Лампы накаливания частый вариант освещения жилого помещения. Расчет освещения по площади помещения: используем для расчета калькулятор онлайн

Лампы накаливания частый вариант освещения жилого помещения. Расчет освещения по площади помещения: используем для расчета калькулятор онлайн

От степени освещенности напрямую зависит не только здоровье глаз и работоспособность человека, но еще и его физическое и психоэмоциональное состояние. Причем в помещениях различного назначения требования по освещенности должны различаться. Также, при расчете освещенности разумно учитывать характеристики рабочего процесса, осуществляемого человеком в таком помещении, его периодичность и длительность. Этому вопросу при проектировке и монтаже всевозможных осветительных систем нужно уделить особое внимание.

Существует также деление норм проектирования освещения по отраслям. Ниже представлены некоторые из них:

  • Нормы освещения помещений жилых зданий, помещений административных зданий, банковских и страховых учреждений:
  • Нормы освещения образовательных учреждений, досугового назначения, детских дошкольных учреждений;
  • Нормы освещения предприятий общественного питания, бытового обслуживания населения, магазинов, аптек, витрин; Нормы освещения вокзалов, гостиниц, предприятий;
  • Нормы освещения улиц, дорог и площадей, непроезжих частей улиц, дорог, площадей, закрытых автотранспортных тоннелей, автотранспортных тоннелей, имеющих одну стену с открытыми проемами;
  • Нормы освещения бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов, территорий парков, стадионов и выставок;
  • Нормы наружного архитектурного освещения городских объектов, территорий, прилегающих к общественным зданиям;
  • Нормы освещения открытых автостоянок и подъездов к местам заправки и хранения транспорта.

Документальная основа

Расчет нормы освещенности регламентируется несколькими правовыми актами. Самый главный документ - СНиП. Еще имеют место быть СанПиН, МГСН (Московские городские строительные нормы), а также большое количество региональных (для каждого субъекта РФ) и отраслевых документов, актов и пр.

Строительные нормы и правила проектирования освещения это свод нормативных документов в сфере строительства, принятый органами исполнительной власти и содержащий обязательные требования, включающие в себя 4 части:

  1. Общие положения.
  2. Проектные нормы.
  3. Правила осуществления и приемки работ.
  4. Сметные правила и нормы.

СанПиН

Санитарные правила и нормы охватывают огромную сферу воздействия. Требования СанПин-а должны учитываться при разработке СНиП, технической и нормативной документации и согласовываться с Госсанэпидслужбой РФ. СанПин распространяются как на действующие производства, так и на проектирование, эксплуатацию строящихся предприятий и зданий. Санитарные нормы и правила предъявляют серьезные требования к обеспечению условий жизнедеятельности человека и устанавливают норму безопасности факторов среды его обитания.

Данные требования должны быть учтены и при разработке СНиП, нормативных и технических актов, а также быть согласованными с ГосСанЭпидНадзором Российской Федерации.

Единицы измерения

Расчет нормы освещенности производится в Люксах (Лк). Лк - это 1 люмен на кв.м. Именно для этого показателя существуют международные и российские стандарты.

Стоит отметить, что разработанные параметры относятся к:

  • плоскости столов в случае учебного класса, кабинета и т. д.
  • полу, поверхности земли в случае лестничного проема, стадиона, открытой площадки, улицы и т.д.

Нормы освещенности рабочего места

Существуют таблицы с указанием оптимального количества Лк для объектов всех типов. Приведем показатели для основных групп - офисов, производственных объектов, складов, а также жилых зданий.

Нормы освещенности офисных помещений

Нормы освещенности производственных помещений

Расчет показателей осуществляется на основании характеристики зрительной работы.

Разряд зрительной работы Характеристика Подразряд Освещенность (комбинированная система), Лк Освещенность (общая система), Лк
I Наивысшей точности а
б
в
г
5000
4000
2500
1500
1250
750
400
II Очень высокой точности а
б
в
г
4000
3000
2000
1000
750
500
300
III Высокой точности а
б
в
г
2000
1000
750
400
500
300
300
200
IV Средней точности а
б
в
г
750
500
400
300
200
200
200
V Малой точности а
б
в
г
400 300
200
200
200
VI Грубая 200
VII Общее наблюдение за ходом производственного процесса а
б
в
г
200
75
50
20

а - постоянная работа, б - периодическая работа при постоянном пребывании в помещении, в - периодическая работа при периодическом пребывании в помещении, г - общее наблюдение за инженерными коммуникациями.

Нормы освещенности складских помещений

Нормы освещенности жилых помещений

Вид помещения Норма освещенности согласно СНиП, Лк
Шахта лифта 5
Проходы технических этажей, подвалов, чердаков 20
Венткамеры, тепловые пункты, насосные и электрощитовые 20
Велосипедные, колясочные 30
Лестницы 20
Помещение консьержа 150
Ванные комнаты, санузлы, душевые 50
Биллиардная 300
Тренажерный зал 150
Сауна, бассейн, раздевалка 100
Гардеробная 75
Подсобные 300
Квартирные коридоры и холлы 50
Кабинет, библиотека 300
Детские 200
Кухни 150
Жилые комнаты 150
Вестибюли 30

К какому бы типу не относилось помещение, нужно тщательно планировать и продумывать его освещение. От этого напрямую зависит комфорт и здоровье находящихся в нем людей.

Нормируемые показатели для улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием

Категория объектов Класс Основное назначение объекта Расчетная скорость, км/ч Средняя освещенность дорожного покрытия, Еср, лк,
не менее
Магистральные дороги и улицы общегородского значения За пределами центра города А1 Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города 100 30
А2 Прочие федеральные дороги и основные улицы 80-100 20
В центре города А3 Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 90 20
А4 Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра 80 20
Магистрали и улицы районного значения За пределами центра города Б1 60-70 20
В центре города Б2 Основные дороги и улицы города районного значения 60 15
Улицы и дороги местного значения Жилая застройка за пределами центра города В1 Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали кроме улиц с непрерывным движением 60 15
Жилая застройка в центре города В2 Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали 60 10
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах В3 Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон 60 6

Нормируемые показатели для улиц и дорог сельских поселений

Освещенность территорий предприятий

Освещаемые объекты Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, ед/ч Минимальная освещенность в го-ризонтальной плоскости, лк
Проезды

Св. 50 до 150

Пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд 0,5
Пешеходные и велосипедные дорожки

От 20 до 100

Ступени и площадки лестниц и переходных мостиков 3
Пешеходные дорожки на площадках и в скверах 0,5
Предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта) 2
Железнодорожные пути:
стрелочные горловины

отдельные стрелочные переводы

железнодорожное полотно

Переходы и переезды 6

Освещение автозаправочных станций и стоянок

Значения средней горизонтальной освещенности для подземных и надземных пешеходных переходов

Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств

Класс
объекта по освещению
Наименование объекта Еср, лк,
не менее
П1 Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов. 20
П2 Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха. 10
П3 Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов. 6
П4 Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и цен-тральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений. 4
П5 Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов. 2
П6 Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов. 1

Нормы наружного архитектурного освещения городских объектов

Категория городского пространства Место расположения объекта освещения Освещаемый объект Заливающее и акцент. осв., средняя яркость акцент. светом элемента,
Lэ, кд/м2
Локальное заливающее освещение, средняя яркость,
L, кд/м2
А Площади столичного центра, зоны общегородских доминант Памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты 30 10
Магистральные улицы и площади общегородского значения Памятники архитектуры, истории и культуры, здания, сооружения и монументы городского значения 25 8
Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы общегородского значения Достопримечательные здания, сооружения, памятники и монументы, уникальные элементы ландшафта 15 5
Б Площади окружных и районных общественных центров Памятники и монументы, здания и сооружения окружного и районного значения 20 8
Магистральные улицы и площади окружного и районного значения То же 15 5
Парки, сады, скверы, бульвары и пешеходные улицы окружного и районного значения 10 3
В Улицы и площади, пешеходные дороги местного значения Памятники и монументы, достопримечательные здания и сооружения 10 3
Сады, скверы, бульвары местного значения То же и характерные элементы ландшафта 8 3

Витринное освещение

Освещения входов в здание

Аварийное освещение эвакуационных путей

Дежурное и охранное освещение

Нормативные показатели освещения основных помещений общественных, жилых, вспомогательных зданий

Освещаемые объекты Высота плоскости над полом (Г – горизонтальная, В – вертикальная), м При комби нированном освещении При общем освещении
Административные здания (министерства, ведомства, комитеты, префектуры, муниципалитеты, управления, конструкторские и проектные организации, научно-исследовательские учреждения и т.п.)
1. Кабинеты и рабочие комнаты, офисы Г-0,8 400/200 300
2. Проектные залы и комнаты, конструкторские, чертежные бюро Г-0,8 600/400 500
3. Помещения для посетителей, экспедиции Г-0,8 400/200 300
4. Читальные залы Г-0,8 500/300 400
5. Читательские каталоги В-1,0, на фронте карточек: 200
6. Книгохранилища и архивы, помещения фонда открытого доступа В-1,0 (на стеллажах) 75
7. Помещения для ксерокопирования Г-0,8 300
8. Переплетно-брошюровочные помещения Г-0,8 300
9. Макетные, столярные и ремонтные мастерские Г-0,8, на верстаках и рабочих столах 750/200 300
10. Компьютерные залы В-1,2 (на экране дисплея)/Г-0,8 на рабочих столах 200
11. Конференц-залы, залы заседаний Г-0,8 200
12. Рекреации, кулуары, фойе Г-0,0 — на полу 150
13. Лаборатории: органической и неорганической химии, термические, физические, спектрографические, стлометрические, фотометрические, микроскопные, рентгеноструктурного анализа, механические и радиоизмерительные, электронных устройств, препараторские Г-0,8 500/300 400
14. Аналитические лаборатории Г-0,8 600/400 500
Банковские и страховые учреждения
15. Операционный зал, кредитная группа, кассовый зал Г-0,8 на рабочих столах 500/300 400
16. Помещения отдела инкассации, инкассаторная Г-0,8 300
17. Депозитарий, предкладовая, кладовая ценностей Г-0,8 200
18. Серверная, помещения межбанковских электронных расчетов Г-0,8 400
19. Помещение изготовления, обработки идентификационных крат Г-0,8 400
20. Сейфовая Г-0,8 150
Учреждения общего образования, начального, среднего и высшего специального образования
21. Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, среднеспециальных и профессионально-технических учреждений В – на середине доски/Г-0,8 на рабочих столах и партах 500/400
22. Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумов и высших учебных заведениях Г-0,8 400
23. Кабинеты информатики и вычислительной техники В- на экране дисплея 200
24. Кабинеты технического черчения и рисования В-на доске

Г-0,8 — на рабочих столах и партах

500
25. Лаборантские при учебных кабинетах Г-0,8 400
26. Мастерские по обработке металлов и древесины Г-0,8 — на верстаках и рабочих столах 1000/200 300
27. Кабинеты обслуживающих видов труда Г-0,8 — на рабочих столах 400
28. Спортивные залы Г-0,0 – на полу

В – на уровне 2,0 м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения

200
29. Крытые бассейны Г – на поверхности воды 150
30. Актовые залы, киноаудитории Г-0,0 – на полу 200
31. Эстрады актовых залов Г-0,0 – на полу 300
32. Кабинеты и комнаты преподавателей Г-0,8 300
33. Рекреации Г-0,0 – на полу 150
Учреждения досугового назначения
34. Залы многоцелевого назначения Г-0,8 400
35. Зрительные залы театров, концертные залы Г-0,8 300
36. Зрительные залы клубов, клуб-гостиная, помещение для досуговых занятий, собраний, фойе театров Г-0,8 200
37. Выставочные залы Г-0,8 200
38. Зрительные залы кинотеатров Г-0,8 75
39. Фойе кинотеатров, клубов Г-0,0 – на полу 150
40. Комнаты кружков, музыкальные классы Г-0,8 300
41. Кино-, звуко- и светоаппаратные Г-0,8 150
Детские дошкольные учреждения
42. Приёмные Г-0,0 – на полу 200
43. Раздевальные Г-0,0 – на полу 300
44. Групповые, игральные Г-0,0 – на полу 400
45. Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые Г-0,0 – на полу 400
46. Спальные Г-0,0 – на полу 100
47. Изоляторы, комнаты для заболевших детей Г-0,0 – на полу 200
48. Медицинский кабинет Г-0,8 300
Санатории, дома отдыха, пансионаты
49. Палаты, спальные комнаты Г-0,0 – на полу 100
50. Классные комнаты детских санаториев Г-0,0 – на полу 500
Физкультурно-оздоровительные учреждения
51. Залы спортивных игр Г-0,0 – на полу/В-2,0
с обеих сторон на продольной оси помещения
200/75
52. Зал бассейна Г-поверхность воды 150
53. Залы аэробики, гимнастики, борьбы Г-0,0 – на полу 200
54. Кегельбан Г-0,0 – на полу 200
Предприятия общественного питания
55. Обеденные залы ресторанов, столовых Г-0,8 200
56. Раздаточные Г-0,8 200
57. Горячие цехи, холодные цехи, доготовочные и заготовительные цехи Г-0,8 200
58. Моечные кухонной и столовой посуды, помещения для резки хлеба Г-0,8 200
Магазины
59. Торговые залы магазинов: книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных ювелирных, электро-, радиотоваров, продовольствия без самообслуживания Г-0,8 300
60. Торговые залы продовольственных магазинов с самообслуживанием Г-0,8 400
61. Торговые залы магазинов: посудных, мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, электробытовых, машин, игрушек и канцелярских товаров Г-0,8 200
62. Примерочные кабины В-1,5 300
63. Помещения отделов заказов, бюро обслуживания Г-0,8 200
64. Помещения главных касс Г-0,8 300
Предприятия бытового обслуживания населения
65. Бани:
а) ожидальные-остывочные

б) раздевальные, моечные, душевые, парильные

в) бассейны

Г-0,8 150
Г-0,0 – на полу 75
Г-0,0 – на полу 100
66. Парикмахерские Г-0,8 500/300 400
67. Фотографии:
а) салоны приёма и выдачи заказов Г-0,8 200
б) съёмочный зал фотоателье Г-0,8 100
68. Фотолаборатория Г-0,8/В-1,2 (на экране дисплея) 400/200
69. Прачечные:
а) отделения приёма и выдачи белья Г-0,8/В-1,0 200/75
б) стиральные отделения: стирка, приготовление растворов,

хранение стиральных материалов

Г-0,0 – на полу 200
в) сушильно-гладильные отделения: механические, Г-0,8 200
г) отделения разборки и упаковки белья Г-0,8 200
д) починка белья Г-0,8 2000/750 750
70. Прачечные с самообслуживанием Г-0,0 – на полу 200
71. Ателье химической чистки одежды:
а) салон приёма и выдачи одежды Г-0,8 200
б) помещения химической чистки Г-0,8 200
в) отделения выведения пятен Г-0,8 2000/200 500
г) помещения для хранения химикатов Г-0,8 50
72. Ателье изготовления и ремонта одежды и трикотажных изделий:
а) пошивочные цехи Г-0,8, на
рабочих столах
2000/750 750
б) закройные отделения Г-0,8, на
рабочих столах
750
в) отделения ремонта одежды Г-0,8 2000/750 750
г) отделения подготовки прикладных материалов Г-0,8 300
д) отделения ручной и машинной вязки Г-0,8 500
е) утюжные, декатировочные Г-0,8 300
73. Пункты проката:
а) помещения для посетителей Г-0,8 200
б) кладовые Г-0,8 150
74. Ремонтные мастерские:
а) изготовление и ремонт головных уборов, скорняжные работы Г-0,8 2000/750 750
б) ремонт обуви, галантереи, металлоизделий, изделий из пластмассы, бытовых электроприборов Г-0,8 2000/300
в) ремонт часов, ювелирные и граверные работы Г-0,8 3000/300
г) ремонт фото-, кино-, радио- и телеаппаратуры Г-0,8 2000/200
75. Студия звукозаписи:
а) помещения для записи и прослушивания Г-0,8 200
б) фонотеки Г-0,8 200

Гостиницы

76. Бюро обслуживания Г-0,8 200
77. Помещения дежурного и обслуживающего персонала Г-0,8 200
78. Гостинные, номера Г-0,0 150

Жилые дома

79. Жилые комнаты Г-0,0 – на полу 150
80. Кухни Г-0,0 – на полу 150
81. Коридоры, ванные, уборные Г-0,0 – на полу 50
82. Общедомовые помещения:
а) помещение консьержа Г-0,0 – на полу 150
б) вестибюли Г-0,0 – на полу 30
в) поэтажные коридоры и лифтовые холлы Г-0,0 – на полу 20
г) лестницы и лестничные площадки 20
Вспомогательные здания и помещения
83. Санитарно-бытовые помещения:
а) умывальные, уборные, курительные Г-0,0 – на полу 75
б) душевые, гардеробные, помещения для сушки, одежды и обуви, помещения для обогревания работающих Г-0,0 – на полу 50
84. Здравпункты:
а) ожидальные Г-0,8 200
б) регистратура, комнаты дежурного персонала Г-0,8 200
в) кабинеты врачей, перевязочные Г-0,8 300
г) процедурные кабинеты Г-0,8 500

Прочие помещения производственных, вспомогательных и общественных зданий

85. Вестибюли и гардеробные уличной одежды:
а) в вузах, школах, общежитиях, гостиницах и главных театрах, клубах, входах в крупные промышленные предприятия и общественные здания Г-0,0 – на полу 150
б) в прочих промышленных, вспомогательных и общественных зданиях Г-0,0 – на полу 75
в) вестибюли в жилых зданиях Г-0,0 – на полу 30
86. Лестницы:
а) главные лестничные клетки общественных, производственных и вспомогательных зданий Г-0,0 — пол, площадки, ступени 100
б) лестничные клетки жилых зданий Г-0,0 – на полу 20
в) остальные лестничные клетки Г-0,0 – на полу 50
87. Лифтовые холлы:
а) в общественных, производственных и вспомогательных зданиях Г-0,0 – на полу 75
б) в жилых зданиях Г-0,0 – на полу 20
88. Коридоры и проходы:
а) главные коридоры и проходы Г-0,0 – на полу 75
б) поэтажные коридоры жилых зданий Г-0,0 – на полу 20
в) остальные коридоры Г-0,0 – на полу 50
89. Машинные отделения лифтов и помещения для фреоновых установок Г-0,8 30
90. Чердаки Г-0,0 – на полу 20

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Примечание: в таблице указаны оптимальные значения для определения требуемого уровня мощности освещения при установке ламп накаливания в качестве основного источника света в центре помещения. При установке люминесцентных ламп соответственно мощность ламп должна быть уменьшена в 5-7 раз, а светодиодных- в 10 раз. Более точно Вы сможете определить по упаковке для ламп, на которой, как правило, производитель указывает сколько ламп накаливания заменяет одна энергосберегающая.

Для приблизительного расчета необходимой мощности светильников рекомендую воспользоваться формулой: P=pS/N , где p – удельная мощность освещения Ватт на метр квадратный. Эта величина будет различной для каждого типа ламп и помещений, ее можно узнать из таблицы ниже приведенной.

Нормы освещения в квартире

Норма освещенности в квартире зафиксирована в СНиП. Освещенность характеризует световой поток на единицу площади, измеряется в люксах и должна составлять:
Санузел – от 200 Лк;
Прихожая, коридор – от 100 Лк;
Кухня, жилая комната – от 150 Лк;
Детская – от 200 Лк;
Кабинет – от 300 Лк.

Показателем эффективности и экономичности является светоотдача – отношение светового потока к мощности (лм/Вт). Для ламп накаливания этот показатель варьирует от 10,4 лм/Вт для сорокаваттных до 13,4 лм/Вт (при мощности 100 ватт). Галогенные лампы накаливания более эффективны, например, при мощности 42 Вт светоотдача составляет 15 лм/Вт. Самая высокая световая отдача у светодиодов: устройство мощностью 10 Вт создает световой поток в 860 лм, что эквивалентно 86 лм/Вт.

Нормы освещенности помещений: выдержка из стандартных требований

Если это светильники общего освещения, их угол должен быть не менее 30-40 градусов. Для местного освещения применяют светильники с рассеивающим отражателем и углом защиты не менее 40 градусов. Для административного помещения при осуществлении нормы освещения рекомендуется руководствоваться документом СанПин.

Каждая из ламп, используемых в быту имеет определенный световой поток, поэтому важно выбрать правильный источник света для жилых зон. Выполним расчет на примере комнаты площадью 10 кв. м. Берем из таблицы нормированный коэффициент, например, если у нас спальня, то коэффициент составит 10-20 единиц. Перемножаем оба числа и получаем значение мощности в 100-200 Ватт.

Санитарные нормы естественного освещения в квартире

Если дерево создает темную комнату только в вашей квартире, упирается ветками в оконные рамы, балкон, а при сильном ветре стучит в стекла ветками, то можно не заморачиваться созывом общего собрания жильцов и попробовать решить всё самостоятельно, обратившись в Роспотребнадзор.

  1. человек начинает чаще подхватывать инфекционные заболевания;
  2. не вырабатывается витамин D (очень важный для детей);
  3. появляется быстрая утомляемость, вы уже не сможете долго работать;
  4. ухудшается состояние кожи, снижаются ее защитный свойства;
  5. начинаете острее чувствовать особенности климата;
  6. даже может привести к прогрессированию кариеса.

Все статьи по ремонту

Поверхность влажности воздуха в жилом помещении регулируется разделом ГОСТ 30494-96, коэффициент указывается в процентах. Существует двум основных величины: оптимальная и допустимая. Оптимальная – сие плод вдохновения идеального в целях человека микроклимата. Допустимая – отходящая ото идеала, только мало-: неграмотный вредящая здоровью.

Собирательство норм и недреманное око вслед за их выполнением – каста серьезность возложена бери СанПиН. В первую цепь, регулируется кампания организаций, которые осуществляют задумывание и создание зданий, а как и учреждений, занимающихся обслуживанием ранее существующего жилого фонда. Подо приведенные вверху нормы попадают жилые на родине и квартиры, в которых челядь проживают неусыпно. В таком случае принимать получай школы, дачи, спортзалы и накипь сооружения их выходка безлюдный (=малолюдный) распространяется.

Расчет люменов на одного квадратного метра под разные помещения

Существующие нормы позволяют создать комфортный уровень освещения. Они приведены в люксах, которые при желании можно указать и в люменах.
Для расчета количества люменов необходимо руководствоваться ориентировочными методами. Используя параметры, указанные в таблице, можно приблизительно прикинуть то количество люменов, которое нужно, чтобы осветить один метр квадратный помещения с высотой потолка примерно в три метра.

Каждый из вышеперечисленных источников света имеет различные технические показатели освещенности. Самым главным параметром при оценке уровня освещения является световой поток, испускаемый источником света.
Указанные в таблице значения мощности осветительных приборов приведены для ламп накаливания, так как эти базовые нормативные документы разрабатывались еще до эпохи появления современных энергосберегающих технологий. Сегодня в доме обычные лампы накаливания уже практически не встречаются. Им на смену пришли светодиодные (led), люминесцентные и галогеновые источники света. При этом наибольшей популярностью пользуются именно светодиодные лампочки, так как они весьма экономичны в плане потребления электроэнергии, имеют лучшие технические показатели и больший период службы, чем остальные энергосберегающие источники света.
Световой поток измеряется в люменах. Значение светового потока можно отыскать на упаковке лампочек. При этом ставить вопрос относительно того, сколько необходимо люменов для освещения одного квадратного метра не всегда является корректным. Это связано с тем, что световой поток в данном случае отражает только конкретные возможности определенного источника света. При этом учет отдаленности от выбранного объекта освещения для комнаты не берется в учет. Поэтому тут рационально вводить такой параметр, как освещение. Он измеряется в люксах.

Как правильно сделать освещение в квартире

На кухне организация света должна быть равномерной и не сильно ослепляющей. Одного общего освещения в центре потолка будет недостаточно. Все функциональные зоны должны быть освещены, особенно основные рабочие места хозяйки: разделочный стол, место около раковины и плита.

При создании стильного, «живого» интерьера особую роль играет правильное освещение. Правильная организация света влияет на визуальное восприятие пространства, от которого зависит уют и комфорт в доме. Разберем некоторые правила организации освещения в квартире.

Расчёт светодиодного освещения в квартире

Существуют разные формулы расчета количества ламп и приборов. Многое зависит от их типа. Например, в точечных моделях обычно установлен всего один источник света, соответственно, чтобы рассчитать количество таких приборов, нужно разделить общую освещенность (Ф) на показатель светового потока одного излучателя.

Площадь комнаты и ее высота – ключевые факторы при определении достаточной яркости света. Многое зависит от типа освещения: основной свет; локальное; функциональное; декоративная подсветка. В нормах указываются разные показатели освещенности для некоторых комнат.

Нормы освещения

Данными нормами устанавливаются следующие минимальные значения освещенности рабочих площадей и рабочих поверхностей в квартирах типовых жилых домов (при использовании комбинированной системы освещения произвольных источников света): для письменных столов, столов для шитья и ручной работы – 300 лк, кухонной мойки и разделочного стола – 200 лк.

Осветительные системы учебно-производственных помещений, расположенных в корпусах средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ должны быть спроектированы по нормам, установленным для типовых производственных помещений. Эти нормы должны соответствовать стандартам, принятым для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, связи и служб коммунально-бытового обслуживания. При этом отраслевые нормы освещенности необходимо брать с поправкой (на одну ступень выше), если их величина составляет 300 лк и менее (для газоразрядных ламп) и 150 лк и менее (для ламп накаливания).

СанПиН: новые правила проживания в квартире

Уровень ЭМИ (электромагнитного излучения), согласно новой редакции СанПиН, должен оцениваться для каждой квартиры отдельно при условии, что все электроприборы обесточены. Таким образом, каждый собственник жилья самостоятельно принимает решение, какие электрические приборы ему необходимы для комфортного проживания, чтобы уровень излучения не нанес вреда здоровью.

СанПиН отныне не определяют минимальной высоты потолков в квартире. Эта норма была исключена из новой редакции документа, хотя ранее эта высота устанавливалась в 2,5м. Санврачи по-прежнему запрещают размещать жилые помещения в цокольных и подвальных помещениях здания, но общественного назначения – разрешено. Если высота жилого здания превышает 5 этажей, то в обязательном порядке должен быть предусмотрен лифт, позволяющий вмещать в себя инвалидную коляску. СанПиН отныне прописывают, что мусоропровод не должен находиться в доме или располагаться смежно с жильем, а мусорные баки должны устанавливаться не ближе 20 метров от детских площадок и не далее 100 метров от дома. Придомовая территория подлежит ежедневной уборке, а летом требуется проводить поливку клумб и газонов.

С развитием технического прогресса расширились не только грани человеческих возможностей, но и промежуток времени, когда люди занимаются активной деятельностью.

Раньше с восходом солнца вставали, делали все дела и с закатом ложились. А теперь световой день и период активности можно легко продлить с помощью выключателя на осветительном приборе.

Нормы освещенности. Что это такое?

От того, для какой цели будет использоваться помещение, зависит и то, сколько нужно для этого света. Очевидно, что на рабочем месте должно быть больше света, чем в небольшой кладовой комнате.

Как, что и каким образом должно освещаться, определяют несколько правовых документов. Главный среди них – СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

По нему проводят все расчеты при проектировании освещенности жилых помещений, образовательных учреждений, предприятий, витрин аптек и магазинов, вокзалов, парков, улиц и т. д.

Нормы освещения указываются в Люксах (Лк). Один Люкс соответствует одному люмену на квадратный метр. Для разных помещений есть свои нормы, которые указывают необходимое количество света. Они зависят от рабочей поверхности. В классе, например, это высота парты, в лифте – пол и т. д.

Как уже говорилось выше, при расчете количества света также учитывают характер процессов, которые будут выполнять в той или иной комнате, как часто и как долго. Для жилых помещений разработаны следующие нормы освещенности.

Как правильно рассчитать освещенность комнаты

Создавая проект освещенности жилого дома, зачастую руководствуются не какими-то строгими нормами, а личными ощущениями. Источники света размещают так, чтобы было достаточно светло, уютно и комфортно. Специалисты считают, что этот способ не всегда верен и лучше следовать нормам.

Но если вы все же решились настроить освещение самостоятельно, то есть несколько способов, которые помогут сделать это правильно.

Способ №1. Установить столько источников света, чтобы глазам было комфортно, – не тускло и не ярко. Чтобы придерживаться хоть каких-то расчетов, можно воспользоваться нехитрой формулой: на 1 кв. м – одна лампочка мощностью 25 Вт.

Способ № 2. Воспользоваться таблицей, в которой есть нормы освещенности в ваттах для жилых помещений. Ищете нужное помещение, норму для него и умножаете ее на количество квадратных метров.

Эта таблица подходит, если вы воспользуетесь обычными лампочками. Если выберете галогенные или люминесцентные, то учтите, что первые при такой же мощности дают в 1,5 больше света, а вторые – в 5 раз.

Например, вы посчитали, сколько нужно лампочек в спальню площадью 20 м2. Тогда 12 Вт/м2 умножаем на площадь и получаем 240 Вт. То есть для полноценного освещения вам нужно купить, как минимум, две лампы мощностью 100 и 150 ватт.

Если используем галогенные лампы, то 240 Вт делим на 1,5. Выходит 160 Вт. Значит, вам нужны три галогенные лампочки: две мощностью 50 Вт и одна – мощностью 60 Вт. По такому же принципу считают количество люминесцентных ламп. Делайте расчеты «с запасом», если декор и интерьер помещения выполнены в темных тонах.

В качестве осветительных приборов можно использовать люстры, как основной источник света, и торшеры, бра, настольные лампы – как дополнительный. Вы можете «распределять» между разными приборами лампочки разной мощности. Главное, чтобы освещение при этом было равномерным.

Способ №3. Подходит для расчета освещенности, если используются светодиодные лампы. Сначала вычисляют величину светового потока (в люменах, Лм), затем определяют количество светодиодных ламп.

Люмены считают так: норма освещенности (в Люксах), площадь помещения и коэффициент, зависящий от высоты потолка (от 2,5 до 2,7 метра; от 1,2 до 2,7–3 метров; от 1,5 до 3–3,5 метра; от 2 до 3,5–4 метров).

Способы автоматической оптимизации освещения в жилых помещениях

Несмотря на то, что теоретически всеми этими способами можно воспользоваться без помощи профессионалов, они не являются такими уж простыми. Крайне велика вероятность ошибиться и создать недостаточно или слишком яркое освещение.

Проще и качественнее оптимизировать освещение автоматически с помощью . Эти устройства определяют текущий уровень освещенности и, если он ниже заданного порога, включают светильники.

Еще один способ организовать – использовать комбинированные диммирующие датчики присутствия и диммируемые светильники. Подойдет, например, датчик .

Благодаря двум подвижным сенсорам освещенности эта модель позволяет измерять освещенность в конкретном месте, например, у окна. За счет этого у диммируемых светильников настраивается разная яркость – и каждая зона получает достаточное количество искусственного света.

При этом вы не тратите лишнюю электроэнергию, а соответственно, и деньги.

Создать равномерное освещение в доме в соответствии с заданными нормами вам помогут специалисты компании B.E.G. к нам, чтобы получить бесплатную консультацию профессионалов.

Не секрет, что при плохой освещенности на рабочем месте быстро устают глаза, а значит и в целом человек вернется после окончания рабочего дня домой более уставшим. Головные боли, общее ухудшение состояния организма, как физическое, так и психологическое, нарушения функции зрения – на все это влияет неправильно подобранный и выстроенный свет. Исправить это довольно просто, нужно лишь понять, как оптимально осветить свое рабочее место, зону отдыха и жилое помещение в целом, и каковы установленные нормы, регламентирующие этот параметр. Для этого и были разработаны стандарты строительных норм и правил (СНиП).

СНиП

СНиП – это документ, разработанный специально для стандартизации освещенности жилых и производственных помещений при строительстве. Но он также используется и для контроля в обжитых помещениях. Согласно ему, измерив уровень освещенности в любой из комнат при помощи люксметра, можно понять, нужно ли поменять лампы на более мощные или наоборот света в помещении слишком много. Ведь и излишек его ведет к неприятным ощущениям. Так какие же нормы освещения существуют для жилых помещений?

Жилые помещения

В квартире или собственном доме не меньше чем в офисе (а может даже и больше) требуется контроль за освещенностью. Нормы СНиП (как гласит таблица освещенности) для этих помещений (в люксах) таковы:

Офисные помещения

  • офис общего помещения с использованием компьютеров – 300 лк;
  • офис, в котором осуществляются чертежные работы – 500 лк;
  • зал для конференций, переговорная комната – 200 лк;
  • эскалатор, лестница – 50–100 лк;
  • холл, коридор – 50–75 лк;
  • архив – 75 лк;
  • подсобные помещения, кладовая – 50 лк.

Расчет освещенности

Уже стало привычным при приобретении ламп обращать внимание на маркировку силы светового потока. Как раз на основе этих данных и можно понять, подойдет или нет световой прибор для комнаты. Но как же понять, хватит ли на освещение жилого помещения светового потока лампы, если она указана в люменах, а требуется люкс? При расчетах 1 лм = 1 лк/кв. м.

Можно рассмотреть пример подобного расчета. Если допустить, что требуется освещение бани или бассейна с площадью 50 кв. м, тогда для начала необходимо норму, прописанную в СНиП умножить на площадь помещения, а значит 50 х 100 = 5 000 лк. Из чего делается вывод, что сила общего светового потока всех световых приборах помещения должна составить 5 000 лм.


Согласно таблице средних показателей светового потока различных ламп, для такого помещения потребуется либо 6 светодиодных ламп мощностью 12 Вт, либо 6 люминесцентных по 20 Вт, либо так же 6 ламп накаливания по 75 Вт, что в сумме составит 5 200 лм. Как можно понять, ничего архисложного в по норме нет. Конечно, вычисления по такой таблице усредненные, но ведь при приобретении лампы ничего не мешает посмотреть по маркировке силу ее светового потока.

Значимость света

В жизни человечества свет всегда играл важную роль, ведь до 91% всей информации мы получаем именно посредством зрения. А в наш век высоких технологий, при постоянной работе с компьютером сохранение острого зрения выходит на передний план.

Но, как оказалось, совсем не обязательно зрение человека ухудшится даже при условии того, что он работает за компьютером по 8 часов в сутки. Намного быстрее зрение испортится при ненадлежащем , где он проводит большую часть времени. А если добавить к ухудшению зрения еще и нервозность, испорченные семейные отношения – перечислять можно до бесконечности. Но ведь ничто не мешает заняться планированием освещения в своей квартире. Для этого нужно лишь правильно подобрать лампы, сделав предварительно нехитрые расчеты.

Квартиры может быть направленным, т. е. подающимся с потолочных светильников, бра и торшеров, а так же рассеянным. Такая подсветка стала в последнее время очень популярна. Смотрится на многоуровневых потолках она очень красиво, но сама по себе, без направленного света, обеспечить хорошее освещение комнаты не может, а потому используется лишь как дополнительный свет.


Влияние света

Конечно, наилучшим является естественное освещение комнаты. Именно поэтому при строительстве своих домов люди стараются сделать большими окна, которые обеспечат доступ большего количества естественного света. Но ведь ночью естественное освещение отсутствует. Вот потому в любом доме или квартире устанавливается такая подсветка, которая сможет быть конкурентоспособной или хотя бы похожей на естественную освещенность. Если же схожести нет, то при нахождении в таком помещении долгое время помимо чувства дискомфорта человек будет испытывать и другие нехорошие ощущения. А грозит это вот чем:

  • появление головных болей;
  • увеличение раздражительности;
  • снижение работоспособности;
  • возможность развития кожных заболеваний;
  • снижение остроты зрения;
  • появление проблем со сном;
  • иногда снижение аппетита.

Получается, что неправильная освещенность помещения, несоблюдение норм в первую очередь скажется на здоровье. А первые, кто почувствует на себе все проблемы – это дети. В их случае нарушения функций организма ввиду неправильного освещения могут стать иногда даже необратимыми. Следовательно, в жизни человека освещенность, особенно искусственная, играет огромную роль, причем с точки зрения и физиологии, и психологии.

СНиП на производстве


Очень важным фактором, который отвечает и за выработку, и за безопасность на производстве, конечно же, являются нормы освещения. Необходимо попробовать понять, почему же уменьшается количество брака, улучшается внимательность и снижается травмированность персонала после обычной проверки освещенности и замены ламп на более мощные.

Благодаря многочисленным исследованиям удалось выяснить, что нарушения техники безопасности и технологии производства чаще всего происходят не из-за злого умысла или человеческого фактора, а именно из-за нарушения стандартов строительных . Как оказалось, зрительный аппарат человека при снижении уровня света также снижает функционал своей работы. Существуют следующие данные, характеризующие зрительную работу:

  • при общей освещенности в 5 000 люкс зрительный аппарат работает с наивысшей точностью;
  • 1 200 – очень высокая точность;
  • 750 – высокая точность;
  • 200–300 – средняя точность;
  • 150–200 – низкая точность.

Отсюда вывод, что как бы работодатель ни поощрял работников за отлично выполненную работу или как бы ни наказывал за брак – если нормы освещенности офиса или производственных помещений не соблюдены, толку от его действий будет мало.

Подводя итог

Конечно, стандарты строительных норм и правил в области освещенности – величины средние, и каждый сам решает, какие световые приборы устанавливать в своей квартире и какой они будут мощности. Но не следует забывать, что нормы разрабатывались с учетом многих показателей и исследований. Вполне приемлемо, если освещенность помещения будет немного выше параметров, изложенных в СНиП, но всему есть предел.

Не стоит устанавливать в комнате прожектор, который будет выдавать световой поток, режущий глаза. И уж конечно не добавит здоровья освещение, при котором придется напрягаться при чтении. Так что же главное в планировании освещения помещения? Еще несколько советов:

  • Нужно максимально ровно распределить светильники. Наилучшим вариантом будет использовать точечное освещение, которое равномерно распределено по всему потолку.
  • Избавиться от резких переходов из темного в светлое, а также от мерцания.
  • Свет от источника должен быть приятным для глаз.
  • Также приятен должен быть и спектр цвета.
  • Свет не должен ослеплять.
  • Насколько возможно меньше теней.
  • Не нужно забывать о параметрах светоотражения мебели, потолков и стен.

При соблюдении всех правил и норм не придется после кусать локти, стоя в очереди к врачу-окулисту или будучи на приеме у психолога. Ведь главное – это здоровье, свое и семьи.