Все об операционной системе ios. Обзор iOS

Все об операционной системе ios. Обзор iOS

Ежегодно в Apple обновляют iOS, что стало доброй традицией. Многие пользователи ждут систему, чтобы тут же обновиться на нее. Впервые довольно сырым стало обновление до iOS7, оно вызвало множество споров и противоречий. Затем ежегодно находились те или иные недостатки в новых версиях, но они все относительно быстро вычищались. В этом году iOS11 может смело претендовать на звание самой сырой версии iOS. За несколько недель уже вышло два обновления системы, а до коммерческого релиза было около десятка бета-версий. Чтобы абстрагироваться от проблем софта и сосредоточиться на том, как задумана система и что она умеет, мы рассмотрим нововведения, а в конце немного затронем проблемы, с которыми вы можете столкнуться (или не столкнуться вовсе, так тоже случается).

Поддерживаемые устройства

Вы можете установить iOS11 на следующие устройства:

  • iPhone 5s/6/6 Plus/6s/6s Plus/SE/7/7 Plus;
  • iPhone 8/8 Plus/X – система предустановлена изначально;
  • iPad Mini 2/3/4; iPad Air/Air2; iPad Pro всех версий, iPad 2017;
  • iPod Touch шестого поколения.

В настройках вашего устройства появляется пункт с обновлением ОС, и вы можете загрузить его, тут нет никаких трудностей. Важно отметить, что не все возможности iOS11 будут доступны на всех устройствах, зачастую они зависят от начинки. Например, гадким утенком выглядит iPhone SE, у которого нет целого ряда возможностей, например, не поддерживается подсчет этажей в приложении Health, нет 3D Touch и других мелочей. Для поддержки нового стандарта для изображений и видео (HEIF/HEVC) требуется не только iOS, но и устройства на процессоре A10 и более новых, что резко ограничивает возможности предыдущих аппаратов. Таких ограничений хватает, например, стоит отметить отсутствие поддержки технологии True Tone у ряда моделей iPad, так как для этого просто нет соответствующей аппаратной поддержки. Подобное легко объяснимо, так как от обновления операционной системы не появятся нужные аппаратные компоненты, а процессоры не станут мощнее.

При переходе с iOS10 на iOS11 следует помнить о том, что в Apple прекращают поддержку 32-битных приложений, в iOS11 их нельзя больше запустить, они отсутствуют в магазине. Для большинства людей это ровным счетом ничего не значит, так как переход на 64-битные приложения начался в 2013 году, и за 4 года большая часть актуального софта стала 64-битной. Если у вас есть какая-то программа, что не имеет 64-битной версии (например, софт для работы, написанный давным-давно), то обновление не позволит вам работать с ней, об этом следует помнить. Но повторюсь, что для большинства людей никаких проблем не возникнет.

Настройка аккаунта на новом устройстве – мастер настройки

В iOS11 впервые появляется мастер настройки аккаунта, который может автоматически скопировать ваш аккаунт с другого iOS-устройства, будь то iPhone или iPad. Например, настраивая iPhone 8, я скопировал все данные со своего iPad, достаточно было поднести их друг к другу, считать QR-код с экрана, и настройка была завершена. Раньше такого мастера настройки не было, он крайне удобен при переходе от одного аппарата к другому.


Файлы (Files) – призрак файлового менеджера

Приложение «Файлы» выступает подобием файлового менеджера, но в iOS11 не появилось доступа к файловой системе, на это можно не надеяться, система остается закрытой, как и всегда. В приложении «Файлы» пользователь видит свои облачные хранилища (iCloud по умолчанию плюс все подключенные сервисы), а также файлы на устройстве, которые он отправил в «Файлы». Например, вы получаете письмо с неким pdf-файлом, которым хотите позже воспользоваться, для этого вам нужно отправить его в «Файлы», даже открыв этот файл, вы его не добавите в это хранилище.

Идейно приложение тяжело для осознания, противоречит тому, что мы видим на Android, где полученные файлы сохраняются в те или иные системные папки, а файловый менеджер автоматически их там находит, а вы можете просмотреть их. Тут все не так, требуется дополнительное действие, чтобы сохранить копию файла в «Файлы». Это неудобно, требуются дополнительные действия, и не всегда они оправданы.

Впервые появилась поддержка ZIP-архивов, их можно раскрыть в приложении (то есть сначала сохранить в «Файлы» архив, затем открыть его). Выбрав ZIP-архив в приложении, вы можете извлечь конкретные файлы, для этого нужно выбрать опцию «Отправить». Куда отправить файл? Правильно, в приложение «Файлы». Столь сложная система способна запутать кого угодно, это просто смешно, что в 2017 году для распаковки одного единичного файла нужно применять такие танцы с бубном. Не лишним будет сказать, что распаковать ZIP-архив целиком штатными средствами невозможно.

Жаль, но приложение «Файлы» – это костыль, который стоит поверх ограничений системы и никак не облегчает жизнь пользователя, просто собирает его облачные аккаунты в одном месте и позволяет синхронизировать файлы. Но даже отдаленно он не напоминает то, что мы видим на Android, и то, чем можно пользоваться.

Контрольная панель – необычные настройки Wi-Fi/Bluetooth

Потянув экран снизу вверх, вы увидите контрольную панель (перевод в меню «Пункт управления», он мне не нравится), в ней содержатся переключатели режимов работы («Авиарежим», «Сотовая связь», Wi-Fi, Bluetooth), управление музыкой, поворот экрана, ночной режим, яркость и громкость, а также дополнительные иконки.

Если вы перейдете в Настройки – Панель управления, то сможете включить появление этой панели в любом приложении, а также добавить дополнительные иконки (всего пять рядов, появляется прокрутка, и выглядит это странно). Выбрать свои приложения нельзя, только те, что сюда добавил Apple. В рядах можно отсортировать иконки как вам угодно.

У этого раздела есть особенность, отключить отсюда Wi-Fi/Bluetooth невозможно, так как в Apple посчитали, что при нажатии иконки будет отключаться текущее соединение, которое установлено устройством, а вот сама работа Wi-Fi/Bluetooth продолжится, это, например, нужно для работы связки телефона или планшета с MacBook. Большинство людей ожидает, что при нажатии кнопки отключения именно оно и произойдет, но тут это не так. Отключить Wi-Fi/Bluetooth можно только из меню настроек.

Уведомления

Для каждого приложения можно настроить уведомления для экрана блокировки, а также выпадающей шторки. К сожалению, если у вас много уведомлений от приложения, то они быстро забьют ленту, так как не группируются, вы видите это на скриншоте ниже.

Удаление программ, но сохранение ваших данных

Если пройти в Настройки-Основные-Хранилище iPhone (iPad), то вы увидите пункт меню «Сгружать неиспользуемые». Это великолепная задумка и реализация для сохранения места на вашем устройстве, вы можете удалить приложение, но все его данные останутся на устройстве. Например, удалив игру, вы очистите пару ГБ места, но когда она вам снова понадобится, вы не потеряете свой прогресс и настройки, достаточно будет снова загрузить ее из сети.

Режим SOS – экстренный вызов

Вы можете внести экстренные контакты, а также свою медицинскую информацию. При активации режима SOS (5 нажатий на кнопку включения), телефон начнет вопить, отключится TouchID, чтобы войти в аппарат, нужно будет ввести код. Это полезно, когда вы хотите отключить аутентификацию по пальцу. На экране будет показываться ваша медицинская информация, разблокировка для доступа к ней не требуется. Достаточно простой режим, скопированный с Android-смартфонов, где подобные возможности существуют давно.

Скриншоты и редактор для их изменений

Как только вы делаете скриншот, тут же появляется его миниатюра в нижнем левом углу. Нажав на миниатюру, вы попадаете в редактор, где можете изменить размеры скриншота, вырезать его кусочек и нарисовать/написать на нем что угодно. Отличная функция, которой не хватало ранее.

Магазин приложений – новый интерфейс и статьи

В iOS11 магазин приложений стал совсем непривычным, появились карточки товаров, статьи с описанием того, как что-то делать. Как правило, одна карточка занимает весь экран, что выглядит расточительным и неудобным. Привыкать к новому App Store необходимо, но даже на iPad его нельзя назвать удобным. Пытались сделать красиво, но сделали совсем не функционально.

Иконки и рисунки для «Сообщений» и в других приложениях

При наборе текста появляется строка, в которой показываются различные стикеры, привязанные к тем или иным приложениям либо наборам стикеров, что вы загрузили в App Store.

Клавиатура – обновленный набор для iPad

Важно отметить, что клавиатура для iPad сильно отличается от таковой на iPhone. И если на iPhone это привычная и очень простая клавиатура, которая сильно уступает аналогам на Android, то на iPad попытались сделать клавиатуру функциональнее. Для этого на клавишах добавили второй ряд символов (выделены серым), при наборе вам достаточно провести по клавише сверху вниз, чтобы подставился такой символ. Это удобно, хотя и необычно.


Разорвать клавиатуру на две части можно, как и раньше, но на iPad она выглядит не слишком удобной. Удивительно, что по какой-то причине пострадал часто используемый знак вопроса, его вынесли на второй экран клавиатуры. Для меня такой подход остается загадкой.


Панель с ярлыками (только iPad)

Пролистывание экрана снизу вверх на iPad вызывает панель с иконками, тут вы видите как те иконки, что установили сами, так и наиболее используемые. Мне это напоминает устройство MacOS, где есть подобная панель, и она крайне удобна, тут ровно то же самое. Жаль, что на iPhone ничего подобного из-за ограничений в размере экранов не поставили.



Режим разделенного экрана (только для определенных моделей iPad)

Возможность одновременно открыть два приложения, перетаскивать данные из одного в другое, например, вставлять картинки в почтовый клиент. Работает эта функция хорошо, хотя и почти не пользуется популярностью на iOS в силу ограничений конкретных приложений, например, того же почтового клиента.







Многозадачность на iPad, новое отображение приложений

Внешний вид приложений, запущенных на iPad, изменился, теперь это карточки, выглядит такой подход свежо и интересно. Тут же можно «закрыть» любое приложение, смахнув его в сторону.



Заметки

Появилась возможность сканировать документы, для этого используется фотография устройства. Распознавание текста при этом не предусмотрено.






Также в «Заметках» можно создавать простые таблички.



Проигрывание видео в браузере

Неважно, каким браузером вы пользуетесь, теперь проигрывание видео происходит несколько иначе и с другими органами управления, это видно по картинкам ниже. Но самое главное, что теперь можно уйти на другую вкладку, и видео продолжит проигрывание (проверено на iPad Pro/iPhone 8 Plus). Удивительно, что для YouTube эта возможность не предусмотрена, проигрывание во вкладке вне фокуса не работает. Почему? Не знаю.



Новые стандарты для фото и видео – HEIF/HEVC

Одним из ключевых изменений как в настольной, так и в мобильной ОС от Apple в 2017 году становится поддержка для видео H.265 (HEVC – High Efficiency Video Codec), который при сохранении качества H.264, используемого до того, снижает объем файла вдвое. Поддержка этого формата напрямую зависит от процессора, по умолчанию в iOS все фотографии и видео сохраняются в старых форматах (H.264 и JPEG, а не HEVC/HEIF).

Чтобы включить новые форматы, которые не в полной мере совместимы с другими устройствами, например, на Android, вам нужно сделать это в настройках. После этого место, занимаемое такими файлами, уменьшится при сохранении их качества. Если вы не планируете активно делиться своими видео и фотографиями, то можно смело переходить на новый формат. В противном случае подождите, пока на других системах он также станет распространен, иначе вы рискуете быть не понятыми окружающими.

Краткие впечатления

Во многом iOS11 сильно меняет именно iPad, о чем в Apple и говорят, это обновление ОС предназначено в первую очередь для планшетов, и внешний вид ОС сильно освежили, хотя изменили не так много ключевых элементов. Мне нравятся док с иконками, миниатюры при переключении между приложениями, стало заметно красивее, хотя это дело вкуса. Кому-то такой внешний вид может и не нравиться.

Трудно недооценить переход на HEIF/HEVC как стандарты будущего, другие производители также пойдут в этом направлении, тут нет другого пути. Постепенно все платформы начнут поддерживать эти стандарты, и это нормально.

Теперь про ложку дегтя в этой бочке меда. К сожалению, стабильность iOS11 оставляет желать лучшего, есть множество мелких и неприятных ошибок, иногда приложения притормаживают, причем со сторонними программами это происходит чаще (Twitter/Instagram) и не зависит от качества соединения с сетью, это касается уже загруженных данных.

Режим многозадачности реализован слишком агрессивно для того, чтобы продлить время работы от одной зарядки. Так, открыв Twitter, кликнув по конкретному уведомлению и потом поработав в других программах, вы не вернетесь в то же состояние Twitter, приложение загрузится вновь. То же самое касается Telegram и ряда других программ. Это можно считать болячками iOS11, которые когда-то исправят или нет. Не знаю. Но таких «мелочей» набирается достаточно много, и по тому, как пользователи жалуются на iOS11, можно смело считать, что она обогнала iOS7/8 по числу глюков. Качество софта у Apple в последние годы стабильно проседало, его вылизывали через несколько месяцев после запуска новых устройств. Но то, что происходит с iOS11, превосходит предыдущие проблемы. Хотя тут все зависит от точки зрения, многие люди не замечают каких-либо проблем, обновляют свои устройства и радуются новым функциям. Вот вы к каким людям относитесь сами? У вас все хорошо или пока все еще есть недостатки, которые хотелось бы исправить?

Операционная система iOS – одна из самых известных платформ для корректного функционирования мобильных устройств, разработанных всемирно известной компанией Apple.

Основная особенность данной платформы заключается в том, что она может быть установлена только на телефонах и планшетах, которые выпускает Apple. ОC iOS создана на основе концепции прямого манипулирования с помощью нажатия кнопок прямо на экране мобильного устройства.

То, что iOS система получила широкое распространение не вызывает никакого удивления. Учитывая тот факт, что продукция корпорации Apple отличается высоким качеством своих разработок, собственная платформа позволяет реализовывать ряд специфических задач, с которыми не в состоянии справиться другие системы.

Что такое операционная система ios?

Перед тем, как приступить к обзору платформы iOS, следует детально разобраться, что это за “зверь”. Как уже упоминалось выше, операционная система iOS – уникальная платформа для удобного взаимодействия пользователя с мобильным устройством компании Apple. Данная ОС имеет потрясающий интерфейс и позволяет с помощью мобильного телефона решать сложнейшие задачи. Отличительными особенностями платформы iOS является:

  • Конфиденциальность данных – никакая программа без Вашего согласия не получит доступ к личным данным. Только с Вашего согласия сторонние приложения получат доступ к адресной книге, Вашему местонахождению, фото и видео файлам.
  • Высокий уровень безопасности – разработчик ОС постарались максимально обезопасить систему от возможного заражения вредоносным программным обеспечением.
  • Огромное количество встроенных функций – в системе iOS включено огромное количество полезных для пользователя функций, которые порадуют любого счастливого владельца мобильным устройством от Apple.

Оперативная система ios – универсальный помощник в учебе, работе и повседневной жизни. Благодаря встроенным функциям мобильное устройство способно помочь разобраться с самыми сложными задачами. Среди встроенных функций следует выделить следующие:

  • Touch ID – благодаря данной технологии пользователь не сможет получить доступ к чужому мобильному устройству. Доступ к данным телефона или планшета будет только у владельца, которого устройство распознает по отпечатку пальца.
  • VoiceOver – эта функция позволяет пользоваться разработкой Apple людям с плохим зрением или вообще слепым. В основе этой технологии лежит сопровождение озвучкой всех действий, которые выполняет пользователь.
  • Made for iPhone – с помощью данной функцией можно улучшить звук в Bluetooth, который можно использовать как для разговора, так и для прослушивания музыки.
  • Гид-доступ – данное приложение дает возможность отключить ряд программ кроме избранных. Эта функция может быть полезной для родителей, которые желают ограничить доступ детей к тем или иным программам устройства и людям, которые имеют проблемы с восприятием.
  • Полиглот – уникальная функция, которая позволяет пользоваться телефоном или планшетом людям, не знающим английский язык. С помощью Полиглота можно переключить раскладку клавиатуры более чем на 50 языков. Кроме того, приложение может распознавать более 20 языков “на слух”.


Следует добавить, что операционная система иос способна поддерживать не только встроенные функции, но и множество сторонних приложений, которые можно загрузить с itunes.

Операционная система apple ios обладает рядом особенностей:

  • Высокая скорость работы – платформа ios обладает высокой скоростью работы. Динамика использования интерфейса способна удивить того, кто впервые взял гаджет от Apple в свои руки.
  • Интуитивно понятный интерфейс – даже самый не опытный пользователь сможет быстро и легко разобраться со всеми особенностями платформы. Простота, удобство и многофункциональность интерфейса превращают ios в одну из самых надежных и популярных платформ.
  • Удобная файловая система – для того, чтобы найти любой необходимый Вам файл достаточно совершить несколько нажатий пальцем на экран. Файловая система максимально просто и понятна.
  • Наличие огромного количества приложений для ОС – с момента выхода первой версии платформы и до сегодняшнего дня было создано множество специальных приложений для решения различных задач. Кроме того, количество развлекательных программ под ios может вскружить голову любому пользователю. Достаточно зайти на itunes и скачать то, что Вам нужно.
  • Постоянное повышение функциональности – благодаря регулярному обновлению функциональность мобильного устройства постоянно повышается. За это следует благодарить разработчиков ОС.

Где можно скачать систему ios

Скачать операционную систему ios можно на просторах всемирной сети интернет. Лучше всего загружать платформу для своего телефона с официальных источников. Только так Вы можете быть уверены, что в платформу не интегрировано вредоносное ПО. По этой причине для загрузки системы используйте только сервера официальных разработчиков. Кроме того, операционная система ios, скачать которую можно бесплатно для своего телефона легко устанавливается.

Все в курсе, что мобильные девайсы Apple работают под управлением iOS. Многие знают, что iOS представляет собой облегченную версию настольной Mac OS X. Некоторые догадываются, что в основе Mac OS X лежит POSIX-совместимая ОС Darwin, а те, кто всерьез интересуется IT, в курсе, что основа Darwin - это ядро XNU, появившееся на свет в результате слияния микроядра Mach и компонентов ядра FreeBSD. Однако все это голые факты, которые ничего не скажут нам о том, как же на самом деле работает iOS и в чем ее отличия от настольного собрата.

Mac OS X

Операционная система, установленная сегодня на все маки и (в измененном виде) на айдевайсы, ведет свою историю аж с 1988 года, который в мире IT известен также тем, что стал годом выпуска первой бета-версии операционной системы NeXTSTEP. Сама NeXTSTEP была детищем команды разработчиков Стива Джобса, который к тому времени уже покинул Apple и основал компанию NeXT, которая занялась разработкой компьютеров для образовательных нужд. В момент своего появления на свет NeXTSTEP была поистине передовой операционной системой, которая включала в себя множество технологических новаций. В основе ОС лежало модифицированное микроядро Mach, дополненное компонентами ядра FreeBSD, включая эталонную реализацию сетевого стека. Более высокоуровневые компоненты NeXTSTEP были написаны с использованием языка Objective-C и предоставляли разработчикам приложений богатый объектно-ориентированный API. Система была снабжена развитым и весьма удобным графическим интерфейсом (ключевые компоненты которого сохранились в OS X и даже iOS) и мощной средой разработки, включавшей в себя в том числе известный всем современным разработчикам визуальный дизайнер интерфейса. После провала NeXT и возвращения Стива Джобса в компанию Apple в 1997 году NeXTSTEP легла в основу проекта Rhapsody, в рамках которого началась разработка системы-наследника Mac OS 9. В 2000 году из Rhapsody был выделен открытый проект Darwin, исходники которого опубликованы под лицензией APSL, а уже в 2001 году появилась на свет OS X 10.0, построенная на его основе. Спустя несколько лет Darwin лег в основу операционной системы для готовящегося к выпуску смартфона, о котором до 2007-го, кроме слухов, не было известно почти ничего.

XNU и Darwin

Условно начинку OS X / iOS можно разделить на три логических уровня: ядро XNU, слой совместимости со стандартом POSIX (плюс различные системные демоны/сервисы) и слой NeXTSTEP, реализующий графический стек, фреймворк и API приложений. Darwin включает в себя первые два слоя и распространяется свободно, но только в версии для OS X. iOS-вариант, портированный на архитектуру ARM и включающий в себя некоторые доработки, полностью закрыт и распространяется только в составе прошивок для айдевайсов (судя по всему, это защита от портирования iOS на другие устройства). По своей сути Darwin - это «голая» UNIX-подобная ОС, которая включает в себя POSIX API, шелл, набор команд и сервисов, минимально необходимых для работы системы в консольном режиме и запуска UNIX-софта. В этом плане он похож на базовую систему FreeBSD или минимальную установку какого-нибудь Arch Linux, которые позволяют запустить консольный UNIX-софт, но не имеют ни графической оболочки, ни всего необходимого для запуска серьезных графических приложений из сред GNOME или KDE. Ключевой компонент Darwin - гибридное ядро XNU, основанное, как уже было сказано выше, на ядре Mach и компонентах ядра FreeBSD, таких как планировщик процессов, сетевой стек и виртуальная файловая система (слой VFS). В отличие от Mach и FreeBSD, ядро OS X использует собственный API драйверов, названный I/O Kit и позволяющий писать драйверы на C++, используя объектно-ориентированный подход, сильно упрощающий разработку. iOS использует несколько измененную версию XNU, однако в силу того, что ядро iOS закрыто, сказать, что именно изменила Apple, затруднительно. Известно только, что оно собрано с другими опциями компилятора и модифицированным менеджером памяти, который учитывает небольшие объемы оперативки в мобильных устройствах. Во всем остальном это все то же XNU, которое можно найти в виде зашифрованного кеша (ядро + все драйверы/модули) в каталоге /System/Library/Caches/com.apple.kernelcaches/kernelcache на самом устройстве. Уровнем выше ядра в Darwin располагается слой UNIX/BSD, включающий в себя набор стандартных библиотек языка си (libc, libmatch, libpthread и так далее), а также инструменты командной строки, набор шеллов (bash, tcsh и ksh) и демонов, таких как launchd и стандартный SSH-сервер. Последний, кстати, можно активировать путем правки файла /System/Library/LaunchDaemons/ssh.plist. Если, конечно, джейлбрейкнуть девайс. На этом открытая часть ОС под названием Darwin заканчивается, и начинается слой фреймворков, которые как раз и образуют то, что мы привыкли считать OS X / iOS.

Фреймворки

Darwin реализует лишь базовую часть Mac OS / iOS, которая отвечает только за низкоуровневые функции (драйверы, запуск/остановка системы, управление сетью, изоляция приложений и так далее). Та часть системы, которая видна пользователю и приложениям, в его состав не входит и реализована в так называемых фреймворках - наборах библиотек и сервисов, которые отвечают в том числе за формирование графического окружения и высокоуровневый API для сторонних и стоковых приложений

INFO

Как и во многих других ОС, API Mac OS и iOS разделен на публичный и приватный. Сторонним приложениям доступен исключительно публичный и сильно урезанный API, однако jailbreak-приложения могут использовать и приватный.

В стандартной поставке Mac OS и iOS можно найти десятки различных фреймворков, которые отвечают за доступ к самым разным функциям ОС - от реализации адресной книги (фреймворк AddressBook) до библиотеки OpenGL (GLKit). Набор базовых фреймворков для разработки графических приложений объединен в так называемый Cocoa API, своего рода метафреймворк, позволяющий получить доступ к основным возможностям ОС. В iOS он носит имя Cocoa Touch и отличается от настольной версии ориентацией на сенсорные дисплеи. Далеко не все фреймворки доступны в обеих ОС. Многие из них специфичны только для iOS. В качестве примеров можно привести AssetsLibrary, который отвечает за работу с фотографиями и видео, CoreBlueTooth, позволяющий получить доступ к синезубу, или iAd, предназначенный для вывода рекламных объявлений в приложениях. Другие фреймворки существуют только в настольной версии системы, однако время от времени Apple переносит те или иные части iOS в Mac OS или обратно, как, например, случилось с фреймворком CoreMedia, который изначально был доступен только в iOS. Все стандартные системные фреймворки можно найти в системном каталоге /System/Library/Frameworks/. Каждый из них находится в своем собственном каталоге, называемом бандлом (boundle), который включает в себя ресурсы (изображения и описание элементов интерфейса), хидеры языка си, описывающие API, а также динамически загружаемую библиотеку (в формате dylib) с реализацией фреймворка. Одна из интересных особенностей фреймворков - их версионность. Один фреймворк может иметь сразу несколько разных версий, поэтому приложение, разработанное для устаревших версий системы, будет продолжать работать, даже несмотря на изменения, внесенные в новые версии ОС. Именно так реализован механизм запуска старых iOS-приложений в iOS 7 и выше. Приложение, разработанное для iOS 6, будет выглядеть и работать именно так, как если бы оно было запущено в iOS 6.

SpringBoard

Уровнем выше находятся приложения, системные и устанавливаемые из магазина приложений. Центральное место среди них занимает, конечно же, SpringBoard (только в iOS), реализующее домашний экран (рабочий стол). Именно оно запускается первым после старта системных демонов, загрузки в память фреймворков и старта дисплейного сервера (он же менеджер композитинга, он же Quartz Compositor), отвечающего за вывод изображения на экран. SpringBoard - это связующее звено между операционной системой и ее пользователем, графический интерфейс, позволяющий запускать приложения, переключаться между ними, просматривать уведомления и управлять некоторыми настройками системы (начиная с iOS 7). Но также это и обработчик событий, таких как касание экрана или переворот устройства. В отличие от Mac OS X, которая использует различные приложения и демоны-агенты для реализации компонентов интерфейса (Finder, Dashboard, LaunchPad и другие), в iOS почти все базовые возможности интерфейса пользователя, в том числе экран блокировки и «шторка», заключены в одном SpringBoard. В отличие от других стоковых приложений iOS, которые располагаются в каталоге /Applications, SpringBoard наравне с дисплейным сервером считается частью фреймворков и располагается в каталоге /System/Library/CoreServices/. Для выполнения многих задач он использует плагины, которые лежат в /System/Library/SpringBoardPlugins/. Кроме всего прочего, там можно найти, например, NowPlayingArtLockScreen.lockboundle, отвечающий за отображение информации о проигрываемой композиции на экране блокировки, или IncomingCall.serviceboundle, ответственный за обработку входящего звонка. Начиная с iOS 6 SpringBoard разделен на две части: сам рабочий стол и сервис BackBoard, ответственный за коммуникации с низкоуровневой частью ОС, работающей с оборудованием (уровень HAL). BackBoard отвечает за обработку таких событий, как касания экрана, нажатия клавиш, получение показания акселерометра, датчика положения и датчика освещенности, а также управляет запуском, приостановкой и завершением приложений. SpringBoard и BackBoard имеют настолько большое значение для iOS, что, если каким-либо образом их остановить, вся система застынет на месте и даже запущенное в данный момент приложение не будет реагировать на касания экрана. Это отличает их от домашнего экрана Android, который является всего лишь стандартным приложением, которое можно остановить, заменить или вообще удалить из системы (в этом случае на экране останутся вполне рабочие кнопки навигации и строка состояния со «шторкой»).

Приложения

На самой вершине этой пирамиды находятся приложения. iOS различает встроенные (стоковые) высоко привилегированные приложения и сторонние, устанавливаемые из iTunes. И те и другие хранятся в системе в виде бандлов, во многом похожих на те, что используются для фреймворков. Разница заключается лишь в том, что бандл приложения включает в себя несколько иную метаинформацию, а место динамической библиотеки занимает исполняемый файл в формате Mach-O. Стандартный каталог хранения стоковых приложений - /Applications/. В iOS он абсолютно статичный и изменяется только во время обновлений системы; пользователь получить к нему доступ не может. Сторонние приложения, устанавливаемые из iTunes, напротив, хранятся в домашнем каталоге пользователя /var/mobile/Applications/ внутри подкаталогов, имеющих вид 4-2-2-2-4, где два и четыре - это шестнадцатеричные числа. Это так называемый GUID - уникальный идентификатор, который однозначно идентифицирует приложение в системе и нужен в том числе для создания изолированной песочницы (sandbox).

Sandbox

В iOS песочницы используются для изолирования сервисов и приложений от системы и друг от друга. Каждое стороннее приложение и большинство системных работают в песочнице. С технической точки зрения песочница представляет собой классический для мира UNIX chroot, усиленный системой принудительного контроля доступа TrustedBSD MAC (модуль ядра sandbox.kext), которая отрезает приложениям не только доступ к файлам за пределами домашнего каталога, но и прямой доступ к железу и многим системным функциям ОС. В целом заключенное в sandbox приложение ограничено в следующих возможностях:
  • Доступ к файловой системе за исключением своего собственного каталога и домашнего каталога пользователя.
  • Доступ к каталогам Media и Library внутри домашнего каталога за исключением Media/DCIM/, Media/Photos/, Library/AddressBook/, Library/Keyboard/ и Library/Preferences/.
  • Доступ к информации о других процессах (приложение «считает» себя единственным в системе).
  • Прямой доступ к железу (разрешено использовать только Cocoa API и другие фреймворки).
Все эти ограничения соответствуют sandbox-профилю (набору ограничивающих правил) container и применяются к любому стороннему приложению. Для стоковых приложений, в свою очередь, могут применяться другие ограничения, более мягкие или жесткие. В качестве примера можно привести почтовый клиент (профиль MobileMail), который в целом имеет такие же серьезные ограничения, как и сторонние приложения, но может получить доступ ко всему содержимому каталога Library/. Обратная ситуация - SpringBoard, вообще не имеющий ограничений. Внутри песочниц работают многие системные демоны, включая, например, AFC, предназначенный для работы с файловой системой устройства с ПК, но ограничивающий «область видимости» только домашним каталогом пользователя. Все доступные системные sandbox-профили располагаются в каталоге /System/Library/Sandbox/Profiles/* и представляют собой наборы правил, написанных на языке Scheme. Кроме этого, приложения также могут включать в себя дополнительные наборы правил, называемых entitlement. По сути, это все те же профили, но вшитые прямо в бинарный файл приложения (своего рода самоограничение). Просмотреть эти правила можно, например, так: # cat -tv /Applications/MobileSafari.app/MobileSafari | tail -31 | more Смысл существования всех этих ограничений двойной. Первая (и главная) задача, которую решает sandbox, - это защита от вредоносных приложений. Вкупе с тщательной проверкой опубликованных в iTunes приложений и запретом на запуск не подписанных цифровым ключом приложений (читай: любых, полученных не из iTunes) такой подход дает прекрасный результат и позволяет iOS находиться на вершине в списке самых защищенных от вирусов ОС. Вторая проблема - это защита системы от самой себя и пользователя. Баги могут существовать как в стоковом софте от Apple, так и в головах юзеров. Sandbox защищает от обоих. Даже если злоумышленник найдет дыру в Safari и попытается ее эксплуатировать, он все равно останется в песочнице и не сможет навредить системе. А юзер не сможет «сломать свой любимый телефончик» и не напишет гневных отзывов в адрес Apple. К счастью, знающие люди всегда могут сделать jailbreak и обойти защиту sandbox (собственно, в этом и есть смысл джейлбрейка).

Многозадачность

Одна из самых спорных особенностей iOS - это реализация многозадачности. Она вроде бы и есть, а с другой стороны, ее нет. В сравнении с традиционными настольными ОС и пресловутым Android iOS не является многозадачной операционной системой в привычном смысле этого слова и не позволяет приложениям свободно работать в фоне. Вместо этого ОС реализует API, который приложение может использовать для выполнения отдельных задач, пока оно находится в фоновом режиме. Впервые такой API появился в iOS 4 (до этого фоновые задачи могли выполнять только стоковые приложения) и наращивался по мере развития операционной системы. Сегодня (речь идет об iOS 7) так называемый Background API позволяет делать следующее:
  • проигрывать аудио;
  • совершать VoIP-звонки;
  • получать информацию о смене местоположения;
  • получать push-уведомления;
  • планировать отложенный вывод уведомлений;
  • запрашивать дополнительное время для завершения работы после перехода в фоновый режим;
  • обмениваться данными с подключенными к девайсу аксессуарами (в том числе Bluetooth);
  • получать и отправлять данные по сети (начиная с iOS 7).
Такие ограничения на работу в фоне необходимы в первую очередь для того, чтобы сохранить заряд батареи и избежать лагов интерфейса, так знакомых пользователям Android, где приложения могут делать в фоне все что захотят. На самом деле Apple настолько сильно заботится о сохранении батареи, что даже реализовала специальный механизм для группировки фоновых действий приложений и их запуска в нужные моменты, например тогда, когда смартфон активно используется, подключен к Wi-Fi-сети или к зарядному устройству.

Выводы

Стоит сказать, что за время своего развития и последующего переезда в мобильные девайсы NeXTSTEP не только не растеряла все свои достоинства, но и приумножила их. Можно долго слушать россказни сотрудников Google, уверяющих, что Android разрабатывался без оглядки на iOS, но факт остается фактом: многие архитектурные решения Android позаимствовал именно у iOS. И не потому, что так было проще, а благодаря их красоте и эффективности.

Шесть стадий загрузки iOS

  1. Boot ROM . После включения устройства первым запускается минималистичный загрузчик, прошитый в постоянную память устройства. Его задача - произвести начальную инициализацию железа и передать управление первичному загрузчику LLB. Boot ROM всегда имеет заводскую прошивку и не может быть обновлен.
  1. Low Level Bootloader (LLB) . Далее управление получает LLB. Это первичный загрузчик, задача которого - найти в памяти устройства iBoot, проверить его целостность и передать ему управление либо переключить девайс в режим восстановления, если это не удалось. Код LLB хранится в NAND-памяти устройства и обновляется вместе с установкой новой версии прошивки. Кроме всего прочего, он выводит на экран загрузочный логотип.
  1. iBoot . Это вторичный и основной загрузчик айдевайсов. Он включает в себя драйвер файловой системы, с помощью которого получает доступ к содержимому NAND-памяти, находит ядро и передает ему управление. В iBoot также встроен драйвер UART, с помощью которого можно производить отладку ядра и ОС, подключив девайс к COM-порту или USB-порту компа (с помощью кабеля USB - UART).
4 Ядро . Здесь все как обычно. Ядро производит инициализацию оборудования, после чего передает управление демону launchd. 5 Launchd . Это первичный процесс iOS и Mac OS X, он подключает файловые системы, запускает демоны/службы (например, backupd, configd, locationd), дисплейный сервер, фреймворки, а на последнем этапе загрузки отдает управление SpringBoard. В iOS и Mac OS X launchd используется как замена стандартного /bin/init в UNIX, однако его функциональность гораздо шире. 6 SpringBoard . Вот и экран блокировки! Первые четыре этапа в этой цепи образуют chain of trust, реализованный с помощью сверки цифровой подписи загружаемого компонента. Цифровую подпись имеют LLB, iBoot и ядро, что позволяет исключить внедрение в цепочку хакнутого загрузчика или ядра, которые могут быть использованы для загрузки сторонней операционной системы или джейлбрейка. Единственный способ обойти этот механизм - найти дыру в одном из загрузчиков и воспользоваться ею для обхода проверки. В свое время было найдено несколько таких дыр в Boot ROM (наиболее известен эксплойт limera1n от geohot, актуальный для iPhone 1–4), а в начале 2014 года и в iBoot (хакер iH8sn0w, эксплойт так и не был опубликован). Удерживая кнопку «Домой» при включении iPhone, можно заставить iBoot загрузиться в так называемый режим восстановления (Recovery), который позволяет восстановить прошивку iOS или обновить ее, используя iTunes. Однако механизм автоматического OTA-обновления использует другой режим, именуемый DFU (Device Firmware Upgrade), который активируется на раннем этапе загрузки сразу после Boot ROM и реализован в двух компонентах: iBSS и iBEC. По сути, это аналоги LLB и iBoot, конечная цель которых - не загрузить ОС, а перевести смартфон в режим обновления.

Какие возможности появились у пользователей iPad и iPhone?

По давно заведенной традиции, вместе с выпуском новых поколений смартфонов iPhone компания Apple выпускает и новую версию операционной системы iOS. Очередная — 11-я — iOS стала, пожалуй, самым крупным обновлением внешнего вида операционной системы с момента отказа от скевоморфизма в iOS 7. Но помимо визуальных новшеств здесь есть немало интересного и с точки зрения функциональности. Давайте познакомимся с iOS 11 и оценим основные нововведения!

Прежде всего, стоит отметить, что самые важные новшества касаются именно планшетов, а не смартфонов. На это указывает и рекламный слоган: «Большой шаг для iPhone. Гигантский скачок для iPad». Но некоторые из новых возможностей доступны и там, и там. С них мы и начнем.

Приложение «Файлы»

Один из самых частых упреков в адрес iOS — отсутствие менеджера файлов. Apple упорно не дает возможность работать с файлами на устройстве так же, как мы работаем с ними на компьютере, то есть сортировать по папкам, переносить из одной папки в другую и т. п. На первый взгляд, новое приложение «Файлы», наделавшее после анонса iOS 11 столько шуму, меняет эту парадигму. Внешне это действительно файловый менеджер, явно перекликающийся по дизайну с Finder в macOS.

Мы видим, что файлам и папкам можно присваивать цветовые теги, как это сделано в macOS (правда, присваиваются они очень неудобно и неинтуитивно); мы видим, что файлами можно делиться, посылая их по мэйлу или передавая иными способами, типичными для iOS. Их можно даже перемещать в папки.

Но обратите внимание: здесь нет доступа к файлам в самом iPad — только в облачных сервисах! В данном случае подключены Dropbox и iCloud Drive, на сайте Apple мы можем увидеть в скриншотах Box, Microsoft OneDrive, Google Drive... Правда, там же есть On My iPad, но найти этот пункт на нашем планшете нам не удалось. Возможно, это появится в финальной версии iOS 11, но пока приложение «Файлы» представляет собой, скорее, единый хаб для управления содержимым облачных сервисов.

Отметим, что все сказанное справедливо и для iPhone. И в iPhone, и в iPad у вас после обновления автоматически появляется среди приложений иконка «Файлы».

Пункт управления

Существенно изменился Пункт управления — полупрозрачный экран, открываемый жестом снизу экрана. Теперь вы можете изменить набор виджетов и их расположение. Все это делается через Настройки / Пункт управления.

В случае с iPad это менее полезно, а вот для iPhone такая возможность — настоящая находка. На скриншотах ниже видно, что были добавлены иконки диктофона и заметок, но убран таймер.

Из других полезных новшеств, доступных и на iPhone, и на iPad — лента уведомлений, доступная прямо с экрана блокировки. А только на iPhone — новый автомобильный режим. Когда смартфон в этом режиме, уведомления не поступают, а при попытке связаться с абонентом приходит сообщение о том, что человек за рулем.

Интересно, что этот режим можно активировать как вручную, так и автоматически — если смартфон определит, что человек находится в движении. Правда, в таком случае он будет включаться и в автобусе, например, или в такси. Так что есть третий, оптимальный вариант: автоматическая активация при подключении к Bluetooth автомобиля.

Обновленный интерфейс App Store

Одно из самых спорных нововведений — интерфейс магазина приложений App Store. Apple его радикально переделала (как для iPhone, так и для iPad), и, честно говоря, мы не можем сказать, что стало лучше. Он получился менее информативным (с точки зрения количества информации на единицу площади экрана) и более крикливым.

В новом App Store акцент смещен именно на выбор редакторов магазина. На первом плане — крупные карточки, каждая из которых посвящена одному приложению. Понятно, что с точки зрения удобства пользователя это сомнительное нововведение.

С другой стороны, если вы хотите быстро понять, что же представляют собой рекомендованные приложения, то, возможно, такой интерфейс вполне можно назвать информативным.

Стикеры из приложений в «Сообщениях»

Еще из интересного и потенциально полезного, однако далеко не столь необходимого, как это представляется — появление в «Сообщениях» удобного доступа к стикерам из сторонних приложений.

Теперь внизу окна «Сообщений» есть панель с иконками приложений, в которых доступны стикеры. Причем вы можете как установить какие-то наборы в App Store, и они станут доступны здесь, так и воспользоваться теми стикерами, что есть в уже установленных ранее приложениях.

В частности, на скриншотах видно, что стикеры есть у Lara Croft 2, Solar Walk 2 и даже приложения для ценителей живописи Artsy. Это значит, что диапазон стикеров и удобство их использования существенно возрастают. Но... часто ли мы пользуется именно «Сообщениями»? В нашем случае общение обычно происходит в Telegram, Viber, Whatsapp и даже Facebook Messenger, а не в «Сообщениях». Туда мы обращаемся, как правило, для написания SMS, но именно в случае с SMS стикеры не будут работать.

Новый интерфейс iPad

Как мы уже отмечали, главные изменения коснулись интерфейса планшетов. Теперь внизу экрана есть док, очень похожий на тот, к которому мы привыкли в macOS. Причем в правой его части автоматически появляются наиболее часто запускаемые приложения, а в левую вы, как и раньше, можете добавлять приложения самостоятельно.

Принципиальное новшество — в том, что док теперь можно открывать, находясь внутри любого приложения. Для этого достаточно выполнить жест взмахивания пальцем с нижней границы экрана.

Если выполнить то же действие, находясь на главном экране, а не в приложении, то мы увидим миниатюры открытых окон, наподобие маковского Spaces.

Помимо этого, в iOS 11 для iPad компания Apple расширяет возможности многозадачности. В режиме Split View дополнительное приложение можно открыть прямо из дока, и оно появится на одном экране вместе с ранее открытым.

Еще одно новшество интерфейса — переход между приложениями при нажатии боковой продолговатой кнопки. Теперь миниатюры окон выстроены в вертикальный ряд, причем для навигации по ним можно использовать как экран, так и колесико.

Прочие полезные изменения

В «Заметках» появилась опция «Сканирование документов». В теории она выглядит очень круто: вы можете сфотографировать документ, а картинка автоматически будет улучшена таким образом, как будто это хороший скан. На практике работает пока не очень.

Во-первых, сама опция запрятана глубоко. Надо создать новую заметку, найти плюсик в нижнем правом углу, нажать на него и выбрать пункт «Отсканировать документы».

Во-вторых, результат получается все-таки не настолько хорошим, как это требуется для полноценного использования опции. Например, извечную проблему фотографирования — свет, падающий сверху и создающий ненужные тени — эта функция решает лишь отчасти. Ниже видно, что при фотографировании документа картинка хоть и была выровнена, а тень частично убрана, но все-таки остались темные пятна, которые делают невозможным серьезную работу с этим документом.

Казалось бы, почему программа не может понять, что пятно внизу — это явно что-то лишнее? Не может быть на документах такого! Но — увы. Впрочем, это определенно движение в правильном направлении, так что будем надеяться, что в обновлениях iOS ситуация улучшится.

В дополнение к вышесказанному стоит описать новые возможности работы со стилусом Apple Pencil (понятно, что это касается только iPad Pro).

Теперь можно рисовать в заметках и письмах, причем текст будет автоматически «обтекать» рисунок. Кроме того, создавать рукописную заметку можно прямо на экране блокировки (она будет сохранена в «Заметках»). Плюс ко всему, улучшена работа со стилусом в PDF-документах и скриншотах — рисовать можно в любой момент, и изменения будут автоматически сохранены.

Выводы

В этом обзоре мы рассказали далеко не все об iOS 11. В новой версии операционной системы есть множество мелких изменений, которые могут быть любопытны сами по себе, но вряд ли они имеют решающее значение. Впрочем, и крупных новшеств, описанных в статье, здесь немало.

Другое дело, что ощущения каких-то принципиально новых открывшихся возможностей после обновления до iOS 11 у нас нет. Пожалуй, удобна лента уведомлений на экране блокировки и возможность кастомизации Пункта управлений. В остальном — вроде все и неплохо, но если попользоваться iOS 11, а потом вернуться на iOS 10, ощущения дискомфорта нет.

Так, например, расширение возможностей работы со стилусом — направление совершенно верное, но много ли пользователей постоянно таскают Apple Pencil с собой? Да, наверное, тем, кто действительно привык работать с Apple Pencil, новые функции понравятся, однако таких — меньшинство.

Появление «Файлов» — и вовсе сомнительно в том виде, в котором это реализовано сейчас. Полноценным менеджером файлов это не является. Строго говоря, это агрегатор облачных сервисов, не более. Раньше почти все то же самое можно было сделать просто с помощью отдельных приложений Dropbox, Google Drive и пр.

Другое дело, что направление мысли — абсолютно верное. Да, работу с файлами надо усовершенствовать. Да, функция сканирования документов действительно может быть очень полезной, если ее дотянуть до требуемого уровня.

Что однозначно удобно и хорошо, так это кастомизированный Центр управления на iPhone и обновленный док в iPad. Впрочем, у вас может быть иное мнение и впечатление. Расскажите в комментариях, какое новшество iOS 11 вам понравилось больше всего!

iOS - это мобильная операционная система, то есть операционная система для мобильных телефонов и для планшетных компьютеров. Она выпускается только для устройств, которые производятся фирмой Apple, чем отличается от операционных систем Windows Phone и Google Android, которые устанавливаются на изделия многих компаний. Это – особенность iOS. iOS установлена на мобильных телефонах Iphone 3-5, на планшетах Ipad, а также на музыкальном плеере Ipod.

Другая особенность этой операционной системы – глубокая преемственность со всеми операционными системами, разрабатывавшимися когда-то компанией Apple.

Многие противники операционной системы iOS сравнивают ее с фашистским государством. Все устроено вполне прилично, пользователь доволен и даже счастлив. Однако все решается за пользователя где-то далеко в начальственных верхах. Шаг влево, шаг вправо – они просто невозможны. Код операционной системы закрыт и не доступен никому кроме специалистов.

Но – повторим – пользователь доволен. И те, кто уже приобрел себе телефоны или планшетники фирмы Apple обычно от них не уходят.

В чем причина такой лояльности? Конечно же в удобстве и в несомненных достоинствах операционной системы.

К таковым можно отнести следующее

  1. Система работает быстро. Интерфейс не «тормозит»
  2. Система быстро загружается, и телефон/планшетник быстро готовы к работе.
  3. Красочный и интуитивно понятный интерфейс.
  4. Удобная файловая система. Практически все действия можно сделать в 2 клика.
  5. Огромный каталог программ, находящийся в магазине программ AppStore. Программы не бесплатны, но стоят недорого. Надо сказать, что небесплатность программ – это принцип компании Apple. За программное обеспечение следует платить. Зато AppStore - самое большое хранилище программ для планшетников и для мобильных телефонов.
  6. Операционная система хорошо обновляется и по этой причине становится со временем более удобной и более функциональной.
  7. Операционная система iOS очень хорошо защищена от проникновения посторонних и от вирусных опасностей.
  8. Стильный вид устройств компании Apple и красивые интерфейс и графика.

В основу интерфейса пользователя операционной системы iOS заложена концепция прямого манипулирования. Главный элемент управления – чувствительный к прикосновениям экран. Главный орган управления – пальцы пользователя.

Параметры аппаратного обеспечения также как и параметры операционной системы определяются самой фирмой. Лозунг «Мы лучше Вас знаем, что Вам надо» можно было бы сделать слоганом компании и высвечивать на экране яркими, неонового цвета, буквами.

Для «прогулок» по Интернету система iOS обладает встроенным браузером Safari. Браузер, следует сказать, прекрасный с очень четким и красивым отображением Интернет-страниц.

Как уже было сказано, все программы для iOS не бесплатные. Цены программ колеблются в пределах от 0.99 доллара до нескольких тысяч долларов. К аккаунту пользователя в iOS привязывается кредитная или дебетовая карта Visa. С нее оплачиваются покупки программного обеспечения и многих других товаров. После привязки карты к счету, со счета для проверки снимается 1 доллар, который возвращается либо во время ближайшей покупки либо через некоторое время.

Активация устройства, обновление программ и операционной системы, а также закачка музыки, аудиокниг и прочей мультимедия происходит через программу iTunes.

Текущую версию iOS можно посмотреть через меню Настройки – Основные – Об устройстве – Версия.

Как во всех современных устройствах начиная с версии 5.0 появилась интеграция с облачным интерфейсом, то есть возможность отдаленного хранения файлов. Эта система называется iCloud. Через iCloud можно передавать файлы с одного устройства на другое в пределах одного аккаунта пользователя.

У системы iOS компании Apple есть, конечно, и существенные недостатки.

  1. Фактически отсутствует многозадачность. Большинство приложений в «свернутом» состоянии некоторое время работают, а потом останавливаются.
  2. Закрытость операционной системы все-таки недостаток. Хотя, как результат, iOS является самой защищенной в мире операционной системой.
  3. Телефоны и планшеты Apple гораздо дороже соответствующих устройств других фирм. Отсюда некоторый снобизм пользователей Apple. Они, конечно, не считают не-Apple пользователей нищебродами, но все же...