Анга церковь. Культурно-просветительский центр святителя иннокентия открылся в анге

Анга церковь. Культурно-просветительский центр святителя иннокентия открылся в анге

Он прославил Иркутскую область на весь мир, только на малой родине, впрочем, как и во всей России его долгие годы не вспоминали. Но эта досадная ошибка исправлена. По инициативе правительства Иркутской области началась реализация грандиозного проекта в честь святителя Иннокентия. Первым аккордом стала реставрация в селе Анга дома, в котором в детстве жил будущий апостол.

У нас уникальная территория и люди, благодаря которым в свое время развивались даже другие страны. Нельзя забывать нашу историю, мы должны ею гордиться. Иркутскую область ждет большое будущее, потому что она богата, прежде всего, замечательными людьми, - убежден губернатор региона Сергей Ерощенко. - Реализация начатого проекта подчеркивает значимость событий, участником которых был наш земляк святитель Иннокентий, миссионер и ученый, исследовавший территорию Сибири, Заполярья, Америки и Японии.

Лучше поздно, чем никогда

Ваня Попов фамилию Вениаминов получил в семинарии в честь почившего иркутского архиепископа Вениамина. Он стал святителем Иннокентием, митрополитом Московским и Коломенским, апостолом Сибири и Америки, прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры московских святителей. Занимался просвещением народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Крестил людей, строил храмы и основывал при них школы. Составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Мировую известность получили его труды по географии, этнографии и языкознанию. Святитель был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Скончался 31 марта 1879 года, погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Святитель Иннокентий Вениаминов был канонизирован Русской православной церковью в 1977 году по просьбе РПЦ в Америке, основателем и первым митрополитом которой он был.

В 1997 году, когда отмечалось 200 лет со дня рождения Иннокентия, ЮНЕСКО объявила год святителя. Эту дату отмечали многие страны, и только Иркутская область - родина святителя - не вздрогнула, - говорит заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская. - Поэтому сейчас мы наверстываем упущенное.

В 2017 году исполнится 220 лет со дня рождения святителя и 40 лет его канонизации. Эти даты Иркутская область уже точно не пропустит. По поручению губернатора Сергея Ерощенко в регионе был разработан проект «Путь святителя Иннокентия», который поддержал федеральный центр, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал свое благословение его инициаторам.

Смирение и бескорыстие

В рамках реализации проекта в селе Анга Качугского района Иркутской области, где 26 августа 1797 года родился Иннокентий, отреставрировали деревянный дом, в котором, как выяснили исследователи, с шести лет жил Ваня Попов. Это дом его дяди - диакона Дмитрия, к которому будущий святитель переехал после смерти своего отца Евсея Попова. Родительский дом Иннокентия Вениаминова - в миру Ивана Евсеевича Попова-Вениаминова - в Анге не сохранился, его снесли в начале 80-х годов XX века.

Ученым дом диакона Дмитрия дал представление о детстве Иннокентия, позволил понять истоки кротости, неприхотливости святителя, его великодушия и безграничного самоотречения от житейского благополучия.

Дядя учил Ваню грамоте, готовил к семинарии, куда мальчик поступил в одиннадцатилетнем возрасте. По словам исследователей, диакон заинтересовал Ваню механикой, например, в свободное время они мастерили часы, терпеливо, вручную, вытачивая многочисленные шестеренки. В том числе и этот кропотливый труд закалил характер будущего митрополита, воспитав в нем целеустремленность.

Дом из прошлого

Дом Иннокентия Вениаминова Иркутская область в свое время едва не потеряла. В 1986 году американцы решили купить его и перевезти на Аляску. Изба тогда стояло пустой, в Анге уже и не помнили, кто в ней жил. И только после того, как домом заинтересовались иностранцы, местные власти спохватились. Дом не продали, Иркутская епархия выкупила его у хозяев - некой гражданки Нечаевой, владевшей им, по имеющимся данным, с 1958 года. С 1997 года в нем располагается музей святителя Иннокентия. Никаких личных вещей святителя в Анге не сохранилось, поэтому экспонаты предоставил архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

Реставрация дома митрополита в Анге была проведена минувшим летом. Теперь это мемориальный дом-музей, с октября он открыт для посетителей. Восстановленная изба постройки первой половины XVIII века дает гостям представление о начальном периоде жизни Иннокентия. В экспозиции два раздела - в сенях организована выставка о святителе, далее мемориальная часть, воссоздающая исторический облик жизни сельского священника начала XIX века. Посетители познакомятся с устройством избы, или дома-одноколка, увидят мебель, предметы домашнего обихода, церковную утварь, иконы, духовные книги и облачения, а также книги из личной библиотеки священнослужителя. Экспозиция составлена из фондов Иркутского областного краеведческого музея.

Как рассказал министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников, реставрация дома осуществлялась в рамках частно-государственного партнерства. Поскольку изба принадлежит Иркутской епархии и бюджетные средства на нее тратить нельзя, власти нашли частного инвестора, который согласился провести работы. Сейчас в доме все сделано так искусно, что обычным посетителям изменения не видны. Например, только специалист поймет, что под дом подвели бетонный фундамент. «Полы покрыли австрийской мастикой, оттенили структуру дерева, очистили стены, полностью заменили печь, на 90% заменена кровля, - рассказывает предприниматель Александр Соколов, взявший на себя реставрацию дома. - Сделана ливневая канализация, которая также не заметна обывателю, зато теперь дождевая и талая вода не будет разрушать дом. На работах по реставрации избы были задействованы местные жители».

По словам смотрителя музея Ольги Сокольниковой, в Ангу, где не наберется и тысячи жителей, приезжают паломники со всего мира, чтобы поклониться святому месту. Частым гостем является известный русский писатель Валентин Распутин. А в 2007 году в Анге побывал вождь индейского племени Черный Ворон, который привез в подарок музею икону. Сюда приезжают и родственники святителя, живущие за границей. Как рассказала смотритель, только за полтора месяца после реставрации дома Иннокентия его посетило более 400 человек.

Хотя посетителям и не заметны результаты реставрационных работ, гости чувствуют, что в доме воцарилась особая атмосфера, говорит Ольга Сокольникова. «На старые дома смотришь, если в них никто не живет, они затухают. А этот все новее и новее. Люди приезжают, и говорят, что он как будто выше стал, живее, - рассказывает смотритель. - Здесь каждую щелочку очистили. Крыша новая, раньше она протекала, и каждый раз, как ливень пройдет, я бежала печь подбеливать, а теперь в этом нет необходимости. И сама печка теперь новая, и крыльцо новое».

Духовное просвещение

По решению регионального правительства в Анге будет создан духовно-просветительский центр, и реставрация дома святителя Иннокентия положила начало реализации этой идеи. В планах - воссоздать по фотографиям родительский дом митрополита, построить дома для священников, завершить возведение храма, строящегося рядом с музеем уже несколько лет на пожертвования. Сейчас инвестор, который проводил реконструкцию в музее, приступает к завершению строительства храма. Как рассказал Александр Соколов, на объекте начинаются внутренние работы, для этого строителям в первую очередь необходимо утеплить контур - установить временные рамы, двери. «На большее пока денег нет, - говорит инвестор. - Нужны хорошие двери, рамы, материалы для отделки, колокола». В целом на завершение строительства храма нужно еще порядка 15 млн рублей, власти и предприниматель продолжают поиски предприятий или частных лиц, которые могли бы подключиться к этому процессу.

Кроме того, в настоящее время осуществляется проектирование еще двух объектов будущего духовно-просветительского центра. Это дом для паломников, ведь сейчас приезжим и переночевать негде, а также объект под условным названием «Музей земли Ангинской» - площадка с функциями музея, выставочного зала и конференц-зала, на которой в 2017 году планируется провести торжественные мероприятия памяти святителя. После того, как проекты пройдут экспертизу, областные власти сформируют заявку в федеральный бюджет на привлечение средств на строительство этих двух объектов.

Проект, задуманный Иркутской областью, нашел поддержку в Республике Саха (Якутия), Амурской, Сахалинской областях, Хабаровском, Камчатском и Забайкальском краях, Чукотском автономном округе, а также в штате Аляска (США), где почитают великого русского православного миссионера и ученого, исследователя природы, этнографии и языков народов Сибири и Аляски. В рамках проекта планируется организовать межрегиональную экспедицию при участии Русского географического общества. Это будет не просто посещение территорий, где проповедовал святитель Иннокентия, это будут праздники по маршруту следования, встречи, молебны, чтения в каждом субъекте федерации. Основные - торжественные - мероприятия будут проходить в 2017 году в Москве и будут посвящены 220-летию святителя.

Также планируется издать единый сборник трудов святителя Иннокентия, организовать съемку фильма «Путь святителя» в местах проведения мероприятий проекта. Как рассказал Виталий Барышников, в областном ТЮЗе имени Вампилова также началась работа над постановкой об Иннокентии. Показать спектакль иркутские актеры намерены в разных регионах. А Иркутский областной краеведческий музей организовал передвижную выставку о святителе, которая уже отправилась в путь по стране.

Долгосрочный национальный проект «Путь святителя Иннокентия» должен стать духовно-исторической силой, которая объединит народы Сибири и Дальнего Востока в сбережении нравственных и духовных ценностей России и привлечет внимание россиян к наследию святителя.

Светлана Латынина

В пять утра в минувшую пятницу от иркутских храмов начали отъезжать автобусы. За городом они собрались в колонну и двинулись по направлению к Качугу. Им нужно было к девяти утра доставить прихожан в Ангу, где в это время начиналась божественная литургия. На ней митрополиту Иркутскому и Ангарскому Вадиму сослужили ещё четыре владыки, а среди молящихся находились представители иркутской элиты. Именно с литургии начался праздник, посвящённый 220-летию со дня рождения и 40-летию канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), уроженца сибирской деревни Анга.

К этому дню Иркутская область готовилась долго. Проект «Путь святителя Иннокентия» был задуман и стартовал в 2013 году при поддержке правительства РФ. В том же году он вошёл в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и получил благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нём участвовали десять регионов Сибири и Дальнего Востока.

Главные торжества состоялись в Анге и Иркутске. Возле маленького дома, в котором провёл часть своего детства святитель и который получил статус музея ещё в 1997 году, к торжественному дню были построены Свято-Иннокентьевский храм, духовно-просветительский центр, часовня и мемориальная зона. Воротами на территорию служит звонница, которая своей архитектурой напоминает о первых веках христианства.

В день юбилея маленькая Свято-Иннокентьевская церковь, конечно, не смогла вместить всех желающих. Поэтому литургию служили прямо на улице и владыке Вадиму сослужили архиереи других епархий. Были здесь уроженец Иркутской области, сохранивший тесные связи с родиной, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

По информации пресс-службы Иркутской области, на празднике присутствовало около семи тысяч человек. Много людей приехало из Иркутска, большинство среди них – верующие люди, прихожане иркутских храмов, для которых это был настоящий праздник. И ради этого люди готовы были совершить и маленький духовный подвиг.

– От Спасского храма в 5 утра отходил специальный автобус для паломников, – рассказывает прихожанка Наталья Васильева. – Я взяла с собой 10-летнюю дочь, но многие в последний момент не рискнули взять ребятишек, хотя и записывали их. Для прихожан проезд был бесплатным, аренду автобуса оплачивал храм. Хотя где-то паломники самостоятельно скидывались на проезд. Желающих поехать было много, на всех даже мест не хватило.

После богослужения в Анге прошло освящение Свято-Иннокентьевской церкви, а затем открытие духовно-просветительского центра. А завершился этот день международным этнокультурным фестивалем «Ангинский хоровод», на который приехали лучшие народные коллективы из всех уголков области и других регионов страны, а также несколько зарубежных коллективов. И можно с уверенностью сказать, что такого праздника и такого размаха Анга ещё не видела.

Возрождение памяти

Возрождение памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски и Америки, в России началось в 1997 году. Это был год 200-летнего юбилея святителя и 20-летия со дня его канонизации. Событие это отмечалось и в других странах. До сих пор на Аляске помнят святителя Иннокентия больше, чем других миссионеров. Достаточно сказать, что в штате Аляска 1997 год на государственном уровне был объявлен Годом святителя, которого там называют Иннокентием Аляскинским.

В 2016 году в рамках подготовки к празднованию в Иркутске проходило совещание под руководством заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова. В нём принимали участие представители десяти восточных регионов России, и все они рассказывали о том, что уже сделано и что планируется сделать в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Нужно сказать, что Иркутск тогда выглядел достаточно бледно на фоне других регионов.

В Якутии уже давно стоит памятник святителю Иннокентию, работает духовно-просветительский центр, названный в его честь. Завершено издание полного собрания сочинений и писем в семи томах, в котором впервые опубликованы многие документы.

В Благовещенске, названном в честь церкви, в которой святитель служил в Иркутске и которая потом была разрушена, стоят два памятника апостолу Сибири и Америки – один в виде бюста, а второй в виде скульптурной композиции, где святой сидит рядом с графом Муравьёвым-Амурским. Кстати, на днях в Иркутске тоже был открыт памятник святителю Иннокентию. Он находится в скверике около Богоявленского храма.

Строительство мемориального комплекса и храма в Иркутске продвигалось трудно. Прошлой осенью в дело даже пришлось вмешаться депутатам. Законодательное Собрание тогда провело очередную сессию в посёлке Качуг. В итоге строительные работы продолжались даже зимой, хотя в этих местах морозы бывают до минус 50 градусов. Для удешевления проекта и в ущерб красоте бревно было заменено на газобетон, из которого и построено здание духовно-просветительского центра.

Новый смысл существования

Место для нового храма выбрали невдалеке от фундамента разрушенной церкви. О ней нужно сказать особо. Старинный белокаменный храм во имя Святой Троицы в Анге был построен в 1804 году. Обычно его называли Ильинским – по названию отапливаемого зимнего придела. Двумя другими приделами жители села пользовались только в тёплое время года, поскольку они были холодными. Здесь, в этой церкви, когда-то служил пономарём отец будущего святителя Евсевий Попов, а его дядя Дмитрий был дьяконом.

Ильинский храм разрушили в 1930-х годах, во время разгула воинствующего атеизма. Не пожалели и находившееся вокруг храма старинное кладбище. Более 200 лет на нём хоронили священнослужителей и просто жителей Анги.

Если в дореволюционное время Анга была большим, богатым селом, то сегодня это затухающая деревня. Новый смысл своего существования и новые надежды она связывает с именем святителя Иннокентия. Интересно, что ни духовно-просветительского комплекса, ни музея здесь могло бы не быть вовсе. В 1986 году американцы предложили выкупить сохранившийся домик дяди святителя Иннокентия. Они хотели увезти сруб в США и открыть музей. Между прочим, предлагали большие деньги за никому не нужные брёвна, несколько тысяч долларов. Говорят, сделке воспротивился председатель сельсовета Владимир Бутаков. Ну а потом усадьбу выкупили, оформили на неё охранные обязательства. В 1997 году, к 200-летнему юбилею святителя Иннокентия, в домике, где он провёл часть своего детства, был открыт музей. Но если бы в своё время ангинцы продали этот домик, может статься, что вместе с ним они продали бы своё собственное будущее.

Рядом с разрушенным храмом строить было нельзя, потому что здесь располагается старинное кладбище. Место выбрали немного подальше, рядом с домом-музеем. Уже освящённые деревянные стены и купола излучают тепло и надежду. Когда-то каменный Ильинский храм был абсолютной доминантой архитектурного облика Анги. По традиции расположенный на высоком холме, он был «точкой сборки», к которой словно подтягивалась вся деревня. С тех пор, как храм разрушили, деревня потеряла стержень, на котором держался её внешний облик, не только внутренняя жизнь. С появлением новых куполов на высоком холме образ деревни словно получил завершённость.

На первом этаже храма будут располагаться вспомогательные помещения и класс воскресной школы для детей и взрослых. Ангинцы смогут постигать здесь основы веры, духовного пения, изобразительного искусства, изучать Закон Божий. На втором этаже будут проходить богослужения.

Небольшой, но очень красивый иконостас для Свято-Иннокентьевской церкви был написан в Троице-Сергиевой лавре. Его заказывала и оплачивала семья депутата Госдумы Сергея Тена. Остальные художественные работы выполняли епархиальные иконописцы. Сам храм был рублен в Иркутске под руководством известных мастеров своего дела Кондратьева и Пинайкина. Средства на храм собирали всем миром, но было несколько крупных жертвователей. Вокруг фундамента старого храма, там, где было кладбище, уже появилась мемориальная зона.

– Мы специально очень тщательно расчищали фундамент и разорённое кладбище, – говорит настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Алексий Середин. – Хотелось, чтобы потомки тех людей, которые его разрушали, могли это видеть, участвовать в работе и воспитывать на этом примере своих детей.

Символическими воротами в мемориальную зону стала звонница из раннего периода христианства. Самым крупным сооружением комплекса является духовно-просветительский центр. Чтобы избежать крупных форм, он спроектирован в виде пяти отдельных павильонов. Здесь можно посетить выставку, рассказывающую о жизни святителя Иннокентия, посмотреть на работы иркутских художников. Отдельно стоящие павильоны связывает общая лестница.

Два конференц-зала смогут принимать гостей в любое время года. Здесь планируют проводить выставки, конференции, круглые столы. После введения в эксплуатацию центр будет работать как подразделение краеведческого музея.

При духовно-просветительском центре построено несколько келий, в которых смогут останавливаться паломники. Даже в то время, когда здесь не было ничего, кроме маленькой избушки, в Ангу приезжало до тысячи иностранных паломников в год. Теперь люди смогут побыть в этом месте подольше, ощутить его и, может быть, осмотреть округу. Окружающая природа, сёла с их многочисленными храмами и старинными купеческими домами сами по себе являются памятниками освоения Сибири. Качугский район и очень интересен с точки зрения христианства, и богат памятниками дохристианской эпохи. До прихода русских и освоения ими этих мест здесь развивалась культура эвенков и бурят. Рядом с Качугом находятся Шишкинские писаницы, уникальнейший памятник культуры дописьменной эпохи. В близлежащих деревнях ещё стоят древние сибирские храмы. К сожалению, все они разрушаются и умирают вместе с деревнями, их окружающими.

– Надеюсь, другие деревни, как и Анга, найдут какие-то смысловые точки своего существования, – говорит отец Алексий. – Может быть, сначала это будут нематериальные смыслы, вокруг которых со временем расцветёт и материальная жизнь.

Пример святителя

Сейчас в Анге нет юридически оформленной общины. Но главное – есть люди, которые помогали строить храм и центр, и таких людей много. Они и являются зарождающейся общиной этого храма. Одно дело, когда ты пришёл в готовый храм. И совсем другое, если ты строишь храм своими руками. Оформить общину как юридическое образование достаточно просто, а вот сформировать из неё единый жизнеспособный организм гораздо сложнее.

– Я думаю, у всего, что происходит с нами, есть более глубокие духовные причины, – уверен отец Алексий. – Наверное, не зря мы так долго не могли начать строительство. Эти годы и были нам даны для того, чтобы там зародилась духовная жизнь. Строить ещё один храм для людей, которые не только разрушили свой храм, но и разорили кладбище, гробы своих дедов, наверное, не совсем правильно. Конечно, нам необходимо идти к людям, возвращать их к жизни, к тем христианским, духовным смыслам жизни, которые были ими утеряны. Но людьми это должно быть воспринято.

В октябре, когда произошла канонизация святителя Иннокентия, святейший патриарх Кирилл созовёт сонм архиереев в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, где возглавит богослужение. В нём примут участие епископы США, Сибири, Дальнего Востока. В Иркутск и Ангу ни патриарх, ни президент не приехали. Обычно иркутяне из-за таких событий не расстраиваются, менталитет не позволяет.

– Уровень веры в Сибири исторически ниже, чем в европейской части. И нужно спрашивать, не почему патриарх не приезжает, а почему у нас в храмах народу мало. В Иркутске живёт 650 тысяч человек, но сколько из них живёт настоящей христианской жизнью? – говорит отец Алексий. – Внешнее нестроение всегда происходит от нашего внутреннего состояния. Беспорядок, заброшенность, катаклизмы – всё это от неуютности в душе человека, оттого, что она не знает Бога. Поэтому кому можно предъявлять претензии о том, что патриарх к нам не едет, а наши сёла находятся в таком заброшенном состоянии? Только себе.

Зато у нас есть пример святителя Иннокентия. Каждый, кто приезжает в Ангу, должен пригнуть голову, чтобы войти в низенький домик святителя. И у каждого при этом появляется в голове вопрос: как в этой дыре мог родиться и вырасти великий подвижник, учёный, просветитель, в конце концов, митрополит Московский и Коломенский?

– Святитель Иннокентий – это пример жизни с Христом, – отвечает на этот вопрос отец Алексий. – Во Христе он обрёл всё. И силу, и талант, и могущество, и славу. Его пример мы используем, чтобы показать, что нужно не второстепенные задачи решать, а самую главную. Ищи Бога – и обрящешь всё. Мы ищем крохи и даже их не получаем, а только ропщем, болеем и умираем, ничего не достигнув. Человек всю жизнь ищет славу. А мы чествуем святителя Иннокентия, которого, казалось бы, давным-давно забыли совершенно.

Я думаю, нет у нас сейчас и тысячи святых. Хотя и говорят, не стоит село без праведника. Но таких святых, как святитель Иннокентий, пожалуй, нет, и нам их крайне не хватает.

Российская империя – 31 марта 1879, г. Москва, Российская империя) - православный священник, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки. В 1977 прославлен в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью в Америке в лике святителей. В 1994 прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей.

Энциклопедическая справка

Выдающийся православный миссионер, окрестивший около 10 тысяч человек. Известен также как мореплаватель, крупный учёный-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель словарей, просветитель, строитель храмов. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. Миссионерский путь Иннокентия (Вениаминова) пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Он принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа по Амуру и в подготовке .

6 октября 1977 решением Священного Синода причислен к лику святых Русской православной церкви. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски, в Благовещенске установлен памятник. Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».В селе Анга (Ангинское, родина святителя) Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий Вениаминов), сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия (Вениаминова). 8 сентября 2017 в селе Анга Качугского района создан его имени.

Память совершается: 31 марта (13 апреля); 10 (23) июня - Собор Сибирских святых; 23 сентября (5 октября) - прославление; 5 (18) октября - Собор Московских святых; Третья неделя по Пятидесятнице - Собор Санкт-Петербургских святых.

Биографическая справка

Пропо​ведник

26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 Иван Попов стал Вениаминовым, в честь умершего в том епископа Иркутского . В 1817, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона .

В начале 1823 года Иркутский епископ получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился. Ни отец Иоанн, ни другие священники, ехать не хотели, боясь расстояний и суровых условий. Но, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, 27-летний диакон Иоанн немедленно загорелся желанием ехать. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения…

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели путь в тысячу верст до Охотска. Плавание оттуда до острова Уналашки показалось сибирякам самым легким.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных.

За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск - административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа - колошей. Они сильно отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Такое отношение изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались принимать прививки и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило и колошей просить о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на русских как на врагов.

Постриг

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился отправиться в Петербург хлопотать об увеличении числа священников и дополнительных средствах. Взяв отпуск и, отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 г. он отплыл в Петербург. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Отец Иоанн занялся сбором пожертвований и отправился в Москву, где явился к преосвященному Филарету, митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское» , - говорил он.

По возвращении в Петербург отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. На нем государь и остановил свой выбор. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, в коренной России. Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать епархию. В первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 был возведен в сан архиепископа.

Сибирь

Вследствие того, что Якутская область была отчислена от и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Пораженные этим якуты просили владыку Иннокентия, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Москва

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но Промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия к новой миссии. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви - митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более семидесяти. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах в январе 1870 г. в Москве было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Сочинения

На русском языке:

    Указание Пути в Царствие Небесное

    Записки об островах Уналашкинского отдела. - СПб., 1840. Состоит из трёх частей:

    • 1. Часть I, географическая

      2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах - М.: Либроком, 2011. - 336 с.

      3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). - М.: УРСС, 2011. - 160 с.

    Автобиографическая записка. - М., 1886.

    Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. - СПб., 1841.

    Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. - СПб, 1897, 1901.

    Творения: три книги, собраны И.Барсуковым. - М., 1886-1888.

    Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года // Православное обозрение . - М., 1868. - Т. 26.

    Указание пути в Царствие небесное. - М., 1871. См. также: Изв. Казан. еп., 1882. - № 7. - С.151; 1886. - № 7. - С.180; 1893. - С.18.

    Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу // Церковные ведомости - СПб., 1900.

    Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959. - № 11. - С. 50).

На алеутском языке:

    Указание Пути в Царствие Небесное - М.: Синодальная Типография, 1840, 1899.

    Святое Евангелие от Матфея - СПб.: Синодальная Типография, 1840, 1896.

    Начатки Христианскаго Учения - СПб. - Синодальная Типография, 1840, 1893.

    Две Притчи с Аткинского острова - рукопись, о. Атха, 1842.

На тлингитском языке:

    Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. - СПб., 1846.

    Указание Пути в Царствие Небесное - первая часть - Амер. Прав. Вестника. - Ситха, 1901.

Литература

    Вениаминов Иннокентий (Иван Евсеевич Попов) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011.

Начало сентября в Иркутской области прошло под знаком 220-летия со дня рождения и 40-летия канонизации Святителя Иннокентия Вениаминова (Иркутского) - одного из наиболее почитаемых в Сибири православных миссионеров, просветителей и духовных учителей.

Именно к этим большим юбилеям на родине Святителя - в посёлке Анга Качугского района был построен и открыт новый храмовый комплекс - Культурно-просветительский центр. В минувшие выходные в честь этого события в посёлке прошёл большой праздник с экскурсиями и концертом «Ангинский хоровод», в котором приняли участие народные коллективы. Какие раритеты можно увидеть в центре, к каким святыням прикоснуться, а главное, станет ли он точкой притяжения для паломников - разбирался корреспондент «АиФ в ВС».

Просветитель и учёный

Святитель Иннокентий - фигура знаковая не только для Иркутской области. Родился будущий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки 26 августа 1797 года в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова и при рождении получил имя Иван. Уже в девять лет его определили в иркутскую духовную семинарию, где он и получил новое имя в честь епископа Иркутского Вениамина. В возрасте 27 лет начался его сложный путь служения людям, когда он добровольцем отправился на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев.

По существующим данным, он окрестил около 10 тысяч человек, проживающих в Сибири и Якутии, а также в Русской Америке - на Аляске. Вклад Вениаминова в развитие культуры, истории и географии неоценим: строитель храмов, составитель словарей, крупный учёный-натуралист и мореплаватель. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора, который закрепил границы между Российской империей и цинским Китаем по реке Амур в 1858 году.

Граф Муравьев-Амурский и Святитель Иннокентий. Картина Алексея Авдеева из Хабаровска. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Особо почитаем Иннокентий Вениаминов в связи с тем, что во время своего служения он много времени посвятил изучению якутского и алеутского языков, составлению их алфавита и переводам на них текстов священного писания.

В 1977 году Святитель Иннокентий был причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

Возвращение храма

Идея создания храмового комплекса на родине Святителя возникла четыре года назад. В 2013 году проект «Путь Святителя Иннокентия» включили в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чуть позже правительство Иркутской области заявило о намерении создать в Анге культурный православный центр, который может не только объединить вокруг себя верующих, но и стать одним из туристических маршрутов региона.

Чудом сохранившийся дом дяди Святителя Иннокентия дал начало всему комплексу. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Сердцем комплекса, его духовным оплотом стал , в котором он провел своё детство. Удивительно, но этот дом получил известность только в 1976 году, благодаря исследованиям академика Окладникова. Родительский дом Святителя не уцелел: его снесли в начале 1980-х годов. Дом дяди Вениаминова уцелел лишь чудом, и отчасти благодаря американцам. В 1986 году иностранцы обратились в администрацию Качугского района с просьбой купить дом Святителя и перевезти его на Аляску. За усадьбу давали несколько тысяч долларов - неслыханные по тем временам деньги. Однако сделка не состоялась: несмотря на уговоры сельчан, тогдашний председатель исполкома Владимир Бутаков в продаже отказал, рассудив, что подобные объекты не следует «разбазаривать».

Убранство дома переносит в те далекие времена, когда святой был еще ребенком. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Дальновидный поступок помог сохранить дом для потомков и в 1997 году устроить в нём первый музей Святителя. Сейчас дом полностью отреставрировали, внутри его устроена экспозиция, рассказывающая о жизни нашего земляка и быте того времени. А рядом с ним выросла новая красивая Свято-Иннокентьевская церковь. Построили её из круглого бруса на самом высоком месте исторического комплекса. Внутри храма строители решили сохранить фактуру дерева, которая даёт особый теплый свет. В этом храме будет уютно всем прихожанам. Рядом расположилась библиотека и воскресная школа для детей.

Иконостас Свято-Иннокентьевской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Место для строительства комплекса выбрали отнюдь не случайное. Новая церковь, музей и другие объекты возведены на территории старинной Ильинской церкви, возведённой в 1804 году и полностью разрушенной в 1929 году. Во времена своего расцвета этот приход был главным для всех окрестных деревень. Выполнена церковь была в стиле позднего сибирского барокко. В память о разрушенном храме рядом с расчищенным фундаментом старинной церкви сейчас возвели часовню и звонницу. Жители посёлка очень надеются, что новая церковь положит начало возрождению села.

Часовня и звонница построены рядом с фундаментом разрушенной Ильинской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Новая жизнь старинного села

Удивительно, но даже на первых этапах строительства храмового комплекса в Ангу, которой в этом году исполнилось 335 лет, стали приезжать паломники. По словам представителей местной власти, только иностранных гостей село принимает до тысячи человек в год. Верующим не терпится увидеть возрождение православия на этой земле. Сейчас для тех, кто захочет посетить комплекс, литургии и приобщиться к духовному пути Святителя Иннокентия, созданы прекрасные условия для проживания. Специально для паломников в культурно-просветительском центре построили гостиницу со светлыми комнатами-кельями, в которых можно жить одному или вместе с семьёй. Всего в гостинице может разместиться 35 человек.

Интересен комплекс и для светских экскурсий. На территории есть несколько выставочных экспозиций, рассказывающих о жизни Святителя. Здесь можно увидеть старинные книги, издания словарей и духовных текстов, предметы быта и культа.

Главная выставка расположилось в духовно-просветительском центре на первом этаже. Один зал отведён под экспозицию картин, подаренных центру художниками из разных уголков России. Во втором можно посмотреть впечатляющую интерактивную выставку, повествующую о ключевых этапах служения Святителя Иннокентия.

Под самым потолком установлена парусная лодка, как напоминание о морских путешествиях Святителя. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Здесь всё - от стен до пола - несёт смысловую нагрузку. Под самым потолком плывёт парусная лодка, напоминая о морских путешествиях Святителя. Пол удивительным образом стал старинной картой Сибири и Дальнего Востока. По этой карте можно проследить за перемещениями святого и наглядно увидеть, как далеко простирался путь просвещения и миссионерства Иннокентия Вениаминова.

Журналисты и гости Центра остались под большим впечатлением от главной экспозиции. Фото: АиФ/ Роман Сизых

«Всю жизнь прожил в Анге и не ожидал, что вдруг здесь появится такой современный центр, - поделился своими впечатлениями житель села Иван Владимирович. - Стройка практически из окна моего была видна. С сельчанами, можно сказать, на экскурсию ходили смотреть, как дела продвигаются. Когда наконец на церкви маковки засверкали - радовались. Были, конечно, сомнения: всё ли получится, станут ли сюда люди приезжать? Живём-то не близко! Но сегодня видим, что это надолго, что теперь будет служба в церкви идти, детишки будут учиться, а значит - село наше ещё поживёт».

Владыка Вадим освятил культурный центр. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Ангинский хоровод

Освящение нового Свято-Иннокентьевского храма совершили митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

Такого количества гостей, как в день открытия Культурно-просветительского центра, в Анге, наверное, не было никогда. Поклониться памяти выдающегося человека приехали жители Иркутской области, Бурятии, Республики Тува и других регионов.

«Мы очень ждали этого путешествия, - рассказывает иркутянка Ольга. - В нашем храме было объявление о паломничестве в Ангу, и мы сразу приняли решение поехать семьёй. Очень приятно, что проезд был бесплатным. Вот только, к сожалению, не всем мест хватило. Но поехать всё равно все смогли: паломники добирались на своих авто и брали с собой тех, кто без колёс. В день выезда мы встали ещё затемно, чтобы занять своё место и не пропустить поездку».

Экскурсии в день открытия проходили в режиме нон-стоп. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Экскурсии для гостей работники комплекса проводили в режиме нон-стоп с утра и до самого позднего вечера. Что уж говорить про литургию, которую прошлось служить на улице, ведь небольшая Свято-Иннокентьевская церковь не смогла вместить всех желающих послушать проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

После торжественной литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви, на сцене рядом с храмом заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) зачитал приветствие патриарха Кирилла. А митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс в дар приходу икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, с частицей его святых мощей.


  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • ©

Дата празднования 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова ) и 40-летия его канонизации, которое состоится в посёлке Анга Качугского района, утверждена – это 8 сентября. Об этом на заседании рабочей группы по организации и проведению мероприятия сообщил Губернатор Сергей Левченко .

На 8 сентября назначены важные события, которые будут проходить одновременно во всех субъектах Российской Федерации, которые принимают участие в долгосрочном национальном проекте «Путь святителя Иннокентия». Основные торжества состоятся на родине святителя Иннокентия в посёлке Анга Качугского района. Подготовка к ним началась еще в прошлом году. На это были выделены федеральные и областные деньги, привлечены спонсоры из числа крупных предприятий Иркутской области, - сказал Губернатор Сергей Левченко.

Святитель Иннокентий вёл миссионерскую деятельность в Сибири , на Дальнем Востоке и на Аляске (США ). Отмечать юбилей будут во всех регионах, где он работал. В России на федеральном уровне под руководством первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова создан комитет по организации празднования. Главные мероприятия пройдут в посёлке Анга, где родился святитель. Это место много лет привлекает паломников из России и других стран. Именно поэтому к юбилею святителя там создают культурно-просветительский комплекс. О подготовке к его открытию рассказала министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич.

8 сентября состоится освящение Свято-Иннокентьевской церкви, затем - открытие культурно-просветительского центра. Эти объекты сейчас строятся. Специалисты Иркутского областного краеведческого музея разрабатывают экспозицию. Её основной темой станет миссионерская деятельность Русской православной церкви, которую в том числе вёл святитель Иннокентий (Вениаминов). О его жизни и деятельности посетителям будут рассказывать в пяти павильонах общей площадью 100 кв.м. Будет предусмотрена мемориальная зона – домик святителя, в часовне разместят экспозицию о его родословной. Сейчас идёт активная работа по сбору предметного ряда и документов, создаётся необходимый видеоматериал. Оформлением экспозиции специалисты займутся сразу после завершения работ по строительству культурно-просветительского центра. На его открытие пригласят членов федерального оргкомитета празднования, представителей законодательных и исполнительных органов власти Иркутской области и регионов, в которых работал святитель Иннокентий, представителей Русской православной церкви, научной общественности.

Финальным мероприятием празднования станет Международный этнокультурный фестиваль «Ангинский хоровод - 2017». Участие в нём примут творческие коллективы из регионов, где работал святитель. Это Республики Саха (Якутия ), Камчатский,

Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, а также коллективы из Южной Кореи , Китая , Монголии , Японии , Аляски. Участниками фестиваля также станут творческие коллективы коренных малочисленных народов Севера из Иркутской области.

Мероприятия, посвящённые юбилею святителя Иннокентия, пройдут в муниципальных образованиях Иркутской области. В Иркутском, Боханском, Осинском, Качугском, Слюдянском районах пройдут показы документального фильма «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Имя славное и почтенное», который снял Иркутский областной кинофонд. В Куйтунском краеведческом музее будет работать передвижная планшетная выставка о святителе Иннокентии. В школах запланированы открытые уроки, классные часы, посвященные жизни и деятельности святителя. Для них Иркутский областной краеведческий музей выпустил методические материалы.

В Иркутске в областном театре юного зрителя им. А. Вампилова состоится показ спектакля «Иннокентий» по пьесе В. Хайрюзова. 7 сентября в рамках фестиваля «Звезды на Байкале » состоятся концерты духовной музыки. Один концерт даст художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов в Иркутском областном музыкальном театре. Другой концерт Губернаторского симфонического оркестра состоится в этот же день в Иркутской областной филармонии. В Доме кино будут демонстрировать документальный фильм о святителе. 9-10 сентября запланировано проведение международной научно-практической конференции «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке». Свое согласие на участие в конференции уже подтвердили: потомок святителя Иннокентия Игорь Курляндский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории (Москва ), научный сотрудник Государственного исторического музея Надежда Полунина , епископ Уссурийский Виталий (Ерохин ) и другие.

Ход работ на площадке, где ведется строительство культурно-просветительского центра имени Святителя Иннокентия в селе Анга Качугского района, накануне оценил Губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Сейчас реализуется второй этап работ, на котором приступили к непосредственному строительству надземной части здания КПЦ, дома для паломников, благоустройству всей территории. Также выполняется капитальный ремонт дороги, ведущей к культурно-просветительскому центру.- Объект очень трудоемкий, много разных видов работ. К сожалению, проекты оставляют желать лучшего, поэтому идет параллельное проектирование, строители предлагают свои варианты, здесь же проектировщики и заказчики их согласовывают, но на это требуется время. С моего последнего приезда здесь сдвинулось достаточно много: храм практически готов - с внутренней и внешней отделкой, сейчас необходим внутренний интерьер. В течение двух недель будет закончен контур по культурно-просветительскому центру, параллельно идет благоустройство. Я думаю, что основные работы, касающиеся всех объектов на территории, и благоустройство, будут закончены к концу июля. Останется месяц на то, чтобы все остальное доделать. На дороге к центру начали асфальтирование, выходят на проектную мощность асфальтовые заводы, которые сюда привезли. Но работы по дороге еще предстоит много. В целом, здесь видно, что стройка идет активно. Строители умеют сдавать такие объекты, здесь собраны опытные строители, я уверен, что все будет сделано, - сказал Губернатор.