Князь рюрик, биография, правление и политика.

Князь рюрик, биография, правление и политика.

Древняя история чрезвычайно противоречива и полна неточностей. Это напрямую связано с тем, что совершенно никаких письменных источников, по которым можно было бы выяснить, какой была наша страна до прихода варягов, не сохранилось до наших дней. Знания можно получить только из летописей, который было не так и много, а ко всему они представляли собой взгляд на события самого летописца.

К примеру, у Нестора есть упоминание, что князь Рюрик с братьями впервые попал в Россию в 862 году, по просьбе самих ильменских славян, чуди, весь и кривичей. Но что это был за человек, с которого началось победоносное «взросление» нашей страны? На самого правителя, как и на событие в целом, цивилизованный и просвещенный мир Западной Европы не обратил никакого внимания, и очень зря. Ведь именно с прибытия этого правителя начинается новая история мощного государства, которое сегодня носит гордое имя – Россия.

Первый русский князь Рюрик: биография пионера

Существует два документа, которые свидетельствуют о прибытии нового князя из варягов на Русь. Речь идет об Ипатьевской и Лаврентьевской, в которых можно найти даже точный год этого события. В этих бумагах говорится о восстании северных народов, которые долго платили дань варягам, но однажды возмутились. Они взяли в руки оружие и прогнали захватчиков прочь. Однако никакой пользы это никому не принесло. Если раньше ссориться меж собой не было никакой возможности, приходилось упорно трудиться, чтобы оплатить непосильную дань, то сейчас началась серьезная междоусобица. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, что не всегда заканчивалось мирно и полюбовно.

Ильменская летопись гласит, что, помучившись некоторое время, освободившиеся племена решили отыскать себе князя. Недолго думая, они отправились к варягам-руси, так как возможности, ум и прозорливость этих людей они точно знали. В свою очередь, Новгородская летопись называет 854 год прихода первого Рюрика. При этом она упоминает также, что все вышеозначенные события происходят как раз в то время, когда в Киеве заседают Кий, Щек и Хорив.

Призвание варягов: Рюрик едет в Новгород

В варяги, как тогда говорили, было отправлено посольство, то есть делегация, просить их правителей прийти и княжить. На месте точно знали, о чем речь, ведь перед этим они долго время ходили туда за данью, потому не раздумывая согласились. Три родных брата, бывшие мощными, смелыми и воинственными мужчинами, Рюрик, Трувор и Синеус, решили отправиться в путь и помочь северным народам привести свою страну в порядок.

Достоверных данных о том, куда именно прибыли варяжские князья, в какие города пришли первым делом, нет, видимо, летописец не придавал таким общеизвестным мелочам значения. Ипатьевская летопись говорит, что именно Рюрик основал Ладогу, где и поселился. Его братья поехали немного дальше, Трувор обосновался в Изборске, а Синеусу досталось Белоозеро. Так как сами варяги называли себя русами, то земли их с тех самых пор стали называть Русью.

Однако лаврентьевская летопись опровергает это. В ней сказано, что первый Рюрик отправился прямиком в Новгород, где и сел княжить. Списки же летописей новгородских гласят, что сперва к ним пришли все три брата-руса в сопровождении многочисленной и сильной дружины. Они, будто, разделились позже, а потом и вовсе умерли.

Если же доверять Ипатьевским писаниям, то там говорится, будто варяги пришли в Ладогу, но спустя два года Синеус и Трувор заболели какой-то непонятной болезнью и отправились к праотцам. После этого горюющий князь пошел к озеру Ильмень, на котором и срубил совсем новый город, в честь погибших безвременно братьев, назвав его Новгородом. Чаще всего годами правления Рюрика называют 862-879, но об этом мы поговорим позже.

Происхождение Рюрика: череда загадок и тайн

Никто достоверно не знает, кем же был на самом деле родоначальник династии Рюриковичей, самых известных правителей на Руси, если не считать более поздних Романовых. Существует просто колоссальное количество самых разнообразных версий, среди которых немало мифических. Многие считают, что никакого Рюрика не существовало, будто он персонаж легенд и сказок, выписанный летописцами таким образом, будто был князем. Ведь действительно нет сведений о том, где именно он жил до прихода на Русь, чем занимался, из какого рода происходил.

Сторонники нормандского варианта говорят, будто братья были скандинавскими викингами-варягами. Некоторые даже говорят, будто сам Рюрик был шведом или норманнов. Но доказать любой из вариантов сейчас невозможно. Само имя Рюрик (Rørik) принадлежит к прагерманской группе языков, скорее всего, это старо-норманнский, старо-датский или же старо-шведский.

Датский вариант: Рорик Ютландский

Далеко не все историки склоняются к одной и той же мысли, по поводу происхождения будущего русского князя. Многие говорят, что это и есть тот самый конунг Рорик Ютландский или Фрисландский. Он был племянником знаменитого изгнанного короля Харальда Клака и принадлежал к знатному роду Скьёльдунгов. Согласно историческим сведениям, в 826 году он и его малолетний сын получили крещение, а также огромные владения в феод от Людовика Благочестивого, что был королем франков. Далее можно даже проследить хронологию событий, согласно записям Ксантенских анналов.

В 841 году старший сын Людовика Благочестивого решил, что папа чрезмерно расщедрился и отобрал у Рорика владение и все земли феода. 845 год ознаменовался набегами Рорика в земли Фризии, что также отмечено в анналах. К 850 году началась война и будущий князь воевал против Хорика I, датского короля, а потом снова возвращается для того, чтобы дограбить то, что осталось во Фризии. После смерти Хорика, Рорик, со своим двоюродным братом Готфридом, помогают вернуть датский трон в 855-857 годах. В 873 году он, после длительной борьбы за правление в Дании, наконец-то приносит присягу на верность королю Баварии Людовику Немецкому. В 882 году, сам король франков Карл Толстый передает датские земли под начало Готфрида, племянника Рорика, который к тому времени, пол всей видимости уже умер.

Казалось бы, какая связь может быть меж этими двумя людьми, но она действительно имеется. Историки считают, что во Фризии, где крутился на то время (IX век) Рорик, был исторический район Виринген, откуда и пошло слово «варяги». В пользу этой теории свидетельствуют еще одни дохристианские старинные хроники двенадцатого века Chronica Slavorum. В этом документе имеются прямые указания на то, что живет там народ фризов, которые сами себя называют рустры. Ну чем не похоже на русы или росы?

Антинорманизм: западнославянские воины

Согласно этому направлению в российской, советской и постсоветской историографии, никакими норманнами братья не были. А происходит Рюрик из народов, проживающих на северо-западе, но принадлежащих к славянам: ободриты, руяне или поморяне. Знаменитый австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, служивший советником посла в первой половине четырнадцатого века в Великом княжестве Московском, впервые начал разбираться с русскими летописями и заинтересовался происхождением князей-варягов. Он считал, что под этим определением были скрыты славянские прибалтийские племена вагров и вендов.

Интересно

Ломоносов напрочь опровергал все теории нормандского или прусского происхождения Рюрика. Он считал, что он однозначно был славянином. Ведь на то время, только приехав издалека на княжество, он сразу же стал разговаривать на понятном языке, ему были понятны обычаи и устои, он разбирался во всех тонкостях и нюансах социальной жизни того времени.

Теория Гедеонова

В девятнадцатом веке было опубликовано народное предание о Рюрике, которое отыскал у макленбургских крестьян знаменитый французский писатель Ксавье Мармье в книге «Северные письма». В преданиях и легендах говорится о короле одобритов или бодричей Годлаве, у которого было три сына: младший Трувар Верный, средний Сивар Победоносный и старший Рюрик Мирный. Молодые отправились искать счастья, пока не наткнулись на порабощенный народ, в котором им удалось пробудить мужество, а также помочь сбросить оковы и освободиться от угнетателей. Что-то уж больно напоминает историю с приглашением варягов.

Степан Гедеонов, русский историк девятнадцатого века тоже заинтересовался этой теорией и решил провести собственное исследование. Он решил, что Рюрик, это не имя собственное, а родовое имя всех членов правящей династии одобритов Ререк. В доказательство он приводит выдержки из скандинавской саги, принадлежащих к циклу «Круг Земной» Снорри Стурлусона, о Хаконе I Добром. Именно там он почерпнул знания о «сокольих далях», в контексте войны с вендами и датчанами.

Даже «Слово о полку Игореве» называет Рюриковичей соколами, а их юных отпрысков соколичами. Однако достоверность данного утверждения можно поставить под сомнение, ведь у разных народов знать сравнивали с этими гордыми и непокорными птицами. Правда, не стоит лукавить, знаки (гербы) Рюриковичей представляли собой падающего сокола, в котором некоторые видят явное доказательство подобного происхождения. Одним из стилистических рисунков подобного рода можно назвать герб современной Украины.

Иоакимовская летопись о Рюрике

Документ, носящий такое название, не имеет совершенно никаких признаков своего происхождения, и авторство ее неизвестно. Иаокимовская летопись до наших дней не сохранилась, а существует она только в виде выписок, которые в свое время, к огромной радости более поздних исследователей, сделал знаменитый русский географ и историк Василий Татищев. Правда, многие считают, что все это фальсификация.

В летописи говорится, что княжение Рюрика началось в 878-885 годах, что не очень-то похоже на правду, так как появившийся на свет сын Игорь тогда рожден им был бы в тот же год. Но суть не в этом, там описывается, что сам Рюрик является незаконно рожденным сыном неизвестного нормандского или финского князя, а также средней дочери легендарного Гостомысла. По имени Умила. Когда княживший в «Новом Великом граде» потерял всех своих сыновей, он велел призвать внука средней дочки и посадить его на престол.

Историография и первые упоминания

Впервые упомянуть Рюрика в печатных текстах изволил монах Иаков Черноризец, только во второй половине одиннадцатого века, в сочинении под названием «Житие святого князя Владимира». Там он называет Владимира внуком же Иолъжиным (княгини Ольги) и правнуком Рюриковым. «Повесть временных лет» же, которая появилась только на сорок лет позже, уже описывает историю пришлого варяжского князя. Все это ставится под сомнение современными историками, да и ранее неоднократно оспаривалось. Но что же делать, если досконально разобраться не представляется возможным, остается только гадать и додумывать.

Историки считают, что история, изложенная в «Провести…» о призвании варягов чрезвычайно сомнительна. Народ, что только что избавился от ига, постоянных поборов и угнетения, не мог просто взять и поехать на поклон к своим мучителям. Однако варяги могли захватить власть, после чего были признаны правителями. Еще один историк Игорь Фроянов считает, что князя и дружину действительно пригласили, чтобы помочь в плане военной поддержки. После установления мира и спокойствия, воинственный конунг Рюрик со своими мощными бойцами свергли правящего на тот момент словенского князя Вадима Храброго и сам уселся на престол Новгорода.

Стоит знать

Некоторые к тому же утверждают, что и братьев-то никаких у Рюрика не было, а тексты образно перекрутили смысл фраз до неузнаваемости. Так Синеус никак не мог быть князем Белоозера в период с 862 по 864 год, так как на тот момент его просто не существовало, о чем свидетельствуют археологические данные. Советский ученый Борис Рыбаков говорил, что скорее всего, имя это происходит от шведского sine hus – «свой род». При этом Трувор можно трактовать, как thru varing – «верная дружина» или «верные воины». Получается, что Рюрик приехал не с двумя братьями, а с семейством и армией. Но что же и эта версия имеет полное право на жизнь.

Управление страной и смерть князя Рюрика

Особых сведений о том, чем же занимался во время своего княжения в Новгороде князь Рюрик, не сохранилось. Известно только, что, обосновавшись там, он максимально постарался укрепить государственность. За первые два года, а именно с 862-го по 864-ый, он присоединил к своим землям такие города, как Муром, Смоленск, Ростов и многие другие. При этом внутри города стало расти недовольство, вызванное тем самым Вадимом Храбрым, которому не давало покоя такое успешное начало княжения чужестранцев.

Внутренняя политика

С подачи этого, достаточно лицемерного и завистливого человека, было организовано восстание в 864 году. Подбить на мятеж удалось не только простолюдинов, но также бояр, купцов и даже волхвов, мотивируя тем, что свои сидят в темницах, а чужаки едят и пьют на золоте. Бунт был быстро и жестко подавлен Рюриком, а все виновные брошены в темницу. Об этом свидетельствуют записи Нестора летописца, которому нет причин не доверять.

В 864 или 865 году Рюрик решил расширить свои имения вниз по Днепру, после чего отправил экспедицию, чтобы дойти до Византии. Однако командированные им Дир и Аскольд, дошли до Киева, захватили его и остались там править. Однако расплата приходит рано или поздно, потому преемник Рюрика Вещий Олег восстановил справедливость и убил прохвостов, предъявив им настоящего княжеского сына Игоря, который и имел бы право княжить в «матери городов русских».

Внешняя политика

Но сперва Рюрик заключил мир с Аскольдом и Диром, чтобы обезопасить свои южные рубежи и уберечь народ от регулярных набегов. Но люди эти, как говорят, было ненадежными партнерами и мир установился ненадолго. В 866 году, киевское войско под начало Аскольда выступило на север, как раз на те земли, что издревле принадлежали Новгороду. Длился его поход долгих четыре года. После чего, Рюрик наголову разбил противника.

Однако и тут имеется целый ряд удивительных странностей. Во-первых, никто не пошел захватывать Киев после победы. Была просто назначена дань. Во-вторых, не был наказан Аскольд, так и оставшийся на киевском престоле. В-третьих, начиная с 873 года, Рюрик направил все свои силы на то, чтобы заключить мир с западными странами, против Киева. И это после окончательной и разгромной победы? Все может быть.

Причины смерти Рюрика

Ни один из планов по захвату Киева и открытия прохода до Византии и в Константинополь, у первого князя новгородского не удался. Датой смерти Рюрика считается 879 год, после чего он передал власть Олегу, прозванному Вещим. Его собственный сын Игорь был слишком мал на тот момент, а сам новый правитель, по всей видимости, приходился мужем его супруги. Существует несколько версий, как именно умер легендарный первый Рюрик на Руси. Некоторые из этих рассказов похожи на правду, а многие и чрезмерно фантастичны. Давайте остановимся всего на двух, самых известных и более всего вероятных вариантах.

Многие говорили, что умер Рюрик своей смертью от старости в основной им Ладоге. Но имеется версия, что его специально заманили в леса на тайные тропы, где и убили подло сторонники и родственники уничтоженного им Вадима Хороброго (Храброго). Поговаривают, что выманивала из палат молодая женщина, но все это сегодня абсолютно недоказуемо. Кроме всего, находясь на смертном одре и передавая бразды правления, он якобы рассказал Олегу об отравленном кинжале и девушке-изменнице.

Согласно другим, более поздним записям, отчего они и не могут считаться полностью достоверными, погиб князь Рюрик, как настоящий герой, сражаясь. Будто бы битва под речкой Лугой разыгралась не на шутку, тогда и был он ранен копьем, после чего вскоре умер и был похоронен в яме, засыпанный камнями, так как дело происходил глубокой осенью и земля замерзла. Многие считают, что вместе с ним замерзли там и двенадцать его верных дружинников, которые не могли бросить тело правителя. Похоронен он якобы был на другом берегу Луги спустя полгода, когда снова наступило лето. Говорят, что в могиле имеется и клад.

Неизгладимый след в истории

Образ Рюрика не мог остаться без внимания, так как этого человека и правда можно считать основателем русской государственности в общем. В 2008 году на экраны вышел фильм «Сага о викингах» в которых он был выставлен в качестве настоящего героя-завоевателя. Он также прекрасно описан в романе Галины Петреченко «Рюрик», а книга Сергея Коропа «Русь. Легенда о Рюрике» освещает образ князя в полупуцблицистическом стиле.

В романе знаменитого Ильи Бояшова под названием «Конунг» он выставлен в качестве норвежского ярла Рюрика и даже упоминается приключенческих романах Марии Семеновой о викингах. Осенним утром в сентябре 2015 года, в поселке Старая Ладога, по преданию основанным именно древним князем, был открыт памятник Рюрику и Олегу Вещему. Первый там изображен, как грамотный человек, держащий свитки летописи, а второй как мужественный воин в железных доспехах, со щитом и мечом.

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.

Рюриковичи — потомки легендарного Рюрика, варяжского князя, полулегендарного основателя первой русской великокняжеской династии. Всего же русский престол занимали представители всего двух династий. Вторая — Романовы. Рюриковичи правили с 862 года нашей эры до 1610-го. Романовы с 1613 по 1917. Рюриковичей насчитывается 48 князей и царей. Романовых — девятнадцать.

Первый князь Руси

  • IX век — восточные историки сообщали о крупном союзе славянских племен — Славии (с центром в Новгороде), Куявы (Киев), Артании
  • 839 — во французских «Сен-Бертенских анналах» упоминаются представители народа «Рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому
  • 859 — Северные славянские племена Чудь, Словены,Мери, Веси и Кривичи отказались платить дань варягам. Усобица.
  • 860 (или 867) — Призвание варягов для наведения порядка. Рюрик обосновался в городке Ладога

    «Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг»». И бысть о сем молва велия – овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги»

    В конце 1990-х гг. находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития производства. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 года перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)

  • 862 (или 870) — Рюрик начал княжение в Новгороде.
    Русская историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению, кем был Рюрик, существовал ли вообще, призывали ли его славяне на княжение и для чего. Вот что пишет по этому поводу академик Б. А. Рыбаков:

    «Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог изобразить реальные набеги как добровольное призвание варягов северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание своей беспомощности. Приглашенный князь должен был «рядить по праву», оградить подданных какой-либо грамотой.
    Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского, был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции, расположенных ближе к чуди и восточным славянам. Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с западными, балтийскими славянами.
    Археологически связи балтийских славян с Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если призвание иноземного князя имело место в действительности как один из эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский, первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них строить какую-либо гипотезу»

  • 864 — Захват варягами Аскольдом и Диром княжеской власти в Киеве
  • 864 (874) — Поход Аскольда и Дира в Константинополь
  • 872 — «Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его»
  • 873 — Рюрик роздал города Полоцк, Ростов, Белоозеро он отдал во владение своим приближенным
  • 879 — Рюрик умер

Династия Рюриковичей

  • Олег 879-912
  • Игорь 912-945
  • Ольга 945-957
  • Святослав 957-972
  • Ярополк 972-980
  • Владимир Святой 980-1015
  • Святополк 1015-1019
  • Ярослав I Мудрый 1019-1054
  • Изяслав Ярославич 1054-1078
  • Всеволод Ярославич 1078-1093
  • Святополк Изяславич 1093-1113
  • Владимир Мономах 1113-1125
  • Мстислав Владимирович 1125-1132
  • Ярополк Владимирович 1132-1139
  • Всеволод Ольгович 1139-1146
  • Изяслав Мстиславич 1146-1154
  • Юрий Долгорукий 1154-1157
  • Андрей Боголюбский 1157-1174
  • Мстислав Изяславич 1167-1169
  • Михаил Юрьевич 1174-1176
  • Всеволод Юрьевич (Большое гнездо) 1176-1212
  • Константин Всеволодович 1216-1219
  • Юрий Всеволодович 1219-1238
  • Ярослав Всеволодович 1238-1246
  • Александр Ярославич Невский 1252-1263
  • Ярослав Ярославич 1263-1272
  • Василий I Ярославич 1272-1276
  • Дмитрий Александрович Переяславский 1276-1294
  • Андрей Александрович Городецкий 1294-1304
  • Михаил Ярославич 1304-1319
  • Юрий данилович 1319-1326
  • Александр Михайлович 1326-1328
  • Иоанн I Данилович Калита 1328-1340
  • Симеон Иоаннович Гордый 1340-1353
  • Иоанн II Кроткий 1353-1359
  • Дмитрий Константинович 1359-1363
  • Дмитрий Иоаннович Донской 1363-1389
  • Василий I Дмитриевич 1389-1425
  • Василий II Васильевич Тёмный 1425-1462
  • Иоанн III Васильевич 1462-1505
  • Василий III Иоаннович 1505-1533
  • Елена Глинская 1533-1538
  • Иоанн IV Грозный 1533-1584
  • Федор Иоаннович 1584-1598
  • Борис Годунов 1598-1605
  • Василий Шуйский 1606-1610

Князь Рюрик (?830 – 879 гг) — одна из самых таинственных фигур древнерусской истории, легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), согласно приданиям, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенцами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Является основателем династии Рюриковичей, правившей Русью, а в последствии и Россией с конца XII по конец XVI в. (последний из династии — царь Федор Иванович).

В русских летописях имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, вероятно, восходит к названию одного из племен кельтов — «руриков», «рауриков», а племенное название, возможно, связано с рекой Рур.

Это племя еще на рубежах нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск , и уйти оно могло лишь на восток. В поздние время выходцы с берегов реки Рур также получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика также находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорей всего, образовывается от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор объясняется тоже из кельтского языка, в котором имя Тревор значит «третий по рождению».

Рюрик является основателем династии Рюриковичей — династии русских князей, а в последствии и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Рюрик, руководитель варяжского племени «рос» или «русь». Во времена правления Рюрика к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде у него был сын Игорь. По непроверенным данным конца XVI — начала XVII столетия, Рюрик умер в Кореле в 879 г., отдав управление государством и малолетнего сына своему дальнему родственнику Олегу.

Существует многочисленные версии происхождения Рюрика.

По одной из версий он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837-850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упомянуто как «Рёрик». Со своей дружиной Рерик совершал набеги в Германию, Францию, Англию и Швецию вплоть до 860 года, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщается в летописи) и обосновался в «городе славян» — Ладоге, откуда затем и пришел в Новгород.

По еще одной версии, Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван славянами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не было, потому как славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины.

Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских междоусобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика — Синеус и Трувор – прибыли в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864 году.

Некоторые из историков ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Есть еще такая версия. По которой, братьев Рюрика Синеуса и Трувора вообще не существовало, попросту русские летописцы не смогли понять и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус’ом) и верной дружиной (тру-вор’ом). Придерживающиеся этой точки зрения исследователи полагают, что приглашения от новгородских славян не было, а напротив, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

А в одной из летописей сообщается в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим был убит, его сторонники сбежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, которые смогли захватить власть в Киеве около 866 года. По этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе были варяги.

Как бы там ни было, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, смог присоединить к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки.

Образование Древнерусского государства. Рюрик, Трувор и Синеус

Норманны заставили новгородцев и другое славянское племя, и три племени финских платить им дань. Но славяне и финны справились, выгнали непрошеных гостей. Но недолго так жили. Много было беспорядков, правда не соблюдалась. Возникнет спор у людей из разных родов, соберутся старшины их судить, каждый за своего родного вступается. И стали роды друг с другом воевать. А существовал тогда обычай, если какое-то важное дело, то собирались в одно место старшины всего племени или даже из нескольких племен, которые дружно жили между собою. Вот старшины племен, которые выгнали варягов, собрались да и стали думать, как им беспорядки прекратить. Как же это сделать?

Беда выходила от того, что правдивого судьи не было. Будь такой судья, тогда и стали бы славяне мирно жить между собой. Только где же его взять? Из славян или финнов нельзя выбирать такого судью: опять пойдет несправедливость. Надо судью из людей чужих — он верней судить станет. Д и еще такой судья нужен, чтобы силу имел, чтобы, если подсудимый упрям, то заставил бы его слушаться. И положили славяне искать себе судей в чужой земле, именно у варягов. Прослышали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят справедливо, и хорошие воины, так что и подданных смогут заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут.

Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и говорят: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, придете княжить и владеть нами». Эти князья ответили согласием на их просьбу, и пришли к ним со всем своим родом и дружиною.

Дружиной тех называли, которые за каким-то князем или главным военачальником ходили на войну. Они ему были не родня, а потому служили, что надеялись с ним больше добычи получить, и точно, хороший князь очень любил свою дружину и берег ее.

Рюрик с братьями прибыл в славянские земли и привел с собою весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью. Произошло это в 862 г. от Рождества Христова. Значит, теперь более 1000 лет, как это случилось, тогда и началось Русское государство. Рюрик, Синеус и Трувор начали судить славян и финнов, которые их призвали, обороняли их от врагов, а они платили им за это дань. Платили дани столько, сколько назначал князь. Он сам за нею ежегодно ездил.

Синеус стал княжить в городе Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик – вначале в Ладоге, после в Новгороде. Братья его умерли, и он стал всей Русью править. Только не велика она была. Ныне у нас есть такие губернии, которые больше всей тогдашней Руси. Однако норманские князья тотчас же начали свои земли увеличивать, покорили города: Полоцк, Муром, Ростов. Лучше стало славянам под властью князей, беспорядок закончился. Князья начали судить по правде, а если кто не слушался, того наказывали. Новгородцы надумали было своевольничать, но Рюрик их усмирил. И из соседей никто не стал их обижать.

Впрочем, он сам судил лишь в Новгороде, а в других городах посадил бояр, которые и начали судить вместо князя, оттого и назывались наместниками. Бояре эти были из княжеской дружины. В ней старшие, важнейшие люди назывались боярами, а меньшие — гриднями и воями. Слуги же княжеские назывались отроками. Каждый мог проситься в княжескую дружину и в ней, пожалуй, дослужиться и до боярина. У самых славных бояр также были свои дружины. А когда начиналась война, то из всякой семьи старшие люди вооружались и приходили к князю, а младшие дома оставались. Наместникам были большие выгоды.

Из дружины Рюрика было два воина, Аскольд и Дир, которые также хотели быть наместниками, но он им не дал городов. Они отпросились у него в Царьград, на службу греческому императору. Рюрик их отпустил. Вот они со своим родом поплыли по Днепру и увидали Киев. Спросили, чей это город, узнали, что он платит дань хазарам. Они остановились тут. Около них собралось довольно варягов, которые все еще продолжали этим путем ходить в Царьград на службу. Киевляне начали им платить дань вместо хазар; соседних славян они победили и начали княжить в Киеве.

Когда же Аскольд и Дир там усилились, надумали идти в Царьград уже не служить, а воевать и поплыли туда на 200 судах. А греческое войско в это время воевало в другом месте. Русские начали грабить окрестности Царьграда, навели ужас и на самый город. В нем была влахернская церковь, где хранилась риза Божией Матери. Главный архиерей греческий, который назывался патриархом, совершил молебствие и обнес эту ризу вокруг стен города. Поднялась буря, лодки русских разбило, они сами едва спаслись на берег и начали просить мира, а когда узнали все, что было, захотели стать христианами.

Греки очень этому обрадовались, окрестили Аскольда и Дира и остаток их дружины, надарили им золота, серебра, шелковых тканей, и они вернулись в Киев. С Рюриком они не совсем дружно жили, нападали на его южные земли, принимали тех, кто к ним уходил из Новгорода. Но Рюрик в скором времени умер; сыну его Игорю было только два года. Младенец, конечно, править государством не мог. И потому власть Рюрик передал Олегу, по всей видимости, своему сподвижнику.

Олег и Игорь

Позднее возникли версии, связывающие Олега с родом Рюрика. По ним, Олег — брат Рюриковой жены, то есть дядя Игоря по матери. Надо отметить, что значение материнской линии родства было немаловажным в то время, а дядя по матери мог считаться как более близкий родственник, чем родные по отцу, и даже мог воспитывать племянника. Олег стал своего рода «кормильцем» Игоря, регентом в период его малолетства. Однако и потом, когда Игорь вырос, Олег не выпускал княжескую власть из рук. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовью подданных.

Олег был хитрым человеком. Поначалу он взял города Смоленск и Любеч, стоявшие на дороге из Новгорода к Киеву; потом собрал большое войско из всех подвластных ему народов и отправился к Киеву на лодках. Только большую часть лодок позади оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что приехали варяжские купцы, да понездоровилось им, потому они и просят князей прийти к ним на суда. Князья поверили, взяли с собой немного людей, пришли на суда к Олегу, а он вышел к ним с малолетним Игорем на руках и сказал:

«Вы не князья, а вот сын Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и убили их. В Киеве ему очень понравилось: в Киеве и теплей, и родится все хорошо, и земля богатая. Олег сказал: «Пусть Киев будет матерью русских городов», и начал в нем жить, а в Новгороде оставил наместника. Но между Новгородом и Киевом еще оставались славянские племена, которые не были еще подвластны Олегу. Он всех их покорил, хотя из них древляне и северяне очень храбро с ним бились.

Олег и до похода, и после похода много старался о том, как устроить Русскую землю, объезжал ее, творил суд и расправу, устанавливал дани. Весь народ его очень любил. О смерти его вот что рассказывается. Было тогда много волхвов, или кудесников, то есть колдунов. Олег и спросил одного из них, от чего он умрет? А волхв и отвечал: «От твоего любимого коня». Олег перестал ездить на этом коне, велел его покоить и холить.

Вернувшись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жаль коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: «Зачем я послушал этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров». Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги князя и ужалила его. От этого Олег умер. Игорь принял власть над Русью после смерти Олега.

Игорь Рюрикович — великий князь киевский, единственный сын Рюрика, родился в 877 году, убит в 945 г. О жизни Игоря до вокняжения летописи сообщают довольно мало сведений: в 903 году когда еще Игорь был под опекой Олега, к нему привели из Пскова жену, именем Ольгу; в 907 году Олег, отправляясь в поход на Византию, оставил в Киеве Игоря, как бы своим наместником. В 912 году Олег умер, и первым делом вокняжившегося в Киеве Игоря было усмирение взбунтовавшихся древлян, которых он наказал увеличением дани (914 год).

В тоже время покорено или возвращено к покорности племя Угличей, жившее по соседству с Тиверцами; Игорь наложил на Угличей дань, которую отдал любимому воеводе своему Свенельду; ему же отдал и древлянскую дань, чем возбудил ропот в своей дружине. В 915 году пришли впервые на Русскую землю печенеги и киевский князь заключил с ними мир; однако уже в 920 году Игорю довелось вести с этими степняками войну; обстоятельства ее неизвестны.

935 год — корабли и войска Игоря ходили с греческим флотом на Италию; но в 941 году мирные отношения их нарушились и Игорь с большой флотилией — по летописи состоявшей из 10 000 судов — пошел на Константинополь. Император был извещен о приходе руссов болгарами; но Игорь успел сделать высадку и опустошить окрестности Босфора; русская флотилия стала на якоре близ Фара.

Когда против нее вышел греческий флот, Игорь был так уверен в победе, что отдал приказ своим воинам щадить неприятеля и брать их в плен живыми; но в происшедшей схватке греческий огонь, который русские увидели тут впервые, навел такой ужас на Игоря и его воинов, что они в спешке удалились к берегам Малой Азии. Там они попробовали высадиться в Вифинии, но Патрикий Барда и Доместик Иоанн заставили их удалиться на суда; руссы у берегов Фракии еще раз сразились с греками на море и с большим уроном ушли домой. Однако Игорь стал снова собирать многочисленное войско: были призваны из-за моря варяги и наняты печенеги, от которых взяты были заложники.

944 год — Игорь выступил в новый поход на Грецию с флотом и конницей. Корсунцы и болгары снова дали знать императору о приходе руссов и тот немедля отправил к Игорю послов, которые встретили князя близ дунайского устья, предложили ему дань, какую взял некогда Олег, даже большую, если он даст согласие на мир. Дошедши до Дуная, Игорь, посоветовавшись с дружиной, взял у греков дары на всех воинов своих и, приказав наемным печенегам пустошить Болгарию, вернулся в Киев. На следующий год император прислал послов к Игорю, а последний отправил своих послов в Константинополь, где и был заключен мирный договор, «на все лета, пока сияет солнце и стоит мир», но на условиях, менее выгодных для Руси, чем при Олеге.

Император клятвою утвердил договор и снова отправил послов своих в Киев, пред которыми Игорь, на холме, у подножия Перуна, торжественно поклялся соблюдать дружбу с империей; воины его, в знак клятвы, положили к подножию идола оружие, щиты и золото, а те из них, которые были христианами, присягали в церкви св. Илии. Игорь отпустил греческих послов, одарив их драгоценными мехами, воском и пленниками. Дружина Игоря завидовала отрокам Свенельда, что они богаты оружием и всякой одеждой, между тем как они, дружинники князя, босы и наги. Дружинники потому требовали, чтобы Игорь шел с ними собирать налоги с подвластных племен и чтобы поделился с ними.

С наступлением осени 945 году Игорь пошел с дружиной в древлянскую землю и собрал с нее дань; потом, оставив при себе небольшую часть дружины, а остальную отпустив домой, князь хотел еще взять дани с древлянской земли. Но это возмутило древлян: надобно умертвить хищного волка — решили они, иначе он истребит все стало; они вооружились под начальством местного князя Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и похоронили недалеко от своего города, перебив и дружину его. По византийским известиям древляне привязали Игоря к двум пригнутым к земле деревьям и, отпустив деревья, разорвали его на двое.

К княжению Игоря относится рассказ арабского писателя Абульфеда о том, что в 944 году руссы взяли столицу арранскую Барду и возвратились в свою землю р. Куром и Каспийским морем. Другой восточный историк, Абульфараг, приписывает это нападение аланам, лезгинам и славянам. Что касается утверждения при Игоре русского господства на берегах Босфора Киммерийского и более решительного подчинения черных болгар русским князьям, то этот вопрос еще требует более обстоятельных исследований.

Таким образом, он был первым князем Рюриковичем, на киевском престоле. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами, при этом не только в южном, но и в восточном направлениях. Кроме Византии, русов привлекали берега Каспийского моря, манившего своими богатствами, ведь по Волге через море проходил знаменитый торговый путь, который связывал Русь со странами арабского Востока. На побережье Каспия раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши и достатке.

Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879
Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

Призвание Рюрика

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир . Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники напуганные Небесным гневом обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря , но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Правление Рюриков

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал .

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.
И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая»