Анализ стихотворения пушкина элегия. Александр Пушкин — Элегия: Стих Безумных дней угасшее веселье анализ

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

А.С. Пушкин написал это стихотворение в 1830 году. Это было в Болдино, и именно тогда он находился под влиянием такого литературного жанра как реализм. Следовательно, преобладающим настроением в его стихотворениях, именно в тот период жизни, является озабоченность, тоска, грусть. Одним словом, под конец своей короткой, но плодовитой жизни, А.С. Пушкин стал реалистом.
Стихотворение "Элегия" состоит из двух строф и, как ни странно, эти две строфы и составляют смысловой контраст этого произведения. В первых строках:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье - поэт повествует о том, что он уже не так молод, как казалось бы. Оглядываясь назад, он видит прошлое веселье, от которого на душе ему тяжело, нелегко.
Несмотря на всё, душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством волнения и иллюзорного будущего, в котором видится "труд и горе". "Труд и горе" для А.С. Пушкина-это его творчество, а горе-это вдохновляющие события, впечатления. И поэт, несмотря на пройденные нелёгкие годы, верит и ждёт "грядущего волнуемое море".
Для поэта, жить-значит мыслить, если он перестанет мыслить, то он умрёт:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Мысли отвечают за разум, а страдания-за чувства.
Обыкновенный человек живёт иллюзиями и видит будущее в тумане. А поэт-это полная противоположность обыкновенному человеку, то есть он, как пророк, с точностью предсказывает, что "будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья…"
Эти земные, человеческие радости поэта даруют новые творческие возможности:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Скорее всего, А.С. Пушкин гармонией называет момент вдохновенья, когда он может творить. А вымысел и слёзы-это само произведение, над которым он работает.
"И может быть на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной".
В этой цитате создаётся образ его "музы вдохновенья". Он с нетерпеньем ждёт её, и надеется, что она придёт к нему, и он снова полюбит и будет любим.
Доминирующая цель поэта-любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни.
"Элегия" по форме-монолог. Оно обращено к "другам"-то есть к единомышленникам, к тем, кто может его понять без каких-либо искажений.
Это стихотворение написано в жанре элегии. Это можно понять из печальной и грустной интонации и тона, так что на душе сразу становится нелегко, даже тяжело.
Элегия А.С. Пушкина-философская. Жанр элегии относится к классицизму, следовательно, это стихотворение должно быть насыщено старославянизмами.
А.С. Пушкин не нарушил эту традицию и использовал в своём произведении старославянизмы, формы и обороты:
Минувших-прошедших;
Старе-старее;
Грядущего-будущего, наступающего;
И т. д.
Стихотворение "Элегия" доминирующее в своём жанре.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...»

Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» потрясло меня. Свои чувства я могу выразить при помощи слов великого русского литературного критика В.Г.Белинского: «…до какого внутреннего просветления возвысился дух Пушкина».

К огда я читал «Элегию», в моем воображении возникали картины того, как Пушкин подводит итог прожитой жизни. Стихотворение проникнуто настроением горечи, уныния, душевной смуты, невеселыми предчувствиями, которые оставили неизгладимый след печали в душе героя. К счастью, оно к концу произведения меняется, и после довольно мрачных строк у поэта возникает мысль о мудром и просветленном приятии жизни.

Тема стихотворения - сосредоточенный поиск пути. Так как «Элегия» написана пятистопным ямбом - размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением, то ее можно отнести к философской лирике. А по жанру – это романтическая элегия.

Исходя из темы и жанра этого произведения, я могу сказать, что это стихотворение глубоко личное. Отсюда и его необычное построение. Две строфы составляют смысловой контраст: В первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
В первых строках (“безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье”). Поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится “труд и горе”. Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. “Труд и горе” обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет “грядущего волнуемое море”.
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. “Страдать” - это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что “будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья”. К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение:

И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая так же, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.

“Элегия” по форме монолог. Оно обращено к “другам” - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – “жалобная песня”. Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из “высоких”, обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих,
старе = старше,
сулит = предвещает (обещает),
грядущего = будущего,
“грядущего волнуемое море ”
- метафора из канона заупокойной церковной службы:

Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею,..

Но у Пушкин стремится от этого моря не к
“тихому пристанищу”, но снова в стихию чувств и переживаний.
Други = друзья,
ведаю = знаю,
треволненья = тревоги.

Порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:

... О жены Севера, меж вами
Она является порой
(“Портрет”)

Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(“В прохладе сладостной фонтанов...”)

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти только абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье,
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.

В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

Философские стихотворения в творчестве поэта появляются в 20-е годы – “Если жизнь тебя обманет”, “Вакхическая песня”, “Дар напрасный, дар случайный”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, но особенно много их написал Пушкин в 30-е годы.

“Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье”) создана 8 сентября 1830 г., знаменитой Болдинской осенью. Это поэтическое размышление Пушкина начинается с переоценки прошлого:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Память о прошлом рождает боль и ощущение невосполнимости утрат, воспоминания о прошлом тяжким грузом лежат на сердце. От минувшего пушкинская мысль переносится в будущее:

Мой путь уныл.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Появляется ощущение, что в будущем нет места надежде. Но 2 часть “Элегии” открывается восклицанием, которое сметает мысли о смерти, уничтожает тревоги и волнения бытия:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Поэт понимал, что в будущем, неизбежны, скорби, печали, заботы и горести. Но жизнерадостность, оптимизм, надежда не оставляют Пушкина. В этом стихотворении чувствуется пушкинская воля к жизни, пушкинская жажда жить, действовать.

В 1823 г. Пушкин написал стихотворение “Телега жизни”, в котором в метафорической форме рассказал о человеческой жизни, ее разных этапах: юности, зрелости, старости. В 30-е годы наступает зрелость самого поэта. В 1834 г. он пишет элегическое послание Н.Н. Гончаровой “Пора, мой друг, пора”, в котором размышляет о неумолимом беге времени, о внезапности смерти, о том, что такое счастье. Пушкинский вывод таков: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”. Покой и волю поэт надеялся найти в “обители трудов и чистых нег”, так он называл в стихотворении Михайловское. Если обратиться к письмам Пушкина жене в это время, то и в них мы найдем то же желание поэта: уехать в деревню и работать, писать.

Поэт был любящим отцом. В письме к другу, П.В. Нащокину, Пушкин писал: “Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться”. Пушкин мудро и спокойно относился к жизни. Такое мироощущение чувствуется и в стихотворении “… Вновь я посетил” (1835). Осенью 1835 г. Пушкин несколько недель провел в Михайловском. Он писал жене: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…”. В письме поэт упоминает о своей досаде, а в стихотворении о ней нет ни слова. Пушкин идет дальше конкретных предметов, явлений, “отметает” досаду, стремится к обобщению. Уже в начале стихотворения он ставит главную проблему - проблему непрерывного обновления, вечного закона природы.

Поэт грустит, думая о том, что уже нет няни. В письме Наталье Николаевне об этом факте просто упоминается, а в стихотворении одно слово Пушкина - “старушка” - помогает понять, какую нежность, любовь питал Пушкин к Арине Родионовне. Мысль поэта движется дальше – нет няни, значит когда-то не будет и его. Он вспоминает о южной ссылке, о годах ссылки, проведенных в Михайловском. Да, время идет, идет неумолимо, и Пушкин спокойно и по-отечески мудро приветствует “молодую поросль” у старых трех сосен: “Здравствуй, племя, Младое, незнакомое!” – как приветствуют старики приходящее в мир новое поколение людей. Поэт вспоминает в стихотворении своего деда и надеется, что и его внук будет когда-то проезжать здесь и слышать шум этих сосен. Прошлое, настоящее, будущее у Пушкина взаимопроникнуто, взаимосвязано. Только в том случае, если человек почитает прошлое, помнит и уважает своих предков, он не будет забыт потомками.

Память о прошлом, “любовь к родному пепелищу и отеческим гробам”, по мнению Пушкина – основа “самостоянья” человека, его духовной основы, нравственного стержня. Об этом Пушкин писал в 1830 г. в стихотворении “Два чувства дивно близки нам…” очень уверенно, убежденно, потому что эти чувства составляли основу его “самостоянья”.

21 августа 1836 г., словно предчувствуя, что жить осталось очень недолго, Пушкин пишет стихотворение “Памятник” (такое название принято, хотя у Пушкина его нет). В нем поэт подводит итоги своему творчеству и жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в 1839г. с правкой В.А. Жуковского, который заменил несколько строк в 1 и 4 строфах.

Поэт пишет о том, что воздвиг себе нерукотворный памятник своей поэзией, ее направленностью:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Утверждать в поэзии уважение к человеку, стремится в Свободе личной, общественной, творческой, учить прощать и любить, иметь “незлобную” память, не изменять своему призванию – вот в чем видел Пушкин свое предназначение. Этому и был посвящен путь, пройденный им в жизни и творчестве.

Читать стих «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина Александра Сергеевича задают в старших классах на уроках литературы. Это произведение появилось на свет осенью 1930 года. Поэт очень любил это время года. Тем не менее, текст стихотворение Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» наполнен тоской. Дело в том, что, как и всякий человек, Пушкин мечтал о собственном семейном очаге, о счастливой жизни с безумно любимой женщиной Натальей Гончаровой. Разрешения на брак с ней он добивался целых два года, и, наконец, получил его. Так в чем же причина грусти Пушкина? А в том, что после свадьбы ему придется забыть о своей безудержной молодой жизни, о других женщинах, которые были его Музами, о выпивках в клубах и погрузиться в семейный быт. В стихотворении он тоскует о том, что с личной свободой после свадьбы ему придется проститься. Произведение полностью отражает наполненную смутой душу поэта, он пишет о собственных страданиях в связи с важным событием в жизни. Но он надеется на то, что в этой беспросветной темноте сверкнет луч света и ему удастся насладиться семейной жизнью с любимой женщиной. Учить стихотворение легко. Ведь скачать текст можно в режиме онлайн на нашем сайте.

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2

У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом».

Безумных лет…

Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

Опять я ваш

Полна противоречивых чувств элегия «Опять я ваш», обращенная к друзьям молодости. Здесь не похмельем, а радостным балом представляется юность. В то время друзья были всего дороже поэту… Но прошли годы, он и друзья его изменились, повзрослели. Поэт тоскует по наивности тех лет, говорит, будто «ненавидит радость», отвергает лиру. Это момент грусти, ведь Пушкину кажется, что его забыла поэтическая муза.

Счастлив, кто…

В элегии «Счастлив, кто…», естественно, превалируют грустные мотивы. Повод для печали в том, что поэт понимает, что молодость ушла. С ней его покинули такие прекрасное чувство как любовь. А счастлив тот, у кого есть надежда. Жизнь кажется Пушкину унылой, её цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

Любовь погасла

«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Анализ стихотворения Элегия по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

    Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

  • Анализ стихотворений Беллы Ахмадулиной

    Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

  • Анализ стихотворения Лебедь Бальмонта

    Люди очень часто прибегают к тому, что ищут в своей жизни символы, которые бы помогли правильно и четко изъяснить свои мысли, а так же сравнивать благодаря символам те или иные явления в жизни.

  • Анализ стихотворения Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом Фета

    Произведение в соответствии с жанровой направленностью представляет собой русскую романтическую лирику, посвященную святочным гаданиям, излюбленному ритуалу русских женщин периода девятнадцатого века.

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

    Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма