Классный час на тему «Хорошие манеры. Классный час на тему "хорошие манеры" Учись смеяться над собой

Конспект классного часа для 4 класса на тему «Хорошие манеры»

Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа

1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.

План классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры».

II. Информационный блок «Из истории этикета».

III. Памятка воспитанного человека.

1. Приветствие - знак вежливости.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

3. «Встречают по одежке...»

4. Учись смеяться над собой.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры»

(Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!

Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

(Дети высказываются.)

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

II. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

III. Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

(Дети высказываются.)

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

Нет, Рекс!

Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? {«Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...»

Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

4. Учись смеяться над собой

Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.

(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)

Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.

Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Дополнительный материал

Как не надо дарить подарки

1. Расскажите, каких трудов и затрат стоил вам подарок . Обязательно подчеркните, что у вас такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит вашу самоотверженность.

2. Всем знакомым и друзьям обязательно покажите подарок и объявите, что это именно вы его подарили.

3. Проследите за судьбой подарка. Время от времени напоминайте о нем, интересуйтесь, как ваш друг его использует.

4. Если сочтете, что друг недостойно обращается с подарком или с вами самими, потребуйте его вернуть. Может быть, это научит зазнайку ценить дружбу и щедрость.

Домашнее задание . Составьте памятку «Как надо дарить подарки».

Игровое занятие «Хорошие манеры».

Цель: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни "Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия:

Вводная беседа. (словарная работа)

Воспитатель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Игра «Хорошие и плохие манеры».

(хлопок, если педагог называет хорошие манеры, «у-у-у» - плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Загадка.

«Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

(Учитель, Мама, Знакомый мальчик, Незнакомая девочка, Лучший друг (пожать руку)

Воспитатель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Дети читают стихотворения.

(после прочтения стихотворения, дети прикрепляют напечатанное слово магнитиком к доске)

Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте » начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».

Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».

Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Отметить, что ли, слово «пожалуйста» ?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Если вы сломали ручку
Друга или вдруг подружки,
Вы скажи им «простите»
И свою им предложи.

Извини , пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Физкультминутка

Давайте поиграем в игру «Да - Нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте - «да!» и руки поднимайте вверх. Если не согласны, отве­чайте - «нет!» и качайте головой.

Вы смелые? -Да!

Умелые? -Да!

Ленивые? - Нет!

Красивые? -Да!

Крикливые? - Нет!

Веселые? -Да!

Милые? -Да!

Послушные? -Да!

Драчливые? - Нет!

Счастливые? -Да!

Ситуация "Случай из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

"Простите”, "здравствуйте”, "спасибо”

Говорить он не привык,

А от слова "извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: "Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе появился он такой.

Что неправильно делал мальчик?

Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

«Путешествие в прошлое» (воспитатель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя.

Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске).

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место? (Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение) Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста». Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых» (2 ученика по обе стороны поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуации «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: "Скажи, сколько сейчас часов?”

Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: "Эй, ты!” Витька!»" - Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях. - Как им разойтись?
Сейчас мы проверим кто из детей очень хорошо знает волшебные слова.

(дети хором отвечают)

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь «добрый …….день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … ……. «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его ………извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …….«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое ……. «здравствуй».

Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, … «извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не ……. перебивай!

Итог:

Наше занятие подошло к концу. Давайте ребята, подведём итог нашего занятия:

1.Вспомним, как называлось наше занятие? (Хорошие манеры).

2.Какими мы должны быть по отношению друг к другу? (вежливыми, терпимыми, понимающими…)

3.Что вы взяли для себя из нашего занятия? (надо соблюдать все нормы поведения в обществе)

А сейчас, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить друг другу "искренние пожелания ”.

«Подай другу руку и скажи что ты ему желаешь».

(Дети стоят в кругу, жмут друг другу руки, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Список использованной литературы

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики /Н.Е. Щуркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
2. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - 192с.
3. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры» // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.
4. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры // М., 1987/Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.

Как провести классный час, посвященный дню манер.

Классный час ” О хороших манерах”

Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия

Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» – плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?

Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».

На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.

– Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?

– Его называют культурным, воспитанным человеком.

– Всё начинается с детского возраста.

– Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)

Ситуация № 1

– Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).

– Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?

– Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)

– И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)

Загадка. «Здоров ли ваш скот?» – говорят монголы.

«Я тебя вижу!» – произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» – можно услышать в Китае.

– А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

– Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

– С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

– Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

o Учитель

o Знакомый мальчик

o Незнакомая девочка

o Лучший друг (пожать руку)

Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” –

Говорить он не привык,

А от слова “извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: “Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе

появился он такой.

– Что неправильно делал мальчик?

– Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.

– О какой таблице уважения говорит поэт?

«Путешествие в прошлое» (учитель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?

(Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка

Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».

Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Речевое задание

Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.

Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.

Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)

Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо) .

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день) .

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо) .

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых»

(2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”

– Что можете сказать о Вите?

Ситуации № 5 «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”

– Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“

– Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.

– Как им разойтись?

Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.

– Как поступили бы вы в данных ситуациях?

1. Если ты пришел к знакомым …

2. Если друг твой самый лучший …

3. Девчонок надо никогда нигде не замечать …

5. Решил подраться – выбирай …

Итог

Когда-нибудь люди не будут грубить.

Невежды уйдут навсегда.

Вот здорово будет всем тогда жить

Придёт золотая пора.

Речевое задание «Продолжи высказывание»

– В речи я буду употреблять только…

– Мне бы хотелось, чтобы окружающие…

В заключении все поют песню “Улыбка”.

Беседа на тему: «Этикет, или просто хорошие манеры».

Цель: воспитание нравственной культуры личности, отношения к миру и другим людям, которое определяется степенью культуры общения общества. Познакомить с историей происхождения этикета. Дать первоначальное представление об этикете и значимости в жизни человека. Оборудование : слайды и иллюстрации.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята, сейчас я прочту короткое стихотворение, которое поможет вам узнать тему нашей беседы.

Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

Педагог. Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету.

Итак, что же такое Этикет? Правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются - этикетом . С этими правилами мы знакомимся с раннего возраста и продолжаем познавать их на протяжении всего детства, а может всей жизни.

Откуда же появились различные правила этикета?. В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся за тысячелетия правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Очень древнюю историю имеет обычай рукопожатия. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Например, ёщё в средние века зародилась традиция снимать шляпу и ли перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы. (Показ слайдов)

Педагог. Слово Этикет произошло от французского слова - этикетка, ярлык.

О происхождении данного слова существует любопытная версия. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика Х IV . Садовник пожаловался королю на дворян, вытаптывающих лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты. На одном из своих приёмов король распорядился раздать карточки с правилами поведения. От французского названия такой карточки - "этикетки" - и произошло слово этикет . Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Педагог. Часто соблюдение этикета называют - хорошими манерами.

"Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение ".

Что такое манеры, как вы думаете? (Ответы детей)

И так, манеры - это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Педагог . Перечислите, какие хорошие манеры нам знакомы? (Ответы детей сопровождаем показом слайдов)

У двери пропускаем вперед старших и девочек.

Встаем при встрече и разговоре со взрослыми и т. д.

Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать свое раздражение, намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Педагог. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Педагог. И еще один пример абсурдного поведения.

Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Педагог. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов или титулованных особ;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при общении друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах или переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Педагог. Проверим вашу внимательность. (Показ слайдов)

Как называлась первая на Руси книга по этикету? (Домострой).

Как называлась книга, изданная при Петре I? (Юности честное зерцало).

О чём эта книга? (Правила поведения молодёжи в обществе).

Какие основные виды этикета вы знаете?

Какой вид этикета регламентирует порядок и правила поведения при переговорах официальных лиц. (Дипломатический).

Педагог . Этикет имеет национальные черты. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем или национальными традициями и обычаями. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие.

Как мы приветствуем друг друга? Покажите ваши приветствия друг другу. (Дети показывают свои приветствия.)

(Педагог читает стихотворение "Приветствия")

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».

А вот как приветствуют друг друга в разных странах : ( Показ слайдов )

    древние греки – “Радуйся!”,

    современные греки – “Будь здоровым!”,

    арабы – “Мир с тобой!”,

    индейцы – “Все хорошо!”,

    англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

    китайцы – пожимают руку себе самому,

    лапландцы – трутся носами,

    латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,

    японцы – кланяются.

Педагог. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Культурный человек – тот, кто не только создает произведения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.

Читает стихотворение " Что такое этикет?"

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Педагог . Как вы думаете, о чём эти строки. (Рассуждения детей .) .И так Вы, поняли что Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. А теперь послушайте несколько афоризмов - высказываний известных людей:

Этикет - когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо (У. Каппи).

Хорошие манеры - это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль (П. О"Рурк).

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р. Эмерсон).

Хорошие манеры - лучшая защита от дурных манер другого (Ф. Честерфилд).

Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет (И. Гете).

Важно, чтобы каждый из вас учился хорошим манерам и следовал следующему принципу:

«Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами» .

Цели:

Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.

Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.

План. 1. Какой человек может называться воспитанным?

2. Самонаблюдение.

  1. Самооценка.
  2. Изучать мнение других людей.
  3. Проверь себя.

«Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» Теннисон

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Эмерсон

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит» немецкая пословица

«Не говори ничего дурного о ком –либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» Ж. Санд

Урок проходит в форме беседы. Учитель ставит перед учениками вопросы и вместе они стараются найти ответы.

Учитель :

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Ученики:

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание. И т. д.

Учитель :

Откуда берутся такие качества?

Ученики

Дар природы.

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится. И т. д.

Учитель :

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

Ученики : 1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Учитель :

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

(Им заранее дала темы для подготовки к мероприятию).

Ученик1 : Самонаблюдение .

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в то же время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека. Например: обедаете: пока бабушка суп наливаете, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Учитель : Конечно нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

Ученик2 : Самооценка.

Уже понятно, что надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

Учитель :Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме никто не сможет, поэтому нам некого стеснятся, разбирая наши поступки.

Ученик3. Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

Учитель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!

А теперь проверьте себя:

Однажды я выходила из гастронома. В обеих руках у меня были сумки. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек?

.

Кто должен первым закончить разговор по телефону?

Ученики : Тот, кто звонит.

Итоги мероприятия:

Появляется плакат.

◄ воспитанным быть хорошо:

◄ к этому надо стремиться;

◄ над этим надо работать,

Скачать:


Предварительный просмотр:

План внеклассного мероприятия

«Поговорим о хороших манерах».

Цели:

Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.

Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком .

План. 1. Какой человек может называться воспитанным?

2. Самонаблюдение.

  1. Самооценка.
  2. Изучать мнение других людей.
  3. Проверь себя.

6. Итоги.

На доске написать или приготовить плакаты:

«Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» Теннисон

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований » Эмерсон

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит » немецкая пословица

«Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер» Бальзак

«Не говори ничего дурного о ком –либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» Ж. Санд

Урок проходит в форме беседы. Учитель ставит перед учениками вопросы и вместе они стараются найти ответы.

  1. Какой человек может называться воспитанным?

Учитель :

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Ученики:

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание. И т. д.

Учитель :

Откуда берутся такие качества?

Ученики

Дар природы.

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится. И т. д.

Учитель :

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

Ученики : 1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Учитель :

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

(Им заранее дала темы для подготовки к мероприятию).

Ученик1 : Самонаблюдение .

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в то же время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека. Например: обедаете: пока бабушка суп наливаете, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

Или тронули себя за нос;

Или лавровый лист вынули и на стол положили;

Над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Учитель : Конечно нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

Ученик2 : Самооценка.

Уже понятно, что надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

Учитель : Верно . Ведь наши мысли прочитать в уме никто не сможет, поэтому нам некого стеснятся, разбирая наши поступки .

Ученик3. Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

Учитель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!

А теперь проверьте себя:

Однажды я выходила из гастронома. В обеих руках у меня были сумки. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек?

Ученики высказывают свои мнения, обсуждают, приходят к тому, что сказать спасибо не вредно. Чем чаще, тем лучше .

Кто должен первым закончить разговор по телефону?

Ученики : Тот, кто звонит.

Учитель иногда поправляет, иногда соглашается.

Итоги мероприятия:

Появляется плакат.

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой ».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:

◄ воспитанным быть хорошо:

◄ к этому надо стремиться;

◄ над этим надо работать,

◄ нужно заниматься самосовершенствованием.