра»

Задача : закрепить в речи детей слова - наречия времени.

Оборудование : мяч.

Описание . Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и про­должить фразу. Затем переходят к фразам о происхо­дящем сегодня и планах на завтра.

Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказ­ку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».

Игра «Покажи полоску»

Задача : научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».

Оборудование : короткие и длинные полоски бу­маги разных цветов.

Описание . I вариант . Взрослый показывает ребен­ку полоски и объясняет, что короткая обозначает сло­во, а длинная - предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок по­казывает длинную или короткую полоску.

Например, кукла, мальчик, утро - короткие по­лоски.

Наступило лето. Мальчик катает машину - длин­ные полоски.

II вариант. По мере тренировки взрослый пред­лагает ребенку посчитать, сколько слов в предложе­нии и составить его схему из коротких полосок.

Например:

Собака лает - 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика - 3 короткие полоски. Маша читает инте­ресную книгу - 4 короткие полоски.

Игра «Я - Ты - Мы»

Задача : научить детей изменять глаголы по лицам.

Оборудование : игрушки, предметы обихода.

Описание . Взрослый предлагает ребенку поиг­рать в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.

Ребенок подходит к столу, выбирает понравив­шийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купи­ла платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого мишку».

По мере тренировки дети могут играть без взрос­лого, по очереди выполняя роли продавца и покупа­теля.

Игра «Посчитай слова»

Задача : закрепить у детей понятие «слово», тре­нировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.

Оборудование : книга, кукла, машина, стол, ябло­ко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.

Описание . Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои назва­ния. Затем он просит ребенка еще раз назвать пока­занные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать са­мим по одному - два слова.

Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстуки­ванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треуголь­ников), чтобы затем их сосчитать.

Игра «Перепутаница»

Задача : научить детей понимать смысл предло­жения, преобразовывать деформированную фразу.

Оборудование : заготовленные взрослым непра­вильные фразы.

Описание . Взрослый читает ребенку предложе­ние, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.

Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.

Примеры, деформированных фраз:

Мяч ловит Катю.

Аня встал и пошел умываться.

Дима проснулась рано утром.

Заяц догоняет лису.

Дети гуляет в парке.

Маша любят рисовать.

Рыба ловит рыбака.

Картина рисует мальчика.

Газета читает папу.

На рынке мама купила одна помидор, один луко­вица и две арбуза.

Игра «Почему и потому»

Задача : научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».

Оборудование : сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.

Описание . Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.

Например: Почему зимой надевают шубу и шап­ку? Почему врач слушает девочку? Почему люди от­крыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует зада­вать взрослому свои вопросы с союзом «почему».

Игра «Договори слово в предложении»

Задача : тренировать детей в добавлении подхо­дящего по смыслу слова, научить их правильно со­гласовывать существительные и глаголы.

Оборудование : предметные картинки с изображе­нием недостающего слова для каждого из предложе­ний.

Описание . Взрослый начинает произносить пред­ложение и предлагает ребенку его закончить с помо­щью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.

Например. В вазе на столе стоят... (цветы). На лу­гу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарека­ет... (петух). По дороге едут и гудят... (машины).

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.