Проект «Эх, да Масленица!» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» - презентация. Творческий проект народный праздник масленица Проект про масленицу для детей

Проект «Эх, да Масленица!» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» - презентация. Творческий проект народный праздник масленица Проект про масленицу для детей

ПРОЕКТ «Широкая Масленица» для детей старшей группы


Паспорт проекта.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации : одна неделя (с 12. 02. по 18. 02. 2018г)
Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Актуальность:
Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Предполагаемый результат:
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
Для детей:
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проектной деятельности:
- образовательная деятельность в группе;
- оформление книги рецептов масленичных блинов;
- оформление фото-выставки «Масленица».
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Широкая масленица».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:(информационно-накопительная):
1) Определение темы проекта;
2) Формулировка цели и задач;
3) Создание творческой группы;
4) Мониторинг детей и родителей;
5) Подбор литературы;
6) Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
7) Разработка сценария мероприятия;
8) Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
9) Подготовка подвижных игр и соревнований.
2.Основной этап: (организационно-практический):
Перспективный план реализации проектной деятельности.
Содержание деятельности: Срок. Деятельность. Результат.
Для родителей.
Знакомство со значением и обычаями праздника.Презентация «Широкая масленица»
Понедельник-встреча . Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник- Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели. Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда- Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», « Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа « Что мы узнали о масленице».
Четверг- Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Пятница- тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Как мы масленицу праздновали»
Весёлая масленица.
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк», « Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник. Приезд артистов.
Заключительный этап:
1.Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
2.Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
3.Подготовка к презентации к защите проекта.
4.Защита проекта «Широкая Масленица»

Приложение

Конспект занятия на Масленицу для детей старшей группы «Госпожа Масленица.»

Цель : формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал : иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа : праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.
Ход занятия:
Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель : Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель : Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель : Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.
Воспитатель : Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель : Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель : Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»

Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.
Тема : Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля - начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

Сценарий развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы» «Здравствуй, Масленица дорогая!»

Скоморохи (хором с бубнами):
Внимание! Внимание!
Веселое гулянье!
1 скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
2 скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Молодцы веселые и молодушки!
1 скоморох: Подходите ближе, подходите,
Всем хорошее настроение предъявите!
2 скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Оба вместе: Все повеселимся!
В играх, плясках закружимся!
Играют на бубнах, пляшут и поют:
«Ах вы, сени»(ТАНЦУЕМ)
(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг друга)
Скоморохи: А где же наша Масленица?
(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели?
(Ответная реакция детей)
А давайте вместе ее позовем:
«Приезжай к нам, Масленица,
В гости на широкий двор!»
(Дети со Скоморохами зовут Масленицу):
«А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем!
«Ой ты, Масленица дорогая!»
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
Да на саночках расписных!
На улице появляется «свита» с чучелом Масленицы под звон бубенцов, ее везут Медведь, Снеговик, Зима.
Скоморохи (хором): Ура! К нам масленица пожаловала!
(нараспев) Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
1 скоморох: Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
2 скоморох: Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Ребята, поздороваемся с Масленицей!
(Дети здороваются)
Свита (все вместе): Здравствуйте и вы, люди добрые!
1 скоморох: В хоровод всех приглашаем,
Дружно песни запеваем!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь!
Свита (все вместе): Будем петь и плясать,
Масленицу величать!
Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре – Масленица.
Все идут вокруг нее противоходом (кроме ясельных группы, наблюдающих со стороны) и поют:
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Зима: Звонко, весело вы Масленицу встречали.
А еще в старину В разные игры играли!
1 скоморох: А вы, ребята, поиграть хотите?
2 скоморох: Давайте и гостей наших спросим,
Может, и они с нами поиграть хотят?
Снеговик: Игры очень я люблю,
Да вот беда, боюсь, растаю…
Зима: А ты, дружок, не бойся,
Мы сейчас Метелицу подпустим.
С ребятами поиграешь и сам не растаешь.
Эй, детишки, калачиком друг друга под руку вы возьмите,
Игру «Метелица» скорее вы начните!
Русская народная игра «Метелица». /Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим./
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!»
/Звучит веселая музыка, все кружатся под руки/.
Снеговик: Ух! Как хорошо мне стало!
Теперь и поплясать бы не мешало!
Медведь: И мне плясать захотелось!
Хоть танцор я не умелый,
Но с ребятами – другое дело!
Под музыку все играют на муз.инструментах и танцуют по показу Снеговика и Медведя.
Русская пляска
Зима: Ну, как, ребята, не устали?
Вон как весело плясали!
А скажите-ка, друзья,
Хорошо ли было вам зимой?
(Ответы детей на вопросы Зимы)
- «Любите вы с гор кататься?»
- «На снежочке повалятся?»
- «А как еще вы любите играть зимой?»
Снеговик: Да, зима для сильных, смелых,
Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?..
Тогда, кто меткий все за мной!
Снеговик ведет на площадку, где заготовлены снежки и мишени для метания. Взрослые помогают организовать группы детей, у каждой из которых, есть своя мишень.
Снеговик: В руки вы снежки возьмите
И в фигурку попадите!
Игра «Попади снежком в мишень»
/Можно разделить детей не 2 команды. Чья команда больше собьет мишеней – та и победила./
2 скоморох:
Поиграли….
Пора и силой помериться,
Чья команда победит,
Та, что за Весну стоит
Или та, что с Зимушкой расставаться не хочет?
Игра «Перетягивание каната », организуют игру 2 скомороха.
Медведь: Ребята, а про меня-то вы забыли!
Я, Мишка, люблю играть в «Ловишки».
Эй, малышки,
Хотите со мной поиграть в «Ловишки»?
Только, чур, далеко не разбегаться,
Прошу всех на площадке оставаться!
Игра «Ловишки»
/Дети (со Скоморохами): «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Медведь пытается догнать детей, схватить их «лапами»)
1 скоморох: Весело играли с вами,
Пора и Масленицу величать,
Да на саночках катать.
Дорогая наша Масленица!
В детский сад ты к нам пришла
И веселье принесла!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь,
Друг за другом становитесь,
Вокруг сада все пойдем,
Масленицу повезем!
Скоморохи (хором): Эх! Хорошо мы прогулялись!
Да, пожалуй, и проголодались!
Медведь: Блинчиков у Масленицы надо попросить…
Зима: А нам со Снеговичком
Пора на Север уходить.
Снеговик: Весна на пятки наступает,
Солнце сильно припекает.
1 Скоморох: - Ребята! Давайте позовем весну- красну!
«весна-красна появись!»
(появление весны)
- Здравствуйте, ребята!
Вы меня зазывали, закликали?
В гости ждали?
Вот я и пришла, три угодья принесла:
-первое угодье – в лугах половодье!
- второе угодье- солнце на подворье
- третье угодье- зеленое раздолье!

2 Скоморох -Здравствуй Весна-красна! Милости просим к нам.
Долго я к Вам добиралась
Весна-Красна : Ну,давайте играть, весну величать.
Загадки
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? весной
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. весной
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все...Солнце
Лежит передо мною,
Сметанкою полит!
Люблю его, не скрою!
Как солнышко блестит!
Скажу я только маме:
"Есть буду - не один!-
А поделю с друзьями
Я самый вкусный... ." (блин)
2 скоморох : А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу, сожжём её, и сгорят вместе с ней все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
Вместе: До свидания, друзья!
До встречи в будущем году!
Зима и Снеговик уходят.
Медведь: Ну, а мы блинков попросим:
Все хором: Масленица, не скупись!
Блинчиками поделись!
Звучит русская народная песня «Блины»
1 скоморох: Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали – 7 годков.
2 скоморох: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.

Тип: познавательно-творческий.

Вид: краткосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель

Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Актуальность : в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.

Задачи :

  • Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).
  • Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям
  • Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
  • Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания

Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие игровой деятельности

Реализация проекта : разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы

Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети.В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских – родительских отношений

Первый этап подготовительный

  1. Изучение специальной методической литературы.
  2. Определение целей и задач.
  3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;
  4. Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»

Второй этап основной

  1. Создание условий , побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
  2. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе;
  3. Просмотр электронной презентации по ознакомлению с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, видеофильма «Смешарики – Масленица».
  4. Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;
  5. Народные подвижные игры на прогулке «Ручеек», «Плетень», «Горелки», Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир» катание с горки на санках.

Третий этап заключительный

  1. Украсить зал к празднику;
  2. Электронная презентация «Здравствуй Масленица»;
  3. Выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;
  4. Проведение народного праздника «Масленицы»

«Здравствуй масленица!»

Зал украшен воздушными шариками. На столе стоит самовар с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках

1 Скоморох

– Позвольте спросить, какой сегодня праздник? (обращение к детям)

– Масленица.

Масленица – это семейный праздник, и мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник как это делали в старину.

На центральной стене идет показ презентации « Здравствуй масленица!»

История этого яркого и веселого праздника уходит далеко в прошлое. Его отмечали еще древние славяне, при чем уже тогда они пекли блины, которые были символами языческого бога Солнца Ярилы, такие же круглые, золотые, румяные. Масленица длилась 7 дней, все хотели повеселиться, и наестся вволю перед длительным постом. Масленица – это озорное прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца является – блин!

На Руси считалось, что человек, весело проводящий масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года.

Собирайся народ
В гости масленица ждет,
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут не минутки
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!

2 Скоморох. Первый день Масленицы называется «Встреча». В семьях начинали печь блины, и первый по обычаю отдавался нищему для помина усопших родственников и друзей. В этот день делалось чучело Масленицы из старых одежек и украшений.

Масленицу зазываем на широкий двор
Встречаем, величаем и славим,

(1 Скоморох заносит Масленицу – ритуальную куклу)

Здравствуй, сударыня Масленица!
Будем Масленицу встречать,
Да блинами угощать!

А мы Масленицу встречаем
Сыром гору поливаем
На широкий двор
Да блинами зазываем,
Да блинами заедали.

Конкурс «Продолжи пословицу о Масленице»

  1. Без блинов – не Масленица.
  2. Блины – солнцу родственники.
  3. В Прощенный день – как на Пасху все целуются!
  4. Где блины – тут и мы!
  5. Как на масленой неделе в потолок блины летели.
  6. Масленица без блинов, как именины без пирогов.
  7. Масленица семь дней гуляет.
  8. Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  9. На горах покататься, в блинах поваляться.
  10. На Масленой повеселись, да блинком угостись.
  11. Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!
  12. Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.
  13. Это Масленица идет, блины да мед несет.

Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу
А ребятам на забаву.

1 Скоморох. Вторник назывался «Заигрыш» – день веселых игр. Начинались с катания с ледовых горок, кукольные представления во главе с Петрушкой; ряженые в масках разъезжались по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты

А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали.

Игра «Спортивная угадай-ка»

(Дети стоят напротив друг к другу в 2-х командах, и имитируют движения по очереди друг другу по различным видам спорта, заранее договорившись о показе движения. Команды отгадывают, что это за вид спорта).

2 Скоморох. Среду «Лакомкой» зовут, угощение все ждут. А у Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его «Блин». Чтоб поднять вам настроение, я устрою представление.

Игра «Сковорода»

На землю кладутся обручи, дети образуют вокруг каждого обруча круг. Под музыку дети движутся по кругу, когда музыка умолкает, дети стараются друг друга перетянуть в обруч «сковороду» «испечь» . Тот кто «испёкся» выбывает из игры.

Тили-тили, тра-ра-ра,
Роль блина сыграю я
(надевает шапку блина)

Позвольте представиться: – я блин
На весь свет я один
Всех моих братьев съели,
А меня не успели.
Только на меня раскрыли роток,
А я шмыг и, на утек.
Будем петь и развлекаться,
танцевать и кувыркаться

Хороводная игра «Как у наших у ворот»

Масленица идет, блин да мед несет на горках покататься, в блинах поваляться

1 Скоморох. Четверг называется «Разгуляй». В этот день начиналась широкая Масленица. Празднование становилось шумным проводились кулачные бои, устраивались катания на санях. А одно из главных развлечений было взятие снежного городка

Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
Приезжай к нам на широкий двор
С детьми поиграть, на горках кататься

Русскую зиму проводить нужно задорно, весело, и дружно.

Пляска Игра – "Ручеек" – Русская народная – Плясовая

2 Скоморох. Пятница называется «Тещины посиделки». В пятницу зять звал тещу на блины. А для того, чтобы любимый зять смог угостить ароматными блинами, теща с вечера должна была отправить в его дом кухонную утварь

Ой, Масленица – кривошейка
Состречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеном яйцом
Заходи Масленица к нам
На широкий двор,
На горах покатиться
В блинах повалятся,
Сердцем потешится

Детские частушки

Медведь. Кто тут гуляет, кто мне спать мешает? Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

1 Скоморох. Прости нас, Мишенька, у нас с ребятами Масленичные гулянья.

Медведь. Масленичные? Значит у вас масло есть? И сыр? И блины?

Дети. Есть, есть

Медведь . А вы меня накормите?

Дети. Накормим. Мы тебе Медведь испечем пирожки и блиночки

Игра «Ухвати блинок»

По кругу раскладываются блины, игроков на одного больше. Игроки бегают по кругу и по окончании музыки хватают блинок, кому блин не достался, тот выбывает из игры.

(Медведь стоит в кругу.)

Медведь . Дайте-ка попробовать

Дети угощают . Этот попробуй, этот попробуй

Медведь . Вот это пирожки! Хорошие, вкусные. Ну спасибо. Угостили пирожками. Пойду опять на печке спать до свидания.

2 Скоморох. Суббота называется «Золовкины вечерки». Молодые невестке приглашали золовок к себе на блины. На самом деле все родственники с удовольствием ходили друг к другу в гости.

Широкая масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся

Эстафета 1. «Самый ловкий»

Первый участник команды берёт «блинчик», кладёт на голову, идёт до ориентира, возвращается обратно, передаёт «блинчик» следующему. Задача ребёнка – пронести «блинчик» на голове» и не уронить.

Эстафета 2. «Воздушный блинчик»

Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т.д.

1 Скоморох . Последний день масленичной недели называют «Прощенным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся, друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. В последний день праздника хозяйки особенно старались– пекли самые пышные и ароматные блины.

Как на Масленичные недели из печи блины летели
С пылу с жару из печи все румяны, горячи
Масленица, угощай всем блиночки подавай
С пылу с жару – разбирайте, похвалить не забывайте
Угощайтесь гости дорогие (девица выносит блины и угощает гостей ).

2 Скоморох за всю неделю гуляний устраивался самый грандиозный праздник. С песнями, прибаутками и плясками, сжигалось чучело Масленицы

Ой, ты Масленица обманщица
Обманула, провела, нагуляться не дала
Уходи, Зима ко сну, присылай Весну,
Прощай Масленица!

А теперь всех приглашаем к праздничному столу.

(Чаепитие совместно с родителями и детьми.)



Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.




Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.


Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.






Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.




Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.


Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».




Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».


Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.


Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».



Марина Демидова
Проект в ДОУ на тему «Широкая Масленица» для детей саршего дошкольного возраста

«Широкая Масленица »

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(для старшего дошкольного возраста )

«Широкая Масленица »

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы , в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта .

Творческий

Краткосрочный

Групповой.

Сроки реализации проекта .

Долгосрочный (одна неделя.)

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.

Участники проекта .

Дети старшей, подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица )

Задачи проекта :

1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей .

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица » .

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы .

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Ожидаемые результаты проекта .

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

Знать :

1. Народные песни, потешки, сказки.

2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.

Уметь :

1. Играть в народные игры;

2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей .

3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.

4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей .

Этапы проекта :

I.Этап - Подготовительный (разработка проекта ) .

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями ;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Пути реализации проекта :

1. Сбор информации о празднике Масленица .

2. Оформление тематической выставки «Широкая Масленица » .

3. Организация выставки рисунков, посвященных празднику.

4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.

5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица » .

6. Продуктивная деятельность на занятии «Гори-гори ясно» (изготовление чучела)

7. Выпекание блинов.

II. Этап – Исследовательский.

Работа по плану с детьми, родителями;

Выполнение проекта .

III.Этап – Заключительный.

Выставка к празднику;

Развлечение для детей и родителей «Широкая масленица » ;

Приложения к проекту .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы , играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы . Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы . Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую , весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название :

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШ

СРЕДА - ЛАКОМКА

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ

ПЯТНИЦА - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой) . Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи :

«Душа наша, масленица , перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

Во вторник – гуляние : водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши :

Ой, Масленица – кривошейка , мы встречаем тебя хорошенько :

Сыром, маслом , калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица , покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом , хлебом, мёдом.

Ой, Масленица , протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков , а ей – семь деньков.

Ой, Масленица , протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

Пекут булочки, пирожки, припевая :

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют :

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом :

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём» .

ИГРА 3. «Кошка и мышка» . По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют :

«Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода» . На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся» .

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости» . Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы : одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей , дети поют песню :

«Едет Масленица дорогая , наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков ,

Оставайся, Масленица , семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей .

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины» , угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры .

ИГРА «Прянична доска» . Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт :

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица !

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы . Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица ,

Ты прощай, прощай, наша широкая .

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица !».

Беседа про масленицу .

Задачи :

1. Познакомить детей с праздником – Масленицей .

2. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа : чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы .

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице . Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей . Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям , катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы , поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали : "Приехала Масленица !". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей , сажали на санки и скатывали с горы со словами : "Здравствуй, широкая Масленица !". Во всю Масленицу пекут блины , оладьи. От этого и произошла поговорка : "Не житье, а масленица ". Что же самое главное в Масленице ? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы . Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло , мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица . Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне , а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу " - сжигают чучело, изображающее Масленицу .

Поговорки про Масленицу .

Не житье, а Масленица .

Не все коту Масленица , будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет .

Масленица объедуха , деньгами приберуха.

Это Масленица идет , блин да мед несет.

Без блинов -не Масленица .

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу .

Широкая Масленица - Сырная неделя !

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда :

Сдобный и румяный масленичный блин !

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы .

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица , приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Вас на Масленицу ждем !

Встретим масленым блином ,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье -

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем :

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовью дружбу.

Приходите в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.