Георгий Победоносец. Икона

Георгий Победоносец. Икона

Великомученик Георгий Победоносец - один из самых почитаемых святых. Он был популярен с давнего времени, еще в пору раннего христианства. В юности он поступил на военную службу при дворе, отличался умом, храбростью и силой, став любимцем императора. Однако когда начались гонения на христиан, Георгий раздал все свое богатое имущество бедным и явился к императору, объявив себя христианином.

Его подвергали страшным пыткам семь дней, но каждый раз на следующий день он оказывался чудесным образом исцеленным. А перед своей казнью молитвой разрушил языческих идолов в храме. Все это обратило в христианскую веру огромное количество людей, которые были свидетелями чудес или слышали о них от очевидцев.

О чем молиться святому Георгию

Георгий, бывший командиром императорских телохранителей, теперь считается покровителем всех . Во время нашествия на врагов верующие молятся о защитниках отечества. Также святой Георгий является покровителем земледельцев (его имя происходит от греческого слова « ») и пастухов. В некоторых странах его считают еще и покровителями путешественников. Поэтому к нему обращаются и с о приплоде скота, и об удаче на охоте.

Как легендарного победителя Змея, Георгия просят избавить от ядовитых змей и исцелить от болезней. Молятся святому Победоносцу даже о рождении детей и о возвращении потерянных малышей. В общем, доверяют ему все свои чаяния и надежды.

Следует отметить, что в славянской традиции существует как бы два образа святого Георгия. Один - приближенный к культу, где великомученик Георгий - победитель змея и смелый воин. Другой (иногда именуемый святым Егорием, но это тот же Георгий Победоносец) из народных верований, он - хозяин земли, связан с культом земледелия и скотоводства: просят его защитить стада от хищников и помочь пастухам, о дожде, приплоде скота и о богатом урожае. В праздник «весеннего Юрьева дня» - один из дней памяти святого Георгия - первый раз после зимы выгоняли скот на поля.

Кроме того, святому Георгию, как и другим святым, можно помолиться об укреплении веры в душе, о заступничестве перед Богом и прощении за грехи. Прихожане просят Георгия и о защите от зла, ведь он – храбрый воин и защитник, бесстрашный борец за Истину.

Житие святого Георгия Победоносца

В изложении истории жития святого великомученика Георгия в различных христианских конфессиях за давностью лет имеются некоторые разночтения. Нам, конечно, уместно принимать жизнеописание, которое существует в Русском Православии, где святой Георгий Победоносец, на Руси – Юрий или Егорий, поражающий змия, изображался на воинских хоругвях, его изображения чеканили на монетах и печатях великих русских князей, каждый из которых от рождения воспитывался как будущий полководец. Среди простого народа святой великомученик Георгий почитался как покровитель труда земледельцев и скотоводов.

Со временем его изображение как всадника на коне, поражающего змия, приобрело и священный символический смысл – в образе змия святой поражает врага рода человеческого.

По преданию, святой великомученик Георгий Победоносец был родом из города Белит (ныне Бейрут – столица современной Сирии), Малая Азия. Его родители были благочестивыми христианами и так же воспитывали своего сына. Отец пострадал за Христа, поскольку в это время правил император Диоклетиан, известный как один из самых жестоких и беспощадных гонителей христиан. Мать, спасаясь от гонений, будучи уроженкой Палестины и обладая там имением, забрала сына и вернулась на родину. Там она продолжала растить мальчика, уча его следовать христианским добродетелям, однако скрывая следование Христовой вере, чтобы избежать гонений.

Ставшему юношей Георгию ничего не оставалось, как поступить на службу в римское войско, где за его храбрость в военных сражениях, доблесть, отличные физические данные он был отмечен императором и принят в состав его личной стражи в звании комита – на латыни так назывались старшие военачальники.

Усиливая гонения на исповедовавших Христа, Диоклетиан издал указ о всяческом и всемерном истреблении христиан в случае их отказа принять языческую веру и пообещал помощь и поощрение тем, кто начнет неуклонно следовать его указу. Когда святой Георгий узнал об указе, то раздал что имел, распустил рабов и пришел в Сенат. Там он в присутствии всех объявил о своем несогласии с требованиями императора, во всеуслышание сообщил, что он – христианин, и предстал перед сенаторами, чтобы свидетельствовать об Истине. Тогда один из сенаторов задал ему вопрос, который когда-то Пилат задал Христу, – он спросил: а что есть Истина? На это святой Георгий ответил, что Истина, гонимая римскими язычниками, – это сам Христос.
Диоклетиан очень высоко ценил воина Георгия, не хотел терять такого военачальника и пытался урезонить его, призывая не погубить всего, что достиг молодой человек, – по преданию, святому Георгию было тогда не более 30 лет. Он уговаривал его оставить Христову веру, принести жертву языческим богам и тем спасти свою жизнь. Но святой оставался непреклонен.

Разгневанный император повелел отправить святого Георгия в темницу и посадить в колодки, но когда того стали подталкивать в спину копьями, то металл их стал мягким, копья начали гнуться, не причиняя святому ущерба.

Известно, что римляне-язычники были жестоким народом: все сословия получали немалое удовольствие от лицезрения смертельных гладиаторских боев, схваток рабов с дикими зверями и так далее. В изобретении же пыток им просто не было равных. Семь дней подряд император и его сенаторы изощрялись в изобретении самых разных мучений для святого Георгия, но каждый раз святому являлся Ангел Господень в виде ясноликого юноши, возлагал на него руку, и великомученик становился невредимым – к великому изумлению его мучителей.

Видя эти чудесные явления, язычники, которые наблюдали за происходящим, начинали испытывать колебания в язычестве, а некоторые даже склонялись на сторону Христовой веры. Два сенатора, Анатолий и Протолеон, до того тайно исповедовавшие веру в Господа Иисуса Христа, открыто заявили о ней, но тут же были казнены.

Царица Александра также пожелала принять христианство, но один сенатор, понимая, чем это грозит ей, не дал царице провозгласить ее желание вслух и быстро увел из капища, где происходило судилище, во дворец.

А истязания продолжались, но Бог каждый раз посылал Ангела исцелить раны святого, и он оказывался невредим. Упорствуя в своем неверии, несмотря на то, что на все вопросы о якобы колдовской силе, которая помогает святому, и ответы Георгия, что нет тут волшебства, а только одна спасительная вера в Животворящую Волю Христа, ожесточенный неудачей Диоклетиан велел волхву по имени Афанасий приготовить два зелья. Одно – сильнейший яд. Другое – снадобье, которое должно было сделать святого Георгия покорным. Но и это не помогло.

Император настаивал, что исцеления святого после мучений – плод владения им особым волшебством, тот же отвечал, что тело его в самом деле страдает, но каждый раз мученика исцеляют вера в дела Христовы, молитвы Ему. Когда же император спросил у святого Георгия, каковы же дела Христовы, он ответил ему, что дела Его – просвещение слепых, очищение прокаженных, избавление от хромоты, возвращение слуха глухим, изгнание бесов и воскрешение умерших. Император не понял, конечно, что не только о буквальном, физическом излечении тел говорил святой, но и об исцелении слепых, глухих, прокаженных духовно, одержимых языческими идолами и мертвых для веры Истинной душ говорил мученик за Христа.

Однако никогда никакими языческими обрядами не удавалось воскресить мертвого, и император потребовал в доказательство слов святого, чтобы он совершил это чудо. Святой Георгий отвечал, что император пытается искусить его, но раз это нужно для свидетельства веры в Бога Единого перед теми, кто это чудо увидит, воскрешение будет сотворено, но не волшебством, а верой в Господа Всемогущего. И когда его подвели к могиле, святой Георгий обратился к Господу с просьбой вывести мертвого из гробницы. И тут случилось землетрясение на этом месте, гробница открылась, и мертвый восстал. Все видевшие это зарыдали и, прославляя Бога Истинного, признали веру Его, а волхв Афанасий, упав к ногам святого Георгия, также признал Христа своим Богом и просил о прощении прегрешений, совершенных им по неведению.

Диоклетиану было мало и этого: он тут же приказал казнить Афанасия, а святого Георгия снова отправить в темницу. Однако все чудеса, творимые великомучеником по воле и милости Господней, стали известны многим. Люди тайно проходили в темницу и просили у святого именем Господним об исцелении от недугов, о помощи в других делах.

Покровителем скотоводов святой Георгий считается после чудесного события, когда пришел к нему некто Гликерий, бедный земледелец, и рассказал, что у него пал единственный вол, на котором он возделывал свой надел – единственное средство к существованию. Когда Гликерий нашел дома вола ожившим, то пошел по городу, прославляя Христа. Тут его, конечно, схватили, и он разделил участь всех, кто осмелился на открытое свидетельство о Боге Истинном.

Число христиан множилось. Ослепший в гневе и упорстве Диоклетиан решил еще раз – последний – попытаться заставить святого Георгия принести языческую жертву, назначив местом жертвоприношения капище Аполлона. Накануне, предчувствуя, что завтрашний день станет последним его днем на земле, святой великомученик Георгий усиленно молился. А когда утомился и задремал, то в видении явился ему Сам Господь, обнял и поцеловал. Далее Господь возложил на голову святого венец и повелел ему ничего не бояться, дерзать, и тогда вскоре он сподобится узреть Царствие Небесное.

Утром, когда святого Георгия вновь привели на суд к Диоклетиану, император решил испытать святого властью – предложил ему стать соправителем. Святой Георгий сделал вид, что соглашается, сказав, что не надо было мучить его столько, а сразу объявить свой милостивый замысел, но про себя полагал еще раз показать народу, пока пребывавшему в язычестве, каковы настоящие лики его ложных богов.

В капище Аполлона собралось множество народа – и неприятно удивленные таким решением святого обращенные христиане, и готовые возликовать язычники. Но святой Георгий, подойдя к статуе Аполлона и осенив себя крестным знамением, обратился к нему как к живому существу и спросил, готов ли идол принять от святого жертву как Бог. И тот, кто жил в этом идоле, закричал человеческим голосом, что он – не Бог, и никто из сонма, к которому он принадлежит, – не Бог. Затем он признал, что весь римский пантеон языческих божеств – ангелы-отступники, падшие ангелы, призванные смущать людские души, завистники ангелов, которые служат истинному Богу.

Тогда святой великомученик снова спросил, как же они смеют находиться перед ним, служителем Бога Истинного? И тут раздался шум, рыдания, и идолы, находившиеся в капище, обрушились. Поднялось невероятное смятение – кто-то бросился к выходу, кто-то пал на колени, исповедуя Бога Истинного, а жрецы и некоторые закоснелые язычники из народа кинулись на святого с побоями, требуя немедленной казни.
Нам известно, что уже однажды царица Александра, супруга Диоклетиана, порывалась объявить о своем признании себя как христианки, но в первый раз ей не дали это сделать. Теперь, явившись на великий шум и узнав, что произошло, она пробиралась сквозь смятенное сборище и кричала, просила, чтобы Бог Георгия помог и ей, как Единый и Всемогущий Господь. Пробившись к святому, она пала к его ногам и во всеуслышание славила Христово имя.

Обезумевший от гнева император Диоклетиан тут же объявил о немедленной казни святого Георгия и царицы Александры, впоследствии причисленной к лику святых в мученическом чине святой Александры Римской, которая безропотно последовала за святым. По дороге царица от переживаний и усталости потеряла сознание и упала. Обморок был столь глубоким, что все решили, что она умерла, и святой Георгий возблагодарил Господа за то, что Александра избежала насильственной казни. Однако это было не так. Придя в себя, она сумела укрыться вместе с дочерью, святой Валерией, воспитанной ею в христианской вере. Но святой венец мучениц был уготован им обеим в самом конце эпохи язычества – в 314 году при императоре Ликинии.

Перед казнью святой Георгий молился о том, чтобы Господь простил его многодневных палачей, ибо они не ведали, что творили, наставил их на путь Истинной веры, и мужественно, без колебаний склонил голову под меч. Дата этого события известна – по старому стилю 23 апреля 303 года. Так святой Георгий начал свой путь в Вечной жизни Победоносцем, презревшим смерть во имя Бога и сокрушившим идолов, заставив их Божьей волей и своей верой в Него открыть прилюдно свою истинную сущность. Так он сокрушил в душах многих язычников идольскую веру, обращая их в спасительную веру в Животворящего Христа.

Окончание правления Диоклетиана ознаменовалось окончанием многих веков язычества. Примерно через десятилетие святой равноапостольный император Константин Великий , начертав по воле Божией на своих воинских знаменах Крест Его и девиз: «Так победишь», начнет свои сражения с другими императорами-язычниками и окончательно объединит Рим и Византию в христианской вере. Античные религии многих богов станут не более чем данью исторической памяти, а мифология античности – источником творческих усилий мастеров живописи, но уже только в Ренессансе, то есть спустя почти тысячу лет.

Какое чудо произошло

Читая Житие святого Георгия, мы видим, сколькими чудесами прославлен был святой Георгий Победоносец при жизни, отчего сподобился венца страстотерпца за Христа и веру Истинную. Самое известное чудо, которое повлекло за собой написание иконы на этот сюжет, было чудо святого Георгия Победоносца о змие.


иконописец Юрий Кузнецов
По древнему преданию, в давние времена в Сирии было озеро, превратившееся в трясину, где поселился змий, который ежедневно выходил и пожирал жителей близлежащего города. Никто не мог справиться с этим чудищем. Избежать этой участи было невозможно, поэтому, по согласию с горожанами, был установлен черед – кому отправляться на съедение твари. Настал час, когда на съедение надо было отправляться и дочери правителя города. Царь был готов расстаться с ней, раз сам установил этот порядок, но просил горожан за великую мзду принять на себя ее участь, однако согласных не оказалось. Надо сказать, что в этом месте не было тех, кто следовал бы христианской вере, и когда весь город сошелся, чтобы оплакивать девушку, милосердный Бог избрал ее для свидетельства Божьего могущества через святого Георгия.

В то время святой Георгий шел в свое отечество – Каппадокию. Когда он остановился напоить коня, то увидел плачущую девушку и спросил, о чем она плачет. Она ответила, что рассказ об этом слишком долог, и лучше ей не отвечать. Но Георгий настаивал, говоря, что скорее умрет, чем оставит ее в таких безутешных слезах. Тогда девушка рассказала ему о том ужасе, который преследовал уже давно жителей этого города, и посоветовала, чтобы он скорее уходил из этого проклятого места.

Святой Георгий, дослушав историю до конца, ответил ей, чтобы она успокоилась, ибо теперь страшиться нечего ни ей, ни горожанам. Он обратился во весь голос к Богу Всемогущему с горячей молитвой о том, чтобы Он волею Своей явил ему милость повергнуть чудище. Затем же люди узнают о Его мощи и что святой Георгий – Его служитель везде. Тут же в ответ услышал голос с неба, говорящий, что молитва святого дошла до Господа и чтоб святой Георгий без страха делал задуманное.

В тот же миг девушка услышала приближение чудища и в ужасе закричала, чтобы святой скорее уходил. Но он ринулся с копьем навстречу змию, с упованием на Господа, прося Его, чтобы змий пал живьем и через это чудо неверующие уверовали во Христа. Так и случилось, и змий пал живым, но обессиленным к ногам святого. Затем святой Георгий повелел девушке снять с себя пояс, а с его коня поводья, связал змия и привел в город.

При виде змия горожане были готовы в панике бежать, но святой Георгий крикнул, чтобы они не боялись, а только увидели могущество и славу Господа и уверовали, и тогда святой сумеет навсегда погубить змия. Все вместе с ним воскликнули: «Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу!» Тогда святой пронзил змия копьем (в иных сказаниях – убил мечом) и вернул царю его дочь.

И сегодня его имя связано с чудесами, происходящими по искренним молитвам к нему.

Приведем один пример, связанный с личными воспоминаниями автора: у одной женщины, Марины С., сын служил первые полгода в «учебке» в Краснодаре, где есть храм Святого Георгия Победоносца. Приехав к сыну, который должен был скоро следовать к месту срочной службы, она узнала, что ее сын, за успехи достигший звания младшего сержанта, должен был отправиться в один из штабов в Чечне для участия в Чеченской войне. Штаб – штабом, но война есть война. И в материнском сердце любой воин – это только ее сын, дорогой мальчик всего восемнадцати лет отроду.

В отчаянии и ужасе за судьбу сына мать кинулась в большой храм темно-красного кирпича. Она его уже заметила, въезжая на автобусе на улицу незнакомого города, на которой располагалась часть, где служил сын. Поскольку она не могла переодеться в юбку – в дороге из другого места России была в брюках, что не положено при посещении женщиной церкви, то, уважая веру и традицию, она встала у входной двери, передав деньги на свечи с просьбой поставить их к иконе Богородицы и Святого Георгия. Однако к ней скоро подошла женщина из прихожанок, кто часто приходит приглядывать за храмом, убирает после служб погасшие свечи и пр., и спросила, отчего она так бледна и плачет. Женщина рассказала ей о возможной участи сына. Тогда прихожанка посоветовала ей заказать молебен с водосвятием святому Георгию, которому посвящен храм. У женщины было где остановиться в Краснодаре. Наутро, одевшись как положено, пока сын, отпущенный по случаю приезда матери в увольнение, спал, она пришла в храм, отстояла и литургию, и молебен. Проведя отпущенный на увольнение день с сыном, она уехала домой.

Затем, спустя некоторое время, из письма от юноши женщина узнала, что в места военных действий его все-таки не пошлют, а назначат в часть, расположенную поблизости от тех мест, откуда он родом – в Подмосковье. Тогда она вознесла горячую благодарственную молитву Богу и, конечно, святому Георгию Победоносцу.

Значение иконы

Святой великомученик Георгий Победоносец, многократно изображаемый на хоругвях доблестного русского воинства, на монетах великих князей и их именных печатях, – один из величайших символов русской державной славы и воинской доблести России. Его икона – память о прославлении его имени во многих исторических событиях, связанных с русской государственностью.

Князь Ярослав Мудрый, в крещении – Георгий, приложил многие усилия для почитания имени святого в Русской Православной Церкви. Его трудами основаны город Юрьев (ныне Тарту, Эстония), монастыри в честь святого Георгия в Новгороде и Киеве, где им был воздвигнут и освящен святителем Илларионом, митрополитом Киевским и всея Руси в 1051 году храм Святого великомученика Георгия. Орден Святого Георгия – Георгиевский крест – стал одной из самых славных высоких наград в российском государстве.

Юрий (Георгий) Долгорукий основал столицу нашей Родины – Москву. Святой великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – в народной памяти Егорий Храбрый – стал во главе войск на борьбу с золотоордынскими захватчиками. Сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского князь Юрий Данилович стал первым князем во времена собирания вокруг Москвы всех русских земель. Именно в это время изображение святого Георгия Победоносца как святого всадника, пронзающего копьем змия, появляется в геральдике Москвы и Руси в целом – на гербах, знаменах. Поскольку этот образ был почитаем во многих христианских государствах, то появление его, помимо самой прославленной во многих местах иконы, в геральдике Руси укрепило связи государства с другими христианскими странами. Одной из них была Грузия – Иверия, где имя святого Георгия было первым среди святых после Богородицы. Может, поэтому сегодняшние политические разногласия между Россией и Грузией отзываются в сердцах русских и грузинских православных христиан искренней болью.

Военные считают святого великомученика Георгия Победоносца своим покровителем. Он защищает тех, кто связан с воинской службой и является защитником членов их семей. На одной из икон Георгий Победоносец изображен убивающим змея верхом на коне, что олицетворяет собой величие воинской силы и отваги. Существуют даже монеты с этим образом.
Кроме этого святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Молитвы ему помогают в сохранении урожая и здоровье скота, защищают от природных стихий, вредящих сельскому труду.
Георгий Победоносец помогает обратившимся к нему за помощью людям защитить их от врагов, и обрести победу и мир. Святой великомученик также помогает в излечении от тяжелых недугов, есть свидетельства об избавлении от женских болезней.
Святой великомученик Георгий помогает всем, у кого есть вера в то, что его просьба будет услышана и исполнена. Все страдания, которые перенес великомученик Георгий Победоносец, он претерпел за православную веру, которую не предал и не променял на богатство и власть.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Святой Георгий родился в Ливане в Каппадокии в городе Белит (сейчас это Бейрут в Ливане) около 276 г. Его родители были зажиточные и благочестивые люди, живущие по христианским заповедям. Георгий был еще маленьким, когда лишился отца, замученного за исповедание Христа.
Святой Георгий , получив хорошее образование, избрал для своей деятельности воинскую службу, где он проявил себя мужественным и талантливым командиром. Благодаря своим талантам, он вскоре получил звание тысяченачальника, а в войне римлян с персами (296-297 гг.), Георгий показал себя отважным воином, после чего получил расположение самого императора Диоклетиана и был назначен в личную охрану комитом (спутником) правителя.

Диоклетиан был талантливым правителем (годы правления 284-305), но отличался своим фанатичным отношением к язычеству, и поэтому в историю он вошел, как самый жестокий правитель в отношении христиан. В 303 году император повелел:

«разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей»

Совсем скоро случились два пожара императорского дворца в Никомидии, виновниками которых Диоклетеан посчитал христиан и начал их уничтожение. В тюрьмы и на казни отправлялись те, кто исповедовал истинного Бога.
Когда Георгий стал свидетелем о беззаконном суде над невинными, и услышал приказ об истреблении христиан, он сочувственно отнесся к гонимым и воспламенился ревностью к вере.

Предполагая, что его тоже ждут мучения, Георгий раздал нищим все, что у него было, включая золото и драгоценности, освободил на волю всех своих рабов и после этого, на совещании, где присутствовал Диоклетиан, произнес обличительную речь.
Он сказал, что император со своими князьями и подчиненными заблуждаются в своей вере. Не идолам нужно поклоняться, но Иисусу Христу, веру в которого они пытаются уничтожить. Он обличил их в жестокости и несправедливости, а в конце своей речи Георгий объявил себя Христовым рабом, проповедником истины.
Взбешенный император повелел заточить своего вчерашнего любимчика в тюрьму, где его заковали в колодки, положили на пол, а сверху привалили тяжелым камнем. Но Георгий отважно перенес испытание и продолжил славить Господа.

Затем Диоклетиан велел продолжить мучение святого на колесе с железными остриями. После этой пытки, когда палачи посчитали Георгия умершим, неожиданно все услышали голос:

«Не бойся Георгий! Я с тобою!»

Это Ангел Господень помогал праведнику. Когда святейший, прославляя Бога, сам сошел с колеса, царица Александра и некоторые царские сановники захотели принять христианство. За такое неповиновение воли Диоклетиан отдал приказ о казни сановников, а императрица была заперта в одной из комнат дворца.

Самого великомученика кинули в яму и засыпали известью, полагая, что она сожжет его плоть. В яме Георгий находился три дня, после чего его живого и невредимого вытащили, и привели к изумленному императору.
«Скажи Георгий , – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься? »
«Царь , – ответил Георгий- ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах ». Царь приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Тогда император обратился к знаменитому в то время волхву Афанасию и велел ему победить святую силу непокорного Георгия. Колдун приготовил два напитка, один из которых должен был подчинить волю мученика, а второй был ядом, выпив который Георгий должен был умереть. Наполнив два кубка этими снадобьями, Афанасий предложил их Георгию. Он выпил оба, но остался живым, после чего сам колдун уверовал во Христа и исповедовал Его, как всемогущего Бога, чем и поплатился своей жизнью.

И опять мученика отправляют в темницу, но люди уже узнали о чудесах, которые произошли с Георгием Победоносцем, они подкупают охранников, чтобы увидеть святого и попросить у него наставления и благословение.
Ночью, перед следующими испытаниями святого Георгия, ему во сне было явление Христа, Который сказал:

«Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Когда мученика привели в языческий храм, и Диоклетиан стал уговаривать его поклониться идолам, Георгий сотворил крестное знамение, в храме раздались демонские стоны, и языческие статуи начали разрушаться. Жрецы с язычниками набросились на святого и начали избивать его, но тут на защиту его встала сама царица Александра, которая пришла на шум, доносящийся из храма. Император был очень удивлен поступком супруги:
«Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов? » Но она лишь отвернулась от мужа и ничего ему не ответила, тогда Диоклетиан приказал ее предать казни.

Святая Александра, идя на казнь, усердно молилась Богу, по пути она попросила стражников разрешения присесть у стены, где и предала свой дух Господу – Бог услышал ее молитвы и избавил от мучений.

Святой Георгий 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года был казнен через отсечение головы.

Великомученика Георгия за его отвагу и за несомненную духовную победу над палачами, которые подвергли его жесточайшим истязаниям, но так и не сумели принудить отречься от святой христианской веры, Церковь называет Победоносцем. Святые мощи страстотерпца Георгия были положены в Лидде (Палестина) в храме, который носит его имя, а глава его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

После мученической кончины Георгия Победоносца, милосердный Господь, для нашей пользы и спасения, возвеличил в сердцах людей память святого многими чудесами, самым знаменитым из которых является его победа над страшным чудищем, диавольским порождением- змием.

По преданиям, недалеко от Бейрута, места рождения святого Георгия, было озеро, в котором обитал большой змей-дракон. Чудище выходило на землю и пожирало людей, скот, уничтожало посевы. Для того чтобы его успокоить, люди были вынуждены кидать жребий и отдавать детей в жертву этому дракону. Однажды царю-правителю выпало отдать свою дочь на растерзание змею, ее привели на жертвенное место, где она стала покорно ожидать своей участи. Когда злое чудовище начало приближаться к царевне, неожиданно для всех наблюдавших издали людей, вдруг появился юноша на белом коне, напал на змея и своим копьем поразил его, а затем, вынув меч, отрубил тому голову. Этим храбрецом был святой Георгий Победоносец, который сказал людям:

«Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея».

После такого чудесного избавления, люди уверовали во Всемогущего Бога и приняли Святое Крещение.
Существует еще одна легенда, связанная с чудесами святого Георгия, согласно преданию, это чудо произошло в Рамеле. После того, как один из воинов-сарацинов выстрелил из лука в икону Георгия, у него сильно опухла рука и он, из-за нестерпимой боли, обратился к христианскому священнику за советом. Тот предложил возжечь лампаду перед иконой святого Георгия и оставить ее горящей на всю ночь. А утром нужно было взять масло из лампады и помазать им свою больную руку. После того, как сарацин все сделал, как было ему сказано, рука исцелилась и он уверовал во Христа, за что его другие сарацины предали мученической смерти.
Поэтому иногда на иконе, где Георгий Победоносец поражает змея, изображается маленький человек с лампадой в руках, сидящий позади святого.
Этот образ, пришел из одной арабской легенды, он также является очень популярным в Греции и на Балканах.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства, с его святым именем связаны многие победы в царские и советские времена. До революции среди наград были орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. К этим наградам полагалась двухцветная Георгиевская лента, черный и оранжевый цвета которой в одной из интерпретаций означали «дым и пламя», символ победы над драконом. В советское время эту ленту немного изменили, она стала называться «Гвардейская лента», ее использовали для оформления ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в нашей стране ежегодно в День праздника Победы проводится добровольная акция «Георгиевская ленточка – я помню! Я горжусь», когда участники прикрепляют ленту к своей одежде, к сумке или к ручке (антенне) автомобиля.
В честь основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого (Юрий – это русский вариант имени Георгий),святой Георгий Победоносец изображен на древнем гербе Москвы.

Возможно, защита жителей и их стад от змея и послужило поводом для почитания святого Георгия защитником скотоводов. До революции крестьяне в день его памяти, после молебна святому, окропив животных святой водой, в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища.
Кроме этого, крестьяне до времен Бориса Годунова, очень любили «Юрьев день», в который им разрешалось переходить от одного помещика к другому.

Грузия была обращена в православную веру святой († 335), которая доводилась Георгию двоюродной сестрой.
В воспоминание о колесовании великомученика Георгия Победоносца 10/23 ноября святой Ниной был установлен день памяти, который до сих пор является одним из важных в Грузии.
Грузию называют Джорджией (Георгией) во многих языках мира и считается, что такое название эта страна получила в честь Георгия Победоносца. Самое популярное имя среди новорожденных мальчиков – Георгий, Гога, Джордж.

16 ноября (по новому стилю) в Русской православной Церкви вспоминают освящение и обновление храма святого Георгия в палестинской Лидде.

Еще находясь в заключении и предвидя кончину, святой Георгий попросил своего слугу, чтобы он перенес его тело по смерти в Палестину. Это повеление было исполнено — тело святого было перевезено и захоронено в городе Рамле.
В годы царствования императора Константина в Лидде был выстроен красивый храм в честь Георгия Победоносца и из Рамлы 3/16 ноября перенесены нетленные мощи святого. По прошествии многих лет этот красивый храм, гордость Лидды, оказался запущенным, целым в нем остался алтарь и гроб святого.
И только благодаря жертвам русских благотворителей и русского правительства, храм в Лидде был восстановлен и в 3/16 ноября произошло его вторичное освещение, в тот же день, когда это было сделано впервые.

Князь Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, во святом крещении получил имя Георгий.
В Киеве, недалеко от Софийского собора, он задумал построить храм в честь своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. Работы начались и, однажды, когда князь приехал посмотреть на ход строительства, он был удивлен малым числом работающих человек.
Вызвав управляющего, Ярослав спросил: “Почему так мало трудящихся у храма Божиего?”
Тот объяснил, что “так как – дело властительское” (т.е. княжеское), то люди не хотят тут работать, так как боятся остаться без оплаты своего труда.
Когда князь объявил, что каждый работник будет получать по монете в день, на работу сразу подвизались множество людей и храм достаточно быстро был достроен.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1051 года храм в честь великомученика Георгия был освящен митрополитом Илларионом, а день освящения Ярослав Мудрый повелел праздновать по всей стране ежегодно.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

Молитва Святому великомученику Георгию Победоносцу помогает российским воинам в несении действительной и срочной службы, его икона в доме помогает в молитвах о благополучии тех, кто ушел в запас или на заслуженный в военных трудах отдых. Молитва помогает также земледельцам и животноводам – ему молятся о сохранении урожая и здоровье скота, защите от стихии в сельском труде.

Рос великомученик Георгий в семье богатых родителей, но не мешало это ему стать человеком христианской веры. Родился святой у подножия Ливанских гор в городе, который ранее назывался Белит, а сегодня – Бейрут.

О детстве Георгия известно мало, но о юношестве остались памятки. Когда поступил великомученик на военную службу, среди иных воинов отличался он сильно: умом своим, храбростью, силой физической, и при этом был он очень красив. Через некоторое время посчастливилось св. Георгию достигнуть звания тысяченачальника. Был мужчина любимцем Диоклетиана. Правитель этот был очень талантлив, но фанатически относился к римским богам. Его целью было возрождение язычества в Римской империи. В истории Диоклетиан вспоминается, как один из наиболее жестоких противников христианства.
Когда услышал св. Георгий однажды приговор, в котором речь шла об истреблении христиан, то душу его охватило сострадание к несчастным. Понимая, что такая же доля и его ожидает, решил великомученик свое имущество отдать нуждающимся. Своих рабов мужчина отпустил на волю. После пришел к Диоклетиану, заявил, что он является христианином, и предъявил правителю обвинения в жестокости и несправедливости. Речь святого наполнена была убедительными возражениями против приказа преследовать христиан.

Пытался император переубедить Георгия, но все слова его были напрасны. Это сильно обозлило императора, и повелел он подвергнуть пришедшего различным мучениям. Георгия отправили в темницу, где руки и ноги его заключили в колодцы, спиной положили на землю, а на грудь тяжелейший камень поставили. Но святой сдаваться и не думал. В минуты боли телесной он и дальше продолжал молиться и прославлять Создателя нашего. Тогда мучители решили сделать свои издевательства невыносимыми. Они не только били святого, но и бросали его в негашеную известь, потом заставляли Георгия бежать в сапогах, подошву которых укрывали острые гвозди. Все равно мученик терпел. Император не выдержал такого непослушания и приказал отрубить святому голову. Так Георгий и отошел в Царство Небесное в 303 г.

Среди христиан за силу свою, мужество и веру отчаянную, называют святого Победоносцем. Два больших храма существует, названных в его честь. Один в палестинском селении – городе Лида, здесь и хранятся мощи великомученика. Второй храм в Риме, здесь находится глава святого.
На иконах в честь Георгия изображают его на коне белом, в руках его копье, которое поражает змия. Сюжет такой основан на предании и сегодня входит в список посмертных чудес великомученика. Ходили поверья, что вблизи от места рождения Георгия, в озере небольшом, жил змей. Никто не может точно сказать, что за зверь это был (удав, ящерица или крокодил), но пожирал он жителей местных.

Суеверные люди, чтобы хоть как-то утолить ярость змея, начали отдавать ему девушек или юношей. Для выбора, кого же отправить на съедение, использовали они жребий. Однажды выбор пал на дочь правителя Бейрута. Отвели местные жители несчастную к озеру, и стала та ждать доли своей.
Но как только змей выступил из воды, откуда ни возьмись, появился юноша светлый. Копьем своим он поразил зверя, спасая бедную испугавшуюся девушку. Этим юношей был святой великомученик Георгий. С того момента уничтожение молодого поколения в пределах Бейрута прекратилось. Сами же местные жители веровать в Христа начали, хотя до этого, кроме язычества ничего не признавали.

Предполагается, что с того момента и начал святой почитаться не только как защитник, но и как покровитель скотоводства.
В дореволюционное время, когда жители деревень русских отправляли свой скот на пастбище, а был это как раз день памяти святого Георгия, состоялся молебен к великомученику. В народе известен еще это празднование как «Юрьев день». До того момента, как царем стал Борис Годунов, крестьянам позволялось в этот день менять помещика.

Еще одним толкованием изображения святого на коне можно считать победу Георгия над дьяволом, которого и символизирует «древний змей». Изображение Георгия Победоносца включено в древний герб Москвы.

По старинному обычаю возводить храмы в честь Ангелов-хранителей своих построил Ярослав Мудрый (1019-1054 г.г.), который за святым крещением был Георгием, храм – начало обители мужской. На строительство собора в честь великомученика, расположенного сегодня перед вратами Святой Софии, немало средств пошло. Принимало участие в возведении святыни огромнейшее число строителей. В ноябре (26 числа) святитель Иларион освятил храм, в честь этого события и проходит ежегодное празднование.


В православном мире много чудотворных икон, среди которых и икона Георгия Победоносца. Онапредставляет собой своеобразный щит, защищающий каждый дом. Святой Георгий является покровителем воинства. Помимо этого, он считается покровителем животноводства и фермерского хозяйства. Молитва перед его образом помогает тем, кто несет военную службу, а также тем, кто уже в запасе. Святой Георгий защищает и их семьи. Также перед иконой молятся о тех, кто идет на срочную службу, о том, чтобы молодого парня миновали большие трудности и прочие неприятности. Святому Георгию молятся и жители сельской местности о хорошем урожае, о защите домашнего скота от болезней, о защите от стихийных бедствий.

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.