Описание тонкого из рассказа толстый и тонкий. Сравнительная характеристика толстого и тонкого

Описание тонкого из рассказа толстый и тонкий. Сравнительная характеристика толстого и тонкого

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

Характеристика Толстого и Тонкого из произведения А. П. Чехова "Толстый и Тонкий".
Заголовок, как вечно, очень точный. Уже из него мы узнаем о первостепенных действующих лицах. Но сразу интересная особенность. Автор не дает героям конкретных имен: данная характеристика (толстый и тонкий) позволяет нам узнать намного больше. В названии заложен смысл произведения. Мы сразу можем представить, что толстый - важный человек, может быть, занимающий высокую пост, а тонкий является мелким чиновником. Тут мы уже видим свойственную Чехову лаконичность. Он сам писал: "Умею коротко изрекать о длинных вещах". Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.
Действие начинается внезапно: "На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий". Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы видим, что встретились старые знакомые, а по их речи можно понять, что герои были в хороших отношениях. Тонкий запинается от волнения, они дружески приветствуют приятель друга. Читаешь" и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. Для показа настроения автор использует восклицательные предложения. "Приятели троекратно облобызались и устремили приятель на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены", - замечает автор.
Чехов не описывает наружность, он обращает внимательность на главное: "Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.. . Тонкий же.. . был навьючен чемоданами, узлами и картонками". Чехов использует метафоры (например, лоснились губы) , сравнения (например, как спелые вишни) , эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. Каждое слово, каждая безделица раскрывает образ героев произведения.
Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации неожиданно приходит развязка. Оказывается, что толстый "уже до тайного дослужился". Стоит тонкому узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается теперь ещё чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: "Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... " А дружественное обращение "милый мой" быстро заменяется на "Ваше превосходительство". Тонкий вдруг стал часто прибавлять "-с", да и прежних восклицаний поубавилось.
Толстому более того не понравилось "это чинопочитание". Он бросает: "Ну, полно! Для чего тот самый тон? " А тонкий уже не может по-другому. Чехов продолжает: "На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".
Картина смешна до абсурда. Когда "приятели" прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Она смешна, но и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить большое социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий" актуален и в данный момент, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни.

В рассказе А.П. Чехова главные герои - два друга детства, Миша и Порфирий. Название произведения имеет двойственный характер. Автор показывает нам как внешность героев, так и их характер. Тонкий Порфирий был представителем «маленьких людей», с детства получивших воспитание о смирении и чинопочитании. Толстый Миша - человек, имеющий высокий ранг, но к другу детства относится, как к равному себе.

Объединяет этих двоих то, что они оба примерно средних лет, получили начальное образование, и у них есть много общих воспоминаний о своей детской дружбе.

Если о семейном положении тонкого из рассказа все ясно, так как он был на вокзале с женой и сыном, то есть ли семья у его друга не известно. Общее у них и то, что оба они служат чиновниками, но отличие в том, что ранг у них разный. Если тонкий Порфирий носил низкий чин коллежского асессора, то толстый Миша дослужился до тайного советника, ранг которого намного выше, чем у его друга. Количество орденов у этих друзей разное: у Порфирия один, а у Миши два.

Достаток у друзей тоже разный. Порфирий получает небольшое жалование, и ему приходиться подрабатывать, собственноручно изготавливая из дерева портсигары. И жена тонкого тоже работает, преподавая музыку. Толстый Миша как видно из рассказа имеет не маленький достаток, так как от него пахло хересом и духами. Да и от безденежья толстым не станешь.

Различие между тонким и толстым заключается в их отношении к дружбе, чинам и рангам. Тонкий Порфирий при первых моментах встречи ведет себя по отношению к толстому как друг далекого детства, а когда узнает, что у толстого чин намного выше, чем у него самого, резко меняет свое поведение. Облик и выражение лица тонкого резко изменяется, толстому показалось, что из его глаз посыпались искры, и сам он вдруг стал согнутым и маленьким. И даже его жена и сын своим видом и поведением показывали свое чинопочитание.

Перед толстым стояли люди, которые были приучены к раболепскому почитанию, не верили в себя - и в итоге перебивались, как могли. Даже когда Миша открывает им свои объятия, они не реагируют на его дружеское отношение. Обращаться Порфирий к Мише стал на «вы». Из друга стал похожим на человека, который стоит со своим прошением перед большим чиновником. Тонкий стал показывать чинопочитание к человеку, которого еще пару минут назад обнимал и называл другом детства, с которым росли и учились. Для толстого такой поворот стал неожиданным, перед ним стоял уже не друг, а маленький человечишка, который раболепствовал перед ним. Толстый пытался объяснить тонкому, что он ему друг, а не чиновник большего ранга. Мише не нравиться такое поведение друга детства, лицемерия он не выдерживает и уходит. Толстый в рассказе показан человеком считавшим, что чинопочитания в дружбе не должно быть.

Чехов в рассказе поддал критике тип людей, которые с детства приучались к чинопочитанию.

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.

Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция , выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д"оранжем», от «тонкого» - «ветчиной и кофейной гущей».

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля .

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»