Централизованная экономика и. Централизованная экономическая система, ее главные черты основные плюсы и минусы

Централизованная экономика и. Централизованная экономическая система, ее главные черты основные плюсы и минусы

Централизованная экономика характеризуется следующими чертами:

1.Это «приказная» экономика, так как все действия подчиняются приказам с цифровыми выкладками. Они адресованы экономическим агентам государством, которое является единственным центром принятия решений.

Государственный план является обязательным для всех экономических агентов. Вмешательство государства – прямое и детальное. Роль государства в управлении экономикой состоит в следующем: 1) оно определяет задачи экономики; 2) оно определяет средства выполнения этих задач; 3) оно определяет сроки выполнения этих задач.

2.Централизованно управляемая экономика – это экономика технических производственных единиц. Предприятие не принимает решений о направлениях и способах удовлетворения потребностей с расчётом получения максимальной прибыли. Прибыль «планируется» государством, так как в ценах устанавливается плановый уровень рентабельности. Государство устанавливает для каждой единицы объём производства и предоставляет ей определённое количество факторов, необходимых для получения этого объёма через государственную систему материальнотехнического снабжения.

Между производственными единицами устанавливается структурная связь: все они являются частями огромной машины, работа которой регулируется государством. Главной фигурой, осуществляющей планирование является технический специалист..

3.Центрально управляемая экономика – это экономика технических и объективных расчётов. Это проявляется в том, что вместо рыночных цен и расчётов в деньгах делаются чисто условные административные оценки; планы и приказы центральных властей основываются на расчёте физических качеств, которые выражаются в общих учётных ценностях. Понятие экономических издержек постепенно утрачивает своё значение.

Из всего перечисленного образуется количественное и статистическое равновесие между пропорциями экономической деятельности и количествами предложения и спроса. В этих условиях искусство планирования заключается в быстром распознавании во времени узкого места.

Особую трудность при централизованном планировании вызывает определение потребностей потенциальных потребителей той или иной продукции. Глобальные расчёты, опирающиеся на нормативные коэффициенты затрат тех или иных факторов производства, часто приводят к возникновению диспропорций между ними. Это экономика дефицита.

Практика государственного планирования в экономике СССР свидетельствует о возникновении постоянных диспропорций, ликвидация которых становится основной функцией плановых органов, как в масштабе отдельных отраслей, так и всей страны.

Вместе с тем, централизированная экономика является эффективной в периоды экстремальных ситуаций. Практика СССР показала, что в период Великой Отечественной войны концентрация усилий государства на достижение глобальной цели – обеспечение материальнотехнической базы военных действий – оказалась весьма плодотворной.

Для централизированно управляемой экономики характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен. Планы центральных органов определяют что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта.

Существует два типа центрально управляемой экономики:

с частичной собственностью и –с коллективной собственностью на средства производства.

Первый тип – Германия, второй тип – Россия.

В том и другом случае централизованное планирование осуществляется в четыре этапа:

1.Сбор плановостатистических данных и разработка натуральных балансов.

2.Планирование потребностей, ресурсов и балансирование потребностей и ресурсов.

3.Издание производственных директив, направляемых каждому предприятию.

4.Контроль за выполнением плана.

Этот процесс включает многочисленные взаимоувязки, согласования на различных уровнях управленческой иерархии. Каковы основные особенности централизованного управления экономикой?

Центральное управление предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации, поскольку учитывать многообразные потребности индивидуального характера в едином планирующем центре практически невозможно.

Вовторых, центральное планирование приводит к значительной концентрации производства и увеличению размеров предприятий.

В третьих, в условиях централизованного планирования в самих управляющих системах (министерствах, ведомствах) возникает тенденция к «групповой анархии», то есть тенденция борьбы отраслевых отделов за обладание ресурсами.

В четвёртых, в руководящем слое на всех уровнях управления приоритет получают инженеры. Это приводит к вытеснению экономистов из сферы управления.

В пятых, централизованное управление экономикой не смогло обеспечить равновесия, пропорциональности спроса и предложения, что влекло наличие «дефицита» практически всех видов товаров народного потребления и большей части производственного назначения.

В шестых, наличие постоянных диспропорций вынуждало предприятия постоянно завышать заявки на необходимые ресурсы, что приводило к созданию излишних запасов сырья и материалов, омертвлению капитала, способствовало снижению эффективности производства.

В седьмых, в централизованной экономике потребители практически исключены из процесса регулирования производства.

В восьмых, в централизованной экономике сильно выражена склонность к осуществлению капитальных вложений при одновременно небрежном отношении к обеспечению потребителей товарами.

В девятых, склонность к осуществлению капитальных вложений является абсолютно надёжным средством обеспечения полной занятости людей.

Еще по теме 10.1. Централизованная экономика и государство.:

  1. Основные условия и этапы объединения русских земельв централизованное государство

Что собой представляет централизованная экономика? Это, если кто-то не знает, второе название плановой системы хозяйствования. Какие особенности здесь наблюдаются? Как строится сама система взаимодействия? Эти, а также ряд других вопросов мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Экономика централизованного планирования является основой любой деятельности, которая совершается человеком или группой и направлена на достижение определённой цели. Благодаря ряду особенностей в данном случае разделяют микроуровень и макроуровень. В первом случае подразумевается планирование на уровне предприятия. На макроуровне этот процесс уже происходит в масштабах целого государства. Эти два вида в той или иной форме можно встретить в любой экономике. Но масштабность и значимость колеблется в значительном диапазоне. На данный период времени популярным является планирование на уровне предприятий. Это связано с тем, что благодаря ему можно рассчитывать будущие расходы и доходы, обозначить примерную себестоимость продукции, а также наладить сбалансированный производственный цикл. Но для нас в рамках статьи больший интерес предоставляет именно централизованная значит, что основное внимание будет уделено именно странам.

Централизованная система экономики: теоретические основы

Наиболее известным здесь является механизм взаимодействия, который был в Советском Союзе. Но как он формировался? Научные основы были заложены Вильфредом Парето, Фридрихом фон Визером и Энрике Бароне. Они доказали, что плановая экономика, в которой существует централизованное управление производством и ценами, может учитывать различные потребности человека и в конечном итоге привести к установлению равновесия между спросом и предложением. Трудами вышеприведенных ученых воспользовались Карл Маркс и Они объявили, что плановая экономика является главным достижением и одновременно существенным преимуществом социалистического общества. Им вторил и Владимир Ленин. Практическая реализация теоретических наработок начала происходить сразу после прихода большевиков к власти. Но этот процесс до принятия своих основных черт растянулся на десятилетие.

Прообразом всей системы стал созданный в декабре 1917 года Высший Он был первым координирующим и планирующим органом. Но действительно масштабным прорывом стало создание ГОЭЛРО. Если ознакомиться с технической документацией, то для многих будет открытием, что данный план не только предусматривал развитие электроэнергетики, но и всей электротехнической промышленности. Параллельно ГОЭЛРО по инициативе Владимира Ленина в 1921 году создали Государственную общеплановую комиссию, которая в широких массах известна как Госплан. В её задачи входило рассмотрение и согласование общегосударственных планов развития экономики. Постепенно сложились основания для перехода. И в 1927 году было принято решение о разработке первого пятилетнего плана развития, который был нацелен на народное хозяйство Советского Союза. Построенную модель нещадно критиковали из-за дефицита в конце 80-х и 90-х. Но давайте отбросим политическую составляющую и посмотрим, что собой представляет государственно-централизованная экономика с практической точки зрения.

Преимущества

Они весьма существенны и достойны внимания:

  1. Существует высокий экономики.
  2. Сбалансированность и пропорциональность развития государства.
  3. Гражданам предоставляются бесплатное образование, медицина.
  4. Предложение приводится в равновесную точку со спросом.
  5. Оптимально решаются глобальные экономические задачи.
  6. Эффективно используются ресурсы, хотя они и они ограничены.
  7. Отсутствуют некоторые виды производственных и транзакционных издержек.
  8. Поддерживается наличие оптимального ассортимента товаров.
  9. Уверенность граждан в будущем своей страны.
  10. Экономика может быть быстро мобилизована на выполнение определённых задач.

Недостатки

Было бы неправильно, если бы внимание уделялось только преимуществам. Ведь недостатков человечество пока не смогло избежать:

  1. Жесткая и чрезвычайно централизованная экономическая система.
  2. Неповоротливость при решении внезапно возникающих вопросов, а также медленность реакции при изменении спроса на определённый вид продукции в мирное время.
  3. При неграмотном управлении системой у населения на руках остаются большие объемы денежных средств. Это сопровождается отсутствием предложения на рынке определённых групп или видов товаров.
  4. Наличие значительного бюрократического аппарата.
  5. Концентрация власти в руках одного человека или небольшой группы.
  6. При неграмотном управлении не создаются условия для формирования личной заинтересованности у человека и предприятия действовать эффективно и поставлять качественную продукцию (или услуги).

Особенности

Нами были рассмотрены основные особенности, которые имеет централизованное планирование экономики. Рыночная экономика сейчас будет рассматриваться в целях сравнения. Итак, в первую очередь необходимо подметить преобладание разных типов собственности. Так, не исключает, чтобы у человека были средства производства. Но под ними ранее понимались молотки, самодельные станки и так далее. Проводя параллели с современностью, сюда можно добавить ещё и 3D-принтеры. Тогда как при рыночной экономике основная масса средств производства находится в руках у частного капитала. Конечно, если необходимо мобилизоваться для выполнения масштабной задачи, это плохо. Поскольку, пока соберёшь ресурсы, организуешь всё, теряется драгоценное время. Во время относительной стабильности ситуация совсем другая. Но и здесь существуют свои подводные камни. Так, необходимо следить за тем, чтобы не возникали монополии, которые будут выдавливать из покупателей все соки. То есть, здесь тоже присутствует значительное регулирование, но в массе своей оно не слишком заметное и имеет характер непрямого вмешательства. Может ли быть такое, что рыночная экономика - централизованная? Да, и ещё как! В качестве примера можно привести Францию. Здесь хотя и нет планирования в стиле СССР, но разрабатываются свои пятилетние планы, которые предусматривают общую стратегию развития.

Заключение

Как видите, централизованная экономика - это довольно спорный момент в хозяйственных науках. При наличии грамотного управления и качественных кадров она может показывать хороший результат. А развитие искусственного интеллекта, систем механизации и даёт основание говорить, что централизованная экономика - это будущее человечества. Только управлять ею уже будем не мы, а компьютеры, запрограммированные на максимальное улучшение жизненного комфорта.

Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба и потребности в нём населения, чтобы все производители и торговля были с прибылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковка проявляется в решении любым обществом четырёх главных проблем: что, как для кого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такие проблемы по- разному. И всё же обобщённо можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную.

Централизованная экономическая система

Суть данной системы – в государственном монополизме, т.е. в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведённое. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя её, выделим следующие главные черты (рис. 4.26).

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, всё производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспе́чение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

Рис. 4.26. Характеристика централизованной экономики

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвёртых, на жёсткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, из которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – всё заранее "расписано" и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: "самодеятельность" и "неучтённое" новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они (NB: при условии умелого, нее своекорыстного и антинародного руководства) могут быть более устойчивыми и дают людям бо́льшую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества, а также для тех, кто просто любит, по выражению Достоевского, "жить на шаромыжку". Все они предпочитают хотя и скромное, и свободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно "накормить народ".

Вот почему подобные системы живучи; у них много поклонников. И всё же, как замечает Салтыков-Щедрин, "одною распорядительностью никого накормить нельзя" (35-1,118). Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

«При капитализме один человек эксплуатирует другого, при социализме всё наоборот».

Отличительной чертой базисных принципов централизованной экономики является приставка «не» перед всеми принципами рыночной экономики (имеется в виду подоплёка, а не фактическая приставка).

1. Форма собственности:

  • - общая собственность (общенародная);
  • - коллективная – аграрное хозяйство, но сама собственность на землю – у государства, т.е. она была той же общенародной.

Это доминирующий принцип централизованно управляемой экономики. Во многих странах существовала и частная собственность. Иногда она даже была основой функционирования 3/4 народного хозяйства, но аграрный сектор не играл главную роль, поэтому это не имело такого значения, как при рыночной экономике. Единственная форма индивидуальной собственности – индивидуальное (по – видимому, подсобное) хозяйство.

2. Государственное планирование и правление. Разветвлённая структура, в соответствии с которой все хозяйственные субъекты регулировались по единому государственному плану. В. И. Ленин: « Государство – это единая фабрика». Каждый хозяйственный субъект знал, сколько он получает продукции и от кого, и кому он отгрузил и сколько. Отсутствовал хоть какой – то намёк на инициативу и хозяйственную самостоятельность.

3. Отсутствие конкуренции или небольшая конкуренция. Допускалась рыночность:

  • - в реализации сверхплановой продукции;
  • - в продаже продукции подсобных личных хозяйств.

В СССР это был нешуточный сегмент (например, 2/3 рынка картофеля, личные потребности и продукты питания), хотя общий удельный вес и не был велик.

4. Всеобщий избыток спроса – дефицит. Не только на потребительских рынках, но и на рынках товаров производственного назначения.

5. Официальные цены не являлись рациональным ориентиром для производства (в рыночной экономике главный ориентир – спрос, а тут на него никто не смотрел).

6. В любой стране разрозненные хозяйственные субъекты действуют во всех сферах (например, финансы – федеральные, региональные и т.п.), а в централизованной экономике существует общая денежно - финансовая система.

7. Для всех государств с централизованно управляемой экономикой характерна теневая экономика:

  • - весь строительный сектор;
  • - значительная часть колхозного;
  • - везде, где результат (доход) не соответствует затратам.

Фактически она способствовала перераспределению ресурсов в карманы индивидов.

8. Специфическая система развития: планирование от достигнутого – внешний стимул экономического роста . Внутренних мотиваций не было.

9. «Мягкие» бюджетные ограничения: той жёсткости, которая сопровождает бюджет в рыночной экономике, в централизованно управляемой экономике нет. Доходы равнялись с расходами путём запуска печатного станка.

10. Противоположные источники экономического роста по отношению к рыночной системе. Для рыночной систем: интенсивный рост – улучшение технических характеристик оборудования, увеличение максимальной эффективности каждого работника и т.п. Для централизованно управляемой экономике: экстенсивный путь – использование всё большего числа рабочих, станков, земель и т. д.

11. Политический фактор - доминирование одной политической партии. Все недостатки, как у монополии. Фон Хайек «Социализм – пагубная самонадеянность». Госплан на каждый год, а иногда и среднесрочное (5 лет) и долгосрочное планирование с направлениями и перспективами развития. Предопределяет жизнь каждого предпринимателя. Жизнь наоборот (не запись событий, а события по записи). Как говорится: «Дорога в ад выстлана благими намерениями», - т.е. эта система бесчеловечна, в ней нет места человеку.

Любая модель всегда исторически обусловлена, и, как показывает опыт, попытки реконструировать модель путём импортирования других институтов, бессмысленны.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  

Централизованная экономическая система  

В то же время централизованные экономические системы имеют свои ПРЕИМУЩЕСТВА. Они (при умелом руководстве) могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе (хотя достигается это, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда там, где мог бы работать один, работают двое и более человек). Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для безынициативной, нетворческой части общества, которая предпочитает хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот. Вот почему подобные системы весьма живучи. Тем не менее все эффективные экономики современности работают на рыночных принципах.  


Что представляет собой централизованная экономическая система Назовите ее "плюсы" и "минусы".  

Централизованная экономическая система, ее главные черты и основные "плюсы" и "минусы".  

Разработка и внедрение программы квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского состава экономического факультета НГУ в области экономического образования в сочетании с созданием центра активных методов обучения . Предполагается разработать учебные и методические пособия для следующих разделов экономический порядок, экономическое законодательство, трансформация планово-централизованной экономической системы макроэкономические факторы народного хозяйства экономическая политика как инструмент экономической стабилизации,  

В настоящее время Франция решает важные задачи на национальном уровне с целью разработки и коммерческого освоения современной техники в таких областях, как средства связи , ядерная и другие виды энергетики. Своим активным отношением к проблемам экономического роста и обновления Франция отличается от других стран Западной Европы , в которых заметны признаки экономического застоя. Для Франции, страны с сильно централизованной политической системой, характерна руководящая роль государства в научно-техническом развитии . Французское правительство энергично ведет программу ядерных реакторов-множителей и с недавних пор разрабатывает план применения микропроцессоров в телефонной связи , вызвавший интерес во всем мире. Франция также проявляет большое внимание к японскому опыту.  

Централизованная плановая система хозяйствования привела к экстенсивному использованию природных и людских ресурсов, к непрерывному падению темпов экономического роста.  

Экономический и административно-правовой методы управления функционируют на единой методологической основе , так как они служат выражением сознательного использования обществом объективных экономических законов и преследуют единые экономические цели. Экономические методы наиболее результативны тогда, когда они реализуются в рамках централизованно управляемой системы , поскольку они нуждаются в административном регулировании . Кроме того, чем лучше разработаны экономические методы , тем меньше требуется распорядительской деятельности.  

Ликвидация плановой централизованной системы привела к исчезновению прежних организационных форм управления в строительстве. Исчезла дореформенная система финансирования капитальных вложений , что явилось результатом принципиальных преобразований как в политической, так и в экономической системах России.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Формирование централизованно-плановой системы хозяйствования в России было обусловлено переходом к новой социально-экономической формации и необходимостью вывода экономики страны из развала, в котором она оказалась вследствие мировой и гражданской войны. Для начального периода становления новой государственной системы было характерным полное расстройство финансов и денежного обращения , натурализация всех хозяйственных отношений. В руководстве народным хозяйством широко при-  

Экономика в странах Древнего Востока достигла своих высот при централизованном управлении. У греков не было единого народнохозяйственного организма, как не существовало, и единой Эллады (самоназвание Греции), и единого народа. Были отдельные полисы, каждый со своей замкнутой финансово-экономической системой . Они то воевали между собой, то заключали союзы. Но торговые, а затем и денежные связи сохранялись и разрывали замкнутый круг обособленности. Можно констатировать очевидное ослабление у древних греков по сравнению, например, с египтянами интереса к практической стороне управления и печальный для бухгалтеров факт отсутствие восторженного поклонения им, преклонения перед их деятельностью, уменьшение популярности и престижности бухгалтерской профессии.  

В функционирующей на основе разделения труда экономике требуется государственное регулирование многосторонних интересов, чтобы избежать насильственного решения общественных конфликтов. Согласование и учет интересов производителей и потребителей и связанное с этим регулирование необходимо каждой экономике, основанной на общественном разделении труда , будьте экономика рыночная , или централизованная. Поэтому интересы производителей и потребителей можно обозначить как самостоятельные, независимые от типа экономической системы интересы.  

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития . Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.  

После 1875 г. все страны, уже имевшие к тому времени централизованную систему банковского бизнеса, сделали выбор в ее пользу, более не дискутируя вопрос о целесообразности такого шага. Тема практического выбора между этой системой и ее свободной альтернативой с тех пор уже не затрагивалась. Более того, декларированное превосходство централизованной системы превратилось в обыкновенную догму без сколько-нибудь ясного понимания природы ее преимуществ. Однако, среди крупнейших экономических держав до сих пор оставалась одна, где все еще не существовало централизованной организации банковского дела , и державой этой были Соединенные Штаты Америки. Целью настоящей главы является рассмотрение некоторых из причин, в конце концов , приведших в 1913 г. к введению и в этой стране централизованной банковской системы.  

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей теневые процессы могут иметь дополнительную специфику. Помимо уже рассмотренных случаев, а также различных денежных и неденежных "надбавок" к официальной цене Рг (например, взяток или встречных услуг покупателя продавцу) до уровня, равного или эквивалентного Pq, могут появиться и нередко действительно формируются тенденции производителя "обосновать" перед управляющими инстанциями желаемое им повышение цены до Pq путем действительного или мнимого роста издержек, что также может быть изображено на том же графике (рис. 3.16) тем же самым сдвигом кривой предложения S до положения ST. В таком случае мы получаем вполне наглядное изображение действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара , когда планируемое и производимое по такому плану количество товара QK превышает равновесное количество Q (рис. 3.17). Р I S  

Экономической основой анализируемой системы экономики является директивное планирование. Все и вся определяющий центр, единственный обладатель конечной истины, материализует свою политическую волю в виде экономических планов . В экономике господствует общественная, или государственная собственность . Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителя, включая и сельское хозяйство . Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства , имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности , насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.  

Переход от системы централизованного планирования в ее крайней абсолютизированной форме к другой, жизнеспособной экономической системе является объективной необходимостью в целях, преодоления рассмотренных выше противоречий, которые со временем сделали не оправдавшую себя систему практически недееспособной. Выход из создавшегося положения лежит в данном случае в переходе к рыночной системе . Естественно, что такой переход должен занять длительный период времени, его продолжительность определяется выбором модели рыночной системы , а также зависит от глубины продолжающегося в постсоциалистических условиях кризиса переходной экономики , в рамках которой и происходит преобразование прошлой экономической системы . Отсюда сложность проблемы выбора модели будущей национальной экономической системы.  

Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства заключается в следующем Принцип рыночной свободы должен быть взаимосвязан с поддержанием социальной гармонии Экономическое регулирование и координация деятельности должны происходить в первую очередь через рынки. Однако государство обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым результатам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регулируемой системами экономики . Рыночное хозяйство здесь выступает как несущая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управляемый рыночный механизм.  

Власть способна создать объект согласия внутри организации, что проявляется главным образом, в возможности сделать выбор вместо... . Здесь речь идет о фундаментальное характеристике экономической организации (начиная с самоуправляемого кооператива вплоть до жестко централизованной бюрократической системы). Иерархическая организация представляет собой многоуровневую структуру , состоящую из взаимосвязанных подсистем, элементы которых имеют право принимать решения . Иерархия организации определяет порядок соподчинения подсистем и элементов в системе управления организацией , распределения управленческих функций и ответственности. Жизнедеятельность подобной структуры осуществляется за счет информационного обмена между подсистемами и элементами как по вертикали, так и по горизонтали. Процесс взаимного обмена информацией по вертикали и горизонтали иерархии образует прямую и обратную связь в системе управления . Понятия степень свободы (т. е. нижестоящий элемент структуры свободен в своих решениях в рамках поставленных ему сверху задач и ограничений) и прямая и обратная связь являются фундаментальными в теории управления организацией , поскольку их содержание определяет сущность и качество управления.  

Кольцевыеперевозки применяются для обслуживания пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому, с обязательным возвратом транспорта в начальный пункт. Эта система перевозок очень эффективна, о чем свидетельствует опыт объединения Автомосквич. Здесь в результате внедрения централизованной кольцевой системы внутризаводских перевозок в 2,5 раза повысилась эффективность использования транспорта, в 1,8 раза снизилась стоимость транспортировки грузов. Одновременно уменьшилась численность рабочих , занятых выполнением этих операций. Точно так же на Таганрогском комбайновом заводе в результате перехода к кольцевым маршрутам было высвобождено 65 вспомогательных рабочих , 20 единиц безрельсового транспорта и получен годовой экономический эффект 48 тыс. руб.  

В то же время опыт государственной планово-централизованной экономики высветил принципиальную неразрешимость проблемы сбалансированности внутри этой системы. Доказательством тому служат, во-первых, значительное отставание по уровню благосостояния от стран рыночной экономики во-вторых, деформация ее структуры в сторону отраслей, выпускающих не конечную, а промежуточную продукцию (утяжеление структуры) в-третьих, наличие резких перепадов в технико-технологической оснащенности различных отраслей и отдельных предприятий. Такое состояние экономики становится естественным и проявляется в хронической дефицитности, замедлении темпов экономического роста , снижении эффективности . В этом смысле кризис экономической системы, являясь по характеру институциональным, в то же время малопредсказуем по возможным результатам.   системы моделей оптимального планирования или рыночного механизма.