Почему человек двигается и что такое судороги? Презентация по окружающему миру на тему

Почему человек двигается и что такое судороги? Презентация по окружающему миру на тему "Как человек двигается" (4 класс) Презентация как человек двигается.

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Как человек двигается».

Цели урока: выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Планируемые результаты

  • предметные : знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, видеоролик о движении человека, карточки для групповой работы, памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

Встаньте, пожалуйста, те…

У кого сегодня хорошее настроение!

Кто является старшим ребенком в семье!

Кто любит животных!

Кто любит двигаться и играть!

Кто готов начать работать!

Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого определите тему урока.

Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы с помощью физических движений.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: работа с рисунками в учебнике.

Практич .: изучать правила для поддержания правильной осанки.

Практич.: работа в группах.

≈30

Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

Названия каких костей вы знаете?

Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

Как вы думаете, а для чего нужен череп?

Позвоночник?

Грудная клетка?

Выскажите предположение о их назначении.

А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

Верны ли были ваши предположения?

А что даёт нам возможность стоять и ходить?

Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

Почему? (им приходится удерживать всё тело)

К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Прочитайте эти правила.

Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

А сейчас поработаем в группах.

Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.

Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать рисунки и анализировать их.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

Сдайте листочки.

Спасибо за урок!

Если мышца-сгибатель_______, то мышца-разгибатель________, и наоборот.

Осанка человека голова приподнята грудная клетка развернута, плечи- на одном уровне;

Как правильно сидеть за школьной партой: 1.Обе ноги должны твердо стоять на полу. 2.Спину необходимо держать ровно, руки – на столе, не опираться грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь. 3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и от освещения рабочего места. Свет должен падать с левой стороны.

1. Что позволяет человеку выполнять различные движения? 2. Как мышцы прикрепляются к кости? 3. Почему мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук?

Череп Создаёт опору всему скелету Плечевой пояс Защищает головной мозг Грудная клетка Обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем Позвоночник Даёт опору внутренним органам Тазовый пояс Обеспечивает прочность и подвижность ноги Скелет ноги Защищает сердце и лёгкие



Как человек двигается?
Человеческий организм

Тема сегодняшнего урока: «Как человек двигается?». Мы поговорим об опорно-двигательном аппарате человека, узнаем, из каких частей он состоит.

Прощупаем правой рукой ладонь левой руки. Мы почувствуем мышцы и кости. В теле человека более двухсот костей. Они образуют скелет человека, который одет мышцами, которые составляют почти половину веса тела человека. Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза, и не смог бы стоять, двигаться. Костная и мышечная системы дают опору тела человека и помогают ему двигаться. Это опорно-двигательный аппарат человека. Рассмотрим рисунок скелета, выясним названия его частей и их назначение (рис. 1).

Рис. 1. Скелет человека ()

Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.

Движение тела человека происходит при участии костей, их соединений и скелетных мышц (опорно-двигательная система). Кости скелета выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами. Кости поддерживают тело в вертикальном положении, образуют вместилища для внутренних органов (череп, грудная клетка, кости таза). Все кости нашего скелета парные, за исключением 33-34 позвонков.

Кости состоят из плотного и губчатого вещества, которое образовано большим количеством костных перекладин. Между ними находится костный мозг. Расположение и направление этих перекладин зависит от функции кости.

Снаружи кость покрыта надкостницей, которая обеспечивает ее восстановление в случаях переломов. Различают длинные кости (бедренная, плечевая), короткие (кости запястья) и плоские (кости черепа, таза}.

В местах соединения кости покрыты хрящом, который сглаживает неровности трущихся поверхностей. Чем больше нагрузка на сустав, тем больше толщина суставных хрящей. Движущиеся части смазываются желеобразным веществом, чтобы избежать нежелательного трения.

Тело удерживает равновесие с помощью скелетных мышц. Скелетные поперечно-полосатые мышцы называются произвольными, потому что они сокращаются по желанию человека. Другой вид мышц - гладкие - непроизвольные, так как они не находятся под контролем нашего сознания. Этими мышцами образованы стенки полостных органов и сосудов. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий - блестящих пучков белого цвета.


Смотрите также: Можно ли определить возраст и пол по костям скелета?

Комментарии посетителей сайта:

КАК ЧЕЛОВЕК ДВИГАЕТСЯ Цели: 1. Формировать новые анатомо­физиологические понятия: значение опорно­ двигательной системы, строение и особенности скелета человека, суставы, свойства костей, основные группы мышц, работа мышц; гигиенические понятия: первая помощь при травмах, значение спорта для правильного формирования скелета и мышц, правила предупреждения искривления позвоночника. 2. Развивать познавательный интерес к предмету. О б о р у д о в а н и е: схемы, иллюстрирующие строение опорно­двигательной системы; учебное пособие «Скелет» из кабинета биологии; деревянные бруски с отверстиями, винтами и гайками и пружины для моделирования суставов. Х о д у р о к а I. Организационный момент. II. Постановка проблемы и актуализация знаний. Проблемная ситуация. Чтение высказывания на с. 6. Вопрос: Как же мы ходим? Актуализация. Прежде чем ответить на проблемный вопрос, учащиеся вспоминают, что им уже известно об этом. Учитель. Как животные двигаются? Какие органы при этом участвуют? Дети. Животные обладают способностью двигать одни члены своего тела относительно других. У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Учитель. Какой скелет бывает у животных? Дети. Если животное имеет жесткий скелет, в нем для движения должны быть подвижные суставы. Учитель. Из чего состоит опорно­двигательная система человека? Дети. Из скелета и мышц. Учащиеся определяют тему урока. Дети. Сегодня на уроке мы узнаем, как человек двигается. III. Совместное открытие знаний. Учитель. Давайте познакомимся со строением скелета более подробно. (Задание на с. 17.) Учитель. Какие части можно выделить в скелете человека? Дети. Череп, плечевой пояс, грудная клетка, позвоночник, тазовый пояс, скелет, ноги. Учитель. Из чего состоят эти части? Дети. Из костей черепа, позвонков, ключицы, плеча, ребер, костей предплечья, костей кисти, бедра, костей голени, костей стоп. Учитель. Какое значение имеют эти части? Дети. Череп защищает головной мозг, позвоночник создает опору всему скелету, плечевой пояс обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем, грудная клетка защищает сердце и легкие, тазовый пояс дает опору внутренним органам, скелет ноги обеспечивает прочность и подвижность ноги. Учитель. Какую основную роль выполняет весь скелет? Дети. Служит опорой нашему телу. Учитель. Какими свойствами должны обладать кости, образующие скелет? Дети. Кости должны быть прочными. Работа с рисунком на с. 18. «Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя ее масса всего 0,2 кг». Учитель. Почему случаются переломы? Дети. Переломы случаются при неправильных нагрузках. Работа по заданию на с. 18–19. Дети рассматривают рисунки и придумывают подписи к ним в виде советов. Учитель. Почему возникает искривление позвоночника? Дети. Неправильное положение позвоночника. Учитель. Как кости соединяются друг с другом? Дети. Суставом, мышцами, сухожилиями. Учитель. Если бы опорно­двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? Дети. Нет. Учитель. Какова роль мышц в организме? Дети. Мышцы – органы тела, способные сокращаться и приводить наше тело в движение. Учитель. Как вы думаете, достаточно ли одной мышцы, чтобы заставить нормально двигаться кости, соединенные в суставе? Дети. Нет. Недостаточно. Практическая работа. Конструирование модели сустава. Учащиеся должны связать функции костей с деревянными брусками на модели, а функции мышц – с пружиной. Учитель. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? Дети. Мышцы спины и ног развиты сильнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине. IV. Самостоятельное применение знаний. Учащиеся решают кроссворд. 6С У 3Ч 4П 5Б С 1С 2К Е Л Е Т Е Д А Т О Р О С Е Ч Р В П Т П О О А И 1. Часть скелета, опора для ноги. 2. Составная часть скелета. 3. Отдел скелета, защищающий мозг. 4. Часть скелета руки. 5. Часть скелета ноги. 6. Подвижное соединение костей. Учитель. Какие органы защищены разными отделами скелета? Дети. Череп защищает мозг. Грудная клетка защищает легкие и сердце. Тазовые кости защищают почки и мочевой пузырь. Позвоночник защищает спинной мозг. V. Подведение итогов. Учитель. Как человек двигается? Дети. Сочетание твердых костей и эластичных мышц может обеспечить движение такого крупного существа, как человек. Домашнее задание. Вопрос со звездочкой к теме 3.

1. Напиши, какие органы защищены разными частями скелета.

Череп защищает головной мозг
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие
Тазовый пояс защищает органы выделения, кишечник
Позвоночник защищает спинной мозг

2. Расположи названия разных частей скелета (череп, голень, позвоночник, стопа, бедро) в таком порядке, в каком верхняя часть опирается на нижнюю.

3. Раскрась рисунки школьников, поступающих разумно. Сделай подписи в виде советов.

За столом сиди прямо, не горбись! По утрам не забывай делать зарядку! Двигайся!

4. Объясни работу мышц в локтевом суставе. Напиши, где работают мышцы-сгибатели, а где - разгибатели

5. Зачеркни рисунки, на которых ребята поступают неправильно. Напиши разумные советы.

Разумные советы: На бегу не забывай смотреть под ноги . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся перетерпеть а срочно обращайся к врачу .

6. Поработайте в паре. Один пусть подпишет, где изображена ходьба, а где бег. Второй пусть допишет фразы и определит, чем они различаются.

При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой стоит на земле , а при беге есть моменты, когда человек не соприкасается с землёй .

7. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? (Вставь нужные слова.)

Мышцы спины и ног развиты лучше , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном (прямом) положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине .