ПРОЕКТ «Широкая Масленица» для детей старшей группы
Приложение
Конспект занятия на Масленицу для детей старшей группы «Госпожа Масленица.»
Цель : формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель:
водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель
: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель:
Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»
Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.Сценарий развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы» «Здравствуй, Масленица дорогая!»
Скоморохи (хором с бубнами):
Внимание! Внимание!
Веселое гулянье!
1 скоморох:
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
2 скоморох:
Здравствуйте, гости и гостюшки!
Молодцы веселые и молодушки!
1 скоморох:
Подходите ближе, подходите,
Всем хорошее настроение предъявите!
2 скоморох:
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Оба вместе:
Все повеселимся!
В играх, плясках закружимся!
Играют на бубнах, пляшут и поют:
«Ах вы, сени»(ТАНЦУЕМ)
(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг друга)
Скоморохи:
А где же наша Масленица?
(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели?
(Ответная реакция детей)
А давайте вместе ее позовем:
«Приезжай к нам, Масленица,
В гости на широкий двор!»
(Дети со Скоморохами зовут Масленицу):
«А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем!
«Ой ты, Масленица дорогая!»
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
Да на саночках расписных!
На улице появляется «свита» с чучелом Масленицы под звон бубенцов, ее везут Медведь, Снеговик, Зима.
Скоморохи (хором): Ура! К нам масленица пожаловала!
(нараспев) Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
1 скоморох:
Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
2 скоморох:
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Ребята, поздороваемся с Масленицей!
(Дети здороваются)
Свита (все вместе): Здравствуйте и вы, люди добрые!
1 скоморох:
В хоровод всех приглашаем,
Дружно песни запеваем!
2 скоморох:
Крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь!
Свита (все вместе): Будем петь и плясать,
Масленицу величать!
Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре – Масленица.
Все идут вокруг нее противоходом (кроме ясельных группы, наблюдающих со стороны) и поют:
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Зима:
Звонко, весело вы Масленицу встречали.
А еще в старину В разные игры играли!
1 скоморох:
А вы, ребята, поиграть хотите?
2 скоморох:
Давайте и гостей наших спросим,
Может, и они с нами поиграть хотят?
Снеговик: Игры очень я люблю,
Да вот беда, боюсь, растаю…
Зима:
А ты, дружок, не бойся,
Мы сейчас Метелицу подпустим.
С ребятами поиграешь и сам не растаешь.
Эй, детишки, калачиком друг друга под руку вы возьмите,
Игру «Метелица» скорее вы начните!
Русская народная игра «Метелица». /Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим./
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!»
/Звучит веселая музыка, все кружатся под руки/.
Снеговик:
Ух! Как хорошо мне стало!
Теперь и поплясать бы не мешало!
Медведь:
И мне плясать захотелось!
Хоть танцор я не умелый,
Но с ребятами – другое дело!
Под музыку все играют на муз.инструментах и танцуют по показу Снеговика и Медведя.
Русская пляска
Зима:
Ну, как, ребята, не устали?
Вон как весело плясали!
А скажите-ка, друзья,
Хорошо ли было вам зимой?
(Ответы детей на вопросы Зимы)
- «Любите вы с гор кататься?»
- «На снежочке повалятся?»
- «А как еще вы любите играть зимой?»
Снеговик:
Да, зима для сильных, смелых,
Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?..
Тогда, кто меткий все за мной!
Снеговик ведет на площадку, где заготовлены снежки и мишени для метания. Взрослые помогают организовать группы детей, у каждой из которых, есть своя мишень.
Снеговик:
В руки вы снежки возьмите
И в фигурку попадите!
Игра «Попади снежком в мишень»
/Можно разделить детей не 2 команды. Чья команда больше собьет мишеней – та и победила./
2 скоморох:
Поиграли….
Пора и силой помериться,
Чья команда победит,
Та, что за Весну стоит
Или та, что с Зимушкой расставаться не хочет?
Игра «Перетягивание каната », организуют игру 2 скомороха.
Медведь: Ребята, а про меня-то вы забыли!
Я, Мишка, люблю играть в «Ловишки».
Эй, малышки,
Хотите со мной поиграть в «Ловишки»?
Только, чур, далеко не разбегаться,
Прошу всех на площадке оставаться!
Игра «Ловишки»
/Дети (со Скоморохами): «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Медведь пытается догнать детей, схватить их «лапами»)
1 скоморох:
Весело играли с вами,
Пора и Масленицу величать,
Да на саночках катать.
Дорогая наша Масленица!
В детский сад ты к нам пришла
И веселье принесла!
2 скоморох:
Крепче за руки беритесь,
Друг за другом становитесь,
Вокруг сада все пойдем,
Масленицу повезем!
Скоморохи (хором): Эх! Хорошо мы прогулялись!
Да, пожалуй, и проголодались!
Медведь:
Блинчиков у Масленицы надо попросить…
Зима:
А нам со Снеговичком
Пора на Север уходить.
Снеговик: Весна на пятки наступает,
Солнце сильно припекает.
1 Скоморох:
- Ребята! Давайте позовем весну- красну!
«весна-красна появись!»
(появление весны)
- Здравствуйте, ребята!
Вы меня зазывали, закликали?
В гости ждали?
Вот я и пришла, три угодья принесла:
-первое угодье – в лугах половодье!
- второе угодье- солнце на подворье
- третье угодье- зеленое раздолье!
2 Скоморох
-Здравствуй Весна-красна! Милости просим к нам.
Долго я к Вам добиралась
Весна-Красна
: Ну,давайте играть, весну величать.
Загадки
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? весной
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. весной
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все...Солнце
Лежит передо мною,
Сметанкою полит!
Люблю его, не скрою!
Как солнышко блестит!
Скажу я только маме:
"Есть буду - не один!-
А поделю с друзьями
Я самый вкусный... ." (блин)
2 скоморох
: А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу, сожжём её, и сгорят вместе с ней все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
Вместе:
До свидания, друзья!
До встречи в будущем году!
Зима и Снеговик уходят.
Медведь:
Ну, а мы блинков попросим:
Все хором: Масленица, не скупись!
Блинчиками поделись!
Звучит русская народная песня «Блины»
1 скоморох:
Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали – 7 годков.
2 скоморох:
Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.
Тип: познавательно-творческий.
Вид: краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель
Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.
Актуальность : в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.
Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.
Задачи :
Интеграция образовательных областей
Реализация проекта : разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы
Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети.В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских – родительских отношений
Первый этап подготовительный
Второй этап основной
Третий этап заключительный
Зал украшен воздушными шариками. На столе стоит самовар с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках
1 Скоморох
– Позвольте спросить, какой сегодня праздник? (обращение к детям)
– Масленица.
Масленица – это семейный праздник, и мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник как это делали в старину.
На центральной стене идет показ презентации « Здравствуй масленица!»
История этого яркого и веселого праздника уходит далеко в прошлое. Его отмечали еще древние славяне, при чем уже тогда они пекли блины, которые были символами языческого бога Солнца Ярилы, такие же круглые, золотые, румяные. Масленица длилась 7 дней, все хотели повеселиться, и наестся вволю перед длительным постом. Масленица – это озорное прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца является – блин!
На Руси считалось, что человек, весело проводящий масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года.
Собирайся народ
В гости масленица ждет,
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут не минутки
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!
2 Скоморох. Первый день Масленицы называется «Встреча». В семьях начинали печь блины, и первый по обычаю отдавался нищему для помина усопших родственников и друзей. В этот день делалось чучело Масленицы из старых одежек и украшений.
Масленицу зазываем на широкий двор
Встречаем, величаем и славим,
(1 Скоморох заносит Масленицу – ритуальную куклу)
Здравствуй, сударыня Масленица!
Будем Масленицу встречать,
Да блинами угощать!
А мы Масленицу встречаем
Сыром гору поливаем
На широкий двор
Да блинами зазываем,
Да блинами заедали.
Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу
А ребятам на забаву.
1 Скоморох. Вторник назывался «Заигрыш» – день веселых игр. Начинались с катания с ледовых горок, кукольные представления во главе с Петрушкой; ряженые в масках разъезжались по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали.
(Дети стоят напротив друг к другу в 2-х командах, и имитируют движения по очереди друг другу по различным видам спорта, заранее договорившись о показе движения. Команды отгадывают, что это за вид спорта).
2 Скоморох. Среду «Лакомкой» зовут, угощение все ждут. А у Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его «Блин». Чтоб поднять вам настроение, я устрою представление.
На землю кладутся обручи, дети образуют вокруг каждого обруча круг. Под музыку дети движутся по кругу, когда музыка умолкает, дети стараются друг друга перетянуть в обруч «сковороду» – «испечь» . Тот кто «испёкся» выбывает из игры.
Тили-тили, тра-ра-ра,
Роль блина сыграю я
(надевает шапку блина)
Позвольте представиться: – я блин
На весь свет я один
Всех моих братьев съели,
А меня не успели.
Только на меня раскрыли роток,
А я шмыг и, на утек.
Будем петь и развлекаться,
танцевать и кувыркаться
Масленица идет, блин да мед несет на горках покататься, в блинах поваляться
1 Скоморох. Четверг называется «Разгуляй». В этот день начиналась широкая Масленица. Празднование становилось шумным проводились кулачные бои, устраивались катания на санях. А одно из главных развлечений было взятие снежного городка
Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
Приезжай к нам на широкий двор
С детьми поиграть, на горках кататься
Русскую зиму проводить нужно задорно, весело, и дружно.
2 Скоморох. Пятница называется «Тещины посиделки». В пятницу зять звал тещу на блины. А для того, чтобы любимый зять смог угостить ароматными блинами, теща с вечера должна была отправить в его дом кухонную утварь
Ой, Масленица – кривошейка
Состречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеном яйцом
Заходи Масленица к нам
На широкий двор,
На горах покатиться
В блинах повалятся,
Сердцем потешится
Медведь. Кто тут гуляет, кто мне спать мешает? Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?
1 Скоморох. Прости нас, Мишенька, у нас с ребятами Масленичные гулянья.
Медведь. Масленичные? Значит у вас масло есть? И сыр? И блины?
Дети. Есть, есть
Медведь . А вы меня накормите?
Дети. Накормим. Мы тебе Медведь испечем пирожки и блиночки
По кругу раскладываются блины, игроков на одного больше. Игроки бегают по кругу и по окончании музыки хватают блинок, кому блин не достался, тот выбывает из игры.
(Медведь стоит в кругу.)
Медведь . Дайте-ка попробовать
Дети угощают . Этот попробуй, этот попробуй
Медведь . Вот это пирожки! Хорошие, вкусные. Ну спасибо. Угостили пирожками. Пойду опять на печке спать до свидания.
2 Скоморох. Суббота называется «Золовкины вечерки». Молодые невестке приглашали золовок к себе на блины. На самом деле все родственники с удовольствием ходили друг к другу в гости.
Широкая масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся
Первый участник команды берёт «блинчик», кладёт на голову, идёт до ориентира, возвращается обратно, передаёт «блинчик» следующему. Задача ребёнка – пронести «блинчик» на голове» и не уронить.
Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т.д.
1 Скоморох . Последний день масленичной недели называют «Прощенным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся, друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. В последний день праздника хозяйки особенно старались– пекли самые пышные и ароматные блины.
Как на Масленичные недели из печи блины летели
С пылу с жару из печи все румяны, горячи
Масленица, угощай всем блиночки подавай
С пылу с жару – разбирайте, похвалить не забывайте
Угощайтесь гости дорогие (девица выносит блины и угощает гостей
).
2 Скоморох за всю неделю гуляний устраивался самый грандиозный праздник. С песнями, прибаутками и плясками, сжигалось чучело Масленицы
Ой, ты Масленица обманщица
Обманула, провела, нагуляться не дала
Уходи, Зима ко сну, присылай Весну,
Прощай Масленица!
А теперь всех приглашаем к праздничному столу.
(Чаепитие совместно с родителями и детьми.)
Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.
Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.
Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.
Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.
Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».
Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».
Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».
Марина Демидова
Проект в ДОУ на тему «Широкая Масленица» для детей саршего дошкольного возраста
«Широкая Масленица »
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(для старшего дошкольного возраста )
«Широкая Масленица »
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы , в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта .
Творческий
Краткосрочный
Групповой.
Сроки реализации проекта .
Долгосрочный (одна неделя.)
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.
Участники проекта .
Дети старшей, подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица )
Задачи проекта :
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей .
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица » .
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы .
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта .
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса к родной истории.
Знать :
1. Народные песни, потешки, сказки.
2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.
Уметь :
1. Играть в народные игры;
2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей .
3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей .
Этапы проекта :
I.Этап - Подготовительный (разработка проекта ) .
Определение проблемы;
Постановка цели, задач;
Обсуждение проекта с родителями ;
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта :
1. Сбор информации о празднике Масленица .
2. Оформление тематической выставки «Широкая Масленица » .
3. Организация выставки рисунков, посвященных празднику.
4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.
5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица » .
6. Продуктивная деятельность на занятии «Гори-гори ясно» (изготовление чучела)
7. Выпекание блинов.
II. Этап – Исследовательский.
Работа по плану с детьми, родителями;
Выполнение проекта .
III.Этап – Заключительный.
Выставка к празднику;
Развлечение для детей и родителей «Широкая масленица » ;
Приложения к проекту .
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы , играли в шумные игры.
А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы . Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.
В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы . Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.
Любил Масленицу русский народ – широкую , весёлую, разгульную.
Для каждого дня её придумал он особое название :
ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА
ВТОРНИК - ЗАИГРЫШ
СРЕДА - ЛАКОМКА
ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ
ПЯТНИЦА - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ
СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.
С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой) . Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.
Масленицу возили на санях с причитанием встречи :
«Душа наша, масленица , перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».
Во вторник – гуляние : водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши :
Ой, Масленица – кривошейка , мы встречаем тебя хорошенько :
Сыром, маслом , калачом и печеным яйцом.
Ой, Масленица , покажися, мы опять – то тебя дождалися,
Ой, с сыром, маслом , хлебом, мёдом.
Ой, Масленица , протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,
Ой, сказали нашей Масленице семь годиков , а ей – семь деньков.
Ой, Масленица , протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.
Пекут булочки, пирожки, припевая :
На – бе - ру му-чи-цы,
Подо – лью во – ди – цы,
Для де-тей хо-ро-ших
На-пе-ку ле-пе-шек.
Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.
Я на печку гляжу, на муравчатую.
Открывайся, заслон, вынимайся пирог,
Наедайся, душа, душа зятюшкина.
Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.
Затем организуется сладкий стол.
ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ
В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.
ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют :
«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.
А кто любит меня, тот и выберет меня.
За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.
Да поклонимся, да поцелуемся».
Затем водящий меняется.
ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом :
«По двору гуляет царь, царь, царь
Царевну выбирает царь, царь, царь
Наступил на ножку, показал дорожку.
Царевну провожает царь, царь, царь».
Водящий меняется, «Царевна» становится «царём» .
ИГРА 3. «Кошка и мышка» . По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют :
«Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.
ИГРА 4. «Сковорода» . На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся» .
ИГРА 5. «Взятие снежной крепости» . Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы : одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей , дети поют песню :
«Едет Масленица дорогая , наша
гостьюшка годовая.
На саночках расписных, на кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков ,
Оставайся, Масленица , семь годков».
Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей .
ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ
Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины» , угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры .
ИГРА «Прянична доска» . Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт :
«Прянична доска из елового пенька,
Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»
На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.
В субботу – ПРОВОДЫ
Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.
Солнце звени, снег гони,
Холстину земли на свет тяни.
Снег как мел, с неба летел,
Зиму пролежал,
Ручьями пробежал.
До свиданья, Масленица !
До свиданья, Зима!
ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ
В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.
В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы . Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.
«Ты прощай, прощай, наша Масленица ,
Ты прощай, прощай, наша широкая .
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, наша Масленица !».
Беседа про масленицу .
Задачи :
1. Познакомить детей с праздником – Масленицей .
2. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры
3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Предварительная работа : чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы .
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице . Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей . Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям , катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы , поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали : "Приехала Масленица !". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей , сажали на санки и скатывали с горы со словами : "Здравствуй, широкая Масленица !". Во всю Масленицу пекут блины , оладьи. От этого и произошла поговорка : "Не житье, а масленица ". Что же самое главное в Масленице ? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы . Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло , мед, рыбья икра, яйца.
Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица . Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне , а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу " - сжигают чучело, изображающее Масленицу .
Поговорки про Масленицу .
Не житье, а Масленица .
Не все коту Масленица , будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет .
Масленица объедуха , деньгами приберуха.
Это Масленица идет , блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица .
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Стихи про Масленицу .
Широкая Масленица - Сырная неделя !
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда :
Сдобный и румяный масленичный блин !
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы .
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица , приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Вас на Масленицу ждем !
Встретим масленым блином ,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем :
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица , угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.