Храмы средневековой индии. Пещерные храмы индии

Храмы средневековой индии. Пещерные храмы индии

Об уникальности Индии написано немало: европейцам страна кажется «другим миром». Мы попытаемся коснуться одной из самых ярких граней этой уникальности: особенностей и тайн индийских храмов.

В области древних храмов Индии можно лишь «зацепить краешек»: Индия – страна немаленькая, а храмов около миллиона. Конечно, они различаются по значимости и популярности, архитектуре и особенностям посещения; мы можем упомянуть некоторые из считающихся самыми известными, лучшими и древними, «супер-святынями» или необычными – во всяком случае, «для белого человека. Религиозность жителей Индии впечатляет. Индуистов около 80% населения: индуистских храмов, посвящённых разным богам и святым, большинство. Последователей Магомета тоже немало – около 13%; есть буддисты, джайны, сикхи, христиане и др.

Всем любителям древних цивилизаций хорошо известно, что Индия – это страна богов и храмов.

Один из самых древних – храм Аджанты


Комплекс Аджанты в центральной части страны – из самых древних. Это пещерные храмы Индии, в основном буддистские: 29 прямоугольных залов вырезаны в камне, с резными же колоннами и настенными украшениями. Строилось всё это около 1700 лет, в общей сложности: есть храмы III-I века до н. э, а «самый молодой» XIV века. Кроме залов, много келий: залы окружены ими по периметру. Монахи жили здесь долго, но во времена раннего Средневековья храмы были заброшены из-за мусульманских набегов; лишь в XIX веке их обнаружили случайно англичане. Уникальные росписи изумительны: их не смогли уничтожить «гонители» индийских божеств – просто не нашли, но время не пощадило. Красочные фрески сохранились в 13 пещерах, а расписано было всё: в одном из залов до сих пор росписью покрыто около 1 кв. км, считая стены, потолок и колонны.

Лучший пещерный комплекс Эллоры





В том же штате Индии (Махараштра) есть другой знаменитый пещерный комплекс, вырубленный в базальтовых породах – храмы Эллоры, создававшиеся около 300 лет, в VI-IX веках н.э. Всего пещер 34, половина из них – индуистские; остальные – буддистские (12) и джайнские (5). Наиболее знаменит посвящённый Шиве храм Кайласанатха, удивительно пропорциональный (впрочем, как большинство древних индийских храмов), весь покрытый орнаментами и сложной резьбой: он занимает почти 2 кв. км и считается в комплексе Эллоры центром. Кайласанатха – созвучно названию легендарной пирамидальной горы Кайлас, священного места в Тибете для почитателей Шивы и паломников разных вероисповеданий со всего мира. Храм, высеченный в монолите в VIII веке н.э. – тоже правильная четырёхугольная пирамида; внутри – двор, окружённый аркадами с колоннами, резными панелями и огромными фигурами божеств. Есть и статуи зверей, от львов до слонов, тоже огромные – до 3 м высотой. Кайласанатха считается ярким образцом культуры дравидов – загадочного народа, произошедшего чуть ли не от лемурийцев; сейчас их потомки населяют Южную Индию.


Храм Вирупакши той же архитектуры в штате Карнатака создан дравидами примерно тогда же; он также популярен и активно посещается паломниками.

Индийский храм Тирумалы


Древний индийский храм Тирумалы Венкатешвары – формы бога Вишну, находится у города Тирупати в юго-восточной части страны. Построен на холме – белая резная пирамида возвышается над местностью, занимает больше 2 га площади. Паломников тоже множество – на праздники стекаются сотни тысяч; интересно, что в книге Гиннеса самым посещаемым назван именно он. А ещё – самый богатый: паломники жертвуют множество ценностей, в т. ч. драгоценные камни на миллионы долларов. Важнейшая статья дохода - продажа волос: верующие в сутки приносят в храм около тонны волос. Стрижка ритуальная, хотя и необязательная: считается, что так можно быстрее освободиться от грехов и получить благословение Венкатешвары.

Каджурахо в центральной Индии




Об индийском храмовом комплексе Каджурахо, что находится в Центральной Индии, снято немало фильмов, благодаря обилию эротических скульптур, отлично сохранившихся, рельефных и выразительных. Историки до сих пор пытаются объяснить, почему храмы так украшены: называют их «иллюстрациями к Камасутре» и др. На самом деле, эротизм в украшениях проявлен весьма «в меру»: внутри храмов эротики нет, а на наружных стенах – около 3% фигур, но людям с западным типом восприятия почему-то хочется подчеркнуть данный факт. Стены из светло-коричневого песчаника в основном украшены статуями божеств и их супруг в богатом убранстве – коронах, браслетах, ожерельях и др., - с ездовыми животными и свитой, убранными не менее богато. Больше всего прекрасных женских скульптур-полубожеств: апсары – индуистские нимфы, и небесные красавицы сурасундари, одетые «по минимуму» или обнажённые. Их фигуры украшают и фасады, и внутренние помещения, включая колонны и потолки.

Есть и прекрасные мужчины-гандхарвы – возлюбленные полубогинь, изображения светской жизни (семьи правителей, влюблённые пары, бытовые сцены) и много характерных мифических животных. Каджурахо называют «вершиной средневековой индийской архитектуры» - большая часть построек датируется периодом между серединой X – концом XI веков; храмов было 85, осталось всего 20.

Храм Сомнатх



Древний индийский храм Сомнатх на берегу Аравийского моря, посвящённый Шиве, защитившему бога Луны Сому – один из древнейших, хотя не самый известный. Построен около IV-V века н. э. – это весьма приблизительно. Через несколько веков он стал так богат и роскошен, что вызывал зависть многих. В результате грабили, оскверняли и разрушали храм более 15 раз, но всегда отстраивали, и почти в том же виде, добавляя, однако, деталей и украшений: иногда Сомнатх называют «возрождающимся из пепла». В начале XVIII века один из Великих Моголов окончательно разрушил храм, отправив его в забвение на 250 лет, до середины XX века. В 1950 храм стали восстанавливать: практически строили заново, но опирались на план, созданный по остаткам фундамента. Храм Сомнатх прекрасен – особенно на закате, но фотографировать и снимать видео внутри запрещено.


В Сомнатх туристы могут хотя бы войти, а в другой индийский храм Шивы, Каши Вишванатх в городе Варанаси, иностранцев не пускают. Зато индуисты попасть туда обязаны, если желают освободиться от череды перерождений: недостатка в паломниках нет. Перевод названия – Золотой храм; он действительно отделан золотом: только на купола ушло около тонны. Увидеть это великолепие снаружи всё же можно, поднявшись на верхний этаж (или на крышу) соседнего здания.

Золотой храм индийского штата Пенджаб

Зато в другой Золотой храм, принадлежащий сикхам - Хармандир-Сахиб в Амритсаре, штат Индии Пенджаб, может войти любой желающий, если ведёт себя прилично и соблюдает чистоту: необходимо разуться и вымыть ноги. Сикхи считают, что все религии равны, и не только впускают всех, но и кормят и, если нужно, предоставляют спальное место. Хармандир-Сахиб строился в XVI веке; золото и драгоценные камни и здесь настоящие: древний храм покрыт ими весь и сияет, как звезда.


Брахма, Вишну и Шива – основные божества индусов, но культ первого распространён мало - всего несколько храмов. Самый значимый – у озера Пушкар в Раджастане, где раз в год проводится большой фестиваль. Но производить съёмку тоже нельзя: всё «только для индуистов».

Стоит также посетить Храм Шивы в Байджнатхе, храмовый комплекс Минакши в городе Мадурай, большую ступу в Санчи – считается местом захоронения Будды, храм Лотоса в Дели и множество других удивительных святынь: Индия в этом смысле богаче любой страны мира.

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны. Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации. В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

1. Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик. В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды. Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

2. Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями. Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты. Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

3. Пещерный храм Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра). Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стенки гигантской чаши. Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

4. Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева. Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью. Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами. В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

5. Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы. Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров. Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

6. Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста. Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания. Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

7. Храм Венкатешвары

Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну. Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии. Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней. Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.

Почитают традиции, очень трепетно относятся к сохранению древних артефактов, поэтому храмы, построенные много веков назад, дошли до наших дней во всем своем величии, не утратив богатства и великолепия. Для того, чтобы увидеть изумительные храмы Древней Индии, в страну ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Какие же святилища непременно стоит посетить, оказавшись на территории самого большого государства Южной Азии?

Храм Шивы

В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.

Величественное сооружение было выстроено в начале XIII века на средства купцов Ахука и Маньюка. Святилище украшено огромным количеством статуэток, изображающих Шиву и других богов. Внутри здания можно увидеть скульптуру Шивы, управляющего колесницей рядом со своей супругой, богиней Парвати.

Особую уникальность ему придает то, что на его территории расположено самое большое в мире скульптурное изображение Шивы, высота которого достигает 37 метров. Главный бог индуизма изображен сидящим в традиционной позе лотоса. Монументальная статуя окрашена в золотой цвет и словно купается в солнечном сиянии.

Святилище открыто для туристов и паломников. Особенно много паломников здесь собирается во время религиозных праздников, главным из которых является торжество, носящее название «Танец Шивы». В это время индуисты приезжают в Байджанатх, чтобы провести время в молитвах и медитации, а также полить молоком священные лингамы, то есть изображения половых органов Шивы и Парвати, которые также украшают этот величественный храм.

Золотой храм

Золотой храм, который жители Индии называют «Каши Вишванатх», располагается неподалеку от берега Ганга в городе Варанаси. Золотой храм - одно из 12 священных мест, где индуисты могут воздать почести богу Шиве.

Любой индуист, намеренный навсегда покинуть сансару или круг вечного перерождения, должен хотя бы раз в жизни совершить особый обряд: посетить Золотой храм и совершить омовение в Ганге. Поэтому святилище пользуется огромной популярностью. Правда, попасть внутрь могут только люди, которые исповедуют индуизм: для остальных дорога в это сакральное место закрыта.

Интересно, что на отделку куполов храма ушла почти тонна чистого золота. Правда, разглядеть это великолепие можно только с верхних этажей соседних построек.

Храм любви

Величественный комплекс Каджурахо или «Храм любви» можно назвать одним из самых необычных и своеобразных культовых сооружений Индии. Расположено это пристанище богов в заброшенном городе, который был поглощен джунглями много веков назад. Именно этому факту Каджурахо обязан своей сохранностью.

Неизвестно, когда именно был воздвигнут комплекс, однако историки полагают, что он появился примерно десять веков назад в период правления династии Раджпутов. Когда страна была завоевана мусульманами, многие храмы Индии были разрушены, однако Каджухаро чудом сохранился. Правда, до нас дошли всего 22 сооружения из некогда существовавших 85-ти. Не исключено, что храм не был разрушен потому, что местные жители покинули город, опасаясь вторжения афганских племен, и постройки были сокрыты от посторонних глаз густыми зарослями тропической растительности.

Найдены строения были лишь в 1838 году инженером из Британии Д.С. Бартом. В настоящий момент восстановление храма продолжается и неподалеку от него ведутся раскопки.

Каджухаро поистине поражает воображение. Стены храмового комплекса украшают многочисленные барельефы, выполненные с филигранной точностью: прорисовка деталей изумляет до глубины души. Несколько тысяч барельефов изображают батальные, мифологические и эротические сцены, причем последние удивляют своей откровенностью и чувственностью.

Согласно легенде, храм был воздвигнут для того, чтобы воспеть силу человеческой любви и страсти, а также женскую красоту. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил потребовалось древним мастерам для того, чтобы создать этот таинственный, необычный и уникальный в своем роде комплекс. Он словно воплощает в себе всю полноту человеческого бытия во всей его красоте и страстности.

Храм Браджешвари Деви

Величественный белоснежный храм Браджешвари Деви пользуется у индуистов особой популярностью. Может быть, это связано с тем, что появление святилища окутано тайной красивой легенды. Когда супруга Шивы совершила самоубийство, бросившись в пламя, Шива вытащил ее тело из огня и, лишившись от горя разума, начал свой разрушительный танец. Вишну, опасаясь, что обезумевший Шива уничтожит мир, разрубил тело его жены на полсотни частей и разбросал их по всей Индии. Левая грудь богини и превратилась в храм Браджешвари Деви.

Браджешвари Деви получил известность благодаря своему тонкому, изысканному убранству. К сожалению, Браджешвари Деви не дошел до наших дней в первозданном виде: он не раз разрушался как человеческими руками, так и силами природы.

Храм Лотоса

Не только древние, но и созданные сравнительно недавно храмы Индии прекрасны и достойны восхищения. К последним относится великолепный Храм Лотоса, строительство которого было закончено в 1986 году. Пожалуй, его можно назвать одним из самых величественных и символичных храмов в Индии. Он представляет собой монументальное сооружение, сделанное в виде гигантского распускающегося цветка лотоса, окруженного девятью бассейнами с бирюзовой водой.

Он был построен на пожертвования людей, которые верят в единство всех мировых религий. Действительно, внешний вид храма и его убранство располагают к философским размышлениям: неяркий свет, покой и полная тишина заставляют отрешиться от земной суеты и задуматься о вечном. Кстати, о тишине в храме заботятся особо тщательно: здесь запрещены громкие разговоры и фотосъемка. Может быть, именно этот храм стоит посетить, оказавшись в Индии: идея единства всех мировых религиозных течений и необходимости жить в гармонии со всем сущим в наше нелегкое время актуальна, как никогда ранее…

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Храмы Индии являются на мой взгляд самой интересной достопримечательностью этой древней страны, хотя и уступают фортам и дворцам в размерах, но лично у меня некоторые храмы были основной целью .
Индийская является совершенно отдельной от архитектуры светской, и помимо необычности самих архитектурных стилей многие храмы Индии могут удивить также потрясающей воображение скульптурой, а лучшие из них попали в реестр .

Перечислить все храмы Индии не могут даже специализированные индийские сайты, храмы есть во всех городах и деревнях, и порой совершенно уникальные, прекрасные здания расположены в крошечных населенных пунктах, куда не доходит нога исследователя, и открыть их можно только случайно.

Назвать 5 лучших, самых красивых или удивительных храмов Индии не возможно, но я попытаюсь классифицировать их по произвольным видам, надеюсь, что мой крайкий - видов храмов даст туристам и начинающим путешественникам некоторое представление, на основе которого они смогут выбрать наиболее интересное для себя, и в своих поездках прикоснуться к красоте индийского храмового зодчества.

Самые древние храмы Индии

Самыми старыми храмами в Индии являются пещерные или , их строить стали еще до нашей эры. А самым лучшим образцом храмов пещерной (скальной) архитектуры является самый большой храм мира, высеченный из единой скалы, это храм Кайласанатха в деревне , недалеко от него , это штат , вообще по южной Индии разбросано довольно много древних храмов такого типа.


На фото вид на крышу скального храма в Эллоре, одного из самых древних храмов Индии, + , снятое на фотокамеру

Самые красивые храмы Индии

Самые красивые индийские храмы - на мой взгляд безусловно храмы построенные правителями , в первую очередь это храм Хойсалешвара в деревне в Карнатаке, в этом штате прекрасных храмов этого стиля довольно много. Храмы Хойсала отличаются от других храмов Индии не только уникальным стилем архитектуры, но и потрясающей детализацией с мельчайшей проработкой элементов.


На фото вид на звездчатую платформу храмов в Халебиде + короткое видео с панорамой из храма

Мраморные храмы Индии

Прекрасные беломраморные храмы Раджастана и Гуджарата лишь не многим уступают хойсальским храмам в изысканности и тонкой работе, и они помимо общего эстетического восторга они поражают и своей архитектурой - будто парящие в воздухе легчайших полупрозрачных своды этих храмов потрясают. Мраморные храмы строили обычно , на фото самый большой мраморный храм Индии - , вид изнутри.


В начале статьи фото украшенных скульптурой стен еще одного бело-мраморного храма - в деревне .

Самые больше храмы Индии

Самые большие храмы расположены в южной Индии, первое место среди них принадлежит храму в штате , огромный храм, опоясанный 6 рядами высоких стен с надвратными башнями гопурамами он занимает целый размером несколько километров. Другие южно-индийские храмы, построенные в стиле , впрочем хоть и меньше, но не уступают Шрирангаму в величии.


На фото вид на храмовый комплекс Шрирангама от 4 гопурама.

Самые необычные храмы Индии

Необычных храмов в Индии довольно много, я назову 2 самых-самых на мой взгляд.
Во-первых, это храм крыс, точнее храм Карни Мата в деревне в Раджастане. Легенду этого храма я уже описывала в рассказах, так что подробности можно найти там.


На фото крысы пьют молочко, которое для них специально ставят в храме Дешнока, + короткое видео

Во-вторых, храм колокольчиков, храм называется Читаи , он расположен в окрестностях курортного городка в штате . Колокола есть в любом индийском храме, но здесь....


на фото и видео видно сколько колоколов в храме Читаи, и слышно даже:)

И сколько еще таких удивительных храмов разбросано на необъятных просторах Индии никто не знает.....

Если вы путешественник, и знаете что-то интересное по теме, пожалуйста, напишите, я же не всю Индию проехала, я многого не знаю и не видела.