Классный час на тему "Образ Прекрасной Дамы в искусстве и в жизни" (старшие классы). Классный час на тему "Образ Прекрасной Дамы в искусстве и в жизни" (старшие классы) Современен ли образ прекрасной дамы

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?

Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».

Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал свой жизненный и художественный идеал, как Александр Блок. Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким содержанием и очень долго был ему верен. И хотя эстетический облик этого идеала менялся с годами, но сердцевина его оставалась неизменной.
Так возник цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его открывает «Вступление», в котором рисуется путник, неостановимо шествующий туда, где находится героиня. Интересно, что здесь еще поэт помещает ее в русский деревянный терем, украшенный резьбой, коньком, высоким верхом-куполом. Мне кажется, что Блок опирается на фольклорный источник, на песню «Живет моя отрада в высоком терему...» Только эту песенную «отраду» поэт делает сказочной Царевной, слово это начинает писать с заглавной буквы, а сам он проникает в ворота малодоступного терема сквозь пламя заревого пожара.
Далее следуют стихи цикла, в которых героиня все чаще называется «душой» и наделяется неземными чертами:
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Поэт жаждет в эту пору (она совпадает с «мистическим летом» Блока и Л. Д. Менделеевой в 1901 году) любви «божественной». Он испытывает в это время сильное влияние философии Владимира Соловьева, который утверждал, что божественный мировой разум, управляющий миром, проявляет себя в «душе мира», «Софии», которая принимает женский образ Вечной Женственности. Это «высшее существо» (женское начало) находится между Богом и реальной действительностью и вмещает в себя полноту добра, истины и «нетленное сияние красоты». Она, эта Вечная Женственность, призвана сласти своей красотой мир, обновив человечество.
Учение выдающегося русского философа легло в основу поэтического цикла А. Блока. Мистический образ Вечной Женственности, став у него источником любви и света, получает различные имена и названия: «Вечно-Юная», «Дева», «Святая», «Владычица вселенной», «Душа» и «Прекрасная Дама». Это позволило Блоку необычайно возвысить образ любимой, соединить прекрасное и возвышенное, выразить идею будущего преображения мира в гармонию.
Высокий идеал прекрасного по-своему, очень своеобразно (и отдаленно) отражал конфетное лицо в жизни - Любу Менделееву. Она вспоминает, говоря о поэзии Блока 1901 - 1903 годов: «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но все певуче, все недосказанно, где эти прекрасные стихи так или иначе, но все же идут от меня». Теперь мы начинаем значительно лучше понимать эти загадочные стихи Блока. С одной стороны, тут много идет от реальной жизни: совместное с невестой посещение городских соборов - Казанского и Исаакиевского - отразилось в стихотворениях «Люблю высокие соборы...» и «Вхожу я в темные храмы...», прогулки по тихим майским улицам Петербурга запечатлелись в стихотворении «Белой ночью месяц красный...», другие стихи передают перемены во взаимоотношениях возлюбленных. Тут и надежда, и сомнения, и волнения молодых людей. А с другой стороны - многое идет от философии, мечты и литературы. Теперь понятен смысл таких строк:
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно вечно радость мне!
И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери, и Вечной Жене, и в Звезде, «святилище Твоем», и в горе Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме, которую ждет герой, так или иначе вол- лощены черты Вечной Женственности.
Центральный из этих образов - Прекрасная Дама - больше напоминает видение, чем реальную женщину. Это скорее видение, греза, пожалуй, даже сон. Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из мира иного:
И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры.
Эта Дама очень неопределенна, бесплотна, трудно увидеть ее лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Прекрасен свет, идущий от нее, таинственен шелест ее шагов, чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о ее приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие. Вообще все, что с нею связано, овеяно духом музыки. Точно ангелы поют, славя Мадонну.
Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа. Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа Вечной Женственности, который так часто предстает в своей разновидности - образ Прекрасной Дамы. Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего от натурализма, от пошлости, от призем- ленности. В нем много загадочного, возвышенного. Поэтому так много здесь иносказания, условностей, недоговоренностей. Как увлекательно их пытаться «прочесть, уловить, понять!»
Я не случайно упомянул Мадонну. Когда я читаю эти стихи, то почему-то представляю себе витринное изображение Мадонны в так называемом «прекрасном окне» Шартрского собора (XII век). Контуры царственной женщины имеются, свет от нее излучается, нимб сияет, цветные стекла вокруг звонко «поют», а сама Мадонна прозрачна. Ускользая, она оставляет прекрасный след в душе. Так и Дама Блока.
А еще она напоминает мне Даму сердца, избиравшуюся в том же средневековье рыцарем, который ей служил, сражался за нее на турнире, отдавал за нее жизнь. Вот, например, в романе «Айвенго» Вальтера Скотта мы читаем, как рыцарь де Браси на арене объявляет: «Оставьте трон незанятым, и пусть тот, кто войдет победителем, сам изберет прекрасную королеву. Это увеличит прелесть победы и научит прекрасных дам еще более ценить любовь доблестных рыцарей, которые могут так их возвысить». Не из этого ли рыцарского мира пришла к Блоку его Прекрасная Дама?
Если теперь мы обратимся к лирическому герою стихов Блока, то увидим, что наша догадка правильна. Хотя этот лирический герой тоже лишен плоти, расплывчат и трудноуловим, но он нередко выступает именно в роли рыцаря, который служит Даме сердца. Недаром у него голубой плащ и странствует он, как Рыцарь Печального Образа. Правда, иногда и он меняет свой облик и порою оказывается пажом госпожи, коленопреклоненным рабом своей царицы, ангелом, склоняющимся с цветком лилии перед Тихой. И тогда он начинает в моем представлении походить на ангела, изображенного на картине С. Боттичелли «Благовещение». Здесь тот же порыв, то же благоговение у явившегося к Марии, те же черты прекрасного в Божественной Деве, те же иносказания и намеки, что у Блока. Ангел здесь скорее послушник, паж, раб госпожи, нежели святой небожитель. Иногда у поэта унижение «рыцаря» или «раба», которые служат Прекрасной Даме, доходят до крайности. Ее служитель ощущает свою ничтожность перед ее «глубинами» и объявляет даже себя тварью дрожащей. Это нужно ему для того, чтобы непомерно возвысить Даму.
Возвышенность героини в этих стихах призвана подчеркнуть еще и низменность окружающего будничного, серого, ничтожного мира. Прекрасное в ее облике контрастно безобразному в действительности. Ее «великий» свет противостоит «злой тьме».
Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик, подвергаясь странному влиянию страшной действительности, пройдет сквозь циклы «Город». «Снежная маска». «Фаина», «Кармен», «Ямбы». Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом. В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира.

Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина. Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он? Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик». Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.


Образ Прекрасной Дамы в поэзии Александра Блока.

«Прекрасная Дама» в лирике Блока – Сочинение для 11 класса.

Начиная с тысяча девятисотого года, своё развитие берёт эпоха лирики. В ней отражаются предчувствия поэта, его тревоги и упования на лучшее время. В своё творчестве, Блок сулил «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Никто из поэтов, не смог бы похвалиться, такой беспощадной искренностью, такой честностью и мужеством, никто так не обнажал душу свою, зажатую в мощных тисках жестокого времени, как Блок.

Все эти чувства он мог показать народу, когда «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта».

Этот поэт, бесспорно, первый в своём времени – лирик, и он вошёл в историю русской литературы, как певец, воспетый образ Прекрасной Дамы. Читая строки стихов, чувствуешь юную душу, наивысший взлёт его музы, озарённость и романтику, порыв томления и предчувствие, а ещё чистоту души и восторг – всё это, раннее творчество Блока!

«Стихи о Прекрасной Даме» - это нечто! Это явление, которое крепким особняком держится в русской литературе, а точнее – в поэзии. Одно только название, уже вне традиции того времени! Доселе, этот культ – Образ Прекрасной Дамы, поэзия не ведала! А всё потому, что этот культ – создал сам поэт!

Высокие чувства, верность и рыцарское служение молодого поэта, совсем ещё юноши, своей мечте. Он мечтал о любви нездешней, беззаветной, восхищённой. Он представлял «свою» даму наивысшим воплощением, совершенством, царицей этого мира, обладающей Вечной Женственностью! И каждая его встреча с нею – это событие, которое имело глубочайший смысл и … тайну.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя».

Чтобы выразить несказанное, требуются слова … особенные, это скорее даже символы, либо намёки. Такого рода лирика, может жить, лишь в душе чистой …

«Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола».

То, что она назвал свой цикл стихов – «Стихи о Прекрасной Даме», а ведь это романское, чужеродное словосочетание, вовсе не означает, что ту, которой он посвящает эти строки, которой поклоняется, требуется поселить в средневековый замок.

Та, имя которой читатель не ведает, является Блоку среди лугов и полей, среди великолепной природы, таинственной и расстилающейся за порогом шахматовского дома. Что из этого следует? Только то, что лирику русского поэма, невозможно расторгнуть с красотами русской природы.

Находясь в шахматовском уединении, он напряжённо работал, а вернее даже – горел. Как вспоминал сам поэт: «Я сильно светился» и лето тысяча девятьсот первого года, было для него «мистическим временем». Мечта поэта сосредоточилась на неземном, обретая сверхчувственные формы и этому способствовала его изолированность и уединённый образ жизни. Молодому Блоку является «видение, непостижимое уму», среди луков, полей … Он предчувствовал Прекрасную Даму, видел её и позже утратил, что описывал в своих стихотворениях - «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»; Молодая, золотая… шла Ты яркою стезею…»; «Ты в поля отошла без возврата».

Блок создавал «роман в стихах», а в нём «деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой». Поэт писал и о том, что чувствовал в то время - «необычайном слиянии с природой».

В цикле стихов нет пейзажа, но есть фон, который лириком наметился в несколько штрихов, и эти штрихи – конкретные, за ними просматриваются не только лирика, которая окутывает видение поэта, но и шахматовская природа.

«Кругом далёкая равнина.

Да толпы обгорелых пней.

Внизу – родимая долина,

И тучи стелются над ней».

И на этом штрихованном фоне, среди множества «знаков», коими являются закаты и зори, туманы и таинство природы, происходит что-то мистическое, какое-то явление, отчего автор пишет имя в цикле стихов – с заглавной буквы. А ведь у этой Прекрасной Дамы – множество имён! Она и Вечная Любовь, и Закатная Таинственная Дева, она и Величавая Вечная Жена и Дочь Света, а ещё Российская Венера, Владычица Вселенной, Хранительница Дева, Дочь Блаженной страны … Далёкая, Невозмутимая, Святая, Певучая, Тихая, Светлая, Ясная, Ласковая … Кажется, что всех имён Прекрасной Дамы, невозможно перечислить!

«Целый день передо мною,

Молодая, золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею…

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!»

Но не произошло это … Не суждено было. Произошло искажение. И лирик это предчувствовал - «предчувствие изменения облика»: «Но страшно мне – изменишь облик Ты…». Уже тогда, поклонник стихотворений Блока, которые ещё не были напечатаны, эти строки, сильно напугали … Еле услышанный, приглушенный диссонанс, вторгся и вдалеке начала маячить, тень двойника, пока ещё неясная и сквозящая тревогой.

« Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты».

Поэт, как певец, творит образ Прекрасной Дамы – это его идеал, и он неизмерим мечтой и действительностью. И всё-таки, как бы он не думал, что этот образ вне времени, а всё же, действительность ворвалась в его изолированный мир мечтаний, и нарушается гармония. Далеко в душе поэта таится смутное чувство неблагополучия в огромном мире:

«Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать…

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый Храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там».

Предтеча блоковской лирики – творчество Соловьёва Владимира и философия. Поэт принял творчество Соловьёва, как откровение, в стихах которого звучит тема – «подруги вечной», которая олицетворяет «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идёт…». И не зря ведь, Александра блока друзья, воспринимали, как продолжателя творчества Соловьёва!

Вот только первоначальный, созданный когда-то, образ Прекрасной Дамы, стал тускнеть и двоиться. Это было начало страшной, неизжитой трагедии блоковской души.

В своей записной книжке, в тысяча девятьсот четвёртом году, поэт признался, что та Прекрасная Дама, коей он грезил – покинула его … навсегда. Она ушла в «поля без возврата». Теперь он создаёт гимны той, которая всецело погрузила его в мечту и исчезла. Она показывала ему многообразный и яркий мир, теперь же он страшный и влекущий.