Преподобный пахомий великий. Пахо́мий Нерехтский, Сыпановский, Костромской Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского

Преподобный пахомий великий. Пахо́мий Нерехтский, Сыпановский, Костромской Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского

Основатель Константиновского монастыря в Нерехте. Канонизирован в лике преподобдных .

Память 21 марта (прославление), 15 мая (тезоименитство), в Соборах Владимирских и Костромских святых .

Биография

Родился во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого .

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом) , будущим митрополитом Киевским.

В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха , а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом .

Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты , где построил храм и в глубокой старости скончался 23-го марта 1384 года.

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Пахомий Нерехтский // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Годовщина второго обретения святых мощей преподобного Пахомия

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пахомий (архиепископ Астраханский)
  • Пахомиха

Смотреть что такое "Пахомий Нерехтский" в других словарях:

    Пахомий Нерехтский Биографический словарь

    ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ - Сыпановский, Костромской, преподобный (ск. 21.05.1384). В н. XIV в. у священника Свято Николаевской церкви во Владимире Игнатия и его жены Анны родился сын Иаков. Отрок рано привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. После … Русская история

    Пахомий Нерехтский - (в миру Иаков) преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил П. игуменом этой обители, но любитель безмолвия вскоре… … Большая биографическая энциклопедия

    Пахомий Нерехтский - (в миру Иаков) преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил П. игуменом этой обители, но любитель безмолвия вскоре… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пахомий Нерехтский - (Иаков) – преп., постриженник рождественского монастыря, игумен константиновского мон. во Владимире, где оставался недолго, а удалился в Нерехты и основал там обитель; умер П. в 1384 г., мощи его почивают под спудом в церкви упраздненного… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пахомий Нерехтский (+ 1384), преподобный.

Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Иаков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диаконы. Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лем Царе-Констан-тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади-мир, чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново, Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Преподобный скончался 21 марта 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657 , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 г., преподобный Пахомий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых .

Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 21 марта - в день преставления.

Тропарь Пахомию Нерехтскому, глас 4

Житейския молвы, преподобне, отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие, и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы, в молитвах же и трудех прилежа Богови, процвел еси яко финикс, быв образ утешения духовнаго, преподобне отче Пахомие, моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1072.htm

http://www.saints.ru/p/Pahomii_Nerehtskii.html

Скорее всего в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ
    Пахомий Нерехтский (в миру Иаков) - преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иаков) — преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в миру Иаков) ? преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ
    (Pachomios) [около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет,- 14.5.347, Пабау (Фебоу), там же], основатель киновитства (общежительной формы монашества) . Сын …
  • ПАХОМИЙ
    ПАХ́ОМИЙ ЛОГОФЕТ (Пахомий Серб) (?- 1480-е гг.), рус. писатель-агиограф, монах. Выходец из Сербии. Жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя …
  • ПАХОМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАХ́ОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 290-346), христ. святой, монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне. Впервые основал монастырь на началах общежития …
  • ПАХОМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАХОМИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Пахомий, (Пахомиевич, Пахомиевна и Пахомьевич, …
  • ПАХОМИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Кенский (ум. ок. 1515), преподобный, ученик преподобного Александра Ошевенского, основатель и первый игумен Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни (упразднена в 1764). …
  • ПАХОМИЙ РУССКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Русский, Афонский (+ 1730 ), преподобномученик. Память 7 мая в день кончины В …
  • ПАХОМИЙ КЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Кенский (+ ок. 1515), игумен, преподобный. Память в первую субботу после Крещения …
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Великий (+ 348), преподобный, ученик преп. Паламона Фиваидского, наряду с Антонием Великим …
  • ПАХОМИЙ ВАЛААМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Валаамский (+ 1578), послушник, преподобномученик. Память 20 февраля. Мученически пострадал 20 …
  • ПАХОМИЙ (ШПАКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Шпаковский) (1672 - 1723), митрополит Воронежский и Елецкий. Родился в первых числах …
  • ПАХОМИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Туркевич) (1864 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Туркевич Павел Акимович. …
  • ПАХОМИЙ (СИМАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Симанский) (+ 1789), епископ Устюжский и Тотемский. С 1753 г. - архимандрит Волоколамского …
  • ПАХОМИЙ (ГАЧИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Гачич) (род. 1952), епископ Враньский. В миру Томислав Гачич, родился 17 октября 1952 …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий Логофет - известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 года; около 20 лет провел …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVII века. С 1638 по 1641 г. был игуменом Хутынского новгородского монастыря, потом архиепископом астраханским; умер в …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVI ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVI века, монах. Известен как составитель повести о ярославских князьях Василии и Константине Всеволодовичах (XIII век) и …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.) русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля "плетения …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Логофет, Пахомий Серб (гг. рождения и смерти неизвестны), учёный монах, писатель-агиограф 15 в. Серб по происхождению. Прибыл с Афона на …
  • ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Освященный (ок. 316 - 368), преподобный. Ученик преподобного Пахомия Великого. Назван «освященным» …
  • СОБОР КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Костромских святых Память 23 января. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Костромская и Галичская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 156000, г. Кострома, ул. …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …

редактор

Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский, жил в XIV веке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником.

В начале XIV века в городе Владимире на реке Клязьме у священника церкви в честь святителя Николая Чудотворца, отца Игнатия, и его жены Анны, отличавшихся благочестивой жизнью, родился сын. При крещении ему было дано имя Иаков. До двенадцатилетнего возраста воспитанием мальчика занимался сам благочестивый отец; с семи лет он учил отрока грамоте, и еще с младенчества старался приучить своего сына к страху Божию, послушанию, развить в нем добрый нрав и другие христианские добродетели. Учение принесло свои плоды: Иаков, научившись грамоте, особенно усердно занялся изучением Священного Писания и других душеспасительных книг. Он полюбил это занятие до того, что, несмотря на свой отроческий возраст, никогда не вступал даже в самые невинные игры со сверстниками. Еще совсем юный, тихостью своего характера и серьезностью он походил на взрослого, почтенного человека.

Отрок Иаков любил бывать в храме Божием; особенно же привлекала его обитель Рождества Пресвятой Богородицы, в которой тогда находились мощи святого благоверного князя Александра Невского2. Юного молитвенника влекли туда и эта великая святыня, и монастырское богослужение, отличавшееся продолжительностью, молитвенным духом и умилительным пением. Под благотворным влиянием отеческого воспитания, чтения и молитвы у отрока Иакова созрело желание окончательно порвать связь с миром и посвятить свою жизнь служению Богу. Однако он не стал сразу же сообщать о своем решении родителям, не желая до времени огорчать их.

Когда Иакову было двенадцать лет, его отец скончался. Чувствуя сильное стремление к монашеской жизни, отрок раскрыл перед матерью свои мысли и испросил ее благословения. К великой радости Иакова, мать не воспротивилась его желанию и благословила юношу на монашество. По достижении 21 года он принял иноческий постриг в любимой им Рождественской обители с именем Пахомий, в честь преподобного Пахомия Великого, египетского подвижника.

С детства привыкший к послушанию, молодой инок беспрекословно, с полной готовностью и любовью исполнял все, что приказывал ему опытный старец, которому настоятель монастыря поручил первоначальное научение Пахомия. После сорокадневного испытания юноша получил более трудное послушание - готовить на кухне пищу для братии. Так он провел несколько лет без всякого ропота, совершенно отказавшись от собственной воли. Весь день молодой подвижник трудился в пекарне, а ночью усердно молился. Архимандрит, настоятель монастыря, скоро обратил внимание на такую ревность инока Пахомия в прохождении послушания. По ходатайству настоятеля святитель Алексий, будущий митрополит Московский, пребывавший тогда на Владимирской кафедре, посвятил молодого инока в первую степень священства - диаконскую. В этом сане священноинок Пахомий прослужил до того времени, когда святитель Алексий стал митрополитом Московским и всея России.

В 1360 году, через шесть лет после поставления в митрополиты, святитель Алексий, очень любивший основывать новые монастыри и всемерно помогавший старым, прибыл из Москвы во Владимир и в 15 верстах от города положил начало обители во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Зная благочестивую жизнь своего ставленника Пахомия, святитель назначил его игуменом нового монастыря. Преподобный не отказался от назначения только ради послушания - его смиренное сердце не стремилось к власти.

Для братии игумен Пахомий стал истинным отцом и наставником послушания. Но, устроив порученную его попечению новую обитель и духовную жизнь ее насельников, преподобный, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, решился покинуть монастырь и поселиться где-нибудь в пустынном месте. И вот, в одну темную ночь, тихо, никем не замеченный, святой настоятель ушел из обители, взяв с собой только две книги - Канонник и Псалтирь.

Точно не известно, сколько времени преподобный странствовал по своей родной Владимирской и смежной с ней Костромским землям в надежде обрести удобное место для пустынножительства. В своем пути он остановился на берегу реки Солоницы при впадении в нее речки Гридевки, недалеко от селения, именуемого Нерехта. Место это издревле называлось Сыпаново; оно находилось на возвышенности у реки, покрытой густым лесом и очень пришлось по душе преподобному, так как было, по выражению его древнего рукописного жития, "вельми красно".

Сыпаново принадлежало жителям Нерехты, и для поселения там святому Пахомию нужно было испросить позволения у владельцев. Уже первое знакомство с угодником Божиим внушило нерехтчанам полное доверие и расположение к нему. С радостью уступив преподобному участок земли, местные обитатели усердно просили его устроить на этом месте монастырь, со своей стороны обещая посильную помощь. Такое доброе отношение нерехтчан к пустыннику можно объяснить двояко: либо они уже ранее слышали о его святой жизни, либо близ Нерехты еще не было обителей, которые так любили посещать для молитвы наши благочестивые предки.

Свое обещание местные жители сдержали. Работа закипела: скоро место поселения преподобного было очищено от леса, а для него самого - построена келья. Все окрестные обитатели вскоре очень полюбили святого, часто посещали его для открытия глубин души и духовного наставления. По своей любви они доставляли святому все необходимое для телесной жизни - ведь угодник Божий столь мало заботился о земных нуждах. Однако своего желания устроить в Сыпанове монастырь нерехтчане не оставили; разделял его, конечно, и сам преподобный. Скоро им было выбрано место для построения первого храма. При помощи благочестивых местных жителей святой Пахомий написал образ Живоначальной Троицы и, при многочисленном стечении народа, сам освятил его и перенес на выбранное под храм место. Здесь он совершил молебен Святой Троице с присовокуплением молений о здравии великого князя, архиерея и всех христиан. После молебна, благословив и отпустив всех собравшихся нерехтчан домой, преподобный Пахомий вошел в свою келлию и долго усердно молился Господу о благоустроении обители, заключив свою горячую молитву словами: "Се покой мой; зде вселюся; якоже Господу угодно, тако и будет".

Вскоре на Сыпанове начались приготовления к устройству монастыря. Усердные окрестные жители, исполняя свое обещание, доставляли преподобному все потребное для созидания обители - прежде всего для храма. Святой Пахомий, видя такое благочестие нерехтчан, благодарил Господа и Пречистую Матерь Божию, устроивших его житие среди столь ревностных христиан, и возносил за них свою пламенную молитву. Весть об устроении обители и об отшельнике, поселившемся в ней, вскоре далеко распространилась по окрестностям, и к преподобному стало приходить множество посетителей. Отдельные из посещавших святого просили его принять их в монастырь для духовных и телесных подвигов. Преподобный, слыша неотступные просьбы, исполнял желание боголюбцев, постригая некоторых в ангельский образ; таким образом братия обители стала увеличиваться.

Для насельников монастыря преподобный Пахомий стал совершенным образом иноческой жизни, особенно же послушания, и по завету Господа сам всем был первым слугой. По умножении братии особенно стала сказываться нужда в храме Божием. Святой угодник решил начать строительство немедленно по заготовлении всего строительного материала. С этой целью вместе с одним из своих постриженников он пешком отправился в путь в Москву к святителю Алексию за грамотой, разрешающей устройство храма и обители. Московский первосвятитель очень обрадовался прибытию своего любимого ставленника и долго беседовал с ним. Получив благословение святого Алексия на устройство храма обители, взяв от него святой антиминс, преподобный Пахомий с сердечной радостью возвратился на Сыпаново и немедленно приступил к сооружению храма во Имя Живоначальной Троицы. Сам он в этом строительстве принимал горячее участие, первым приходил на работу и последним уходил с нее.

Так по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобным Пахомием при помощи нерехтчан был построен первый деревянный храм на Сыпанове, положивший самое существенное основание новой обители. Освящал церковь сам угодник Божий в сослужении нескольких окрестных священников при громадном стечении народа. Нашлись многие благотворители, которые снабдили новый храм всем необходимым - иконами, облачениями и прочей церковной утварью.

После построения церкви, которое относят примерно к 1365-1378 году, на Сыпанове продолжилась работа по созиданию обители. Была сооружена ограда, выстроены кельи для братии, близ монастыря распахивались посевные земли. Для посещавших обитель богомольцев устроили гостиницу, в которой угодник Божий, преподобный Пахомий, как простой послушник очень часто прислуживал паломникам. Многим приходившим к нему подвижник давал душеспасительные советы, словом горячего участия подкреплял и воодушевлял несчастных, сам усердно ухаживал за больными.

Вскоре жизнь обители устроилась по полному монастырскому уставу. Игуменом стал сам ее устроитель, преподобный Пахомий; назначен был и казначей - по всей вероятности, любимый ученик святого инок Феодор. Новый монастырь прославился в Костромских пределах как своим благочестивым настоятелем, так и строгой подвижнической жизнью братии. Усердные жертвователи, глубоко уважая преподобного, чем могли помогали обители. Так, один нерехтчанин приобрел для нее два колокола; третий колокол также был приобретен на средства жертвователей. Обитель стала называться "Сыпановым монастырем", "Пахомиевой пустынью".

Многие из приходивших в обитель искали у благочестивых иноков духовного утешения, испрашивали молитв; особенно же усердно просили молиться Богу о недугующих и несчастных самого святого основателя. Как показывали многочисленные примеры, ходатайство преподобного Пахомия за страждущих было особенно сильно пред Престолом Божиим. Явных свидетельств обнаружения милости Господней по моливам преподобного было немало, но особенно замечателен следующий случай, в котором с сугубой действенностью обнаружилась святость подвижника и крепость его веры.

Это произошло 1 августа (по старому стилю), в день празднования Всемилостивому Спасу. По уставу Церкви, преподобный Пахомий с братией и множеством народа совершали освящение воды на речке Гридевке. Когда водосвятие закончилось и святые иконы уже несли обратно в храм, преподобный увидел, что к нему со стороны Нерехты ведут бесноватого, который дошел до такого состояния вследствие сильного пьянства и совершенно помутился разумом. Родные больного употребляли многие средства к его выздоровлению, но ничто не помогало; тогда они решили просить молитв святого Пахомия пред Господом об исцелении одержимого. Остановив шествие с иконами на берегу речки, угодник Божий, пока больного подводили к нему, горячо молился; потом поставил беснующегося на место совершения водоосвящения и осенил его крестом. Одержимый громко закричал и бросился в воду, громко повторяя: "Горе мне! Огнем опалил меня старец!" Но, находясь в воде, больной почувствовал, что с ним происходит дивное облегчение, и стал совершенно здоров. Придя в себя, он стал горячо благодарить Бога и Его угодника за чудесное избавление от недуга и вместе с другими проводил святые иконы в церковь. Там преподобный дал ему просфору; с тех пор припадки умоисступления у исцелившегося никогда не повторялись. Потом выздоровевший рассказал вопрошавшим его о случившемся - почему он так сильно закричал и бросился в воду, когда святой Пахомий осенил его крестом. По словам рассказчика, во время этого осенения от креста изошел сильный огонь и опалил его. Народ и братия монастыря, участвовавшие в крестном ходе, видя столь чудное знамение милости Божией по молитвам святого игумена, много дивились и прославляли Бога, в Троице Поклоняемого. После этого случая слава о чуде распространилась далеко, а любовь людей к преподобному и вера в его святость увеличились еще более.

В молитвенных подвигах преподобный Пахомий провел всю свою жизнь. Достигнув глубокой старости и почувствовав приближение кончины, он собрал иноков обители и в последний раз обратился к ним со словом отеческого поучения: "Ныне я, чада мои, отхожу из маловременного века сего и предаю вас воле Божией - Пресвятой Живоначальной Троице и Пречистой Богородице; вы же, возлюбленные о Христе братия, изберите себе пастыря, который сможет привести ваши души ко Господу..." Преподобный напомнил братиям обители многое из того, чему учил их прежде, и в последний раз преподал им наставления о монастырской жизни, любви и терпении. С поникшими головами, безмолвно, с сердечной скорбью стояли братия, со вниманием слушая духовное завещание своего старца-игумена. Им было тяжело расставаться с преподобным, бывшим для насельников монастыря любящим отцом. Наконец, братия обратились к преподобному Пахомию с просьбой назначить им нового настоятеля вместо себя. Исполняя их желание, святой передал настоятельское служение иноку Феодору, которого давно знал: вместе они были пострижены в монашество святителем Алексием во Владимире, вместе некоторое время подвизались в Цареконстантиновской обители. Несомненно, что старец заранее приготовлял инока Феодора к прохождению многотрудной настоятельской должности.

С любовью смотря на иноков, видя их сердечное горе, преподобный Пахомий тихим, изнемогающим голосом утешал их, говоря: "Не скорбите, чада мои! Я отхожу к призывающему меня Богу, вас же поручаю Живоначальной Троице; Она - ваше прибежище, Она - ваша стена крепкая..."

"Братия", - закончил угодник Божий свое предсмертное поучение, - "терпите беды и скорби, да на этом месте обрящете благодать от Бога". Уже совершенно изнемогая, святой, кончив свое наставление, испросил у каждого из братий прощения и, благословив каждого, с миром отпустил. Перед самой кончиной преподобный Пахомий в последний раз приобщился Святых Таин и, обратив свой взор к образу Пресвятой Троицы и исполнившись благодатного утешения, тихо произнес: "Господи, в руце Твои предаю дух мой!" С этим молитвенным воздыханием чистая душа праведника отошла ко Господу 21 марта (по старому стилю) 1384 года, в княжение благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в святительство митрополита всея Руси Пимена.

С горькими слезами и рыданиями, при многочисленном стечении народа, братия обители погребли тело своего отца и наставника близ алтаря у правой стены Троицкого соборного храма. Впоследствии они долго оплакивали старца-настоятеля, часто приходили на его могилу и со слезами молитвенно беседовали с ним, открывая ему свои скорби и прося у преподобного молитвенного ходатайства за них пред Богом. Иноки верили, что Господь причислит их игумена к лику святых Своих - и последующие события стали тому подтверждением.

В обители преподобного Пахомия жил инок Иринарх, иконописец, который еще при жизни святого почувствовал в своей душе бесовское наваждение - нечестивые помыслы. Иринарх долго и усердно боролся с помыслами в своей душе. После кончины преподобного Пахомия, на другой год после его смерти, бес искушения с особой силой ополчился на иконописца; инок совершенно изнемог в духовной брани, но все же крепился. Для врачевания своей души он каялся перед всеми братиями обители.

Проснувшись, инок-иконописец немедленно рассказал о случившемся игумену Феодору и братии, показав при этом след на бедре от удара жезлом преподобного Пахомия; след этот остался у инока на всю жизнь. Вся братия возблагодарила Господа, избавившего инока Иринарха от нечестивого помысла по ходатайству преподобного и показавшего им, что вера в святость любимого ими почившего игумена оправдалась. Вскоре иконописец, совершенно избавившись от своей страсти, написал и точный образ преподобного, так как хорошо запомнил черты его лика. Образ поставили в церкви, а над могилой угодника Божиего соорудили гробницу.

На этом заканчивается рукописное житие преподобного Пахомия. Составитель жития при этом упоминает, что много было и других случаев, достойных памяти святого, в которых явно обнаруживалось его молитвенное ходатайство пред Богом, но писатель жития "краткости ради их он преминул", еще и потому, что "яко небесная высота, земная широта и морская глубина неизмеримы суть, тако и святых чудеса множества их ради не исписаны суть".

Известно, что все святые Русской Церкви до середины XVI века, то есть до Соборов, созванных святителем Макарием, митрополитом Московским, для канонизации святых, более или менее долгое время прославлялись вначале местно - то есть только в том монастыре, городе или местности, где они жили и подвизались. Местно почитались даже такие великие угодники Божии, как преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский. Местное почитание некоторых святых - к примеру, преподобного Варлаама Хутынского и благоверного князя Михаила Черниговского - продолжалось целые столетия. Так же было и с памятью преподобного Пахомия: его местное почитание продолжалось почти 300 лет (1384 - 1675 гг.)

В 1675 году при игумене Харалампии в монастыре началось строительство новой каменной Троицкой соборной церкви на месте старой - деревянной. 6 мая (по старому стилю) 1675 года, при раскопках под алтарем старой церкви, было обретено нетленное тело преподобного Пахомия.

В то время Костромская земля находилась в церковно-административной зависимости непосредственно от всероссийского Патриарха, так как входила в патриаршую область; поэтому о столь важном событии было немедленно сообщено патриарху Иоакиму. Первосвятитель поставил в известность о находке на Сыпанове царя Алексия Михайловича, который, по рукописной монастырской летописи, был очень расположен к Пахомиеву монастырю и незадолго до этого выделил игумену Харалампию значительное пожертвование на устройство каменной Троицкой церкви.

О всероссийском признании и почитании преподобного Пахомия, совершившемся в это время по благословению высшей церковной власти, свидетельствует и то, что тогда же над ракой мощей святого одним строением с Троицкой церковью был заложен и храм во имя преподобного Пахомия "что на Нерехте", как это написано на старом холщовом антиминсе, представленном в 1838 году в канцелярию епархиального архиерея.

После построения каменного храма почитание преподобного Пахомия еще более распространилось и усилилось: все больше и больше людей из ближних и дальних областей стали приходить к святым мощам угодника Божия, прося молитвенной помощи и заступничества его пред Богом в различных несчастных обстоятельствах жизни. Многие недужные, обращавшиеся к преподобному Пахомию с молитвой об исцелении, по вере своей получали просимое. Слава о чудесах, происходящих у раки преподобного, быстро распространялась, и вскоре о святом узнала вся Костромская земля. В церковном песнопении (икосе) об этом говорится так: "Радуйся, яко град Кострома тобою хвалится, имея мощи твоя во области своей. Радуйся, хвала и утверждение месту, нарицаемому Нерехта!.."

Сведений об истории Сыпанова монастыря в XV и XVI веке почти не сохранилось; не осталось и записей того времени о чудесах по молитвам преподобного. В этом нет ничего удивительного: в Смутное время Сыпанов монастырь вместе с городом Нерехтой несколько раз подвергался разграблению и сожжению от поляков, нападавших то со стороны Ростова, то от Костромы, то от Шуи - особенно в начале XVII века. Последующие два века также не содержат записанных сведений о преподобном Пахомии. Как писал известный исследователь Костромской старины протоиерей М.Я.Диев, "современники святых этого времени [то есть времени преподобного Пахомия] мало старались передавать письменно деяния и чудеса святых, а только в удивлении устно передавали друг другу, и сии передачи так ослабили их время от времени, что о многих слышны слабые отголоски, большей частью смешавшиеся с другими..."

В настоящее время мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в приходской церкви, в которую Сыпанов монастырь был обращен в 1764 году.

В дополнение к этому повествованию священника Николая Новосельского можно сказать, что после построения каменной Троицкой церкви строительство в обители благодаря значительным пожертвованиям благотворителей не прекращалось: между колокольней и каменной церковью были возведены каменные игуменские кельи, устроены несколько братских келий с каменными погребами, каменная хлебная палата и половина ограды со святыми вратами. В последующие годы в монастыре были воздвигнуты "вторая церковь с трапезою" во имя Покрова Пресвятой Богородицы и каменная шатровая колокольня с "местом для часовых гирь".

После обращения в 1764 году Сыпанова монастыря в приходскую церковь (причины этого до сих пор точно не известны) в зданиях обители разместилась школа для обучения мальчиков закону Божию, церковному уставу и нотному пению, а также благотворительная аптека.

Далее в книге священника Николая Новосельского содержится описание нескольких чудес, связанных с именем преподобного Пахомия. Мы ограничимся здесь пересказом повествования об избавлении местных жителей от эпидемии холеры в 1848 и 1853 годах.

С весны 1848 года холера, свирепствовавшая в Костромской губернии, проникла и в город Нерехту, и в Сыпановский приход. В Нерехте эпидемия началась 17 мая (по старому стилю) и вначале была малозаметна; но затем стала распространяться и превратилась в настоящий мор. Сыпановские прихожане обратились к заступлению своего покровителя преподобного Пахомия, и надежда на него не осталась посрамленной. После того, как был совершен крестный ход с иконой преподобного, взятой с его раки, в деревню Бортниково и совершены молебные пения по домам, холера совершенно прекратилась, а тяжело больные вскоре выздоровели, несмотря на их видимую безнадежность. То же самое наблюдалось и в других деревнях прихода: после молебнов пред иконой преподобного холера прекращалась, сколь бы ни было сильным ее распространение. Действие же болезни в этот год было ужасно: по метрикам одного Сыпановского прихода за лето значится умерших от холеры 22 мужского пола и 31 женского - притом в этом приходе, сравнительно с другими ближними местностями, действие эпидемии было слабее, и она прекращалась почти немедленно после крестного хода в пораженную болезнью деревню с иконой преподобного.

Нерехтчане обратились с молитвой к угоднику Божию Пахомию уже в самый разгар эпидемии. Икона преподобного с его мощей была принесена в Нерехту 4 июля и находилась там в продолжении 10 дней. Затем эпидемия стала слабеть, а после проводов иконы, совершавшихся при громадном стечении местных жителей, из 300 тяжело больных умерло только 9 человек. Икону преподобного носили и во многие селения соседних приходов - Незнанова, Федоровского, Рождественского и Есиповского, и везде обращавшиеся с верою к молитвенному ходатайству преподобного Пахомия получали просимое - болезнь или совершенно прекращалась, или заметно слабела.

Через пять лет, в 1853 году, эпидемия холеры вновь свирепствовала в России. Появилась она и в Нерехтском уезде, где ее жертвой пали около 3000 человек. В июле месяце болезнь пришла и в Сыпановский приход. Из шести селений прихода те, которые призывали к себе крестные ходы с иконой от мощей угодника Божия --Сыпаново, Бортниково, Молоково и Тупицыно - были совершенно свободны от действия эпидемии, в них не было даже больных. Те же деревни, которые не прибегли к молитвенному заступлению своего Небесного покровителя - Варварино и Холомеево, в особенности последнее - были поражены болезнью. Когда же их вразумленные жители, спустя шесть недель после появления холеры, принесли к себе икону преподобного Пахомия, эпидемия совершенно прекратилась, и никто более не заболевал. То же происходило и в селениях других приходов - Есиповского, Поздеевского: после того, как в них побывал чудотворный образ преподобного, никто более не заболевал, а тяжело больные выздоравливали.

В деревне Пищалине за несколько дней до принесения туда иконы угодника Божия умерло около 40 человек и было много больных; однако сразу же после принесения образа страждущие стали выздоравливать. За несколько часов до появления в деревне иконы один тяжело больной старик был пособорован и лежал без чувств; с минуты на минуту все окружающие ждали его кончины. Вдруг больной вздрогнул и спросил: "Несут ли угодника?" Ему сказали, что крестный ход с образом уже входит в деревню. Больной немедленно встал со смертного одра и пошел навстречу иконе; все время пребывания образа в деревне он принимал участие в его ношении по домам крестьян и вскоре совершенно выздоровел.

В деревне Степанове за одну неделю умерло до 50 человек и было очень много больных. Крестьяне послали нескольких жителей деревни в Сыпаново; по их просьбе перед святыми мощами преподобного Пахомия был отслужен водосвятный молебен, а освященная вода принесена в деревню. После того, как освященную воду раздали больным и окропили ей всю деревню, страдавшие от холеры жители выздоровели, и эпидемия прекратилась.

В Нерехте молебные пения перед иконой преподобного продолжались по домам горожан непрерывно в течении шести дней, и многие тяжело больные вопреки всем ожиданиям вдруг выздоравливали. Тех же, кто проявлял непочтение к угоднику Божию, Господь строго наказывал. Так, во время крестных ходов по Нерехте с иконой преподобного Пахомия один врач с женой смеялись над "приверженностью православных к иконам и набожностью невежественного народа"; в тот же день они заболели самой тяжелой формой холеры и вскоре умерли в страшных мучениях.

http://kostroma-eparhiy.narod.ru/nasledie/6.htm

Дни памяти: 21 марта, 15 мая


реподобный Пахомий , родился в первой четверти XIV века в городе Влади­мире на Клязьме. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Бого­родицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с име­нем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, - говорит древний жизнеописатель преподобного, - и затре­петала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. - Дух Святый вел его на этот путь».

О тец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре­пят­ст­вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неуто­мимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою.

Т ак прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алек­сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте­лем Царе-Констан­тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу­мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко­то­рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади­мир, чтобы осмотреть воссоздан­ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Н есколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз­ни, назидая братию сло­вом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от бра­тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда­ляется в Ко­стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.
С собою принес подвижник из имущества только две книги: «правильную кни­жицу» и Псал­тирь.

Н ерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она пред­став­ляла собой, вероятно, значительное промышленное селение. В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного странноприимного мужа и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место нашел преподоб­ный в двух верстах от селения на восток: оно отличалось кра­сотой, было возвышен­но и поросло лесом: вокруг него протекало две реки - Солоница и ее приток, речка Гридевка. Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Пле­ненный красотою Сыпанова, подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства. С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них святого, и усердно помогали преподобному Пахомию в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келлию самому подвижнику. Пре­подобный на свои и на собранные с народа средства написал образ Живона­чальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпою народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен. Разошелся народ по домам, а преподобный в своей келлии молился Богу, благодарил Его за успешное начатие дела и сказал: «Здесь покой мой; здесь я вселюсь и стану жить, и пусть будет то, что угодно Богу».

Ж ители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к преподобному Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Преподобный усердно трудился с приходившими мирянами, благодарил жертвователей. Пример нерехтчан нашел подражателей среди окрестных жителей, которые также трудились с Пахомием. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал, как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители.

Т огда преподобный Пахомий отправился с одним из братий в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Свя­титель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого, вел с ним душе­полезную беседу, без замедления дал благословенную грамоту и антиминс. По возвращении из Москвы преподобный еще ревностнее спешил окончить Троиц­кий храм, еще усерднее работали с ним нерехтчане и окрестные жители. Вскоре храм был готов, украшен иконами, снабжен книгами и торжественно освящен при участии ближайшего духовенства и при стечении множества народа.

О кончив храм, преподобный Пахомий заботливо устраивает монастырь. Братия и многие посетители обители ставят братские келлии. Монастырь обносят стеною. Для пропитания братии заводится хлебопашество: вырубается окрест­ный лес, выжигается заросль и появляются поля, засеянные рожью, жи­том и овсом. Все это делал преподобный затем, чтобы братия не были празд­ными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей. Этого мало. Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, преподобный Пахомий поставил за монастыр­ской стеною гостиницу для «гостей», то есть приходящих в обитель богомольцев. Исполняя долг гостеприимства, подвиж­ник кормил пришельцев мо­настырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу. Вместе с внешним шло и внутреннее устроение Пахомиевой обители. Подвижник дал ей строгий обще­жи­тель­ный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца и екклесиарха. В конце концов Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие монастыри стали ставить его в образец себе. Это вызы­вало и более усердные жертвы окрестных христолюбцев: они давали святому на строение монастыря, каждый от своего имения, кто сколько мог. Один зажи­точный нерехтчанин пожертвовал монастырю два колоко­ла, третий устроил под­вижник на собственные средства.

В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасе­нии души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувст­вовал при­ближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное настав­ление: «Братия! - начал подвижник, - ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем».

В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!»

П реподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженника Владимирского Рождествен­ского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав мо­настыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скор­би и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того препо­добный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», - и скончался. Это было в 1384 году.

П огребение останков угодника Божия было очень торжественно, при большом стечении народа. Честные мощи преподобного положены были по пра­вую сторону алтаря Троицкого собора. Когда в Сыпанове строили каменную церковь на месте деревянной, 6 мая 1675 года они обретены нетленными, но оставлены под спудом. Потом над ними был устроен придел во имя угодника Божия. Теперь его святые мощи почивают на левой стороне Пахомиевского придела, против северных врат алтаря. Красивая металлическая рака возвы­шается над ними, а поверх ее положен образ преподобного Пахомия.

Г осподь Бог прославил Своего угодника даром чудотворений как при жизни его, так и по смерти.

В Нерехте во дни преподобного Пахомия проживал человек, преданный неумерен­ному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыс­лицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно. 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крест­ный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водо­освящение, и осенил его крестом. Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его. После литургии Пахомий дал исцеленному просфору, и он навсегда изба­вился от своей болезни.

И нок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного и много по­могавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после кончины святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему. Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению препо­добного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утом­ленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне свето­лепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую, как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Гос­подь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего».

П ри этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных».

П роснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удос­тове­рение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сох­ра­няется доныне.

В селе Иванькове, близ Костромы, в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки препо­добного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного.

В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живо­писец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне препо­добный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.

Р ассказывают, что преподобный Пахомий еще раз явился живописцу перед тем, как писать ему на стене изображение угодника Божия. Пробудившись, Соколов немедленно взялся за кисть, чтобы не забыть черты лица преподобного Пахомия.

В 1843 и 1892 гг. жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехт­ского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг.

С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор. Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и дерев­ням при­хода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немед­лен­но выздоравливали. В Нерехту икона преподобного принесена была в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболев­ших, - всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням.

Ч ерез пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик. Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совер­шенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось. Один врач и жена его смеялись над приверженностью пра­вославных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались.

В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота.

К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало. Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана.

«В о сне ясно увидала я, - рассказывала сыпановскому священнику Елиза­вета, - будто молюсь в Пахомиев день, 15 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние. Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помо­литься об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благода­рить угодника».

Б лагодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринар­хом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля - в день кон­чины, и 15/28 мая - в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение бого­мольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закры­того в 1764 году монастыря.

Т ропарь преподобного П ахомия Н ерехтского

глас 4

Ж итейских молв, преподобне, отвергся/ и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/ в молитвах и бдении прилежа Богови,/ преподобне отче Пахомие,/ и остави древнее пребывание,/ и отыде в пустыню, и в ней водворися,/ и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/ и процвел еси, аки финикс,/ и бысть образ утешения духовнаго./ Темже, преподобне Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

К ондак преподобного П ахомия Н ерехтского

глас 4

В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших.

Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.