Проповедь иоанна предтечи. Иоанн предтеча и крещение покаяния

«Учение Христа и Его любовь к нам».

Глава 4. Иоанн Креститель и проповедь покаяния

Евангелие от Матвея, глава 3, 1-12, Приложение 5

Иоанн Креститель занимает особое место в Евангелии, в истории и в нашей жизни. Он — единственный человек, про которого Иисус говорит, что он «выше пророка» и в отношении которого он употребляет местоимение «мы». В Евангелии есть только два человека, которым сам Господь выбрал имена: это сам Сын Божий и Иоанн Креститель. Истории их рождения в рассказе евангелиста Луки идут параллельно. Иоанн Креститель был рожден на шесть месяцев раньше Иисуса и, соответствующий праздник, «Рождество Иоанна Предтечи» отмечается Церковью 25 июня, т.е. на полгода раньше Рождества Христова. В остальных трех Евангелиях рождение Иоанна не описано, и мы видим его впервые в начале его служения.

Места, в которых проповедовал Иоанн Креститель находились в нижнем течении реки Иордан, недалеко от того места где она втекает в Мертвое море. Слово «пустыня» следует понимать не в смысле ландшафта покрытого песком, а скорее в смысле пустого, безлюдного, нежилого места. Судя по историческим картам этих мест, там было довольно много городов, находящихся на расстояниях 10-20 километров один от другого. Пространство между городами было непригодно для сельского хозяйства и было ненаселенным, «пустым». Иоанн Креститель не был отшельником и не стремился к полному уединению. Он, очевидно, хотел, чтобы люди к нему приходили, и поэтому стремился быть в пределах досягаемости. И люди действительно к нему приходили.

Это место было действительно хорошо выбрано для его проповеди. Расстояние до Иерусалима составляло около 30 км, и большая часть густонаселенных мест Иудеи находилась в радиусе около 50 км. Иордан в этих местах – это мелкая и узкая река хорошо пригодная для крещения водой.

Иоанн Креститель звал людей в пустыню потому, что он призывал к покаянию, и для этого ему было важно вырвать людей из круга повседневной жизни. Для покаяния важно чтобы человек отвлекся от своей «текучки» и посмотрел на себя и свою жизнь как бы со стороны. Для того чтобы посмотреть на себя со стороны в физическом смысле, мы используем зеркало. Для того чтобы посмотреть на себя со стороны в духовном смысле, в качестве зеркала используют другого человека, которому исповедуются. Как правило это человек с большим духовным опытом: священник или старейшина. Поверяя такому человеку свою жизнь, дела и мысли и чувствуя явно или интуитивно его реакцию, человек лучше понимает, что он в действительности собой представляет. Иоанн Креститель был, таким образом, первым исповедником в истории Церкви.

Проповеди Иисуса и Иоанна Крестителя, будучи духовно близки по содержанию, сильно различаются по форме. Иисус от первого до последнего дня своей миссии активно идет к людям, идет туда, где люди живут или собираются. Он проповедует в синагогах, посещает свадьбы, охотно разговаривает с людьми, случайно оказавшимися на его пути. Христиане усматривают в этом прямую аналогию с ролью Христа в нашей жизни: мы также можем встретить его везде где мы находимся. Он — Бог, он видит нас везде … Те особые, «религиозные» действия которые мы совершаем, являются скорее подготовительными действиями, чем ритуальными актами вызывающими его появление. Такой подготовкой к встрече с Господом была и проповедь Иоанна Крестителя.

Теперь обратим внимание на то что он говорил про того кто придет после него:

11 … Я не достоин понести обувь его…

Русский синодальный перевод, который здесь используется, в этой фразе по-видимому неточен. В самом деле, трудно понять, зачем кто-то за кем-то должен нести обувь. В Евангелии от Луки эта же фраза звучит более осмысленно: «Я не достоин развязать ремень обуви». Мотив снятия обуви звучит также и в переводах на других языках, причем в качестве вида обуви указываются сандалии. О сандалиях идет речь и в старославянском переводе.

Чтобы прочувствовать смысл этой фразы, ее стоит перевести на язык этикета нашего времени. При прямом прочтении эта фраза ускользает от восприятия, так как в наше время мы снимаем обувь только маленьким детям, больным или весьма престарелым людям. Если я например скажу двум своим друзьям: «Лёша, ты недостоин снять ботинки у Миши!», то Лёша меня вряд ли поймет. Однако в евангельские времена это было обычаем гостеприимства и вежливости. Дороги в то время и в тех местах были покрыты пылью смешанной с ослиным навозом и мочой. Когда приходили в гости, первым жестом гостеприимного хозяина было помочь усталым путешественникам снять сандалии. Мы хорошо знаем, что туго завязанные шнурки обуви развязывать самому неудобно, и предпочитаем снимать обувь, не развязывая шнурков. Древние сандалии представляли собой деревянную подошву, прикрепляющуюся к ноге длинным ремешком, который обматывался несколько раз вокруг щиколоток. В течение дня узел, который, по-видимому, старались завязать потуже, высыхал и твердел, так что помощь в его развязывании была уместна и желательна. Вслед за снятием сандалий следовало омовение ног, которое также упоминается в Евангелии.

В наше время в отношении обуви мы проявляем гостеприимство скорее в том, что великодушно разрешаем гостю оставаться в уличной обуви. Чем же еще мы проявляем гостеприимство? Например, мы предлагаем гостю что-то выпить или поесть. Если гость пришел во время еды, мы пригласим его к столу; если в другое время, то предложим выпить чаю или что-нибудь другое в зависимости от местных традиций. А что если я скажу Лёше: «Лёша, если Миша придет к тебе в гости, ты недостоин предложить ему чаю». Такая новость поразит Лёшу как удар грома. Лёша подумает: «Как же это так, даже если ко мне придет сам Президент или любой знаменитый человек, я могу предложить ему чаю; может он и откажется, но предложить-то я могу. Кто же он такой, что я не могу предложить ему чаю, он что – не человек? Что, он — Бог и или какое-то высшее существо?». Но это и есть именно то, что хочет сказать Иоанн Креститель в этой фразе: что идущий за ним стоит вне круга человеческого общения, что он именно Бог. Следующая фраза не оставляет в этом никакого сомнения:

11 … Он будет крестить Вас духом своим и огнем.

Кто же может крестить духом? Очевидно только тот, кому повинуются духи, то есть сам Бог.

В Евангельском повествовании описание деятельности Иоанна Крестителя заканчивается с началом миссии Христа. С приходом Иисуса он отходит в сторону. Однако его деяния оставили поразительно глубокий след в истории и жизни Церкви. Мы делаем на удивление много следуя тому что делал он. Во-первых, он ввел крещение водой. Христос сам не крестил и этому в явной форме не учил. Однако апостолы крестили, что очевидно связано с тем, что многие из них были учениками Иоанна Крестителя и перенесли этот обычай в христианство. Крещение покаяния не было личной инициативой Иоанна Крестителя. В Евангелии от Луки он прямо говорит, что делает это по указанию Свыше, а не по собственной воле.

Рассказ об Иоанне Крестителе может оставить впечатление, что его учение имело ценность только во время его жизни и потеряло значение в свете учения Иисуса. Однако это не совсем так. Учение Иоанна Крестителя и учение Иисуса имеют оба вечное значение и в известном смысле дополняют друг друга. Иисус – Бог, он говорит о природе Царства Небесного, о его ценностях и критериях. Он задает нам идеал, направление движения, а не набор инструкций к повседневной жизни. Именно это делает для нас Иоанн Креститель – он дает нам примеры реальных и нужных для нас действий, которым мы на практике весьма добросовестно следуем. Креститься водой проще чем любить своих врагов – и это делают все христиане, включая даже и маловерующих людей. Исповедоваться нелегко, но все же проще чем «быть совершенными как Отец наш Небесный» и этому также следуют если не все христиане то очень многие.

Основная причина, по которой мы относительно мало чувствуем личное присутствие Иоанна Крестителя в нашей жизни, хотя и постоянно следуем его учению, состоит в том, что его функции исполняет Церковь. Именно Церковь не только сохраняет и передает нам Слово Божие, но и заботится о разумных правилах нашей повседневной жизни, в меру заполняя ее служением и богоугодными делами. Именно Церковь заботится о крещении водой, покаянии, исповедях, благотворительности и тому подобных делах.

Благотворительность, которая занимает важное место в христианском служении, является другим интересным примером. Иоанн Креститель учил благотворительности так: «у кого две одежды, тот дай (одну) неимущему» (Лк. 3: 11). Это и есть проповедь благотворительности в чистом виде – поделись с неимущим тем, что у тебя есть. Это и есть то, что мы все в большей или меньшей степени делаем. Иисус не учил благотворительности, он говорил: отдайте все бедным и следуйте за мной. Это не одно и то же: в одном слышится человеческая доброта, в другом – голос Божественного. Когда человек подает милостыню, он заботится о конкретном нищем. Когда человек отдает все что имеет – он думает о Вечном. Мы, как правило, занимаемся именно благотворительностью, т.е. делаем скорее то чему учил Иоанн Креститель, чем то, чему учил Иисус.

Вернемся теперь к основной части учения Иоанна Крестителя, возможно наиболее важной для нас: призыву к покаянию. Он говорил:

Во всей Библии включая и Ветхий и Новый Заветы только Иоанн Креститель уделяет покаянию столько внимания. Он – единственный пророк, который целенаправленно строит всю свою миссию вокруг проповеди покаяния. Иисус упоминает покаяние несколько раз, но никогда не ставит его в центре своего учения. Напротив, когда его спрашивают, почему Его ученики не постятся, он отвечает, что в этом нет нужды, так как они уже с Ним. Однако покаяние занимает колоссальное место в истории Церкви и в делах учеников Христа последующих поколений. Вся двухтысячелетняя духовная история Церкви и её святых, история монашества — это в значительной мере история покаяния. Связь монашеского образа жизни с учением Иоанна Крестителя видна уже из того простого факта, что монахи часто носили (и носят) ту же одежду, что и он, т.е. власяницу (см. Примечание 2).

Покаяние упоминается и в Ветхом Завете, однако там акцент всегда делается не столько на покаянии как таковом, сколько на последующих действиях, т.е. на исправлении и обращении на правильный путь. Пророки Ветхого Завета говорят: «Прекрати грешить, исправься, делай хорошее». Само покаяние при этом имеет значение скорее поворотной точки в направлении движения человека от зла к добру, чем как действие имеющее самостоятельное значение. Человек должен доказать своей последующей жизнью, было ли его покаяние истинным.

В учении Иоанна Крестителя, покаяние выступает как действие важное само по себе. Иоанн не говорит: «покайтесь и дальше живите правильно». Он говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн не говорит о дальнейшей земной жизни, покаяние необходимо в связи с приближением Царства Небесного даже если дальнейшей жизни уже не будет. Он хочет сказать: покайтесь, ибо исправляться уже поздно — Царство Небесное уже почти здесь. Уже поздно изменить ваши дела, но еще не поздно переоценить себя, измениться духовно, очиститься внутренне. Иоанн Креститель, таким образом, проповедовал духовное действие, внутреннее делание, которое более важно чем внешнее. Таким образом, он фактически установил новый тип религии, именно тот который мы ассоциируем с христианством.

Но почему все-таки так важно покаяться? Можно прочитать тонны книг, где говорится о святости и покаянии, но никто реально не начнет это делать, если нет ясного ответа на вопрос: почему? Иоанн Креститель явно связывает покаяние с Царством Небесным, но ведь Царство Небесное — это Божий Суд, который, как мы все надеемся, несет возможность прощения. Наказание также возможно, однако мы верим, что Господь хотел бы нас простить. Не обязан, но хочет. Но он также хочет, чтобы мы попросили прощения. В этом и состоит простая сущность покаяния – это просто когда мы просим прощения у Него. Полноценная просьба о прощении включает, очевидно, три элемента: (1) надо знать, за что ты просишь прощения (2) надо искренне сожалеть о содеянном (3) надо действительно и явно просить. Это и есть покаяние.

10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Однако почему же проповедь Иоанна Крестителя звучит так угрожающе? Он ничего не говорит о прощении. Он говорит о секире, лежащей у корней дерев и соломе которую бросают в огонь. Так есть ли надежда на прощение? Чтобы понять, что эти грозные слова совершенно естественно сочетаются с милосердием, прибегнем опять к аналогии между отношением Господа к людям с отношением земного отца к детям.

Притча о разбитой вазе

Представьте себе, что Вы — родитель и что Ваш сын сделал что- то плохое, например, разбил большую вазу. Вот Вы стоите перед разбитой вазой. Осколки дорогой и ценной для вас вазы на полу, починить её невозможно. Ваш сын стоит перед Вами и дрожит от шока и страха. Он знает, что сделал что-то непоправимое, но дрожит не столько от стыда сколько от страха перед грядущим наказанием. Его могут отправить в темную комнату или чулан где ему будет плохо и страшно. И Вы реально подумываете именно об этом – он это знает. Но вот первая и короткая вспышка гнева проходит, и о чем же Вы начинаете думать? Те, кто имеет родительский опыт, хорошо это знают. Вы ищете возможность его простить. Почему? Да потому что всё было так хорошо, пока ваза не была разбита. Теперь ваза все равно уже разбита и ее не склеишь. Но разбиты также и Ваши взаимоотношения с Вашим сыном. Эта связь с Вашим сыном, которая так важна для вас обоих, временно нарушена. Будучи взрослым, Вы полнее и яснее чем он осознаете наличие и важность этой связи. Но Вы естественно хотите, чтобы он сделал первый шаг, чтобы он попросил прощения. Но он не просит; он стоит, дрожит и молчит. Скорее всего, он не понимает, чего Вы от него хотите. Тогда Вы начинаете сердиться ещё сильнее. Вы сердитесь уже не столько за разбитую вазу сколько за то, что он не просит прощения. Вы хотите крикнуть ему: «проси прощения». В конце концов, Вы не выдерживаете и кричите: «проси прощения, а не то … ».

Это и есть то чувство, которое выражает Господь устами великого пророка Иоанна Крестителя который говорил:

2. Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное

Иоанн Креститель как основатель и первый священник Церкви

Хотя мы всегда представляем себе Христа как главу Церкви, её учредителем фактически является также Иоанн Креститель. В самом деле, церковь должен учреждать священник. Однако Христос в своей земной роли – скорее Царь чем священник. Он наследник Царя Давида. Он – Царь и повелитель всего. Именно Иоанн происходит из рода священников и является священником по рождению. Иоанн первым признает Его и объявляет Его царство. Иоанн воспитал учеников, которые составили ядро первой группы апостолов.

Помимо того, что Церковь прямо продолжает дело Иоанна, существует еще одна важная причина, по которой его учение так актуально. Мы живем в присутствии Бога в некотором частичном или мистическом смысле, но Бога в полноте его личного физического присутствия с нами все же нет. Христос поднялся на Небо оставив нас одних. Конечно, мы не вернулись к Ветхозаветному состоянию потому что Он был здесь оставив нам живую память о себе, совершив жертву Искупления и даровав нам Благодать Святого Духа. Но все же Его с нами нет. То есть после Вознесения Церковь отчасти вернулась к состоянию до Христа.

Мы встречаемся с Ним в духовном смысле и в то же время готовимся ко встрече с Ним в вечности. Это отражено и в годовом цикле богослужения, в котором имеются периоды с более выраженным настроением присутствия Божия (Пасха) и периоды с более сильным настроением ожидания и подготовки (Великий Пост). Именно эта подготовка и является тем аспектом жизни Церкви, основателем и духовным покровителем которого можно считать Иоанна Крестителя.

Также и индивидуальная христианская жизнь имеет два аспекта: общение с Богом сейчас и подготовка к прямой встрече с Ним в День Суда. Именно в плане этой подготовки попадаем мы в сферу духовного влияния Иоанна Крестителя, потому что оказываемся примерно в том же положении, как приходящие к нему люди.

Примечание 2

Иконописная традиция перешедшая в картины и даже в фильмы претендующие на реализм изображает Иоанна Крестителя в одежде из верблюжьего меха, что явно не согласуется с палестинским климатом. В действительности его одежда была чем-то вроде длинного свитера связанного согласно старой технологии, когда еще сохранилась кое-где на Ближнем Востоке. В отличие от современной вязаной одежды, в ткани власяницы оставались торчать острые кончики волос, которые раздражали кожу. После изобретения современного вязания в начале второго тысячелетии нашей эры этот тип ткани использовался и продолжает использоваться монахами и мирянами в качестве одежды носимой в знак покаяния и наказания за грехи.

Приложение 5. Проповедь Иоанна Крестителя

Евангелие от Матфея, глава 3, 1-12.

1. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской.

2. И говорит: покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное.

3. Ибо он тот о котором сказал пропок Исайя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих: а пищею его были акриды и дикий мед.

5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему.

6. И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил Вам бежать от будущего гнева.

8. Сотворите же достойный плод покаяния,

9. И не думайте говорить о себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю Вам что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврраму;

10. Уже и секира при корнедерев лежит: всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11. Я крещу Вас водой в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь его. Он будет крестить Вас духом своим и огнем.

12. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Диакон Владимир Василик
Примечания переводчика

Продолжается празднование Крещения Господня. В эти светлые дни вниманию читателей портала предлагается фрагмент из древнесаксонской поэмы IX века «Гелианд» (Спаситель), посвященный проповеди св. Иоанна Крестителя на Иордане и его ответу посольству из Иерусалима от фарисеев. Поэма посвящена жизни Христа и основана на латинском переводе Диатессарона - гармонии из четырех Евангелий, составленной во II в. Татианом Сирийцем. «Гелианд» состоит из 5983 аллитерированных строк. Аллитерация подразумевает одинаковое начало слов на один и тот же звук или букву (например: «Никто из народа сему не был сходен»). Гелианд связан с именем франкского императора Людовика Благочестивого (814–840), который стремился сделать евангельские тексты доступными в той или иной форме всем подданным германского происхождения. По преданию, Людовик поручил некоему известному в то время саксонскому поэту пересказать в стихах содержание Ветхого и Нового Заветов. Согласно другой, более поздней версии предания, это был простой крестьянин, который во сне получил приказание свыше сочинить поэму. Отметим, что во сне получает откровение и преподобный Роман Сладкопевец и англосаксонский певец Кэдмон.

В поэме прослеживается влияние древнегерманской народной поэзии: одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются эпические формулы и т.п. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Гелианда» в конюхов; искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу; а Нагорная проповедь представлена как совещание князя с дружиной. Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах германского общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «Правитель», «Сын Правителя», «Государь народов», «Хранитель земли», «Небесный конунг», Богородица - как «Женщина из знатного рода», «лучшая Жена», апостолы - как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», «витязи верные крепкие», которые должны сражаться за своего Господина. Ирод представлен как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца», послы от фарисеев - герои, мужи мудрые, а Иуда - неверный воин, неверный вассал.

«Гелианд» является уникальным для столь раннего периода образцом религиозной поэзии на народном языке. К сожалению, эта линия не получила продолжения. Вместе с тем это пример проповеди на доступном и понятном простому народу языке. Парадоксально, но тем, кто читал Толкина или смотрел фильмы по его произведениям, эти образы и слова, такие как «средиземье, друг кольца», тоже могут показаться родными и знакомыми.

В эпизоде проповеди Предтечи особое внимание уделяется проблеме загробного наказания - ада. Сам Предтеча предстоит воином, подвижником, ради Бога оставившим «любезную общность людскую». Его миссия осмысляется как некое «посольство» для возвещения Божьего мира людям. Цель Божественного воплощения - сделать людей чадами Бога по благодати.

Гелианд. Глава 12. Строки 859-948

Там был Иоанн от своей юности
воспитан в пустыне. Никто из народа
сему не был сходен. Всевладыке всевластному
свершал он служенье. Оставил общность
людей любезную. Пришло могучее
в сей пустыне слово с небес,
Иоанну послание. Христа пришествие
и силу велию в сем средиземье
должен поведать, что Царь Небесный –
герой воистину - сынам человеческим
по всей земле приблизит благо,
любви исполненное, добро дарует.
Была велия воля: о богатом блаженстве
проповедать он должен. Пойти походом
к Иордану потоку пожелали народы по той земле.
Затем узнали люди, что знатные
злодейства залечивать должны через пост они.
Он рек им: «Очиститесь! Оплачьте ныне
от всего сердца согрешения ваши,
злобы, что в свете сем сотворили.
Ныне услышьте мои ученья,
моим словам следуйте ныне.
Должен в воде я в этой крестить вас.
Но невозможно грех вам оставить,
чрез возложенье рук моих сделать
всех вас чистыми от зол содеянных.
На свет явился в мужах Могучий,
стоит в средине всех вас, хоть видеть
Его не хотите. Он будет крестить вас
во имя Господне Духом Святым. Он ведь
Владыка над всеми. Он может любого
мужа от мысленных злоб избавить.
Блажен Он и может явиться в мире,
и волю имеет, и так творит он,
что людям велит он стать чадами Бога.
Пришел я посольством в сей мир и обязан
отправиться в путь свой, дабы наставить
людей, что должны хранить воленье
мысли светлой, не след им попасть в пекло,
во ад огнистый. Для духа столь радость,
для мужа со многой заботой, что люди
оставят охотно врага обиталище,
чтоб Богу работать и благость найти
Небесного Конунга. Столь мир пречистый
стяжает всякий во Всесильном Боге».
Мужи многие из Иерусалима,
людей иудейских, посольство из града,
они спросили: «Не Сын ли он Божий?
Ведь издревле изрекали люди,
воистину воины, к тому, что Владыка
Христос сам он есть. Ведь истин изрек он
немало верных с вниманьем, что должен
Он в мир сей прийти». Иоанн изрек
и пред ними поведал, пред посольством премудрым:
«Я не есмь сей Сын Божий, мощный Мессия.
Должен пред ним я путь приготовить,
моему Господу». Герои спросили
того посольства, где мужи были,
граждане града: «Коль ты не Сын Божий,
ты - Илия, что древле был под этим народом?
Он ожидаем в сем средиземьи.
Нам возвести, что ты за муж?
Верно, ты тот, кто истинно есть
мудрый пророк. Что мы должны
сказать народу? Ведь не был блаженный
в сем средиземье такой, что свершил бы
столько чудес? Почему же ты крестишь
сии народы, раз ты не провидец?»
Тогда им ответил Иоанн блаженный:
«Я - Предтеча моего Господа,
Владыки возлюбленного должен я землю
эту управить, должен наставить
людей в Его воле. Храню от Его Слова
странные гласы, хотя не желают
постигнуть многое в пустыне народы.
Я с ним несходен, с моим Господом.
В делах Он столь дивен, чудесен и мощен,
Что это познают лишь после кончины
многие этого мира. И я недостоин
Его нести обувь, Владыке всесильному,
ремень развязать Ему. Столь много
меня Он лучше. Нет такого посланца
на земле нашей. И после не будет
в этом мире. Люди, следуйте
воле вышней Его. И вы долго должны
радостну мысль хранить, чтобы вы адских сил
злобных забыли сон, свет же Божий взыскали,
Вышний дом и вечное царство, небесное
Вышнее пастбище. Не сомневайтесь в сем!»

(Матфея 3:1-12; Марка 1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31)

О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и об его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют, почти с одинаковыми подробностями, все четыре Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Лишь последний из них опускает кое-что из сказанного первыми тремя, подчеркивая только Божество Христово.

О времени выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа, дает важные сведения св. Евангелист Лука. Он говорит, что это произошло “в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе” (Луки 3:1-2).

Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, св. Лука хочет сказать, что в то время Палестина входила в состав Римской империи, и ею управляли именем императора Тиверия, сына и преемника Октавиана Августа, при котором родился Христос, тетрархи, или четвертовластники: в Иудее, вместо Архелая, управлял римский прокуратор Понтий Пилат, в Галилее Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме, другой его сын Филипп управлял Итуреей, страною по восточную сторону Иордана, и Трахонитидою, расположенной на северо-восток от Иордана; в четвертой области Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно Каиафа, а его тесть Анна, или Анан, отставленный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял с ним власть.

Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767 г., но еще за два года в 765 г. он стал его соправителем и, след., 15-й год его правления начинался в 779 г., в каковом году, по наиболее вероятному предположению, Господу и исполнилось как раз 30 лет, о чем говорит дальше св. Лука, указывая возраст, в котором Господь Иисус Христос принял крещение от Иоанна и вышел на общественное служение.

Св. Лука свидетельствует, что ко Иоанну “бысть глагол Божий”, т.е. особое призвание, или откровение Божие, которым он был вызван начать свое служение. Место, где он начал свое служение, св. Матфей называет “пустыней Иудейской”. Так называлось западное побережье Иордана и Мертвого моря, благодаря своей слабой населенности. После Божия призвания, Иоанн стал являться в более населенных местах этой области и ближе к воде, нужной для крещения, как напр., в Вифаваре на Иордане (Иоан. 1:28) и в Еноне близ Салима (3:23).

Евангелисты Матфей (3:3), Марк (1:3) и Лука (3:4) называют Иоанна “гласом вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень и правы творите стези Его”. Точно так же называет себя и сам Иоанн в Евангелии от Иоанна (1:23). Слова эти взяты из речи пророка Исайи, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его уничижения и скоро явится слава Господня и “узрит всякая плоть спасение Божие” (40:3).

Это пророчество исполнилось, когда после семидесятилетнего вавилонского пленения 42.000 Иудеев, с разрешения персидского царя Кира, возвратились в свое отечество. Это возвращение пророк изображает, как радостное шествие, предводительствуемое Самим Богом и предшествуемое вестником. Этот вестник возглашает, чтобы в пустыне, по которой предстоит идти Господу со Своим народом, приготовили Ему путь прямой и ровный - углубления наполнили насыпями, а горы и холмы срыли и т. п. Это пророчество и Евангелисты и сам Иоанн Креститель (Иоан.1:23) изъясняют в преобразовательном смысле (ибо такой смысл имели все ветхозаветные события, предзнаменуя собою события Нового Завета): под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, они разумеют Мессию, а под вестником - Его Предтечу - Иоанна. Пустынею в этом духовном смысле является сам народ Израильский, а ее неровности, которые надо устранить, как препятствия к приходу Мессии, это грехи человеческие, почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: “покайтеся!” Это преобразовательное пророчество Исайи последний из ветхозаветных пророков Малахия высказывает прямо, называя Предтечу приготовляющего путь Мессии, “Ангелом Господним”, каковой цитатой св. Марк и начинает свое евангельское повествование (1:2). Проповедь свою о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства небесного, т.е. Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности во внутреннем его существе (Луки 17:21 ср. Рим. 14:17), объединение всех людей, сподобившихся этого, во единый организм - Церковь (Матф. 13:24-43; 47-49) и вечная небесная слава их в будущей жизни (Луки 23:42-43).

Приготовляя людей ко вступлению в это имеющее вскоре открыться с приходом Мессии Царство, Иоанн призывает их к покаянию и откликавшихся на его призыв крестил “крещением покаяния” во оставление грехов (Матф. 3:11 и Луки 3:3). Это не было благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воде, как выражение того, что погружающийся желает очищения от своих грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Строгий подвижник, носивший самую грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом, Иоанн представлял собою резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении царства Мессии, наступления которого столь многие в это время напряженно ожидали, не могла не привлечь к себе всеобщего внимания.

Даже Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве”... и что власть этого мужа была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его совету все, и что сам Ирод царь боялся этой власти великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли смотреть спокойно на то, как народ массами идет к Иоанну, и они сами пошли к нему в пустыню, едва ли все, по крайней мере, с искренними чувствами.

Неудивительно поэтому, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?” Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским удовольствиям, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни - духовную жизнь и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в своей праведности и внушает им, что их надежда на происхождение от Авраама не принесет им пользы, если они не сотворят плодов, Достойных покаяния, ибо “дерево”, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”, как ни на что не годное.

Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если вы не раскаетесь, то Бог вас отвергнет и призовет на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9, также Луки 3:8).

По Евангелисту Луке эта строгая речь Иоанна была обращена к народу. В этом нельзя видеть противоречия, ибо народ в значительной своей части был заражен лжеучениями фарисейства. Смущенный строгостью речи пророка народ спрашивает: “что же нам делать?” (Луки 3:10). В ответ Иоанн указывает на необходимость творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “плоды, достойные покаяния”.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить (Иоанн. 1:25). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли Иоанн.

На эти мысли Иоанн отвечал, что он крестит водою в покаяние (Матф. 3:11), т.е. в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он недостоин развязать (Луки 3:16, Марка 1:7) или понести (Матф. 3:11) обуви, как делают это рабы своему господину. “Той вы крестит Духом Святым и огнем” - в крещении Его будет действовать благодать Св. Духа, попаляющая как огонь, всякую греховную скверну. “Ему же лопата в руку Его...” - Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ОБ ИСУСЕ ХРИСТЕ (Иоан. 3:22-36)

После беседы с Никодимом, происходившей в Иерусалиме во дни праздника Пасхи, Господь оставил Иерусалим и “прииде в жидовскую землю и ту живяше с ними и крещаше”. Здесь мы имеем важное указание св. Евангелиста Иоанна на довольно длительное пребывание Господа Иисуса Христа в самой южной части Палестины - области, носившей название Иудеи, о чем умалчивают первые три Евангелиста. Как долго продолжалось это пребывание Господа в Иудее, можно заключить из того, что, говоря об остановке Господа в Самарии, по пути из Иудеи в Галилею, св. Иоанн передает следующие слова Господа, обращенные к его ученикам: “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?” Из этих слов надо заключить, что Господь возвращается в Галилею за 4 месяца до жатвы, а так как жатва бывает в Палестине в апреле месяце, то Господь оставил Палестину не ранее ноября, и, следовательно, пробыл в Иудее не менее восьми месяцев, с апреля до ноября. Первые три Евангелиста ничего не говорят обо всем этом первом периоде общественного служения Господа Иисуса Христа: рассказав об Его крещении и искушении в пустыне, они прямо переходят к описанию Его деятельности в Галилее. Св. Матфей, как призванный Господом много позже, не был свидетелем всего совершившегося в это время в Иудее; вероятно не был в Иудее с Господом и св. Петр, со слов которого писал свое Евангелие св. Марк; по-видимому и св. Лука не имел достаточно сведений об этом периоде служения Господа от очевидцев. Св. Иоанн поэтому считал своим долгом дополнить пропущенное, очевидцем чего он к тому же был. Нет указания, чтобы Господь жил в Иудее все время в одном определенном месте: надо полагать, что Он проходил с своею проповедью всю эту священную землю.

“И крещаше” - далее в гл. 4 ст. 2 Евангелист говорит, что Иисус не сам крестил, а ученики Его. Это крещение ничем не отличалось от крещения Иоаннова: оно было водным, а не благодатным, ибо сами они еще не имели Духа Святаго: “Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен” (7:39). Крестить благодатным христианским крещением во Имя Отца и Сына и Святого Духа они получили повеление от Господа только после Воскресения Господа из мертвых (Матф. 28:19).

В это время и св. Иоанн Креститель еще продолжал крестить в Еноне близ Салима, в местности, которую трудно определить, но, по-видимому, не прилегавшей к Иордану, ибо тогда незачем было бы добавлять в пояснение: “Яко воды многи бяху ту”. Ученики св. Иоанна скоро заметили, что к их учителю приходит меньше слушателей, чем прежде, и в своей слепой, не-Разумной привязанности к нему, стали досадовать и завидовать Тому, Кого считали Виновником этого, Кто имел больший успех у народа, т.е.

Господу Иисусу Христу. Несомненно, что эти недобрые чувства намеренно старались разжигать в них фарисеи, вызвавшие споры об очищении, что привело к прениям о сравнительном достоинстве крещения Иоаннова и крещения, которое совершали ученики Иисуса. Желая сообщить и своему учителю свою зависть и досаду на Христа, ученики Иоанновы приходят к Иоанну и говорят: “Равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се Сей крещает (не с тобою, а отдельно и независимо от тебя), и вси грядут к Нему” (“вси” сказано с преувеличением, которое внушается завистью и желанием возбудить зависть).

Далекий, конечно, от всякого чувства зависти ко Христу, Креститель в своем ответе прямо начинает раскрывать величие Христово, сравнительно с собой, и дает новое, уже последнее, торжественное свидетельство о Божественном достоинстве Христовом. Защищая право Христа совершать крещение, Иоанн говорит, что между Божественными посланниками ни один не может принять на себя что-либо такое, что не дано ему с неба, а потому, если Иисус крестит, то имеет на это власть от Бога. Иоанн напоминает, как он говорил с самого начала, что он не Христос, а только послан пред Ним. Вместо досады и зависти, Иоанн выражает свою радость по поводу успехов дела Христова, называя Христа “женихом”, а себя “другом жениха”, который не завидует преимуществу жениха, но стоит пред ним, как бы его слуга и “радостью радуется”, слыша голос его. Союз Бога с верующими, в Ветхом Завете, как и союз Христа с Церковью, в Новом Завете, нередко представляется в Священном Писании под образом брака (Ис. 54:5-6; Ис. 62:5; Ефес. 5:23-27). Христос есть Жених Церкви, а Иоанн - друг Его, близкое доверенное лицо, которое может только радоваться успеху Жениха. Значение друга жениха у евреев было велико во время, предшествующее браку, а как только брак состоялся, и жених вступал в права мужа, роль друга жениха оканчивалась. Так и Иоанн: он был главным действующим лицом в приготовлении народа к принятию Христа; когда же Христос вступил в дело Своего общественного служения, роль Иоанна окончилась. Вот почему он и говорит: “Оному, т.е. Христу, подобает расти, мне же малитися”, как блеск утренней звезды постепенно меркнет, по мере того, как восходит солнце.

Исповедуя превосходство над собою Христа, Иоанн говорит, что Христос есть “грядый свыше” и потому “над всеми есть” - превосходит всех других людей и даже посланников Божиих, каков он; что он, Иоанн, имеющий земное происхождение, возвещал Божественную истину лишь настолько, насколько может возвещать ее сущий от земли, а приходящий с неба Христос свидетельствует о небесном и Божественном, как о таком, что Он Сам непосредственно видел и слышал, и никто из земных, без благодати Божией, не в состоянии принять свидетельства Его (Матф. 16:17; Иоан. 6:44).

С грустью замечая в своих учениках недобрые чувства, Иоанн восхваляет тех, кто принимает свидетельство Христово, ибо Христос возвещает людям слова Самого Бога: кто признает истинными Его слова, тот признает истинными слова Бога Отца. Бог Отец во изобилии даровал Своему Сыну Иисусу Христу дары Святого Духа, выше всякой меры, ибо Он любит Сына и все предал в руки Его. Поэтому, кто верует в Сына Его Господа Иисуса Христа, тот имеет жизнь вечную, а кто не верует в Него, тот не увидит жизни вечной, “но гнев Божий пребывает на нем”.

Так, оканчивая свое служение, Иоанн в последний раз торжзственно засвидетельствовал Божество Хриутово, убеждая всех следовать за Христом. Эти слова его надлежит рассматривать, как завещание величайшего из пророков.


Деятельность святого пророка уже давно стала частью исторического христианства. Почему же личность Иоанна вызывает такой неподдельный интерес в сознании людей? Отчего личность именно этого пророка становится частью нашего личностного становления как христиан? Что побуждает уже две тысячи лет христианский мир возносить молитвы к пророку, о котором Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» [Мф. 11:11]. Причина, видимо, кроется в деятельности и личности Святого Иоанна.
Он родился необычным образом от родителей, уважаемых в израильском мире. Его отец, первосвященник Захария, пользовался заслуженным уважением в иудейской среде, мать Елисавета, отличалась богоугодными и праведными делами. Однако их семейную жизнь омрачала проблема, от решения которой зависело и семейное благополучие, и уважение окружающего их мира.
Дело в том, что в Израиле господствовало мнение, что если в семье не происходит рождение ребенка, то данная семья сильно прогневала Бога, и потому Господь не дарует радость грешникам. Кроме того, рождение ребенка, особенно мальчика, было связано с мессианскими ожиданиями израильского народа. Каждая семья из колена Давидова ожидала прихода Мессии.
Таким образом, отсутствие детей в семье первосвященника Захарии воспринималось как поношение, как Божественное правосудие за неведомые народу грехи. Но, как известно, то, что видится поношением в среде людей, иначе мыслится Провидением.
Бог совершенно противоположно людскому мнению смотрел на жизнь родителей будущего пророка. Св. евангелист Лука повествует: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а всё множество народа молилось вне во время каждения, -
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» [Лк. 1: 6-17].
То есть Господь уже при рождении показал путь, который предстоит пройти Его верному служителю. Причем эта избрание начинает сопровождать жизнь Крестителя, когда он находился еще в чреве матери, о чем также повествует Св. евангелист Лука: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» [Лк. 1:41-42].
Можно сказать, что Иоанн, будучи в чреве матери, приветствовал своего Господа, который также находился в материнской утробе. Эта была символичная встреча. Встречался закон и пророки с Боговоплощенной Благодатью. И голосами Ветхого и Нового Заветов выступали благочестивые жены и матери.
Надо сказать, что родители Иоанна изначально знали о высоком предназначении сына. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» [Лк.1:15]. Такое избрание налагало огромную ответственность не только на Иоанна, но и на его родителей.
Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Спасителя. Как и его будущая проповедь началась раньше проповеди Христа. Святой Креститель во всем шел перед своим Творцом, предуготавливая путь спасителю.
Однако деятельность свою Св. Предтеча естественно начинает не сразу. Известно, что для того, чтобы начинать проповедь израильскому мужу своему народу, необходимо было достичь тридцатилетнего возраста. Чем же занимался Иоанн до своей проповеднической деятельности? С ранней юности, видимо, зная о своем предназначении, будущий пророк уходил в пустыни, где предавался молитвенным размышлениям и аскетическим подвигам. Возможно, там состоялись его встречи с ессеями, которые считали себя глашатаями Правды Божией. Эта идея не могла не отразиться на дальнейшем жизненном пути Иоанна. Однако обитатели Кумрана не могли привлечь Предтечу Господня своей исключительностью, нежеланием общаться с народом, который они считали сынами тьмы. Отец Александр Мень писал: «История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены».
Иоанн же явно стремился рассказать миру об ожидаемом спасении, стать «гласом вопиющего». Избранность, аскетический образ жизни способствовали тому, что свою проповедь Иоанн начинал при благоприятном к себе отношении со стороны народа, давно ожидавшего прихода великого пророка.
Однако время, когда начиналась проповедь Иоанна, было крайне тревожное. Иудея находилась под властью римского цезаря. Народ волновался и бурлил в мессианских ожиданиях. Израиль жаждал не только религиозного освобождения, но и национального, которое многими понималось и как религиозное. В этой тревожной атмосфере и явился из пустыни пророк. Он пришел в долину реки Иордан. И буквально сразу завевал сердца слушателей. Он обращался к людям с жестким требованием очистить свою душу покаянием. . Его проповедь отличалась особой силой и краткостью: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф.3:2]. Он без снисхождения обличал грехи [Лк.3:7]. И проповедовал покаяние для прощения грехов. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3). И говорил об Иисусе Христе: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» [Лк.3:16].
Впечатление от проповеди пророка, его огненного облика вызывало в сознании людей огромное впечатление. Это было вызвано в первую очередь тем, что он говорил о Суде над миром. Все вокруг Иоанна дышало близостью великих и грозных событий. Народ узнавал в нем одного из древних пророков, которые своими огненными речами призывали к покаянию и исправлению греховной жизни.
Символом вступления в мессианскую эпоху Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась границей Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Кстати, обряд омовения присутствовал в ветхозаветной церкви, когда язычники, становясь ее членами, должны были совершать омовения. Можно сказать, что Иоанн продолжил ветхозаветную традицию, что было свойственно, кстати, и первым христианам. Омовение символизировало начало новой жизни. Именно к этому и призывал пророк. Вне покаяния невозможно становление новой жизни, невозможно строить дом, фундаментом которого и есть покаяние. Поэтому Предтеча требовал не просто произвести обряд омовения, но искреннего раскаяния, исповедания своих грехов. «Сотворите, - говорил пророк, - достойный плод покаяния!...Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» [Мф. 3:8,10].
Что же добивался своей проповедью Св. Иоанн? Безусловно, он не призывал людей к тому же аскетическому пути, по которому шел сам. Свою задачу он видел в том, чтобы в народе израильском возродился Святой Остаток, как во времена пророка Илии. А для этого необходимо было разбудить сознание, обратить его к памяти, в которой творилась иная реальность, где Бог и человек сосуществовали на перекрестках мироздания.
По свидетельству Иосифа Флавия, Предтеча учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному» («Иудейская война»). Его проповедь носила нравственный характер: «У кого две рубашки, - говорил он, - пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть также поступает» .
Особо интересно подчеркнуть его отношение к воинам, которые приходили к нему за советом. Пророк не предлагал бросать им службу, но требовал, чтобы они вели ее честно, избегали насилия и наушничества. Известно, что именно в результате доносов, много людей страдало от воинов. Особенно это получило распространение в эпоху императора Тиберия, когда и происходила знаменитая деятельность Крестителя.
Первоначально проповедь Иоанна привлекала к себе всеобщее внимание не только простых людей, но и знати. Поэтому синедрион посылал к нему посольство. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» [Ин.1:19]. Вначале деятельности пророка Ирод с удовольствием слушал Иоанна и придерживался его советов. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» [Мрк. 6:20].
Можно сказать, что даже в душе Ирода Антипы иной раз просыпалось стремление к Богу. А, может быть, это был обыкновенный страх? Ответить на этот вопрос трудно. Как говорится, чужая душа - потемки. Но именно этот царь прервет проповедническую деятельность Святого, который пред своим арестом, совершит неожиданное для многих событие: акт крещения пришедшего Мессии, Который пришел принять из рук пророка великое таинство.
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» [Мф. 3:14-15]. Иоанн указал народу на Иисуса Христа, как на Агнца Божьего вземлющего на Себя грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [Ин.1:29]. Затем Иоанн перед всем народом заявил, сказав, что Иисус Христос истинный Сын Божий и Спаситель мира. «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» [Ин.1:15-18]. То же самое он повторил перед священниками и левитами [Ин. 1:19-28]. Повторил это Иоанн и перед своими учениками. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» [Ин.1:35-36]. Иоанн говорит Мессии, что он, Иоанн, не достоин развязать ремня на обуви Его. «И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» [Мрк.1:7]. Иоанн говорит, что Христу надлежит расти, а ему, Иоанну, умаляться.
«Это была символическая встреча. Отшельник во власянице, с почерневшим от солнца, изможденным лицом, с львиной гривой волос, воплощал собой тернистый путь дохристианской религии, а новое откровение приносил Человек, Который, внешне, казалось, ничем не отличался от любого простолюдина из Галилеи» (Прот. Александр Мень «Сын Человеческий» с. 63).
Иоанн, подобно древнему Илии, обличал пороки людей не щадя вельмож и власть имущих. Как бесстрашный проповедник Истины, Иоанн не побоялся громогласно обличать и нечестивого царя Ирода, за греховную связь с Иродиадой, женой брата, которая к тому же доводилась Ироду племянницей. Смелые обличения Иоанна не нравились Ироду, который хотел убить его, но боялся волнения народа. «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» [Мф.14:5]. Чтобы закрыть обличающие уста Иоанна, Ирод заключает его в темницу в городе Махероне.
Находясь в темнице, Иоанн посылает посольство из двух учеников к Иисусу Христу. «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» [Лк.7:19]. Это был вопрос, который, видимо, предполагал размышление не только о судьбах мира, но и своей собственной судьбе. Предтеча понимал, что наступление нового мира неизбежно ведет к уходу старого, а значит, и его жизненный путь подходил к концу, и он исполнил свой долг перед Богом, возложенный на него изначально.
Иродиада за то, что он осмелился обличить её беззакония, возненавидела Предтечу больше чем Ирод, и искала случая погубить его. На дне рождения Ирода во время пира Саломея, дочь Иродиады, своей пляской вызвала сильный восторг у Ирода и его вельмож. И Ирод в награду за это пообещал выполнить любое её желание. По совету Иродиады Саломея потребовала, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. Пьяный Ирод, показывая гостям, что он держит свое слово, приказывает оруженосцу (секулатору) отрубить голову Иоанну Крестителю, и таким образом исполнил эту жестокую просьбу. Узнав о происшедшем, ученики произвели погребение Иоанна, и затем рассказали обо всём Иисусу Христу [Мф. 14:12].
Так завершилась деятельность великого пророка Иоанна Предтечи. Вся его жизнь – это исполнение Божественной воли, Которая заключалось в том, чтобы подготовить избранный народ к встрече со Спасителем. Дальнейшая история показала, что Израиль не был готов принять Богочеловека, не был в состоянии понять, что Господь пришел не нарушить, но исполнить Святой Закон. Удивительно, но это осознал человек, который тщательно следовал предписаниям Закона, понимая, в отличие от фарисеев, его духовную сущность, тем самым, отрицая слепую приверженность букве.
Начиная с деятельности великого пророка, мы стали понимать глубину аскетического восприятия жизни, увидели спасительность этого пути, как и то, что истинное служение в семье, - это служение Богу, как и засвидетельствовали родители Святого пророка.
Память о великом пророке, Предтече и Крестителе Иоанне Православной Церковью празднуется семь раз в году: 23 сентября в честь его зачатия; 24 июня день его рождения; 29 августа день усекновения его главы; 7 января на другой день Крещения Господнего; 24 февраля в память первого и второго обретения его главы; 25 мая в память третьего обретения его главы; 12 октября перенесение из Мальты в Гатчину в 1799 году десной (то есть правой) его руки.
Список литературы:
1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Изд-во «Свет на Востоке» Корнталь 1983.
2. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Москва «P.S.» 1991.
3. Иосиф Флавий « Иудейская война». Изд-во « Эксмо» 2010.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. (Мк. 1, 1-8)

(Синодальный перевод)

Слово «Евангелие» значит «Благая весть». Эта весть – рассказ о Спасителе и эта весть – учение Спасителя. В Евангелии Господь Иисус Христос открывается нам через опыт четырех евангелистов. Каждое из четырех изложений единого Христова Евангелия имеет свои особенности. Каждый из евангелистов начинает излагать Благую весть по-разному: Иоанн Богослов – с указания на Превечное бытие Сына Божьего, Лука – с рассказа о Благовещении, Матфей – с родословия и Рождества Христова. А «начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» апостол Марк ведет с Крещения, потому что именно с Крещения Господь выходит на Служение, начинает учить и совершать чудеса.

Но прежде чем Господь примет Крещение, на берегах Иордана появляется Его пророк и Предтеча – тот, кто будет предшествовать Господу в служении, проповеди и даже в смерти. Явление Иоанна Крестителя евангелисты сопровождают пророчествами Ветхого Завета: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим» – так сказанно у Малахии. А у Исаии говорится, и сам Иоанн этими словами обозначает свою миссию: «Глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его». Конечно, пустыня, в которой раздается голос пророка, – это не только та выжженная солнцем каменистая земля, которая лежит за Иорданом; пустыней может быть человеческое сердце, в котором нет Божьей Благодати, пустыней может стать и целый мир если в нем нельзя встретить Бога. И для того, чтобы каждый человек мог встретить в своей жизни Бога и для того что бы Бог вошел в человеческое сердце, приходит Иоанн – «приготовить путь Господу».

Сейчас праздник Крещения – один из самых многолюдных в наших храмах. И тогда, две тысячи лет назад, к Иоанну «стекалась вся страна Иудейская». Многие хотели увидеть облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса пустынника, в котором возродилось древнее пророческое служение и который крестил «крещением покаяния».

В русском и церковно-славянском языках слово «крещение» созвучно со словами «Христос» и «Крест», но на оригинальном языке Нового Завета – греческом – крещение (баптизмо) означает «погружение». И во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовения или окропления водой) был знаком очищения человека от грехов. Но ведь понятно, что прощать нарушение Заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, – один Господь Бог. Поэтому апостол Павел проповедовал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19, 4). То есть крещение Иоанново было приготовлением к пришествию Господа, Единого имеющего власть прощать людям их согрешения. Принимая крещение от Иоанна, люди исповедовали свои грехи и сходили в Иордан, чтобы там символически смыть их с себя. И вот в один из дней к Иоанну пришел Иисус из Назарета. «Я не знал Его» – говорил об этом Иоанн, но он был пророком и сразу понял, что перед ним Тот, Кто больше него: «Идущий за мною стал передо мною, потому что был прежде меня» – так скажет потом Иоанн о превечном бытии Господа. Иоанн говорил Господу, говорил что это Он должен крестить его. Тем не менее Господь сошел в Иордан, в ту воду, в которой люди оставили свои грехи, и Он – Единственный Святой и безгрешный, наоборот, взял их на Себя. И поэтому Иоанн Креститель, указывая на Христа произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира».

Агнец приносился в жертву за грехи людей. И после Крещения Господь уйдет в пустыню на сорок дней. Затем Он изберет Себе учеников, будет учить и через три года Его осудят на смерть. И на Кресте Господь принесет Себя в жертву за грехи всего мира.

Проповедь Христа Спасителя предваряет Иоанн Предтеча, который взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос, потому что в день Пятидесятницы на учеников Христовых снизойдет Дух Святой – Царь Небесный.

Стать причастником вечного Божьего Царства человек призван уже сейчас и уже здесь. Человек и приходит в этот мир для того, чтобы встретить Бога, научиться Его любить и научиться быть Ему верным. А начинается путь к Богу с покаяния, обращения и изменения. Евангельское слово «метанойя» которое у нас переведено как «покаяние» буквально и означает «изменение». Если в проповеди Иоанна Крестителя призыв к покаянию был прежде всего призывом к обращению – повороту к вере отцов, то в устах Спасителя «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (кстати, единожды зафиксированное в Евангелии) это означает уже нечто большое, полное изменение жизни – следование за Ним.

Покаяние стало одним из важнейших понятий в практике духовной жизни. Человек должен изменить свой образ жизни и мысли, для того чтобы жить не по законам мира, «лежащего во грехе», но для того, чтобы среди этого мира жить с Богом. И вхождение в Царство Божие, начало жизни в Церкви начинается для нас с Таинства Крещения. И начало ему положил Господь, когда пришел на Иордан к Своему пророку.