Объяснение каждой черты. Расширенное толкование знака

Объяснение каждой черты. Расширенное толкование знака

Символ благоприятный, указывает на стремительные перемены, которые обновляют всё вокруг и открывают новые положительные перспективы.

Вокруг вас все находится в движении и изменяется. В конце концов, это принесет вам добрые результаты, которые превзойдут ваши надежды и самые смелые ожидания.

Пока вы несколько растеряны и потеряли уверенность, но скоро она возвратится к вам с новыми планами и перспективами. Обстоятельства заметно изменятся, ситуация развернется к лучшему.

Вы сможете принять правильное решение и изменить свои планы на будущее. Это приведет вас в новые места, куда прежде вы не собирались и где не были никогда.

Наберитесь терпения. В данное время вам повезет в азартных играх, где вам будет сопутствовать удача и везение.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 49.Смена

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гэ – Смена.

Иероглиф изображает натянутую на раму шкуру животного.

Обновление, радикальная перемена; переворот, мятеж. Линька, линять; сдирать кожу. Кожа, солдаты, кожаные доспехи. Аннулировать, отменять, устранять, отрезать.

Смысловые связи гексаграммы 49.Гэ

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время радикальных перемен, обновляющих весь сонм вещей. Также, как змея сбрасывает кожу, так и вы избавляйтесь смело от старого. Чтобы расчистить путь для всего нового, устраняйте бесполезное и уничтожайте все, что пришло в упадок или испортилось.

Духи вам благоприятствуют, поэтому действуйте уверенно и решительно. Отриньте болезненные воспоминания и былые раздоры. С каждым наступающим днем вы будете чувствовать себя все более обновленным. Ваши печали сомнения и исчезнут. Наступает время, когда Земля и Небо обновляют друг друга, а все люди подчиняются и выполняют небесные предначертания.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок девятой гексаграммы.

[Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение,

благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет]

I. В начале девятка.

Для защиты примени кожу желтой коровы.

II. Шестерка вторая.

Лишь по окончании дня производи смену.

— Поход — к счастью. Хулы не будет.

III. Девятка третья.

Речь трижды коснется смены, — и лишь тогда к ней будет доверие.

— Поход — к несчастью! Стойкость — ужасна.

IV. Девятка четвертая.

Владея правдой, изменишь судьбу.

— Счастье! Раскаяние исчезает!

V. Девятка пятая.

Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Благородный человек, как барс, подвижен; и у ничтожных людей

меняются лица.

— Поход к несчастью.

Стойкость пребывания на месте — к счастью.


Преобразование

Унция доброй славы стоит больше, нежели фунт жемчуга.
Мигель де Сервантес Сааведра

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ. ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

Ключевые слова

Переделка, перемены, сбрасывание кожи. Отказ от старого. Приспособление. Переход к новому.

Объяснение структуры

В Водоеме есть Огонь. Преобразование. Вода и Огонь прерывают друг друга (взаимное прекращение действия), Две женщины вместе, но их волеустремления не обретают взаимности, говорится о преобразовании. Время преобразований воистину велико.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ, ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

Преображение, преобразование уже происходит изначально, каждый причастен к этому.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Всем переменам - свое время; придет день, тогда действуй.

ТРЕТИЙ ЯН.

В переменах не соблюдай постоянства, будь разборчив в средствах, всякий раз думай об удаче, о более верном проведении реорганизации.

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Судьба есть у всякого, принимай все перемены к счастью.

ПЯТЫЙ ЯН.

Предстоят изменения, возможно очень сильные, революционные, ослепительно ярок узор перемен, великих перемен больших людей.

ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Во время революционных преобразований и маленький человек становится решительным и смелым, но подчиняется правителю, начальнику, высшей силе.

Главное в гуа

Поток ДАО постоянно меняется во времени, меняясь сам.

Основной тезис

Преображения происходят во времени у всякого человека, большого или маленького. Новый эволюционный режим перехода, согласование проекций разных измерений в пространстве и в человеческом круговом восприятии. Смена всего, и династий в том числе.

Прорицательный аспект

Приход перемен кармической природы, которые невозможно не принять.
Возрождение забытых традиций, дел, проектов.
Суды о наследстве.
Игровая деятельность.
Разрыв любовных отношений во имя новых.
Ухудшение здоровья, наследственные заболевания, профессиональные.

Соответствие с Таро

Аркан XX, Суд, Аркан с кармическим уклоном.

В связи с обсуждением этого Аркана необходимо ввести понятие кармы.

Действия

Карма - понятие, возникшее на Востоке и означающее сумму, совокупность добрых и злых действий человека, которые ведут его сквозь череду последовательных существований.

Похвальная карма, добрые дела, обеспечивают даже рождение в сферах богов, полубогов и людей. Карма, вызывающая осуждение, заставляет рождаться в низших сферах - животной, преисподней. Неизменная карма, или ашала-карма, заставляет родиться в сферах высших форм и действует на человека благостно.

Карма и иллюзия - настоящие причины страдания и сансары, цепочки последующих реинкарнаций.

На поле Аркана XX, Суд, изображен белокурый ангел, трубящий в трубу, символ отделения доброго от злого, злящиеся, восстающие из могилы, не видят трубы - это видение дано лишь освобождающемуся духом.

Этот Аркан описывает посвящение в новые возможности, перспективы, поворотные моменты, метаморфозы. Но каким бы ни был выбранный путь, человек будет судим по делам его.  

Понятие "душа", возрождение души

Душа - энергетический центр, проявление скрытой реальности в человеке. Согласно верованиям древних, каждое живое тело состоит из видимой материи и невидимого духа, души.

Египетская Книга мертвых различает множество компонентов человеческого существа: КА, принцип духовного бессмертия, основа посмертной жизни, эфирный двойник, сохранность которого обеспечивала практика бальзамирования. Ка представляется в виде ибиса с хохолком или двумя поднятыми руками.

АХ, или тень, - примитивные инстинкты, животные влечения, пороки, проявляющиеся в загробном воплощении человека. БА - эмоциональный принцип, связанный с сердцем, представлен птицей с человеческой головой, способной принимать решения, делать выводы.

Китайцы различают две души: ПО, которой наделяется человек, в течение долгого времени она витает над могилой усопшего, и ХЮН, детерминирующую личность.

Индейцы племени наскапи представляют душу в виде факела пламени, вырывающегося изо рта.

Святой Павел различает в человеке душу, оживляющую тело, и бессмертный дух, открытый воздействию Духа Святого, нисходящего через душу на еще живого или уже воскресшего человека.

Символика души - дыхание жизни, принцип невидимого бытия, о котором мы можем только догадываться по его проявлениям, - близка символике воздуха, дыхания. Здесь соединяются мужской принцип, анимус, - средоточение желаний и влечений - и женский, анима, - вдох и выдох воздуха.

Анима имеет четыре стадии развития. Первая, символизируемая Евой, представляет собой уровень биологических инстинктов, вторая стадия включает эстстический и романтический планы, еще содержащие черты сексуальности, на третьей стадии любовь достигает вершины духовности и благочестия, воплощенной в Деве Марии, четвертый уровень есть обретение мудрости. Человеческая душа способна пройти эти уровни на пути совершенства, на пути к высшей степени мудрости.

В качестве преобразователя предметов нет ничего лучше жертвенника, потому принимается это посредством знака ДИН, ЖЕРТВЕННИК. ТРЕНОЖНИК.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

В делах перемены, которые необходимо принять. Отказ от старого, устаревшего и принятие нового, прогрессивного. День для великих преобразований уже наступил. Постоянство, целостность, отсутствие страха принесут плоды.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. Стремление к новаторству, а также возможность реализовать старые проекты. Снимите папки с верхних полок, сдуйте с них пыль, взгляните на старое по-новому, и вы сами удивитесь, какое это бесценное сокровище! Вам вряд ли достанется выигрыш на суде по поводу наследства; делитесь с другими, жертвуйте на благотворительность. Показана новая игровая деятельность.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Разрыв любовных отношений. Встреча с новым объектом, достойным вашего восхищения. Но помните о том, что завтра вы можете встретить еще более красивого партнера, поэтому не имеет смысла думать о внешних достоинствах, лучше сосредоточиться на внутреннем.

4. Межличностные отношения.

Остальные отношения складываются неплохо, в семье может наступить долгожданный мир, но на некоторое время.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Наследственные заболевания.

6. Тенденция.

Пройти через перемены, еще более закалившись в их огне.

АРКАН XX, СУД

Этот Аркан имеет "кармический" оттенок.

В "Иога-сутрах" Патанджали существует классификация индивидуальной кармы в зависимости от накопленного в течение жизни опыта. Карму делят на "черную", "бело-черную", "белую" и "ни белую, ни черную". Худшая - "черная" - обретается вследствие безнравственной злодейской жизни. Клевета, интриги, разрушение, присвоение плодов чужого труда, унижение близких и более достойных, оскорбление, воровство составляют внешнюю "черную" карму. Внутренняя, умственная "черная" карма включает такие состояния души, как скептицизм, безверие, яростное упорство в невежестве, зависть и др.

"Белая" карма - результат добродетельных деяний, которые укрепляют пространство. По возвращении к своему источнику она дает человеку благость и успех.

"Бело-черная" карма образуется за счет накопления добрых и злых по отношению к людям и к планете дел. В зависимости от суммы дел люди получают ту или иную судьбу. Чем больше благих дел, тем больше везения, чем их меньше, тем больше горя. "Ни белая, ни черная" карма - деяния странствующих отшельников, пребывающих в последнем телесном воплощении, но этот вид кармы формируется и в повседневной жизни, если дела выполняются добросовестно и нет привязки к плодам своих трудов. Аркан XX - карма человека.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"



Гэ (Смена): сдирать кожу; линять, линька; радикальная перемена, обновление; мятеж, переворот; кожа, кожаные доспехи, солдаты; устранять, отрезать, аннулировать, отменять. Иероглиф изображает шкуру животного, натянутую на раму.

Если до последнего дня будешь полон правды,
То будут изначальное свершение и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.

Это время, когда змея сбрасывает кожу, когда радикальные перемены обновляют весь сонм вещей. Избавляйтесь от старого. Устраняйте бесполезное, чтобы очистить путь для нового. Уничтожайте то, что испортилось или пришло в упадок. Действуйте решительно и уверенно: духи благоприятствуют вам. Отриньте былые раздоры и болезненные воспоминания. Чувствуйте себя обновленным с каждым наступающим днем.Ваши сомнения и печали исчезнут. Это время, когда Небо и Земля обновляют друг друга, а люди выполняют небесные предначертания.

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение – кожа, которая сброшена змеей.

Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей “Книге Перемен” как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется “изначальным свершением”, и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами “благоприятна стойкость”. Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации.

Внешний и Внутренний миры: Водоем (Туман) и Огонь

Изменение внутреннего осознания избавляет от, открывая новые вдохновляющие возможности.

Обновление через избавление от старого содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.

Последовательность

Дао колодца не позволяет обновлять вещи. Признание этого позволяет пользоваться сменой.

Определение

Смена подразумевает уход отжившего.

Символ

В центре тумана горит огонь. Смена.
Благородный человек соразмеряет ход времени со сменой времен года.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Для укрепления перемени кожу желтой коровы.

Вы крепко связаны с прошлым и еще не можете двигаться вперед. Будьте открыты для нового импульса, когда он придет.

Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) – при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, – образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы.

Линия 2

Шестерка вторая

Лишь по окончании дня производи смену!
Поход - к счастью. Хулы не будет.

Пришло время для перемен и обновления. Действуйте решительно. Приведите вещи в порядок. Путь открыт, ничто не препятствует вам.

Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым.

Линия 3

Девятка третья

Поход - к несчастью. Стойкость ужасна.
Речь трижды коснется смены у- лишь тогда к ней будет доверие.

Сейчас не время для выступления или установления дисциплины. Путь закрыт. Вы встретились с опасностью, корни которой находятся в прошлом. Подождите, пока призыв к действию не прозвучит трижды. Не упорствуйте в своих заблуждениях.

После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит “Книга Перемен”, лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно.

Линия 4

Девятка четвертая

Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье. Раскаяние исчезнет.

Действуйте без тени сомнения. Вы призваны исполнить небесное предначертание. В ситуации есть связь с духами. Время пришло, путь открыт. Все сомнения и печали исчезнут.

Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли - огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает.

Линия 5

Девятка пятая

Великий человек подвижен, как тигр.
И до гадания он уже владеет правдой.

Когда времена меняются, великие люди преображаются вместе с ними. Они стремительно переходят от одного состояния к другому. Им не нужно оракула, чтобы понять, что делать.

При максимальном выявлении смены на пятой позиции “Книга Перемен” указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п.

Линия 6

Наверху шестерка

Благородный человек подвижен, как барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход - к несчастью.
Стойкое пребывание на месте - к счастью.

Когда времена меняются, благородный человек действует подобно барсу, но без агрессивности тигра: его поступки исполнены красоты и изящества. Ничтожный же человек может отреагировать на перемены лишь изменением лица - то есть чисто внешне. Выступление неблагоприятно. Оставайтесь там, где вы есть, и работайте над совершенствованием своих качеств.

Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем “выражение своего лица”. Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества.

(Если до) последнего дня будешь (полон) правды, (то будет) изначальное свершение, благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет.

Для защиты примени кожу желтого быка.
(Лишь по) окончании дня (производи) смену. - Поход - к счастью. Хулы не будет.
Поход - к несчастью. Стойкость - опасна. Речь трижды коснется смены (и лишь тогда) будет права.
Раскаяние исчезнет. Обладая правдой, изменишь судьбу. - Счастье.
Великий человек подвижен, (как) тигр. И до гадания (он уже) обладает правдой.
Благородный человек подвижен, (как) барс, и у ничтожных людей меняются лица. - Поход - к несчастью. Стойкость пребывания на месте - к счастью.

Название

Гэ (Смена): сдирать кожу; линять, линька; радикальная перемена, обновление; мятеж, переворот; кожа, кожаные доспехи, солдаты; устранять, отрезать, аннулировать, отменять. Иероглиф изображает шкуру животного, натянутую на раму.

Образный ряд

Это время, когда змея сбрасывает кожу, когда радикальные перемены обновляют весь сонм вещей. Избавляйтесь от старого. Устраняйте бесполезное, чтобы очистить путь для нового. Уничтожайте то, что испортилось или пришло в упадок. Действуйте решительно и уверенно: духи благоприятствуют вам. Отриньте былые раздоры и болезненные воспоминания. Чувствуйте себя обновленным с каждым наступающим днем.Ваши сомнения и печали исчезнут. Это время, когда Небо и Земля обновляют друг друга, а люди выполняют небесные предначертания.

Внешний и Внутренний миры

Водоем (Туман) и Огонь

Изменение внутреннего осознания избавляет от, открывая новые вдохновляющие возможности.

Обновление через избавление от старого содержит скрытую возможность соединения двух первичных сил.

Последовательность

Дао колодца не позволяет обновлять вещи. Признание этого позволяет пользоваться сменой.

Определение

Смена подразумевает уход отжившего.

Символ

В центре тумана горит огонь. Смена.

Благородный человек соразмеряет ход времени со сменой времен года.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Для укрепления перемени кожу желтой коровы.

Вы крепко связаны с прошлым и еще не можете двигаться вперед. Будьте открыты для нового импульса, когда он придет.

Шестерка вторая

Лишь по окончании дня производи смену!
Поход - к счастью. Хулы не будет.

Пришло время для перемен и обновления. Действуйте решительно. Приведите вещи в порядок. Путь открыт, ничто не препятствует вам.

Девятка третья

Поход - к несчастью. Стойкость ужасна.
Речь трижды коснется смены у- лишь тогда к ней будет доверие.

Сейчас не время для выступления или установления дисциплины. Путь закрыт. Вы встретились с опасностью, корни которой находятся в прошлом. Подождите, пока призыв к действию не прозвучит трижды. Не упорствуйте в своих заблуждениях.

Девятка четвертая

Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье. Раскаяние исчезнет.

Действуйте без тени сомнения. Вы призваны исполнить небесное предначертание. В ситуации есть связь с духами. Время пришло, путь открыт. Все сомнения и печали исчезнут.

Девятка пятая

Великий человек подвижен, как тигр.
И до гадания он уже владеет правдой.

Когда времена меняются, великие люди преображаются вместе с ними. Они стремительно переходят от одного состояния к другому. Им не нужно оракула, чтобы понять, что делать.

Наверху шестерка

Благородный человек подвижен, как барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход - к несчастью.
Стойкое пребывание на месте - к счастью.

Когда времена меняются, благородный человек действует подобно барсу, но без агрессивности тигра: его поступки исполнены красоты и изящества. Ничтожный же человек может отреагировать на перемены лишь изменением лица - то есть чисто внешне. Выступление неблагоприятно. Оставайтесь там, где вы есть, и работайте над совершенствованием своих качеств.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение - кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами «благоприятна стойкость». Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста: Смена. Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение и благоприятная стойкость. Раскаяние исчезнет.

1
Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) - при помощи кожи. Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, - образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку: В начале сильная черта. Для укрепления примени кожу желтой коровы.

2
Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь: Слабая черта на втором месте. Лишь по окончанию дня производи смену. Хулы не будет.

3
После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит: Сильная черта на третьем месте. В смене речь трижды коснется ее, и лишь тогда к ней будет доверие. Поход - к несчастью. Стойкость - ужасна.

4
Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли - огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Владея правдой, изменишь судьбу. Счастье. Раскаяние исчезнет.

5
При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен» указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

6
Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Благородный человек подвижен, как барс. У ничтожного человека меняется лицо. Поход - к несчастью. Стойкое пребывание не месте - к счастью.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем - Разрешение и радостность, во внутреннем - Сцепление и ясность. Гармоничное сочетание Инь и Ян во внутреннем приводит к разрешению во внешнем - к смене чего-либо.

Интерпретация Хейслип

Все изменения и перестановки, происходящие вокруг вас сейчас - закончатся; да так удачно, что результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы теперь не уверены в себе, но грядут новые перспективы, и вы вновь обретете веру в себя. Возможно, ваши планы изменятся, и вы отправитесь туда, куда прежде и не собирались. Сейчас вам очень везет в игре.

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире из глубины прозрачного озера сияют на солнце драгоценные слитки золота. Уже сейчас в жизни проявлен ценный клад, добытый радостным свершением.

В недрах земли, прямо под озером, кипит огненная лава. На внутреннем плане заперты очень большие эмоции.

Клубы пара, пепла и дыма – это мощный подземный огонь выходит из недр земли на поверхность. Внутреннее несогласие и протест начинают проявляться в мире событий.

Огненная лава осветит все вокруг, превратит озеро в пар, расплавит драгоценные золотые слитки. Прежние достижения утонут в огне страстей и эмоций. Наступит полная ясность и большое сцепление с происходящими событиями.

На ПОДСОЗНАНИИ вибрация аналогичная, только гораздо мощней.

Бездонное бесконечное голубое небо заполнило собой все. Уже сейчас подсознательный план заполнен самыми Высшими, самыми прекрасными вибрациями.

Под небом в земле проросли маленькие семена деревьев. В глубине подсознания зародились семена сомнения и несогласия с Высшим.

Поросль стремится к свету и проникает тонкими ветвями прямо в голубое небо, а корнями уходит глубоко в землю. Несогласие и сомнение, основываясь на реальных фактах, набирают силу.

Там, где вчера было бесконечное голубое небо, сегодня мощный лес шелестит листвой на ветру. Высшее вытеснено на второй план концепцией, какой должна быть настоящая любовь и истинный Бог. Все погружается в житейскую суету.

Общее толкование гексаграммы №49

В проявленной действительности разгорается огонь эмоций и страстей. Если оставить все как есть, то эмоциональный пожар уничтожит все прежние достижения. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН.

На подсознании все сильно усугубляется. Уже сейчас здесь максимально проявлено Высшее. Максимально в том смысле, что Вы больше в настоящий момент вместить не в состоянии. Каждодневные заботы и тревоги, несогласие с происходящими событиями вытеснят Высшее из подсознания, если не будет существенных ПЕРЕМЕН. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН.

Как в проявленной действительности, так и на подсознании естественный ход событий разрушителен. Стоит его остановить, а еще лучше, развернуть в обратном направлении. Это невозможно сделать без кардинальных перемен. КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПЕРЕМЕН. Накопленный внутренний потенциал требует соответствующих изменений. Без перемен не будет позитивного развития и Вас ждут явные и скрытые конфликты. Возможно, лучше всего начать жизнь с чистого листа, кардинально изменив свои основные ценности и ориентиры. Благоприятна настойчивость в достижении перемен.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №49)

ГАРМОНИЯ С МИРОМ

ГАРМОНИЯ С МИРОМ означает принятие без сомнений и протеста любых событий, в том числе несчастий, болезни и даже смерти своих любимых и самого себя. Это практически невозможно для смертного человека, имеющего инстинкты самосохранения. Поэтому всегда будут ситуации, порождающие сомнения и несогласие с естественным течением жизни. Эти сомнения и протесты будут вытеснять Любовь, Высшее из сознания и подсознания так, что со временем потребуются КАТЕГОРИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ для достижения ГАРМОНИИ С МИРОМ.

ПРОТЯНИ РУКУ К ТОМУ,

ЧТО ОТТАЛКИВАЕТ ТЕБЯ.

СТАНЬ ТЕМ, С ЧЕМ ТЫ БОРОЛСЯ.

ПОЛЮБИ ТО, ЧТО НЕНАВИДЕЛ.

И НЕБО БУДЕТ С ТОБОЙ.

Позиции для осознания:

1. Почувствуй внутри себя божественный стержень, и что бы ни происходило, оставайся собой. Пусть мир подстраивается под тебя, а не наоборот.

2. Жизнь – это движение и изменение. Даже Бог меняется, потому что он живой! Отказ от перемен - это смерть.

3. В жизни все заранее предопределено. В этих условиях не может быть перемен в зависимости от воли человека. Изменения - не более чем фантазия беспокойного ума.

4. Внешние события зависят от нашего внутреннего состояния, от нашего восприятия и наших ожиданий. Меняясь внутренне, мы мгновенно меняем и судьбу, и поток событий!

5. Не только мы зависим от Космоса, но и Космос зависит от нас, как и мы зависим от каждой клетки своего организма. Сделай абсолютно здоровой всего одну любую клетку своего организма и весь организм наполнится здоровьем. Измени себя, и весь Космос тут же изменится и изменит свое отношение к тебе!

6. «ВЫ должны быть тем изменением, которое Вы хотели бы видеть в мире», - Махатма Ганди.

7. «Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь точку зрения», - Уильям Джеймс.

8. «Вы несёте ответственность за то, кем вы являетесь. Не перекладывайте ответственность на другого, иначе никогда не освободитесь от страдания. Как бы тяжело и больно не было: это вы и только вы отвечаете за всё, что случается, случалось, и будет случаться с вами», - Ошо.

9. «Истинное назначение вашего путешествия - это не место на карте, а новый взгляд на жизнь», - Генри Миллер.

10. «Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого, пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?», - Руми.

11. Главный парадокс психотерапии: «Принятие самого себя таким как есть - это и есть начало настоящих изменений».

12. «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться», - Марк Твен.

13. «Не откладывай на завтра то, что можешь отложить на послезавтра», - Марк Твен.

14. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя», - Л. Н. Толстой.

15. «Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться», - Дон Хуан.

16. «Однажды ученик спросил у Мастера:

Долго ли ждать перемен к лучшему?

Если ждать, то долго! - Ответил Мастер» (Энтони де Мелло).

17. «Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения нужно всегда начинать с себя», - Ошо.

18. «Мы все озабочены идеей изменения, и большинство людей пытаются измениться с помощью программы. Они хотят измениться. «Я должен быть таким» и так далее, и тому подобное. А на самом деле идея преднамеренных изменений никогда, никогда, никогда не работает. Как только вы говорите: «Я хочу измениться», - создаете программу, - возникают контр силы, которые удерживают вас от изменений. Изменения происходят сами по себе. Если вы углубляетесь в то, что вы есть, если вы принимаете это, тогда изменения автоматически происходят сами по себе. Это парадокс изменения. Подтверждением этому служит старая добрая пословица: «дорога в ад вымощена благими намерениями». Как только вы принимаете решение, как только вы хотите измениться, вы открываете дорогу в ад». (Фриц Перлз).

Элементами этой гексаграммы являются огонь и вода. Огонь испаряет воду, а вода тушит огонь. Точно так же изменение часто вызывает конфликт, и конфликт приводит к изменениям. Эта гексаграмма относится к тому периоду, когда что-то мешает, и когда есть намек на конфликтные изменения в воздухе.

Чтобы добиться успеха, вы должны действовать в нужный момент, собирать поддержку у людей, руководствоваться советами искренних и способных лидеров и — самое главное, решать корень проблемы.

Изменения — это период, когда хаос возникает из порядка. Давайте вспомним, что не каждый порядок хорош, и не всякий хаос плох. Хаос часто является неотъемлемой частью того, как развиваются вещи. Эта гексаграмма напоминает нам о мужестве, чтобы радикально изменить и возобновить то, что мы делаем. Таким образом, вы можете направить хаос в нужное вам русло во имя добра. Если вы участвуете в переговорах, измените правила, если сочиняете музыку, добавьте неожиданные элемент, если у вас есть любовник, осмельтесь быть нетрадиционной.

Борьба между силами темноты и света циклична, вы можете осознать эти циклы и овладеть ими, подготовившись заранее. В периоды засухи даже дикие бури предпочтительнее солнечного света.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

В начале периода больших изменений нет необходимости торопиться. Эта строка указывает, что время еще не пришло для активных действий. События только начинают складываться, и мы никогда не знаем точно, что будет в конце. Преждевременные действия могут привести к беде.

Прежде чем пытаться внедрить радикальные изменения, найдите время, чтобы в какой-то мере представить, какой результат вы ожидаете достичь. Только путем четкого восприятия характера желаемой цели можно достичь цели.

Инициирующие действия в это время могут привести к отрицательным результатам. Даже когда изменения кажутся необходимыми, нецелесообразно прибегать к спешке или беспощадности, которые могут вызвать катастрофу. Противоположная ошибка заключается в чрезмерной нерешительности, что также нецелесообразно. Повторные и обоснованные жалобы не должны прерываться. Внимательно изучите ситуацию. Сроки особенно важны. Не сбивайтесь с пути.

Для внесения радикальных изменений требуется соответствующий уровень полномочий. Акцент делается на бескорыстных мотивах и широких, зрелых взглядах. Будьте особенно осторожны в мелочности и узком мышлении.

Фортуна поддерживает смелые и сильные сердца. Идем дальше и вносим необходимые изменения. Вы знаете, что делать. Не церемоньтесь, не консультируйтесь с оракулом, не звоните домой за советом: просто сделайте это! Не бойтесь. Вас ждет успех.

Строка 6 (верхняя строка)

Основная цель достигнута, остается только тонкая настройка. Хотя вы можете видеть ограничения в меняющейся ситуации, не подавляйте себя, стремясь к совершенству. Постарайтесь найти удовлетворение в том, что возможно. Самый счастливый человек — тот, кто страстно желает то, что он или она уже имеет.