О законах, устанавливающих политическую свободу в ее отношении к государственному устройству. Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной

(371 слово) Может ли человек определять свою судьбу, или же его жизненный путь предрешен? Средневековый философ Фома Аквинский предполагал, что человек может совершать как добро, так и зло, но люди – как существа, созданные Богом – от рождения обладают склонностью к добру и нарушают свою возвышенную природу только под воздействием греха. То есть, они свободны выбирать между пороком и добродетелью, и господь ими не управляет. Поэтому так важно воспитывать в душах отвращение к злу, но это будет эффективно лишь при условии свободы выбора. Иначе, что бы вы ни делали, личность потянется к греху, ведь так рассудили высшие силы.

Наиболее ярко свобода человеческого выбора прослеживается в реалистических произведениях, в которых герои предстают перед читателем без прикрас. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради идеи о «высшем» человеке, который способен пойти на всё, даже на преступление, ради достижения благих целей. Выбор пал на ростовщика, ведь это символ алчности, стремления к накопительству. Однако, совершив преступление, возомнив себя этаким высшим существом, Раскольников ощущает, что не чувствует радости от своего апофеоза свободного человека, болезненно ощущает пропасть между собой и миром. И только признание своего преступления, жертвенная любовь Сони Мармеладовой и «наказание» раскрывают ему всю бессмысленность и порочность поступка. Если Родион не обладал свободой воли, нужно признать, что именно Бог направил его на убийство невинных людей, значит, герой не виноват, и абсурдность этого вывода доказывает нам, что все наоборот: персонаж сам сделал выбор и сам осознал свою ошибку.

В другом произведении Ф. Достоевского – «Братья Карамазовы» — один из главных героев, Дмитрий Карамазов, подозревается в убийстве отца. Несмотря на многие косвенные доказательства и приговор суда, он уверяет, что не совершал преступления, объясняя это тем, что Бог вовремя остановил его. Преодолевая угрызения и муки совести, Митя проходит типичный путь героя Достоевского – путь нравственного «возрождения» через религию; а побег от наказания в Америку обрекает его на продолжение «каторги» духовной. Поэтому он отказывается и принимает свой крест. Если Бог и вправду отвадил героя от греха, зачем же он заставляет его принимать на себя вину? Опять логическая цепочка рушится, и мы вынуждены признать, что именно Дмитрий – творец судьбы своей.

Таким образом, люди обладают свободой выбора, и только поэтому внешнее влияние – в виде пресловутых «наград» и «наказаний» — оказывает на них воздействие, позволяет им корректировать свои действия, переосмысливать своё прошлое, делая соответствующие выводы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Французский мыслитель эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755), известный как один из основоположников географической школы в социологии, сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности. Для предотвращения вырождения демократии в тиранию Монтескье предложил принцип разделения власти. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Значение принципа разделения властей Монтескье, как показывает современная политическая ситуация, до сих пор многими не понято. Обоснование Монтескье таково. Если законы будет устанавливать исполнительная власть, то она станет учреждать законы, которые выгодны ей самой, короче говоря, превратится в деспотическую власть. Чтобы этого не случилось, необходимо, чтобы законы устанавливались иной ветвью власти, принимающей их, но не следящей за их исполнением. Точно так же обосновывается независимость судебной власти, наказывающей за нарушение законов. Если это поручить исполнительной власти, то она сможет не следовать законам и использовать механизм наказания в отношении той части общества, преследовать которую ей выгодно, исходя из собственных интересов. Чтобы этого не произошло, необходима независимость третьей ветви власти - судебной. «Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соединены эти три власти».

Вопреки Т. Гоббсу, который считал, что разобщенные ветви власти уничтожат друг друга, Монтескье полагал, что они вполне могут сосуществовать, взаимно друг друга сдерживая. Итак, одна ветвь власти - законодательная -- принимает законы, не исполняя их и не осуждая за их невыполнение, вторая исполняет их, не принимая и не осуждая, а третья наказывает за нарушение зако<-нов, не принимая их. Монтескье сформулировал одно из основополагающих положений политической теории. В современной политологии положительная роль принципа разделения властей связывается с образованием сдержек и противовесов. Стремление к взаимному контролю исполнительной и законодательной властей и к слежению за ними обеими со стороны судебной власти есть, говоря языком кибернетики, действие механизма обратной связи и гомеостаза.

Монтескье заложил основы конституционализма. Он стремился создать защитные технологии, охраняющие людей от опасности и анархии, и тирании. Власть должна быть сильной, но контролируемой. Не только граждане, но и государство в целом, по Монтескье, должно подчиняться закону. Независимый верховный руд обязан контролировать и законодательную, и исполнительную власть. Суверенитет большинства должен быть ограничен законом. Равенством перед законом уравниваются права личности и права общества: общество не вправе издавать законы, затрагивающие неотчуждаемые права человека.

Монтескье соотносил политические режимы с этико-культурными принципами, пронизывающими практическое повседневное поведение. В деспотиях это страх, в аристократиях - честь, в республиках - добродетель. По Монтескье, особенностью традиционных обществ является героизм, особенностью демократических - терпимость (или, как сегодня чаще говорят, толерантность).

Монтескье сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические и деспотические, Монтескье считал, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе возникают трудности с управлением. Монархическое государство должно быть средней величины. Если бы оно было мало, оно сформировалось бы как республика, а если бы оно было слишком обширно, то находящиеся вдалеке от монарха правители областей, защищенные от быстрых карательных мер законами й обычаями, могли бы перестать ему повиноваться. Обширные размеры империи - предпосылка для деспотического правления. Эти выводы Монтескье сделал из известной ему исторической реальности: республика была в греческих городах-полисах, монархии -, в современных ему европейских странах, а деспотическими он полагал Персию, Китай, Индию, Японию. Конституционалист Монтескье полагал, что в монархии все подчиняется законам. «В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает противодействия со стороны законов, не предусматривающих этого обстоятельства».

Монтескье связал возможность демократического строя с небольшими территориями, обеспечивающими большинству участие в управлении (тип античного полиса). Основатели американского государства критиковали эту позицию, так как не хотели следовать логике признания монархии наилучшим способом управления большими территориями. Они полагали, что в государстве, обладающем обширной территорией, возможно осуществить политическую волю населения через его представителей (представительская демократия).

Еще один вывод Монтескье: республика ведет к равенству людей. «Республика - это строй, при котором люди живут благодаря коллективу и ради коллектива, при котором они чувствуют себя гражданами, что предполагает, что они чувствуют себя и являются равными по отношению друг к другу».

Для Монтескье важна идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. В качестве примера он приводит взаимоотношения патрициев и плебеев в Древнем Риме. Какие силы мешают нормальному развитию общества? Эгоизм собственников, ригоризм экстремистов, воля к власти деспотов - три цаиболее значительные, по Монтескье, помехи.

Монтескье использует понятие «общий дух народа», который он рассматривает как результат взаимодействия многих вещей, управляющих людьми: климата, религии, законов, принципов правления, традиций, нравов, обычаев. Дух нации, таким образом, детерминируется совокупностью физических, социальных и моральных причин.


Данная проблема является актуальной в современном мире. Ясперс стал основателем множества теорий в философии. Монтескье рассматривает проблему соответствия свободы и ответственности.

Закон осуществляет контроль за соблюдением свобод и прав каждого индивида.

Я не могу не согласиться с мнением автора, его позиция ясна и понятна. Монтескье считает, что власть узурпация, но и ответственность. Быть политком - это огромная ответственность. Ж. Ренар сказал, что «- Я не занимаюсь политикой. - А знаете, это всё равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"». Его мнение еще раз подтверждает мнение Ясперса. Власть - это ответственность, это призвание, которое дается не всем. Политик должен защищать государственные и национальные интересы общества, в котором он правит.

В каждом правовом государстве демократическом должны соблюдаться права и только тогда люди люди будут свободными и сильными.

Так, важно, чтобы верховенство закона полностью гарантировалось и обеспечивалось.

В Российской Федерации свобода называется так, что свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. То есть в России гарантируется свобода выбора, поэтому закон поддерживает все.

Таким образом, проблема сущности закона очень неоднозначна. Главное, чтобы содержание закона соответствовало его реализации, только в этом случае возможно правовое государство.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» Ш. Монтескье
1. (1 балл) В чём проявляется нормативная функция культуры? Выберите правильный ответ.

а) выявляет всё ценное, что накоплено человечеством
б) позволяет различать значимое и незначительное в социальной жизни
+в) опирается на мораль и право
г) позволяет приспособиться к различным природным условиям

2. (1 балл) Что марксисты считают главной причиной неравенства между людьми? Выберите правильный ответ.
а) неодинаковая значимость для общества видов труда
б) разница в происхождении и способностях
в) социальная неизбежность
+г) частная собственность

3. (2 балла) Какие черты характерны для экстравертов? Выберите два правильных варианта ответа.
а) ориентация на собственные мысли и переживания
б) интересы, обращённые на окружающий мир
в) стремление к внутренней самореализации
г) стремление достигнуть общественного признания
д) стремление ограничивать круг общения

4. (2 балла) Какие обстоятельства, согласно УК РФ, исключают уголовную ответственность? Выберите три правильных варианта ответа.
+а) защита личности и прав обороняющегося или других лиц от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни
б) пребывание среди соучастников преступления
в) добровольный и окончательный отказ от доведения преступления до конца на этапе его подготовки
г) задержание лица, совершившего преступление, для доставления его органам власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений, если при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер
д) организация нападения для расправы над предполагаемым преступником
е) совершение преступления по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя и могло бы предвидеть

5. (2 балла) Аристотель высказал идею о разделении властей. «Во всяком государстве, – писал он, – этих составных частей три…» Сейчас часто говорят и о наличии в государстве «четвёртой власти». Соотнесите эти четыре власти и рисунки, которые их символизируют. Ответ запишите в виде комбинации цифр и букв без пробелов между знаками и запятых, например: 1а2б3г…
1) Первая власть
2) Вторая власть
3) Третья власть
4) «Четвёртая власть» а)
б)

Ответ: ___1б2в3г4а________________

6. (2 балла) Соотнесите термины и буквальный перевод на русский язык тех слов, от которых они произошли. Обратите внимание на то, что в правой колонке один ответ «лишний», то есть не может быть отнесён ни к одному из терминов. Ответ запишите в виде комбинации цифр и букв без пробелов между знаками и запятых, например: 1а2б3г…
Термин Буквальное значение
1) мотив
2) рецидивист
3) фрустрация
4) конституция а) «устройство»
б) «почитание»
в) «двигаю»
г) «неудача»
д) «возвращающийся»

Ответ: __________12д34_________
7. (2 балла) Что является лишним в перечне? Выберите один вариант ответа.
+а) представление б) суждение в) понятие г) умозаключение

КАРОТКО. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы,

пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в
вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия
вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том
случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?

При каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее 1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным

властью в соответствии с обычаем. 2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. 3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому. 4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. 5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти. 6. Служащие получают фиксированное жалованье. 7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой. 8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. А) Харизматическая власть Б) Традиционная власть В) Легальная власть

Как мы защищаем свое чувство свободы Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального

выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин... Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию... Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

29. «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (И.Кант).

30. «Важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость» (И.И.Кондрашин).

31. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П.Блау).

32. «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» (Анвари).

33. «Кто стремится занять почётное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу» (Ф.Бэкон).

Темы эссе по политологии

1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).

2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

4. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

6. «Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).

7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Сзади

8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).

9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон).

11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076г.).

12.«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне

человечество не придумало» (У. Черчилль).

14.«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).

15.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим

гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).

16.«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).

17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель)

18.«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл). 19.«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

20.«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).

21. «Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

22.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо). 23.«Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

24.«Лучшее лекарство от болезней демократии--больше

демократии» (А. Смит). 25.«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).

26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).

27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).

28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).

30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).

31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).

32. «Демократия всегда есть распутье.., система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И.Новгородцев).

33. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ).

Темы эссе по праву

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).

2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).

4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).

5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).

7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С.Лец).

9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права).

10. «3аконы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости

деспотична» (Латинское изречение).

12.«3адуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть

преступление» (Сенека).

13.«Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье).

14.«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

15.«Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций). 16.«Государство находит в праве порядок, а право в государстве - власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).

17.«Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер-Эшенбах).

18.«Судья - говорящий закон, а закон - это немой судья» (Цицерон).

19.«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).

20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

21 .«Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу).

22.«Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г.Державин). 23.«Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они

соблюдались» (Дж. Локк).

24.«3адача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир

обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он - до времени - не превратился в ад» (В. Соловьев).

25. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль). 26.«Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч. Хьюджес).

27.«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).

28. «Правосудие - основа государства» (Латинское юридическое изречение).

29. «Всё что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно» (Изречение римского права).

30. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф.Кони).

31. «Законы - это государи над государями» (Людовик XII).

32. «Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и верёвкой» (М.Монтень).

33. «Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его» (Ф.Бэкон).

1Использован материал: Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. М., 2007.

2 Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа. 10 - 11 классы: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2011.

3 Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2011.