Методическая разработка урока по химии на тему: "Простые и сложные вещества. Химический элемент."

Сатенова Жанна Аликовна

учитель химии

КГУ «Кос – Истекская средняя школа» Актюбинская область, Каргалинский район, с. Кос – Истек

Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план) 7.1.2.2-знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов;
Цель урока Для всех учащихся обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «химические элементы», «металлы» и «неметаллы» «простое вещество» и «сложное вещество»;

Для большинства учащихся содействовать формированию исследовательских умений и навыков в определении физических свойств Ме и НеМе;

Критерии оценки Знает, что химический элемент обозначается символом и является определенным видом атома;

Объясняет принадлежность элементов к
металлам и неметаллам;

Различает простые и сложные вещества

Языковые цели Учащиеся могут давать определения терминам:

«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество».

Объяснять отличие металла и неметалла, простое и сложное вещество.

Привитие ценностей В рамках патриотического акта « Мәңгілік Ел » Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях: В нашей стране развивается химическое производство, которое ставит целью производство доступных, качественных предметов, в основе которых лежат простые и сложные вещества.

Независимость Казахстана и Астана: Астана является строящимся городом, для которого необходимы различные стройматериалы, производящиеся из веществ наших недр

Межпредметная связь Межпредметная связь на уроке осуществляется с предметом естествознания при изучении раздела классификация веществ
Предшествующие знания Знают, состав вещества (атомы и молекулы), физические свойства металлов из курса «Естествознания» 5 класса

Ход урока

(Формулируют тему урока )

Молодцы, вот мы с вами сформулировали тему урока.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев

Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы. (Формулируют цель урока, исходя из темы)

Середина урока

(23 мин)

(2 мин)

(8 мин)

Объяснение материала:

В химии кроме терминов «атом» и «молекула» часто употребляется такое понятие как «элемент». Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Например, все атомы углерода – это химический элемент углерод, все атомы железа – это химический элемент железо.

Все элементы структурировал и классифицировал в периодическую систему русский химик Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 году.

Все вещества по своему составу делятся на простые, в состав которых входят атомы только одного химического элемента, и сложные , в состав которых входят атомы разных химических элементов.

Давай выполним упражнения:

(индивидуальная работа)

Тренажёр №2

Тренажёр №3

Теперь я вас прошу послушать и отгадать загадку. В одной удивительной и загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа?

Обратная связь: устно

Деление на группы: разного цвета стикеры на которых сзади написано Ме и НеМе.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно».
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах?

(Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов)

Ф.О. №2

Задание: «Метод исследования»

Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Вам выданы простые вещества: сера, железо, графит, алюминий. Изучите их физические свойства и заполните таблицу №1, используя инструкционные карточки.
После выполнения задания, проверяем правильность заполнения таблицы (Обратная связь) о пытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их?

Тематическая разминка.

Ф.О. №3

Задание: «Метод кубика»

1. Опишите

2. Сравните

3. Ассоциируйте

4. Проанализируйте

5. Предложите

6. Аргументируйте

Раздаточный материал

Слайд №6,7,8

Таблица№1

Таблица №2

Слайд №10,11

Конец урока

(4 мин)

Смайлики Дифференциация Оценивание Охрана здоровья и
соблюдение техники
безопасности. Дифференциация заданий на данном уроке осуществляется по принципу от простого к сложному, что дает учащимся мотивацию к дальнейшему обучению. Ф.О. №1 Самооцениевание:

На слайде правильные ответы, проводится устная обратная связь

После отгадывания загадки дается устная обратная связь.

Ф.О. №2

Давайте проверим правильность заполнения таблицы, проведем взаимооценивание, обменяйтесь работами между группами, дайте оценку группе по выполнению задания.

Ф.О. №3 Индивидуальная работа

Тематическая разминка:

Называется Ме дети встают поднимают руки вверх, НеМе дети садятся хлопают в ладоши.

Называется простое вещество дети хлопают, называется сложное вещество дети топают.

Рефлексия:

Задание на определение темы:

Выскажите свое мнение, что могут обозначить эти символы.

Цель обучения 7.1.2.2-знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов; 7.1.2.4-классифицировать вещества на простые и сложные;
Уровень мыслительных навыков знание и понимание
Критерий оценивания Обучающийся

Дескриптор:

— знает химические символы и их названия.

— указывает на простые и сложные вещества

Цель обучения 7.1.2.3 Различать металлы и неметаллы по физическим свойствам.
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Критерий оценивания Обучающийся
· Объясняет принадлежность элементов к
металлам и неметаллам с точки зрения их
физических свойств.

Дескриптор:

— объясняет, по каким физическим свойствам алюминий и
железо относят к металлам;
— объясняет, по каким физическим свойствам, несмотря на
их сходство и отличия, сера и графит относят к неметаллам.

Таблица 1. «Физические свойства простых веществ»

1 2 3 4 5 6 7 8

образца

Вещество Агрегатное состояние Цвет Блеск Пластичность Теплопроводность Электропроводность
1 Железо
2 Сера
3 Алюминий
4 Графит

Инструкционная карточка

«Исследование физических свойств простых веществ»

Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.

  1. Заполните колонку 3 и 4 таблицы.
  2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».
  3. Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6 «+» или «-».
  4. Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7 «+» или «-».
  5. Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.
  6. Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.

Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.

Цель обучения .

7.1.2.2-знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов;

7.1.2.3-классифицировать элементы на металлы и неметаллы;

7.1.2.4-классифицировать вещества на простые и сложные;
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Критерий оценивания Обучающийся

Задание: «Метод кубика»

Дается таблица с картинками (6 картинок: посуда (Al), кислородный баллон (О 2), вода (H 2 O), медная катушка (Сu), баллон с азотом (N), огнетушитель (СО 2)), и кубик на каждой стороне которого написано

  1. Опишите
  2. Сравните
  3. Ассоциируйте
  4. Проанализируйте
  5. Предложите
  6. Аргументируйте

Дескриптор:

— умеют описывать и сравнивать металлы и неметаллы, простое вещество и сложное вещество.

— умеют анализировать знания о Ме, НеМе, простое, сложное вещество.

Конспект урока по химии в 8 классе по теме: Простые и сложные вещества. Урок сопровождается презентацией. Цель урока: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», Вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел по управлению образованием

Свободненского района Амурской области

МОУ Рогачёвская ООШ

Тема:

« Простые и сложные вещества»

Химия 8 класс

с. Рогачевка

Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», Вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах .

Задачи урока

Образовательная : 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

Планируемые результаты.

1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте! Здравствуйте, гости дорогие!

Чем так опечалены на уроке химии?

Расскажите мне скорей: на каком уроке,

Кто обидеть вас посмел в прошлом недалеком?

Значит буду вам сегодня настроенье поднимать,

Знаю самый лучший способ:

Будем тему изучать!

2 . Проверка домашнего задания.

По традиции опять

Начинаем как обычно

Мы «домашку» проверять.

Это ведь для нас привычно.

Приготовьтесь отвечать,

Сейчас буду вызывать!

Испугались? Пошутила…

Вызывать не буду!

Лучше тесты вам раздам,

Всем потом оценки дам.

Задание1. В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

«В» соответственно.

П/п

Явления. Тела и вещества

Х, Ф; Т, В

Образование ржавчины на железных предметах.

Выветривание горных пород.

Испарение воды из водоема.

Кипячение воды в чайнике.

Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

Потемнение изделий из серебра.

Перегнивание растений.

Плавление железа.

Стекло.

Железо.

Ведро.

Заяц.

Задание2. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом».

Задание 3.Определите состав: H 2 O, O 2 , CO 2, Cl 2.

3. Изучение нового материала.

В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

O 2 , Cl 2. H 2 O, CO 2

Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne, Ar, O 2 , Br 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов; двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H 2 O, C 6 H 12 O 6 , NaCl, KMnO 4 , CO 2 , CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

ВЕЩЕСТВА

простые сложные

H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 , H 2 SO 4

Закрепление темы «Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса вещества».

Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl, MgSO 4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI KF, Cr, SO 3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , H 2 , Br 2 , Fe, Au, Ag, Cr,

SO 2 Al 2 O 3 , NaCl, MgSO 4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO 3

Вычислите молекулярные массы веществ (самостоятельно с проверкой).

Тест.

№1

Сколько простых веществ записано в ряду формул:

H 2 O, N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 , S, Fe, CO 2 , KOH.

№2

К сложным относятся оба вещества:

А) С (уголь) и S (сера);

Б) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);

В) Fe (железо) и CH 4 (метан);

№3

Выберите правильное утверждение:

Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Верно

Б) Неверно

№4

В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

А) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.

№5

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.

Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?

Домашнее задание. §5, 6 стр. 25 упражнение № 11–13

Примеры практического задания:

  • Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид меди ______________, так как состоит из_______________________ , меди и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.
  • Впишите пропущенные слова: а) состав химических соединений ___________________ строения _______________________________.

    П/п Явления. Тела и вещества Х, Ф; Т, В 1. Образование ржавчины на железных предметах. Х 2. Выветривание горных пород. Ф 3. Испарение воды из водоема. Ф 4. Кипячение воды в чайнике. Ф 5. Сжигание бензина в двигателе автомобиля. Х 6. Потемнение изделий из серебра. Х 7. Перегнивание растений. Х 8. Плавление железа. Ф 9. Стекло. В 10. Железо. В 11. Ведро. Т 12. Заяц. Т

    Задание2. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом».

    Задание 3.Определите состав: H 2 O , O 2 , CO 2, Cl 2.

    Химические элементы существуют в виде химических соединений. химические соединения простые сложные вещества вещества

    Простые вещества состоят из атомов одного вида Сложные вещества состоят из разных видов атомов. Как выразить состав вещества с помощью знаков химических элементов? О 2 Н 2 Н 2 О индекс

    Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K , Cu , N 2 , O 2 , Cl 2 , Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl , MgSO 4 , KOH , Fe , Au , Ag , ZnO , LiI , KF , Cr , SO 3

    Что нового узнали на уроке? Какие вопросы вызвали затруднение? Какие знания вы сегодня приобрели?

    Домашнее задание. §5, 6 стр. 25 упражнение № 11–13


    Об атомах и химических элементах

    Другого ничего в природе нет

    ни здесь, ни там, в космических глубинах:

    все - от песчинок малых до планет -

    из элементов состоит единых.

    С. П. Щипачев, «Читая Менделеева».

    В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “элемент” . Что общего и чем эти понятия различаются?

    Химический элемент это атомы одного и того же вида . Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

    В настоящее время известно более 107 видов атомов, то есть более 107 химических элементов. Нужно различать понятия “химический элемент”, “атом” и “простое вещество”

    Простые и сложные вещества

    По элементному составу различают простые вещества , состоящие из атомов одного элемента (H 2 , O 2 ,Cl 2 , P 4 , Na, Cu, Au), и сложные вещества , состоящие из атомов разных элементов (H 2 O,NH 3 , OF 2 , H 2 SO 4 , MgCl 2 ,K 2 SO 4).

    В настоящее время известно 115 химических элементов, которые образуют около 500простых веществ.


    Самородное золото - простое вещество.

    Способность одного элемента существовать в виде различных простых веществ, отличающихся по свойствам, называется аллотропией .Например, элемент кислород O имеет две аллотропные формы - дикислород O 2 и озон O 3 с различным числом атомов в молекулах.

    Аллотропные формы элемента углерод C - алмаз и графит - отличаются строение их кристаллов.Существуют и другие причины аллотропии.

    химическими соединениями , например оксид ртути(II) HgO (получается путем соединения атомов простых веществ - ртути Hg и кислорода O 2), бромид натрия(получается путем соединения атомов простых веществ - натрия Na и брома Br 2).

    Итак, подытожим вышесказанное. Молекулы вещества бывают двух видов:

    1. Простые – молекулы таких веществ состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не могут разлагаться с образованием нескольких более простых веществ.

    2. Сложные – молекулы таких веществ состоят из атомов разного вида. В химических реакциях могут разлагаться с образованием более простых веществ.

    Различие понятий “химический элемент” и “простое вещество”

    Отличить понятия “химический элемент” и “простое вещество” можно при сравнении свойств простых и сложных веществ. Например, простое вещество – кислород – бесцветный газ, необходимый для дыхания, поддерживающий горение. Мельчайшая частица простого вещества кислорода – молекула, которая состоит из двух атомов. Кислород входит также всостав оксида углерода (угарный газ) и воды. Однако, в состав воды и оксида углерода входит химически связанный кислород, который не обладает свойствами простого вещества, в частности он не может быть использован для дыхания. Рыбы, например, дышат не химически связанным кислородом, входящим в состав молекулы воды, а свободным, растворенным в ней. Поэтому, когда речь идет о составе каких – либо химических соединений, следует понимать, что в эти соединения входят не простые вещества, а атомы определенного вида, то есть соответствующие элементы.

    При разложении сложных веществ, атомы могут выделяться в свободном состоянии и соединяясь, образовывать простые вещества. Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» подтверждается и тем, что один и тот же элемент может образовывать несколько простых веществ. Например, атомы элемента кислорода могут образовать двухатомные молекулы кислорода и трехатомные – озона. Кислород и озон – совершенно различные простые вещества. Этим объясняется тот факт, что простых веществ известно гораздо больше, чем химических элементов.

    Пользуясь понятием «химический элемент», можно дать такое определение простым и сложным веществам:

    Простыми называют такие вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

    Сложными называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

    Отличие понятий «смесь» и «химическое соединение»

    Сложные вещества часто называют химическими соединениями.

    Попробуйте ответить на вопросы:

    1.Чем отличаются по составу смеси от химических соединений?

    2. Сопоставьте свойства смесей и химических соединений?

    3. Какими способами можно разделить на составляющие компоненты смеси и химического соединения?

    4. Можно ли судить по внешним признакам об образовании смеси и химического соединения?

    Сравнительная характеристика смесей и химических

    Вопросы для сопоставления смесей с химическими соединениями

    Сопоставление

    Смеси

    Химические соединения

    Чем отличаются по составу смеси от химических соединений?

    Вещества можно смешивать в любых соотношениях, т.е. состав смесей переменный

    Состав химических соединений постоянный.

    Сопоставьте свойства смесей и химических соединений?

    Вещества в составе смесей сохраняют свои свойства

    Вещества, образующие соединения, свои свойства не сохраняют, так как образуется химическое соединений с другими свойствами

    Какими способами можно разделить на составляющие компоненты смеси и химического соединения?

    Вещества можно разделить физическими способами

    Химические соединения можно разложить только с помощью химических реакций

    Можно ли судить по внешним признакам об образовании смеси и химического соединения?

    Механическое смешивание не сопровождается выделением теплоты или другими признаками химических реакций

    Об образовании химического соединения можно судить по признакам химических реакций

    Задания для закрепления

    I. Поработайте с тренажёрами

    II. Решите задание

    Из предложенного списка веществ выпишите отдельно простые и сложные вещества:
    NaCl, H 2 SO 4 , K, S 8 , CO 2 , O 3 , H 3 PO 4 , N 2 , Fe.
    Объясните ваш выбор, в каждом из случаев.

    III. Ответьте на вопросы

    №1

    Сколько простых веществ записано в ряду формул:
    H 2 O, N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 , S, Fe, CO 2 , KOH.

    №2

    К сложным относятся оба вещества:

    А) С (уголь) и S (сера);
    Б) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);
    В) Fe (железо) и CH 4 (метан);
    Г) H 2 SO 4 (серная кислота) и H 2 (водород).

    №3

    Выберите правильное утверждение:
    Простые вещества состоят из атомов одного вида.

    А) Верно

    Б) Неверно

    №4

    Для смесей характерно то, что
    А) Они имеют постоянный состав;
    Б) Вещества в составе "смеси" не сохраняют свои индивидуальные свойства;
    В) Вещества в "смесях" можно разделить физическими свойствами;
    Г) Вещества в "смесях" можно разделить при помощи химической реакции.

    №5

    Для "химических соединений" характерно следующее:
    А) Переменный состав;
    Б) Вещества, в составе "химического соединения"можно разделить физическими способами;
    В) Об образовании химического соединения можно судить по признакам химических реакций;
    Г) Постоянный состав.

    №6

    В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе ?
    А) Железо - это металл, который притягивается магнитом;
    Б) Железо входит с состав ржавчины;
    В) Для железа характерен металлический блеск;
    Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.

    №7

    В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?
    А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;
    Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;
    В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;
    Г) Кислород входит в состав воздуха.

    Тема: « Простые и сложные вещества»

    Цель урока: объяснить отличие простого вещества и сложного, чистого вещества и смеси, химического элемента и простого вещества; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах, научить выделять главное, проводить сопоставление, анализ, делать заключения.

    Задачи урока

    Образовательная : 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

    Развивающая : 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

    Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

    Планируемые результаты.

    1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

    2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

    3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

    4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

    5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

    Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь по удобнее –

    Начнем скорей урок!

    2 . Проверка домашнего задания.

    По традиции опять

    Начинаем проверять

    Задание1. Зад.4 с. 32

    Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок- немолекулярного.

    Задание2.

    В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

    «В» соответственно.

    Явления. Тела и вещества

    Разложение воды

    Испарение воды из лужи

    Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

    Перегонка воды.

    Плавление железа.

    Карандаш.

    Задание3. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом», «ионы», «кристаллическая решетка»

    Задание 4.Определите состав: H 2 , O 2 , CO , Cl 2.

    3. Изучение нового материала.

    В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

    Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

    Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

    Например: 1. Кислород собрали в пробирку- здесь кислород- простое вещество;

    2. В состав молекулы воды входит кислород- здесь речь идет о химическом элементе.

    O 2 , Cl 2. H 2 O, CO 2

    Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

    Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

    Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

    Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

    Ne, Ar, O 2 , Br 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8

    (Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов;

    двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

    Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

    Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

    Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

    H 2 O, C 6 H 12 O 6 , NaCl, KMnO 4 , CO 2 , CO

    (вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

    Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

    ВЕЩЕСТВА

    простые сложные

    H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 , H 2 SO 4

    Работа со схемой с. 34 п.9

    Закрепление темы «Простые и сложные вещества.

    Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , LiI, Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl, MgSO 4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, KF, Cr, SO 3

    Результат оформите в форме таблицы:

    ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

    СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

    K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , H 2 , Br 2 , Fe, Au, Ag, Cr,

    SO 2 Al 2 O 3 , NaCl, MgSO 4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO 3

    Сколько простых веществ записано в ряду формул:

    N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 H 2 O, NаOH., S, Fe, CO 2 ,

    К сложным относятся оба вещества:

    А) С (уголь) и S (сера);

    Б) Fe (железо) и CH 4 (метан);

    В) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);

    Выберите правильное утверждение:

    Простые вещества состоят из атомов одного вида.

    А) Неверно

    В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

    А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

    Б) Железо входит с состав ржавчины;

    В) Для железа характерен металлический блеск;

    Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

    В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

    А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

    Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

    В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

    Г) Кислород входит в состав воздуха.

    Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.

    Практическое задание:

      Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид цинка__

    Так как состоит из_______________________ , цинка и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.

    Рефлексия и подведение итогов.

    Что нового узнали на уроке?

    Какие вопросы вызвали затруднение?

    Какие знания вы сегодня приобрели?

    Домашнее задание. §9- 10 выуч. определения, тестовые задания с.36. 39

    Литература:

    1. Учебник Химия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.

    2.Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова КИМ Химия 8 класс. Москва «Вако»,2014.

    3. О.Г. Григорович и др. Мастер - класс.Химия разработки уроков 7 класс

    Веста 2008.

    4. М. В. Князева. Химия поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс. Волгоград «Учитель» 2013г.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Тема:

    « Простые и сложные вещества»

    Химия 8 класс

    Учитель I категории: Рымарчук О.В.

    г. Симферополь, 2016г.

    Урок № 10

    Тема: « Простые и сложные вещества»

    Цель урока: объяснить отличие простого вещества и сложного, чистого вещества и смеси, химического элемента и простого вещества; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах , научить выделять главное, проводить сопоставление, анализ, делать заключения.

    Задачи урока

    Образовательная : 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

    Развивающая : 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.ф ормировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. р азвивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

    Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

    Планируемые результаты.

    1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

    2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

    3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

    4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

    5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

    Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь по удобнее –

    Начнем скорей урок!

    2 . Проверка домашнего задания.

    По традиции опять

    Начинаем проверять

    Задание1. Зад.4 с. 32

    Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок- немолекулярного.

    Задание2.

    В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

    «В» соответственно .

    Задание3. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом», «ионы», «кристаллическая решетка»

    Задание 4.Определите состав: H 2 , O 2 , CO , Cl 2.

    3. Изучение нового материала.

    В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

    Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

    Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

    Например: 1. Кислород собрали в пробирку- здесь кислород- простое вещество;

    2. В состав молекулы воды входит кислород- здесь речь идет о химическом элементе.

    O 2 , Cl 2. H 2 O , CO 2

    Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

    Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

    Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

    Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

    Ne, Ar, O 2 , Br 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8

    (Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов;

    двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

    Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

    Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

    Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

    H 2 O, C 6 H 12 O 6 , NaCl, KMnO 4 , CO 2 , CO

    (вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

    Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

    ВЕЩЕСТВА

    простые сложные

    H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 , H 2 SO 4

    Работа со схемой с. 34 п.9

    Закрепление темы «Простые и сложные вещества.

    Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K , Cu , N 2 , O 2 , Cl 2 , LiI , Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl , MgSO 4 , KOH , Fe , Au , Ag , ZnO , KF , Cr , SO 3

    Результат оформите в форме таблицы:

    СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

    K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , H 2 , Br 2 , Fe, Au, Ag, Cr,

    SO 2 Al 2 O 3 , NaCl, MgSO 4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO 3

    Тест.

    1

    Сколько простых веществ записано в ряду формул:

    N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 H 2 O, N а OH., S, Fe, CO 2 ,

    2

    К сложным относятся оба вещества:

    А) С (уголь) и S (сера);

    Б) Fe (железо) и CH 4 (метан);

    В) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);

    3

    Выберите правильное утверждение:

    Простые вещества состоят из атомов одного вида.

    А) Неверно

    Б) Верно

    4

    В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

    А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

    Б) Железо входит с состав ржавчины;

    В) Для железа характерен металлический блеск;

    Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

    5

    В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

    А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

    Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

    В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

    Г) Кислород входит в состав воздуха.

    Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.

    Практическое задание:

      Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид цинка__

    Так как состоит из_______________________ , цинка и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.

    Рефлексия и подведение итогов.

    Что нового узнали на уроке?

    Какие вопросы вызвали затруднение?

    Какие знания вы сегодня приобрели?

    Домашнее задание. §9- 10 выуч. определения, тестовые задания с.36. 39

    Литература:

    1. Учебник Химия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.

    2.Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова КИМ Химия 8 класс. Москва «Вако»,2014.

    3. О.Г. Григорович и др. Мастер - класс.Химия разработки уроков 7 класс

    Веста 2008.

    4. М. В. Князева. Химия поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс. Волгоград «Учитель» 2013г.