Семья и здоровье ребенка. Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша? Основы семейного здоровья: отказ от вредных привычек

Семья и здоровье ребенка. Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша? Основы семейного здоровья: отказ от вредных привычек

Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, раскрыть возможные пути формирования данных привычек, дать родителям практические советы.

На сегодняшний день забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, ведь с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка.

«Здоровье» - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья» - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости:

  1. Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Правильное питание.
  3. Двигательный режим
  4. Закаливание.
  5. Соблюдение личной гигиены.
  6. Положительные эмоции и благоприятный психологический климат в семье.
  7. Отказ от вредных привычек в семье.

Теперь рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов, а так же способы их реализации в семье.

В первую очередь хочется отметить положительные эмоции и благоприятный климат в семье . Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение, ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка, а перебранки в его присутствии способствуют возникновению неврозов.

Соблюдение режима дня . Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить. Сон - это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Дневной сон - это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Правильное питание . Питание дошкольника должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона На самом деле питание дошкольников должно значительно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь его пищеварительная система еще только формируется. Его рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания: Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов. - Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Очень важно соблюдать определенные интервалы между приемами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребенок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребенка куда более серьезно, чем это может показаться.

Оптимальный двигательный режим в семье. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность- биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Основные правила: Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности. Развитие воображения при выполнении двигательных действий. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Закаливание . Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце. Виды закаливания: Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру. Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению. Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, лыжи, ролики. Полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ.

При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

Соблюдение личной гигиены. Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

Однако, самым лучшим способом воздействия на ребенка, самой простой и действенной возможностью воспитания здорового ребенка в семье является родительский пример.

Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Рассказывайте ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку - и он с радостью будет повторять все за вами. Гуляйте с ним - и ребенок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша - и у него не будет проблем со здоровьем и лишним весом.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. В заключении хотелось бы вам порекомендовать: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе некуда его будет вести».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. Здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей.

Как известно, на здоровье ребенка влияет огромное количество факторов: наследственность, окружающая среда, питание и т.д.

1. Отрицательные факторы, влияющие на здоровье детей

воспитание здоровье ребенок семья

Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье ребёнка (из тех, что относятся к образу жизни), является пристрастие родителей к вредным привычкам. Рассматривая пагубное воздействие вредных привычек на здоровье детей, необходимо прежде всего отметить многосторонний характер такого воздействия. Вредное влияние злоупотребления спиртным, курения, наркомании ощущается неокрепшим детским организмом как напрямую (в виде вдыхания табачного дыма или через молоко матери), так и через наследственные факторы (влияние спиртного, табака, наркосодержащих веществ на репродуктивные клетки организма родителей), а также в виде различных стрессовых ситуаций, влияющих на психику ребёнка, которые могут возникать в семьях, где кто-либо из членов семьи злоупотребляет спиртным (или болен наркоманией).

Особо следует сказать о вреде курения. Во многом зависит от семьи, будет ли ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится. Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить.

Влияние вредных привычек родителей отражается на их детях, внуках и даже правнуках. Курящие родители часто забывают о «пассивном курении», которому они подвергают своих детей ежедневно.

Если родители не курят, то и вероятность того, что и дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей большее значение имеет для мальчиков.

Лучший способ, чтобы ребенок бросил курить, - отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы во имя здоровья сына или дочери - очень серьезный стимул для ребенка. Только следует выполнять данное детям обещание! Если родители срываются сами, тогда что требовать с подростка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка.

Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. На вопрос: «Занимаетесь ли Вы сами со своим ребёнком физическим воспитанием?» 20% опрошенных родителей ответили отрицательно, 54,3% физическим воспитанием своих детей занимаются нерегулярно, и только 26,7% делают это постоянно. В большинстве случаев такое положение объясняется тем, что родители сами не занимаются своей физической подготовкой. Так, например, не делают утреннюю зарядку вообще53,4% матерей и 60,9% отцов, следовательно, они не прививают этих навыков и своим детям. Всегда делают зарядку только 4% матерей и 4,8% отцов, остальные делают её нерегулярно. В соответствии с поведением родителей в вопросах физической культуры и дети ведут себя аналогичным образом.

2. Роль семьи в воспитании здорового образа жизни

Для правильного развития и воспитания ребенка необходим здоровый образ жизни. Формирование его происходит при соблюдении в семье некоторых условий. Роль семьи при этом велика и занимает лидирующее место. Задача семьи сформировать у ребенка правильное представление о здоровом образе жизни, обеспечить ему условия жизни, способствующие этому, а именно правильному режиму дня, труда, отдыха, сна. Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие здорового образа жизни.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены особенно важны для детей, чей более слабый организм требует повышенного внимания к сохранению здоровья. Вместе с тем, именно в детском возрасте закладываются основные навыки во всем, в том числе и здоровом образе жизни. Личная гигиена подразумевает режим дня, рациональную систему питания, занятия спортом и закаливание, гигиену зрения и умственного труда, гигиену тела (уход за кожей, зубами, волосами), гигиену одежды, обуви, жилища.

Хорошо, когда ребенок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм бывает готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребенок и ест с аппетитом, и засыпает быстро, и не «раскачивается» долго, принимаясь за уроки, а, значит, на всем экономит время и меньше устает.

В каждой семье режим дня организуется по-разному, но основной план режима дня должен оставаться постоянным. В первую очередь, это касается сна. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, приводит к переутомлению и неврозам. Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причем самое лучшее, если родители и сами ложатся спать в определенное время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Несомненно, роль семьи в полноценном развитии ребенка поистине велика. И наиболее отчетливо это проявляется в вопросах, касающихся формирования здорового образа жизни, что достигается благодаря правильному физическому воспитанию. Пониженной двигательной активностью страдает большое количество детей, а ведь за день они должны пробежать, проскакать, пройти около 7 км, причем 3 км за те часы, что находятся в школе. Иначе дети просто не выдержат статических и психоэмоциональных нагрузок - проще говоря, не смогут сидеть, слушать, запоминать. Гулять же им положено каждый день по 3 часа! Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении. Особую тревогу вызывает тот фат, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе, спортивных занятий ежедневно просиживает у телевизора более 2 часов. Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь небольшое количество семей начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводят выходные дни на природе, занимаются спортом.

А ведь, характеризуя данный аспект роли семьи в формировании здорового образа жизни, следует сказать, что здесь роль родителей просто неоценима. Так, например, к формам физического воспитания в семье относятся пешие прогулки и походы, плавание, лыжные прогулки, катание на коньках, езда на велосипеде и, наконец, просто бег.

Говоря о семейных пеших прогулках, следует сказать, что они являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность детей, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Но на этом роль семьи в формировании здорового образа жизни не заканчивается. Очень важно привить детям знание о том, как правильно питаться, сколько и какие продукты питания необходимо употреблять в пищу, что также закладываются родителями в семье.

Ребенок с детства должен усвоить: для того, чтобы быть здоровым, в день необходимо съедать 500 граммов овощей и фруктов, что самым полезным является черный хлеб, а изделия из муки высшего сорта (белый хлеб, булочки, батоны, сушки, пряники, вафли, пироги, торты), надо употреблять в пищу как можно реже, так как они отрицательным образом влияют на здоровье. Родители не должны позволять детям ежедневно употреблять в пищу продукты так называемого «быстрого питания»: чипсы, «кириешки», всевозможные сладости, газированные напитки. В зимне-весенний период необходимо увеличить потребление детьми продуктов, содержащих витамин С (цитрусовые, лук, шиповник, квашеная капуста). Соль на столе должна быть йодированная.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.

Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствования выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Популярное циклическое упражнение - бег трусцой со скоростью 5 - 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 - 4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и обще развивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 - 3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5 - 2 км без напряжения.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.

В течение дня нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т.д.; нужно закаливать детей в процессе с повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться, проводить для этого специальные меры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми

Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Дети, как правило, желают быстрее повзрослеть и поэтому начинают перенимать привычки своих родителей, следовательно, родителям нужно быть лучше.

В заключение хочется сказать, что общество, в котором живем мы и наши дети, школьное воспитание помогают детям сформировать навыки здорового образа жизни, но на первом месте всегда будет семья. Дети во всем подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это. Неоценима роль семьи при совместных с детьми занятиях спортом, которые приносят следующие положительные результаты:

Углубляют взаимосвязь родителей и детей;

Пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

Позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Семья - это целый мир со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию. Школа, оздоровительные программы могут только помочь, дополнить, обогатить новыми знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут. Поэтому давайте начнем с себя, и пусть будут здоровы наши дети.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с

2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. - М.: Мир, 1999. - 368с.

3. Бердыхова. Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт,1990;

4. Виноградов ПА. Физическая культура и здоровый образ жизни. -

5. М.: Мысль, 1990.

6. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001. - 461с.

7. Зиановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт, 1990.

8. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. - Уссурийск, 1998. - 124с.

9. Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение, 1987.

10. Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. - Франция: Ридерз Дайджест,1998. - 404с.

11. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5.-(Здоровье и образование).

12. Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал «Ватандаш» /Статья Шевалдиной Е.// Образ жизни родителей и здоровье детей- 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Роль семьи в физическом воспитании и развитии детей. Опытно–экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре образа жизни. Средства, методы и приемы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Программа совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. Беседа по теме "Значение режима дня в жизни дошкольника".

    дипломная работа , добавлен 05.07.2012

    Понятие "здоровье": содержание и критерии. Роль физкультуры в развитии личности. Составляющие здорового образа жизни. Опыт работы Волжского Филиала МАДИ по формированию у студентов здорового образа жизни. Мнения студентов об охране собственного здоровья.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Сущность понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни". Особенности формирований представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Роль семьи в этом процессе. Рекомендации по улучшению преподавания основных принципов ЗОЖ в ходе образования.

    реферат , добавлен 25.10.2015

    Анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения. Средства, формы организации и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей 4-5 лет.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2010

    Здоровье – наивысшее благо и достояние каждого человека и всего общества; величайшая социальная ценность. Значение охраны здоровья подрастающего поколения. Проблемы здорового образа жизни подростков. Формирование основ здоровья и здорового образа жизни.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста, валеологическая культура здоровья в их личностно-социальном развитии. Определение эффективности работы воспитателя и руководителя физвоспитания по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2012

    Формирование здорового образа жизни в семье как социальное и педагогическое явление. Содержание и характер внутрисемейных отношений. Воспитательный потенциал семьи в формировании у ребенка здорового образа жизни. Занятия оздоровительного характера.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Особенности обеспечения здоровья человека на биологическом, психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов – сохранение здоровья и повышение его резервов. Роль учителя в воспитании здорового образа жизни школьников.

Конфликты между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых . Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека

Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.

Гипоопека

Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать и . У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.


Двигательные нарушения

Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.

Кожные реакции

Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ

Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции

При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.

Нарушения речи

У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем

Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье

Здоровье бесценно – все мы знаем эту истину, но далеко не всегда ей следуем. И передаем свои привычки, полезные и не очень, а также культуру заботы о себе собственным детям. В очереди к врачу куда чаще можно увидеть маму и ребенка, обожающих ходить в кино с попкорном и кафе быстрого питания, нежели семью, которая по выходным уезжает на сплавы, на дачу к бабушкам и дедушкам или гуляет в городских парках, устраивая забавные фотосессии и экопикники.

Каковы же они, слагаемые семейного здоровья? В обзоре сайт вас ждут рекомендации по правильному питанию, активному образу жизни, преодолению вредных привычек, соблюдению правил гигиены и режима труда и отдыха.

Себя и других взрослых членов семьи мотивировать на «здоровые» перемены можно преображением фигуры и внешности, повышением тонуса, а детей – игрой и возможностью освоить разнообразные полезные навыки: от владения фото- и видеокамерой до умения разводить костер и ставить палатку.

Заботьтесь о своих близких и их самочувствии – пусть у вас будет как можно меньше поводов для беспокойства и как можно больше поводов для радости!

Основы семейного здоровья: правильное питание

Основное слагаемое здоровья – рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и полезными веществами, поддерживающими жизнедеятельность организма. Правильный рацион должен быть сбалансированным, полноценным, иметь оптимальный режим (идеальная формула дробного питания: 3 основных приема пищи + 2 полезных перекуса в течение дня).

В здоровый ежедневный рацион семьи должны входить зерновые продукты (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны), разнообразные овощи, фрукты и свежая зелень, молочные и кисломолочные продукты (сыр, молоко, кефир, сметана, творог, натуральный йогурт, желательно без сахара), источники белка – нежирные мясо и птица, жирная рыба, яйца, бобовые, орехи, семечки, растительное (подсолнечное, оливковое) масло.

Ограничивайте потребление сахара, соли и кондитерских изделий, старайтесь избегать полуфабрикатов, фастфуда, сладких газированных вод и соков из магазина.

Равно вредны для здоровья детей и взрослых как избыточное, так и недостаточное питание. При чрезмерном питании значительно увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании отмечается резкая потеря веса, ухудшение самочувствия, общая слабость, снижение иммунитета.

Соблюдайте условия и сроки хранения пищевых продуктов и готовых блюд, следуйте технологии приготовления блюд – это поможет избежать пищевых отравлений.

Важно соблюдать и ежедневный питьевой режим: для взрослых и подростков он составляет 2-2,5 л жидкости, для детей дошкольного возраста – 800 мл в день, для младших школьников – 1 л. По данным Исследовательского института детского питания РАМН, ориентировочная потребность ребенка в жидкости составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Основы семейного здоровья: активный образ жизни

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Как известно, движение – жизнь, и оно же – эликсир молодости. К семейным традициям, укрепляющим дух и тело, можно отнести совместные занятия спортом и трудовой деятельностью (пусть это будет работа на грядках, мытье посуды, уборка и прочие полезные дела, в которые можно вовлечь и подрастающего ребенка), прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, путешествия, общие хобби и творчество.

Регулярная физическая и интеллектуальная нагрузка позволят всем членам вашей семьи развить силу, выносливость и смекалку, укрепят здоровье и предупредят неблагоприятные изменения в самочувствии, спасут от гиподинамии – малоподвижного образа жизни и его последствий.

Специалисты рекомендуют: чтобы обеспечить себе и близким хорошую физическую форму на долгие годы, стоит приучить себя и домочадцев реже пользоваться лифтом, личным и общественным транспортом (если путь недалек), завести собаку, которую нужно ежедневно выгуливать.

Быстрая ходьба, танцы, бег трусцой, плавание или занятия в фитнес-клубе длительностью от 30 минут до одного часа пять раз в неделю – то, что доктор прописал, чтобы во многих случаях можно было забыть о таблетках!

Основы семейного здоровья: соблюдение правил гигиены

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Она включает в себя уход за телом, поддержание чистоты одежды и обуви, регулярную чистку и своевременную замену расчесок, зубных щеток, бритв, мочалок и других индивидуальных предметов гигиены.

Пренебрежение простыми правилами зачастую оборачивается проблемами со здоровьем, среди которых следует особенно выделить так называемые «болезни грязных рук», пик которых приходится на летний сезон.

Избежать различных расстройств желудочно-кишечного тракта и приучить домочадцев с удовольствием заботиться о чистоте рук вам помогут средства гигиены Dettol® . Более 70 лет бренд является экспертом в области гигиены и уделяет особое внимание профилактике инфекций, передающихся через руки, – его продукция гипоаллергенна, подходит для ежедневного применения детьми и взрослыми и рекомендована Европейской педиатрической ассоциацией.

Когда вода и мыло недоступны, вас выручат гель для рук и влажные антибактериальные салфетки Dettol® . Их удобно взять с собой на работу, прогулку, в детский сад, поликлинику или магазин и, конечно, на пикник и прочие вылазки на природу, в дорогу и путешествие. Любое место с большим скоплением людей – повышенный источник заражения различными инфекциями.

Гель и салфетки превосходно очищают руки и убивают 99,9% бактерий*, при этом не сушат кожу, оставляя ее упругой и свежей. Гель имеет нежный аромат и содержит ингредиенты, которые уменьшают липкость средства и обеспечивают коже эффект лифтинга.

Для дома и дачи вашим семейным секретом чистых рук станет антибактериальное жидкое мыло Dettol® с удобным дозатором. Оно также убивает 99,9% бактерий*, в том числе кишечную палочку и золотистый стафилококк. Средство не сушит и бережно очищает кожу, обеспечивая ей мягкий уход, увлажнение и питание.

Увлечь культом чистоты домочадцев любого возраста вам поможет инновационная сенсорная система No Touch , предназначенная для автоматического дозирования антибактериального жидкого мыла для рук Dettol®. Она практична, портативна и экономична, проста в использовании. Вакуумное дозирование препятствует появлению капель мыла на раковине после использования продукта, а прозрачное окно позволяет отследить оставшееся количество мыла и вовремя поставить запасной блок.

Никакого прикосновения к упаковке – поднесите руки к сенсорному устройству, и нужное количество мыла окажется у вас в ладонях. Эта процедура особенно увлечет младших членов семейства, которых обычно так трудно уговорить вымыть лицо и ладошки.

Все перечисленные средства гигиены безопасны для вас и ваших детей и эффективны для защиты семейного здоровья.

Основы семейного здоровья: режим труда и отдыха

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Чтобы хорошо поработать, нужно хорошо отдохнуть, – это правило справедливо и для взрослых, и для детей, особенно школьников. Поэтому всем членам семьи нужен выверенный, гармоничный распорядок дня с чередованием труда и отдыха (активного и пассивного), регулярным питанием, временем на полноценный сон.

Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

При соблюдении дневного режима вырабатывается согласованный ритм функционирования организма. Правильный распорядок дня не только укрепляет здоровье, но и улучшает самочувствие и настроение, дарит бодрость, энергию, оптимизм, повышает производительность труда. Как следствие, вы делаете успехи в работе, дети – в учебе.

Основы семейного здоровья: отказ от вредных привычек

Вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, зависимость от наркотиков, – разрушают жизнь человека и его близких и несовместимы с понятием здорового образа жизни. Стремитесь к полному отказу от всего, что наносит непоправимый ущерб организму, ведь дети с большой долей вероятности переймут ваше отношение к сигарете, рюмке и наркотику.

О том, как пагубно сказываются «злачные» пристрастия родителей на внутриутробном развитии ребенка, его здоровье, интеллекте, психике и социальной адаптации, не стоит и напоминать: с печальными примерами мы сталкиваемся ежедневно.

Так, согласно недавним исследованиям канадских ученых, дети могут начать курить не только из-за подражания своим родителям, но и из-за того, что их легкие уже «приобщены» к табаку по причине пассивного курения. Доказано влияние наследственности на детей пьющих родителей: мальчики из неблагополучной в этом плане семьи становятся алкоголиками чаще, нежели их ровесники, воспитанные родителями, предпочитающими трезвый образ жизни.

И еще тревожные цифры: по статистике, 20% общего числа наркоманов в России – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в нашей стране составляет 15-17 лет, резко увеличивается количество детей 9-13 лет, садящихся на иглу. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к пагубной зависимости их приобщают родители-наркоманы.

Берегите себя и близких – и будьте здоровы!

* По результатам теста EN12054 в отношении Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, Enterococcus hirae при контакте в течение 30 сек, по данным лаборатории Biolab S.p.A., Вимодроне, Италия, 2010 г.

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий. Однако для того, чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить достойно­го человека, который оправдает надежды и чаяния родите­лей, потребуется немало сил, умений и терпения. Очень важ­но, изучив накопленный человечеством опыт в этой области, внести необходимые коррективы в свою жизнь, чтобы в бу­дущем стать счастливыми родителями здоровых детей.

Здоровье будущего ребенка, его нормальное развитие и сча­стье родителей во многом зависят от того, будет ли малыш же­ланным, а его появление на свет - заранее продуманным и запланированным. Нет ни одной женщины, которая не меч­тала бы о счастье материнства, и каждая из них хотела бы, чтобы этот период в ее жизни - таинство сотворения будуще­го человека - был самым светлым и праздничным (рис. 47).

Главное условие рождения полноценного ребенка - здоро­вье родителей перед зачатием, во время него, а женщины - и при вынашивании плода. Следует знать, что любые болезни родителей и, прежде всего, матери, оказывают влияние на внутриутробное развитие ребенка. Крайне неблагоприятно для развития плода, если родители злоупотребляют алкоголем или принимают наркотики. Так же отрицательно на здоровье ре­бенка может сказаться курение будущей матери.

Готовясь к беременности, необходимо выявить и устранить возможные очаги инфекции. Например, внутриутробное

Рис. 47. Здоровье родителей - главное условие рождения здоро вого ребенка

заражение ребенка возможно из-за больных зубов, синусита, гайморита, тонзиллита, бронхита, цистита, воспалительных заболеваний половых органов.

Особого внимания требуют женщины, страдающие одним из следующих заболеваний:

тяжелый врожденный или приобретенный п 0 р 0К серд­ца с явными признаками нарушения кровообращения; тяжелое течение гипертонической болезни;

    заболевания легких с дыхательной недостаточностью; хроническая почечная недостаточность и другие забо­левания почек;

тяжелые заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, надпочечников);

    онкологические заболевания;

    сильная близорукость, осложненная отслойкой сетчат­ки;

Следует заметить, что в настоящее время ученъ 1ми разра­ботаны комплексные методы лечения беременных, страдаю­щих пороками сердца, сахарным диабетом, туберкулезом и другими заболеваниями, что позволяет уменьшить или устра­нить неблагоприятное влияние болезни матери на плод. В спе­циализированных родильных домах (или отделениях) боль­ные женщины при соответствующей подготовке к беремен­ности и лечении во время нее рожают здоровых детей.

Особая миссия каждого человека связана с продолжением рода человеческого. Вопрос грамотного планирования семьи в настоящее время достаточно актуален. Одним из неблагопри­ятных факторов, разрушающих здоровье женщины, является аборт - искусственное прерывание беременности. Каждая про­цедура такого рода отрицательно сказывается на здоровье жен­щины и на будущей беременности. Самыми распространенны­ми последствиями прерывания беременности являются воспа­ление детородных органов и бесплодие женщины.

Одним из средств грамотного планирования семьи являет­ся контрацепция (от новолат.contraceptio - противозачатие) - предупреждение беременности механическими, хими­ческими, гормональными и др. противозачаточными сред­ствами и способами. Контрацепция - это не только защита от нежелательной беременности, но и путь к сохранению ва­шего здоровья и рождению здорового ребенка тогда, когда вы этого захотите.

Одной из самых популярных является механическая кон­трацепция с помощью презерватива, которая позволяет в большинстве случаев не только избежать нежелательной бе­ременности, но и предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией, передающейся половым путем.

Спермицидная активность химических средств контрацеп­ции (мазей, кремов, вагинальных таблеток, вагинальных суп­позиторий) заключается в угнетении подвижности спермато­зоидов, тем самым, создавая препятствие для их проникно­вения в яйцеклетку. Однако применение спермицидов требу­ет соблюдения определенных правил, в частности, необходи­мости учитывать время действия препарата, активность ко­торого постепенно снижается, вплоть до полного исчезновения, что требует повторного использования препарата.

Гормональные препараты действуют по-разному, в зависи­мости от их состава. Комбинированные оральные контрацеп­тивы (КОК) подавляют овуляцию (т.е. препятствуют созре­ванию и выходу яйцеклетки). Кроме того, они сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходи­мой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую обо­лочку матки, и оплодотворенная яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблеток, со­держащих только прогестин в небольших количествах) дру­гой. Они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодот­воренной яйцеклетки в матке.

Однако гормональная контрацепция требует внимательного подхода к применению. Подбор препаратов для гормональной контрацепции осуществляет только врач, который обязатель­но учитывает все показания, противопоказания и ограничения к использованию гормонов у данной женщины. Таблетки при­нимаются по специальной схеме, которой нужно строго при­держиваться, что и обеспечит надежный контрацептивный эффект. Непосредственно после родов гормональная контра­цепция не назначается, поскольку нежелательно присутствие высокой концентрации гормонов в грудном молоке, да и есте­ственный уровень гормонов после родов изменяется.

Отдельного внимания заслуживает внутриматочная кон­трацепция, которая заключается во введении в полость мат­ки спиралей. Спираль выполняет роль инородного тела в по­лости матки, препятствуя имплантации в ней яйцеклетки. У данного метода контрацепции, несмотря на его достаточно высокую эффективность, существует ряд ограничений к при­менению. В частности, не рекомендуется внутриматочная контрацепция нерожавшим женщинам, а также женщинам, страдающим бактериальным вагинозом и кольпитом. Кроме того, внутриматочная контрацепция требует регулярного кон­троля со стороны лечащего врача и своевременного удаления спирали из полости матки.

Одним из факторов, влияющих на здоровье ребенка, явля­ется возраст будущих родителей. Данный фактор включает в себя два аспекта: физиологический и социальный. Первый аспект связан с тем, что организм будущих родителей окон­чательно формируется в среднем к 20 - 25 годам. Более мо­лодые родители рискуют здоровьем своих будущих детей, т.к. возрастает процент рождения недоношенных детей и воз­никает угроза смертности в первый год жизни.

Второй аспект связан с социальным положением родите­лей. Более зрелый возраст родителей - гарантия того, что условия жизни ребенка будут лучше, чем у родителей, толь­ко что вышедших из подросткового периода и не добивших­ся финансовой и социальной самостоятельности. Лучше, ко­нечно, если ребенок родится, когда семья достигнет опреде­ленной материальной независимости и стабильности.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково главное условие рождения здорового ребенка?

2. Назовите факторы негативного воздействия на внутриутробное развитие ребенка.

3. Какие заболевания женщины представляют угрозу для буду­щего ребенка?

4. В чем опасность искусственного прерывания беременности?

5. Что является средством грамотного планирования семьи?

6. Как возраст родителей влияет на здоровье будущих детей?