Аграрный колледж: кому в столице учиться легко? Российский государственный аграрный заочный университет Преимущества аграрных профессий.

Аграрный колледж: кому в столице учиться легко? Российский государственный аграрный заочный университет Преимущества аграрных профессий.

В начале июня в Milknews обратились сотрудники Санкт-Петербургского государственного аграрного университета с просьбой написать статью о состоянии аграрного образования в России и обратить внимание властей на то, что происходит в ведущих аграрных вузах страны. По словам читателей, коллективы этих учебных организаций находятся сейчас в очень тяжелом положении.

Мы решили углубиться в проблему кадрового голода, уровня российского образования и конфликтов, в последние годы сопровождавших аграрные университеты, и подготовили серию текстов о том, как проходит реформа сельскохозяйственного образования. В первом тексте Milknews расскажет о том, как работает сама система, во втором - о том, что происходит в СПбГАУ и РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева и других крупных университетах, а в третьем - как работает система образования за рубежом.

Как сегодня устроено высшее аграрное образование в России?

На сегодняшний день система высшего аграрного образования Минсельхоза сосредоточены в двух группах - «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехнологии».

С набором студентов проблем нет - ежегодно из высших и средних учебных заведений выпускается по 150 тысяч специалистов. Хотя, несмотря на то, что с приемом студентов академия справляется, большинство абитуриентов предпочитает поступать на более престижные, но смежные направления - биотехнологии, ландшафтную архитектуру, заявил Milknews старший научный сотрудник, директор селекционной станции Тимирязевской сельхозакадемии Григорий Монахос. Поэтому, по его словам, среди главных проблем аграрного образования - хроническое недофинансирование.

Мы делали разработки для программы Владимира Путина в Центре стратегических разработок, среди них были предложения, связанные с практико-ориентированной частью обучения, а также со смещением акцентов с высшего образования на среднее специальное образование и модернизацию всех сельских ПТУ, которые в данный момент, к сожалению, абсолютно развалены, а также на удаленные колледжи и институты в регионах, - рассказывает Milknews директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.

Как выглядит рынок труда?

В результате доля молодежи до 30 лет в АПК составляет 12,5%. По данным Росстата, в 2000 году замещение лиц пожилого возраста сельской молодежью составляло 238%, к 2010 показатель снизился до 86%, а к 2020 он упадет до 15%.

Количество дипломированных специалистов в хозяйствах неуклонно снижается. Так, доля насыщенности дипломированными специалистами основных служб сельскохозяйственных организаций сегодня составляет менее 60% от уровня 2000 года.

До начала 2010-х прослеживалась тенденция к расширению штата массовых аграрных профессий, однако к 2014 году - как раз к началу импортозамещения - она пошла на спад. Всего за два года потребность в кадрах снизилась на 15%, достигнув 1,1 млн человек. Связано это, в первую очередь, с резким скачком в модернизации сельских хозяйств, вследствие чего необходимость в лишних кадрах на малопроизводительных работах отпала.

Основная часть работников массовых профессий вообще не имеет профессионального образования - чаще всего это связано с низким уровнем среднего образования в сельской школе, а также со слабыми конкурентными преимуществами при поступлении в учебные заведения, расположенные далеко от дома. Большинство таких работников получают необходимые навыки еще в молодом возрасте, работая с родителями.

Из 25 тысяч руководителей сельскохозяйственных организаций только 67% имеют высшее образование, 25% - среднее профессиональное. Еще 8% (это почти 2 тысячи человек) - практики. При этом из всех руководителей имеют экономическое или управленческое образование только 20%, еще 23% - непрофильное, а ученая степень есть только у 1,8% руководителей.


Например, по данным исследований структуры кадров в Орловской области, из управленцев - руководителей и специалистов - только 50,2% имеют высшее образование, 44,3% - среднее профессиональное. Меньше всего людей с высшим образованием среди главных энергетиков и электриков, главных инженеров и главных бухгалтеров.

По мнению главного научного сотрудника Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Алексея Козлова, рынок труда в АПК несбалансирован и по гендерному признаку. Так называемая «нехватка невест» в аграрном секторе в отдельных регионах становится острейшей проблемой даже для крупных высокотехнологичных сельхозорганизаций. По данным Минсельхоза, сельскохозяйственным трудом в целом по стране во всех отраслях занимаются в большей степени мужчины, а женщины составляют примерно треть работников отрасли. В то же время в животноводстве, например, преобладает женский коллектив.

Что не устраивает бизнес в системе образования?

По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, с каждым годом количество руководителей и специалистов аграрных предприятий с высшим образованием уменьшается, и на сегодняшний день дефицит в квалифицированных кадрах превышает 80 тысяч человек.

Получается, что при ежегодном выпуске количества студентов вузов, превышающем дефицит на 70 тысяч человек, потребность бизнеса в специалистах только увеличивается. Одна из причин - несоответствие образования потребностям сельского рынка труда.

“Аграрное образование пока мало имеет отношение к тому, что нужно применять на практике. В большей степени это касается прикладных специальностей”, - говорит Шагайда.

С ней согласен один из членов государственной экзаменационной комиссии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Как он пояснил Milknews, разрыв между получаемым образованием и необходимым опытом только увеличивается. “Одна из ключевых проблем - это оторванность процесса обучения от реального сектора, от бизнеса, выпускники приходят не готовыми (а хуже всего - нежелающими) работать. То есть, даже в теории они недоспециалисты (результат, в том числе, программы бакалавриатов), а на практике - и подавно”.

Проректор Новосибирского государственного аграрного университета Владислав Бабин утверждает, что в первую очередь чувствуется нехватка технологических кадров, а государственный вуз не может сразу готовить студентов для частных компаний:

Руководители уходят на пенсию, а новые кадры не подходят - это результат проблем с контрактно-целевой подготовкой. Закон предусматривает подготовку кадров для предприятий с государственным участием, а основная часть сельхозтоваропроизводителей - частные компании, поэтому вуз просто не имеет права вести целевую подготовку для них.

Президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов подчеркивает, что отрасли не хватает агрономов, ветврачей и зоотехников, технологов. Те же специальности назвал среди самых дефицитных и Бабин.

Что не устраивает молодежь?

Виталий Шеремет, руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора KPMG в России и СНГ, считает, что аграрное образование остается непривлекательным для абитуриентов.

“Основные проблемы заключаются в том, что по некоторым оценкам даже самого Минсельхоза более 90% выпускников работают не по специальности. Сам сектор непривлекателен для выпускников и абитуриентов. В него идут по остаточному принципу - не все, но зачастую в сельскохозяйственные вузы попадают те, кто больше никуда не попал, поступают для “галочки” об образовании, а оканчивая, идут в коммерцию или любой другой сектор”.

Социологическое исследование среди студентов Орловского ГАУ показало, что 3,7% респондентов не хотят работать жить и работать в сельской местности ни при каких условиях. Еще 44% выпускников готовы жить и работать в селе, если будут получать достойную заработную плату, и если в местности будет налажена инфраструктура (30%). Четверть опрошенных с факультета биотехнологии и ветеринарной медицины посчитали необходимыми условиями предоставление жилья с хорошими условиями для проживания.

По мнению Шеремета, цель государства в привлечении молодежи очевидна - доказать, что на селе можно зарабатывать и строить карьеру. “Нужно решать инфраструктурные вопросы, вопросы поддержки МСП, развивать технологии для сокращения расстояния села от производителя до потребителя, проводить дороги и интернет - быстрого решения здесь нет, это системная кропотливая политика государства”.

Проректор Новосибирского государственного аграрного университета Владислав Бабин говорит и о еще одной проблеме - те, кто учатся на бюджете, вкусив плоды города, не хотят возвращаться в ту инфраструктуру, где выросли, им негде проводить досуг.

Как привлекать специалистов?

“Аграрный бизнес должен понимать, что не предоставив выпускнику определенные условия - проживание, социальный пакет, достойную заработную плату - шансов получить хороших специалистов, а тем более молодых, нет”, - говорит президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов.

В агрохолдингах это прекрасно понимают, в большинстве из них разработан такой пакет, предусматривающий повышенную заработную плату на период “акклиматизации”, обозначены перспективы роста. Крупные компании сегодня предлагают программы для выпускников, они привлекают студентов еще в период обучения и ведут активный отбор будущих специалистов. Филиппов подтверждает, что с каждым годом выпускников, попадающих сразу в коммерческие структуры, становится все больше.

По мнению Виталия Шеремета, крупные холдинги могут решить проблему с кадрами собственноручно, но на селе ее должно решать государство.

Село сегодня может конкурировать не только с городом, как это было раньше, оно может конкурировать даже с другими странами и отраслями - можно сидеть в деревне и кодить что-то для Силиконовой долины. Решение заключается в том, что село должно предлагать что-то более интересное молодым людям. Важный фактор, который необходим для привлечения молодежи в село - перспективы, доходность, возможность начать собственный бизнес и вести свою ферму. Работа в селе - это малые формы, сегодня крупные холдинги настолько индустриализируются, что им большое количество людей уже и не нужно, - говорит Шеремет.

"В селе всё складывается по-другому, - подтверждает Филиппов. - Кто-то работает с родителями с детства, где-то остается прослойка людей, которые не уезжают в большие хозяйства и остаются у себя, но это больше применимо к небольшим фермерским хозяйствам".

Однако Филиппов верит, что аграрное образование впервые за 5-7 лет выходит на позитивный вектор развития.

“Ведущие агрохолдинги создают свои кафедры и форматы обучения, поддерживаемые практиками, хотя пока это скорее исключение, чем практика, - говорит он. - Тогда становится интереснее предметно обучаться, а лучшие студенты могут заранее рассчитывать на рабочие места. Здесь сразу и ответ, как систему образования можно менять - она должна строиться от потребностей бизнеса”.

Он уверен, что период, когда все получали образование за деньги, и никто не был заинтересован в его качестве, подходит к концу, и та молодежь, которая хочет получать образование, понимает, что учеба ради диплома никому в этой отрасли не нужна. Периферийные вузы порой в значительной степени опережают столичные - с ними проще работать. “Абитуриенты в регионах идут учиться с пониманием, что свяжут свою дальнейшую жизнь с сельским хозяйством, чего не скажешь о столичных вузах”, - говорит Филиппов.

Пока же Россия - единственная страна среди топ-10 производителей продукции АПК в мире, чьи сельскохозяйственные вузы не входят в основные мировые рейтинги высших учебных заведений, например, QS University Rankings. При этом государство ставит перед сектором задачу нарастить экспорт до $45 млрд.

Аграрная отрасль развивается семимильными шагами. Именно благодаря её специалистам наш привычный быт имеет актуальный вид. С каждым годом надобность в квалифицированных представителях этой области растет, так как сельская отрасль, к которой она имеет прямое отношение, приобретает все более широкие масштабы.

Сегодня актуальны два типа образовательных учреждений, в которых выпускают специалистов–аграриев. К ним относятся:

  • высшие учебные заведения (аграрный институт, аграрный университет);
  • средне-специальные учебные заведения (аграрные колледжи, аграрные техникумы).

Примечательно, что в рамках средне-специального образования, примутствует вариант поступления после девятилетнего школьного обучения. Большинство выпускников продолжают обучение в рамках высших учебных заведений, что позволяет выпускать специалистов высокого класса.

Аграрный колледж/техникум - специальности

В них производится акцент на специальности, применение которых возможно на основе базовых знаний. К ним относятся:

  • ветеринария;
  • механизация сельхоза;
  • геодезическое дело;
  • лесное и рыбное хозяйство;
  • ремонт и обслуживание автотранспорта.

Данный список может быть вариативен , в зависимости от перечня специализации.

Специальности в аграрных колледжах:

  • Красноярский аграрный техникум (Механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, охотоведение и звероводство);
  • Омский аграрный техникум (Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, земельно-имущественные отношения);
  • Иркутский аграрный техникум (Механизация сельского хозяйства, агрономия, кинология, охотоведение и звероводство, ветеринария);
  • Новосибирский аграрный колледж(ФСПО «Луговской» колледж) (Ветеринария, механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, кинология).

Аграрный университет - специальности

Если говорить про аграрный университет факультеты и специальности, которого является значительно более обширным, так же необходимо обозначить список факультетов. Большой список специальностей вызван тем, что помимо продолжения образования по специальностям, относящимся к средне-специальному обучению, необходимо предоставление кадров иных специальностей, обучение которых осуществляется только после 11 классов.

Конечно, список факультетов может несколько отличаться, в зависимости от выбора конкретного заведения, однако основными принято считать:

  • Агротехнический;
  • Факультет агрохимии, почвоведения, экологии и водопользования;
  • Ветеринарный факультет;
  • Факультет Естественных наук;
  • Землеустроительный факультет;
  • Зоотехнический факультет;
  • Факультет экономики предприятий.

Аграрных специальностей сегодня великое множество, однако, говоря о том какие специальности в аграрном университете сегодня наиболее востребованы, следует отметить следующие:

  • геодезия;
  • сельскохозяйственная механизация.

Особое место в перечне специализаций занимают: аграрная экономика и аграрная техника и технология.

Специальности в аграрных университетах:

  • Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул (агроинженерия, агрономия, агрохимия и агропочвоведение, ветеринария, ветеринарно-санитарная экспертиза, зоотехния, садоводство, продукты питания животного происхождения, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции);
  • Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа (агроинженерия, агрономия, агрохимия и агропочвоведение);
  • Красноярский государственный аграрный университет (ветеринарная фармация, агроэкология, технология мяса и мясных продуктов, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, ветеринарно-санитарная экспертиза, агроинженерия, агрономия);
  • Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (Природные пожары и борьба с ними, ветеринария, агрономия, продукты питания животного происхождения, продукты питания из растительного сырья, агроинженерия, агрономия, ветеринария);
  • Ставропольский государственный аграрный университет (агроинженерия, агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, зоотехния, ветеринарно-санитарная экспертиза, землеустройство и кадастры, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, продукты питания из растительного сырья).

Специальность аграрная экономика, как фактор стабильного роста

Аграрная экономика получила популярность ввиду появления предприятий, нуждающихся в экономистах, способных понимать все тонкости аграрных предприятий. Широкий перечень профилей аграрных предприятий подразумевает использование специальных техник. Они позволяют, помимо составления текущих экономических ситуаций, приводить прогнозы, учитывающие всевозможные факторы из специализированной сферы.

Аграрная техника и технология – специальность будущего

Аграрная техника и технология позволяет обучать специалистов, чьи знания будут направлены на массовое внедрение современной техники и исследований, в рамках какого-либо аграрного производства. Человеческий фактор всегда стоял в перечне нежелательных условий производства. Сегодня возможен перевод хозяйства на механическую основу, отражающую всю мощь современных технологических аспектов. Таким образом, возникает необходимость в специалистах этой сферы.

Если брать за единицу аграрный институт, специальности, предоставляемые в рамках данных учебных заведений, не отличаются от университетских программ.