Мош по географии. География

Мош по географии. География

По подготовке к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии проходят в Центре педагогического мастерства. Их ведут опытные учителя, преподаватели и лучшие студенты географических факультетов МГУ и МПГУ. Занятия бесплатные и проводятся для каждого класса, начиная с 7-го.

Ребята готовятся раз в неделю по четыре часа. Для сильнейших школьников по пятницам проходят занятия для кандидатов в команду Москвы. Все участвующие в подготовке осенью и зимой приглашаются на сборы. Весной также проходят сборы, но уже для тех, кого отобрали в команду по результатам регионального этапа.

Кроме того, большое количество материалов доступно школьникам в закрытых разделах на .

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по географии.

Как попасть в группу подготовки

Чтобы попасть в группу подготовки, достаточно написать на почту главного тренера и прийти на занятия. А дальше – зависит только от желания. Если оно есть, то реально попасть и в группу подготовки сборной. В нее берут лучших из основных групп и успешно выступающих на 3-4 этапах всероссийской олимпиады.

Готовиться можно и дома

На в открытом доступе собрано огромное количество материалов для подготовки - как литературы (учебников и книг, атласов и карт, презентаций с занятий) так и заданий, тестов для классов от 7 до 11. Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции.

Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

Содержание

Отличным подспорьем выпускнику при поступлении будет объемное портфолио, содержащее результаты его выступлений на конференциях или олимпиадах. Одно из таких интеллектуальных состязаний – Московская олимпиада школьников 2017-2018 года имеет многолетнюю историю, и открыта для участия в заочном туре школьникам 5-11 класса с помощью регистрации на сайте.

Что такое Московская олимпиада школьников

Состязания по отдельным предметам знакомы всем, кто обучался в школе – они дают возможность проверить знания и предоставляют определенные преимущества победителям (например, у занявших призовое место на всероссийской олимпиаде будут льготы при сдаче вступительных испытаний в вуз). Московская олимпиада школьников 2017-2018 года (МОШ) – это состязание учащихся 5-11 классов со всей России, проводящееся в несколько этапов. В первоначальном дистанционном этапе могут принять участие все желающие, подходящие по возрасту согласно правилам.

Цели и задачи

Организаторы определили, что основными целями МОШ является выявление талантливых личностей среди школьников, развитие их навыков и предоставление возможностей для дальнейшего занятия наукой. При проведении мероприятия организаторы делают упор на талант и одаренность участников – задания составлены так, что необходимо углубленное знание предмета, но не выходящее за пределы школьной программы.

Поиск решения у заданий требует смекалки и сообразительности (например, подобные задачи предлагает Московская олимпиада школьников по математике), позволяя одаренным школьникам проявить свои таланты. Введенный организаторами конкурсный отбор с помощью интернета охватывает все регионы нашей страны – принять участие в заочном (дистанционном) уровне олимпиады есть возможность у всех учащихся подходящего возраста.

Кто может стать участником

Отборочный тур проходит в дистанционной форме. В зависимости от предмета, прием заявок и доступ к заданиям осуществляется в конце 2017 или в начале 2018 года. Дата проведения у состязаний по различным предметам различается, что предоставляет возможность участвовать сразу по нескольким направлениям. Принять участие могут учащиеся 5-11 классов школ России (вне зависимости от места проживания) и их зарубежные сверстники.

Дистанционное участие подразумевает регистрацию через интернет, авторизацию при помощи пароля и логина с последующим выполнением заданий на сайте. Участникам нужно знать, что вносить правки можно только до того момента, как задание отправлено на проверку, после этого делать исправления будет уже нельзя – вот почему важно избегать мелких ошибок при вводе данных. Победители заочного тура приглашаются для участия в первом очном туре, где примут участие и призеры предыдущего года.

Организаторы олимпиады учащихся в Москве

Московская олимпиада 2017-2018 года проходит при участии ведущих вузов России и образовательных структур разного уровня. Базовую координацию осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение «Центр педагогического мастерства», а в число организаторов входят:

  • Департамент образования города Москвы;
  • Московский государственный университет;
  • Высшая школа экономики;
  • Российский государственный гуманитарный университет.

Правила организации и проведения

Хотя разные предметные состязания в составе МОШ различаются по времени проведения очных и заочных туров (например, Московская олимпиада школьников по филологии в дистанционной форме проходит 8.11.2017-10.01.2018), но они имеют общий порядок проведения. Этот порядок установлен организаторами, и его основные положения следующие:

  1. Задания для олимпиадных состязаний составляют методические комиссии по предметам.
  2. Решение о количестве этапов и туров принимается на уровне оргкомитета.
  3. Туры и этапы проводятся в заочной (дистанционной) и очной форме.
  4. Минобрнауки РФ определяет порядок проведения предметных соревнований из Перечня олимпиад школьников.

По каким предметам проводится­

Широкий охват образовательных программ является отличительной чертой МОШ. В 2017-2018 запланировано проведение олимпиад по профилям:

  • математика;
  • информатика;
  • физика;
  • география;
  • химия;
  • русский язык (филология);
  • лингвистика;
  • литература;
  • биология;
  • экономика;
  • астрономия;
  • право;
  • история;
  • обществознание;
  • иностранные языки (английский, французский и др.);
  • изобразительное искусство;
  • технология;
  • финансовая грамотность;
  • робототехника;
  • предпрофессиональное состязание.

Регистрация­

Для того, чтобы школьнику принять участие в состязании, одному из его родителей следует пройти регистрацию на официальном сайте проведения олимпиады. Для этого необходимо:

  1. Создать учетную запись на сайте – это требует ввода имени, фамилии, и пароля к личному кабинету.
  2. Войдя в личный кабинет, подать заявку на ребенка, указав там всю необходимую информацию.
  3. В случае затруднений с доступом к интернету, регистрация может осуществляться по заявке, заполненной и подписанной родителем.

Права и обязанности участников

Каждому учащемуся, принимающему участие в МОШ, необходимо ознакомиться с правилами проведения состязания. Это относится к обязанностям учащихся и нарушение может грозить серьезными санкциями по отношению к участнику. При этом, кроме обязанностей, участник имеет и права:

  • принимать участие в предметном состязании для любого класса, не ниже того, в котором он обучается;
  • получать необходимые сведения о времени и месте проведения интересующей его МОШ;
  • ознакомиться с результатами проверки своей работы;
  • в случае несогласия с оценкой, оспорить результаты, подав апелляцию через личный кабинет.

Последствия нарушения требований организаторов

Порядок организации и проведения МОШ подразумевает необходимость соблюдения требований к участникам. При нарушении (особенно на очном этапе Московской олимпиады учащихся), к школьнику могут быть применены штрафные санкции разного уровня:

  • удаление с тура;
  • удаление с тура и аннулирование результатов;
  • аннулирование результатов (если нарушение вскрылось после сдачи работ);
  • запрет на участие в последующие годы.

Что необходимо иметь с собой

Продолжительность очного тура МОШ достигает 5 часов для 10-11 классов – участнику состязания необходимо быть готовым к этому. Для того, чтобы принять участие, нужно принести с собой:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • бланки, титульный лист (файлы, которые нужны для распечатки, есть на сайте);
  • черную гелевую ручку;
  • линейку, транспортир, калькулятор (если они могут потребоваться);
  • бутылку с питьевой водой и шоколад (по желанию).

Что дает школьникам участие в олимпиадах

Кроме удовольствия от решения заданий и увеличения базы знаний по выбранному предмету, участие школьников в МОШ имеет и другие преимущества. Заслужив призовое место, участник получает льготные условия при поступлении в вуз по профилю (например, победитель олимпиады по математике будет иметь льготы при зачислении на математический факультет). Для школьников это будет бесспорным стимулом – победив на олимпиадном состязании, выпускник может уже не волноваться в абитуриентский период, что его не примут на обучение.

Льготы для участников

Есть несколько уровней льгот, которые определены приказом Министерства образования и науки РФ (например, Московская олимпиада школьников по физике 2017-2018 года предоставляет возможность победителям поступить в вуз без вступительных испытаний). Характер льготы зависит от уровня, к которому отнесено конкретное состязание:

  1. Первый уровень – зачисление в вуз при отсутствии вступительных испытаний.
  2. Второй уровень – участник получает максимальный балл единого госэкзамена по профилю.
  3. Третий уровень – высшее учебное заведение самостоятельно определяет предоставляемую льготу.

Победитель состязания может получить оригинал диплома или его электронную копию – для приемной комиссии они будут иметь одинаковый статус. Согласно действующему законодательству, абитуриент имеет право подать документы в 5 вузов на 3 направления в каждом (всего – 15 вариантов), но воспользоваться льготой поступления без вступительных испытаний можно только единожды, подавая приемной комиссии оригинал диплома МОШ (или электронную копию).

Олимпиада школьников в Москве

Есть три уровня, по которым вузы предоставляют льготы поступающим. Такие льготы действуют в течение четырех лет после олимпиадного состязания, и если выпускник не смог их использовать сразу по окончании учебы, то впереди у него еще три года для льготного зачисления. Таблица показывает, как соотносятся предметы и уровни льгот для победителей:

Математика

Информатика

Лингвистика

Русский язык (филология)

География

Литература

Биология

Экономика

Астрономия

Обществознание

Иностранные языки

Изобразительное искусство

Технология

Финансовая грамотность

Робототехника

Предпрофессиональная олимпиада

Награждение призеров и победителей

Победителей МОШ утверждаются Городским оргкомитетом – их число не должно превышать 10% общего количества участников заключительного этапа (35% вместе с призерами). Победители и призеры получают соответствующие дипломы, подписанные председателями оргкомитета и жюри. Если состязание включено в Перечень олимпиад учащихся, утвержденный Минобрнауки РФ (то есть относится к I уровню), то победителям и призерам из числа выпускников вручаются и дипломы единого образца, которые предоставляются приемной комиссии для получения льгот при поступлении.

Сроки проведения Московской олимпиады учащихся 2017-2018 года

Каждый год сроки проведения отдельных туров МШО слегка меняются, окончательно они определяются в октябре-ноябре. Причем, в ноябре-декабре уже начинают стартовать некоторые дистанционные туры, например, Московская филологическая олимпиада школьников проходит с 8.11.2017 по 10.01.2018, а состязание по географии – с 15.12.2017 по 15.01.2018. Самая актуальная информация содержится на сайте МШО, поэтому заглянув туда, вы получите самые свежие сведения.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

« 5 класс - Вариант 1 1. На Земле существует 6 ...»

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

5 класс - Вариант 1

1. На Земле существует 6 континентов (материков). Найдите соответствие

континента и количества стран, находящихся на его территории (без учета

островных государств). Таблицу перенесите на лист ответов и заполните

пустые ячейки. Впишите в соответствующие ячейки таблицы самые больше по

площади страны на каждом континенте.

Количество Самая большая по площади страна

Континент

государств континента стран нет одна страна 10 стран 12 стран 48 стран 80 стран

2. И в географии, и в истории многие ученые говорят о Великом шелковом пути. На каком континенте проходил этот путь, какие основные конечные объекты он связывал? В какой период времени он действовал? Какие основные товары перевозились по нему?

Вам нужно переместиться строго на запад на 6678 км, а затем строго на юг на 2608,5 км. Как называется параллель, на которую вы попали? Как называется участок поверхности суши, где вы находитесь? Что вы можете сказать о нем, исходя из информации, данной на карте?



Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 5 класс - Вариант 2

1. На Земле существует 6 континентов (материков). Найдите соответствие континента и количества стран, находящихся на его территории (без учета островных государств). Таблицу перенесите на лист ответов и заполните пустые ячейки. Впишите в соответствующие ячейки таблицы самые высокие точки континента.

Количество Континент Самая высокая точка континента государств стран нет одна страна 10 стран 12 стран 48 стран 80 стран

2. И в географии, и в истории многие ученые говорят о пути «из варяг в греки».

На каком континенте проходил этот путь, какие основные конечные объекты он связывал? В какой период времени он действовал? Какие географические объекты являлись основным транспортным путемдля перевозки товаров?

3. Представьте себе, что вы находитесь в точке с координатами 0° (по широте и долготе).

Вам нужно переместиться строго на восток на 8904 км, а затем строго на север на 7381,5 км. Как называется параллель, на которую вы попали? Как называется участок поверхности суши, где вы находитесь? Что вы можете сказать о нем, исходя из информации, данной на карте?

4. Этот вопрос мы задавали вашим папам и мамам на такой же олимпиаде 20 лет назад. А вы сможете на него ответить?

Составьте пары правильных ответов “прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина”:

Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 6 класс - Вариант 1

1. Маршрут из Симферополя в Ялту известен как одна из самых длинных в мире троллейбусных линий. Она была проложена в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Троллейбус из Ялты проходит до Симферополя примерно за 2 часа 30 минут (вначале по трассе М18 до Алушты, и затем по трассе Е105).

Несмотря на такой большой временной отрезок поездки, легендарным маршрутом пользуется много туристов. К тому же, за это время можно вдоволь полюбоваться видами окружающих ландшафтов.

1) Известно, что расстояние между Симферополем и Ялтой по прямой составляет 50 км. Определите масштаб карты-схемы.

2) С помощью линейки определите расстояние между этими городами по дороге. Рассчитайте, с какой средней скоростью движется троллейбус по маршруту? Как, по-вашему, не слишком ли медленно едет троллейбус? Если вы считаете, что медленно, то почему? Какие объекты, отображенные на рисунке, могут помочь вам ответить на этот вопрос? О чем свидетельствует наличие этих объектов?

3) Перечислите несколько природных географических объектов и сельскохозяйственных культур, которые вы смогли бы увидеть из окна троллейбуса, движущегося по маршруту Симферополь – Ялта.

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

2. На карте масштаба 1:2500000 расстояние по прямой от Санкт-Петербурга (Россия) до Киева (Украина) – 44 см (примерно 1100 км). Если мы отложим от Киева ещё два таких же расстояния точно на юг, в какой стране мы окажемся?

Назовите государство и определите координаты столицы этого государства.

Расстояние по прямой от Санкт-Петербурга до города Олёкминск (120° в.д.) на реке Лена в Республике Саха (Якутия) – 5022 км. Какое расстояние будет от Санкт-Петербурга до Магадана (150° в.д.)?

3. И в географии, и в истории многие ученые говорят о Великом шелковом пути. На каком континенте проходил этот путь, какие основные конечные объекты он связывал? В какой период времени он действовал? Какие основные товары перевозились по нему?

4. Этот вопрос мы задавали вашим папам и мамам на такой же олимпиаде 20 лет назад. А вы сможете на него ответить?

Составьте пары правильных ответов «прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина»:

Барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, эхолот

Балл, метр, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

5. Определите соответствие азимута в градусах направлению на географический объект. Перенесите таблицу на лист ответов и заполните ее.

–  –  –

1. Более полувека из Симферополя в Ялту (через Алушту) можно добраться по самому длинному в мире троллейбусному маршруту. Вы могли бы сесть в троллейбус, заплатить 100 рублей и доехать до Ялты за 2 часа 30 минут.

Допустим, случились непредвиденные обстоятельства, и через Алушту в Ялту доехать нельзя, но Вам в течение 3 часов надо попасть в ялтинский порт.

Таксист предлагает вам проехать до пункта назначения через Бахчисарай, Куйбышево и Соколиное.

1) Посчитайте, хватит ли Вам 1000 рублей на поездку, если такса за проезд составляет 10 рублей за километр.

2) Успеете ли Вы добраться до порта за 3 часа, если водитель такси будет соблюдать правила дорожного движения и придерживаться ограничения скорости вождения 40 км/час?

3) Представьте себя водителем. Какие, по вашему мнению, важные характеристики автодороги от Бахчисарая до Ялты, обязательно должны быть указаны на предупреждающих дорожных знаках для безопасности автовладельцев и их пассажиров?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

2. На карте масштаба 1:2500000 расстояние по прямой от Санкт-Петербурга (Россия) до Киева (Украина) – 44 см (примерно 1100 км). Если мы отложим от Киева ещё восемь таких же расстояний точно на юг, в какой стране мы окажемся? Назовите государство и определите координаты столицы этого государства.

Расстояние по прямой от Санкт-Петербурга до города Олёкминск на реке Лена в Республике Саха (Якутия) (120° в.д.) – 5022 км. Какое расстояние будет от Санкт-Петербурга до Осло (Норвегия, 10° в.д.)?

3. И в географии, и в истории многие ученые говорят о пути «из варяг в греки».

На каком континенте проходил этот путь, какие основные конечные объекты он связывал? В какой период времени он действовал? Какие географические объекты являлись основным транспортным путем для перевозки товаров?

4. Этот вопрос мы задавали вашим папам и мамам на такой же олимпиаде 20 лет назад. А вы сможете на него ответить?

Составьте пары правильных ответов «прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина»:

Анеморумбометр, барограф, гигрометр, осадкомер, термометр, эхолот

Метр, метр в секунду, миллибар, миллиметр, процент.

Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

–  –  –

3. Ниже приводятся три фрагмента описаний новых земель, сделанных во время их открытия известными путешественниками. Ответьте на вопросы. О каких территориях идет речь? С точностью до столетия определите время их первого посещения европейцами и европейцев, открывших их миру. Коротко дайте ответ на вопрос, какое значение имело открытие этих земель?

1) Эта страна была плоская и покрыта лесом. Всюду по берегу был белый песок, и берег отлого спускался к воде. Лейв сказал: «Надо назвать эту страну по тому, что в ней есть хорошего. Пусть она зовется Лесная Страна». Подсказка: территория расположена на крупнейшем в мире материке, в пределах современной страны, входящей в десятку лидеров по населению.

2) Рассвело, и моряки увидели город. Вдали тянулись темные горы. Город раскинулся в бухте. С кораблей видны были лишь разбросанные кое-где в пальмовых рощах и фруктовых садах деревянные и глинобитные дома, крытые пальмовыми листьями. Над южной и северной окраинами города на холмах высились мечети.

Подсказка: территория характеризуется уникальным животным и растительным миром (впрочем, сильно измененным человеком) с большой долей эндемиков.

3) Сначала, когда я увидел туземцев, они произвели на меня впечатление самых жалких людей на Земле; но в действительности они гораздо счастливее европейцев, ибо не знакомы не только с излишествами, но и с необходимыми удобствами, столь распространенными в Европе... Они живут в спокойствии, которое не нарушается неравенством положения. Земля и море снабжают их всем необходимым для жизни. Они живут в теплом и прекрасном климате и наслаждаются здоровым воздухом... Подсказка:

территория, как считается, была расположена на юге крупного полуострова, и через несколько столетий была открыта повторно.

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 7 класс - Вариант 2

1. В предложенном кроссворде загаданы 11 однотипных природных географических объектов. Внимательно изучите содержание таблицы 1 и решите кроссворд. Как называются эти объекты. Перенесите в лист ответов таблицу 2 и заполните ее.

Название географического объекта Государственная принадлежность … Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

–  –  –

3. Ниже приводятся три фрагмента описаний новых земель, сделанных во время их открытия известными путешественниками. Ответьте на вопросы. О каких территориях идет речь, с точностью до столетия определите время их первого посещения европейцами, и коротко дайте ответ на вопрос, какое значение имело открытие этих земель.

1) Затем справа замечен был еще один остров, и показались во множестве и другие острова. Все возблагодарили Бога и пропели «Salve Regina», затем стал доноситься с берега аромат цветов, которым все восхищались. Люди на кораблях видели бесчисленное множество зеленых попугаев, которые летали стаями, как дрозды. Подсказка: территория относится к крупной части света с субмеридионально вытянутой на многие тысячи километров горной системой.

2) Мы заметили, что под плавающим слоем водорослей, прутиков, листьев, даже под плавающими костями каракатиц скрывалось от зорких глаз хищных птиц и лучей палящего солнца множество мелкой рыбы.

Берег низкий, покрыт мангровыми болотами, которые перемежаются с песчаными участками, поросшими травой, ползучими растениями и низкорослыми пальмами.

Подсказка:

территория расположена вблизи материка, значительная часть которого находится ниже уровня моря.

3) Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не только из части, которая находилась перед глазами нашими.

Подсказка: территория находится в пределах материка, центральная часть которого была обследована и колонизирована не менее чем на три с половиной столетия позже, чем побережье.

4. В каких природных зонах сделаны данные фотографии? Что за деревья на них запечатлены? Ареал какого зонального типа почвы в основном совпадает с районом их распространения? В какой климатической области формируются подобные ландшафты?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 8 класс - Вариант 1

Растения: полярный мак, аянская ель, ковыль перистый, тюльпан, песчаная акация, овсец, ягель, верблюжья колючка, карликовая ива, саксаул, амурская липа, тонконог, мятлик разноцветный, кедр корейский, ирис Кроме того, в будущем на территории парка планируется размещение зоопарка, в котором будут представлены основные представители фауны этих природных зон. Назовите изображенных на фотографиях животных и отнесите их к соответствующей природной зоне (подзоне) (в таблице должно быть буквенное обозначение и название животного).

–  –  –

4 Значение городов в жизни общества в XXI веке продолжает возрастать. Они стали настолько крупными ареалами человеческой деятельности, что их воздействие на окружающую среду стало по-настоящему заметным, что схематически изображено на рис. 2.

В метеорологии для данного явления появилось специальное понятие. Назовите данное явление и укажите факторы, приводящие к его формированию. Как называются изолинии на рисунке? В каких единицах измерения они подписаны (какая шкала)? Где этот эффект будет более выражен в крупном городе или небольшом? Почему?

Рисунок 2

5. На представленном космоснимке запечатлена территория одного из российских городов, расположенного в нескольких сотнях километрах к северу от 40-й параллели. На космоснимке хорошо видно, что город адаптирован к специфическим геоморфологическим условиям. Что это за условия? В чем их специфика? Как называется этот город? Какие объекты, изображённые на космоснимке, позволяют определить одну из его функций?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 8 класс - Вариант 2

1. В 2017 г. в центре Москвы в историческом районе Зарядье после длительной реконструкции территории будет открыт парк. Его концепцией является создание участков, похожих на имеющиеся в России ландшафтные зоны, для чего будут высажены десятки растений, характерных для данных природных территорий.

На этапе проектирования парка конкурсной комиссией были выбраны 4 природные зоны (подзоны) России, которые должны быть представлены в парке. Из представленного списка растений составьте 4 группы, чтобы в каждой находились растения характерные для одной определенной зоны (подзоны). Ответ дайте в виде таблицы (в таблице должно быть 3 столбика: зона (подзона), растения, животные).

Растения: Карликовая ольха, аянская ель, типчак (овсяница валисская), синюха северная, вейник, кладония оленья, амурская липа, саксаул, копеечник арктический, кедр корейский, житняк, мятлик арктический, костёр, песчаная акация, пырей Кроме того, в будущем на территории парка планируется размещение зоопарка, в котором будут представлены основные представители фауны этих природных зон. Назовите изображенных на фотографиях животных и отнесите их к соответствующей природной зоне (подзоне) (в таблице должно быть буквенное обозначение и название животного).

–  –  –

3. Определите возвышенность: вытянутая, представляющая собой остаток древней, ныне разрушенной горной страны. Расположена в пределах древней складчатой области, широко распространены породы докембрийского возраста. Территория относится к бассейну одного из российских морей. Годовая сумма осадков составляет 600 мм, годовая амплитуда температур достигает 40° С. К какой тектонической структуре она приурочена? Притоки какой крупной реки дренируют возвышенность? В бассейне какого из морей она располагается? Какая отрасль хозяйства оказывает наиболее негативное воздействие на экологическое состояние этой территории?

4. Значение городов в жизни общества в XXI веке продолжает возрастать. Они стали настолько крупными ареалами человеческой деятельности, что их воздействие на окружающую среду стало по-настоящему заметным, что схематически изображено на рис. 2.

В метеорологии для данного явления появилось специальное понятие. Назовите данное явление и укажите факторы, приводящие к его формированию. Какие единицы отложены по оси Y? Какие другие широко используемые шкалы подобных единиц вы знаете? Как вы думаете, когда это явление наиболее ярко выражено, ночью или днём? Почему?

Рисунок 2

5. На представленном космоснимке запечатлена территория одного из российских городов, расположенного в нескольких сотнях километрах к северу от 50-й параллели. На космоснимке хорошо видно, что город адаптирован к специфическим геоморфологическим условиям. Что это за условия? В чем их специфика? Как называется этот город? Какие объекты, изображённые на космоснимке, позволяют определить одну из его функций?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур 9 класс - Вариант 1

1. В 2017 г. в центре Москвы в историческом районе Зарядье после длительной реконструкции территории будет открыт парк. Его концепцией является создание участков, похожих на имеющиеся в России ландшафтные зоны, для чего будут высажены десятки растений, характерных для данных природных территорий.

На этапе проектирования парка конкурсной комиссией было выбрано 4 природные зоны (подзоны) России, которые должны быть представлены в парке. Из представленного списка растений составьте 4 группы, чтобы в каждой находились растения характерные для одной определенной зоны (подзоны). Ответ дайте в виде таблицы (в таблице должно быть 3 столбика: зона (подзона), растения, народы).

Растения: полярный мак, аянская ель, ковыль перистый, тюльпан, песчаная акация, овсец, ягель, верблюжья колючка, карликовая ива, саксаул, амурская липа, тонконог, мятлик разноцветный, кедр корейский, ирис Климатические особенности влияют также и на жизнь коренных народов данных природных зон (подзон). Часто это отражается в национальных костюмах данных народов. На рисунке 1 даны 4 фотографии представителей народов, коренной ареал расселения которых расположен в данных природных зонах (подзонах), но большинство этого этноса проживают не на территории России. Назовите народы и распределите их по природным зонам (в таблице должно быть буквенное обозначение и название народа).

Рисунок 1

2. Наша страна обладает огромными водными ресурсами, которые используются в различных отраслях народного хозяйства. 50 лет назад состоялось открытие гидроэлектростанции (ГЭС), плотина которой образовала водохранилище, представленное на спутниковом снимке (рисунок Но 2).

использование водных ресурсов и электроэнергии, получаемой на данной ГЭС, не ограничивается исключительно поставками на высоковольтные линии электропередач.

Назовите изображенное на снимке водохранилище, а также реку, на которой оно создано. Есть ли ещё сооружения подобного типа на данной реке? Если есть, назовите их. Какие две отрасли народного хозяйства Рисунок 2 (кроме гидроэнергетики) используют ресурсы (электроэнергию и водные ресурсы) представленного на снимке искусственного водоема? Какое негативное влияние на экологическую обстановку оказывает создание подобных водохранилищ?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

«Расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. На севере ареала – низменные территории с мохово-лишайниковой растительностью и широким развитием озер термокарстового происхождения. На юге

– кустарниковая растительность, переходящая в угнетенные редколесья и низкорослые леса из ели и лиственницы».

Как называется этот народ? О каких природных зонах идет речь в описании? Какое направление традиционного хозяйства может быть представлено в данных зональных условиях? Будет ли оно меняться при движении с севера на юг? Какие отрасли хозяйства создают экологическую угрозу для "кормящих ландшафтов" искомого этноса? Укажите североамериканский этнос, имеющий аналогичный хозяйственно-культурный тип.

–  –  –

Рисунок 1

2. Наша страна обладает огромными водными ресурсами, которые используются в различных отраслях народного хозяйства. 50 лет назад состоялось открытие гидроэлектростанции (ГЭС), плотина которой образовала водохранилище, представленное на спутниковом снимке (рис. 2). Но использование водных ресурсов и электроэнергии, получаемой на данной ГЭС, не ограничивается исключительно поставками на высоковольтные линии электропередач.

Назовите изображенное на снимке водохранилище, а также реку, на которой оно создано. Есть ли ещё сооружения подобного типа на данной реке? Если есть, назовите их. Какие две отрасли народного хозяйства (кроме гидроэнергетики) Рисунок 2 используют ресурсы (электроэнергию и водные ресурсы) представленного на снимке искусственного водоема? Какое негативное влияние на экологическую обстановку оказывает создание подобных водохранилищ?

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

3. Редакция одного из научно-популярных журналов стала готовить серию публикаций о традиционной экологической культуре и природных условиях обитания коренных малочисленных народов России, но в ходе подготовки произошел технический сбой, и часть материала оказалась потерянной. Помогите определить этнос по фрагменту описания среды его обитания:

«На севере ареала – расселены вдоль низменного морского побережья. Здесь скудная и сильно разреженная мохово-лишайниковая растительность, отмечаются частые следы термоабразии и термокарста. Южнее, ближе к центру ареала – рельеф становится более расчлененным и представлен нагорьями. Русла многих рек промерзают до дна, часто встречаются наледи. В растительном покрове на равнинных участках более распространены мхи, лишайники, осоки, южнее переходящие в отдельные редины из лиственницы и кустарниковые ивы и березы».

О каких природных зонах идет речь в описании? Какое направление традиционного хозяйства может быть представлено в данных зональных условиях? Будет ли оно меняться при движении с севера на юг? Какие отрасли хозяйства создают экологическую угрозу для «кормящих ландшафтов» искомого этноса? Укажите североамериканский этнос, имеющий аналогичный хозяйственно-культурный тип.

–  –  –

3. Найдите соответствие между современными российскими городами (посёлками) и элементами их современных гербов (появившихся в разное историческое время). Изображения на гербах связаны с современной или исторической специализацией города, либо отражают особенности окружающей природы. Ответ оформите в виде таблицы (столбики – населенный пункт, субъект РФ, в который он сейчас входит, элемент герба). Какие из объектов на гербах не соответствуют современной специализации хозяйства (без учёта существования кустарного производства)?

На гербе какого из представленных городов (посёлков) можно было бы изобразить самолётамфибию, проектируемый в этом населенном пункте?

Города (поселки): Алексеевка (50°38’ с.ш., 38°41’ в.д.), Ишим, Кизляр, Кола, Сердобск, Сретенск (52°15’ с.ш., 117°43’ в.д.), Таганрог, Шуя Элементы герба: брусок мыла, виноградный куст, две дыни, золотой карась, кит, слитки серебра, цветок подсолнечника, якорь и сноп.

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

–  –  –

"Расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. На севере ареала – низменные территории с мохово-лишайниковой растительностью и широким развитием озер термокарстового происхождения. На юге – кустарниковая растительность, переходящая в угнетенные редколесья и низкорослые леса из ели и лиственницы".

–  –  –

3. Найдите соответствие между современными российскими городами (посёлками) и элементами их современных гербов (появившихся в разное историческое время). Изображения на гербах связаны с современной или исторической специализацией города, либо отражают особенности окружающей природы. Ответ оформите в виде таблицы (столбики – населенный пункт, субъект РФ, в который он сейчас входит, элемент герба). Какие из объектов на гербах некоторых из перечисленных городов и посёлков не соответствуют современной специализации хозяйства (без учёта существования кустарного производства)?

На гербе какого из представленных городов (посёлков) можно было бы изобразить самолёт, в связи с наличием в населенном пункте училища гражданской авиации?

Города (поселки): Балашов, Бугуруслан, Валуйки, Епифань, Кашин, Лесозаводск, Моздок, Пудож.

Элементы герба два арбуза в золотом поле, листья шафрана (цветок крокуса), пурпурный цветок лотоса, три былины конопляные, три пучка льна, три ступки белил, чёрная овца, яблоки.

Московская олимпиада школьников по географии. 2016-2017 учебный год, 2 тур

–  –  –

6. Редакция одного из научно-популярных журналов стала готовить серию публикаций о традиционной экологической культуре и природных условиях обитания коренных малочисленных народов России, но в ходе подготовки произошел технический сбой, и часть материала оказалась потерянной. Помогите определить этнос по фрагменту описания среды его обитания:

"На севере ареала – расселены вдоль низменного морского побережья. Здесь скудная и сильно разреженная мохово-лишайниковая растительность, отмечаются частые следы термоабразии и термокарста. Южнее, ближе к центру ареала – рельеф становится более расчлененным и представлен нагорьями. Русла многих рек промерзают до дна, часто встречаются наледи. В растительном покрове на равнинных участках более распространены мхи, лишайники, осоки, южнее переходящие в отдельные редины из лиственницы и кустарниковые ивы и березы".

Что это за этнос? О каких природных зонах идет речь в описании? Укажите преобладающие на данной территории формы рельефа, имеющие зональную природу. Чем может быть представлено традиционное хозяйство в данных природно-зональных условиях? Будет ли оно меняться при движении с севера на юг? Какие отрасли хозяйства создают экологическую угрозу для "кормящих ландшафтов" искомого этноса? Укажите североамериканский этнос с подобным типом традиционного природопользования.

7. Представленные ниже территории объединяет определенный политический процесс (явление), характерный для настоящего времени и ряда стран. Что это за процесс? В каких государствах располагаются эти территории? В каких территориях важную роль в появлении данного процесса играет минерально-ресурсный фактор? Расставьте территории по мере уменьшения над ними максимальной высоты Солнца над горизонтом в день олимпиады (12.00 московского времени).
УДК 316.4 Клименко Людмила Владиславовна Klimenko Lyudmila Vladislavovna кандидат социологических наук, PhD in Social Science, Assistant Professor, доцент Южного

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

3. У подножия горной вершины температура в июле составляет +8ºС, а на самой вершине - –16ºС. Какова высота горной вершины? В январе среднемесячная температура у подножия поднимается до +20ºС. В каких горах мира может находиться подобная вершина? Свой ответ поясните.

4. Океания включает тысячи крупных, средних, малых и крохотных островов, разбросанных на обширных просторах центральной и западной частей Тихого океана от теплых морей тропических и экваториальных широт до холодной Антарктики. Какое происхождение имеют отдельные острова этой части земного шара? Для каждой группы происхождения приведите примеры.

5.

Объекты : Дельфинарий, Московский театр юного зрителя, Парк культуры и отдыха им. Горького, Стадион «Локомотив», Третьяковская галерея, Центральный музей Вооруженных сил

Станции метро: Новослободская, Октябрьская, Семеновская, Тверская, Третьяковская, Черкизовская.

б) Какие объекты культуры изображены на представленных ниже фотографиях(1-3, слева направо)?

https://pandia.ru/text/78/015/images/image002_13.jpg" width="168" height="126 src=">.jpg" width="209" height="156 src=">.jpg" width="229" height="152 src=">
Московская олимпиада школьников по географии 2008-09 уч. год

Местное население и многочисленные туристы активно воздействуют на данную территорию, используя перечисленные природные богатства.

Определите, какое воздействие местное население и приезжающие туристы могут оказывать на данную территорию, к каким изменениям в природе может привести это воздействие, как можно предотвратить или замедлить эти изменения?

Ответ оформите в виде следующей таблицы:

5. а) Найдите соответствия «московский объект культуры – ближайшая станция метро»

Объекты: Зоопарк, Московский государственный объединенный музей-заповедник усадьба «Коломенское», Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Политехнический музей, Российский академический молодежный театр,

Станции метро: Воробьевы горы, Китай-город, Коломенская, Краснопресненская, Кропоткинская, Охотный ряд,

б) Какие объекты культуры изображены на представленных ниже фотографиях (1-3, слева направо)?

https://pandia.ru/text/78/015/images/image005_10.jpg" width="103" height="154 src=">

Московская олимпиада школьников по географии 2008-09 уч. год

Восполните недостающую информацию в соответствующих графах таблицы.

Какой общий признак объединяет эти города? Перечислите факторы, способствовавшие появлению этого признака в разные исторические периоды.

7. В течение долгого времени (вплоть до середины 1990-х гг.) Москва, несмотря на её столичный статус и многофункциональную структуру экономики, оставалась одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза и России. Одним из признаков перехода Москвы к постиндустриальному типу экономического развития стало «исчезновение» с привычных для москвичей мест крупнейших промышленных предприятий. По старым адресам сейчас Вы не найдёте ни АЗЛК, ни Бадаевского пивоваренного завода, ни завода «Каучук».

а) Где раньше располагалось каждое из этих предприятий (дайте как можно более точную привязку к местности или другим, соседним, объектам)?

б) На производстве какой продукции специализировалось каждое из этих предприятий? К каким отраслям промышленности они относятся (относились)?

в) Объясните, что произошло с каждым из них в последние годы и сформулируйте основные закономерности преобразования промышленности и промышленных зон города на этапе перехода Москвы к постиндустриальному типу развития.

Проводится ежегодно с 1953 года для школьников 5-11 классов. Отборочный этап проходит дистанционно, очный - в МГУ имени М. В. Ломоносова...

В отборочном этапе принимает участие около 5 тысяч школьников, представляющих десятки российских регионов, а на очном ежегодно между собой соревнуется около 1 тысячи юных географов.

Задания московской олимпиады по географии основаны на базовой школьной программе и для их решения не нужны углубленные знания предмета. При этом задания в основном аналитического характера, тесты исключаются. Это позволяет отследить ход рассуждений участника. При решении задач очного этапа разрешено использовать школьные атласы.

Что нового

Как участвовать

  1. Пройдите регистрацию на заочный этап.
  2. Приступайте к решению заданий, когда появится ссылка на них в личном кабинете.
  3. Ждите свои результаты, проходные баллы и список приглашенных на очный этап.
  4. Следите за новостями, место и дату проведения очного этапа организаторы олимпиады опубликуют на своем сайте.
  5. Заранее распечатайте именные бланки и титульный лист, их вы найдете в личном кабинете.
  6. Найдите свой паспорт, ученический билет или социальную карту и приходите на очный этап.
  7. Ждите результаты, смотрите свою работу и задавайте вопросы жюри.
  8. Дождитесь публикации границ определения победителей и призеров.
  9. Узнайте на сайте, как вы можете получить оригинал своего диплома или его электронную копию.

Что особенного

Как готовиться

Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж. Задания и решения →

Обсуждение олимпиады

Маша Новикова, 4 апреля 2015 Когда будут опубликованы списки призеров и победителей МОШ по географии?В личном кабинете стоит статус и баллы!:) Когда будут опубликованы результаты МОШ по географии 2014-15 →

Отзывы учителей, школьников и родителей

Благодарим организаторов московской олимпиады по географии в 2018-2019 у. г.!!! Олимпиада интересна для обучающихся. Вопросы в этом году были и легкими и посложнее, но все творческие, логические и познавательные. Огромное спасибо авторам заданий.

Организация 4 :-) Задания 5 :-))

Олимпиада по географии в 2019 году прошла на очень высоком уровне. Огромное спасибо авторам заданий. Задания были составлены по возрасту. Они были интересными и логическими. Спасибо!!!

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Хорошая организация, интересные задания, мне понравилось.

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Благодарим организаторов Московской олимпиады школьников по географии за профессионализм, отличную организацию, интересные творческие вопросы!!! Вопросы составлены в соответствии с возрастом, одни из них лёгкие, другие посложнее, но логические, увлекательные и интересные.

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))